Irvuz

Определение эмоции и чувства

Чувства и эмоции: в чем разница?

Определение эмоции и чувства

В чем разница между эмоцией и чувством, дискуссия, которая рождается из двух терминов, которые часто путают друг с другом, как в повседневной речи людей, так и в научном языке, так как их определения, вызывают довольно путаницы, при различении между одним или другим.

Уже в 1991 году психолог Ри́чард Ла́зарус, предложил теорию, в которую включено понятие чувства в рамках эмоции.

В этой теории Лазарус считал чувство и эмоцию человека двумя взаимосвязанными понятиями, чтобы эмоции охватывали в своем определении чувство. Таким образом, чувство является когнитивной или субъективной составляющей эмоций, субъективного опыта.

В этой статье я сначала объясню вам, что такое эмоция и, вкратце, различные первичные эмоции, которые существуют, а затем я продолжу объяснять концепцию чувства и различия существующие между ними.

Определение и классификация эмоций

Эмоции — это эффекты, создаваемые многомерным процессом, который происходит на уровне:

  • Психофизиологические: изменения в физиологической активности.
  • Поведенческие: подготовка к действию или мобилизация поведения.
  • Когнитивный: анализ ситуаций и их субъективная интерпретация в функции личной истории личности.

Эмоциональные состояния являются результатом высвобождения гормонов и нейротрансмиттеров, которые затем превращают эти эмоции в чувства. Ответы на стимулы исходят как от врожденных механизмов мозга (это первичные эмоции), так и от поведенческих репертуаров, изучаемых во всей жизни человека (вторичные эмоции).

Наиболее важными нейротрансмиттерами, участвующими в формировании эмоций, являются: допамин, серотонин, норадреналин, кортизол и окситоцин. Мозг отвечает за превращение гормонов и нейротрансмиттеров в чувства.

Важно быть предельно ясным, что эмоция никогда не бывает хороша или плоха как таковая. Все имеют эволюционное происхождение, поэтому это реакция организма на различные стимулы для выживания индивидуума.

Эмоция также проявляется повсеместно в невербальной коммуникации. Выражения лица универсальны и подтверждают эмоции, которые вы чувствуете в этот момент.

Функции эмоций

  • Адаптивная функция: подготовить человека к действию. Эта функция была впервые продемонстрирована Дарвином, который относился к эмоциям с функцией облегчения поведения, соответствующего каждой конкретной ситуации.
  • Социальные: сообщают о нашем состоянии духа.
  • Мотивация: способствовать мотивированному поведению.

Основные характеристики эмоций

Основные характеристики эмоций — это те, которые каждый человек когда-либо испытывал в жизни. Это:

  • Сюрприз: сюрприз — как адаптивная функция исследования. Это облегчает внимание, сосредотачивается на нем и способствует поисковому поведению и любопытству к новой ситуации. Кроме того, когнитивные процессы и ресурсы активируются в сторону неожиданной ситуации.
  • Отвращение: эта эмоция имеет адаптивную функцию отторжения. Благодаря этой эмоции ответы об избегании или избегании оказываются неприятными или потенциально вредными для нашего здоровья. Кроме того, улучшаются здоровые и гигиенические привычки.
  • Радость: её адаптивная функция — принадлежность. Эта эмоция заставляет нас увеличивать нашу способность к наслаждению, порождает позитивное отношение к себе и другим. На когнитивном уровне она также способствует процессам памяти и обучения.
  • Страх: функция адаптивной защиты. Эта эмоция помогает нам избегать ответов на опасные ситуации для нас. Он фокусируется прежде всего на опасном стимуле, что позволяет быстро реагировать. Наконец, он также мобилизует много энергии, которая позволит нам выполнять гораздо более быстрые и более интенсивные ответы о том, как мы будем делать это в ситуации, которая не создавала страха.
  • Гнев: Его адаптивная функция — это самозащита. Гнев увеличивает мобилизацию энергии, необходимой для реагирования на самооборону, на что-то опасное для нас. Уничтожение препятствий, которые порождают разочарование и препятствуют достижению наших целей или целей.
  • Печаль: эта эмоция имеет реинтеграцию адаптивной функции. С этой эмоцией, казалось бы, трудно представить себе преимущества этого. Однако эта эмоция помогает нам увеличить наше единство с другими людьми, особенно теми, кто находится в таком же эмоциональном состоянии, как и мы. В состоянии грусти наш обычный ритм общей активности уменьшается, позволяя уделять больше внимания другим аспектам жизни, которые в нормальном состоянии активности мы бы не переставали думать о них.

