Irvuz

Налоговое право как подотрасль финансового права. Система налогового права. Общая и Особенная части

Налоговое право как подотрасль финансового права

Налоговое право как подотрасль финансового права. Система налогового права. Общая и Особенная части

Рассмотрев и проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права получается, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

Однако отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов).

В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования права финансового.

Что касается уровня обособленности в системе финансового права, то с классических правовых позиций для любой отрасли права, в том числе и для налогового права характерны следующие основные признаки (черты): -наличие определенного предмета правового регулирования; -наличие метода правового регулирования; -наличие кодифицированного акта.

Данные признаки являются основными при определении и формировании всех отраслей права; они характерны для всех отраслей права, например, гражданского, административного, уголовного и др.

Налоговое право как отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Нормы налогового права группируются в две части – Общую и Особенную.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I “О налоговых органах Российской Федерации” (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть НК РФ.

Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

Page 3

Широкое развитие и распространение получила система налогового контроля, в правоприменительной практике налоговые споры являются самыми многочисленными.

Принятие Налогового кодекса РФ и указанные выше обстоятельства привели к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященном налогообложению – Налоговом кодексе РФ. Все это, позволяет говорить о том, что налоговое право крупнейшая подотрасль, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку.

С учетом вышесказанного представляется возможным дать определение понятию налогового права.

Таким образом, налоговое право имеет следующие основные характеристики: – налоговое право – подотрасль финансового права, со своей системой финансово-правовых норм (институтов), то есть общеобязательных правил поведения обязанных субъектов, а также управомоченных положений для государственных органов и должностных лиц;- налоговое право – предметная подотрасль, то есть она посвящена определенному предмету – разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения; – налоговое право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как и вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных государственных изъятий; – налоговое право устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Подводя итог, налоговое право можно определить как совокупность, систему финансово-правовых норм, составляющих часть института отрасли финансового права “государственные доходы” и регулирующих общественные отношения по налогообложению. Данные обстоятельства позволяют говорить, что налоговое право – это подотрасль финансового права, обладающая отраслевыми признаками.

Задание 1

Мэр города обратился в Совет директоров АКБ “Дипломат” с просьбой выдать администрации кредит на 6 месяцев для погашения задолженности по заработной плате работникам социальной сферы города. Возврат кредита гарантировался объектами недвижимости имущества.

Проанализируйте указанную просьбу.

Может ли администрация города обязать АКБ предоставить краткосрочный кредит на таких условиях?

Ответ на задание 1

АКБ “Дипломат” является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли. В силу свободы договора никто не вправе обязать другую сторону заключить договор, если только эта сторона не обязана в силу нормативно- правового акта заключить договор. Отношения участников гражданского оборота регулируются Гражданским Кодексом РФ.

Задание 2

Бирюков представил в налоговую инспекцию декларацию с нарушением установленных сроков ее сдачи. При этом в декларацию им были внесены как суммы дополнительных доходов, полученных не по месту основной работы, так и заявлена льгота на суммы произведенных расходов на приобретение жилого дома.

Имеет ли налоговый орган право не предоставлять Бирюкову указанную льготу? Обоснуйте ответ.

Ответ на задание 2

Действующим законодательством закреплена обязанность своевременного представления гражданином по месту работы или в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготу (см. ст.18 п.1 Закона “О подоходном налоге с физических лиц”и п.

14 в “Инструкции Госналогслужбы РФ по применению этого закона от 29.06.95 №35).

При этом представляется важным, что в этих положениях речь идет именно о необходимости предоставления до определенного срока документов гражданами для получения льготы в установленном порядке в текущем налогооблагаемом периоде.

Подобная формулировка не может служить основанием для обобщающего утверждения о том, что после установленного срока льгота не может быть предоставлена. Такое прочтение было бы допустимо только в случае, если бы в рассматриваемых нормах речь шла об обязанностях налоговых органов и служб предприятий не принимать рассматриваемые документы после определенного срока.

На основании изложенного, следует признать, что законодательство не содержит специальных норм, ограничивающих возможность использования гражданином права на льготу надлежащим исполнением им своих обязанностей.

Поэтому в данном случае подлежит применению только положение, устанавливающее общие меры ответственности физических лиц за неисполнение обязанностей, предусмотренных Законом “О подоходном налоге с физических лиц”.

В общеуставноленном порядке за нарушение настоящего Закона граждане несут ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ (см. ст.22 Закона “О подоходном налоге с физических лиц”), т.е. в соотвествии с Законом РФ от 27.12.91 №2118-1 ” Об основах налоговой системы”.

Необходимо отметить, что полный перечень видов ответственности, определенный ст.13 этого Закона, также не содержит положений о возможности утраты налогоплательщиком прав на какие-либо льготы по тем или иным основаниям.

Таким образом, в законодательстве по подоходному налогу с физических лиц, отсутствуют соответствующие нормы, позволяющие сделать однозначный вывод о невозможности предоставления рассматриваемой льготы по налогу физическому лицу, пропустившему срок предоставления налоговой декларации и несвоевременно обратившемуся в компетентный орган по вопросу предоставления льготы при наличии у него надлежащих документов. Данное обстоятельство может быть использовано гражданами при защите своих интересов в судебных органах.

