Irvuz

Организация терапевтической группы

Содержание

Организация терапевтической группы

Организация терапевтической группы

Оптимальное количество членов группы зависит от частоты и длительности групповых сеансов.  Для амбулаторной групы, которая собирается  один-два в неделю и ориентируется на интеракцию, оптимальным считается состав из семи-десяти  человек.

В сущности, при планировании размеров группы нужно стремиться к тому,  чтобы  обеспечить всех участников  достаточным числом интеракций.

Необходимых интеракций будет слишком мало,  если группа состоит из трех-четырех человек; с другой стороны, с возрастанием числа участников   до двенадцати и выше число возможных интеракций настолько повышается, что они не могут реализовываться в полном объеме.

В группе с большим количеством участников растет число тех людей, которые остаются в течение сеанса без внимания ,и тех,  которые могут сознательно оставаться в  тени,  если более  активные  и  агрессивные члены группы будут их  спонтанно подавлять.  Одним словом,  в группе должно  быть   столько человек, чтобы каждый мог найти себе применение.

Частота и длительность сеансов

Частота сеансов  в  амбулаторных группах – один или два раза в неделю, при стационарном лечении – от трех до пяти раз в неделю.

Обычно продолжительность сеанса колеблется от 80 до 90 минут. Более краткие сеансы могут лишить группу возможности жарких дискуссий, так как именно в последние полчаса обсуждение находится в самом разгаре,  наблюдаются сильные эмоциональные реакции и люди наиболее откровенны.

Если сеанс длится более полутора часов, то внимание членов группы начинает падать и снижается желание сосредоточиться на каком-либо действии.

Сеансы, составной частью которых являются какие-то  физические  действия, например психодрама, психогимнастика, арттерапия, могут продолжаться около   двух часов.

Исключение из этих правил представляют так называемые “марафонские сеансы”, в которых усталость  и  ослабление  внимания считается  одним  из действенных факторов.  Марафонские сеансы  продолжаются  без  перерыва 16-18  часов,  иногда и ночью,  причем с минимальной возможностью отдыха.

Участники могут во время сеанса принимать  пищу,  передвигаться, ненадолго уходить, удобно устраиваться и при сильной усталости даже спать. Считается, что усталость, сонливость, продолжительный  тесный контакт без перерыва приводят к сближению,  раскованности и ослаблению самоконтроля.

Члены марафонских групп слишком устали, чтобы быть учтивыми, поэтому преодоление условностей и социальных  “игр”  протекает значительно быстрее.

Сторонники марафонских сеансов считают, что развитие группы убыстряется и что ее члены испытывают необыкновенно интенсивные эмоциональные переживания.  В конце сеансов участники таких “марафонов” заявляют, что в жизни произошел “глобальный переворот”. Однако до сих пор еще не доказано, насколько продолжительны и постоянны изменения.

Оптимальная продолжительность групповой психотерапии по данным разных авторов составляет от 30 до 70 сеансов.

Подготовка к групповой терапии

Вопрос о том, нужно ли предварительно предоставлять пациентам информацию о групповой терапии, остается открытым. Аналитически ориентированные терапевты считают,  что неопределенность в ожиданиях, касающихся ролей пациентов и терапевта, просто необходима в начальных фазах терапии.

  Они  основываются на  предпосылке,  что  существенным  лечебным  фактором является перенос. Поэтому на ранних этапах терапии нужно стараться создавать условия для переноса.

Неопределенность ситуации,  отсутствие информации,  фрустрация сознательных и бессознательных желаний  поддерживают регрессивные реакции  в отношении терапевта и создают условия для осуществления переноса на других членов группы.

Некоторые терапевты, которые полагаются прежде всего на  групповую динамику, также выступают против предварительных объяснений групповых  целей.  Главной задачей они считают  анализ напряжения,  возникающего в группе. Подавленность и   неуверенность, лежащие в основе напряжения, побуждают группу к решению  проблем  и  достижению  автономии  (Bion  W.,1961).

Многие же друге авторы,  в том  числе  I.

Yalom,  считают, что пациента  надо надлежащим образом информировать обо   всем происходящем в группе, чтобы он хорошо приспособился   в той роли,  которую от него ждут в группе.

  Такую позицию   занимают терапевты, которые не считают напряжение  самым существенным элементом групповой терапии, а уделяют особое   внимание сотрудничеству  пациента  в  группе  и  групповой   сплоченности.

Одним из важных источников беспомощности пациентов  в  начале групповой терапии является чувство несовместимости целей. Пациент часто не может понять связь  групповых  целей, а именно,  ориентированность на интеракцию и конфронтацию, со своими  собственными  целями. Во вступительном объяснении терапевт как раз и показывает,  как эти цели взаимосвязаны.

Многие терапевты  рекомендуют предварительный разговор, главными задачами которого являются:  1) стремление дать пациентам определенную   рациональную  основу,  чтобы они восприняли психотерапию как метод, который может помочь им в решении их внутренних проблем;  2) объяснение роли пациента и роли терапевта в процессе  лечения;  

3) стремление дать пациенту общее представление о процессе терапии, особенно о проблеме отрицательного переноса.  Терапевт должен  подчеркнуть, что роль пациента будет достаточно активной, что принятие решений ложится на  самого  пациента,  что  в  процессе психотерапии  у  пациента могут возникать сильные  чувства по отношению к терапевту,  причем в  одной  стадии   положительные, в  другой  –  отрицательные со значительной  степенью недовольства и критичности.  Особенно  необходимо  отметить, что  состояние  пациента  во время терапии будет   колебаться, и иногда пациенту будет хуже, чем до начала терапии.

