Irvuz

Негативная психотерапия

Когнитивная психотерапия – часть когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности метода, его техники и цели

Негативная психотерапия

На сегодняшний день самой распространенной формой психотерапии является когнитивная психотерапия. В ее основе лежит предположение о том, что причинами психических проблем человека являются ошибочные мысли. Если их обнаружить и устранить, то можно не только избавиться от различных психических расстройств, но и предотвратить их появление в будущем.

Когнитивная психотерапия мало внимания уделяет детским воспоминаниям человека, ориентируясь на текущие проблемы, его внутренний мир, мысли, желания и фантазии. Это является основным отличием данного метода лечения психических расстройств от других популярных видов психотерапии: психоанализа и поведенческой терапии.

Основоположником когнитивной терапии является Аарон Бек. Изначально он занимался психоанализом, но постепенно разочаровался в нем и стал искать новые методы лечения депрессии и аффективных расстройств.

Бек утверждал, что окружающий нас мир не плохой, это негативные взгляды на него формируют отрицательные эмоции и действия.

Искажение внешних обстоятельств в сознании приводит к развитию психической патологии, например, депрессии.

Независимо от Бека работал Альберт Эллис, разработчик метода рационально-эмоциональной психиатрии, имеющего много общего с когнитивной психотерапией. На сегодняшний день когнитивная терапия является составляющей когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) теории, используемой психотерапевтами в своей практике.

Цели и методы когнитивной психотерапии

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии. И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли.

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни.

Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли.

Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Когда может помочь когнитивная психотерапия

Когнитивную психотерапию используют при коррекции большинства психических и психоэмоциональных расстройств. Но наиболее часто к данной разновидности терапии прибегают при лечении депрессии. Человек, находящийся в депрессивном состоянии, испытывает преувеличенное чувство утраты, при этом она может быть реальной или мнимой.

Для депрессии характерно наличие негативных мыслей нескольких направленностей. Прежде всего, у больного формируются негативные представление о себе, он считает себя неудачником, неполноценным человеком.

В то же время им дается негативная оценка окружающему миру и проходящим событиям, а также собственному будущему. Специалисты это называют когнитивной триадой депрессии.

Чтобы победить данное психоэмоциональное расстройство необходимо работать в каждом из этих направлений, заменяя дисфункциональные мысли на рациональное мышление.

Кроме лечения униполярной депрессии и повышенной тревожности эту разновидность терапии также применяют для устранения обессивно-компульсивного расстройства, различных фобий, расстройств пищевого поведения, мигреней, тревожности и приступов гнева, других расстройств личности и поведения.

Когнитивные методы могут быть частью комплексной терапии при лечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Сочетание психотерапии с приемом медикаментов позволяет устранить галлюцинации у больных шизофренией и смягчить другие симптомы этой патологии. Исследователи доказали ее эффективность при коррекции многих соматических заболеваний.

В ходе терапии психотерапевт работает над решением проблемы, он не изменяет личностные характеристики пациента или его недостатки. С самого начала пациент и терапевт должны прийти к некому соглашению, обозначить круг проблем, над которыми им предстоит работать. Устранить проявления выше перечисленных расстройств удается при помощи экспериментальной проверки дезаптативных мыслей.

Специальные методики  

Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.

Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:

