Irvuz

Общие характеристики деятельности

Характеристика деятельности: общая, профессиональная, экономическая. Виды деятельности, процесс и общая оценка

Общие характеристики деятельности

Все люди вместе, различные их группы, а также каждый человек в отдельности ежедневно взаимодействуют с окружающим миром. В результате некие образы воплощаются в материальные объекты, а определенные человеческие потребности удовлетворяются.

Деятельностью называют такое взаимодействие со средой, которое направлено на достижение целей, поставленных сознательно. Кроме того, в итоге нее должны создаваться ценности, значимые для общества, либо осваиваться социальный опыт.

Общая характеристика деятельности

Каждый человек, как и группа людей, проявляют в течение жизни разного рода активность. Однако не всякие ее проявления называются «деятельность». Характеристики и оценка ее должна быть:

  • социально обусловленной, так как она является продуктом исторического развития общества в целом;
  • целенаправленной, поскольку цель деятельности выбирается индивидом осознанно;
  • субъектной, то есть обусловленной характеристиками личности;
  • предметной, так как общество вырабатывает способы и нормы действий, которые люди направляют на предметы духовной и материальной культуры;
  • плановой, ведь все ее элементы подчиняются четкой системе и продуманному порядку.

Деятельность реально существует в разнообразных формах, воплощается в культуре и отражается в искусстве.

Характеристика деятельности включает также понятия «поступок», «поведение», «операция».

Элементом деятельности является поступок. Это некое действие, имеющее выраженный социальный смысл.

Психическая деятельность внешне проявляется в поведение. Это либо определенная мимика и позы индивида, либо серия совершаемых поступков. Здесь далеко не всегда наблюдается наличие определенного плана или цели.

Операция — особый способ осуществления какого-то действия в неких условиях. С помощью них решаются основные задачи. В большинстве случаев операции носят автоматизированный, зачастую не осознаваемый характер.

Характеристика видов деятельности

Дифференцируя деятельность по видам, выделяют три основных.

Вид деятельности Сущность процесса и характеристика деятельности Результат деятельности
Труд Предметы природы, духовной и материальной культуры заметно изменяются. Потребности удовлетворяются, создается продукт, признанный общественно значимым.
Учение Приобретение знаний. Навыки и умения могут быть получены в специально организованных учреждениях, попутно как побочный результат другой деятельности, в процессе самообразования. Психологическое развитие индивида, освоение знаний и опыта, выработанного социумом.
Игра Вид с закрепленными в ходе истории типичными способами человеческих действий и взаимодействий. Социализация личности, овладение всем опытом человечества, личностное, когнитивное и нравственное развитие детей.

Разные этапы развития личности предполагают разную ведущую деятельность. Ведущим называется не тот вид деятельности, какому субъект посвящает наибольшее количество времени, а определяющий самые важные психические характеристики человека.

Известные на сегодня формы разделения труда таковы:

  • общая (все общественное производство состоит из разных сфер: промышленность, транспорт, связь, аграрный сектор и прочие);
  • частная (появление относительно самостоятельных отраслей внутри сфер общего разделения труда);
  • единичная (то, как разделяется труд на каждом конкретном предприятии).

Все три формы соединены крепкими связями. Как общая, так и единичная формы разделения труда могут влиять на частную. На все три воздействует технический прогресс, ставящий новые технологические и организационные задачи и изменяющий характеристики деятельности участников производственного процесса.

Это происходит, например, за счет автоматизации производства. Она высвобождает трудящихся, ведет к иному, чем прежде, разделению труда и меняет общую структуру работников.

Социальная деятельность

Человек производит и воспроизводит что-либо как существо общественное. Он целенаправленно и постоянно изменяет как природный, так и социальный мир путем социальной деятельности.

Она имеет два исходных элемента: деятельность актуальная и накопленная.

Характеристика социальной деятельности выделяет также две ее стороны, являющиеся основными. Это общественное сознание и непосредственно практика.

Кроме того, различают два фактора этого вида деятельности: социальную информацию и организацию.

