Irvuz

Общение и характер человека

Содержание

Особенности характера в общении – Психология жизни

Общение и характер человека

На поведение человека в процессе общения влияет его характер.

В переводе с древнегреческого слово «характер» обозначает «чеканка», «печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека.

Что такое характер? Условия формирования характера

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
Характер формируется на основе природных, биологических свойств человека и в результате влияния окружающей среды. Поэтому большую роль в формировании характера играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Зачем нам нужна самооценка?

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность основные свойства его характера.

В статье мы прежде всего рассмотрим вопрос о значении и влиянии характера человека на его общение. Даже будем смелее и поставим вопрос так: «Какие черты характера делают общение особенным?» Можно ли изменить характер?

Особенности характера в общении. Черты и свойства характера

Черты характера — это особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера. Любая черта характера есть некоторый устойчивый стереотип поведения — устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного поведения ситуациями.

Как добиться цели?

Характер человека имеет как общие так и частные черты и свойства. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений и деятельность человека.

Общие черты характера человека:

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3) сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность.

Частные черты и свойства характера:

общительность – замкнутость, лидерские черты характера, и наоборот, подчиненность, а также оптимизм – пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, ранимость – безмятежность, деликатность – грубость, самоконтроль — импульсивность, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность

.

Кроме того, в характере человека выделяют:

  • интеллектуальные (сообразительность, наблюдательность и др.),
  • эмоциональные черты характера, которые проявляются в отношении человека к миру (возбудимость, рассудочность и т.д.)
  •  волевые черты характера, которые определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

Особенности характера в общении: значение темперамента

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.  4 темперамента: особенности типов темперамента

И не стоит забывать и о значении свойств темперамента на особенности общения конкретного человека. Свойствами темперамента человека являются экстраверсия и интроверсия или обычными словами, общительность и замкнутость. Досье на темперамент

Экстраверсия и интроверсия как черты характера проявляются в общении и выражают открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Экстраверт — это общительный человек, проявляющий особый интерес к тому, что происходит вокруг.

Встав перед выбором пойти с друзьями на вечеринку или дома посидеть у телевизора, экстраверт скорее выберет первое в отличие от интроверта.

Интроверт все внимание направляет на самого себя. Он является центром собственных интересов, ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг.

Психологи утверждают, что на характер общения значительно влияет темперамент человека и его свойства больше, чем черты характера, потому что в отличие от темперамента характер человека обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

Особенности характера в общении: Что можно узнать о человеке по манере его общения?

В любом общении вы можете определить черты характера, свидетельствующие об отношении человека к:1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)

4) вещам (аккуратность, бережливость).

Источник: http://psylive.com.ua/psikhologiya-obshheniya/kharakter-i-obshhenie.html

Темперамент и общение

Общение и характер человека

Темпераменттесно связан с особенностями общениячеловека и в значительной степениопределяет психологическую совместимостьили несовместимость людей. Поэтомуважно знать особенности своеготемперамента и темпераментов других иучитывать слабые и сильные стороны другдруга в процессе общения.

Темперамент и характер

Темпераментпридает своеобразие поведению человека,но не определяет мотивы, поступки,убеждения, моральные устои личности.Темперамент влияет на форму проявленияхарактера.

От темперамента зависятчерты характера: уравновешенность,общительность, легкость или трудностьвключения в новую деятельность, выражениечувств. Однако тип темперамента неопределяет сущности характера.

Свойстватемперамента формируются в деятельностичеловека и во многом определяютсянаправленностью его личности. На основекаждого темперамента могут бытьсформулированы ценные качества личности.

Темперамент и способности

Представителиразных темпераментов могут добиватьсяодинаково высоких успехов в деятельности,но идут они к этим успехам разнымипутями. Темперамент не имеет отношенияк таланту и одаренности людей.

Средивеликих людей встречаются яркиепредставители всех типов темпераментов:И.А. Крылов и М.И. Кутузов – флегматики,А.С. Пушкин и А.В. Суворов – холерики, М.Ю.Лермонтов и А.И. Герцен – сангвиники,поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.

И.Чайковский – меланхолики.

ХАРАКТЕР

Слово«характер» в переводе с греческогоозначает «черта», «признак».