Заключая вопрос о подготовке пациента к групповой психотерапии, можно сказать, что решение этого вопроса зависит от того, старается ли терапевт в начальной стадии психотерапии добиться фрустрации и напряжения, или,  напротив, с самого начала стремится стимулировать сотрудничество  участников в  достижении общих целей.

  Для каждого из этих подходов существуют рациональные доводы. I.Yalom и коллеги  (1967), S.

Kratochvil  (1978)  и  другие авторы,  например,  склоняются к мнению, что усиление первоначального напряжения при  помощи различных неясностей и недомолвок не является необходимым условием эффективности лечения,  а скорее   тормозит плодотворную работу группы.

Источник: https://psyera.ru/4611/organizaciya-terapevticheskoy-gruppy

Мастерская по работе с психотерапевтическими группами ()

Организация терапевтической группы

“Групповая психотерапия – сложный, интересный процесс, в котором присутствует неопределенность, напряжение, тревога, страх и смелость, правда – в общем, жизнь.

Группы мы ведем уже много лет, и эта работа продолжает вдохновлять, поскольку мы являемся свидетелями изменений, которые позволяют себе клиенты.

С другой стороны, терапевт группы должен сам быть достаточно смелым, чтобы исследовать и анализировать свое влияние на других людей, поскольку именно он является основным инструментом терапии”.

Мы приглашаем к участию в мастерской тех, кто хочет:

  • яснее понимать свою мотивацию работы с группами,
  • лучше осознавать то влияние, которое оказывает личность терапевта на участников группы
  • обсудить свои ценности, отношение к жизни и другим людям и то, как это может влиять на терапевтический процесс
  • стать более интегрированными внутри себя и в своих отношениях с жизнью

Поэтому, на протяжении всего нашего взаимодействия мы предлагаем обращаться к основным экзистенциальным данностям: чувству бытия, свободе и ее границам, ответственности, смыслу, конечности жизни.

Особенности нашей программы

Мы считаем, что программа подготовки специалистов в области групповой терапии должна содержать в себе опыт наблюдения и анализа работы группы в длиннике. Именно поэтому программа длится один академический учебный год.

Наша программа основана на принципе обучения через собственный опыт и дает возможность участникам побывать в разных ролях терапевтического процесса:

  • участники программы получат опыт бытия клиентом терапевтической группы
  • будут наблюдать и анализировать работу опытных групповых терапевтов
  • получат опыт работы с терапевтической группой в качестве ведущих

Структура и этапы работы

1. Семинар “Введение в групповую психотерапию”.

Вопросы, которые будут рассмотрены на семинаре:

  • понятие и цели , преимущества и ограничения групповой терапии
  • терапевтические факторы
  • личность и квалификация группового терапевта
  • организация терапевтической группы
  • этапы работы группы
  • вопросы профессиональной этики

в конце семинара участники формируют две группы – членов терапевтической группы и наблюдателей.

2. Работа терапевтической группы с последующим обсуждением.

На этом этапе терапевтическая группа работает под руководством ведущих Елены Ларионовой и Сергея Валюхова в присутствии группы наблюдателей. После каждой встречи проводится обсуждение и анализ работы ведущих и группы. После десяти встреч участники меняются местами – те, кто был наблюдателями, занимают место членов терапевтической группы и наоборот.

Общее количество встреч – 20. Длительность каждой группы вместе с обсуждением 3 академических часа.

3. Этап подведения промежуточных итогов.

Члены терапевтических групп пишут эссе “Что я получил в результате участия в терапевтической группе”.

4. Ведение терапевтических групп.

Участники формируют пары и ведут терапевтическую группу длительностью 2 академических часа. После группы происходит обсуждение и анализ работы ведущих с помощью принципа обратной связи.

5. Интегрирующий семинар.

К семинару участники терапевтической группы пишут эссе “Как я понимаю работу ведущего терапевтической группы. Мой опыт ведения терапевтической группы. Мои сильные и слабые стороны как ведущего терапевтической группы”.

На семинаре подводятся итоги участия в программе.

Объем и протяженность программы: программа длится с октября по июнь. Общий объем программы 132 академических часа.

В результате обучения участники программы:

  • научатся наблюдать и анализировать индивидуальные изменения членов группы
  • получат представление об особенностях динамики группового процесса
  • научатся наблюдать и анализировать работу ведущих
  • получат опыт ведения группы с последующим анализом работы
  • научатся осознавать свои собственные реакции как наблюдателя и ведущего
  • получат опыт участия в терапевтической группе
  • смогут оценить свою смелость, искренность, открытость

Предпочтение будет отдаваться тем, кто имеет практику психологического консультирования и психотерапии.

Начало работы в октябре.

Для участия в программе необходимо пройти предварительное собеседование с преподавателями.

См. также

  1. Подробнее о Мастерской и ее ведущих можно посмотреть на сайте Института “Гармония”

Терапевтическая группа: виды, типы воздействий

Организация терапевтической группы

Современный человек ежедневно подвергается перманентному стрессу. Всему виной плохая экология, проблемы на работе, шумный и грязный мегаполис. Нервная система изнашивается, дает сбои.

Помимо насущных проблем, сильно пошатнуть психику могут какие-либо тяжелые потрясения, случившиеся в жизни. В любом из этих случаев человеку показана помощь соответствующего специалиста.

