Irvuz

Определение воображения, его виды

Воображение: понятие, виды и функции

Определение воображения, его виды

Понятие “воображение” знакомо многим. Всем прекрасно известно о том, что человек живет, а не только созерцает этот мир. Помимо того, что люди познают окружающее пространство, они также занимаются его изменением.

Что такое воображение?

Абсолютно каждый человек, сам того не подозревая, занимается преображением природы, непроизвольно создает предметы и улучшает жизнь. Всего этого добиться бы не удалось, если бы люди не могли оценивать и представлять результаты своей деятельности.

Для того чтобы заняться преображением своей жизни и мира в целом, на практике необходимо вначале это мысленно все представить. Отсюда и берет свое начало такое понятие, как воображение. Психологические процессы в этом направлении играют очень важную роль. Человек создает новые образы благодаря переработке полученных материалов и накопленной ранее информации.

Только люди могут осуществлять представление ожидаемого результата. Животным такое не присуще, поэтому они следуют инертному поведению.

Влияние силы воображения

Воображение человека имеет тесную связь со всеми сторонами в жизнедеятельности. Оно тесно связано с памятью, так как опирается на воспоминание в момент перерабатываемой информации и на основе этого переводит мысли в воображаемую картинку. Также тесная связь воображения существует и с мышлением.

Это очень ярко проявляется в момент проблемной ситуации, когда человек сталкивается с неопределенностью или же у него отсутствуют условия решения той или иной задачи.

Когда происходят проблемные ситуации, мышление человека отвечает за воображение, и оно таким образом мотивирует на потребительские нужды личность.

В психологии воображение – это процесс создания новых мыслеформ или образов на основе тех, которые уже ранее существовали.

Образы

Мыслительная деятельность человека направлена на созидание различных образов воображения, основные из которых описаны ниже.

  1. Образ, который отображает объективную реальность. Сущность заключается в том, что происходит материальная реализация предмета, по сути, это объективное представление окружающего мира. Абсолютно каждый человек свободно может представить себе различные виды и пейзажи, которые никак нельзя встретить в больших городах. Но мысленно человек может переместиться в эту альтернативную реальность для того, чтобы на некоторое время расслабиться и удовлетворить свое воображение.
  2. Символическое воображение. Суть его заключается в символическом представлении, которое не имеет конкретики и вещественного доказательства. Оперирование символами является отличным способом понять весьма сложную реальность человека в его воображении. Этот вид мышления относится к творческому, таким образом человек представляет вещи, которые не совсем реальны или ранее никогда не были использованы, но теперь воображение имеет все шансы дополнить реальность новыми элементами.

Функции воображения

Планирование. Именно будущий результат дает возможность человеческому мозгу изначально создать некий субъект воображения.

  1. Познание. Когда в воображении начинает вырисовываться что-то новое, что пока еще находится за пределами существующего.
  2. Адаптация или приспособительная функция. Если окунуться в психологию ребенка, то можно заметить весьма конфликтную ситуацию, связанную с избытком внешней информации и дефицитом средств, которые позволят это объяснить и объединить с окружающей средой. В такой момент детский мозг начинает противопоставлять потоку информации извне при помощи воображения. Это состояние представляет огромный интерес. Проследить его можно на примере осознания ребенком сказок. Прослушав историю, он почерпнул для себя что-то новое и необычное. Спустя время в этой же истории он сможет отыскать для себя новые моменты для восприятия. Некоторые функции воображения хорошо прослеживаются в детском возрасте.
  3. Дети очень часто рассказывают жуткие истории. Это в первую очередь связано с тем, что детский страх проявляет свою сущность на определенном этапе жизни ребенка. К примеру, образы из прошлого дополняются новой информацией, и воображение начинает свою работу.

Человеческое осознание по своей сути является очень активным, поэтому в момент создания новых образов воображение по-настоящему начинает заниматься непроизвольным производством фантастики. Зачастую это происходит в тот момент, когда человек находится в сонном или полусонном состоянии.

Виды воображения

Произвольное воображение, в свою очередь, представляет собой обдуманный процесс построения образа, и это связано с поставленной целью в определенной деятельности.

Для того чтобы осуществить такой вид деятельности, необходимо сознательно создать образ и только по его мотивам будет виден результат.

Произвольное воображение возникает в раннем возрасте и очень хорошо развивается в период детских игр.

Также понятие воображения различается по степени уникальности. Согласно этому оно бывает репродуктивным и творческим. Особенность первого вида заключается в том, что для человека специально создают новые для него образы, но те, которые уже существуют или существовали ранее в различных культурах.

Суть воссоздания образа может быть скрыта и брать свои истоки в словесном описании. Благодаря этому происходит восприятие изображения, и человек представляет некую схему или картину. Созидающее воображение играет немаловажную роль в жизни человека.

Такой способ мышления позволяет индивиду осуществлять обмен опытом, который был достигнут совершенно другими людьми.