Характер-этоиндивидуальное сочетание существенныхсвойств личности, выражающих отношениечеловека к действительности и проявляющихсяв его поведении, в его поступках.

Самымважным показателем характера являютсяпоступкии поведение человека. Особенноотчетливо подлинная сущность характерапроявляется в трудных и критическихситуациях, например при пожаре.

Поведениечеловека рассматривается, оцениваетсяс точки зрения его взаимоотношений сотдельными людьми и с обществом в целом.При этом оценивается не только сампоступок, но мотив, побудивший егопоступить так, а не иначе.

Зная основныесвойства характера человека, возможнопонять, с определенной вероятностьюпредвидеть его поведение.

Чертыхарактера –это индивидуальные привычные формыповедения человека в соответствующихситуациях, в которых реализуется егоотношение к действительности. Чертхарактера, или качеств личности, оченьмного. Весьма условно их можно разделитьна две группы, которые тесно между собойсвязаны:

Группапервая –черты характера, в которых выраженыубежденияи идеалы, направленностьличности.

Например: коллективизм (человекставит интересы коллектива и общегодела выше узколичных интересов) и эгоизм(человек проявляет заботу прежде всегоо личном благополучии, для него существуюттолько его личные потребности и желания);чуткость и грубость; общительность,аккуратность и безответственность,небрежность; инициативность, чувствонового и косность, консерватизм;бережливость и мотовство; скромность,самокритичность и зазнайство;требовательность к себе и заносчивость;чувство собственного достоинства ивысокомерие и т.д. Эти черты характераявляются моральнымикачествамиивыступают либо добродетелями, либопороками человека.

Втораягруппаволевыечерты характера.Они выражаются в умении и привычкесознательно регулировать свое поведение,свою деятельность в соответствии сопределенными принципами, преодолеватьпрепятствия на пути к поставленнойцели.

Волю называют основой характера,подчеркивая, прежде всего, выраженностьволевых черт: целеустремленности,решительности, самообладания, выдержки,терпения, дисциплинированности, мужества,смелости.

Но эти черты характера ценнытолько тогда, когда проявляются учеловека нравственного, воспитанного.Целеустремленность и настойчивостьдиктатора или карьериста, смелостьхулигана или глупца не могут бытьположительными качествами.

Такая черта,как мужество, включает в себя не тольковолевую сферу, но и сферу интеллектуальнуюи эмоциональную. Мужество одновременноявляется и моральной чертой.

Чертыхарактера являются приобретенными изакрепленными свойствами личности,физиологическую основу характерасоставляют изменившиеся в процессеиндивидуальной жизни особенностинервной системы.

Невсе особенности человека можно считатьчертами его характера, а толькосущественные и устойчивые. Например,смелтот, для кого такая форма поведенияпостоянна, типична. Чтобы узнать характерчеловека, требуется время и постоянноеобщение с ним. Характер человека можетбыть определенным или неопределенным,цельным или противоречивым.

Определенностьхарактеразависит от того, насколько ясно выраженыдоминирующие, стержневые черты. Цельныйхарактер– это единство мыслей, чувств и поведения,действий, поступков. Если же индивидуальностьчеловека лишена внутренней определенности,его поступки зависят не столько от негосамого, сколько от внешних обстоятельств,мы говорим о «бесхарактерности» человека.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5674736/page:5/

10 самых важных качеств для эффективного общения

Общение и характер человека

10 самых важных качеств для эффективного общения.

Наблюдая за участниками моих тренингов, я заметила, что у людей отсутствует база знаний по эффективному общению. Нет даже простых понятий – из чего оно должно состоять, и какие качества в себе надо развить, чтобы научиться просто и качественно общаться в семье, на работе, в социуме. Общаться так, чтобы это приносило в нашу жизнь конкретные позитивные плоды.

Дело в том, что в нашей жизни действует простой Принцип – как мы общаемся с людьми, так точно мы общаемся и собой внутренним, и со Вселенной, с Богом. Это данность.

 Нельзя думать, что одно мы делаем правильно, а другое – нет. Это взаимосвязанные процессы. Поэтому,  улучшая одно, мы автоматически улучшаем в себе все процессы — по всем сферам нашей жизни.

А ради этого стоит постараться и поучиться.  Не так ли?

