Irvuz

Мышление как творческий процесс

Узнайте особенности творческого мышления – чем оно интересно?

Мышление как творческий процесс

При помощи мышления человек создает в мозгу опосредованное и обобщенное представление об окружающей действительности, то, что невозможно воспринимать непосредственно органами чувств – увидеть, потрогать, понюхать и т.д. – человек воображает, исходя из приобретенного опыта.

Воображение помогает ему переноситься в прошлое и будущее, планируя собственную деятельность и заранее предполагая результаты. Таким образом, то, что нельзя познать прямо, познается косвенно, неизвестные качества определяются при помощи известных.

Виды мышления

Благодаря способности к творческому мышлению человек сумел не только сам приспособиться к окружающей среде – это умеют все живые существа – но и приспособить окружающую среду к собственным потребностям, перестраивая и обрабатывая, делая комфортной.

Это дало человеку преимущества по сравнению с другими обитателями планеты.

Мышление развивалось поэтапно, и за время существования человека постоянно совершенствовалось. Вот какие формы, в зависимости от ступеней развития, выделяют психологи:

  1. Формирование мыслительных способностей человека разумного начиналось с действенного мышления, которое помогало нашим предкам создавать предметы, облегчающие, например, добывание пищи – фактора, играющего решающую роль в вопросе выживания. После того, как человек сделал копье, отпала необходимость догонять добычу – можно было метнуть в нее оружие с расстояния. На этом этапе развития мышления оно имело чисто практическое применение – люди изобретали орудия труда с определенной целью, чтобы сразу же ими воспользоваться. В зачаточном виде практически-действенное мышление присутствует у некоторых видов приматов – известны примеры, когда шимпанзе или орангутанг находили длинную палку и старались с ее помощью сбить висящий на дереве плод.
  2. Следующей ступенью стало наглядно-образное мышление. На этой стадии человек обрел способность представлять в уме различные действия с известными ему предметами, не видя их перед собой. Также этот вид мышления позволяет узнавать в незнакомых предметах уже известные черты и делать на этом основании предположения об их предназначении. Так, человек, видевший большое копье, легко догадается о том, что такое дротик.
  3. Словесно-логическое мышление появилось вследствие развития языка – чем сложнее он становился и чем больше абстрактных понятий мог выразить, тем более углубленным и расширенным становилось и мышление. С помощью этого вида мыслительной деятельности люди научились создавать отвлеченные понятия. Именно такое мышление помогло сделать шаг от простейших практических измерений чего-либо к созданию науки геометрии, формулированию ее понятий и закономерностей.
  4. Отсюда было рукой подать до творческого мышления, включающего в себя все ранее перечисленные виды мыслительной деятельности и позволяющего сочинять романы, писать картины и музыку, совершать открытия и делать изобретения. После появления творческого мышления процесс создания нового несравнимо ускорился – революционные изменения и достижения в различных сферах человеческой деятельности стали возможны на протяжении жизни одного поколения.

Огромное значение для творческого мышления имеет воображение. В отличие от чувственного восприятия, воображение позволяет представить – вообразить – предметы, явления и события, которых не существует и не существовало на самом деле. Воображение может быть активным и пассивным.

В первом случае созданные им образы имеют своим основанием окружающую реальность. Они возникают в голове человека, подчиняясь его воле, и отражают часть его личности, чувства и переживания. Именно активное воображение необходимо для изобретений и творчества.

Образы пассивного воображения приходят спонтанно, независимо от воли человека, и очень редко служат источником чего-то продуктивного.

Сила воображения помогает человеку снять напряжение, возникающее в ожидании тех или иных событий. Когда он представляет свое желание уже исполнившимся, ему легче дождаться его действительного исполнения, а представление какой-то неприятной ситуации помогает психологически подготовиться к ее возможному возникновению.

Позитивные образы, рождающиеся в воображении, служат основой для аутосуггестии (самовнушения) и помогают снять стресс. Воображение регулирует познавательные способности – чувственное восприятие, память, внимание, речь. С его помощью можно воспроизвести прошлую ситуацию и представить будущую, планируя свои действия.

Особенности творческого мышления

Творческое мышление во многом зависит от индивидуальных особенностей личности и ее психической организации. Специалисты выделяют два основных типа творческого мышления: конкретно-образное и словесно-логическое.

Первый тип мышления более способствует развитию способностей к художественному творчеству. При конкретно-образном мышлении доминирует правое полушарие головного мозга, которое иногда называют «эмоциональным мозгом».

Люди, в интеллектуальной деятельности которых преобладает левое мозговое полушарие, имеют словесно-логический тип мышления. Они с легкостью оперируют абстрактными понятиями, формулами, символами. Среди людей с данным типом мышления преобладаю почитатели точных наук – математики, физики, химии

Знаменитый немецкий психолог Карл Юнг предложил несколько иную формулировку типов мышления. Людей с развитыми наклонностями к художественному творчеству он относил к интуитивному типу, для которого свойственно преобладание эмоций, а также спонтанность мышления.

