Irvuz

Научное мышление

Научное мышление и религия

Научное мышление

Взятая нами тема родом из эпохи Просвещения, когда блестящие ответы на вопросы соотношения веры и знания, данные ещё Бл.

Августином в европейской философии, были забыты, а на щит поднят вопрос противостояния науки и религии в свете нарастающего позитивизма и сциентизма.

В ту эпоху это был вопрос не философии и даже не науки, а секулярной идеологии, призванной внушить обывателям и интеллигенции, что монолит средневекового богословия уже не является определяющим мировоззрением.

По сути, за этим стояло желание вырвать из рук церковной организации, а именно папства, инициативу идеологической гегемонии в Европе нарождающихся новых сил.

Это была реакция на то, что «в течение многих веков различные формы христианских церквей выставили и культурной жизни европейских народов учение о едином религиозном мировоззрении, заменяющем вполне и исключительно все формы мировоззрений научного и философского» — (1).

Однако, почему же эти вопросы поднимаются и сегодня, когда, с одной стороны, наука выросла в свой полный возраст и, казалось бы, должна оставить «детскую болезнь левизны», а с другой христианское богословие и его прикладные разделы, вроде апологетики, разработало серьёзный аппарат гностического обоснования христианских истин?

Ответ на данный вопрос лежит вне данной работы, но он также носит сугубо идеологический характер противостояния Христианству со стороны секулярных сил и конкуренции с ним в области мировоззрения.

Что такое наука?

Чтобы разобраться в вопросе возможности для учёного быть христианином или шире верующим человеком какой-либо религии, нужно определить состояние сегодняшней науки в части мировоззрения.

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет.

Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками.

Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму и т.д.

«Наука неуклонно, постоянно захватывает области, которые долгие века служили уделом только философии или религии; она встречается там с готовыми и укоренившимися построениями и обобщениями, не выдерживающими критики и проверки научными методами искания» — (1). Отсюда появляется позитивистский энтузиазм у представителей науки и сциентизм, как вера во всемогущество науки.

Как частность этого процесса возникает убеждение, что раз наука способна отвечать на все вопросы, то религия является всего лишь архаичной формой культуры и противоречит единственно верному способу познания — научному. Учёный Бьюб высказался об этом так: «Многие ученые, занятые психоанализом, полагают, что Бог — имя неизвестное, костыль для неоткрытого и что чем больше мы познаем мир, тем меньше остается места для Бога» — (7).

Нам, в этой связи, важно понять: является ли наука источником мировоззренческих установок? Для ответа на данный вопрос следует определится с тем, что является методом современной науки.

Научный метод

Научный метод — это совокупность получения новых знаний и методов решения задач в рамках конкретной науки. Притом для разных наук метод может быть разным. Главным же свойством здесь является то, что научный метод строится на основе наблюдения и опытов, т.е. чисто на эмпирическом материале. Притом любой эксперимент должен быть непременно повторяем.

Без этого доказательность того или иного опыта теряет силу.
Здесь важнейшим вопросом является предмет изучения науки. Предметом является практически весь умопостигаемый мир, притом не только материальный, но и психический, в том числе и система абстрактных идей.

По сути, наука не ставит предела своему исследованию, а потому из неё можно предположить претензию на всезнание, полнота которого будет возрастать по мере развития научных методов и накопления знаний.
Также и способы получения знаний нельзя ограничить лишь материальными опытами и внешними наблюдениями.

Сегодня наука шагнула глубоко в сущность материи и во внутренний мир самого человека через психологические науки. Стала предметом научного исследования и сама религия.

Универсальность научного метода

Является ли научный метод универсальным для познания всего?Как мы определили, сам научный метод не ставит пределов для проникновения ума учёного в тайны мироздания.

Но является ли этот метод способным постичь все аспекты бытия? Вот вопрос, который может нам раскрыть предел науки и её место в познании.Современные науки многообразны и условно делятся на естественные и гуманитарные.

Притом по-старинке принято говорить о точности наук естественных и аморфности гуманитарных. Однако, современное состояние гуманитарного знания позволяют определять его как строго научное в силу расширения понимания методов и объектов познания.

Феноменология показывает, как важно для любого исследования понять взаимное воздействие объекта и субъекта в процессе познания.В данной связи важно проведенное Гуссерлем различие между миросозерцанием познающего субъекта, представляемой им картиной мира и объективным научным знанием.