  1. Обессивно-компульсивное расстройство. При коррекции этого заболевания используется метод «четырех шагов», разработанный американским психиатром Джеффри Шварцем. Задача данного способа лечения – изменение или упрощение навязчивых мыслей и процедуры «ритуалов», в результате они сводятся к минимуму. Пациент должен осознать свою болезнь и научиться сопротивляться ее проявлениям. Терапевт разъясняет больному, какие из его опасений являются реальными, а какие вызваны заболеванием. Они четко разграничиваются, больному демонстрируется модель поведения здорового человека. Обычно в качестве примера выбираются люди, представляющие авторитет для пациента. Работа в этом направлении ведется поэтапно, в четыре шага. Именно поэтому метод когнитивного лечения ОБР получил такое название.
  2. Шизофрения. Данный вид расстройства является неизлечимым, так как связан с изменениями в коре головного мозга. Но использование методов когнитивной и поведенческой терапии позволяет людям, страдающим шизофренией, принять свое заболевание и научиться сглаживать его проявления. Если пациент постоянно ведет беседы с потусторонними сущностями или придуманными образами, то психотерапевт помогает ему понять, что беседы ведутся не с живыми людьми. Постепенно больной шизофренией осознает, что его собеседник является плодом воображения, в результате таким разговорам придается меньше важности. С течением времени больной все реже и реже вызывает придуманный образ из памяти.
  3. Пагубные зависимости. Алкоголизм и наркомания также вызваны неправильными автоматическими мыслями человека. Особенностью когнитивного подхода к лечению данных расстройств является то, что терапевт сначала должен побеседовать с пациентом о его долгосрочных планах и жизненных приоритетах. Ведь именно от этого должны зависеть краткосрочные цели человека. Прежде всего, ему нужно разъяснить, что основной целью любого живого существа является выживание. Все животные и люди получают удовольствие от того, что способствует продлению рода и выживанию, например, еда, секс и т.д. Процессы, которые вредят жизни, вызывают негативные ощущения (голод, холод или жара). Все эти ощущения переносятся на действия или ситуации, ассоциирующиеся с ними. Но у человека, страдающего каким-либо видом патологической зависимости, появляется новый источник удовольствия, не предусмотренный природой. В результате больному становятся ненужными природные радости, он ставит перед собой цель получение наслаждения искусственным путем, что вредит его здоровью и выживанию. Терапевт должен убедить наркомана или алкоголика, что при определенном желании он сможет достичь правильных целей, что позволит избавиться от депрессий и мучительного возвращения в реальность. Поднять настроение естественным способом возможно, если улучшить качество собственной жизни, повысить самооценку и «подняться» в глазах окружающих. Психотерапевты составляют для пациентов с зависимостями «карту желаний». Это схема, где указывается взаимосвязь базовых ценностей, необходимых для выживания, с инстинктами и сложными суммарными ассоциациями. На этой карте, кроме всего прочего, указывается, каким именно образом зависимость вредит долгосрочным планам и не позволяет получать полноценное удовольствие от жизни. Используя данную методику, можно избавить пациента от большинства пагубных привычек, например, обжорства, игромании или интернет-зависимости.

Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

Упражнения для выработки когнитивного мышления

С детства нас учат мыслить однозначно. Большинству людей характерен такой тип мышления: «Раз у меня ничего не получается, значит, я неудачник и никчемный человек».

Подобные мысли очень сильно ограничивают поведение человека, и он даже не пытается опровергнуть их. Исправить ситуацию поможет упражнение «Пятая колонка».

Возьмите лист бумаги, на котором изобразите таблицу, состоящую из пяти колонок:

  • 1-я колонка – впишите проблемную, с вашей точки зрения, ситуацию;
  • 2-я колонка – опишите собственные чувства и эмоции, возникающие в данной ситуации;
  • 3-я колонка – укажите автоматические мысли, наиболее часто возникающие в этот момент;
  • 4-я колонка – запишите собственные убеждения, на основе которых возникают описанные вами автоматические мысли. Подумайте, какие установки могут стать причиной подобного мышления;
  • 5-я колонка – постарайтесь опровергнуть мысли, перечисленные вами в 4-й колонке. Запишите установки положительной направленности.

Если вы в дальнейшем окажетесь в стрессовой для себя ситуации, то вызывайте в памяти мысли, идеи и установки, перечисленные в пятой колонке.

После того как вы выявите автоматические мысли, можно выполнить различные упражнения, помогающие изменить собственные установки. Например, можно попробовать совершить в реальных условиях поступки, которые ранее не делались, а затем оценить достигнутый результат.

Когнитивная психотерапия может быть полезна не только при лечении психических расстройств. Даже у психически здорового человека могут быть личностные проблемы, справиться с которыми самостоятельно не получается.

Не стоит игнорировать их, ведь именно нерешенные проблемы приводят к снижению самооценки, неудовлетворенности собой и депрессии.

Если у вас есть негативные переживания, то можно попробовать самостоятельно воспользоваться методиками когнитивной психотерапии или обратиться к специалисту.