Тех, в чьем мышлении логика преобладает над эмоциями, Юнг считал обладателями мыслительного типа интеллектуального процесса. Для них важнее логические доказательства, а интуиции они предпочитают логическую проверку теоретических знаний. По описанным признакам можно понять, что мыслительный тип свойственен тем, кто занимается научными исследованиями.

Черты творческого мышления присущи любому из вышеперечисленных человеческих психотипов. При этом и конкретно-образный, и словесно-логический тип интеллекта имеет общую черту – умение создавать абстракции, соединяя все образы в один общий.

Также для творческого мышления характерна эвристика, внезапное озарение – от древнегреческого «эврика» – «нашёл» (по преданию, так воскликнул Архимед, совершив очередное открытие). Это понятие означает способность мышления выйти за устоявшиеся общепринятые рамки, не обладая полным пакетом данных, необходимых для решения той или иной проблемы, интуитивно находить верный путь.

Кроме того, среди особенностей творческого мышления специалисты-психологи называют следующие черты:

  • оригинальность и неповторимость. Люди, обладающие творческим мышлением, предпочитают находить собственные путь, а не идти по проторенной дороге. Если они берутся за решение естественнонаучной проблемы или создание художественного произведения, то стараются придумать что-то новое, никогда не существовавшее и ни на что не похожее;
  • семантическая гибкость – попытка рассмотреть проблему или предмет с другой, ранее не рассматривающейся точки зрения, с целью открыть новые свойства либо новые пути решения и выявить скрытый потенциал;
  • образная гибкость, умение изменить привычный взгляд на объект, обнаружить новые, неожиданные свойства и стороны, делающие его применение уникальным;
  • спонтанная гибкость, означающая переключение с одной мысли на другую, способность воспринимать информацию и генерировать идеи, находить способы решения проблем и вопросов там, где они не видны другим.

Вывод

Мыслительный процесс является главным двигателем развития человека. Эволюционное развитие человеческого мозга продолжается – он становится совершеннее. Способность к творческому мышлению позволяет хомо сапиенсу подниматься выше по эволюционной лестнице.

[Всего : 0    Средний: 0/5]

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/thinking/tvorcheskoe-myshlenie.html

Творческое мышление: особенности и проблемы

Мышление как творческий процесс

Человеческое мышление – сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности.

Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Совсем нет. Огромное количество людей привыкло решать задачи стандартно, следуя усвоенным правилам или заданному алгоритму.

Нас так учат еще в школе, поэтому столкнувшись с проблемой, мы просим совета у друзей или ищем готовые рецепты в интернете.

А есть люди, которые самостоятельно находят нестандартное решение и даже получают от этого удовольствие. Почему? Потому что у них творческое мышление.

Что такое творческое мышление

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду.

Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным.

Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление.

Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно.

Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе.

Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального.

А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы.

Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое.

А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд.

Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей.

А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций.

Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям.

Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна.

Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения.

Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

 Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия.

Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов.

Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.

Источник: https://psychologist.tips/220-tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-problemy.html

Креативное мышление. Развитие креативного мышления ч.2

Мышление как творческий процесс

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи.

Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала.

Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

—     Умение мыслить логически.

—     Умение формулировать предположения.

—     Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

—     Умение преодолевать стереотипы.

—     Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

—     Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

•   компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

•   творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

•   мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно здесь:

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его.

Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема.

Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения.

Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать здесь:

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей.

Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются.

Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться.

В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений.

Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков.

Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте».

«О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

7). Далее каждый из элементов гирлянды синонимов комбинируется с элементами гирлянд свободных ассоциаций, что даёт новые идеи для решения задачи.

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков».

Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы.

Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить.

Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке.

В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

 Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца.

Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний.

Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества.

Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели.

В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм.

Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на тренажерах для мозга онлайн .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Lillian Vasquez

Источник: https://b-trainika.com/blog/kreativnoe-myshlenie-kreativnogo-myshleniya/

Схема творческого механизма: краткая история человеческого мышления

Мышление как творческий процесс

психолог, старший преподаватель Института им. Выготского РГГУ

Мысли не всегда интересовали людей настолько, насколько они интересуют нас сейчас. Главным переживанием в жизни была религия, а это — чувство, эмоция. Интересоваться своими мыслями люди начали в эпоху Декарта.

На протяжении XVI века человечество изменилось настолько, что с людьми, которые жили в начале столетия, нам еще было бы не о чем разговаривать — они мыслили по-другому. С теми, кто жил в конце века, мы могли бы разговаривать намного легче.

Сама по себе идея «я ошибаюсь, следовательно, я существую» скорее восходит к Блаженному Августину, который жил гораздо раньше Декарта.

Но есть принципиальная разница между Декартом и Августином: Декарт ошибается и, заглядывая внутрь себя, видит сомнения, видит желание в чем-то разобраться, а Августин видит желание преодолеть свои ошибки путем веры. Это совершенно другой взгляд и образ.

