Irvuz

Научение в поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия – что такое, техники, методы

Научение в поведенческой психотерапии

Чтобы выявить, проработать и устранить какую-либо проблему, человеку рекомендуется сначала выяснить причины ее возникновения. Без специальных техник и методов это сделать очень сложно.

Также важна поддержка со стороны терапевта.

Обучение проходит не только специалист, который работает с клиентами, но и пациенты, которые по мере работы с терапевтом должны проходить через все этапы поведенческой психотерапии.

Данное направление в лечении возникло относительно недавно.

Базируется она на главных постулатах бихевиоризма, которые рассматривают поведение как главный источник всех возникающих проблем и способ преодоления трудностей.

Что называется, как человек создал свою проблему, таким же образом он должен ее разрешить, то есть совершить конкретное действие, которое трансформирует его сознание и приведет к личностным изменениям.

Интернет-журнал psytheater.com желает ознакомить читателей с основными постулатами поведенческой психотерапии, чтобы продемонстрировать ее полезность в проработке любых проблем.

Что такое поведенческая психотерапия?

Достаточно юным направлением в лечении многих фобий, поведенческих негативных реакций и проявлений является поведенческая психотерапия. Здесь понимается психотерапевтическая деятельность, которая базируется на изменении или коррекции поведения индивида с целью его исцеления от главной проблемы, с которой он пришел.

Первым шагом на пути решения любой проблемы будет ее четкая формулировка.

Поэтому визит к психологу начинается с изучения или поступившего запроса (жалобы или проблемы, заставившей человека обратиться за помощью), чтобы как можно полнее собрать информацию.

Без тщательного исследования (диагностики) ситуации специалистом дело ограничится лишь предположениями. Двумя наиболее распространенными методами психодиагностики считаются структурированная беседа (интервью) и психологическое тестирование.

В поведенческой психотерапии главными принципами являются:

  • Концепция оперантного и классического обуславливания.
  • Поведенческие теории.
  • Принципы научения.

Если у человека имеются зависимости, фобии или разрушительные модели поведения, тогда применима поведенческая психотерапия. Она базируется не только на словесном обсуждении проблемы, но и на моделировании нового поведения, его практики и наработке.

Упор делается на «мишень» — так называемый триггер, который запускает неправильное поведение человека. Если его выявить, устранить или изменить к нему отношение, тогда можно устранить саму проблему неправильного поведения.

При этом следует отметить, что человеку привычным образом принято делить поступки на хорошие и плохие. Психотерапевт не оценивает ваше поведение. Его главной задачей является помощь клиенту, если он видит и замечает, что его поведение создает проблемы, не помогает ему жить счастливо.

Поступки не могут быть плохими или хорошими сами по себе. Все зависит от того, в какой ситуации они применяются. Поступки могут быть целесообразными или нецелесообразными. Другими словами, человек совершает именно такие действия, которые ему помогают достичь цели в конкретной ситуации. Если же желаемое не достигается, тогда поступки считаются нецелесообразными.

Большая часть людей использует именно те модели поведения, которые были наработаны с годами. Консерватизм и традиции являются именно теми поведенческими реакциями, когда человек не думает, а просто совершает привычные ему поступки.

Здесь часто возникают различные проблемные ситуации, когда человек не может понять, что своими шаблонными действиями сам создал конфликт.

Необходимо менять поступки и быть гибкими в каждой отдельной ситуации, чему и учит поведенческая психотерапия.

Худшее, что можно сделать, — это зациклиться на чем-то: не защитил диссертацию, не сказал «люблю», поступил эгоистически. Важно отпускать прошлое, менять свое мышление, поведение, которое уже не дает желаемого результата. Важно создавать что-то новое, что будет приносить желаемый результат здесь и сейчас.

Старые модели поведения, желания, страхи и люди были полезны человеку когда-то в прошлом. Но сейчас это может не приносить желаемого результата, поэтому нужно избавляться от балласта и нарабатывать новое, что поможет достичь цели, которая важна на сегодняшний день.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. А значит, необходимо их сменить. Если вы будете продолжать делать то, что обычно, то, соответственно, будете получать привычный для себя результат.

Невозможно совершать одни и те же действия и получать каждый раз разный результат. Если вы ничего не меняете в факторах, которые участвуют в формировании той или иной ситуации, тогда постоянно получаете один и тот же итог.

Но стоит вам что-то изменить в себе или во внешних факторах, тут же получаете совершенно новый результат.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. И самое худшее, что вы можете сделать в такой ситуации – это ничего не менять. Люди часто винят обстоятельства в своих бедах, но ведь они сами разрешили старым обстоятельствам участвовать в формировании ситуации.