В этой статье я хочу дать основные 10 самых важных качеств для эффективного общения и основные, базовые понятия. Эти знания помогут вам увидеть процесс общения по-другому, более осознанно и добавить в своем поведении то, чего не хватает для полноценного взаимодействия с людьми.

1. Эмпатия

Это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру” другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.

 2. Доброжелательность

Это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.

3. Аутентичность

Это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, дочка, жена, профессионал, руководитель, ученик и т. д. Это способность быть Собой в любых контактах с окружающими.

 4.Конкретность

Это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях,  действиях, а не о ком-то…, когда-то…, всегда…, все…, и т. д.

5. Инициативность

Это склонность к деятельной позиции в отношениях  с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других.

Это готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

6. Непосредственность

Это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям. Противоположное качество – умение скрывать свое истинное отношение, которое замешано на лжи себе и людям.

7. Открытость и искренность

Это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.

Здесь надо осознавать, что искренность не эквивалентна готовности обнародовать все свои секреты. Именно мы, как человек можем быть интересны другим, а не все наши секреты. Открытость нужна конкретно по теме, по ситуации, а не пытаться вывалить на человека интимные подробности.

Озвучивать свой опыт надо только с целью передачи опыта жизни, чтобы помочь другим.

8. Умение принимать чувства других людей

Это очень важное качество, отсутствие которого часто разрушает отношения на корню.

Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д.

Просто принять, что на данный момент это есть так и не иначе. Разделить с ним эту боль и радость, а не поучать, что так нельзя… И внутри себя безусловно верить, что все может измениться в дальнейшем.

Это только чувствование ситуации этим человеком, а не весь человек.

9. Самопознание

Это исследовательское отношение к своей жизни и поведению. Стремление воспользоваться для этого помощью окружающих и готовность принять эту помощь через общение в том числе.

10.Ответственность

Это умение общаться с другими людьми с полной ответственностью за происходящее. Здесь главный постулат: мы воспринимаем отношение человек к нам – позитивное или негативное – но мы сами режиссеры своей жизни и самооценки.  Не окружающие ее формируют.

Это качество обычно нарабатывается в ситуациях, когда вас беспощадно критикуют значимые для вас люди. И тогда у вас есть выбор – поверить им и задавить себя или наработать позицию здравого наблюдателя – я вижу, слышу, спокойно реагирую и учту пожелания. Но это не основное в мое самооценке, а лишь мнение именно этого человека на данный момент времени.

 

Итак, в этой статье мы поговорили об основных принципах эффективного общения.

Расставьте по Шкале приоритетности важность этих навыков для вас. Сделайте это прямо сейчас, не откладывайте и получите результат сразу

 Сделали? Отлично! Теперь у вас есть пошаговый план работы над собой от 10-го качества, которое надо поставить в саморазвитии на 1-е место и т.д. Также это приведет к улучшению отношений и вашей  жизни в целом. Поздравляю! Удачи, будьте благословенны!

……………………………………………………………………………………

Источник: https://dar-slova.ru/kultura-i-psixologiia-obscenia/statii-obscheniya/printsipyi-effektivnogo-obshheniya

Значение общения для формирования личности

Общение и характер человека
   Может ли вообще процесс формирования личности проходить вне общения? Даже сам такой вопрос звучит странно. Наша личность формируется и развивается под беспрерывным вмешательством среды, общение в котором занимает далеко не последнюю роль.

Само слово «личность» происходит от «лик», то есть это образ, который мы создаем для окружающих.

В современной психологии, особенно отечественной, понятие личность значительно шире, оно включает в себя множество аспектов психической деятельности (по данным разных авторов):

В структуру личности принято включать те качества, которые непосредственно влияют на взаимодействие с другими людьми. Так, например, с добродушным человеком (характер) люди общаются иначе, нежели со злым и подозрительным. У человека, который увлекается футболом (интересы), больше друзей-болельщиков, нежели у человека, равнодушного к спорту.

Все указанные подструктуры личности меняются на протяжении жизни. Даже темперамент, более других завязанный на генетические особенности, тоже претерпевает изменение. В частности, это объясняется состоянием здоровья.

Изменения эти происходят по-разному, под влиянием множества факторов. Среди этих факторов общение, конечно, имеет далеко не последнее значение. Далее мы будем рассматривать влияние общения именно на отдельные подструктуры личности.

