Irvuz

Основные формы и методы осуществления функций государства

Формы и методы осуществления функций государства

Основные формы и методы осуществления функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена.

Методы же осуществления функций государства представляют собой способы и средства, используемые при функционировании государства.Теория государства и права: Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.

Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом, как одним из основных средств властвования.

Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи.

В одних случаях государство издает юридические нормы, в других – организует их исполнение, в-третьих – обеспечивает,охраняетих.Взависимостиотэтогоиразличаюттриосновныеформыосуществленияфункций:

  • 1. Правотворческая – государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, то есть актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. Право рассматривается как функция государства. Это означает, что только государство имеет легальные полномочия по установлению правоустановок.
  • 2. Правоохранительная – государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а так _ же в применении и принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
  • 3. Правообеспечительная – государственная деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, то есть актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб./А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640с. (Университетская серия).

Так же, различают организационные формы осуществления функций, к ним относятся:

  • 1. Организационно-регламентирующая – текущая работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и тому подобное;
  • 2. Организационно-хозяйственная -это оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучётом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и так далее;
  • 3. Организационно-идеологическая – повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и прочее. Григорьева И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 304 с.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения.

Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

  • 1. Метод нормативного правового регулирования;
  • 2. Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
  • 3. Метод рекомендаций, то есть ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;
  • 4. Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и так далее. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не толькофедеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;
  • 5. Методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (Россия, Австрия, Венгрия, Германия, Франция и др.) или аналогичные органы иного наименования (Счетный трибунал в Бразилии, Испании; Счетный суд в Италии; Верховная палата контроля в Польше; Генеральное счетное управление в США).Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защитыправ и свобод личности — уполномоченный по правам человек(Россия), омбудсмен (Скандинавские государства), народный защитник (Испания, Колумбия), адвокат народа (Румыния) и другие;Теория государства и права: Учебник /Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.
  • 6. Метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния, возможно, ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействующими на функционирование государства. Морозова Л.А. Теория государства и права.: Учебник/ Л.А. Морозова, М., 2002 – 414 с.

Главной целью государства является обеспечение благополучия граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Исходя из этого, государство вырабатывает определенные функции, направленные на достижение поставленной задачи.

На мой взгляд, в современный период государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая функция и функция финансового контроля, социальная функция, функция культуры и развития научно-технического прогресса, функция охраны правопорядка, экологическая (природоохранительная) функция, информационная функция, функция защиты прав и свобод, политическая функция.

Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: внутренние функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, следовательно, и различные его функции.

На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других – в область политики, отсюда – повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие.

Поэтому, классификация внутренних функций, которая приведена в данной курсовой работе не является конечной.

Такая тема как «Внутренние функции государства» будет актуальной, пока существует такой институт как государство. По данной теме существует множество мнений и споров, часть из которых я попыталась раскрыть в данной работе.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Нормативные акты
  • 1. Конституция Российской Федерации принятая на всенародном ании 12 декабря 1993 г. // Российская газета.-1993. – N 237.
  • 2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// [СПС «Гарант»].
  • 3. Экологическая доктрина Российской федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) // [СПС «Гарант»].
  • 2. Научные статьи, авторефераты, материалы научныхконференций, учебные и справочные издания
  • 4. Алексеев, С.С. Государство и право : учебник / С.С. Алексеев. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
  • 5. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник/ Архипов С.И., Корельский В.М. [и др.], под ред. С.С. Алексеева. – М., 1998. – 457 с.
  • 6. Байтин М. И. Государство и политическая власть./М.И. Байтин. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. – 240 с.
  • 7. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. – Саратов, Изд-во Сарат. Ун-та, 1979г. – 302 с.
  • 8. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: “Зерцало”, под ред. Марченко М.Н.. – 2004 г. – 800 стр.
  • 9. Борисов Г. А., Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
  • 10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – .528 с.
  • 11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права : учеб.для вузов / А.Б. Венгеров. – М. : Омега-Л, 2008. -607 с.
  • 12. Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.) / отв. редактор В.И. Лафитский. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2012. – 1120 с.
  • 13. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие – Тамбов , Изд-во: гос. тех. ун-та, 2009. – 304 с.
  • 14. Денисов А.И. Советское государство. Возникновение, развитие и сущность., М., 1967. – 425 с.
  • 15. Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций государства / Вестник Ленингр. ун-та. Сер.: Экономика, философия, право, Вып. 2. – Л, 1974.
  • 16. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА. 1999. – 448 с.
  • 17. Комаров, С. А. Общая теория государства и права :В схемах и определениях /С. А. Комаров. -СПб. :Изд-во Юридического института, 2001. -64 с. :схем
  • 18. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. [Дисс]/С.А. Котляревский.-М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1909. – 428 с.
  • 19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.Учебник / М.: Юристъ, 2004. – 512 c.
  • 20. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб./А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640с. (Университетская серия).
  • 21. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6
  • 22. Л.А. Морозова, Теория государства и права: Учебник/ Морозова Л.А. – М, 2002. – 414с.
  • 23. Просвирнин Ю.Г.-“Информационнаяфункция государства”//Журнал российского права, № 3, 2002.
  • 24. Спиридонов Л. И. Теория государства и права:Учебник. – М.: ПБОЮЛ Захаров М.А., 2001. – 304 c.
  • 25. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, типография К. Маттисена, 1917.
  • 26. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — 592 с.
  • 27. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА), 2002. — 616 с.
  • 28. Туманов С.Н. К вопросу о понятии и структуре функции государства/С.Н. Туманов //«Вестник» Пермского университета. 2012. №4.
  • 29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Текст]/ под.ред. В.Г. Стрекозова.- М. Интерстиль, 2000. – 377 с.
  • 30. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. – 432 с.
  • 31. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства., М. Юрид. лит., 1970. – 215 с.
  • 32. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
  • 3. Материалы сети интернет