Это также помогает нам обращаться за помощью к другим людям. Это стимулирует появление эмпатии и альтруизма, как у человека, который чувствует эмоцию, так и у тех, кто получает спрос на помощь.

Определение чувства

Чувство — это субъективный опыт эмоций. Как упоминал Карлсон и Хэтфилд в 1992 году, чувство — оценка, момент за моментом, что субъект выполняет каждый раз, когда он или она сталкивается с ситуацией. То есть, это чувство было бы суммой инстинктивной и кратковременной эмоции вместе с мыслью о том, что мы получаем рациональную форму этой эмоции.

Прохождение рассуждений, сознания и его фильтров создает таким образом чувство. Кроме того, эта мысль может кормить или поддерживать чувство, делая его более долговечным.

Мысль, так же, как она обладает способностью питать каждое чувство, может приложить силу для управления этими чувствами и избежать накопления эмоций в случае, если она отрицательна.

Это процесс, который требует обучения, потому что управление чувствами, особенно для их прекращения, не является чем-то, что легко узнать, это то, что влечет за собой длительный процесс обучения.

Чувства в детстве

Детство — это этап, который имеет большое значение для развития чувств.

В отношениях с родителями человек учит основам желания и знания, как вести себя социально. Если эмоциональные связи между родителями и детьми продвигаются положительно, на взрослой стадии эти дети прибудут с чувством безопасности сами по себе.

Семейные связи, созданные с самого раннего возраста, будут культивировать и генерировать личность, способную любить, уважать и гармонично сосуществовать на подростковом и взрослом этапах.

Когда мы не выражаем своих чувств или делаем это неадекватно, наши проблемы увеличиваются, они могут быть затронуты важным способом даже нашего здоровья.

Продолжительность чувств

Продолжительность чувств зависит от различных факторов, таких как когнитивные и физиологические. Он имеет свое физиологическое происхождение в неокортексе (рациональном мозге), расположенном в лобной части мозга.

Хотя чувства улучшают готовность действовать, они не являются поведением как таковым. То есть, человек может чувствовать себя сердитым или расстроенным и не иметь агрессивного поведения.

Некоторые примеры чувств — это любовь, ревность, страдание или боль. Как мы уже говорили, и вы можете представить эти примеры, действительно, чувства имеют довольно длительный период.

Развитие эмпатии позволяет людям понять чувства других людей.

Разница между чувствами и эмоциями

В связи с разницей между чувствами и эмоциями португальский невролог Антонио Дамасио сделал определение о том, как человек переходит от эмоций к чувствам, в которых наиболее характерное различие обоих отражается достаточно четко:

Когда вы испытываете эмоции, например эмоции страха, есть стимул, который способен вызвать автоматическую реакцию.

И эта реакция, конечно, начинается в мозге, но затем продолжает отражать себя в теле, либо в реальном теле, либо в нашей внутренней симуляции тела.

И тогда у нас есть возможность проецировать эту конкретную реакцию с несколькими идеями, которые связаны с этими реакциями и с объектом, вызвавшим реакцию. Когда мы воспринимаем все, что есть, когда у нас есть чувство.

Эмоции действуют с самого начала жизни человека при рождении в качестве системы предупреждения. Таким образом, ребенок проявляет плач когда он голоден, хочет привязанности или требует другой заботы.

Уже во взрослой жизни эмоции начинают формироваться и улучшать мышление, обращая наше внимание на важные изменения.

Благодаря этой мысли, когда мы спрашиваем себя, как этот человек чувствует? Это позволяет нам иметь подход в реальном времени к ощущениям и характеристикам человека.