Творческое воображение

Особое внимание уделяется развитию творческого воображения. Оно является самым уникальным. Это самостоятельное создание новых образов, они не подсмотрены где-либо и не были ранее услышаны.

Это все создается в голове и, следовательно, продукт жизнедеятельности получается оригинальным. Такой процесс мышления с оригинальным образом не имеет никакой опоры на готовые работы или ранее описанные.

Данный вид воображения является, наверное, самым важным из всех видов. Это своеобразный двигатель творческой деятельности.

Что такое мечта?

Мечта является особой формой воображения у человека. Она всегда четко направлена на будущее. Именно мечта обеспечивает человеку возможность осуществлять планирование, ставить цели и достигать их. Те образы, которые создаются индивидом в мечтах, являются очень яркими, конкретными и живыми.

Мечты являются эмоционально насыщенными и становятся привлекательными для субъекта. Но, в свою очередь, они не всегда бывают полезным. Только те, которые связаны с настоящим, можно считать полезными и достижимыми.

Если же это фантазии, которые в жизни никак невозможно осуществить, то это может привести к серьезным умственным беспокойствам и даже безумию. Очень часто появляются вопросы, которые связаны с процессом стимуляции и создания новых способов воображения.

Для того чтобы в голове человека появилась идея, воображаемой деятельности необходим импульс. Что должно произойти в жизни человека, после чего появятся новые идеи и оригинальные образы? Психологи трудятся не покладая рук для того, чтобы отыскать ответ на этот вопрос и таким образом сделать процесс воображения более предсказуемым.

Они пытаются отыскать пути решения проблемы, связанные с методиками осуществления воображения. Все те методы, которые ранее были рассмотрены в психологии, были освещены Фрейдом в психоанализе. Но этого оказалось недостаточно для современного человека.

Ассоциативное воображение

Психологи начали уделять особое внимание свободно-ассоциативному воображению.

Эта техника позволяет в полной мере использовать воображение, позволяя ему стимулировать сам творческий процесс и таким образом создавать механизм, воздействующий на сам очаг фантазирования.

Психологи выработали сразу же несколько механизмов, которые позволяют это осуществить. В психологии воображение — это отражение действительности, которая представляется в новых непривычных формах.

  1. Концентрация. Механизм, который связан с особым вниманием на происходящее в образе, позволяет более углубленно разобраться в проблеме, так как рассматривает именно полное ее содержание.
  2. Перемещение. Психологи неоднократно доказывали тот факт, что во время сна человек видит искаженное изображение. Все люди или предметы, которые существуют в реальном мире во сне, смотрятся совсем по-другому, и отношение к ним складывается иначе. Таким образом и появляются невероятные супергерои во снах.
  3. Абстрактное воображение. Это весьма необычное обструктивное содержание конкретного образа. Данный способ воздействия очень часто создается в результате использования различного рода металла. Когда человек использует свое воображение, он в первую очередь начинает пользоваться своим скрытым потенциалом творчества. Для того чтобы дать характеристику отношения человека к миру, очень важно ознакомиться с его фанатзиями. Такие люди очень внимательно подходят окружающим предметам для того, чтобы после создать необычную картинку в своей голове и переместиться в альтернативную реальность. Но в наше время очень много людей сталкиваются с реальными ситуациями, где их фантазии и воображения переходят за грань, и это будут не совсем приятные ситуации. Роль воображения в жизни человека очень значима. Именно оно может сыграть с индивидуумом злую шутку и заставить его проявить свою сущность в момент, когда произошла встреча со страхом. Люди с сильным воображением очень мнительны и восприимчивы. Творческие люди очень часто теряются в своих мыслях и не обращают внимания на окружающий мир. Они концентрируются на своих фантазиях и размышлениях и поэтому не замечают окружающих.

Понятие “воображение” часто упоминается в детской психологии. Ведь у малышей оно проявляется наиболее ярко и открыто. задача родителей – направить воображение ребенка в созидательное русло. Существует много игр на воображение для детей. Например, можно вместе сочинять интересные позитивные истории. Есть еще одна техника – рассказать любую сказку наоборот или вообще придумать новую.

Источник: https://FB.ru/article/382809/voobrajenie-ponyatie-vidyi-i-funktsii

Воображение

Определение воображения, его виды

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.

Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А.

 Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д.

 Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию.  — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса

  • Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • точность

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и обучения
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание.

На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С.

 Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение.

В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов.

Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте.

Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства».

Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции.

Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом.

Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения.

Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Источник: https://www.braintools.ru/imagination

Воображение в психологии, о его видах и функциях

Определение воображения, его виды

26.10.2018

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье Вы узнаете, что такое воображение в психологии. Рассмотрим его виды, выясним, какова роль и функции, как нужно его развивать. Поговорим о способах создания образов.

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Создание образов

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.

Развитие

Творчество лучше всего способствует развитию воображения

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

Воображение в психологии, о его видах и функциях Ссылка на основную публикацию

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/voobrazhenie

ovdmitjb

Add comment