Источник: https://arbat25.ru/nashi-metodyi/psixoterapiya/kognitivnaya-psixoterapiya

uta_kryakvaМне часто пишут разные люди, которые проходят терапию, потому что не могут разобраться, хорошая у них терапия или не очень. И вопрос обычно один: а надо ли искать другого терапевта.Чаще, конечно, я не даю советов, но разобраться, конечно, стоит.В любой терапии бывают периоды, чаще не один и часто длительные, когда какого-то созвучия между терапевтом и клиентом нет. Клиенту кажется, что терапевт его не понимает, терапевту, что клиент его не слышит и слышать не хочет. И в общем-то так и есть. В терапии обязательно будет воспроизводиться то, что обычно и происходит в жизни, фактически то, что у вас внутри влияет на вашу обычную жизнь. И это обрыв связи, искажение связи. Пограничная структура личности образуется именно в первичных отноешниях, где связь между матерью и ребенком по каким-то причинам, иногда различным, бывает сильно нарушена. Мать не может понять ребенка, ребенок не может получить желаемого от матери, они оба фрустрированы и несчастны. Эта ситуация обязательно будет создана в терапии снова, но постепенно связь, конечно, можно наладить.Что для этого нужно делать.Во-первых, клиенту необходимо научиться обо всем, что с ним происходит, говорить своему терапевту, часто это приходится делать долго, нудно и все больше научаясь хорошо описывать происходящее с вами и то, что вы чувствуете с терапевтом и к терапевту. Это очень хорошо, что в процессе этих объяснений вы обучитесь понимать себя и формулировать и описывать это другому. Считайте, что вы обрели очень важный навык, который очень здорово поможет вам в вашей дальнейшей жизни. во-первых, вы начнете хорошо понимать самого себя, поймете, что вам нужно и сможете это себе добывать, а также хорошо сможете общаться с другим и о себе и сможете и другого понять. Это важный навык зрелой психики и вы постепенно его наработаете в терапии, если обо всем фрустрирующем и наоборот приятном, сможете рассказать терапевту.Терпаевту же важно научиться очень внимательно слушать клиента, понимая несколько срезов смысла. Кроме базового, того, что клиент осознает его неосознанный слой, символические смыслы сказанного, а также, расспрашивая о чувствах клиента, не забывать наблюдать за своими, отличать какие-то, которые могут относиться к истории, рассказанной клиентом.Так что не бойтесь трудных моментов, они неизбежны и проходящи, если вы будете о них ГОВОРИТЬ с терапевтом.То есть если вы видите, что с терапевтом стало также как с мамой в худшие времена, то об этом надо говорить, говорить и говорить, в особенности о ваших чувствах. Зачастую вы постепенно увидите, что вы не особо видели вашего терапевта и больше представляли его реакции, нежели они действительно имели место. Но это невозможно ни понять, ни увидеть, не обсуждая.

Но уж если терапевт совсем вас не слышит, защищается, не признает никаких своих недочетов или ошибок, не признает вашего понимания ситуации, навязывает только свое вИдение, и что самое главное – делает это все время и с течением времени ваша совместная ситуация не меняется (иногда это тоже нормально какое-то время, иногда даже несколько месяцев, год, с переменным успехом), то тут уже стоит заводить разговор о том, а может ли терапевт работать именно с вами, не чувствует ли и он сам, что не справляется. Адекватный терапевт ответит вам и на такие вопросы честно, об этом тоже можно говорить.

?

