Irvuz

Общая характеристика способностей. Задатки

Задатки и способности

Общая характеристика способностей. Задатки

Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю.

Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать.

Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом.

При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.

Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни.

Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто.

Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности – это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки – это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

  • теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;
  • общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;
  • учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки – природные предпосылки к развитию;сами способности;

  1. одаренность – совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
  2. мастерство – выполнение определенной деятельности с совершенством;
  3. талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
  4. гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

Некоторые ошибочно полагают, что духовная деятельность заключается в бесконечном внутреннем самокопании, которое должно привести к просветлению и очищению души. Тем не менее, это совсем не так, ведь подобная деятельность является одной из потребностей личности, и нацелена на рождение её моральных ценностей. Как развить уверенность в себе? Многие люди отдали бы всё на свете лишь бы стать увереннее в себе. На самом же деле вовсе не обязательно продавать душу дьяволу, чтобы поднять свою самооценку и научиться ценить в себе свои самые хорошие качества. Подробнее об этом мы расскажем в нашем материале.
Уверенность в себе – упражнения Для того чтобы помочь людям развить уверенность в себе психологами был придуман ряд тренингов и упражнений, направленных на внушение человеку своей значимости в социуме. С самыми действенными из этих упражнений мы предлагаем вам ознакомиться в этом материале. Как стать сильной личностью? Как приятно слышать, когда о тебе отзываются, как о сильной личности. Но к сожалению, харизма и сила духа даётся от природы не всем, да и не каждые родители способны воспитать эти качества в своём чаде. Но не стоит отчаиваться, ведь заняться саморазвитием никогда не поздно.

Источник: http://kak-bog.ru/zadatki-i-sposobnosti

Общая характеристика способностей человека

Общая характеристика способностей. Задатки

Способности человека – сложное и противоречивое явление, которое подвергалось изучению на протяжении многих столетий. Способности рассматривались с различных ракурсов, предлагались разнообразные теории их происхождения, некоторые из них – прямо противоположные друг другу. Однако ряд авторитетных исследователей, в числе которых А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, К. К.

Платонов и др., предлагают рассматривать способности в качестве важнейших компонентов структуры личности (наряду с темпераментом, характером и т. д.). Следовательно, как утверждает Е. П. Ильин, способности могут быть отнесены к дифференциально-индивидным качествам личности.

Понятие «способности» было введено в научный обиход Платоном, предложившим к рассмотрению врожденное неравенство людей как следствие наличия либо отсутствия особых способностей.

Важнейший этап разработки теории способностей личности знаменовался выходом книги испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам» (1575), где способности описывались как психические явления личности. Ключевая идея, высказанная автором книги, состояла в том, что способности – это врожденные дарования.

На сегодняшний день в отечественной психологии существуют две традиции в изучении и понимании способностей человека. Первая из них, заложенная исследованиями Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына и развиваемая в работах Э. А. Голубевой и В. М. Русалова, связана с изучением психофизиологических основ способностей.

Представителями данного подхода способности соотносятся с типом нервной системы, темпераментом личности и некоторыми другими личностными качествами. По мнению Б. М. Теплова, способности могут проявляться, лишь пребывая в постоянном развитии.

Как только человек прекращает активно применять свои способности, их уровень начинает снижаться, что в последующем может привести к их полной утрате.

Кроме того, способности могут проявляться не только непосредственно в знаниях, умениях или навыках, а в интенсивности их приобретения, то есть в том, как быстро человек способен освоить новый для него вид деятельности. Следовательно, способности определяют качества любых совершаемых действий и результативность деятельности в целом.

Иной традиции в рассмотрении проблематики способностей личности придерживаются В. Д. Шадриков и его ученики. В центре их научного рассмотрения – системный подход к изучению способностей.

С точки зрения исследователей, способность человека – это своеобразное свойство личности как объекта, которое проявляется в процессе его функционирования. Рассматриваемые как свойства объекта способности обусловливаются структурой этого объекта и свойствами его элементов. Опираясь на идеи Б. Г.

Ананьева, Шадриков предлагал выделять функциональный и операциональный компоненты в структурной организации способностей.

Таким образом, в настоящее время в научной литературе представлены многочисленные определения способностей. При их рассмотрении как компонентов структуры личности правомерным будет следующее определение: способности – это свойства личности, которые влияют на эффективность ее деятельности. В развитии способностей особую роль играют задатки.

Как особые задатки можно рассматривать общую активность нервной системы, ее уравновешенность, повышенную чувствительность нервных структур, специальную предрасположенность к восприятию звуков, палитры красок, пространственных форм, к установлению причинно-следственных связей и отношений, к синтезу и анализу и т. д.

Однако обладание определенными задатками не гарантирует человеку их развития в соответствующие способности.

Кроме того, отсутствие необходимых задатков к развитию одних способностей (их дефицит) может быть восполнено путем более сильного развития других задатков.