Если изменить хотя бы внешние обстоятельства, то изменится сама ситуация. А если изменить еще и свое поведение, образ мышления, убеждения, то можно значительно изменить ход развития событий. Таким образом, хотите изменить свою жизнь, начните с изменения своего характера, поведения или мышления.

И вы заметите, как ваша жизнь становится другой.

перейти наверх

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Мысль предшествует поступкам. Таким образом, А. Т. Бек создал новое направление в психотерапии, которое называется когнитивно-поведенческим. Сначала человек о чем-то думает, после чего его мысли провоцируют действия. Поэтому для выявления причин проблемы, с которой клиент пришел к психотерапевту, необходимо выяснить, какие мысли в голове у него крутятся при этом.

Когнитивно-поведенческая психотерапия активно используется для устранения негативных состояний:

Сначала человек должен понять, какие мысли он обдумывает прежде, чем совершить неприятное действие. Таким образом, когнитивно-поведенческая психотерапия помогает негативно окрашенные мысли, создать новые шаблоны мышления, подкрепить новые убеждения.

При этом используются такие техники:

  1. Обнаружение ненужных и желаемых мыслей. Нахождение причин нежелательных мыслей.
  2. Формирование новых шаблонов.
  3. Визуализация, которая помогает сочетать воедино новые шаблоны с конкретными действиями и эмоциональным благополучием.
  4. Использование новых убеждений и поступков в реальной жизни, чтобы сделать их привычными.

Жизнь можно изменить к лучшему, и все начинается с человека.

Не обстоятельства формируют сценарий жизни, а то отношение, которое человек проявляет к данным обстоятельствам, чем и развивает у себя страхи, тревогу, панику, злость.

Неадекватная оценка предметов, людей, явлений, ситуаций приводит к тому, что у человека вырабатывается определенное отношение к ним. Он начинает совершать поступки в зависимости от своего отношения. При этом:

  • Человек наделяет людей, предметы и пр. несвойственными им качествами, что указывает на неадекватное восприятие происходящего.
  • Человек формирует в себе именно то отношение к происходящему, которое соответствует направленности его мышления. Когнитивно-поведенческая психотерапия нацелена на то, чтобы изменить мышление человека в отношении всего, что с ним происходит.

Абсурдность некоторых мыслей можно отметить, когда человек боится того, чего еще не произошло.

Когда возникает ситуация, которая протекает не по тому страшному сценарию, который рисовал человек у себя в голове, он начинает понимать, как ошибался и бессмысленно страдал.

Таким образом, многие переживания являются абсурдными лишь потому, что человек их надумывает до того, как страшное случится, или долго держит в своей голове, когда уже событие давно осталось в прошлом.

перейти наверх

Методы поведенческой психотерапии

Главной целью поведенческой психотерапии является трансформация поведения клиента. Он должен изменить, поменять или модифицировать свои поступки, чтобы они стали более эффективными. Здесь используются различные методы:

  1. Аверсивная терапия, при которой на человека непосредственно воздействует негативный стимул. Нечасто используется.
  2. Жетонная система, когда клиента награждают «жетонами» за любое эффективное действие. Затем он эти жетоны может обменять на полезные и приятные для себя вещи.
  3. Мысленный «стоп», когда клиент осознанно останавливает ход негативных мыслей, которые вызывают у него неприятные ощущения.
  4. Поэтапное подкрепление и самоподкрепление.
  5. Самоинструкция и самоконтроль.
  6. Обучение на моделях.
  7. Обучение приемам подкрепления.
  8. Тренинг самоутверждения.
  9. Систематическая десенсибилизация.
  10. Условно-рефлекторная терапия.
  11. Целенаправленное и скрытое подкрепление.
  12. Система штрафов.

перейти наверх

Техники поведенческой психотерапии

В поведенческой психотерапии используются различные техники, которые помогают устранить конкретные психологические проблемы:

  • Техника «наводнения», когда человеку создают травмирующую ситуацию, погружают в нее. Он должен в ней пребывать до тех пор, пока функции торможения не начнут включаться, то есть страх сам не начнет исчезать из-за постоянного воздействия пугающего раздражителя на человека. Данный прием используется до 10 раз.
  • Жетонная система, когда человека награждают за правильное поведение.
  • Систематическая десенсибилизация, когда в момент стресса человек занимается тем, что расслабляется.
  • Экспозиция – вхождение пациента в пугающую ситуацию.

перейти наверх

К каким итогам приводит поведенческая психотерапия?

