Irvuz

Научение у животных

Научения у животных

Научение у животных

План:

Введение

Классическиеусловные рефлексы

Выработкаусловного рефлекса

Привыкание

Инструментальноенаучение

Научение избеганиюврагов

Научение типаинсайта

Ассоциативноенаучение

Импринтинг какнаучение

Заключение

Списокиспользованной литературы:

Введение

Научение– это адаптивное изменение индивидуальногоповедения в результате предшествующегоопыта. Механизмы научения животныхсложны потому, что простые формы научения,такие, как привыкание, сосуществуют сболее сложными процессами. Например, улюдей мы находим привыкание, условныерефлексы, инструментальное научение,рассудочную и когнитивную деятельность.

Животные, может быть, не так легконаучаются на основе опыта и рассудочнойдеятельности, однако многие из них визвестной степени, несомненно, обладаютэтими способностями. Правда, разныевиды животных значительно различаютсяпо своей экологии и эволюционной истории.

Не значит ли это, что естественный отборформировал способности к научениюкаждого животного в соответствии с егоэкологической нишей? Многие биологиподдерживают эту точку зрения. Психологисклонны считать, что некоторые механизмынаучения являются общими для многихвидов. Оправдан ли такой взгляд? Внастоящей работе мы пытаемся ответитьна этот вопрос.

Психологи пыталисьустановить общие законы научения, нодо сих пор все эти попытки были неудачными.Некоторые свойства среды не меняются,и мы обычно видим, что реакция животныхна них стереотипная, врожденная. Некоторыесвойства среды меняются на основесуточных, сезонных и т. д. циклов.

Обычноживотное реагирует на предсказуемые сэволюционной точки зрения изменениясреды с помощью заранее запрограммированныхизменений своей структуры. В некоторыхслучаях поведение животных меняетсяпри созревании без участия научения,однако иногда научение для этогонеобходимо, но является заранеезапрограммированным, т. е.

Происходитна определенной стадии развития животногоболее или менее независимо от изменчивостииндивидуального поведения. Когдапроблемы, встающие перед молодымживотным, слегка меняются от поколенияк поколению, особи, предрасположенныек узнаванию определенных особенностейсреды, близких родичей и источниковпищи, могут получить определенноепреимущество.

Такой вид научения являетсяформой «сопряженного созревания», прикотором процессу развития сопутствуетприобретение определенного опыта.«По-видимому, научение представляетсобой индивидуальный процесс иосуществляется у разных видов и в разныхобстоятельствах по-разному. В этойработе я постаралась охватить весьспектр существующих представлений отипах научения и их экспериментальноеподтверждение.

Типичнаякривая научения. На графике показаночисло нападений каракатицы на креветку,находящуюся в стеклянном сосуде. Креветкупоказывали каракатице 8 раз, каждый разпо 3 мин.

Ток как попытки напасть накреветку не приводили к успеху, числоатак уменьшалось, по мере того каккаракатица усваивала то, что она неможет схватить креветку.

Приведеннаякривая основана на усреднении результатов,полученных на 40 каракатицах. (MessengerJ.B.,Symp.Soc.Lond.,1977).

Выработка условного рефлекса

В своихисходных опытах по условным рефлексамПавлов ограничивал движения голоднойсобаки лямками и давал ей небольшиепорции пищи через правильные промежуткивремени.

Когда он предварял подачу пищивнешним стимулом, например звонком,поведение собаки по отношению к этомустимулу постепенно менялось. Животноеначинало поворачиваться к звонку,облизываться и выделять слюну.

КогдаПавлов стал систематически регистрироватьслюноотделения, вводя животному фистулудля сбора слюны, он обнаружил, что ееколичество возрастало по мере увеличениячисла сочетаний звонка и пищи. Сталовидным, что собака научилась связыватьзвонок с пищей.

Павлов назвал звонокусловным стимулом (УС), а пищу безусловным(БС), слюноотделение в ответ на предъявлениепищи он назвал безусловным рефлексом(БР), а в ответ на звонок – условнымрефлексом (УР).

