Irvuz

Органы финансового контроля

Состав и структура органов финансового контроля в РФ

Органы финансового контроля

Органы финансового контроля обеспечивают соблюдение законодательства в области экономических отношений. Без органов финансового контроля невозможно эффективное функционирование народного хозяйства, поскольку они обеспечивают согласованность интересов бюджетной системы и частного хозяйственного сектора экономики.

Состав органов финансового контроля в РФ

Согласование действий учреждений финансового контроля

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Региональные и местные структуры финансового контроля

Банк РФ как субъект финансового контроля

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Состав органов финансового контроля в РФ

Осуществляющие финансовый контроль в РФорганы указаны в п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095. На данный момент финконтроль осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • ЦБ РФ;
  • Минфин РФ;
  • ФНС РФ;
  • Федеральная таможенная служба.

До 2000 года в этот перечень входила Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако впоследствии она была ликвидирована, а ее полномочия перешли к Минфину РФ и Министерству экономического развития.

Перечень контролеров не ограничивается приведенным списком, функции органов финансового контроля могут исполнять иные госучреждения при условии, что в их ведении находится поступление и расходование средств бюджета (п. 2 указа № 1095). В субъектах РФ и муниципалитетах местные органы могут формировать свои органы финансового контроля, это могут быть территориальные счетные палаты, особые депутатские группы.

Для решения определенных вопросов в сфере формирования и использования госбюджета некоторые надзорные функции могут исполнять органы прокуратуры, МВД, ФСБ. В то же время нужно понимать, что для данных структур подобные функции не являются основными и их участие в контрольных процедурах зачастую сводится к взаимодействию с иными участниками процесса.

Согласование действий учреждений финансового контроля

Как сказано выше, деятельность силовых структур лишь в малой доле связана с надзорными функциями в области государственных финансов. Основная работа в данной области, на основании п. 2 указа № 1095, проводится иными специализированными учреждениями. Но силовые ведомства участвуют в коммуникациях с органами государственного финансового контроля.

Примером такого взаимодействия служит право, закрепленное в п. 7 разд. II приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717, согласно которому правоохранительные органы могут требовать создания проверяющих комиссий для проведения надзорных действий в компаниях, независимо от их организационно-правовой формы.

Более того, п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 предусматривает обязанность Росфиннадзора по инициативе прокуратуры проводить инспектирование структур, имеющих отношение к формированию, использованию или распределению средств государственного бюджета, а также участвовать в операциях, связанных с движением госимущества.

Возможно взаимодействие и между органами, не относящимися к правоохранительной системе. Разрешен, на основе ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС РФ № ММВ-27-2/5, обмен информацией между Банком РФ и органами ФНС.

В качестве возможных данных может выступать перечень банков, для которых ЦБ установил какие-либо ограничения на операции.

Представители налогового ведомства могут делиться данными о нарушениях банков при осуществлении переводов на счета казначейства и при иных транзакциях, связанных с перемещением бюджетных средств.

Группировка органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

Органы финансового контроля можно классифицировать следующим образом:

  • Контрольно-счетные учреждения, организуемые на законодательном уровне, к ним относится Счетная палата РФ на федеральном уровне и подобные органы на местах.
  • Контрольно-ревизионные органы от исполнительной власти. В качестве примера можно привести Минфин, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС РФ и Росфинмониторинг.
  • Контрольно-ревизионные органы, формируемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.
  • Банк РФ со всеми входящими в его состав подразделениями.

Поскольку характер работы каждого из указанных объединений имеет свои особенности, их следует изучить подробнее.

Деятельность Счетной палаты РФ как инструмента контроля государственных структур

Счетная палата РФ — один из основных органов финансового контроля. Она работает на постоянной основе, создается при содействии обеих палат парламента — Совета Федерации и Государственной думы. Счетная палата должна сдавать отчеты в законодательные органы РФ, в ее функции входят:

  • надзор за осуществлением расходов бюджета;
  • проверка использования средств из внебюджетных фондов;
  • контроль за направлениями использования госсобственности;
  • анализ проектов законодательства и нормативно-правовых актов, относящихся к использованию средств бюджета и внебюджетных фондов;
  • оценка проектов бюджетов перед их утверждением в ГД РФ.