Влияние общения на характер

   Характер это отношение человека к тем или иным сторонам бытия. Что это значит? Есть люди, например, плохо относящиеся к труду. Когда они попадают в ситуацию, где необходимо трудиться, или даже когда представляют такие ситуации, у них возникают негативные эмоции. Эти эмоции отталкивают человека от этой ситуации.

Тем или иным способом он постарается добиться того, чтобы эти ситуации случались как можно реже. Например, человек может уволиться с работы и приступить к более легкой физически и психологически деятельности.

На характер, таким образом, большое влияние оказывает эмоциональная сфера человека, но не только. В характере сходится несколько обстоятельств.

Это и картина мира, и эмоционально-инстинктивные привычки (эмоциональная сфера), и жизненные стратегии.

В картине мира большое место занимают люди. Если образ типичного человека нарисован в основном черными красками, это одно. Если белыми, это другое. И тут на то, как будут изображены в картине типичные люди, очень сильно влияют родители ребенка и вообще близкое окружение.

Именно в общении один ребенок узнает, например, что их учительница учит детей только потому, что ей надо как-то зарабатывать деньги. Другой ребенок от своих родителей узнает, что их учительница учит потому, что ей нравится такая работа, она любит детей. Третий ребенок узнает, что «на все божья воля».

Если в общении с родителями, скажем, часто фигурируют слова «хитрый» и «расчетливый», ребенок в дальнейшем, конечно, не будет считать всех хитрыми и расчетливыми, но будет обращать на это повышенное внимание.

В его картине мира это будет важным человеческим качеством: он будет искать их у других людей, так или иначе на них реагировать. Если кто-то окажется слишком хитрым, он будет ему завидовать.

Если наоборот окажется бесхитростным – презирать.

Поэтому родителям, конечно, надо стараться формировать более-менее научную, целостную картину мира у ребенка. Это значит, что картина мира должна быть весьма сложной, чтобы ребенок как можно раньше понял, что за поведением других людей стоит множество обстоятельств, а не что-то одно.

Еще не следует забывать про то, что картина мира у ребенка часто развивается спонтанно, то есть без видимого воздействия извне. С этим связана, например, такая распространенная проблема: детям родители говорят одно, что надо вести себя так-то, но сами ведут себя иначе. В результате со временем воспитательная сила убеждения теряет в весе.

Или иная ситуация: детям родители говорят, что для успеха надо хорошо учиться в школе, никогда не врать, уважать старших и т.д. Сами родители вели себя и ведут именно таким образом, но в жизни добились малого.

В итоге картина мира ребенка получает примерно следующую «запись»: «Для успеха в жизни не надо хорошо учиться, надо врать, хитрить, изворачиваться».

Поэтому надо не просто формировать адекватную картину мира, но и постоянно следить за тем, что у ребенка в голове творится.

С каждым годом жизни ребенка он все больше доверяет своим сверстникам и все меньше – родителям. У многих детей и подростков формирование картины мира происходит исключительно под воздействием сверстников: просто контакт с родителями и учителями давно потерян.

Из картины мира ребенка вытекают и его жизненные стратегии. Жизненная стратегия это то, как человек сам для себя решает, чего ему надо добиваться, как себя вести в обществе, чего избегать и т.д.

Из общения с другими, в первую очередь сверстниками, молодой человек может просто копировать некие шаблоны: «Если хочешь чего-то добиться, надо крутиться», «Для любимого человека можно сделать все, что угодно», «Бухгалтерия это только для женщин», «Обязательно надо выйти замуж за олигарха», «Все свои мечты надо реализовать» и т.д.

Многие молодые люди, как и взрослые, часто испытывают муки морально-нравственного характера. Они чувствуют, что мораль и нравственность сковывает их свободу, им кажется, что люди «без комплексов» достигают значительно большего в жизни, чем они. Такого рода сомнения, подкрепленные в общении с асоциальными элементами, часто надолго сбивают человека с пути.

Родители и учителя по возможности должны разъяснять детям, что мораль и нравственность это не голая догма, идея ради идеи. Это важные элементы жизненной стратегии человека.

Если ребенку говорится, что врать это плохо, это не значит, что вранье плохо само по себе.

Честность нужна для выстраивания продуктивных взаимоотношений с окружающими людьми: с лживым обманщиком никто не захочет иметь дел.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их “антагонисты”.