Условныерефлексы, при выработке которыхприменяется мотивационно благоприятное,или положительное, подкрепление,аналогичное БС, являются примерамиположительных условных рефлексов. Ноусловные рефлексы можно выработать ив опытах с применением отрицательногоподкрепления, например удара тока,который животное стремится избежать.

Так, включение звукового стимула(определенного тона) перед направлениемв глаз кролика струи воздуха начнетвызывать условный мигательный рефлекс,т.е. смыкание век (точнее говоря,мигательной перепонки).

Первоначальномигание вызывает только воздушныйтолчок (БС), но после нескольких повторениймигание (УР) происходит в ответ на данныйтон (УС) и в отсутствие действия воздуха.Это пример отрицательного УР.

Подкреплениехарактеризуется не столько присущимиему стимуляционными свойствами, сколькосвоим мотивационным значением дляживотного. Так, пища действует какположительное подкрепление, толькоесли собака голодна, а воздушный толчокдействует как отрицательное подкрепление,только если он вреден или неприятенживотному.

Во многих случаях подкреплениеявляется врожденным в том смысле, чтоего мотивационное значение и способностьподдерживать условный рефлекс являютсясоставной частью нормальной реакцииживотного на окружающие условия. Однакоэто не обязательно так, и Павлов показал,что как подкрепление может действоватьи УС.

Допустим, что при обычной выработкеУР звонок становится УС и всегда вызываетэтот УР, например слюноотделение. Еслизатем второй УС, например свет, многократносочетается со звонком в отсутствиепищи, то у животного образуется УР наодин только свет, даже если пища никогдапрямо не сочеталась с ним.

Такой методназывается выработкой условного рефлексавторого порядка.

Павловские,или классические, условные рефлексыочень широко распространены в животноммире и пронизывают все стороны повседневнойжизни высших животных, включая человека.

Павлов показал, что условные рефлексымогут вырабатываться у обезьян и мышей;сообщалось также о выработке условныхрефлексов у очень многих беспозвоночных.

Однако, оценивая такие сообщения, мыдолжны отличать истинные классическиеусловные рефлексы от других форм наученияи от псевдонаучения.

сочетания

Рис.1. Выработка мигательного условногорефлекса. (По Scheidermannetai.,1962)

Привыкание

Многократноеприменение стимула ведет к повышеннойреактивности. Этот феномен, называетсяпривыканием, представляет собой формуне ассоциативного научения. Например,реакции избегания у рыбы в ответ напроходящую над ее головой тень постепенноослабевает при повторении этого стимулачерез каждые несколько минут, пока рыбане перестает реагировать на него.

Подобным же образом ориентировочнаяреакция жабы на потенциальную добычупостепенно снижается, если не съедобные,похожие на пищу предметы предъявляютсямногократно. Садоводы хорошо знают, чточучела, поставленные для отпугиванияптиц, действуют только короткое времяи птицы скоро привыкают к ним.

Попыткиотпугивать птиц от аэродромов передаваемымипо радио криками тревоги натолкнулисьна те же проблемы привыкания.

Реакции, накоторые развилось привыкание, спонтанновосстанавливаются при отмене стимуляции.Если привыкание с последующимвосстановлением реакции повторятьнеоднократно, то привыкание постепенностановится более быстрым.

Если в процессепривыкания предъявить или стимул, тореактивность возрасту как показано нарис.2. Это отвыкание, как считают,объясняется изменениями в уровнеактивации ЦНС животного и очень похожана Павловское растормаживание.

Привыканиеобычно рассматривают как форму научения,и его можно экспериментально отличитьот затухания реакции при сенсорнойадаптации или утомлении. Привыканиесходно с угасанием тем, что животноенаучается тормозить акции, за которымине следует подкрепления.

В обоих случаяхнаступают спонтанное восстановлениеи растормаживание под действиемпосторонних стимулов. Реакции, на которыеобычно развивается привыкание, являютсяврожденными, а не выработанными сучастием УС.

Рис.2. Привыкание и стимулированное отвыканиев нейроне, реагирующем на двигательныестимулы. А – исходное привыкание; В и С- привыкание, вызванное внешними стимулами(стрелки). (По Rowell,Horn,1968.)

