Irvuz

Общение и эмоциональная жизнь в юности

Психологические особенности молодости

Общение и эмоциональная жизнь в юности

Версия  шаблона 1.1
Филиал Тюменский
Вид работы Творческая  работа
Название  дисциплины Психология  развития и возрастная психология
Тема Психологические особенности молодости
Фамилия студента Терентьева
Имя студента Виктория
Отчество студента Владимировна
№ контракта 05700090701013

     

 

     Введение…………………………………………………………………………………3

     Основная часть…………………………………………………………………….3

     1.Особенности эмоциональной сферы личности в период молодости…………3

     2. Особенности общения людей в период молодости…………………………..8

     Заключение……………………………………………………………………….11

     Список использованной  литературы……………………………………………13

Введение

     В настоящее время вопрос о границе между подростковым периодом и молодостью, молодостью и зрелостью четко не разрешен. Возрастные рамки данного периода различными авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов.

     Молодость – не только возрастная, но и социальная категория. Возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Ушинский считал молодежный период в жизни человека самым решающим и ограничивал его 16 – 23 годами. Бромлей признавала периодом поздней молодости и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года.

  Ананьев называл возраст от 18 до 21 года ранней взрослостью. Гинзбург полагал, что возрастные рамки молодости для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин от 16 до 24.

  В зарубежной психологии среди наиболее интересных подходов можно выделить позицию Шпрангера, согласно которой молодость продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития.

В среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16 – 17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24 – 25 лет, на который приходится завершение социализации, то есть усвоение профессиональных, семейных, культурных функций.

Готовность к выполнению данных функций будет зависеть от конкретных общественно-исторических условий, следовательно, возрастные границы будут колебаться. Физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому можно говорить лишь об условном установлении хронологических границ молодости. 1

     Основная часть

  1. Особенности эмоциональной сферы личности в период молодости

     В молодости эмоциональные реакции более устойчивые и осознанные по сравнению с подростковым возрастом. Кроме того, можно отметить большую дифференцированность эмоциональных состояний и способов их выражения, повышение самоконтроля и саморегуляции.

     Но важнейшая особенность эмоциональной сферы в молодости — это ее обусловленность содержанием данного этапа возрастного развития. В молодости осуществляется достижение социальной зрелости и личностного самоопределения, которым соответствует обретение молодым человеком чувства взрослости.

Однако, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, развитие в молодости имеет кризисный характер. Есть и другая точка зрения: кризис молодости во многом порождается определенными социальными условиями. Естественно, что кризису предшествует предкризисное состояние.

Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Радуется, что перед ним открыто много путей и дорог.

У многих это время сопровождается острым стремлением к общению, чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим. Однако как-то незаметно эйфория сменяется сначала потерей интереса к «смерчу общения». А потом появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, получать информацию, учиться.

Молодой человек не понимает, что с ним происходит, поскольку вроде бы все в жизни хорошо, но почему-то жизнь начинает казаться неинтересной. Такое состояние может наступить и скачкообразно, т. е. как-то вдруг, когда молодой человек неожиданно обнаруживает, что с ним что-то не так.2 

     У многих в этом состоянии начинают появляться депрессивные реакции. У некоторых молодых людей отмечается повышение тревожности, которая сопровождается ощущением собственной незащищенности.

     Появляются специфические страхи: потери себя, стать посредственностью и вообще никем не стать. Можно сказать, что основным становится страх не достичь новой взрослой идентичности. Молодым людям их собственные чувства кажутся уникальными. Это в определенной степени изолирует их от окружающих и делает переживания еще более болезненными, усиливает страхи.

     Важный аспект кризиса — размывание представления о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в этом, в своих желаниях и возможностях. Может отмечаться и некоторое разочарование в себе.

У многих в это время проявляется интерес к творчеству, и переживания собственного изменения отражаются в различного рода художественных формах. Часто в ощущение кризиса вплетается появление сомнений относительно выбора профессии.

И это понятно, так как, поступая в институт, молодой человек имеет о ней смутные представления. И когда в процессе обучения появляется первое реальное знание о профессии, молодой человек начинает примерять его на себя, сопоставлять со своими желаниями и, главное, возможностями.