Двумя регуляторами здесь выступают социальное управление и в противовес ему — социальное дезуправление.

Отражение социальной деятельности в научной литературе

Наука изучает деятельность, считая ее одной из фундаментальных задач. Великие умы в области философии и социологии, глубоко проникшиеся естествознанием и обществознанием, бьются над этой проблемой.

Стремясь классифицировать социальную деятельность по ее характеристикам, ученые предлагают различные варианты.

Например, М. С. Кветной описывает деление по четырем элементам:

  • интересы и потребности;
  • цели и мотивы;
  • средства и действия;
  • продукты.

М. С. Каган основывается на трех основных элементах социальной деятельности, но в ином разрезе:

  • субъект;
  • объект;
  • активность.

По мнению Б. А. Грушина, классификационных рядов нужно выделять тоже целых три.

  • по характеру затрачиваемой энергии (мускульные, умственные, психические силы);
  • по составу (предметная деятельность, информационная и «игра физических либо психических сил»);
  • по общему характеру (производство, потребление, общение).

Профессиональная деятельность

Психология труда главным своим объектом считает профессиональную деятельность.

Она характеризуется внешне и внутренне.

  • Внешне (через объект и субъект, предмет труда, средства для ведения деятельности и ее условия).
  • Внутренне (описываются механизмы и процессы психического регулирования, сама структура, все содержание и операции, необходимые для реализации профессиональной деятельности).

Стоит уточнить значение некоторых понятий, связанных с внутренними характеристиками профессиональной деятельности.

Предметом труда называют те вещи, а также явления и процессы, с которыми вступает во взаимодействие трудящийся (как мысленно, так и практически).

Те орудия, что усиливают способности субъекта по распознаванию специфики предмета труда и изменению его, называют средствами труда.

Условия же труда складываются из четырех характеристик профессиональной деятельности:

  • социальная;
  • психологическая;
  • санитарно-гигиеническая;
  • физическая.

Экономическая оценка деятельности

Грамотно составленная экономическая характеристика деятельности предприятия включает несколько разделов.

Название раздела раздела
Общие сведения В соответствии с каким законом создано, организационно-правовая форма, полное фирменное наименование, место нахождения, почтовый адрес. Оценивается уставный капитал, описываются учредители, сроки и цели деятельности, форма собственности, рассматривается устав.
Структура управления предприятием Дается на основе трех основных систем управления производством: линейной, функциональной и смешанной. Указывается, является ли предприятие юридическим лицом, описывается иерархия руководства.
Характеристика трудовых ресурсов и оплаты труда Общее количество сотрудников, производственно-техническая база. Обзор кадровой политики, качественный и количественный анализ персонала.
Основные экономические показатели работы Темпы роста объемов производства и реализации. Обзор производственных фондов, средств и предметов труда, изучение рациональности и экономности. Общее описание финансовых результатов деятельности предприятия.

Обращая внимание на все указанные пункты, можно составить вполне подробный портрет любого предприятия, узнать его отличительные особенности и характеристику процесса деятельности.

Богатая пища для науки

Как содержание, так и строение деятельности достаточно сложные. Она имеет большое количество разновидностей и великое множество конкретных проявлений. Описывать их можно бесконечно.

С восьмидесятых годов прошлого века и по сей день деятельность не перестает глубоко изучаться представителями разных наук.

Деятельность изучают различными методами. Например, К. Левин предложил социопсихологическое исследование. Оно предполагает проникновение в самую суть проблемы, сначала произведя необходимые изменения, а после наблюдая его следствия. Данный метод считается эффективным в программах работы с заключенными или дискуссиях между жертвами расизма и людьми с расовыми предрассудками.

Деятельность изучают многие науки, например, география. Ведь человек не приспосабливается, словно животное к какой-нибудь среде обитания. Он сам приспосабливает ее под свои потребности. Трудится на этом поприще длительное время, чтобы улучшить условия и не допустить катаклизмов.

Психология изучает деятельность человека с точки зрения психического отражения в ней действительности.