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

– суждения окружающих людей о жизни,

– поступки окружающих людей,

– художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),

– кино и другие медиа-образы,

– господствующая идеология в обществе.

Общение и способности

   Самое непосредственное влияние общение оказывает на вербальные способности индивида. Как общий объем общения, так и характер общения в детстве надолго определяют жизненный стиль и потенциал человека.

Через общение и соответственно язык развивается самая главная способность человека – его сознание.

Язык и сознание животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. м общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация.

Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативной наглядности, и это была безусловно революция, которая породила человеческое сознание и сделала содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

В общении человек постигает тонкости понятийного мышления. Общение обогащает ребенка и взрослого многими понятиями, среди которых такие абстрактные как: величина, вес, цвет, учеба, работа и т.д. В разговоре люди учатся правильно употреблять слова, учатся выражать самые сложные свои мысли.

Общение с другими людьми обогащает внутренний мир человека, развивает его внутреннюю речь. С помощью этой внутренний речи человек обучается управлять собой, своим поведение, вообще своей жизнью.

Через общение проходит взаимодействие ребенка со своими учителями. Можно сказать, что такое общение это база для развития вообще всех способностей человека.

Через общение развивается Я-концепция человека. Он, например, может узнать, что окружающие люди его считают умным или, скажем, слабым. Это понимание может подтолкнуть человека к саморазвитию в том или ином направлении.

В общении человек постигает законы логики. От того, как рассуждают окружающие люди (корректно или слишком вольно), зависит очень многое в плане интеллектуального развития. В интеллигентных семья чаще вырастают интеллигентные дети.

Это связано не только и не столько с наследственностью. Ведь, в принципе, любой здоровый ребенок при должном усердии может освоить школьную программу в полном объеме.

Больше это связано с культурой общения: с тем какие слова, в какой последовательности, с каким смыслом говорят родители.

Общение и темперамент

   Конечно, темперамент на протяжении жизни меняется не очень значительно. Но, тем не менее меняется. Помимо физиологических причин здесь некоторую (скорее небольшую) роль играет общение. Так, например, в здоровом, жизнерадостном детском коллективе вырастают и более подвижные, активные, экстравертированные дети.

Влияние общения на волевые качества

   Общение и воля связаны между собой тоже тесно. Все знают, например, что от слов тренера может зависеть итог футбольного или хоккейного матча. Это объясняется тем, что игроки обретают:

– веру в собственные силы,

– моральное одобрение на все действия, ведущие к победе,

– «чувство локтя»,

– готовность перешагнуть через собственные неприятные ощущения.

Но это на коротком временном промежутке. Тренер «накачивает» спортсменов, они обретают волю к победе. А в длительном, стратегическом ракурсе?

Здесь важно довольно точно представлять себе, что из себя представляет воля. Многие, конечно, обращают внимание на то, что воля как психический процесс является омонимом воле как свободе («выйти на волю»). Это не случайно. Воля представляет из себя внутреннюю свободу человека, а не только и не столько умение перешагивать через неприятные ощущения (например, нырнуть в прорубь).

Воля во многом это умение встать над своими эмоциями, животными инстинктами: «мне страшно, а я не боюсь», «я хочу пить, но воздержусь», «пусть меня обидели, но я не стану обижаться», «меня ударили по одной щеке, но я подставлю правую» и т.д. И именно общение дает толчок к тому, что человек начинает задумываться о природе воли. Один человек объясняет другому, как это важно – научиться управлять своими эмоциями и вообще своим поведением.

Если родитель хочет вырастить из своего ребенка волевого человека, он должен и показать пример, и вообще объяснить, что не надо потакать всем своим «хотелкам».

Это не есть путь к счастью хотя бы потому, что инстинкты человека противоречивы и слепы: потакая одному желанию, ты можешь фрустрировать другое.

Если же, конечно, родитель собирается вырастить из своего ребенка безвольную тряпку, он должен учить тому, как все свои желания претворять в жизнь. Даже многие психологи исповедуют этот ошибочный принцип: «Не надо сдерживать себя. Хочешь чего-то – получай это».

Влияние общения на эмоционально-мотивационную сферу

   Само по себе общение ни хорошо, ни плохо для развития эмоциональной сферы.