  • Реферат >>Зоология … результате предшествующего опыта. Механизмы наученияживотных сложны потому, что простые формы … Идея об участии в наученииживотного когнитивного процесса имеет долгую … о необходимости некой когнитивной интерпретации наученияживотного. Но это не должно …
  • Реферат >>Биология … Список использованной литературы 17 Введение Научение у животных — готовность к переносу … к среде обитания. У животныхнаучение осуществляется на основе врожденных инстинктов … При изучении же имитационного наученияживотные с самого начала общаются …
  • Курсовая работа >>Биология … -исследовательское поведение животного. Перцептивное научение представляет собой активный процесс научения, приобретенные изменения … события в условия* неопределенности среды – вероятностное научение. Животное воспринимает ситуацию как неопределенную до …
  • Реферат >>психология, педагогика … уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением. Иногда научение определенному … еды. Научение, приводящее к избеганию, иллюстрирует вариант вторичного подкрепления через наказание. Животное выполняет …
  • Контрольная работа >>Педагогика … ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НАУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ПАМЯТИ 1.1 … взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным и т. д.). Накануне занятий по рассказыванию … события. 1.2 Ведущие приемы научения детей рассказыванию по памяти …
  • Шпаргалка >>психология, педагогика … поведение у высших животных. Латентное научение. В ходе игры животное приобретает информацию о … друга животных, которые затем сводятся вместе. Имитационное научениеживотные с … со стимулом. При оперантном наученииживотное активно, совершает действия по …
  • Реферат >>Медицина, здоровье … Оптические формы общения у животных. Облигатное и факультативное научение. Научениеживотных. Навыки и различные методы … поведение и научениеживотных. Периодизация онтогенеза животных. Факультативное имитационное научение. Категории подражания …
  • Курсовая работа >>Педагогика … , рыбы и даже насекомые). Многие виды научения у животных связаны с обеспечением их жизнедеятельности, способствуют … , т.е. приспособлению к изменяющимся условиям среды. Процессы научения у животных широко исследовались известным отечественным физиологом …
  • Реферат >>Психология … Если при оперантном научениииживотному дается максимальная возможность проявить … проб и ошибок», т.е. в процессе наученияживотное закрепляет « полезное» и отсеивает все … левому. Таким образом, научение у животных является не простым образованием связи …
  • Реферат >>психология, педагогика … и к механизмам поведения животных, исследуемых с помощью экспериментов. Таблица 4. Эволюция теории социального научения (цит … н. вр. Третье поколение Психоанализ Социальное научение Социальное научение и развитие личности Интеракционныи анализ …

Источник: https://topref.ru/referat/44850.html

Инструментальное научение

В то время как исследование классических условных рефлексов было начато в России, принципы инструментальных условных рефлексов были открыты и разработаны в США.

Торндайк провел ряд опытов, в которых кошки должны были нажимать на задвижку или тянуть за пружину, чтобы, открыв дверцу, выйти из ящика и получить снаружи пищу. Ящики были сделаны с вертикальными щелями так, что пища была заметна.

Голодная кошка, впервые посаженная в ящик, производит множество действий, в том числе тянется к пище через щели и скребет предметы, находящиеся внутри ящика. Наконец она случайно ударяет по запирающему механизму и выскакивает наружу.

При последующих пробах действия кошки постепенно концентрируются вблизи этого механизма, и прочая активность со временем прекращается. Наконец, кошка становится способной правильно вести себя, как только ее поместят в ящик.

Торндайк[1] назвал научение такого типа “методом проб, ошибок и случайного успеха”.

Теперь оно называется инструментальным научением, поскольку правильная реакция, ведущая к вознаграждению, требует использования “инструментов”.

Цирковые дрессировщики знали о научении такого типа в течение столетий, но Торндайк первый исследовал его систематически и создал на основе своих наблюдений стройную теорию.

Источник: https://mirznanii.com/a/46871/naucheniya-u-zhivotnykh

ovdmitjb

Add comment