Тема выбора, личной ответственности за свои выборы становится очень значимой. Фактором, затрудняющим выбор, является его свобода. Это первый жизненный период, когда снят внешний контроль, и выбор должен осуществляться самостоятельно.

У некоторых молодых людей наблюдается тенденция отсрочить выбор, переложить его на родителей или же не видеть его. Иногда у молодых людей появляются сильный страх взросления, желание снова стать маленьким, уйти от проблем, взвалить их на плечи другого человека. Страх взросления может повлечь за собой психосоматические проявления.3 

     А иногда молодые люди заменяют ощущение внутреннего смятения тем, что «надевают» поведенческие маски взрослости. Нередко переживания молодых людей концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни.

     Анализ проявлений кризиса встречи со взрослостью позволяет заключить, что основным его содержанием является кризис идентичности. Автор теории идентичности Эриксон писал, что формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, характеризующейся определенной формой идентичности, на другую неизбежно возникает кризис идентичности.

Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью подросткового возраста (тогда он наиболее ярок), а проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости. Тем более что молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчивости идентичности, которая находится в процессе формирования.

Поэтому они столь часто испытывают сомнения в своем тождестве самому себе.4 

     Кризис идентичности в молодости дополняется или же последовательно сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек — оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества.

Вокруг молодого человека может быть много друзей, родных и даже любимый молодой человек или девушка, но при этом он ощущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает от одиночества, с другой — всячески стремится к нему.

Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности.

     Именно в период острого ощущения одиночества происходит окончательное оформление внутреннего мира человека.

Если открытие внутреннего мира совершается в подростковом периоде, то здесь происходят изучение своего внутреннего мира, оценка его богатства, обучение жизни в этом внутреннем мире, укрепление его настолько, чтобы наступила возможность впустить в него других людей без опасности его потерять.

     Проходит время, и большинство молодых людей подходят к разрешению кризиса. В позитивном варианте он завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, завершением выбора собственного пути в жизни.

Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и окружением, повышение интереса к жизни и получаемого от нее удовольствия, исчезновение страхов. Некоторые называют это время «новым рождением».

     В этот период изменяется отношение к одиночеству — теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое условие для того, чтобы пообщаться с самим собой. Появляется осмысленность происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо. Меняется отношение и к жизни в целом.

Теперь уже молодой человек понимает, что происходит не подготовка к жизни, а сама жизнь. По-другому воспринимается и прошлое и будущее. Уходит желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты. Наоборот, просыпается интерес к собственному детству, а возможность проявить детскую непосредственность расценивается как достоинство.

     Итогом кризиса встречи со взрослостью является обретение взрослой идентичности. Однако у некоторых молодых людей выход из кризиса может затягиваться. Во избежание перерастания кризиса в те или иные личностные или психосоматические расстройства им может потребоваться психологическая помощь.5 

  1. Особенности общения людей в период молодости.

     Молодость – это последний возраст расширения круга общения.

Действительно, младенец общался в основном с матерью, ребенок раннего возраста — с матерью и со своей семьей, дошкольник получает возможность встречи с первым чужим значимым взрослым — воспитателем детского сада, большую роль начинает играть общение со сверстниками.

Младший школьник выходит в первое по-настоящему социальное пространство — школу. Подросток активно осваивает улицы своего микрорайона, студент — весь город.  По окончании периода молодости начинаются освоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка – времени на межличностное общение остается намного меньше.

Может быть, поэтому на молодость приходится так называемый пик межличностного общения. Уже здесь снижается значение моды как средства межличностной коммуникации, что было характерно для многих подростков.

Для слияния с группой не требуется соответствовать определенному стилю одежды или использовать какие-либо внешние аксессуары. Молодые люди подходят к кризису интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах. Неуверенность в своей идентичности, т.е.

неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми, необходимых для ощущения жизненного счастья. «Образ Я» оказывается не настолько прочным, чтобы соединиться с другим. Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого молодой человек «изолирует» себя или же вступает в формальные связи.6 

     Необходимым условием разрешения кризиса интимности является не только успешное разрешение кризиса встречи со взрослостью, но и наличие определенных характеристик в «образе Я». Эти характеристики можно описать, используя различные термины: самопринятие, положительное самоотношение, положительная Я-концепция, любовь к себе и т.д.