На данный момент, большой популярностью пользуются терапевтические группы. Давайте рассмотрим, что они из себя представляют.

Понятие

Терапевтическая группа — это особое сообщество людей, периодически встречающихся под руководством специалиста-психотерапевта для получения определенной психологической помощи и достижения обозначенных терапевтических результатов.

Долгие годы ученые изучали благоприятное воздействие группового взаимодействия на психологическое состояние человека и пришли к выводу, что разного рода собрания под руководством хорошего специалиста способны оказывать эффективное влияние, помогать в решении тех или иных внутренних конфликтов.

В настоящее время терапевтические группы широко распространены и популярны. Они используются, как действенный метод консультирования и помощи людям с определенными расстройствами психики.

Существую разные типы терапевтических групп, различающихся по многим признакам. В настоящее время среди них выделяют группы, отличающиеся:

  • по целевому предназначению;
  • по принципам реализации желаемого;
  • по теоретическим составляющим.

Каждая из этих классификаций включает в себя большое количество различных терапевтических групп, имеющих свои определенные особенности.

Целевое предназначение

Данная классификация объединяет огромное количество психологических сообществ людей связных определенной целью.

Это может быть совокупность групп, где собираются абсолютно здоровые люди, подверженные сильному одиночеству или желающие развить в себе какие-либо полезные психологические навыки посредством различных тренингов.

Хорошим примером таких собраний могут стать, например, женские терапевтические группы, где собираются представительницы прекрасного пола и обсуждают свои проблемы в личной жизни, на работе. Они делятся советами, находят правильно решение. Или так называемые Т-группы, где собираются люди, желающие получить и развить в себе какие-либо навыки с помощью психологического тренинга.

Также данная классификация включает в себя терапевтические группы лечебного типа, куда приходят люди за реальной помощью в решении своих психологических проблем.

Данная классификация включает в себя сообщества, различающиеся по методологическим подходам к проблемам клиентов. Например, очень распространены терапевтические группы самопомощи. Они объединяют людей, имеющих схожие проблемы или ограничения. Помогая друг другу внутри группы, под контролем психотерапевта, они непроизвольно помогают и себе, находя ответы на волнующие их вопросы.

Также набирающим популярность данного рода психологического сообщества является так называемые арт-терапевтические группы. Лечение и коррекция в этих собраниях строится на активном применении творческой составляющей. Приемы психологического воздействия могут быть различными: от лепки и рисования, до просмотра фильмов и чтения стихов.

Теоретические основы

Подобная классификация включает в себя терапевтические группы, основанные на различных теоретических базах в современной психологии.

Наиболее ярким представителем данной классификации является психоаналитическая группа.

Суть данного взаимодействия заключается в том, что его участники под воздействием определенных условий и упражнений, имеют возможность пережить свой ранний жизненный опыт, вернуться к неразрешенным проблемам, которые стали причиной развития того или иного комплекса, повлекли за собой создание внутренних барьеров.

У участников группы появляется необходимость рассмотреть первоисточник проблем и, наконец, избавиться от него, то есть разобраться со своими внутренними страхами и комплексами окончательно.

Все типы терапевтического воздействия, применяемые в психоаналитических группах, строятся на так называемой гештальт-терапии.

В этой группе психотерапевт уходит от прямого руководства и лишь создает необходимую атмосферу и условия.

Также существуют группы психодрамы. В отличие типов терапевтического воздействия в психоаналитических группах, они направлены на решение эмоциональных проблем. Психотерапевт здесь играет роль дирижера, который руководит процессом.

Лечебные группы

Главной задачей лечебных терапевтических групп, в отличие от многих других, является реальное изменение личностных особенностей клиента, в большей или меньшей степени.

Данные группы, как правило, разделяются на стационарные и амбулаторные. Первые из них включают в себя пациентов с острыми состояниями. Чаще всего эти люди попали в психиатрическую клинику в связи с тяжелой депрессией, попыткой свести счеты с жизнью, утратой поведенческого контроля. Также эти собрания посещают хронические больные, страдающие проблемами коммуникации с окружающим миром.

Амбулаторные группы организуются для работы с клиентами, столкнувшимися с тяжелыми жизненными проблемами в области семейных или иных взаимоотношений. Также эти собрания рекомендовано посещать в процессе реабилитации после серьезных психологически проблем.

Уровни групповой динамики

Несмотря на огромное многообразие терапевтических групп, все они строятся на взаимодействии отдельной личности с группой и психиатром, психиатра с группой и отдельной личностью.

Именно определенное воздействие со стороны оказывает совершенно иное влияние, чем при индивидуальной работе клиента и терапевта.

В этом и заключается важность общества людей с похожими проблемами, которое представляет собой мощнейший элемент влияния на отдельную личность.

Таким образом, в групповой терапии используются не только навыки специалиста, но и психологический потенциал отдельных людей.

Исходя из сказанного, при наблюдении динамических изменений групп можно выделить три ступени:

  • Психологическая динамика отдельной личности.
  • Взаимодействие участников терапевтических групп.
  • Динамика группы как единого целого.

Минусы терапевтических групп

Несмотря на то что внутригрупповые тренинги и определенные группы поддержки пользуются в наше время большой популярностью, существует ряд ограничений, в пределах которых данная психологическая помощь не будет эффективной.

