Irvuz

Основные положения индивидуальной психологии

Индивидуальная психология Адлера

Основные положения индивидуальной психологии

Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.

Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.

Последние годы жизни Альфред Адлер провел в США, где индивидуальная психология снискала значительную популярность в довоенное время и первое послевоенное десятилетие. Сейчас внимание к этой концепции на Западе снова начинает возрастать.

Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.

Основные положения концепции

Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.

Позже в своих работах Адлер будет подчеркивать значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отведет ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна.

В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу.

Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности.

Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения.

Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Чувство общности.
  • Чувство собственной значимости.
  • Чувство неполноценности.

Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность.

Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других.

Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.

Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?

Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к труду.
  • Отношение к окружающим.

Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.

Рекомендуем: Что такое гиперкомпенсация?

Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

Типология личности по Адлеру

Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития.

Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента.

Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.

3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться.

Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества.

Такой тип становится воплощением психологической зрелости. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/individualnaya-psixologiya.html

Возникновение и теоретические основы индивидуальной психологии А. Адлера

Основные положения индивидуальной психологии

Исследования личной оценки самого индивидуума, людей вокруг, социального уклада и влияния его на отдельно взятого человека велись многими психоаналитиками. Однако роль первооткрывателя в создании убедительной теории, объясняющей особенности индивидуального психологического развития, принадлежит Альфреду Адлеру.

Его наблюдения и размышления легли в основу стройной системы представлений о взаимоотношениях личности и общества. А. Адлер стремился найти способ оказать помощь людям, страдающим неврозами, нарушениями сна, желающим изменить себя и свое отношение к окружающему миру, расширить свое психологическое пространство.

Изучение прошлого для обустройства будущего –вот основной принцип теории индивидуальной психологии.

Полярные теории ученика и учителя

Известно, что А. Адлер был учеником З. Фрейда. Точка зрения на психологию индивидуума Зигмунда Фрейда заключается в признании доминирующей роли рефлекторных желаний и имеет естественнонаучное обоснование.

Интересно, что он, считаясь до сегодняшнего дня учителем последующих аналитиков и психологов, в вопросе взаимоотношения личности и общества не является основоположником одного из самых популярных учений. Оно было разработано его учеником Альфредом Адлером.

На этапе становления и формирования собственных идей, посвященных анализу психологии индивида, Адлер опирался на позицию Фрейда. Однако со временем он создал не просто другую теорию, а совершенно противоположную.

Зигмунд Фрейд не терпел возражений, не допускал возможности пересмотра своей точки зрения, поэтому все его ученики рано или поздно уходили в самостоятельное плавание. Так, например, Юнг и Адлер, изменив своё отношение к гениальности и непревзойдённости Фрейда, ушли от него, демонстративно «хлопнув дверью».

Основным «камнем преткновения» стал различный взгляд на отношения индивидуума и общества. З. Фрейд считал, что личностью управляют бессознательные рефлексы и желания. «Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное.

Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование» [1]. Однако Адлер имел полярные взгляды.

Он выдвинул гипотезу, что людьми в большинстве случаев движут социально обусловленные мотивы. Что за ихпоступками стоит врожденный социальный инстинкт, заставляющий отказываться от личных желаний в пользу общественных установлений.Основной спор между психологическими школами А. Адлера и З.

Фрейда развернулся вокруг адлеровской концепции «мужского протеста», (одно из понятий индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее стремление ребенка преодолеть чувство неполноценности. Ощущение собственной слабости воспринимается ребенком как проявление женственности, а борьба против слабости как выражение мужественности.

И мальчики, и девочки реагируют на свою слабость одинаково: ее признание означает действие по-женски, ее неприятие и протест – действие по-мужски. В основе «мужского протеста» не сексуальность, а социальная оценка) которую он представил на еженедельных встречах Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы.

Оба светила психологии были близки в своих оценках важности сексуальной жизни человека, но А. Адлер (в отличие от З. Фрейда) не считал ее роль главенствующей.

Зарождение теории индивидуальной психологии

По мнению многих, теория индивидуальной психологии в интерпретации Адлера является продолжением психоаналитического учения Фрейда. О работе своего ученика Фрейд высказывался весьма неуважительно, утверждая, чтовсю теорию Адлера можно «освоить за две недели, потому что здесь нет необходимости знать столь уж много» [2].

Однако Адлеру потребовалось 40 лет, чтобы сделать свою теорию ясной и доступной. Противоположные позиции учёныхотразились в вопросах влияния общества на личность.

Адлер считал особенно значимой роль общества в формировании личности.

С Фрейдом он был солидарен только в том, что любые особенности психологической характеристики индивидуума обусловлены его детством, особенно ранними его периодами, начиная с рождения.