|

uta_kryakvaПредыдущий пост вызвал много разночтений, поэтому захотелось немного добавить, чтобы было понятнее, о чем идет речь.Все, кто когда-то проходил личную терапию или анализ, наверняка сталкивались, кто-то в бОльшей, кто-то в меньшей степени, с трудными временами, когда нет согласия между терапевтом и пациентом, когда кажется, что терапевт или совсем дурак или издевается над тобой, то есть совсем садист. Когда трудно разобраться в своих чувствах, когда не понимаешь, нужно ли делать ноги или пока еще остаться.Но вероятнее, те, кто посчитал, что для клиента это слишком, не за то мы платим свои деньги, меня не совсем так поняли, не про кислость для клиента идет речь, а про трудность перерабатывать сложные места. Ведь многие клиенты, приходя на терапию, думают, по крайней мере вначале, что терапия поможет им тут же, им сразу же станет легче и проблемы рассосутся.А на самом деле часто становится хуже, болячки и проблемы могут обостряться и человек может начать чувствовать то, от чего бегал всю жизнь. Особенно это касается терапии с пограничными личностями, с которыми я работаю и о такой терапии я пишу чаще.Людям бывает трудно понять, что им и правда придется иметь дело с чем-то очень трудным, тяжелым, болезненным и терапевт не спасет их от прошлого и от настоящего болезненного опыта, а может только быть рядом, поддерживать, да и то, лишь после того, как клиент научится такую поддержку принимать и хотя бы немного доверять.Конечно, нет общей рекомендации, когда стоит бежать, а когда погодить. Но все же есть одно важное общее место. Если терапевт вас слушает, признает свои слова своими, признает, что он мог в чем-то быть опрометчивым или даже похожим на вашу маму, делать ошибки или вызвать у вас и правда сильные неприятные чувства, признавать свои сильные неприятные чувства, понимать их и быть к ним устойчивым, не отреагировать, не мстить бессознательно клиенту, позволить вам говорить о любых ваших чувствах в его сторону, то тут есть большая надежда проработать в итоге ваши внутренние сложности, которые “фонят” и в ваших отношениях “снаружи” терапии, в обчной жизни.Этот пост я написала, потому что многие люди не хотят особо напрягаться, не верят, что это им что-то даст, да и попросту не знают, с чем они могут столкнуться в терапии. БОльшую часть ответственности за свою жизнь и психическое равновесие возлагают на терапевта, не верят в собственные силы и необходимость собственных усилий.И я считаю, что просвещение в этой области направлено не на обеление некомпетентных терапевтов, которые, конечно же, есть, а на то, чтобы встречаться больше реальностью, понимать, что в жизни нет чудес как таковых, когда ты деньши заплатил, а тебе сразу все в шоколаде. В общем, про баланс, про то, чтобы научиться отличать некомпетентность от неволшебности и потихоньку примириться с реальностью:).

Именно этого зачастую не хватает пограничным клиентам.

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

Источник: https://uta-kryakva.livejournal.com/188052.html

Психотерапия – метод лечения психических расстройств

Негативная психотерапия

Как говорил Авиценна, врач обладает тремя главными инструментами: словом, лекарством и ножом. На первом месте, несомненно, стоит слово – самый мощный способ воздействия на пациента.

Плохой тот врач, после разговора с которым больному не стало легче.

Душевная фраза, поддержка и принятие человека со всеми его пороками и недостатками – вот то, что делает врача психиатра истинным целителем души.

Вышесказанное относится ко всем специальностям, но наибольше – к врачам психотерапевтам.

Психотерапия – это лечебная методика вербального воздействия, которая применяется в психиатрии и наркологии.

Психотерапия может использоваться либо самостоятельно, либо в сочетании с медикаментами.

Наибольший эффект психотерапия оказывает на больных с расстройствами невротического спектра (тревожно-фобические и обсессивно-компульсивные расстройства, панические атаки, депрессии и др.

) и психогенными заболеваниями.

Классификация психотерапии

На сегодняшний день выделяют три основных направления психотерапии:

  • Динамическая
  • Поведенческая (или бихевиоральная )
  • Экзистенциально-гуманистическая

Все они имеют разные механизмы воздействия на больного, но суть их одна – ориентация не на симптом, а на целостную личность.

В зависимости от необходимой цели практическая психотерапия может быть:

  • Поддерживающей. Суть её состоит в укреплении, поддержке имеющихся у больного защитных сил, а также выработке схем поведения, которые помогут стабилизировать эмоциональное и когнитивное равновесие.
  • Переучивающей. Полная или частичная реконструкция негативных навыков, ухудшающих качество жизни и адаптацию в социуме. Работа проводится путем поддержки и одобрения положительных форм поведения у пациента.