Например, при тяжелых психических расстройствах групповая терапия не только не станет достойной альтернативой индивидуальным занятиям, но и способна усугубить ситуацию.

Кроме того, существуют люди, испытывающие проблемы во взаимодействии с обществом. В рамках терапевтической группы эти клиенты не только не смогут раскрыть свой внутренний потенциал, но и способны помешать сделать это остальным участникам.

А открытость и участие окружающих, возникающее в период терапевтической работы, могут создать у клиента определенные иллюзии относительно реального мира. Это может спровоцировать некий разрыв шаблона и когнитивный диссонанс между желаемым и действительным.

Источник: https://FB.ru/article/448637/terapevticheskaya-gruppa-vidyi-tipyi-vozdeystviy

Терапевтическая группа или Групповая терапия в Мире Новых Энергий

Организация терапевтической группы

Терапевтическая, психотерапевтическая группа или групповая терапия – это особое пространство, безопасное место, в котором человек может получить профессиональную помощь в решении важных проблем и вопросов, особенно тех, которые «не решаются годами» или которые самостоятельно разрешаются долго, с большим трудом и «не навсегда».

В последнее время в нашей стране наблюдается динамика увеличения уровня тревожности у взрослого населения, что несомненно отражается и на детях.

Общепринятые способы “народного” снятия стресса: алкоголь, курение, заедание, переключение внимания (постоянная занятость), сериалы, аффирмации, забалтывание по телефону, антидепрессанты и «стандартный» психоанализ – часто дают временный эффект, т.к.

не устраняют психологические и психосоматические нарушения, а всего лишь смягчают последствия, при этом не убирая первопричину.

  Это постепенно приводят к «взрыву» отложенной во времени не исцеленной вовремя травмы, стрессового переживания, эмоциональной реакции, последствий кризиса личности, насилия, испуга, страха и т.п.

, а также кризисов, связанных с духовным пробуждением, поиском себя, смысла жизни и переживаниями по этому поводу, которые могут привести к ухудшению эмоционального равновесия, апатии, затяжным депрессиям, и другим нарушениям стабильности психики.

Терапевтическая группа – это возможность:

  • впустить в свою жизнь желаемые и долгожданные изменения
  • посвятить время самому себе, своему здоровью, своей жизни
  • избавиться от страхов, тревог и негативных переживаний
  • прорыва в личностном, духовном и профессиональном росте
  • раскрыть свои таланты, творческие и неординарные способности
  • развить интуицию
  • открыть в себе любовь и мудрость
  • наладить отношения с детьми и родителями
  • исцелить зависимые отношения
  • отпустить «бывших» партнеров
  • простить, принять себя и других
  • решить “не решаемые” и “застаревшие” давние проблемы
  • найти свою “вторую половинку”
  • проработать “вредные” привычки и зависимости

Мы предлагаем более экологичный, щадящий психику человека, но результативный подход трансформации частей личности, создание целостной и гармоничной личности, путь принятия, путь любви и гармонии, основанный на духовном трансперсональном психосинтезе. Данный метод ментальной работы с психикой человека дает “быстрые” результаты, которые закрепляются как новый алгоритм поведения человека и тем самым происходит полный и окончательный уход от “колеса сансары”, от бесконечных повторов проживания одних и тех же ситуаций, в жизнь привносится счастье и радость бытия.

Или говоря «простым человеческим языком» – данный подход, основанный на ментальном синтезе Эго человека, возвращение эмоционального и физического состояния до момента наступления «болезни» через активную работу с бессознательным и внутренними частями Личности (субличностями) через расшифровку снов, получение “посланий” от рисунков, через работу с телом, с использованием метафорических и ассоциативных карт, а также с применением терапевтических методик трансперсональной Арт-терапии.

В основе индивидуальной и групповой трансперсональной психотерапии лежит духовное исцеление Духовного кризиса человека и кризисов, которые привели к духовному кризису. 

Основная концепция исцеления – работа с подсознанием через метафоры, образы, символы, сказочных или мифических героев и физическими симптомами, что в конечном итоге приводит к:

  • прекращению внутреннего конфликта
  • высвобождению заблокированной энергии
  • человек испытывает глубокое чувство удовлетворения и благополучия
  • состоянию когда человек становится тем, кем он является на самом деле и перестает быть тем, кем «он решил быть»
  • исцелению всех составляющих здоровья человека

Почему это возможно? Человек изначально имеет духовную природу, которую постепенно признают и научные, религиозные, передовые медицинские и психологические «круги» современного общества разных стран мира.

Кроме размышлений, философских умозаключений, логических домыслов, разумных подходов, основанных на развитии деятельности ума и интеллекта, человеку свойственно переживать трансперсональный и мистический опыты, которые имеют свое начало в истоках человеческих эмоциональных реакций, чувственных проявлений, травматических переживаний, родительско-детских отношений, психологических защитах, оберегающих человека от повторных проживаний боли, страха, насилия и причиненного телесного и эмоционального вреда.

Внутриличностные, межличностные, семейные проблемы, детско-родительские конфликты и их последствия накладывают неизгладимый отпечаток на Личность человека, формируя приспособительные алгоритмы внешнего поведения, позволяющие человеку как-то жить и даже забыть о таких событиях, но закрывающие пережитые травмы в глубинных слоях психики, на которые создаются психологические защиты и тратится огромная масса психической энергии для поддержания «закрытых дверей на амбарный замок».