Особенно важно, что развитие определенных задатков является социально обусловленным процессом, связанным с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Типология способностей

Основное разделение способностей в психологии включает общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность человека в самых разнообразных видах деятельности.

К ним можно отнести умственные способности, развитую память, совершенную речь, тонкость и точность движений рук, способности в установлении и поддержании контактов с другими людьми.

Специальные способности построены на задатках особого рода и их развитии, определяют успехи личности в специфических видах деятельности (музыке, математике, лингвистике, технике и т. д.).

Опираясь на другую классификацию, способности делятся на актуальные и потенциальные.

Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, они могут актуализироваться при изменении имеющихся социальных условий. К актуальным, то есть реализованным, способностям относятся не только те, которые используются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и применяются в настоящем.

Предлагается и другое разделение способностей на несколько групп, в зависимости от того, свойственны они всем людям или только отдельно взятым личностям.

Первую группу составляют элементарные общие способности, присущие в различной мере всем людям. Они выражены основными формами психического отражения окружающего мира, в том числе: в способности ощущать и воспринимать, запоминать и переживать, мыслить и принимать несложные решения и др.

Вторую группу представляют элементарные частные способности, присущие отдельным людям и являющиеся более сложными свойствами личности. К ним относятся: глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, настойчивость и др.

Третья группа включает в себя сложные общие способности, присущие в определенной мере всем людям. Они проявляются в способностях к общечеловеческим массовым видам деятельности, к таким, как труд, учение, игра, общение друг с другом, нравственное отношение к другим, эстетическое восприятие окружающей объективной реальности.

Четвертая группа связана со сложными способностями к определенным видам деятельности. Например, к таким профессиям, как: врач, скульптор, балерина и др.

Особое значение проблема описания способностей имеет в связи с профориентацией и выбором профессии. Прогноз о пригодности к той или иной деятельности должен строиться, исходя из положения о развитии способностей в деятельности.

Одаренность

На протяжении длительного времени одаренность выступала синонимом способности. Однако С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность характеризуется совокупностью свойств личности. Существует следующая дефиниция: одаренность – это сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

Исследования одаренных детей, которые были проведены Н. С. Лейтесом, позволили ученому выявить некоторые особенно важные способности, образующие структуру интеллектуальной одаренности:

  1. высокая концентрация внимания, сосредоточенность, собранность;
  2. готовность к длительной и напряженной работе, которая перерастает в своеобразную склонность к труду;
  3. некоторые особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, развитые навыки анализа и синтеза, гибкость ума, склонность к систематизированию и т. д.).

Однако проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется практически невозможным.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/obschaya_harakteristika_sposobnostey_cheloveka/

Задатки и способности: потребности и формирование способностей

Общая характеристика способностей. Задатки

Задатки —  это особенности периферической и центральной нервной системы человека, имеющие анатомическую и физиологическую природу.

Формирование способностей человека к какому-либо виду деятельности базируется на его задатках.

Нельзя путать эти два понятия, поскольку способности, в отличие от задатков, представляют собой совокупность навыков и умений, приобретенных в ходе какой-либо деятельности, и подлежат развитию при наличии интереса и благоприятных условий. Природа человеческих способностей сложна, так же как и их связь с задатками.

Прямая связь задатков и способностей

Задатки и способности человека состоят в некоторой линейной связи: в отсутствие необходимых задатков развить те или иные способности невозможно.

Так, например, человек, полностью не обладающий музыкальным слухом, не сможет стать композитором или певцом, поскольку ему не даны исходные возможности для этого.

То есть, задатки —  это необходимое, обязательное условие для развития способностей.

Формирование основных задатков происходит как до рождения, так и после него, в процессе человеческого онтогенеза, и имеет генетически обусловленную природу. Различают два вида задатков:

  • типологические свойства нервной системы — от них не зависит характер и профильная принадлежность возможных способностей, а только легкость и скорость их развития, общий потенциал;
  • анатомические особенности коры головного мозга — определяют предмет и содержание способностей.

Однако нужно понимать, что наличие задатков вовсе не гарантирует такого процесса как формирование способностей и развитие потенциала Дело в том, что задатки служат обязательной отправной точкой, но не более того. На их основе строится структура способностей, тесно переплетаясь с жизненными обстоятельствами человека, его осознанными действиями, возможностями и интересом к тому или иному роду деятельности.

Презентация: “Понятие о задатках и структуре способностей”

Таким образом, природа человеческих способностей хоть и лежит в области задатков, но обусловлена еще множеством дополнительных факторов.

Человек с абсолютным слухом (возьмем тот же пример, что и выше), имея серьезный потенциал, но не занимаясь самостоятельно и не посещая музыкальную школу или хотя бы курсы, не интересуясь музыкой, лишит себя вроде бы уже готовой возможности и не станет композитором или певцом точно так же, как и в случае полного отсутствия слуха.

