Irvuz

Операции воображения

Понятие о воображении: определение представление и механизмы

Операции воображения

Человек не может развиваться как человек, как личность, как член общества, если он не обладает особой формой отражения действительности – сознанием. Важной составляющей сознания является воображение. Некоторые ученые считают, что определяющую роль в эволюции человека, сыграло именно способность работать с тем, чего на самом деле нет в восприятии.

Что мы понимаем под словом воображение

В обыденном словоупотреблении воображением называют всё, что не соответствует реальности, не имеет никакого практического значения. Корнем слова воображения является слово образ. Образы – это главное содержание нашего психического мира, мы их получаем из опыта нашего восприятия. Наши образы составляют материал, то есть задачей сознания является понять ситуацию по средствам образа.

В толковом словаре русского языка Ожегова даётся такое определение: «Воображение – мысленное представление, способность творчески мыслить, фантазировать». Это определение раскрывает в целом представление о воображении.

Образы и символы – это одновременно и условия и средства познания. Исследование воображения, как в науке, так и в реальной практике можно назвать установлением границ, которые открывают возможности.

Очень интересное понятие о воображении, дал первый исследователь творческого воссоздания образов, француз Теодюль Рибо, он считал, что воображение в интеллектуальном порядке соответствует воле в порядке движений, то есть воображение позволяет управлять интеллектуальными представлениями.

Презентация: “Воображение как познавательный процесс”

Современное представление о воображении складывается из предыдущих определений. Научные исследования Теодюля Рибо опередили свое время. Его научные труды активно используются нашими современниками.

Механизмы воображения

Механизмы воображения – это своего рода вид сочетания представлений в процессах воображения, то есть способность выделять индивидуальные признаки предметов и явлений и переносить их на другие предметы.

  1. Самым простым таким механизмом считается создание чего-то нового путем “склеивания” образов, частей уже существовавших, называется этот процесс агглютинация.
  2. Второй механизм характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также трансформацией его частей. Этим процессом является – гиперболизация.
  3. Схематизация – этот механизм заключается в подчеркивании определенных признаков и сглаживании различий.
  4. Выделение повторяющегося и значимого в похожих феноменах происходит при помощи типизации.

Механизмы воображения позволяют структурировать знания о воссоздании образов, тем самым увеличивая возможности понять этот сложный процесс.

Взаимосвязь представления и воображения

Как же взаимосвязаны представление и воображение? Представление ключ к понятию воображения. Чтобы понять, что это такое взгляните на какую-нибудь картинку и закройте глаза. Какое-то время эта картинка будет ярко стоять перед глазами, перед внутренним взором, а потом начинает, как бы расплываться, становиться все менее четкой.

Презентация: “Развитие творческого воображения”

Если эту картинку показывать часто, человек привыкает к этому образу. Этот образ хорошо сохраняется в памяти и может быть вынут из памяти в любой момент, даже когда мы его не видим. Затем с этим образом, мысленно, можно сделать все что угодно. Такие мысленные операции с образом, который прочно сохранился у нас, носит определение воображение.

Представление представляет собой воссоздание предметов и явлений на основе предыдущего опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Представление и воображение тесно взаимосвязаны.

Считается, что воображение крепко привязано к действительности, но так считают не все, многие литераторы описывали состояние, когда откуда-то  к ним приходит знание и ощущение чего-то не имеющего места быть, запредельного мира.

Возможно, есть какие-то области мироздания, какие-то иные жизни и неведомые нам сферы, которые порой дарят нашему сознанию нечто ранее неизведанное. Кто-то считает, что это память о прежних жизнях или иные проникновения в другие миры. Здесь нет смысла анализировать, нужно только пользоваться этими знаниями, как подарками судьбы.

Воссоздавая образы, человек насыщает систему знаков (слова, числа, графика) имеющимися у него знаниями. Воспроизведение образа зависит от искусности автора, от методов, способов, при помощи которых был оформлен этот образ. Стоит вспомнить:

как перед нами разворачиваются яркие картины.