«Миросозерцание и наука, — считал Гуссерль, — имеют свои различные источники ценности, различные функции и свои различные способы действия и поучения. Миросозерцание нужно рассматривать как habitus и создание отдельной личности, науку же — как создание коллективного труда исследующих поколений»(2).

Тут мы подходим к важнейшей теме — научному мышлению.

Источник: http://articles.prediger.ru/nauchnoe_mishlenie_i_religiya

Научное мышление — прививка от невежества

Научное мышление

Научные занятия со школьной скамьи не только возможны, но и необходимы. Именно под этим девизом проводит свою образовательную деятельность Фонд поддержки молодых учёных «Время науки».

Массовое школьное образование сегодня, к сожалению, не даёт целостной научной картины мира. Существуют отдельные авторские школы, которые стараются это делать, но школа в целом не то что не справляется, но даже не ставит себе такой задачи.

Формирование научного мышления отдано магистратурам и аспирантурам, то есть тем, кто готовит будущих научных сотрудников.

Но неужели научное мировоззрение необходимо только тем, кто в будущем выберет для себя научную работу или наукоёмкую инженерную деятельность?

Школа зачастую оставляет у детей впечатление, что физика и биология — это совершенно различные дисциплины, которые не пересекаются не только друг с другом, но и с реальной жизнью.

Рисунки в учебниках — прямое следствие вовсе не врождённого вандализма, а тотального непонимания, зачем всё это нужно.

Может показаться, что здесь нет никакой проблемы. Сегодня наука в определённых слоях общества набрала огромную популярность.

Издаётся хорошая популярная литература, появляется масса лекториев, онлайн-курсов, научных блогов, качественные научно-популярные мероприятия охватили студенчество и переходят на школьников, начинают появляться хорошие научные музеи.

Дети под руководством сознательных родителей могут сколько угодно знакомиться с результатами современной науки.

Эволюция: мифоложество и мифоложцы. Часть первая

Но здесь и заложен риск. Сами по себе результаты современной науки могут казаться магическими, если ребёнок не знаком с методами, которыми они получены.

Отношения между детьми и современными выставками научных достижений можно сравнить с карго-культами, существующими у аборигенов.

Вот есть крутая техническая штуковина, но у ребёнка нет представления, как она получена, какие научные открытия и достижения привели к возможности её создать.

В итоге появляется значительный риск подмены научного метода научной мифологией, которая, по сути, мало чем отличается от любой другой мифологии, только использует другие культы.

Этим, кстати, можно объяснить и культ технологического оптимизма и жестокую борьбу между сторонниками науки и креационистами. Если из системы выкидывается социальное, такая неполная модель системы неспособна объяснить многообразие мира.

Наука — это прежде всего процесс

Несколько сотен лет назад человек, при определённом упорстве и трудолюбии, мог в течение своей жизни постигнуть всё имеющееся в мире знание и все его взаимосвязи. Сейчас целой жизни может не хватить даже на изучение одной области наук.

Источник: joyreactor.cc

Поэтому так важно не ограничиваться тем, чтобы знакомить ребенка с результатами отдельных наук, а открывать ему всю красоту научного метода.

Научный мир всё больше идет по пути мультидисциплинарности, когда одни и те же объекты исследуются разными науками. Самые перспективные исследования сегодня объединяют психологов и нейрофизиологов, биологов и экономистов.

Научный подход требует системного мышления, где важны не только объекты, но и взаимосвязи между ними.

Человек с системным мышлением понимает, что если воздействовать на один элемент системы, то отклика можно ждать от другого. Если это не было учтено в модели системы, то отклик может оказаться самым неожиданным.

Вспомним пример с уничтожением воробьев в Китае, который привёл к изменению всей экосистемы страны и массовому голоду.

Источник: xkcd.ru

Важнейшим принципом научного подхода является объективность и критичность восприятия информации.

Чтобы обеспечить необходимый уровень объективности, научный метод за сотни лет выработал огромный инструментарий теоретических и экспериментальных исследований.

Самое поразительное в том, что с возникновением философии науки научный метод стремится критически осмыслять сам себя и собственные результаты. Рискнём высказать спорную мысль о том, что это, возможно, самое главное, что дал научный метод человечеству.

В итоге у нас есть самый мощный инструмент осмысления реальности, в который заложен механизм, заставляющий постоянно сомневаться и не создавать авторитарные диктаторские структуры. Это ли не то, чего нам всем так не хватает как при проектировании социальных институтов, так и в обычной бытовой жизни?