Основные задачи, которые решает счетная палата как орган финансового контроля:

  • надзор за использованием средств и проведение инвентаризаций;
  • оценка и анализ операций с бюджетными средствами и их последствий;
  • предоставление информации заинтересованным лицам.

Большинство ревизий осуществляется на местах, т. е. на тех территориях, где происходит распределение бюджетных средств. Результаты пересчетов и выводы по результатам проверок оформляются в формате отдельного заключения. Роль данного органа финансового контроля в процессе составления государственного бюджета включает следующие направления работы:

  • оценка обоснованности статей расходов и эффекта, получаемого от реализации проектов;
  • выявление ключевых показателей и допустимых параметров формирования денежных фондов.

Помимо этого сотрудники ведомства оказывают помощь в проработке вопросов финансовой политики государства и совершенствования бюджетного законодательства. Кроме того, они привлекаются для анализа межправительственных соглашений в области экономики и финансов с другими государствами.

На территории субъектов РФ формируются региональные службы Счетной палаты РФ. Их задачи схожи с целями федерального ведомства, однако решаются они только в рамках территорий.

В частности, их работники оценивают источники поступления бюджетных средств и наиболее рациональные варианты их использования, осуществляют надзор за исполнением планов государственного финансирования важных хозяйственных проектов, прорабатывают оптимальные возможности осуществления расходов местных бюджетов.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной власти

Помимо счетной палаты существует целый ряд ведомств, осуществляющих контроль в области государственных финансов. Наиболее значимыми с позиции влияния на экономические процессы среди них являются:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Росфиннадзор;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин, строго говоря, не является органом, непосредственно исполняющим контрольные функции, однако он может выполнять отдельные поручения президента или правительства в данной сфере и, являясь одним из основных регулирующих органов в области финансов, контролирует деятельность иных учреждений, непосредственно осуществляющих надзорные функции.

Одним из таких органов финансового контроля является ФНС, курирующая законность деятельности фирм в области налоговых и бюджетных правоотношений.

Одной из ее главных задач является обеспечение своевременного и полного исполнения хозсубъектами обязательств перед бюджетом в части предусмотренных платежей и сборов.

Кроме того, ФНС контролирует правильность составления соответствующих отчетных документов.

Следующим ведомством, напрямую подконтрольным Минфину РФ, является Росфиннадзор. В область его интересов входят процедуры государственного финансирования, порядок реализации бюджетной дисциплины, а также деятельность участников валютного рынка. К частным вопросам, которыми занимается данное госучреждение, относятся:

  • порядок использования средств бюджета;
  • обоснованность выдачи субсидий, субвенций, кредитов;
  • мониторинг соблюдения финансового, бюджетного законодательства, наказание нарушителей.

Служба финансового мониторинга как орган финансового контроля была создана не так давно, однако в связи с тем, что подчиняется она напрямую Президенту РФ, ее влияние не стоит недооценивать. Ее сотрудникам вменено в обязанности изучать все многообразие происходящих на рынке сделок с целью выделения тех, что:

  • носят противозаконный характер;
  • направлены на подрыв устойчивости финансовой системы государства;
  • служат для снабжения деньгами экстремистских организаций.

Сотрудники Росфиннадзора также наделены правом привлекать к ответственности субъектов, осуществляющих незаконную деятельность.

Федеральное казначейство — еще один орган, находящийся в подчинении Минфина РФ.

Оно также непосредственно задействовано в процедуре контроля за расходованием бюджетных средств и обеспечением соответствия их направленности целям, стоящим перед государством.

Оно наделено полномочиями пресекать незаконные операции в области использования средств бюджета, а также оказывать воздействие на лиц, нарушающих действующее законодательство в данной области.

Региональные и местные структуры финансового контроля

Как отмечалось ранее, органы финансового контроля создаются и на уровне территориальных образований РФ. Существующее законодательство предполагает разделение в работе федеральных, региональных и местных властных структур.