Многие физические симптомы и психические нарушения могут объясняться инстинктами, влечениями, иллюзиями и фантазиями, находящимися в бессознательном, которые там удерживаются благодаря сопротивлениям личности и различными защитными механизмами психики.

Данный подход позволяет очень умело и аккуратно «обойти» защиты и сопротивления личности человека, поэтому на терапевтических группах процесс очень живой и очень глубокий.

Перед началом изменений, когда мы подходим к какому-то этапу или «порогу» внутри себя, который сейчас необходимо переступить, спонтанно и автоматически наша Личность или какая-то ее часть начинает активно сопротивляться.

Сопротивление на терапевтической группе возникает всегда, когда страшно:

1-й страх: сейчас что-то сделаю не так, совершу ошибку, «получу по башке» – страхи из области детско-родительских отношений;

2-й страх: изменения влекут за собой что-то новое, оно мне заведомо нравится, но данное изменение мне не известное, «я его боюсь», а вдруг будет хуже, чем сейчас, ну и что что плохо, зато стабильно;

3-й страх: самый глубинный страх – страх «умереть» в том качестве, в котором вы так долго жили и были с ним полностью отождествлены с эго-состояниями, привычными алгоритмами поведения, привычными восприятиями себя, с привычными проявлениями во внешнем мире, с привычной едой, привычной одеждой, прической и т.д. и т.п. Это страх смерти.

Именно страхи запускают механизмы психологических защит и различные сопротивления.

На терапевтических группах это бывает всегда, с каждым в той или иной степени, у кого-то это совсем мало проявлено, кто-то уже научился это осознавать, а кто-то еще нет.

Вот какие сопротивления бывают, когда мы идем на встречу с самим собой, когда мы касаемся чего-то очень ценного и сакрального или очень больного и страшного:

  • непонимание
  • зевота
  • обида
  • пустота
  • страх
  • злость
  • паника
  • озноб
  • икота
  • желание ругаться, злиться
  • тревога
  • раздражение
  • апатия
  • боли в животе
  • равнодушие к происходящему
  • сомнения: что я тут вообще делаю и надо ли мне это?
  • «проспать» встречу на группе
  • перепутать время
  • скука
  • обесценивание
  • усложение ситуации, запутывание
  • покушать
  • попить
  • замолчать
  • ухудшение слуха
  • переспрашивание
  • плачь, рыдания, слёзы, истерика
  • нарушение установленных правил в группе
  • впасть в ступор
  • поддаться грусти
  • переключение внимания на «важные дела», телефон, соцсети, почту и т.п.
  • перестать отвечать на поставленные вопросы
  • отрицание
  • оправдание
  • изжога
  • рвота
  • понос, расстройство пищеварения
  • сонливость, резкое желание уснуть
  • усталость
  • голод
  • обвинения
  • претензии
  • стыд
  • тоска
  • метания: а вдруг я делаю что-то не то и не так?
  • бросить «все на фиг»
  • забыть и закрыться от общения
  • перекладывание ответственности
  • завалить новыми вопросами

Для участия в терапевтической группе вам необходимо

Возможны побочные эффекты: радость, счастье, исцеление болезней, улучшение взаимоотношений между людьми, повышение благополучия и материального благосостояния!

Если по какой-либо причине вы не сможете присутствовать на последовательных занятиях, то и это не является препятствием на пути вашего развития –  вы сможете при вашем желании продолжить в любое удобное для вас время в составе следующих групп. 

Каждая отдельная терапевтическая группа – это отдельное пространство и наилучшие условия для решений ваших вопросов. 

Источник: https://mir-real.ru/tekhniki/item/611-terapevticheskaya-gruppa

Нина Волонтэй / Как получить пользу от терапевтической группы

Организация терапевтической группы

107 Автор статьи

Я веду много терапевтических групп, и меня всерьез интересует вопрос: как участникам получить максимум пользы от терапевтической группы? Какие усилия я и участники могут к этому приложить? А также мне нравится, когда терапевтический процесс для всех максимально ясен и прозрачен.

В этом эссе я постараюсь объяснить, что такое терапевтическая группа и дать полезные советы по ее применению в жизни. Я искренне надеюсь, что это статья окажется полезной и не очень занудной.

“Психологическая группа (под умелым руководством) — это единый живой организм, который развивается, тонко чувствует собственные сложности, и каждый ее участник играет в группе свою уникальную, исключительную роль.

Современная психотерапия использует работу в групповом формате, как лабораторию, в которой все, на что жалуется человек, обратившийся за психологической помощью, проступает ясно и отчетливо. Что бы ни происходило с вами в реальной жизни, это повторится в миниатюре – в группе.

Но если миру порой сложно объяснить нам, что он о нас думает, то в терапевтической группе мы делаем это каждый раз: учимся лучше понимать мир и себя в мире.” // Полина Гавердовская // статья: Индивидуальная или групповая психотерапия: что выбрать?

Количество участников

Эффективная терапевтическая группа по количеству участников обычно должна состоять из 5-12 человек.

В этом случае в такой группе будут работать законы групповой динамики, описанные американским психологом Куртом Левином, то есть, в таких группах с большой вероятностью проявляются те же способы взаимодействия между людьми, которые участиник группы демонстрируют и с близкими людьми.

Следовательно, эти способы в терапевтической группе становится возможно изучать. В более больших группах могут действовать законы толпы, что будет затруднять процесс исследования отношений, и такую группу сложно будет рассматривать как терапевтическую.