Задание 3

Можно ли включить в круг отношений, регулируемых нормами финансового права, следующие отношения:

  • – отношения между Центральным банком РФ и коммерческими банками по поводу формирования фонда обязательных резервов в Центральном банке РФ;
  • – отношения по операциям Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга;
  • – отношения по кредитованию банком государственных унитарных предприятий;
  • – отношения по приему банками платежных поручений по уплате федеральных налогов.

Ответ на задание 3

Фонды обязательных резервов создаются коммерческими банками в ЦБ РФ для поддержания ликвидности банковской системы как инструмент денежно-кредитного регулирования. В зависимости от задач такого регулирования изменяются нормы резервирования. При изменении ресурсной базы коммерческие банки должны регулировать объем фонда обязательных резервов.

За недоначисление средств в ФОР предусмотрены жесткие штрафы, санкции.

ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства.

Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:

кредитов по договорам с кредитными организациями;

бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственное или муниципальное предприятие также вправе осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей.

2. Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств.

Порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями определяется Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Источник: https://studwood.ru/1197857/pravo/nalogovoe_pravo_podotrasl_finansovogo_prava

Введение

 

      В науке финансового права содержатся различные определения финансово-правовых отношений. Это правоотношение можно определить как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

      Общим в определениях финансового правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие у его участников соответствующих юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового права. Как и любое другое правоотношение, эти отношения возникают между определёнными субъектами и отличаются многообразием видов.

Каждый вид имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие юридические права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид финансового правоотношения имеет специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, ибо они возникают только по поводу денежных средств.

      Данная работа будет представлена в следующем виде: в первой главе мы поподробнее остановимся на понятии и особенностях финансовых правоотношений, присущих только им.

На наш взгляд это необходимо, т.к. без основных понятий и их сущности невозможно раскрыть виды. Всё взаимосвязано.

Вторая глава будет посвящена непосредственно видам финансовых правоотношений, что и будет отражать суть работы.       

 

      Налоговое право – отрасль законодательства РФ, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

      Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственным налоговым контролем и управлением экономическим и социальным развитием общества через механизм налогообложения.

      Данные отношения, охватывающие разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и составляют предмет налоговое право. Преимущественно властный характер этих отношений не означает, что налоговое право безразлично к регулированию имущественных отношений, вытекающих из властных1.

      Регулятивная роль налогового права в наибольшей степени проявляется при функционировании системы налоговых органов.

Соответственно налоговое право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей.

Поэтому налоговое право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой финансовой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля оно придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.

      Свое регулятивное воздействие налоговое право оказывает на налоговые общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т. е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды отношений, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций налогообложения.

      Налоговое право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них налоговых функций.

Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных налоговых полномочий. Без таковых налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции.

Управленческие налоговые отношения представляют собой применение полномочий и осуществление функций именно субъектов исполнительной власти.

      Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов норм налогового права: материальные и процессуальные.

      Материальные нормы о налогообложении характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система.

      Материальные нормы налогового права определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере.

      Процессуальные налоговые нормы регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков; порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т.п.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального налогового права в рамках регулируемых налоговых отношений.

       правовых норм о налогообложении является юридической формой экономической сущности налогов и их фискально-регулятивной функции.

      Налоговое право исходит из своего предмета регулирования, которым являются налоговые отношения (как часть финансовых отношений в государстве), возникающие в процессе налоговой деятельности государства и выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками2. Они отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями налоговых норм в государственном управлении, контроле, имущественных отношениях.

2. Финансово – правовой статус субъектов налоговых правоотношений

 

      Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

      Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и о.м.с.у.

соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований.

Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

      Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и граждан.

      Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

      В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.

      Налог должен быть точно определён, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно указать:

      1) обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

      2) границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика. Поэтому установить налог – это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.)3.

      Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.  

3. Общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

 

      В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

      1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

      2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

      3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

      4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии со статьей 78 НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

      5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента.

      Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 1 статьи 60 НК РФ). При этом, банк обязан учитывать очередность списания, установленную статьей 855 ГК РФ4.

      Организации осуществляют уплату налогов в безналичной форме. При этом исполнение организацией обязанности по уплате налогов осуществляется путем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога с расчетного (текущего) счета.

      Поручение на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ)5.

      За неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности банки несут ответственность, установленную НК РФ (пункт 4 статьи 60 НК РФ).

      Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

      В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом.

Заключение

  

      Финансово-правовые отношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е.

деятельность, направленную на создание, распределение и использование денежных средств и эта деятельность регулируется нормами финансового права. Каждый вид финансового правоотношения имеет свою цель, т.е.

регулирование отношений в соответствующей области финансового права.

Источник: http://stud24.ru/financial-law/nalogovoe-pravo-kak-podotrasl-finansovogo/216230-632502-page1.html

ovdmitjb

Add comment