В то же время создаваемые в рамках полномочий региональных и местных правящих структур надзорные органы имеют идентичные с их вышестоящими коллегами цели: контроль за рациональным и целевым использованием средств бюджета.

Даже в области применяемых при контроле рычагов воздействия органы финконтроля федерального и местного уровня достаточно схожи.

В то же время на муниципальном уровне в силу особенностей организации бюджетных процедур могут применяться специализированные методы решения задач. Нередкими бывают случаи, когда одинаковые задачи ставятся перед смежными учреждениями финансового контроля, однако в этом случае местными властями создается соответствующая правовая основа.

В процессе осуществления своих функций местные органы финконтроля могут привлекать независимых экспертов: некоммерческие компании, аудиторов, общественные объединения.

Банк РФ как субъект финансового контроля

Деятельность ЦБ РФ в данной области имеет довольно узкую направленность и сосредоточена прежде всего на обеспечении законности денежных, кредитных операций, устойчивости отечественной денежной единицы, расчетных отношений, курсов валют.

Перечень функций ЦБ РФ как органа финансового контроля:

  • поддержка устойчивого курса рубля, его покупательной способности без значимых резких отклонений;
  • оптимизация работы банковского сектора;
  • осуществление расчетных операций внутри страны на достойном уровне;
  • кредитование банков;
  • лицензирование банковской деятельности;
  • издание локальных нормативных актов в области банковского регулирования.

Перечень проблем, которые систематически приходится решать главному банку страны:

  • создание и совершенствование процедур в области денежно-кредитного обращения;
  • контроль денежной массы, ее регулирование;
  • рациональное использование ключевой ставки как значимого фактора экономического развития;
  • создание условий для эффективной организации расчетных процедур внутри страны;
  • прогнозирование изменений экономической системы страны, влияющих на устойчивость и развитие денежно-кредитной политики.

Посредством своей деятельности Банк РФ воздействует на экономических субъектов, способствуя исполнению ими федеральных законов, приказов, различных нормативно-правовых актов, издаваемых правительством или его учреждениями.

Осуществление надзорных функций Центральным банком — крайне важный фактор результативности всей его деятельности, поскольку принять регулирующий акт недостаточно, необходимо обеспечить его корректную и своевременную реализацию в финансово-кредитном секторе.

Одна из основных задач Центробанка — мониторинг соответствия деятельности банков законодательству РФ.

Компетенция ЦБ РФ в области контроля внебанковского сектора

Полномочия ЦБ не ограничиваются только надзором за деятельностью профильных структур, у него имеются права регулирования в некоторых других сегментах народного хозяйства.

Еще в 2012 году подобные операции выполняло отдельное ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Но с 2013 года она была распущена, а ее функции перешли к ЦБ РФ.

Отрасли и виды компаний, подпадающие под юрисдикцию Банка РФ:

  • страховой сектор;
  • фондовые рынки;
  • инвестиционные группы;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • биржевая деятельность;
  • работа бюро кредитования;
  • кредитные жилищные кооперативы;
  • сфера платежных сервисов;
  • микрокредитные компании.

Их работу необходимо оценивать не только в области соблюдения финансового права, но также исходя из положений Гражданского и Налогового кодексов. В подобных случаях ЦБ осуществляет свою деятельность совместно с иными смежными контролирующими структурами.

***

Перечень органов финансового контроля довольно широк. Он не ограничен только учреждениями федерального уровня, достаточно большой спектр полномочий в данной области предоставлен региональным и местным властям.

Источник: https://okbuh.ru/finansovyj-kontrol/sostav-i-struktura-organov-finansovogo-kontrolya-v-rf

Органы финансового контроля РФ

Органы финансового контроля

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ 4

1.1. и необходимость финансового контроля, предмет, объект, сфера и задачи 5

1.2. Органы, осуществляющие финансовый контроль 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

В связи с усилением борьбыс коррупцией и правонарушениями вэкономической сфере, укреплениемгосударственной власти, повышениемроли государства в системе управленияэкономикой объективно возрастаетзначение и роль финансового контроля.

Наличие финансовогоконтроля объективно обусловлено тем,что финансам как экономической категорииприсущи не только распределительная,но и контрольная функции.