После школы уже поздно

Есть ещё одна причина, по которой научное мировоззрение необходимо формировать со школьной скамьи. В период обучения в школе формируется принципиальное принятие или неприятие научного знания. Существуют исследования, подтверждающие, что причины неприятия научного знания, которое мы массово видим у взрослых, уходят корнями в детскую психологию.

Интуитивно дети склонны к креационистскому объяснению происхождения объектов окружающего мира (всё вокруг кем-то сделано с какой-то целью). Есть и термин для такого явления — «неупорядоченная телеология».

Карта плоской земли Орландо Фергюсона, 1893 г.

Источник: Википедия

Если же школьники не знакомятся с научной картиной мира, а вместо этого получают подтверждение этих своих интуитивных воззрений из газет и с экранов телевизоров, то обрывочное и ненаучное представление о мире становится уже взрослой убеждённостью и вызывает полное неприятие научного знания. Мы все понимаем, к чему это ведет.

Не только к тому, что растут продажи гомеопатии и аудитория экстрасенсов, но и к тому, что из-за страхов общества закрываются целые области перспективных научных исследований, такие как пресловутая генетическая модификация организмов.

Поэтому чем раньше приобщить ребят в теории и на практике к научному методу освоения реальности, тем лучше.

7 фильмов о теории эволюции и её последствиях

Да, школьное образование по-прежнему страдает фрагментарностью знаний, школу сотрясают реформы, дети часто учатся «для ЕГЭ». Но всё это — вовсе не препятствие к научной работе со школьниками.

Если ребёнок где-то и как-то получил прививку научного метода, он способен самостоятельно преодолевать эту разрозненность информации и снова собирать воедино разобранную на кирпичики картину мира.

В результате ребята перестают воспринимать школьное образование как одну из ступенек в лестнице «школа => ЕГЭ => вуз => престижная работа => получение денег».

Для школьников, которые ведут научные исследования, знания становятся самостоятельной ценностью.

Таким образом, научная работа со школьниками может компенсировать многие недостатки школьного образования и дать ему новые смыслы. Это, конечно, не снимает ответственность со школы, но даёт дополнительное многообразие образовательному пространству.

Наука как верная помощница педагогики и психологии

В проектах Фонда «Время науки» мы создаем целостную систему, в которую интегрированы общее школьное образование, система дополнительного образования, академическая среда и система школьных научных конкурсов и выставок. Этот процесс требует долгого упорного труда, но вложения оправдывают себя. Помимо хороших научных результатов, которых добиваются наши ребята, мы видим множество воспитательных и ценностных плюсов такого подхода.

Научный подход полностью соответствует юношеской психологии

Ребёнку присущи любопытство и творческое мышление. Самые маленькие дети, познавая мир, выдвигают гипотезы и ставят эксперименты. Внутренний экспериментатор постоянно решает довольно сложные мультидисциплинарные задачи.

Если оторвать голову кукле, то можно не только узнать, что у неё внутри, но и проверить на практике запас эмоциональной прочности младшей сестры и умение родителей решать конфликты между детьми.

Эксперименты, которые дети ставят в подростковом возрасте, ещё богаче и сложнее. И зачастую разрушительнее.

При этом, если поставить перед подростком серьёзную, но достижимую научную задачу, и дополнить его врожденное любопытство научным инструментарием, он с головой уходит в решение, отодвинув на второй план личные проблемы и тяжёлое социальное экспериментирование. Получается, что позитивные вызовы, которые ставит перед ребенком научная задача, помогают в сложный период переходного возраста направить его энергию в созидательное русло и, возможно, уберечь от неприятностей.

Воркшоп компании Intel «Интернет вещей своими руками» на Балтийском научно-инженерном конкурсе

Наука учит детей трудиться над решением задачи

Научное исследование, в отличие от привычных олимпиад и конкурсов, — это долгосрочный проект. В области школьной науки ребёнок может заниматься одним проектом 2-3 года, каждый год сдавая промежуточные результаты.

Поэтому работа над научным исследованием вырабатывает терпение и усидчивость, ответственность за результат, стремление найти решение задачи с открытым концом.

Научная работа учит школьника самостоятельно организовывать себя, ориентируясь на даты научных конкурсов и конференций.

Наука учит работать в коллективе

Огромную роль в успехе школьного исследования играют энтузиасты-руководители.

