Irvuz

Основные группы профориентационных методов

Методы профориентации

Основные группы профориентационных методов

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил как свой характер, так и свои цели. Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть очень высоким.

И поэтому особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы, конечно же, является помощь учащимся с выбором как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности. Также такая работа ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применятся в воспитательной работе.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются трудности в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

Профориентация младших школьников (1-4 класс).

цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

Профориентация для школьников 5-7 классов.

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

Профориентация школьников 8-9 классов.

Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся.

Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности.

Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

Старшеклассники (Класс 10-11).

Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

Основные методы профориентации школьников

  1. Информационный. К такому методу можно отнести профессиограмму, представляющую собой краткие описания различных профессий. Однако трудно назвать такой метод успешным, ведь он с трудом воспринимается учениками и требует поиска все же более компактного и увлекательного описания.
  2. Реклама и агитация.

    Такой метод может быть успешным в том случае, ели реклама будет достаточно привлекательной для школьников, а информация, предоставленная в ней – полностью достоверной.

    В таком случае именно реклама может помочь зародить интерес к определенному высшему учебному заведению, показать реальную актуальность данной профессии, а также заставить ученика заняться самоанализом и саморазвитием с целью поступить туда, куда он задумал.

  3. Экскурсии на предприятия.

    Это самый наглядный способ ознакомления с будущей профессией. Но даже здесь есть свои нюансы: экскурсии могут быть эффективными лишь при условии подбора действительно квалифицированного экскурсовода или ведущего, который сможет пояснить детям все детали и нюансы того или иного производства.

  4. Справочная литература и познавательные лекции.

    Второе имеет более сильное влияние, нежели первое. Но литература также должна находиться в школе в достаточном количестве.

  5. Использование СМИ. Это может быть достаточно эффективным методом, но при условии учета специфики средств массовой информации.

Интерактивные методы профориентации

Одним из современных методов оказания помощи при выборе профессии является интерактивный метод. Он подразумевает под собой некую взаимную деятельность.

Такие методы представляют собой моделирование самых различных жизненных ситуаций с дальнейшим совместным решением проблем.

Благодаря им можно создать атмосферу сотрудничества, выработать определенные ценности у подростков, а также сформировать некие навыки и умения.

К интерактивным методам относятся деловые игры, различные тренинги по данной тематике. Также к ним можно отнести проект по профориентации и т.д. Именно они позволяют современному подростку более полно узнать о профессиях и, к тому же, с помощью игровой формы узнать обо всех нюансах и тонкостях той или иной профессиональной деятельности.

Профориентационный тренинг

Это один из самых эффективных активных методов профессиональной работы со школьниками. Помимо того, что  сего помощью учащийся может получить всю необходимую информацию по теме, он также позволяет на месте выявить проблемные стороны в процессе выбора, найти пути и решения, а также просто развить коммуникативные навыки.

Профориентационный тренинг представляет собой использование совокупности самых разных, но наиболее эффективных методов, среди которых психотерапевтический, обучающий и психокоррекционный. Такой тренинг направлен на самопознание, на развитие профессиональных навыков и коммуникативных умений.

Активные методы профориентации

Такие методы не просто позволяют найти проблему в профессиональном определении подростка, но также дают ему всю необходимую базу информации для её решения. К активным методам можно отнести следующие:

  • Профориентационные игры – обычно очень динамичные, проводятся в рамках урока и соответственно в стенах школьного учреждения. Они предполагают работу с целым классом.
  • Активизирующие опросники – они представляют собой тесты, главная цель которых состоит в том, чтобы заставить ученика задуматься о скучных и неинтересных вопросах. И, как ни странно, но если такие вопросы во время обычной дискуссии могут показаться не заслуживающими внимания подростка, то обычно, выполняя письменную работу по этим вопросам, он более углубляется в тему и проблему через заполнения бланков.
  • Бланковые игры – в процессе таких игр психолог ведет свою игру на доске, а каждый ученик ведет её на своем собственном бланке. Игры проводятся всем классом и позволяют смоделировать нравственные аспекты некоторых популярных и достаточно престижных профессий.
  • Ценностно-смысловые опросники – здесь главный акцент ставится на личностное самоопределение, а также на его нравственные аспекты. Опросники, в основе которых тема самоопределения в профессии, должны также содержать игровые элементы, способные заинтриговать учащегося и затронуть те вопросы, о которых в живом разговоре говорить не нужно.
  • Бизнесс-игры – наверное, одни из самых интересных и необходимых методов в данной экономической и политической ситуации. Такие игры способны развивать у учеников умение к творческому мышлению, способность быстро принимать решение и действовать, а также аргументировать свою собственную позицию. А это практически все то, чего обязательно требует от молодого специалиста современный рекрутер.
  • Виртуальные кабинеты профориентации – на сегодняшний день самый простой, и не менее эффективный инновационный метод. Его преимущество заключается в том, что он вызывает наибольший интерес у детей, так как напрямую связан с современными информационными технологиями. Куда проще и интереснее ребенку сейчас ознакомиться миром профессий, получить их описание и информацию о соответствующих вузах, просто кликая мышкой за компьютером. Подросток может заняться решением своего вопроса в любое удобное для него время и сам вправе выбирать, с чем и когда ему знакомиться. На таких сайтах обычно, помимо информации, можно найти профориентационные, а также психологические тесты и даже получить онлайн-консультацию психолога, что помогает решить многие проблемы профориентации.

В заключение следует сказать, что профориентационная работа в школе должна быть непрерывным процессом, который берет начало в первом классе и не прекращается до самого выпуска школьников.

Она также должна учитывать как развития и изменения на рынке труда, так и появление новых технологий и методов. И не важно, куда будет поступать ученик в будущем – в медицинский, гуманитарный или технический ВУЗ или же вовсе другое учебное заведение – главное, чтобы этот выбор был осознанным и правильным.

Источник: https://WorkKing.ru/proforientatsiya/notes/metody.html

Особенности профессиональной ориентации

Чтобы определить склонность человека к конкретному виду деятельности, т.е. к профессии, сегодня применяются, главным образом, специализированные тесты, проводимые в школах с учениками старших классов. Кроме того, особые тесты есть и у центров трудоустройства.

Но чтобы суметь выбрать подходящую профессию, у человека должна быть сформирована привычка делать выбор и быть ответственным за то, что за этим выбором следует, независимо от того, предсказуемыми были последствия или нет.

Таким образом, профориентация состоит из нескольких составляющих:

  • Профессионального воспитания, посредством которого в молодёжи взращивается трудолюбие, профессиональная ответственность, работоспособность, склонности и способности
  • Профессионального просвещения, посредством которого молодёжь обеспечивается данными о вариантах профессий, возможностях ими предлагаемых и учебных заведениях
  • Профессионального консультирования на тему выбора профессии, возможности получить профессиональную подготовку и устроиться на работу
  • Профессионального развития личности и поддержки профессиональной карьеры, куда также входит смена профессии и профессиональная переподготовка

Для качественного осуществления профориентации необходимо понимать социально-экономические характеристики разных профессий, знать перспективы их развития и районы, где они наиболее актуальны, уровень заработка профессиональных специалистов, способы получения квалификации, карьерные перспективы и характеристики рынка труда. Данную функцию выполняют информационно-справочные просветительские методы.

Информационно-справочные просветительские методы

Информационно-справочные просветительские методы подразделяются на профессиограммы, справочную литературу и информационно-поисковые системы.

Профессиограммы

Профессиограммы представляют собой краткие описания профессий. Как правило, они описывают:

  • Характеристики производственных процессов
  • Характеристики профессиональных задач
  • Медико-физиологические и санитарные характеристики условий труда, включающие списки показаний и противопоказаний
  • Требования профессий к индивидуальным особенностям людей

Однако проблема с профессиограммами состоит в том, что обычно они не оказывают должного эффекта на школьников, и подходят, в большей степени, для взрослых людей. Поэтому для профориентации молодёжи чаще используются другие методики.

Справочная литература

Справочная литература – это специальные издания, в которых в более краткой и понятной, нежели в профессиограммах, форме даются характеристики профессий. Но такую литературу следует использовать только в том случае, если есть уверенность в достоверности представленной в ней информации.

Информационно-поисковые системы

Информационно-поисковые системы (ИПС) позволяют оптимизировать поиск профессий, учебных заведений и мест работы.