Главными целями поведенческой психотерапии являются воздействие на ход мыслей и установки клиента, чтобы регулировать поведение для улучшения самоощущения. Итоги могут быть достигнуты за считанные сеансы, если клиент полностью подчиняется руководству психотерапевта.

Следует понимать, что именно своими действиями человек формирует свои проблемы. Эти действия базируются на убеждениях, мыслях, страхах, комплексах и прочих психологических факторах.

Зачастую человек пользуется старыми моделями поведения, которые уже на сегодняшний день не дают желаемого эффекта.

Вот почему посредством проработки собственных стереотипов можно изменить и поведение, которое наконец-то будет давать желаемый результат.

Сначала необходимо понять, что управляет человеком, а потом начать самим управлять данным фактором, чтобы совершать выгодные для себя действия.

Источник: http://PsyTheater.com/povedencheskaya-psihoterapiya.html

Поведенческая психотерапия

Научение в поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия – это, пожалуй, один из самых юных методов психотерапии, но наряду с этим она являет собой одну из преобладающих сегодня методик в современной психотерапевтической практике.

Поведенческое направление в психотерапии выделилось в отдельный метод в середине 20 столетия. Данный подход в психотерапии опирается на различные поведенческие теории, концепции классического и оперантного обуславливания и принципы научения.

Ключевая задача поведенческой психотерапии состоит в ликвидации нежелательных видов поведения и формировании полезных для индивида навыков поведения. Наиболее эффективно использование поведенческих техник при лечении различных фобий, поведенческих нарушений и зависимостей.

Другими словами, таких состояний, в которых можно обнаружить какое-то отдельное проявление в качестве так называемой «мишени» для дальнейшего терапевтического воздействия.

Техники поведенческой психотерапии

Научение в поведенческой психотерапии

Поведенческая терапия представляет собой психотерапевтическое направление, целью которого является устранение неадекватного поведения, а также развитие навыков социальной адаптации.

Такое научное понятие, как поведенческая психотерапия, возникло в 20-е годы 20-го века и с тех пор получило достаточно широкое распространение. Рассмотрим основы и принципы представленного направления более детально.

Направленность поведенческой психотерапии

Поведенческая психотерапия является одним из ведущих направлений психотерапии в современном обществе.

Ее особенность заключается в повышенной концентрации на внешнем поведении субъекта, притом что традиционная психотерапия базируется на выявлении внутренних конфликтов, личностных мотиваций, субъективных восприятий.

Существует теория, согласно которой расстройства психического и эмоционального характера возникают и развиваются на фоне нарушений процессов адаптации человека в социуме и окружающей среде, что связано с неправильными поведенческими стереотипами.

Именно решением данной проблемы и занимается поведенческая психотерапия. Направленность течения заключается не в изменении мышления или миропонимания, а в отработке определенных навыков, что достигается при помощи специализированных упражнений и тренингов.

Поведенческая терапия преследует такие цели:

  1. Устранение избыточной тревоги.
  2. Борьба с повышенной и беспричинной раздражительностью.
  3. Устранение чрезмерной чувствительности.
  4. Ликвидация признаков неадекватного поведения в социуме.
  5. Умение разрешения конфликтов.
  6. Обучение навыкам социального взаимодействия.
  7. Преодоление страхов выступления перед обширной аудиторией.
  8. Устранение признаков агрессивного поведения.

Таким образом, поведенческая психотерапия направлена на достижение максимально благоприятных результатов взаимодействия человека с социумом и обретение навыков комфортного общения между людьми.

Методы поведенческой терапии

В первую очередь необходимо разобраться в том, что же является предметом изучения поведенческой психотерапии. Как утверждают специалисты, поведенческая психотерапия подвергает глубокому анализу такие особенности человеческой личности:

  1. Социальные эмоции.
  2. Полученные навыки.
  3. Врожденные и приобретенные инстинкты.
  4. Способность адаптации индивидуума в новых условиях.

Поскольку поведенческая психология направлена на достижение позитивных результатов путем изменения особенностей социального поведения субъектов, то для данного направления психотерапии характерны следующие методики:

  1. Обучение принципиально новым, эффективным формам поведения.
  2. Устранение неблагоприятных форм поведения.
  3. Модификация устаревших, патологических поведенческих привычек.
  4. Обучение эмпирическим знаниям.
  5. Психокоррекция.
  6. Формирование уверенности в собственных действиях.
  7. Развитие решительности.
  8. Формирование чувства ответственности за собственные действия и совершенные поступки.