Официальные документы

  • 33. Китаева Е. В., Внутренняя экологическая функция Российского государства и её основные приоритеты [СПС «Гарант»]
  • 34. Малец В.Т. Понятие функций государства/ В.Т. Малец//Прово, 2011//elib.bsu.by
  • 35. Отличие функций государства от функций государственных органов// http://jurconsult.blogspot.ru
  • 36. Словари и энциклопедии на Академике: http://state_law.academic.ru/

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/930458/pravo/formy_metody_osuschestvleniya_funktsiy_gosudarstva

Основные формы и методы осуществления функций государства

Основные формы и методы осуществления функций государства

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления функций государства:

1) правовые:

    • правотворческая;
    • правоисполнительная;
    • правоохранительная.

2) организационные (некоторые ученые):

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
    • статистика,
    • бухгалтерский учет,
    • деятельность счетных комиссий,
    • организация заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Правотворческая (правоустановительная) форма – властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма – организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма – привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осущесвления функций.

Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе ания по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства – способы воздействия на поведение людей достаточно многообразны.

Например, для решения задач правоохранительной функции государства используют следующие методы:

    1. убеждение (власть агитирует).
    2. принуждение (заставляет).
    3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится вы-годной для субъекта, ее исполняющего).

Для решения задач экономической функции используют целый набор методов:

    • прогнозирование;
    • планирование;
    • инвестирование и т.д.

Существуют и иная классификация методов осуществления функций государства, в соответствии с которой выделяют:

    1. централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
    2. децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
    3. рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство – организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей; особенность рекомендаций государства – они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
    4. поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-formi-i-metodi-osuschestvleniya-funktsiy-gosudarstva

Методы и формы осуществления функций государства

Основные формы и методы осуществления функций государства

В настоящий момент государство – единственный легитимный и поддерживаемый на международном уровне способ существования большой общности людей. Благодаря ему большие и малые социальные группы активно взаимодействуют, развиваются и удовлетворяют свои потребности.

Функционирование

Любое государство обладает определенным перечнем функций. Как правило, они одинаковы для большинства стран, но некоторые из них зависят от организационно-правовой формы, территориального устройства, а также статуса. Невозможно представить общество без определенного воздействия на него государством, его регулирования, в том числе с помощью законов.

Так, именно властные органы любой страны призваны не допустить анархию, правовой нигилизм в обществе, революции, притеснения каких-либо слоев населения или отдельных граждан, защитить свои границы и свой народ, обеспечить суверенитет и суверенность.

Формы осуществления функций государства – это такое внешнее выражение деятельности, посредством которого реализуются задачи, достигаются цели. Таким образом, органы власти реализуют свои полномочия, выстраивают определенную политику, выстраивают единое, целостное и развивающееся общество.