Поэтомуиспользование государством и муниципальнымиобразованиями для решения своих задачфинансов обязательно предполагаетпроведение с их помощью контроля заходом выполнения этих задач.

Финансовыйконтроль осуществляется в установленномправовыми нормами порядке всей системойорганов государственной власти и органовместного самоуправления, в том числеспециальными контрольными органамипри участии общественных организаций,трудовых коллективов и граждан.

Значение финансовогоконтроля выражается в том, что при егопроведении проверяются, во-первых,соблюдение установленного правопорядка,в процессе финансовой деятельностиорганами государственной власти иместного самоуправления, предприятиями,учреждениями, организациями, гражданамии, во-вторых, экономическая обоснованностьи эффективность осуществляемых действий,соответствие их задачам государства имуниципальных образований. Такимобразом, он служит важным способомобеспечения законности и целесообразностипроводимой финансовой деятельности.

Финансовый контролькасается как государства (так как с егопомощью государство увеличиваетсобираемость налогов), так предприятий,организации и учреждений (которые сего помощью могут сократить свои расходы,увеличивая таким образом свою прибыль).

Целью данной работыявляется рассмотрение понятия финансовыйконтроль, и органов его осуществляющих.

1. ФИНАНСОВЫЙКОНТРОЛЬ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Контроль за состояниемэкономики, развитием социально-экономическихпроцессов в обществе является важнойсферой деятельности по управлениюнародным хозяйством.

Одним из звеньевсистемы контроля выступает финансовыйконтроль.

Его назначение заключаетсяв содействии успешной реализациифинансовой политики государства,обеспечении формирования и эффективногоиспользования финансовых ресурсов вовсех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контрольявляется формой реализации контрольнойфункции финансов, которая и определяетназначение и состояние финансовогоконтроля.

Вместе с тем в зависимости отсоциально-экономического положениягосударства, расширения прав хозяйствующихсубъектов в осуществлении финансовойдеятельности, возникновения различныхорганизационно-правовых формпредпринимательства содержаниефинансового контроля существеннообогащается.

Таким образом, финансовыйконтроль, с одной стороны, являетсяодной из завершающих стадий управленияфинансами, а с другой, он выступаетнеобходимым условием эффективностиуправления ими. Сложность пониманияфинансового контроля обусловленасложностью самой категории финансов.

1Также как финансы являются основой любойсферы общественной деятельности и в тоже время отражают их материальнуюрезультативность, так и финансовыйконтроль является как бы лакмусовойбумагой, на которой реально проявляетсявесь процесс движения финансовыхресурсов, начиная от стадии формированияфинансовых ресурсов, необходимых дляначала осуществления деятельности влюбой сфере, и кончая получениемфинансовых результатов этой деятельности.

1.1. инеобходимость финансового контроля, предмет, объект,сфера и задачи

Финансовый контроль -это совокупность действий и операцийпо проверке финансовых и связанных сними вопросов деятельности субъектовхозяйствования и управления (государства,предприятий, учреждений, организаций)с применением специфических форм иметодов его организации.

Он осуществляетсязаконодательными и исполнительнымиорганами власти всех уровней, а такжеспециально созданными учреждениями ивключает: контроль за соблюдениемфинансово-хозяйственного законодательствав процессе формирования и использованияфондов денежных средств, оценкуэкономической эффективностифинансово-хозяйственных операций ицелесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль вотличие от других видов контроля связанс использованием стоимостных категорий.Предметом проверок выступают такиефинансовые (стоимостные) показатели,как прибыль, доходы, рентабельность,себестоимость, издержки, обращения,налог на добавленную стоимость, отчисленияна различные цели и в фонды.

Контрольза выполнением данных показателей, ихдинамикой, тенденциями охватывает всестороны производственной, хозяйственнойи коммерческой деятельности предприятий,а также механизм финансово-кредитныхвзаимосвязей.

Объектом финансовогоконтроля являются денежные, распределительныепроцессы при формировании и использованиифинансовых ресурсов, в том числе в формефондов денежных средств на всех уровняхнародного хозяйства.