Здесь можно усмотреть следующие закономерности. Если родители привыкли рассуждать спокойно, взвешенно, то и дети у них вырастают спокойными, разумными. Если родители вообще не могут говорить спокойно, и в их речи постоянно заметны истерические нотки, то и ребенок вырастет, скорее всего, неуравновешенным.

Связано это, в первую очередь, с тем, что у ребенка оказываются перевозбужденными инстинкты: в каждой мелкой детали ситуации он может распознать нечто эмоционально важное для себя. Такую черту еще иногда называют экзальтированностью, в другом варианте – эмоциональная лабильность.

Она, может быть, хороша для людей творческих, но обычному человеку вредна, потому что приводит к износу нервной системы.

В общении также формируется эмоциональная направленность личности. Если родители слишком много говорят с ребенком о любви и вообще романтике, то, весьма вероятно, этот ребенок вырастет в ловеласа (романтическая направленность).

Если родители (и вообще ближнее окружение) часто в общении, что называется, мечтают о приобретении тех или иных вещей, то у ребенка может сформироваться так называемая аквизитивная направленность.

Такая связь, конечно, не прямая, но корреляция, безусловно, есть.

Влияние общения на направленность

   Широко распространенным заблуждением является то, что люди от природы сильно разные: один «прирожденный шахматист», другой человек «прирожденный гонщик», третий – «прирожденный руководитель». Глупо было бы отрицать генетические различия. Однако природная дифференциация людей значительно грубее.

Нет, например, «прирожденного художника», а есть человек с хорошо развитым зрительным анализатором. Он мог бы стать не художником, а фотографом, дизайнером, чертежником, модельером, мерчендайзером и т.д. У «прирожденного гонщика» из всех задатков может быть лишь высокая скорость реакции.

И с этой особенностью можно много куда податься: в футбольные или хоккейные вратари, фехтовальщики, операторы и т.п.

Направленность включает в себя интересы и склонности. Здесь первичны обычно интересы. Ребенок может сам проявить интерес к той или иной сфере.

Часто бывает так, что просто попавшая в руки ребенку яркая, интересная книга или, скажем, атлас способна на долгие годы пробудить неподдельный интерес. Но чаще бывает именно так, что настоящий интерес к предмету приходит через общение – с родителями, учителями, сверстниками.

Именно через совместное исследование того иного предмета приходит настоящая любовь к профессии или хобби. Ребенок или взрослый человек, общаясь с партнерами, не только обогащают друг друга знаниями, но и воздействуют на эмоциональном уровне – показывая как получать удовольствие от исследования предмета.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. – Л: Изд. ЛГУ, 1983.

Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение, 1978.

Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1973.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Немов Р.С. Общая психология: Учебник. – М.: Владос, 2003.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник, 2001.

Психология: Учебник / Отв. Ред. А. А. Крылов. – М.: Проспект, 2005.

См. также

Формирование и развитие личности    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/pers/znachenie_obsheniya_dlya_formirovaniya_lichnosti.html

Мы такие разные: 4 коммуникативных типа людей

Общение и характер человека
Общение – это неординарная способность индивида, можно даже назвать её талантом.

Неоднократно проводимые, разноплановые психологические исследования позволили установить, что общительность как уникальное свойство индивида подразумевает ярко выраженную, постоянную потребность в коммуникативных контактах с другими индивидами, стремление пребывать среди людей и ощущение социальной общности с ними.

У всех людей имеется потребность в общении, но представлена она у каждого индивида по-своему, различается по степени выраженности и характеру. В зависимости от этих параметров психологи подразделяют индивидов на несколько основных коммуникативных типов.Талант мы угадываем по одному-единственному проявлению, но чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение.

Генрих Гейне

Индивиды, относящиеся к данному типу, с лёгкостью, непринуждённо вступают в новые контакты. Они способны в кратчайший срок правильно и позитивно организовать процесс общения, а также вызвать к себе необходимое расположение партнёра по общению.

Люди общительного типа без труда создают нужный психологический настрой в общении – причём не только со своей стороны, но и передающийся собеседнику. Им несложно заговорить с совершенно незнакомым человеком, а также в течение длительного времени поддерживать любую беседу, независимо от оппонента и темы.

Таких индивидов называют ещё «эмоциональными магнитами». По сути, это идеальный коммуникативный вариант.