Кроме того, это может помочь нам продвинуть чувства к будущей ситуации, создав эмоциональную стадию разума и, таким образом, сможет более правильно определить наше поведение, предвосхищая чувства, возникающие в результате этих ситуаций.

Основные отличия

Вот некоторые из различий между эмоциями и чувствами:

  • Эмоции очень интенсивны, но в то же время очень короткие. Тот факт, что эмоция имеет короткий срок, не означает, что ваш эмоциональный опыт (то есть чувство) столь же кратоко. Чувство — это результат эмоций, субъективное эмоциональное настроение, как правило, длительное следствие эмоций. Последнее будет продолжаться до тех пор, пока наш сознательный ум займет время, чтобы подумать об этом.
  • Поэтому чувство — это разумный ответ, который мы даем каждой эмоции, субъективную интерпретацию, которую мы генерируем, прежде чем все эмоции имеют в качестве фундаментального фактора наши прошлые переживания. То есть, те же эмоции могут вызывать разные чувства в зависимости от каждого человека и субъективного значения.
  • Эмоции, как я уже объяснял выше, являются психофизиологическими реакциями, которые возникают перед различными стимулами. В то время как чувства — это осознанная реакция эмоций.
  • Еще одно существенное различие между эмоциями и чувствами состоит в том, что эмоции могут создаваться бессознательно, в то время как в ощущении всегда есть сознательный процесс. Это чувство может регулироваться нашими мыслями. Эмоции, которые не воспринимаются как чувства, остаются в бессознательном, хотя однако, они могут влиять на наше поведение.
  • Человек, который осознает чувство, имеет доступ к своему настроению, как я уже упоминал, увеличивать его, поддерживать или гасить. Это не происходит с эмоциями, которые бессознательны.
  • Чувство отличается от эмоций тем, что состоит из большего числа интеллектуальных и рациональных элементов. В чувстве уже есть какая-то разработка с намерением понять и понять, отражение.
  • Чувство может быть вызвано сложной смесью эмоций. То есть, вы можете почувствовать гнев и любовь к одному человеку за раз.

Понять эмоции и чувства

Чтобы попытаться понять наши эмоции и чувства, как положительные, так и отрицательные, очень полезно использовать наши мысли . Для этого эффективно выразить наши чувства, чтобы объяснить другому человеку, и который может быть поставлен на наше место наиболее устрашающе и объективно.

Если вы пытаетесь поговорить с кем-то о своих чувствах, желательно быть как можно более конкретным, как мы чувствуем себя в дополнение к степени этого чувства.

Кроме того, мы должны быть настолько конкретными, насколько это возможно при определении действия или события, которые заставляют нас чувствовать, что способ показать максимально возможную объективность, а не заставлять другого человека чувствовать, что его обвиняют напрямую.

В заключение я приведу пример процесса, посредством которого инстинктивная и кратковременная эмоция становится, через рассуждение, ощущением.

Это случай любви. Это может начаться с эмоций удивления и радости, что кто-то на какое-то время обращает на нас внимание.

Когда этот стимул гаснет, именно тогда наша лимбическая система сообщит об отсутствии стимула, и сознание поймет, что это уже не так. Это когда вы переходите на романтическую любовь, ощущение, которое длится дольше в долгосрочной перспективе.

Жмите кнопку «» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Источник: https://tagweb.ru/2017/09/12/raznica-jemocij-i-chuvstv/

Эмоции и чувства в психологии: сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств

Определение эмоции и чувства

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки.

Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью.

Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

Что такое эмоциональные состояния

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в конфликт не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее.

Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения.

Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения.

Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева.

А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться управлять своими эмоциями даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия.

Их систематическое переживание может привести к развитию психосоматических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений.

То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности.

Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане.

Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом.

Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения.

Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя.

Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми.

Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями.

Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта.

В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на травмирующую или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Определение эмоций и чувств

Определение эмоции и чувства

Определение эмоций и чувств.

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру.

Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Они – одно из проявлений отражательной психической деятельности человека.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова.

Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком.

Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.

Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Эмоциональные состояния

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния.

На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях.

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.

Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности.

Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое состояние духа. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации.

Выраженное аффективное состояние, например, при отдельных условиях может проявиться у самого уравновешенного человека.

Все эмоциональные состояния носят переходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Настроение

Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о переходящем и устойчивом настроении.

Примером переходящего (кратковременного) настроения может быть эмоциональное состояние поручика Пирогова (героя повести Гоголя “Невский проспект”), пытавшегося ухаживать за женой одного немца-ремесленника и выброшенного за это на улицу. “Одна мысль о таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство… Он летел домой, чтобы одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самыми разительными красками буйство немецких ремесленников…

Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из “Северной пчелы” и вышел оттуда уже не в столь гневном состоянии… К девяти часам он успокоился… и…

отправился на вечер к одному правителю конторской коллегии, где было очень приятное собрание чиновников и офицеров. Там с удовольствием провел вечер и так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но и кавалеров”.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье. Настроения разных людей, вызванные одной и той же причиной, могут быть неодинаковы, даже противоположны (“Мне грустно от того, что весело тебе”).

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением. Мрачное настроение неприятно не только для самого человека, но и для окружающих. Можно научиться управлять своим настроением, но для этого необходимо следить за ним и правильно оценивать.

Человек – хозяин своего настроения. В управление настроением сказывается развитие личности.

Аффективное состояние и аффект.

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. Если настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности.

Аффективное состояние всегда имеет завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или неприятный разговор завершился неожиданно благополучно.

При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности.

При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние часто разрешается в сильной вспышке – аффекте. Аффект – это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания.

Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения.

В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.

Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства.

Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствует предотвращению аффекта.

Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения.

Стресс

Стресс – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость принимать самостоятельно быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности.

При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия.

При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли.

Наполеон писал об одном из своих маршалов: “Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту”.

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от волевой собранности, решительности, от имеющегося опыта.

Фрустрация.

Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения.

В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в “битвах жизни”, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера.

У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрации наблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”),

Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи

ЛИТЕРАТУРА

  1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
  2. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968.
  3. Симонов П.В. Теория отражения и психо-отрицания эмоций. М., 2971.
  4. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
  5. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1961.

Дата добавления: 05.03.2001

Источник: https://www.km.ru/referats/CB5B2C8A4587466090C9A547B16A2A7E

Введение

Определение эмоции и чувства

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е.

сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

В данной работе передо мной стояли следующие цели:

1. дать определение эмоциям и чувствам;

2. рассмотреть основные функции эмоций и чувств;

3. рассмотреть физиологические основы эмоций;

4. дать обзор основных видов эмоций и чувств.

Определение эмоций и чувств

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира.

В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях.

В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие – огорчают или вызывают отвращение, третьи – оставляют равнодушным.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Основные функции эмоций и чувств

Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств.

Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов.

Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в “безобидные” процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры.

Исследования психофизиологии эмоций показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты).

У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию.

Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего, это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения.

В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные).

Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания.

Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности.

Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации.

При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств — их полярность. Полярность — это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость–грусть, любовь–ненависть, обаяние — отвращение).

Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны, и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением.

Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.

Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе.

В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности.

При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д.

Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние.

Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами.

Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности.

Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства–личностные образования. Они характеризуют человека социально психологически.

Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценка испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать. Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием.

Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность – стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность – астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека.

В процессе развития человека, на практике сложились системы положительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.

В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и “безотчетностью” переживаний.

Страсть – сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние.

Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей; страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

Аффект – эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные. Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали.

Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явление природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Page 3

Перейти к загрузке файла

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники.

Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки.

Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

1. Р.С. Немов. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ.

Москва. “Просвещение”. 1990 г.

2. Психология. Под ред. А.В. Петровского и др., М., 1986.

3. Ф.Р. Филатов. Общая психология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., Феникс, 2007.

 

Источник: https://studbooks.net/676696/psihologiya/opredelenie_emotsiy_chuvstv

ovdmitjb

Add comment