Сферой финансовогоконтроля являются практически всеоперации, совершаемые с использованиемденег, а в некоторых случаях и без них(бартерные сделки и др.). Контролю подлежатне только плохо работающие предприятияи организации, но и имеющие нормальныерезультаты деятельности.

При финансовомконтроле проверяют: соблюдение требованийзакона и целевого характера использованиясредств; пропорции распределения иперераспределения стоимости валовогообщественного продукта, национальногодохода и доходов хозяйствующих субъектов;разработку и исполнение бюджетов(бюджетный контроль); финансовоесостояние, в том числе платёжеспособность;эффективность использования трудовых,материальных и финансовых ресурсовхозяйствующих субъектов и учреждений;правильность исчисления и уплаты налогови другое.2

Задачами финансовогоконтроля могут быть названы:

  1. обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности;

  2. предупреждение неплатёжеспособности и банкротства;

  3. содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

  4. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

  5. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях;

  6. обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;

  7. содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям;

  8. проверка правильности ведения бухгалтерского учёта и отчетности;

  9. определение размеров ущерба;

  10. выявление и объективное исследование возможной ответственности менеджеров и др.

Поскольку финансоваясистема государства охватывает всевиды денежных фондов (как на федеральноми региональном уровне, так и на уровнеотдельно хозяйствующих субъектов),финансовый контроль является многоуровневыми разносторонним.

Финансовый контрольпризван обеспечивать как интересы иправа государства и его учреждений, таки всех других экономических субъектов.Он тесно связан с ответственностьюпредприятий, организаций, учреждений,а также государственных и финансово-банковскихструктур за выполнение финансовойдисциплины.

Эта ответственность можетбыть выражена как в административных,так и в экономических (материальных)мерах воздействия на нарушителяфинансовой дисциплины.

Экономическиемеры воздействия конкретно проявляютсячерез финансовые санкции, являющиесятеми рычагами финансового механизма,которые содействуют повышениюэффективности производства, егоинтенсификации, экологическомуоздоровлению и т.д.

Проблема усиленияфинансовой ответственности, действенностифинансового контроля требуют, с однойстороны, сокращения количества применяемыхсанкций, а, с другой, повышения ихрезультативности.

Государственный финансовыйконтроль предназначен для реализациифинансовой политики государства,создания условий для финансовойстабилизации.

Финансовый контроль состороны государства негосударственнойсферы экономики затрагивает лишь сферувыполнения денежных обязательств передгосударством, включая налоги и другиеобязательные платежи, соблюдениезаконности и целесообразности прирасходовании выделенных им бюджетныхсубсидий и кредитов, а также установленныхправительством правил организацииденежных расчётов, ведения учёта иотчётности3.

Финансовый контроль задеятельностью предприятий включаеттакже контроль со стороны кредитныхучреждений, акционеров и внутреннийконтроль: проверку эффективности ицелесообразности использования денежныхресурсов – собственных, заёмных ипривлечённых; анализ и сопоставлениефактических результатов с прогнозируемыми;финансовую оценку результатовинвестиционных проектов; правильностьи достоверность финансовой отчётности;контроль за финансовым состоянием иликвидностью. Следовательно, финансовыйконтроль – важный элемент системыуправления финансами.

Экономические и политическиепреобразования в Российской Федерациив начале 90-х годов привели к существеннойперестройке системы контрольных органов.

Появились новые органы финансовогоконтроля: Федеральное Казначейство,Министерство Российской Федерации поналогам и сборам, Счётная Палата,Федеральная служба налоговой полиции(ныне расформированная) , Службафинансового мониторинга и другие.

Перестроена структура Министерствафинансов России, изменились его функции.Возник аудиторский контроль. Новыеформы приобрёл общественный финансовыйконтроль.

Важную роль в осуществлениифинансового контроля играет уровеньорганизации учёта в стране – бухгалтерского,бюджетного, налогового. Отчётнаядокументация – главный объект финансовогоконтроля.

Источник: https://works.doklad.ru/view/NbXWV2t5afY.html

ovdmitjb

Add comment