По количеству участников психотерапия бывает индивидуальной и групповой. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Индивидуальная психотерапия является плацдармом для пациентов, которые не подготовлены к групповым занятиям или отказываются в них участвовать из-за особенностей характера.

В свою очередь групповой вариант намного эффективней в плане взаимной коммуникации и обмена опытом. Особой разновидностью является семейная психотерапия, которая подразумевает совместную работу с двумя супругами.

Сферы лечебного воздействия при психотерапии

Психотерапия является хорошим методом лечения благодаря трем сферам воздействия:

Эмоциональная. Пациенту оказывается моральная поддержка, принятие, сопереживание, возможность проявить собственные чувства и не быть осужденным за это.

Когнитивная. Происходит осознание, «интеллектуализация» собственных поступков и стремлений. При этом психотерапевт выступает в роли зеркала, которое отображает больному его самого.

Поведенческая. Во время сеансов психотерапии вырабатываются привычки и модели поведения, которые помогут больному адаптироваться в семье и социуме.

Хорошее сочетание всех вышеперечисленных сфер практикуется в когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ).

Виды и методы психотерапии: характеристика

Одним из первооткрывателей психотерапии и психоанализа был известный австрийский психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Он сформировал психодинамическую концепцию возникновения неврозов на основе угнетения потребностей и требований индивидуума.

Задачей психотерапевта был перенос неосознанных стимулов и осознание их клиентом, благодаря чему достигалась адаптация. В дальнейшем ученики Фрейда и множество его последователей основывают свои школы психоанализа с принципами, отличающимися от первоначальной доктрины.

Так возникли основные виды психотерапии, которые мы знаем сегодня.

Динамическая психотерапия

Формированию динамической психотерапии как действенного метода борьбы с неврозами мы обязаны работам К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Наиболее распространенным вариантом этого направления является личностно-ориентированная психотерапия.

Лечебный процесс начинается с длительного и скрупулёзного психоанализа, в ходе которого выясняются внутренние конфликты больного, после чего они перемещаются с области бессознательного в сознательное. Важно подвести пациента к этому, а не просто озвучить проблему. Для эффективного лечения клиента необходима длительная кооперация с врачом.

Поведенческая психотерапия

В отличие от сторонников психодинамической теории, поведенческие психотерапевты видят причиной невроза неправильно сформированные привычки поведения, а не скрытые стимулы. Их концепция гласит, что модели поведения человека можно менять, в зависимости от чего его состояние способно трансформироваться.

Методы поведенческой психотерапии эффективны в лечении различных расстройств (фобий, панических атак, навязчивостей и др.). На практике хорошо показала себя методика конфронтации и десенсибилизации. Суть её состоит в том, что врач определяет причину страха клиента, его выраженность и связь с внешними обстоятельствами.

Затем психотерапевт проводит вербальное (словесное) и эмоциональное воздействия путем имплозии или наводнения. При этом пациент представляет мысленно свой страх, пытаясь нарисовать его картину как можно ярче. Врач подкрепляет испуг больного, чтобы он почувствовал причину и свыкся с ней. Сеанс психотерапии длится около 40 минут.

Постепенно человек привыкает к причине фобии, и она перестает его волновать, то есть происходит десенсибилизация.

Другим подвидом поведенческой методики является рационально-эмоциональная психотерапия. Здесь работа проводится в несколько этапов. На первом определяется ситуация и эмоциональная связь человека с ней.

Врач определяет иррациональные побуждения клиента и способы его выхода из сложной ситуации. Затем оценивает ключевые моменты, после чего кларифицирует (уточняет, разъясняет) их, проводит анализ каждого события вместе с больным.

Таким образом, иррациональные поступки осознаются и рационализируются самим человеком.

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Гуманистическая терапия является самым новым методом вербального воздействия на пациента. Здесь проводится анализ не глубинных побуждений, а становления человека, как личности.

Акцент делается на высшие ценности (самосовершенствование, развитие, достижение смысла жизни).

Большую роль в экзистенциализм внес Виктор Франкл, который основной причиной человеческих проблем видел отсутствие реализации личности.

Существует множество подвидов гуманитарной психотерапии, наиболее распространенные из них:

Логотерапия – метод дерефлексии и парадоксальной интенции, основанный В.Франклом, который позволяет эффективно справляться с фобиями, в том числе и социальными.