     Успешному разрешению кризиса интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах, должна в случае необходимости предшествовать серьезная внутренняя работа по принятию самого себя.

     Не всегда в течение последующей жизни сохраняют свою значимость дружеские связи, установившиеся в молодости. Но способность к таким связям формируется в основном именно в этот период.

И можно наблюдать взрослых людей, страдающих от отсутствия такой способности. Они могут продолжать жить в изоляции либо колебаться от позиции почти полного слияния с человеком до резкого, ничем не мотивированного удаления от него.

Иногда это удаление сопровождается также немотивированными конфликтами.

     Особую значимость сохраняет в молодости общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи. Теперь происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни.

В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям для молодости характерны процесс обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне.

А отношения становятся партнерскими, в которых и взрослый ребенок, зачастую уже с собственной семьей, и родители помогают друг другу в процессе собственного развития.

     Помимо завершения процесса отделения от семьи можно отметить, что в период молодости происходит осознание старения родителей, которое является прообразом собственного старения.

И это может вызвать довольно сильные эмоциональные реакции. Кроме того, только теперь приходит понимание сути жизни родителей, их ошибок и достижений. Иногда появляется желание применить к ним свои знания.

Нередко к этому склоняют молодых людей сами родители.7 

     Заключение

     Самыми важным новообразованием молодости можно считать достижение социальной зрелости. Понятие зрелости употребляется в психологии часто, но понимается по-разному.

Это обусловлено тем, что не существует универсальной зрелости для людей разных возрастов, ее содержание как раз и должно определяться задачей развития того или иного возрастного периода.

Поскольку в период молодости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи.

Источник: http://stud24.ru/psychology/psihologicheskie-osobennosti-molodosti/274840-819486-page1.html

Особенности общения в ранней юности, Общение старшеклассников со сверстниками, Общение старшеклассников со взрослыми, Интимная общения в ранней юности – Возрастная психология Библиот папка украинские учебникиів

Общение и эмоциональная жизнь в юности

Психология Возрастная психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Одной из значимых сфер активности личности на этапе ранней юности является межличностное общение. В этом возрасте меняется его содержание и общая направленность, оно становится избирательным, интимным, выполняет собой функцию главного, социального полигона самоутверждения и самовыражения юношей и девушкат.

Общение старшеклассников со сверстниками

В жизнедеятельности старших школьников важная роль принадлежит их общению с ровесниками. Этому процессу свойственны следующие тенденции:

а) расширение сферы общения.

Проявляется оно в увеличении времени, ученики тратят на общение (три-четыре часа в будни, семь-девять часов в выходные), в существенном расширении его социальног го пространства (среди ближайших друзей старшеклассников – учащиеся других школ, училищ, студенты высших учебных заведений), географии, в ожидании общения (в активном поиске его постоянной готовности в коммуникативных контактов);

б) индивидуализация (избирательность) общения. Свидетельством индивидуализации отношений является четкое отграничение их сути от окружения, высокие избирательность в дружбе и уровень требований к общению в паре

В расширении сферы общения реализуется потребность переживать новые впечатления, приобретать новый опыт, чувствовать себя в новой роли, а также потребность в его избирательности, самовыражения и понимании со стороны в других. Удовлетворение этих проблем связано с глубокими личностными переживаниями школьникив.

Мотивами неформального общения в паре и в группе является поиск благоприятных психологических условий для коммуникативного взаимодействия, ожидания сочувствие и сопереживание, потребность в искренности и единства в пог взгляд, самовыражении.

Однако юношеская коммуникативность часто бывает эгоцентричным, поскольку потребность в самовыражения, раскрытии своих переживаний доминирует над интересом к чувствам и переживаниям другого, зумов ет взаимную напряженность в отношениях, недовольство ими.