Группы могут быть: закрытыми (с постоянным составом участников), полуоткрытые (ушедшие участники заменяются новыми), открытыми (когда состав группы и даже ведущий постоянно меняются).

Я считаю, что чувство безопасности в терапевтической группе очень важно, а людям обычно легче его почувствовать в группах с постоянным составом. Поэтому, если группа полузакрытая, то я обычно предлагаю присоединиться новому участнику минимум на 3 месяца. Конечно, в открытых группах есть свой кайф – встреча с большим количеством людей. Открытый формат подходит больше для тренингов и обучающих групп.

Темы

Итак, если вы думаете о том, чтобы стать участником группы, с чем туда стоит идти? А.

Блоск выделил несколько видов психологических проблем, для решения которых показана групповая терапия: 1) Проблемы, связанные с представлением о себе (низкая самооценка, слабое представление о себе и своих сильных сторонах, отсутствие четких целей и желаний) 2) Тревожность, депрессивные состояния, стресс 3) Неумение выражать чувства и управлять эмоциями 4) И, прежде всего, проблемы связанные с межличностными отношениями -Проблемы в установление близких отношений -Конфликты -Зависимые отношения Важно: что если у вас есть или был психиатрический диагноз, необходимо заранее обсудить с ведущим группы и лечащим врачом- психиатром возможную пользу и вред от участия в группе.

Что делать на группе?

Советы, часть 1: 1) Напишите личные запросы и цели, которых вы хотите достичь в ходе группы 2) После каждой группы задавайтесь вопросом, насколько баллов от 1 до 10 вы удовлетворены группой: – Чего вам не хватило, чтобы быть полностью удовлетворенным? – Как вы себя останавливали от того, чтобы удовлетворять свои потребности в группе? 3) Сверяйте происходящее с первым пунктом 4) Добавляйте, если появились, новые запросы к 1-ому пункту.  Очень ценно, если вы будете делиться своими наблюдениями в группе.

Советы, часть 2:

Будет очень полезно, если вы будете обращать внимание на следующие свои проявления в группе:

1) Если в начале группы, кто-либо из участников вызывает у вас сильные чувства (любовь, зависть, ненависть), будет здорово если:

– Попробуете понять, кого из значимых людей этот человек вам напоминает: ведь вы его практически не знаете

– Поделитесь своими наблюдениями с группой. Это важно, так как группа – уникальная возможность для исследования близких и семейных отношений (с родителями, сиблингами, партнерами). 

2) Пожалуйста, старайтесь делиться чувствами и эмоциями в группе. Это важно, так как эмоции и чувства указывают на наши потребности. Осознавая которые, вы получаете больше свободы выбора, что с ними делать.

3) Пожалуйста, старайтесь прислушаться к себе и понять, что скрывается за пропусками группы и опозданиями

Возможно будет полезно, задать себе вопросы:

– Что вы хотите сказать группе или ведущему пропуском группы или опозданием?

– Что происходит или не происходит в группе, что вам не хочется в нее идти? 4) Пожалуйста, обращайте внимание на свое желание превратить в шутку чувства другого участника либо не слышать чужую проблему или тему Возможно, будет полезно задаться вопросами: – Что в этом для вас невыносимого? – Какой у вас есть опыт, связанный с заявленной проблемой или чувством? Пожалуйста, делитесь своими наблюдениями в группе, это поможет вам понять, каких отношений и чего именно в них вы избегаете в реальной жизни. Возможно, работа с избеганием сделает вас психологически сильнее , а значит — мир может стать шире. 5) Пожалуйста, обращайте внимание на желание дать совет: – Из какого чувства и идеи вы хотите это сделать? – Что бы вы сказали, если бы не могли давать советы?

Завершение

6) Особенно важным является процесс корректного завершения группы. Пожалуйста, старайтесь предупредить группу о своем уходе заранее и приходите на завершающую встречу. У каждого из нас хватает незавершенных отношений.

Плохо это тем, что: – В них остается энергия, которая отнимает силы – Завершение отношений дает возможность более полно осознать их опыт, а значит и привнести все полезное в повседневную жизнь 7) Если вы не находите в себе желания завершать группу (а уже пора), полезно задаться вопросом: – Какие чувства у вас возникают при мысли о завершении? – Какие возникают фантазии и тревоги? – Какой у вас есть опыт расставаний в жизни вне группы?

Желаю вам отличной групповой терапии и буду рада видеть у себя в группе!

Литература: Витакер Д. Группа как инструмент психологической помощи Гавердовская П. // Индивидуальная или групповая психотерапия: что выбрать? Голосова Н. Дыхне Е. // Групповая психотерапия Методические материалы к учебному курсу Теория и Практика Гештальт-терапии

Рудестам К. Групповая психотерапия

Источник: https://personagrata-studio.ru/articles/kak-poluchit-polzu-ot-terapevticheskoy-gruppy/

Виды арт-терапевтических групп

Организация терапевтической группы

Существуют разные основания для деления арт-групп на виды. Например, есть краткосрочные и долгосрочные группы. Бывают группы открытые и закрытые (в открытых группах в любой момент могут присоединиться новые участники, в закрытых же группах состав участников постоянен).

Однако большинство терапевтов справедливо считают, что использование нескольких подходов значительно повышает продуктивность работы группы – разные стили способствуют получению разнообразного опыта.