Формами осуществления функций государства являются правовые и организационные. Подробнее остановимся на каждой из них.

Правовые формы осуществления функций государства призваны обеспечить законность и порядок, соблюдение прав и конституционных свобод, построение такого общества, которое опиралось бы на признание права.

Такие формы связаны с юридической деятельностью органов власти, при этом следует отметить, что они не присущи какой-то конкретной ветви власти или возложены на нее преимущественно.

Исполнительная, законодательная и судебная ветви власти в равной степени задействованы в реализации функций, разница лишь в том, что каждая ветвь работает в рамках своих компетенций. Выделяется несколько видов правовых форм.

Правотворческая

Такая деятельность государства, которая своей целью имеет создание правовой нормы, построение единой законодательной системы, будет называться правотворческой, или, имеется еще более узкое понятие, законотворческой.

Таким образом, органы, наделенные в соответствии с Конституцией законодательной инициативой, а равно органы местного самоуправления, законодательные собрания субъектов, имеют право принимать непосредственное участие в выборе юридической судьбы государства и его граждан или отдельной области, республики, края и проч.

Остальные правовые формы осуществления функций государства опираются именно на исполнительную. Благодаря ей реализуются положения нормативно-правовых актов, решений судов, предписаний и прочих необходимых для исполнения указаний закона, или отдельного органа. Данная функция обеспечивает реальность и реализацию заложенных идей и принятых направлений.

Судебная

Это специальная функция по осуществлению правосудия. Любое решение суда в Российской Федерации принимается и провозглашается от имени государства. Одно из важнейших направлений деятельности властных органов вообще, потому как с его помощью поддерживается законность и правопорядок.

Стоит отметить, что судебной властью обладает только судебная ветвь, поэтому никакой иной орган, помимо судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских, не вправе разрешать конкретные юридические споры с применением или возможностью применения государственного принуждения для реализации своего решения.

Неправовые формы

Организационные формы осуществления функций государства, скорее, вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Именно благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия. Не стоит путать организационные формы и правоисполнительную.

Если последняя напрямую реализует юридические обязанности, предписания и акты, то первая лишь обеспечивает их реализацию, а также может быть вовсе не связана с правовым полем. Например, организация мероприятий, проведение заседаний органов власти, общее управление в рамках своих полномочий и многое другое.

Как правило, такие формы не выделяют в отдельные виды, однако некоторые ученые полагают, что требуется специальное разграничение. Так, например, разделяется:

  1. Организационно-регламентирующая – направлена на решение определенных задач, также обеспечивает текущую деятельность государства и его органов.
  2. Организационно-хозяйственная – призвана обеспечить материальную сторону, например, деятельность по снабжению.
  3. Организационно-идеологическая форма – как правило, разъяснительная. Множество законов требует определенной интерпретации или обоснований их необходимости.

Методы

Помимо форм, также выделяют методы осуществления функций государства. На данный момент их существует 3:

  1. Убеждение – власть, государство, рекомендует, агитирует и призывает к совершению определенных действий или воздержанию от таковых. Одним из признаков демократии является превалирование данного метода над остальными. Он рассчитан на высокий уровень грамотности и правовой культуры населения, а также существование достаточно стабильного, законопослушного общества. К примеру, это могут быть рекомендации министерства здравоохранения, которые размещаются в настоящий момент в нашем государства на пачках сигарет и некоторых табачных изделий.
  2. Принуждение – присуще авторитаризму и в большей степени тоталитаризму. При таком методе государство заставляет нас исполнять определенные решения или предписания или насильно воздержаться от совершения действий. Как пример, уголовное преследование и наказание, деятельность органов ФСИН и ФССП.
  3. Поощрение – наиболее сложный в своей реализации метод. Государство, используя его, должно создать такие условия, при которых у субъекта возникает значительная заинтересованность в совершении какого-либо действия. Например, вознаграждение за сдачу оружия самообороны, смягчение или освобождение от наказания за признание вины или отказ от преступления.

Безусловно, выделяют и иные методы осуществления функций государства, но приведенные выше являются устоявшимися и используются чаще всего в научной литературе.

Источник: https://FB.ru/article/259718/metodyi-i-formyi-osuschestvleniya-funktsiy-gosudarstva

ovdmitjb

Add comment