«Не бывает случайных воспоминаний: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им, как связанные с его нынешним положением.

Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя к встрече с будущим, используя уже проверенный стиль действий»[3].

Адлер был не только теоретиком, но и практиком. Его интересовала не философско-научная сторона вопроса, а практические действия, целью которых являлось оказание помощи человеку, неудовлетворённому своимиотношениями в обществе. Его теория подкреплялась наблюдением за поведением людей.

Думается, он заметил, что некоторые заболевания доставляли человеку крайнее беспокойство,чувство тревоги, вызывали стресс, а другие, не менее серьёзные, практически ими не замечались.

Адлер обнаружил сходство между работой физиологических систем организма, их способностью к компенсации, и процессами в душевной жизни человека.

По всей вероятности, отложив биологическую подоплёку, Альфред Адлер задумался над аналогичным характером развития психики индивидуума. Он выдвигает предположение: еслинекоторые физические недостатки можно ликвидироватьс помощью регулярных тренировок, то психологический изъян тоже можно исправить с помощью постоянных занятий.

В большинстве случаев приобретённую или незначительную физическую неполноценность удавалось компенсировать благодаря лечению.

Но заболевания, возникшие в результате врождённой или приобретённой серьёзной патологии, не поддавались лечению и компенсировались развитием других частей тела и органов.

Исходя из того, что психические отклонения были часто связаны с детскими ощущениями и восприятиями, Адлер развивает свою теорию индивидуальной психологии.

Положения индивидуальной психологии

Сформулированные А. Адлером положения индивидуальной психологии и его исследования, базирующиесяна них, помогли существенно скорректировать систему образования, в частности,подготовку педагогического состава.

Эта теория открывала многие тайны поведения детей в обществе,в окружении своих сверстников и учителей.Лечение неврозов также стало более эффективным, так как удалось понять природу их возникновения и развития.

Первыми работами в этом направлении были: «Врач как воспитатель» (1904), «Учение о неполноценности органов» (1907).

Главные положения тории А. Адлера:

  • Неполноценность и тяга к компенсации. Адлер считал, что чувство неполноценности зарождается в детстве. Ребенок беспомощен и требует родительской опеки. Он переживает длительный период зависимости и ощущает себя неполноценным членом общества. Отсюда – долгая и активная борьба за достижение превосходства и стремление к безупречности.

    Тягу к превосходству Адлер считал доминирующим мотивом в жизни человека, направляющим все его действия на преодоление ощущения неполноценности и упрочения чувства превосходства. При слишком большом ощущении неполноценности появляется соответствующий комплекс.

  • Стремление к превосходству. Адлер полагал, что тяга к идеалам естьу всех людей с рождения.

    Но для реализации потенциала индивида это чувство необходимо воспитывать и развивать. Такую возможность человек имеет с пятилетнего возраста, когда формируется жизненная цель. В этом возрасте она ещё нечеткая, тем не менее, является камертоном всего дальнейшего поведения и целей.

  • Единство стиля жизни.

    «Эти положения могут помочь в определении жизненного стиля человека, в установлении тех влияний, которые действовали на него в процессе его формирования, и в обнаружении внешних проявлений жизненного стиля в решении задач жизни. Схема эта не формальна, и необязательно жестко следовать ей.

    Помимо всего прочего, она может послужить проверкой и обобщением понимания читателя принципов Индивидуальной психологии»[4].

  • Творческое начало. Здесь воплощено все, что дает смысл жизни. Адлер утверждал, что творческие способности личности влияют на формирование стиля жизни, человек может самостоятельно принимать решения, неся ответственность за своё поведение.

    Творческое «Я» способствует развитию социального интереса, от него зависит цель жизни человека и метод её достижения. Эта же сила влияет на восприятие, память, сны, фантазии.

  • Общественное ощущение или социальный интерес.

    Психолог считал, что предпосылки социального интереса имеют врождённое происхождение, каждый человек обладает им в какой-то степени по своей природе, а не в результате образования привычки. Как и другие врожденные склонности, социальный интерес необходимо развивать и воспитывать.

  • Фиктивный финализм. По мнению учёного, индивид сам определяет цели и его поведение будет им подчинено.

Список литературы:

  1. Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск, 1997.
  2. Шульц Д. П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб, 2002.
  3. Адлер A. (дополнить названием книги без кавычек) Место издания. 1932.
  4. Адлер А. (дополнить названием книги без кавычек) М., 1995.

Наталья Москвина
Писатель, аналитик

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/adler/172-the-emergence-and-basis-of-individual-psychology-a-adler

ovdmitjb

Add comment