В статье описаны лишь основные характеристики деятельности и рассмотрены некоторые ее виды.

Источник: https://FB.ru/article/453732/harakteristika-deyatelnosti-obschaya-professionalnaya-ekonomicheskaya-vidyi-deyatelnosti-protsess-i-obschaya-otsenka

Психологическая характеристика деятельности

Общие характеристики деятельности

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.

В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой.

Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Психологические особенности деятельности

Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:

  1. Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
  2. Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
  3. Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
  4. Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologicheskaya-harakteristika-deyatelnosti/

Маклаков а.Г. Общая психология

Общие характеристики деятельности

16■Часть I. Введение в общую психологию

Глава 5. Психологическая теория деятельности

Краткое содержание

Общаяпсихологическая характеристикадеятельности. Понятиедеятельности. Побуди­тельные причиныдеятельности. Цель деятельности. Воляи внимание в деятельности. Специфи­качеловеческой деятельности и ее атрибуты.Виды человеческой деятельности.Деятельность и развитие человека.

Основныепонятия психологической теориидеятельности. Операциоино-техническиеас­пекты. Разработкаи развитие теории деятельности в трудахроссийских ученых. Структура дея­тельности.

Действие как центральный компонентдеятельности. Основные характеристикидей­ствия. Основные принципыпсихологической теории деятельности.Условия деятельности. По­нятие обоперациях. Автоматические действия Инавыки.

Психофизиологические функциидеятельности.

Теориядеятельности и предмет психологии.Потребностькакисходная форма активности живыхорганизмов. Основные этапы формированияи развития потребности. Мотив деятельно­сти.Ведущий мотив и мотивы-стимулы.Неосознаваемые мотивы: змоции и личностныйсмысл. Механизмы образования мотивов.Понятие о внутренней деятельности.

Физиологиядвижений и физиология активности. Общеепонятие о психомоторике. И. М. Се­ченово физиологии движений. Рефлекторнаяконцепция движения. Типы сенсомоторныхпро­цессов. Сенсоречевые реакции иидеомоторные процессы. Механизмыорганизации движений. Н.А.Бернштейни еготеория физиологии движений.

Принципсенсорных коррекций. Факторы, влияющиена ход выполнения движений. Сигналыобратной связи. Рефлекторное кольцо.Уров­ни построения движений поБернштейну. Процесс формированиядвигательного навыка и прин­ципактивности. Основные периоды и фазыпостроения движений. Автоматизациядвижений. Принцип активности и принципреактивности.

Произвольные акты.

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности

Однойиз самых главных особенностей человекаявляется то, что он способен трудиться,а любой вид труда является деятельностью.Деятельность— это дина­мическая системавзаимодействия субъекта с миром.

Впроцессеэтого взаимодей­ствия происходитвозникновение психического образа иего воплощение в объек­те, а такжереализация субъектом своих отношенийс окружающей реальностью.

Любой простейшийакт деятельности является формойпроявления активности субъекта, а этоозначает, что любая деятельность имеетпобудительные причины и направлена надостижение определенных результатов.

Побудительнымипричинами деятельности человека являютсямотивы—со­вокупность внешних и внутреннихусловий, вызывающих активность субъектаи определяющих направленностьдеятельности. Именно мотив, побуждая кдеятель­ности, определяет еенаправленность, т. е. определяет ее целиизадачи.

Цель— это осознанный образ предвосхищенногорезультата, на достижение которогонаправлено действие человека. Цельюможет быть какой-либо предмет, явлениеили определенное действие.

Задача —это заданная в определенных усло­виях(например, в проблемной ситуации) цельдеятельности, которая должна бытьдостигнута путем преобразования этихусловий согласно определенной процеду­ре.Любая задача всегда включает в себяследующее: требования, или цель, кото­ройнадо достичь; условия, т. е.

известныйкомпонент постановки задачи; иско­мое— неизвестное, которое надо найти, чтобыдостигнуть цели. Задачей может бытьконкретная цель, которой надо достичь.Однако в сложных видах деятельно­стичаще всего задачи выступают как частныецели, без достижения которых нельзядостичь главной цели.