Клиент-центрированная терапия – особая методика, при которой главную роль в лечении выполняет не врач, а сам пациент.

Трансцедентальная медитация – духовная практика, позволяющая расширить границы разума и обрести покой.

Эмпирическая терапия – внимание больного акцентируется на глубинных эмоциях, пережитых им ранее.

 Главной чертой всех вышеперечисленных практик является то, что стирается грань в отношениях врач-пациент. Психотерапевт становится наставником, таким же равноценным, как и его клиент.

Другие виды психотерапии

Кроме вербального способа коммуникации с врачом пациенты могут посещать занятия по музыкальной, песочной, художественной терапии, которые помогают им снять стресс, проявить свои творческие способности и раскрыться.

Клиническая психотерапия: выводы

Психотерапия оказывает неоценимое влияние на больного во время лечения и реабилитации. Расстройства невротического спектра более эффективно поддаются медикаментозной коррекции, если она сочетается с работой психотерапевта или психолога, а иногда даже без приема лекарств, психотерапия может привести к полному исчезновению болезненных проявлений.

В дальнейшем пациенты переходят от приема препаратов до использования навыков, приобретенных на сеансах психотерапии. В данном случае она выступает ступенькой от фармакотерапии к самоконтролю над болезненными проявлениями (фобии, панические атаки, навязчивости) и психическим состоянием пациента.

Поэтому работа с психотерапевтом должна в обязательном порядке проводиться с больными и их родственниками.

  • психиатрия
  • психосоматические и соматопсихические расстройства
  • психотерапия

Источник: https://psyhosoma.com/psixoterapiya-kak-metod-lecheniya/

Когнитивно-поведенческая психотерапия тревожного расстройства

Негативная психотерапия

Ещё в 60-х годах прошлого столетия основатель когнитивно-поведенческой психотерапии Аарон Бек в своих работах про лечение депрессии отметил, что этот же метод работает и для чрезмерной тревоги и тревожных расстройств. Впоследствии, в 80-х годах, Бек успешно применял свой принцип в работе с клиентами.

Можно применять глобальный подход Бека и сегодня. Многие психотерапевты, знакомые с работами Бека, до сих пор так и делают. Однако, после А.

Бека в модель тревожных расстройств были внесены значительные доработки и уточнения, и сейчас мы имеем в наличии гораздо более эффективный и тонко настроенный подход, который позволяет справляться с проблемами клиентов за более короткий срок.

Немного истории

Существенную роль в разработке этого подхода сыграли работы Clark, Salkovskis, Wells, Butler, Borkovec, Barlow и т.д.

Ещё спустя некоторое время в университете Лаваля в Канаде и в работах Adrian Wells был создан протокол психотерапии тревоги (протокол — это последовательность психотерапевтического лечения). На нем-то и хотелось бы остановиться подробнее в этой статье.

В адаптированном виде этот подход может применяться также и к любым другим тревожным расстройствам, таким как социофобия, паническое расстройство, пост-травматическое стрессовое расстройство, навязчивые мысли и действия, простые фобии. А также может быть использован во время психотерапии обычных случаев, без каких-либо расстройств, но сопровождающихся чувством тревоги.

Итак, когнитивные психологи установили, что людям с чрезмерной тревогой и тревожными расстройствами свойственны следующие особенности:

  • Непереносимость неопределенности
  • Позитивные убеждения относительно тревоги
  • Негативная ориентация на проблемы
  • Когнитивное избегание

Буквально несколько слов подробнее об этих характеристиках чуть ниже, а пока скажу, что психотерапия по протоколу на основе Лаваля должна затрагивать все эти характеристики по очереди.

Более детально про эту особенность всех тревожных людей я уже писала в статье «Непереносимость неопределенности: а что если я — исключение из правил».

Тревожные люди не выносят неопределенность в любом виде. Они, как аллергики, чрезмерно чувствительны и чрезмерно бдительны к неопределенности, и реагируют даже на малейший намек на неопределенность. «Да, — думают они, — шансы 99,5%, что ничего не произойдет, но а вдруг! Ведь не 100% точно.» И их тревога сохраняется.