То есть, развитые способности —  это результат комбинации задатков, благоприятных обстоятельств, воспитания, интересов и собственных осознанных усилий человека; а в соотношении личностных задатков и способностей не существует никакой жесткой зависимости.

Тем не менее, напомним известное правило: наибольшего успеха в любом занятии достигает тот, кто весь свой потенциал, время, энергию и возможности направляет в развитие своих самых сильных сторон.

Человек, имеющий серьезные музыкальные задатки, естественно, сможет добиться результатов —  и порой значительных —  в, например, математике, однако, на это он израсходует намного больше сил и времени, чем тот, у кого есть врожденный потенциал к точным наукам.

Удачная стратегия выбора профессии

Наиболее удачной стратегией представляется такая, при которой человек определяет свои задатки и уже в рамках заданных возможностей ищет подходящую профессию и занятие своей жизни.

Выигрышность подобной стратегии подтверждает и факт, что на основе одних и тех же врожденных задатков могут развиваться совершенно разные способности.

Если еще раз вернуться к примеру абсолютного слуха, мы увидим, что он вовсе не ограничивает человеческий потенциал исключительно занятиями музыкой.

Возможности велики: такие люди могут становиться специалистами по устным диалектам, изучать множество языков, осуществлять тонкую настройку инструментов и аппаратуры и так далее.

Презентация: “Мозг и способности”

То есть, в идеале на выбор профессии должны влиять потребности и способности человека, основанные частично на его задатках, но кроме того —  на особенностях характера, интересах и общих склонностях.

Итогом этих рассуждений может стать вывод, что способности и задатки человека составляют сложную структуру его общего потенциала, в совокупности с характером, интересами, фактами биографии и другими многочисленными факторами.

Развитие потенциала у детей

Общеизвестно, что формирование способностей в основном происходит в детском и подростковом возрасте. Поэтому задача родителей —  помочь своему ребенку реализовать потенциал, его задатки и способности.

Однако, часто выходит, что родители используют шанс воплотить свои несбывшиеся возможности через ребенка.

В итоге несколько самых важных для развития личности лет могут быть посвящены ненавистной художественной или физико-математической школе, секции бальных танцев или соревнованиям по плаванию, а собственный потенциал ребенка так и не раскрыт.

Наиболее правильным поведением родителей является внимательное наблюдение за склонностями и интересами детей, вычленение тех областей, в которых дети наиболее охотно и успешно самовыражаются. На основе этих наблюдений уже можно подбирать ребенку хобби или дополнительное образование.

Диагностика способностей

Очень известным методом определения потенциала, уровня интеллекта и способностей, его составляющих, является тест структуры интеллекта авторства Рудольфа Амтхауэра, немецкого психолога 20 столетия.

Амтхауэр создал свою методику, подходящую для профессиональной диагностики и ориентации, состоящую из девяти разделов.

Этот тест многократно адаптировался для профориентации подростков различных стран и продолжает широко использоваться и в наши дни.

Разделы теста делятся на следующие группы:

  • вербальные субтесты, выявляющие возможность человека оперировать своей речью; если тесты этой группы будут пройдены наиболее успешно, можно утверждать, что тестируемый обладает способностями к общественным наукам и изучению языков;
  • математические субтесты —  определяют склонность человека к точным наукам;
  • конструктивные субтесты —  предполагают возможность пространственной теоретической и практической одаренности; высокие результаты в этой группе подразумевают склонность и интерес тестируемого к естественно-технической и общенаучной деятельности;
  • теоретические и практические планы способностей —  определяют общую возможность успешного обучения и когнитивной деятельности.

Тесты включают в себя задания на работу с предложениями и наборами слов, арифметические задачи, манипуляции с числовыми рядами, задания на пространственное обобщение и мнемические способности. Оценка потенциала тестируемого должна быть комплексной по всем указанным подгруппам, для чего была разработана целая система интерпретации ответов на тесты.

Нужно сказать, что данный тест в основном направлен на выявление одаренности в точных и естественно-научных областях знания. Творческие склонности определяются по множеству других тестов, представляющих собой работу с текстами, изображениями и собственной фантазией.

В заключение отметим: несмотря на то, что природа человеческих способностей является многосоставной структурой, зависящей от разнообразных факторов, человек, желающий найти свои сильные стороны, вполне способен это сделать. Не стоит подходить к этому процессу формализовано и опираться на одни лишь тесты — в конце концов, наши задатки дают о себе знать ежедневно.

Наблюдая и фиксируя свое поведение, анализируя количество сил и качество результата в какой-либо деятельности, мы можем достаточно точно определить, какие задатки даны именно нам, и воспользоваться ими для развития способностей.

Источник: https://tonusmozga.ru/sposobnosti/razvitiye-sposobnostey/zadatki-i-vozmozhnosti.html

ovdmitjb

Add comment