Чаще всего это педагоги дополнительного образования, которые либо сами являются действующими учеными и аспирантами, либо прошли этот этап и посвятили себя работе со школьниками.

Реже проектами руководят школьные учителя, которые благодаря самообразованию понимают специфику научного исследования и ставят корректные научные задачи.

В подростковом возрасте важную роль играет личный пример и авторитет руководителя, который передаёт не только систему знаний, но и свое мировоззрение, определяет ценность интеллектуальной деятельности.

Когда со школьником занимается учёный, профессионал в своей области, подросток испытывает доверие к передаваемой системе знаний, которое он перенесет на дисциплины, изучаемые в школе. Кроме того, научный и моральный авторитет руководителя, общие интересы и ценности сплачивают детей и не отпускают даже после окончания школы.

Часто уже во взрослой жизни мы не знаем ничего об одноклассниках, но продолжаем общаться с ребятами, с которыми ходили в один кружок, работали над сложными проектами, прошли огонь и воду. Так началась история не одного стартапа.

Илья Александрович Чистяков ведёт урок.

В фонде «Время науки» такой коллектив образовался вокруг его создателя Ильи Александровича Чистякова.

Все проекты Ильи Александровича ведутся учениками, которые уже давно закончили школу, нашли себя в науке и в бизнесе, но каждый год на волонтёрской основе организуют Балтийский научно-инженерный конкурс, ведут научные семинары со школьниками, преподают в ЛНМО, консультируют и помогают Фонду.

Университет детей: научные ответы на детские вопросы

Цель наших проектов — создать полноценную среду, которая позволяет заинтересовать, вовлечь и поддержать школьников средних и старших классов в создании научных проектов. Речь, конечно, не идет о том, что школьники смогут совершать взрослые научные открытия, но они могут приоткрыть для себя красоту научного мышления, увидеть, как работает научный метод, научиться заниматься наукой.

В следующих материалах мы подробнее расскажем про наши проекты, про организационные методы научной работы со школьниками, приоткроем вам лица школьной науки. А пока можете познакомиться с теми проектами, которые уже работают:

В конце же этой первой статьи вернёмся к тому, с чего мы начали. В современном мире объёмы информации возрастают с огромной скоростью.

В таких условиях владение научным методом осмысления реальности, критическое мышление, направленное в том числе и на собственное сознание и на изучение своих когнитивных искажений, не просто возможно — оно необходимо для нормального функционирования здорового общества.

7 апреля 2016, 19:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/science-thinking-for-schoolchildren

Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире

Научное мышление

Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.

Научное мышление – это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).

Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:

  • Что такое мышление? Это процесс исследовательской и познавательной активности человека, целью которого является объективное отражение в сознании сути предметов, явлений и объектов окружающей действительности.
  • Что такое наука? Это определенная деятельность людей, заключающаяся в разработке, систематизации информации о мире, целью которой является объяснение событий и явлений окружающего мира на базе законов.

Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа.

Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности.

Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.

Особенности

Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.

  • Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
  • Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем. Для науки важно предвидеть как объекты в их изначальном виде будут видоизменяться в какие-либо необходимые для человечества продукты. Это определяет одну из задач науки в целом – определить законы, в соответствии с которыми развиваются объекты. Способ научного мышления определяет возможность конструирования будущего из отдельных фрагментов, существующих в настоящем. Наука занимается тем, что выделяет верные «кусочки», части, формы, которые впоследствии станут нужными человечеству объектами или предметами.
  • Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.
  • Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
  • Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.
  • Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
  • Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
  • Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.

Научная картина мира

Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.

Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.

Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность.

Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом.

С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.

Связь научного и обыденного мышлений

В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.

Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.

Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства.

Признаки начального уровня абстрагирования  заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни.

Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.

Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.

Научное мышление в современном обществе

Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания.

С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира.

  Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:

  • Первый тип – люди, которым близок стиль научного мышления. Этот человек активен, независим, гибок, любит все новое и позитивно относится к переменам. Такой тип любит споры и дискуссии, старается придерживаться объективной оценки мира.
  • Другой тип людей ориентирован на ненаучный способ познания. Им близко все загадочное, интересное, имеющее практическую пользу. Чувства для них важнее сути вещей, они не стремятся к получению доказательств и проверке полученных результатов. Важное место в жизни такого человека определяется вере, авторитетным личностям, их мнениям.

Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне. 

Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего : 143

4 143

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/nauchnoe-myshlenie.html

ovdmitjb

Add comment