Также тревожные люди реагируют чрезмерной тревогой на небольшие события в жизни — то есть сила чувства тревоги не соотносится с «масштабом катастрофы».

Для того, чтобы справиться с непереносимостью неопределенности, люди используют следующую стратегию: они пытаются продумать и спроектировать наперёд все возможные последствия неприятной ситуации.

Пытаются «просчитать» и учесть всевозможныенегативные исходы.

Поскольку жизнь — это многомерные события, ежеминутно может все поменяться, подобная затея — пытаться учесть все исходы — заведомо обречена на провал. Как результат — тревога.

Подобная стратегия сопровождается мыслями типа «что если, потому что клиенту кажется, что это якобы проясняет ситуацию дя него и уменьшает количество неопределенности. Однако же, все происходит ровно наоборот — размышления на тему «что если?» только увеличивают количество возможных исходов, и поэтому увеличивается и неопределенность. Результат — тревога.

Итак, на первом этапе КПТ тревожных расстройств, необходимо проработать непереносимость неопределенности у клиента. В помощь терапевту могут быть использованы тесты типа Непереносимость неопределенности или ему подобные. Проработка ведётся путём прохождения теста, обсуждения результатов теста, с помощью сократовского диалога и прочих стандартных методов работы в КПТ.

Как ни странно это не звучало бы, но все тревожные люди убеждены, что их тревога им чем-то обязательно полезна, нужна или выгодна, что у тревоги есть какая-то положительная функция.

При этом многие даже не отдают себе в этом отчета, и, если их спросить напрямую «Чем вам может быть выгодна ваша тревога?«, они не найдут что ответить, или будут даже убеждать вас, что тревога совершенно не выгодна, не нужна и даже опасна для здоровья. Однако, есть один момент.

Никто в здравом уме никогда не будет делать что-нибудь, будучи уверенным в бесполезности, во вреде, в отсутствии выгоды от этого делаемого. Что бы кто ни делал, всегда будет объяснение «Я сделал это из лучших побуждений, я хотел как лучше» — и ведь это действительно так!

Поэтому еще раз повторюсь — у всех клиентов с тревожным расстройством есть позитивные убеждения относительно своей тревоги. Кому-то она якобы помогает повысить мотивацию. Кому-то другому кажется, что тревожась сегодня, ты подготавливаешься к неприятностям завтра и будешь меньше психовать.

Кто-то третий скажет, что беспокойство помогает найти наилучшее решение и позволяет не выглядеть беспечным и с наплевательским отношением. Это все необходимо проработать с помощью сократовского диалога, потому что подобные убеждения иррациональны и не помогают улучшить качество жизни.

Задача на этом этапе — сделать из скрытых и безусловных иррациональных убеждений явные, условные и рациональные 🙂

Если клиенту не очевидно, какую конкретно выгоду он находит в своей тревоге, можно использовать тест типа Why Worry, в котором ответы клиента могут быть отсортированы по типу выгоды.

У всех тревожных людей есть своеобразное отношение к возникающим проблемам: проблемы кажутся им гипертрофированными, похожими на катастрофу и с очень высокой вероятностью. Практически с гарантией, что самый ужасный исход обязательно случится.

Кроме того, людям с тревожным расстройством свойственно беспокоиться по поводу скорее не реальных проблем, а гипотетических.

Их волнуют проблемы, которые могут случиться, а не те, которые, возможно, есть сейчас. В результате люди тратят на будущее время гораздо больше сил, чем на настоящее.

При сильной выраженности тревожного расстройства может даже казаться, что ты постоянно «живёшь» в будущем времени.

Проблемы также кажутся нерешаемыми. Они возникают по вине самого человека, «сваливаются на голову» по причине «несчастливости», их чересчур много по сравнению с другими людьми, проблемы выглядят несправедливыми и пугающими.

Ключевым аспектом такого негативного отношения к проблемам является убежденность клиента, что он не в силах справиться с проблемами: не умеет, не в состоянии, слишком слаб, недостаточно умён, не вполне здоров и т.

д.

Такие клиенты плохо оценивают свои способности решать проблемы.