Успешная поведенческая терапия приводит к изменению пациентом отношения к жизни и окружающим людям, позволяет ему самостоятельно выявлять и корректировать определенные стереотипы поведения, приводящие к неблагоприятным последствиям.

Для достижения поставленных целей могут быть использованы такие практики:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Методы релаксации.
  3. Медитативные практики.
  4. Аутотренинг.
  5. Работа с отрицательными мыслями, вызывающими страхи, тревоги, раздражительность и неадекватные реакции.
  6. Психологические практики, направленные на повышение самооценки.
  7. Формирование позитивных социальных навыков.

Целесообразность проведения

В каких случаях необходима поведенческая психотерапия? Специалисты в области психотерапии утверждают, что в профессиональной помощи нуждаются пациенты, страдающие следующими расстройствами:

  1. Сложности с социальной адаптацией.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Отсутствие уверенности в себе.
  4. Повышенная агрессивность.
  5. Отсутствие умения находить выход из конфликтных ситуаций.

Поведенческая психология особенно важна для нормального, полноценного развития детей, имеющих следующие проблемы:

  1. Коммуникативные сложности в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Агрессивность (явная или скрытая форма).
  3. Скрытность.
  4. Замкнутость.
  5. Плохая успеваемость и отставание в развитии.

Поведенческая психотерапия особенно необходима детям, страдающим аутизмом. Для таких малышей занятия с квалифицированными специалистами — это единственная возможность найти свое место в обществе и научиться нормально контактировать со сверстниками, родителями, педагогами и воспитателями.

Однако поведенческая психология целесообразна не только для людей, страдающих определенными нарушениями в психической сфере и специфическими неадекватными проявлениями. К помощи специалистов часто обращаются люди, имеющие следующие сложности:

  1. Неудовлетворенность отношениями с родителями, родственниками и ближним окружением.
  2. Проблемы с адаптацией в трудовом коллективе.
  3. Сложности в отношениях с противоположным полом и неудовлетворенность личной жизнью.
  4. Проблемы в отношениях сексуального характера.
  5. Невозможность найти общий язык со своими детьми.
  6. Сложности в воспитании ребенка.

Квалифицированный специалист, используя методы поведенческой психотерапии, может доступно объяснить своему клиенту, что это такое, обучить его принципиально новому подходу к взаимодействию с окружающими людьми и решить таким образом существующие проблемы, в значительной степени повысив качество его жизни.

Методы когнитивной психотерапии

Поведенческая когнитивная терапия была разработана в 1960 году ученым по имени Аарон Бек. Направленность представленной методики заключается в устранении негативного мышления, приводящего к дисфункциональным действиям и соответствующим проявлениям индивидуума в социуме. Для достижения этих целей специалисты применяют следующие методики:

  1. Выявление деструктивных, неадекватных и негативных мыслей.
  2. Вытеснение нежелательных мыслей мыслеформами позитивной направленности.
  3. Разработка новых позитивных поведенческих шаблонов.
  4. Формирование принципиально новой, конструктивной линии в поведении, поступках, действиях.
  5. Создание позитивных шаблонов поведения при помощи методов визуализации.
  6. Интенсивное задействование на практике новых линий взаимодействия с социумом в целях формирования позитивных поведенческих привычек.

Техники поведенческой терапии

Поведенческая психотерапия основывается на проведении конкретных техник, которые человек может применять на практике самостоятельно.

Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные из них более детально:

  1. «Жетонная» терапия представляет собой психологическую методику, согласно которой пациент при совершении положительных действий, направленных на формирование новых поведенческих шаблонов, получает определенное вознаграждение. Этот метод часто применяется в процессе воспитания детей, которые за хорошие поступки получают от родителей конфеты или другие подарки. Взрослый человек может премировать себя самостоятельно, позволив себе покупку желанной вещи, поход в театр и т. д. При этом у человека формируются определенных рефлексы, способствующие изменению линии поведения и формированию новых привычек.
  2. Поведенческая терапия предполагает и активное использование так называемой техники наводнения. Представленная методика заключается в максимальном погружении человека в травмирующую ситуацию путем воздействия на его воображение. При длительной практике чувствительность человека снижается, страхи уходят и формируются новые, благоприятные поведенческие шаблоны, которые автоматически реализуются при стрессовых ситуациях.

Поведенческая психотерапия — крайне важное направление психотерапии, способствующее социальной адаптации людей и их предельно эффективному, комфортному и конструктивному взаимодействию.

Источник: http://nards-info.ru/tehniki-povedencheskoj-psihoterapii/

ovdmitjb

Add comment