Презентация: “Развитие воображения младших школьников”

Можно выделить целую последовательную систему описательных образов от более точных до более теоретических.

Образы точного воображения могут подразделяться на: зрительные (букет цветов, яблоко), слуховые (шум волн, жужжание шмеля), кинестетические (укус комара, прикосновение к снегу, качания на качелях), обонятельные представления (запах бензина, апельсина, кофе), вкусовые представления (вкус шоколада, мёда, лука).

Значение воображения

Значение воображение сложно переоценить.

Именно ему мы обязаны, например, собором Василия Блаженного, буддийскими пагодами, египетскими пирамидами, лунной сонатой Людвига Ван Бетховена, пятой симфонией Петр Ильича Чайковского, космическими кораблями, нанороботами и многим другим. Конечно, способность к воображению дана людям в разной мере, а без него человеческая жизнь скучна и однообразна.

Представление как и воображение играет значительную роль в трансформации объективного мира. Прежде чем изменить что-то на практике, человек меняет это в своей голове.

Одним из ярких примеров проявления творческого воображения в последние годы являются оригинальные системы лечения, основанные на самовнушении, и получившие широкое распространение.

Самовнушение уменьшает внутреннее напряжение, беспокойство, страх и может заменить многие успокоительные лекарства, далеко не безвредные для организма. Основателем такого лечения является француз Э. Куэ.

По его методике нужно несколько раз в день в состоянии покоя и расслабленности мысленно убеждать себя в том, что ты здоров. Последователей у него много.

Г. А. Шичко предлагает кроме самовнушения с помощью слов, ещё и записывать то, в чем ты хочешь себя убедить.

Следующим этапом в развитии метода лечение самовнушением можно назвать аутогенные тренировки. Основными элементами которой являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Большую популярность из-за высокой результативности получил метод имаго-тренинга В. Авдеева, который помогает человеку раскрыть свои творческие способности. Суть метода: сконцентрировавшись на определенном образе, человек вызывает различные изменения в своем теле. В основе метода профессора, доктора психологии и философии М. Норбекова тоже лежит самовнушение, основанное на воссоздании образов.

Без воображения не возможен любой труд человека, не возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.

Источник: https://tonusmozga.ru/mysl-i-voobrazheniye/razvitiye-voobrazheniya/opredelenie.html

Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях

Операции воображения

Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.

Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.

Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные понятия

Воображение — орудие не только творческого человека.

Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

  1. Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.

    К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.

  2. Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.

Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

Творческое воображение во многом работает на основе схемы «анализ-синтез»: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь; после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

Операции воображения — это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

Основные операции воображения — это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

Приемы

Что относится к приемам воображения?

Агглютинация

Агглютинация — это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

Примеры агглютинации:

  1. Морская дева. Традиционно морские девы — это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.
  2. Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса — создание с телом льва и человеческой головой.
  3. Кентавр. Известное мифическое существо — наполовину человек, наполовину конь, — перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  4. Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  5. Животные из популярных мультсериалов «Аватар: Легенда об Аанге» и «Аватар: Легенда о Корре». В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема «агглютинация»: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  6. Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф — это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.

С латинского языка слово «агглютинация» переводится как «приклеивание». Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

Гиперболизация

Гиперболизация — явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.

Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.

Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.

Примеры:

  1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
  2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
  3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.

Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

Придача

Придача — некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.

Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.

Примеры:

  1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
  2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
  3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.

    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

Типизация

Типизация — прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.

Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.

Примеры:

  • Фауст;
  • Евгений Онегин;
  • Митрофанушка из пьесы «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
  • Помещики из произведения «Мертвые души» Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

Акцентирование

Акцентирование — прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

Примеры:

  1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
  2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

Перенос

Перенос (или перемещение) — прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.

В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «попаданцами»: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.

Примеры известных попаданцев:

  1. Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.
  2. Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.

Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

Аналогия

Аналогия — оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

Примеры:

  1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
  2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

Связь приемов воображения

Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.

Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.

Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.

Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.

О приемах творческого воображения в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/priemy-voobrazheniya.html

ovdmitjb

Add comment