В любой арт-группе, вне зависимости от ее типа, устанавливаются общие правила, которые должны выполнять все члены группы, а за выполнением их следит арт-терапевт. Также в любой группе терапевт должен создать атмосферу доверия, безопасности и принятия для каждого клиента; ничто, способное задеть любого из членов группы, не должно оставаться без внимания терапевта.

Большинство ведущих арт-групп прямо не интерпретируют художественные символы, члены группы должны сами использовать собственные ассоциации, связанные с их произведениями, для того чтобы лучше понять себя.

Руководитель любой группы арт-терапии обеспечивает клиентов необходимым материалом, а помещение, в котором проводятся занятия должно обеспечивать место для движений и шумных игр.

Помимо вышесказанного, арт-терапевту надо стремиться к тому, чтобы групповые занятия доставляли удовольствие. Руководитель должен поощрять членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений. Крайне важно постоянство времени и места занятий, а так же наличие одних и тех же специалистов.

Рассмотрим самые популярные типы арт-терапевтических групп.

Арт-психотерапевтические и арт-студийные группы.

Многие группы являются смешанными и одновременно арт-психотерапевтическими или открытыми студийными. В чистом виде арт-студийные группы часто организовывались в начале развития арт-терапевтического направления, еще до появления самого термина «арт-терапия».

В таких студиях, прежде всего, больные реализовывали свою потребность в творческом самовыражении.

А некоторые арт-терапевты предполагали, что изобразительное искусство само по себе, без дополнительного участия психотерапии, помогает людям выразить внутренние конфликты, способствует открытию и достижению инсайта.

Однако и сейчас некоторым клиентам может быть рекомендовано посещение именно арт-студийных групп, особенно это касается тех пациентов, для которых тесное взаимодействие с участниками группы затруднительно.

В настоящее время людей, приходящих в студии, воспринимают скорее как художников, а не как пациентов, однако, очевидность художественного таланта для участия в такой группе не требуется. Многие студии включают в свою программу элементы обучения искусству.

При некоторых арт-центрах есть галереи, в которых выставляются работы участников.

Студийный подход, как правило, используют ведущие групп, имеющие художественное образование.

Как наиболее значимое преимущество такой формы проведения занятий, они выделяют возможность появления свободного, ничем не сдерживаемого творчества, которое, по мнению некоторых терапевтов, выступает проявлением протеста против негативных социализирующих влияний.

Другие же формы организации групповой арт-терапии могут препятствовать свободному творчеству, а так же ограничивать деятельность клиента, что ведет к потере яркости и самобытности работ.

Цели открытых арт-студий разнообразны: людей побуждают к эксперименту, развитию творческого мышления, моторных и познавательных навыков.

С другой стороны, участники группы учатся выражать свои мысли и чувства в процессе групповой дискуссии, есть группы, использующие искусство для повышения самооценки членов группы, их самодостаточности.

Существуют арт-студии, направленные на работу с определенным видом клиентов, до сих пор сохранились студии при клиниках.

Несмотря на то, что вербальный контакт между членами таких групп во время работы минимален, а группы, как правило, являются открытыми, все же через некоторое время в них формируется определенная культура, что происходит за счет общения создаваемыми образами, невербальной экспрессии, а так же общения во время перерывов.

Что касается арт-психотерапевтических групп, то здесь арт-терапевт играет активную роль в определении тем и направлений деятельности. Как правило, они основываются на наблюдениях терапевта за участниками группы.

В настоящее время такой тип группы наиболее распространен в арт-терапевтической работе. Обычно такие группы создаются для оказания помощи людям в выражении своих чувств, проблем, конфликтов, для преодоления травматического опыта и достижения инсайтов.

Занятия в арт-психотерапевтических группах гораздо более структурированы, нежели занятия в арт-студиях. В этих занятиях есть:

  • 1) первоначальная дискуссия,
  • 2) непосредственно сам процесс создания арт-продукта (участники индивидуально или совместно работают над образами в соответствии с заданной темой),
  • 3) обратная связь (участники могут высказаться по поводу сделанной работы, а так же послушать мнение участников группы и терапевта).

Многие техники в рамках арт-групп данного типа направлены на то, чтобы побудить участников к взаимообмену, а так же дать возможность терапевту стимулировать, наблюдать и, если необходимо, корректировать взаимодействия между членами группы.

В динамических группах ход сессий, в целом, не имеет четкого плана и определяется потребностями, состоянием участников, всплывающими темами в конкретные моменты времени, а так же атмосферой в группе. В работе используются совместные и индивидуальные формы работы, а так же вербальное общение.

Ведение динамической группы требует от терапевта специфических умений: так как психотерапевтический эффект проявляется не только благодаря действиям терапевта, но и благодаря самому групповому процессу, терапевт должен уметь вовремя увидеть это и «отойти на задний план».

Часто в таких группах высока степень вовлеченности в процесс – он может участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ, играх и иных проявлениях творческой деятельности.

Главным образом, такой тип групп подходит для работы с клиентами с пограничными психологическими расстройствами, однако элементы этого подхода могут применяться и с другими категориями клиентов. Как правило, динамический подход используют специалисты, у которых, наряду с арт-терапевтическим образованием наличествует психотерапевтическое.

Занятия в тематических группах гораздо более структурированы. Внимание членов группы фокусируется на темах наиболее для них значимых либо на определенных изобразительных техниках.

Тематические группы могут быть полуоткрытыми: участники в праве прекратить участвовать в группе после проработки определенных тем, в то время как новые люди могут включаться в процесс.