ИПС подразделяются на:

  • Ручные ИПС: всевозможные бланки, карточки и т.п.
  • Компьютерные ИПС: электронные базы данных
  • Профессиональную агитацию и рекламу
  • Экскурсии в учебные заведения и на предприятия
  • Встречи с профессиональными специалистами по конкретным профессиям
  • Просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения
  • Профессиональные занятия в школах
  • Обучающие фильмы
  • Предоставление информации посредством СМИ
  • «Ярмарки» профессий

Любой из этих методов способен помочь разобраться в тонкостях профессий и подобрать наиболее подходящую для человека. Не будет лишним также отметить, что в настоящее время лидирующие позиции занимает, конечно же, использование с целями профориентации Интернета.

Теперь же давайте поговорим о том, как происходит профессиональная психодиагностика, ведь чтобы выбрать профессию правильно, нужно иметь представление о личностных особенностях.

Методы профессиональной психодиагностики

Метолы профессиональной психодиагностики состоят из специальных тестов, целью которых является определение профессиональных интересов людей, а также диагностика их личностных характеристик, способностей и мотивов.

К представленным методам относятся:

  • Интервью закрытого типа, предполагающие ответы на конкретные вопросы
  • Интервью открытого типа, предполагающие ответы на вопросы беседы на отвлечённые темы
  • Глубинные интервью, позволяющие максимально разобраться в личностных особенностях
  • Опросники на профессиональную мотивацию – считаются намного эффективнее, чем простое определение способностей
  • Опросники на профессиональные способности – применяются, как правило, при работе с профессиями с особенными трудовыми условиями
  • Личностные опросники
  • Проективные личностные тесты – используются в качестве дополняющих к личностным опросникам
  • Наблюдение – является одним из базовых методов психологической работы, т.к. позволяет установить чёткие параметры и способы реализации, зафиксировать и интерпретировать результаты и т.д.
  • Сбор косвенных данных – опрос знакомых, друзей, родных, педагогов и т.д.
  • Психофизиологические обследования – как и опросники на профессиональные способности, используются для профессий с особенными трудовыми условиями
  • Профессиональные пробы – применяются очень редко, т.к. подразумевают серьёзные финансовые затраты на создание особых условий для проверки
  • Наблюдение и изучение в трудовом процессе
  • Специальные тренажёры – методы, позволяющие человеку применить на практике полученные знания и отработать навыки, а также изучить готовность человека к освоению новых профессиональных действий
  • Медицинское обследование – метод, который используется, если профессией предъявляются повышенные требования к здоровью

На нашем сайте представлен целый курс, который направлен на самостоятельную психодиагностику. Чтобы пройти этот курс, записывайтесь на него по ссылке.

Помимо вышеперечисленных методов профессиональной психодиагностики, специалисты используют в своей деятельности и так называемые активные методы.

Например, довольно часто организуются тренинги психологической и социально-психологической направленности, которые развивают коммуникативные навыки и способность к самостоятельному принятию решений; есть и профориентационные игры, положительно воздействующие на развитие качеств, важных с профессиональной точки зрения, и мотивирующие людей на развитие новых способностей и повышение образования.

Также на сегодняшний день ведут деятельность частные специалисты и целые организации, которые оказывают помощь в выборе профессии и принятии решения по получению соответствующего образования. Консультанты, применяя особые технологии, помогают своим клиентам сделать выбор, поставить цели и досконально расписать план действий по их достижению.

Старшеклассники и другие люди, перед которыми стоит вопрос выбора профессии, могут рассчитывать на то, что смогут найти самые оптимальные условия для диагностики своих способностей, предрасположенностей и качеств, а также на исключительно индивидуальный подход, который позволит разработать наиболее эффективный путь профессионального выбора и самореализации.

Итого

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спектр методов профориентации достаточно обширен, однако продуктивность их применения зависит, главным образом, от самих людей, для которых они используются.

На результативность методов профориентации будет воздействовать и возраст и потребности людей, ведь трудности с выбором профессии могут быть разрешены только с учётом этих и других им подобных личностных характеристик.

Также важно понимать, что в одной ситуации лучший результат будет получен после получения конкретно справочной информации, в другой – психологическая поддержка, в третьей – участие в играх и тренингах и т.д. По этой причине, пожалуй, самым эффективным способом профессиональной ориентации будет использование этих методов в комплексе.

Если и вы будете подходить к вопросу выбора профессии именно так, процент того, что образование и будущая работа будет приносить и хороший доход и удовольствие, существенно возрастает.

Желаем вам успешного выбора профессии!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/

ovdmitjb

Add comment