Эмоциональная привязанность в межличностных отношениях на этапе юношеского возраста реализуется в дружбе, которая является школой самораскрытия личности, понимания другого человека ее критериями старшеклассники считают в взаимопонимания, взаимопомощи, верность и психологическую близость. Особенно ценя дружбу со взрослыми, они больше нуждаются все-таки дружбы с ровесниками. Исследования и. Кона и. В. Лосенкова свидетельствовать ли, что 75-85% старшеклассников хотят дружить с ровесниками, 1-19%-со старшими за себя и только 1-4% – с младшимдшими.

Особенности юношеской дружбы зависят от пола. Например, у девушек на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, возникает потребность в интимной дружбе.

Это обусловлено не только их высокой эмоциональностью, предоставлением боль ьшого значение личностным отношениям, выше склонностью к самораскрытию, но и быстрее личностным и социальным развитием, ранней появлением сложных форм самопознания, что является основой формирования потребности в интимной дружбыбі.

Для старшеклассников важно, чтобы другие воспринимали их такими, какими они себя считают. Очевидно, современные неформальные молодежные течения является средством удовлетворения этой потребности

Общение старшеклассников со взрослыми

Личностное развитие в ранней юности особенно зависит от отношений с взрослыми, которые дополняют общения со сверстниками. По данным исследований, 85% старшеклассников признают потребность в общении с взрослыми актуальной для себя, из них более 66% желанными партнерами в общении считают родителив.

Темами общения старшеклассников со взрослыми является обучение, выбор будущей профессии, межличностные отношения, увлечения, нормы морали, прошлое, настоящее и будущее ребенка, атмосфера в семье и т.д.

. Зовет ернення к взрослым обусловлено убежденностью юношей, что проблемы жизненного самоопределения невозможно решить в общении с ровесниками, поскольку их социальный опыт еще недостаточен для этого.

Основным условием общения со взрослыми является доверие. Старшеклассники искренние в общении с ровесниками, поскольку убеждены, что те понимают их лучше, чем взрослые.

Исследования показывают, что общение с от днолиткамы является доверчивым у 88% старшеклассников, с родителями – лишь у 29% (преимущественно с матерями), нерегламентированное общения с учителями – у 4%.

Отсутствие доверия в решении проблем личностного и п рофесийного самоопределение является одной из причин тревоги, которую юноши испытывают в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они зависят. Для старших школьников невыносимыми есть прямые побуждения, вмешиваться ния взрослых в их дела.

Они нуждаются тактичной помощи, на основе которой возникает доверие. Конфликты с родителями и учителями всегда является результатом ошибок как детей, так и взрослых. Они свидетельствуют о не необходимость корректировки позиции взрослых по отношению старших школьниковколярів.

Интимная общения в ранней юности

Свидание в ранней юности обеспечивают удовлетворение многих важных социально-психологических потребностей личности. К. таких потребностей прежде всего относятся:

1) возможность развлечься, повеселиться с ровесниками противоположного пола;

2) стремление социализироваться, познать представителя противоположного пола, овладеть соответствующими способами межличностного взаимодействия;

3) желание повысить свой статус в группе сверстников, появившись среди них со своим парнем или девушкой;

4) возможность установить отношения с представителями противоположного пола для выбора супруга;

5) приобретения сексуального опыта или получение сексуального удовлетворения;

6) стремление найти друга противоположного пола, с которым можно общаться и иметь общие интересы;

7) установление тесных, глубоко личностных отношений с человеком противоположного пола с целью самовира-лсення

В раннем юношеском возрасте ребята относятся к свиданиям гораздо серьезнее, чем подростки.

Больше внимания они обращают не на внешность, а на личностные качества представителя противоположного ста а те, проникаются его планами на будущее.

Важными мотивами свиданий для большинства старшеклассников есть дружеские отношения и выбор партнера для будущей семейной жизни. Однако девочки ориентированы на г либоко личностные, ребята – на сексуальные отношениянки.

Итак, межличностное общение на этапе ранней юности является важным фактором развития личности. Общение с ровесниками характеризуется расширением его сферы.

Эмоциональная привязанность в межличностные исних отношениях реализуется в юношеской дружбе. В сфере интимных отношений старшеклассники удовлетворяют свои важные социально-психологические потребности.

Основным условием общения со взрослыми является довериевіра.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/osoblivosti_spilkuvannya_ranniy_yunosti.htm

ovdmitjb

Add comment