С другой стороны, у них сильное чувство личной ответственности за все происходящее, поэтому, немудрено, что попав в подобные «тиски» — с одной стороны неспособность решать проблемы, а с другой — сильное чувство ответственности — клиенты начинают испытывать сильнейший дискомфорт и напряжение, и, как следствие, ещё большую тревогу.

Соответственно, все эти убеждения необходимо «вытаскивать», делать явными и обсуждать их с помощью сократовского диалога или других техник. Что касается навыков решения проблем, то необходимо научить клиента компонентам этого навыка:

  • Определение проблемы
  • Формулировка целей для ее решения
  • Выработка альтернативных решений
  • Выбор и применение решений
  • Оценка эффективности примененного решения

При генерализованном тревожном расстройстве негативная ориентация на проблемы может попросту прерывать процесс её решения, не позволяя человеку даже начать что-то делать.

В процессе обучения навыкам решения проблем, нужно обращать внимание на свойственные клиенту способы принятия решения: либо они принимают решение слишком быстро, наобум, как бы пытаясь быстрее скинуть проблему с плеч долой, при этом не обращая внимание на разные обстоятельства.

Зачастую такие решения оказываются опрометчивыми.

Либо они принимают решения слишком долго (если вообще принимают): они изучают ситуацию со всех возможных сторон, раздумывают над обстоятельствами, советуются с огромным количеством людей — и, в итоге, так и не могут принять никакое решение.

После того, как установлен предпочтительный способ, нужно учить клиента делать наоборот: тем, кто принимает решения быстро, нужно учиться делать это медленнее, а тем, кто склонен подолгу тянуть с принятием решения, необходимо учиться принимать решения быстро, «как в воду прыгнуть».

Самый главный аспект психотерапии тревожных расстройств заключается в следующем: стараться не рассматривать содержимое тревоги клиента.

Потому что в этом случае есть опасность «захлебнуться» в потоке разнообразнейших тревог, каждая из которых представляется нерешаемой. Каждый новый день будет приносить новый поток тревоги.

Стоит, казалось бы, успешно обсудить с клиентом партию беспокойных мыслей о его здоровье, как в следующий раз клиент предъявит новую партию беспокойств о финансах или об отношениях.

Объектом для обсуждения, рассмотрения и в конце концов психотерапии является сам процесс мышления и реагирования, а не его содержимое. Это нужно обговорить с клиентом в самом начале, чтобы не было недопонимания.

Любые «утекания» во время сессии в содержимое нужно мягко, но настойчиво останавливать и обращать внимание клиента на процесс, которые происходит у него в голове в этот момент.

Такой взгляд «сверху» на тревожное расстройство позволяет существенно облегчить состояние клиента уже с первых встреч.

Под этим термином понимается особенность клиентов с чрезмерной тревогой применять разные штуки, чтобы быстро избавиться от тревоги. Чаще всего, они используют следующее:

  • Переключение с образов на слова (потому что слова внушают меньше страха, чем образы)
  • Подавление беспокоящих мыслей
  • Замена тревожных мыслей на нейтральные или позитивные
  • Использование отвлечения для прерывания тревоги
  • Избегание ситуаций, которые могут спровоцировать тревожные мысли

Поскольку в результате применения этих техник все-таки удается временно снизить тревогу, то получается, что применение как бы положительно подкрепляется. В следующий раз клиент вспомнит, что уже «успешно» справлялся со своей тревогой, к примеру, переключаясь на что-то другое.

Однако, в долгосрочной перспективе эти техники вызывают только ухудшение состояния, потому что они не уменьшают частоту возникновения тревоги и её силу.

Только наоборот, поскольку клиент так и не получил возможность проверить, чем закончится его тревога, в следующий раз ему только станет хуже.

Деморализация и бессилие, депрессия, потеря интереса к жизни, потеря удовольствия в жизни — вот типичные ощущения при генерализованном тревожном расстройстве. Поэтому лечиться нужно обязательно! Чем раньше начать, тем быстрее и легче всё получится. Успехов!

Источник: https://www.nmikhaylova.ru/kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya-trevozhnogo-rasstroystva/

ovdmitjb

Add comment