Люди, которых можно отнести к данному типу, сами редко первыми проявляют инициативу в процессе коммуникации. Но общение с ними получается очень приятным и лёгким, поскольку они органично находятся внутри коммуникативного контекста. Их основная функция – поддерживать общение, и это удаётся им практически идеально.

С индивидами неинициативного типа общаться легко, несмотря на их определённую пассивность, поскольку они являются отличными слушателями, направляя и «разжигая» общение репликами типа: «Правда?», «Ну да?!» и т. п.

, проявляя при этом искреннюю заинтересованность в реакции собеседника.

Особенность людей этого типа общения – отлично развитое умение чувствовать своего партнёра по общению и создавать благоприятный эмоциональный фон для коммуникативного процесса.

О людях такого типа говорят, что желание постоянно общаться буквально накрывает их с головой, захлёстывает, как волна. Такие индивиды всегда стремятся находиться в самом центре любых коммуникативных связей, сами начинают разговор буквально на любую тему.

Они постоянно демонстрируют безусловную готовность к общению с любым человеком и в любой момент. Люди этого типа самостоятельно ищут и предлагают темы для разговора, но при этом практически не могут грамотно слушать, все время перебивают. По сути, они выступают очень плохими собеседниками и слушателями.

Такие индивиды демонстрируют неприкрытое раздражение, если им мешают высказать в данную минуту все, что они хотят, создают, как выражаются психологи «девятый вал общения», который накрывает их слушателей и является весьма трудным для восприятия любыми собеседниками.

Людям гиперкоммуникативного типа оппонент нужен для самовыражения и «выпускания пара», мнение же этого оппонента их интересует в последнюю очередь. Такой тип также получил в социальной психологии название «коммуникативные эгоисты».

Индивиды, относящиеся к данному типу, чаще всего полностью погружены в себя. Их образно можно сравнить с улиткой, забравшейся в глубину своей раковины.

С такими людьми завязать и поддерживать общение крайне сложно, поскольку они предпочитают идти на контакт только тогда, когда им это действительно необходимо.

Они никогда не являются отражением эмоций собеседника, поскольку не умеют и не хотят чувствовать своего коммуникативного партнёра, не стремятся понять его психологический настрой, да и сами не могут ясно выразить собственное отношение во время общения.

Необщительный тип неправильно будет назвать негативным типом, но он всегда очень труден в плане организации коммуникативной связи. За счёт своей закрытости и нежелания общаться, такие индивиды способны оказывать отрицательное воздействие на других участников процесса коммуникации.

В зависимости от того, к какому типу общения принадлежит ваш коммуникативный партнёр, необходимо организовывать определённый стиль взаимодействия с ним, искать эмоциональные и психологические «точки соприкосновения», а также формировать уровень коммуникативных ожиданий. Это позволит сделать любое общение максимально комфортным и избавит от возможных разочарований.

Елизарова Лилия · 18 окт, 2017

Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/453-tipy-obscheniya-lyudei.html

Характер – черты, качества характера человека

Общение и характер человека

Владимир Мананников

Как говаривал Виктор Гюго, у человека есть целых три характера: один приписывает ему окружение, другой он приписывает себе сам, а третий – настоящий, объективный.

Черт характера человека насчитывается более пятисот, причем не все они однозначно положительные или отрицательные, многое зависит от контекста.

Поэтому любая личность, собравшая в себе те или иные качества в индивидуальных пропорциях, является уникальной.

Характер человека – это конкретное, присущее только ему сочетание персональных, упорядоченных психологических черт, особенностей, нюансов. Он формируется, между тем, целую жизнь и проявляется во время труда и социального взаимодействия.

Трезво оценить и описать характер выбранного человека – задача не из простых. Ведь не все его свойства демонстрируются окружению: некоторые черты (хорошие и плохие) остаются в тени. Да и самим себе мы кажемся несколько иными, чем видно в зеркале.

Можно ли изменить характер? Да, есть версия, что это возможно. Путем долгих усилий и тренировок вы способны присвоить себе полюбившиеся качества, став немного лучше.

Характер человека проявляется в поступках, в общественном поведении. Он виден по отношению личности к труду, к вещам, к иным людям и по ее самооценке.

Кроме того, качества характера подразделяются на группы – «волевые», «эмоциональные», «интеллектуальные» и «социальные».