Однако, для того, чтобы войти в группу, участники должны понимать и соблюдать основные правила группы, а также обладать способностью к вербальному взаимодействию.

Одно из преимуществ тематических групп заключается в том, что структурирование процессов помогает ведущему лучше сфокусировать внимание участников на наиболее важных вопросах, обнаруживающихся в группах.

Если группа к тому готова, ведущий может стимулировать членов группы к самостоятельному выбору тем, вместо того, чтобы предлагать свои.

Ведущие данных групп, как правило, помимо арт-терапевтического образования имеют педагогическое или социальное.

Page 3

В детских группах, как правило, действуют те же правила, что и во взрослых. Цели детских групп тоже схожи с целями взрослых.

Например, вне зависимости от того, детская перед нами группа или взрослая, мы можем проследить обычные для участников группы модели общения; и взрослые, и дети могут осознать привычные для них способы взаимодействия, и под контролем терапевта, испробовать новые формы поведения.

Однако терапевтическая работа в детских группах имеет и свои особенности.

Например, в отличие терапевтический процесс в детских группах должен быть более структурированным, чем при работе со взрослыми, при этом важно не перегибать палку, так как при излишнем структурировании есть вероятность подавить творческое начало группы и перейти к гиперконтролю. Однако умеренное структурирование поможет снять излишнюю тревогу, присутствующую у детей, позволит им почувствовать себя в безопасности, а также увеличит степень групповой сплоченности.

При участии детей в арт-группах (семейная терапия, детские группы и т.д.) терапевту необходимо следить за тем, чтобы использовать привычные и безопасные для детей изобразительные материалы, подбираемые с учетом уровня развития ребенка, а так же использовать адекватные возрасту ребенка терапевтические вмешательства.

Групповая арт-терапия позволяет детям с помощью изобразительных материалов выражать свою индивидуальность, в то же время, развивая их социальные навыки. Бывает сложно использовать вербальные методы психотерапии при контакте с детьми, так как они часто вызывают у детей чувство тревоги, тогда на помощь приходит арт-терапия.

Для большинства детей стремление к общению со сверстниками естественно, поэтому, предоставляя условия для взаимодействия с другими детьми ребенку, у которого наблюдаются трудности в общении, терапевт помогает ему раскрыться и наладить естественный процесс общения.

В некоторых случаях при работе с детьми арт-терапевт может использовать игровую терапию, где внимание уделяется не столько отражением ранних травм, получением ребенком нового опыта (в таком случае основной задачей терапевта становится создание благоприятной среды для выражения ребенком своих чувств), в играх дети приобретают фундаментальный опыт взаимодействия. Иногда вся группа играет вместе, как единое целое, иногда – делится на пары или тройки. Однако в последнее время игровые методы используются не только при работе с детьми, но и со взрослыми.

Для каждой стадии эмоционального развития ребенка характерны свои особенности изобразительной экспрессии.

Было выделено пять стадий общения ребенка с изобразительными материалами: 1) «предвестники» изобразительной деятельности: каракули, размазывание краски, исследование физических свойств арт-материалов; 2) хаотическое выражение чувств: разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; 3) стереотипии: копирование, создание линий и простейших форм; 4) пиктограммы; 5) оформленная экспрессия: создание символических образов.

Page 4

Так как семья является по своей сути группой, то семейную арт-терапию по полному праву можно назвать одним из видов групповой арт-терапии. Как правило, на арт-терапию приходят семьи, чтобы помочь одному из членов семьи.

Однако, когда существуют проблемы у одного из членов семьи, обычно это влияет на отношения во всей семье.

Целью семейной арт-терапии является новое понимание членами семьи своих проблем, оценке семейной ситуации в целом, осознанию того, как влияет на атмосферу в семье поведение каждого из ее членов, а также раскрытие внутреннего потенциала семьи, который позволил бы изменить взаимоотношения в ней.

Как правило, при работе с семьей проявляются два аспекта: диагностический и психотерапевтический. На начальном этапе работы арт-терапевт активизирует взаимодействие членов семьи и определяет характерные для них особенности коммуникации. Психотерапевтический эффект связан с возможностью осознания и последующей корректировки членами семьи характерными для них моделями поведения.

Например, выполняя совместный рисунок, семья может реагировать теми же самыми эмоциями, которые характерны для нее в обычной жизни. Создаваемые же образы могут приводить к инсайтам о том, каким образом члены семьи воспринимают друг друга, а также о том, как семья влияет на каждого своего члена.

Page 5

Перейти к загрузке файла

изобразительный психотерапевтический эмоциональный

  • 1. Арт-терапия – новые горизонты. / под ред. А.И. Копытина. – М: Когито-центр, 2006.
  • 2. Копытин А.И Теория и практика арт-терапии. / А.И. Копытин. – СПб: Питер, 2002.
  • 3. Копытин А.И. Актуальные вопросы теории и практики групповой арт-терапии. Московский Психотерапевтический Журнал. Специальный выпуск: Психотерапия искусствами / отв.ред. В.В. Сидорова, Е.А. Морозова. – 2005. – №4. С.5-28.
  • 4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. / В. Оклендер. – М: «Класс», 1997.
  • 5. Рудестам К. Групповая психотерапия. / К. Рудестам. – 2-е изд. – Спб.: Питер, 2006.
  • 6. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию. / И.В. Сусанина – М: Когито-центр, 2007.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1241933/psihologiya/vidy_terapevticheskih_grupp

ovdmitjb

Add comment