Например, для тогочтобы овладеть какой-либо спе­циальностью,человек должен вначале изучить еетеоретические аспекты, т. е. ре­шитьопределенные учебные задачи, а затемреализовать эти знания на практике иполучить практические навыки, т. е.решить ряд задач практической деятельности.

Человексовременного общества занимаетсяразнообразными видами деятель­ности.Классифицировать все виды деятельностивряд ли представляется возмож­ным,поскольку для того, чтобы представитьи описать все виды человеческойдеятельности, необходимо перечислитьнаиболее важные для данного человекапотребности, а число потребностей оченьвелико, что обусловлено индивидуаль­нымиособенностями людей.

Однакоможно обобщить и выделить свойственныевсем людям основные виды деятельности.Они будут соответствовать общимпотребностям, которые можно обнаружитьпрактически у всех без исключения людей,а точнее — тем видам со­циальнойчеловеческой активности, в которыенеизбежно включается каждый че­ловекв процессе своего индивидуальногоразвития. Такими видами деятельностиявляются игра,учение итруд.

Игра— это особый вид деятельности, результатомкоторого не становится про­изводствокакого-либо материального или идеальногопродукта. Чаще всего игры имеют характерразвлечения, преследуют цель полученияотдыха. Существует несколько типов игр:индивидуальные и групповые, предметныеи сюжетные, ро­левые и игры с правилами.

Индивидуальныеигры представляютсобой род деятель­ности, когда игройзанят один человек, групповые—включают несколько индиви­дов.Предметныеигры связаныс включением в игровую деятельностьчеловека каких-либо предметов. Сюжетныеигры разворачиваютсяпо определенному сце­нарию, воспроизводяего в основных деталях.

Ролевыеигры допускаютповедение человека, ограниченноеопределенной ролью, которую в игре онберет на себя. Наконец, игрыс правилами регулируютсяопределенной системой правил поведе­нияих участников. Бывают и смешанные типыигр: предметно-ролевые, сюжет-но-ролевые,сюжетные игры с правилами и т. п.

Отношения,складывающиеся между людьми в игре, какправило, носят искусственный характерв том смысле этого слова, что окружающимиони не принимаются всерьез и не являютсяосно­ванием для выводов о человеке.Игровое поведение и игровые отношениямало влияют на реальные взаимоотношениялюдей, по крайней мере среди взрослых.

Тем не менее игры имеют большое значениев жизни людей. Для детей игры име­ютпо преимуществу развивающее значение.У взрослых игра не является веду­щимвидом деятельности, а служит средствомобщения и разрядки.

Ещеодин вид деятельности — это учение.Учениевыступает как вид деятель­ности, цельюкоторого является приобретение человекомзнаний, умений и навы­ков. Учение можетбыть организованным и осуществлятьсяв специальных обра­зовательныхучреждениях.

Оно может быть неорганизованным и происходить по­путно,в других видах деятельности как ихпобочный, дополнительный результат. Увзрослых людей учение может приобретатьхарактер самообразования.

Особен­ностиучебной деятельности состоят в том, чтоона непосредственно служит сред­ствомпсихологического развития индивида.

Особоеместо в системе человеческой деятельностизанимает труд.Благодарятруду человек стал тем, кто он есть.

Благодаря труду человек построилсовремен­ное общество, создал предметыматериальной и духовной культуры,преобразо­вал условия своей жизнитаким образом, что открыл для себяперспективы даль­нейшего, практическинеограниченного развития.

С трудомпрежде всего связано создание исовершенствование орудий труда. Они, всвою очередь, явились фак­торомповышения производительности труда,развития науки, промышленного производства,технического и художественноготворчества.

Деятельностьчеловека — это весьма сложное имногообразное явление (рис. 5.1). Восуществлении деятельности задействованывсе компоненты иерар­хической структурычеловека: физиологический, психическийи социальный.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1727246/

ovdmitjb

Add comment