Мы не рождаемся с конкретными чертами, а приобретаем их в процессе воспитания, образования, исследования окружения и так далее. На формирование характера влияет, конечно, и генотип: яблоко зачастую падает крайне близко от яблони.

По своей сути характер близок к темпераменту, но это не одно и то же.

Чтобы относительно трезво оценивать себя и свою роль в  социуме, психологи советуют выписать свои положительные, нейтральные и отрицательные черты на листочек и проанализировать.

Попробуйте сделать это и вы, примеры качеств характера вы найдете ниже.

Положительные черты характера (список)

    • Альтруистичный, адекватный, активный.
    • Бережливый, бесстрашный, благородный, благоразумный.
    • Вежливый, великодушный, веселый, внимательный, волевой, высоконравственный, воспитанный.
    • Галантный, гармоничный, гуманный.
    • Дальновидный, деликатный, деловой, дипломатичный, джентльмен, добродушный, добрый, добросовестный, дружелюбный, дисциплинированный.

    • Естественный.
    • Жизнерадостный, женственный, жизнелюбивый.
    • Заботливый, запасливый, зрелый.
    • Искренний, инициативный, интеллигентный, изобретательный, исполнительный.
    • Коммуникабельный, компетентный, компанейский, корректный, коллективный, культурный, креативный, красноречивый.
    • Ласковый, легкий, лидер, любознательный.

    • Миролюбивый, мечтательный, мужественный, мудрый.
    • Наблюдательный, надежный, находчивый, нежный, независимый.
    • Обаятельный, общительный, образованный, объективный, одаренный, опрятный, опытный, осторожный, отзывчивый, ответственный.
    • Позитивный, порядочный, понимающий, приветливый, практичный.
    • Радушный, решительный, романтичный.

    • Самокритичный, самостоятельный, скромный, совестливый, сообразительный.
    • Творческий, тактичный, терпеливый, трудолюбивый.
    • Уважительный, улыбчивый, усидчивый, упорный, учтивый, уравновешенный.
    • Харизматичный, хозяйственный, храбрый.
    • Целеустремленный, целомудренный.
    • Честный, чуткий, чистосердечный.
    • Шутливый, щедрый.

    • Экономный, эмпатичный, энтузиаст, энергичный, эрудированный.

Отрицательные качества характера (список)

  • Агрессивность, алчность, апатичность.
  • Безволие, бездуховность, безжалостность, бесчувствие, безответственность, брезгливость, бесстыдность.
  • Ветреность, властолюбие, вульгарность, высокомерие.
  • Гневливость, гордыня, грубость.
  • Двуличность.
  • Ехидность.

  • Жадность, жестокость.
  • Завистливость, задиристость, злопамятность, злость.
  • Избалованность, инертность, инфантильность, истеричность.
  • Капризность, коварство, конфликтность.
  • Лживость, лицемерие, льстивость.
  • Малодушие, меркантильность, мнительность, мстительность, мрачность.

  • Наглость, надменность, невежество, нервозность, неопрятность, неуравновешенность.
  • Обидчивость, ограниченность.
  • Плаксивость, поверхностность, подозрительность, прижимистость.
  • Равнодушие, развратность, раздражительность, ревнивость.
  • Самовлюбленность, сварливость, склочность.

  • Тревожность, тщеславие.
  • Хвастливость.
  • Черствость.
  • Эгоистичность.
  • Язвительность.

Вместе с тем, некоторые качества трудно отнести к хорошим или плохим, да и нейтральными их не назовешь.

Так, любая мать желает, чтобы ее дочь была застенчивой, молчаливой и стыдливой, но полезно ли это для девушки?

Опять же, мечтательный человек может быть симпатичным, но совершенно непутевым из-за того, что вечно витает в облаках. Напористый индивид для кого-то выглядит упорным, для кого-то – несносным и настырным.

Плохо ли быть азартным и беззаботным? Далеко ли хитрость ушла от мудрости и находчивости? Амбициозность, честолюбие, целеустремленность ведут к успеху или к одиночеству? Вероятно, все будет зависеть от ситуации и контекста.

А каким быть вам, решаете вы сами!

Источник: https://dobro.pw/xarakter-cherty-kachestva-xaraktera-cheloveka/

ovdmitjb

Add comment