Декарт привлек наше внимание к тому, как важна мысль и процесс мышления. Родился философ в 1596 году в обедневшей семье. Он служил в голландской армии, а когда началась 30-летняя война, поехал на службу в Германию, участвовал в осаде Ла-Рошеля.

Позже он опять сбежал в Голландию, где начал работу над своими сочинениями. Сама по себе религиозная война не дала каких-то более просвещенных людей: протестанты жгли костры, католики жгли костры, но была возможность мигрировать от одних к другим, что Декарт всю жизнь и делал.

В этот момент борьба за мысль происходила повсюду — вся Европа боролась за возможность доносить мысли. В 1600 году в Риме сжигают Джордано Бруно. На суде он говорит: «Сжечь — не значит опровергнуть».

«Количество ослов — загадка для меня, но качество ослов приводит в восхищение…» — эта строчка из стихотворения Владимира Кострова ярко иллюстрирует отношение Бруно к тем, кто не уделял своим мыслям достаточного внимания.

Декарт приносит две главные идеи: первая — Бог не управляет миром. Он сотворил природу, а дальше она действует сама. И вторая — мир состоит из движущейся материи, которую тоже можно изучать. В середине XVI века возникает то, что мы потом назовем релятивизмом, то есть принцип относительности. Галилей постулирует его для классической механики.

Чтобы что-то изучать и о чем-то мыслить, нужно предложить метод, способ это узнать. То есть необходима система координат. Здесь вспоминается Хокинг и его «Краткая истории времени»: едет поезд, два человека играют в нем в пинг-понг.

Как летает шарик от пинг-понга? Для людей, которые находятся в поезде — этот шарик летает быстро, для того, кто находится во Вселенной, — он никак не движется. потому что далеко. А кто этот кто-то, кому мы задаем вопрос, как движется шарик? Чтобы задать такой вопрос, нам нужно поместить этого человека в каждую из точек.

Если мы не учитываем свойства психики, то картина рушится, потому что без знания этих свойств мы ответа не получим. Нам самим нужно в первую очередь ответить: как мыслит тот, у кого мы что-либо спрашиваем?

Для того чтобы понимать, как формулировать эти вопросы, человечество создало два инструмента — это мышление и наука. Мышление — это высший процесс обработки информации. Вследствие мыслей мы задаемся вопросом и предлагаем методы изучения и систему координат.

Как работает мышление

Чтобы понять, как работает мышление с точки зрения организма, можно предложить модель, которая производит реакцию сигнала от внешней среды. Первая такая модель называется стимулоактивной, когда на каждый стимул возникает реакция.

Вторая модель — рефлекторная, а третья — инстинктивная. Вначале на стимул могут возникать различные реакции: птица не знает, где лежат ветки в лесу, муравей не знает, где лежат иголки. Поэтому они просто начинают искать.

Реакций много — где нашел, там подобрал.

В процессе научения в системе происходит сжатие информации — это подобно тому, как мы конвертируем песню в другой формат, чтобы она занимала меньше места. Отбрасывание несущественной информации дает возможность экономить вычислительный ресурс, чтобы осуществлять модель научения.

До второй половины ХХ века психология интересовалась тем, как стимулы связаны с реакциями, а позже появились целые отрасли, которые изучают свойства мышления, занимаются высшей обработкой информации. Когнитивная революция произошла в ведущих американских университетах, появились когнитивная психология и наука, которые пытаются разобраться, что происходит внутри.

Иван Павлов стремился отыскать систему рефлекторной связи между человеком и реальностью, но возвести это к простой схеме не получилось.

Павлов сформулировал идею о том, как происходит работа в сигнальных системах, а их всего две: в первую сигнальную или безусловную систему поступает определенный стимул, который позже должен будет преобразоваться в реакцию.

Во второй сигнальной системе стимул переходит в знак. В эпоху постмодерна выявили, что существует третья сигнальная система — социальная.

Задача обработки информации — сэкономить время пересчета от стимула к реакции, когда нужно отбросить всю несущественную информацию и оставить существенную.

Внутри первой сигнальной системы реальный предмет отбрасывает несущественные признаки, во второй системе информация отбрасывается, чтобы преобразоваться в знак. Когда информация уже «очищена», она переходит в вербальную. Многие же наши действия моделируются окружающими нас людьми: факт наличия рядом другого человека влияет на окончательный выбор реакции.

Третья сигнальная система наполнена социальными стандартами и бессознательными социальными реакциями. Мы фильтруем все больше и больше информации и, наконец, приходим к конкретной реакции, то есть к поведению, которое осуществляем. Вся совокупность этих комплексов и есть высшая функция переработки информации.

Это наш сложный путь от простого стимула к сложной реакции.

Абстрактное мышление и его преимущество

Есть предположение, что абстрактным стилем мышления обладают далеко не все люди — скажем, обыватель не способен мыслить абстрактно. Какое преимущество дает это мышление? У Чехова в рассказе «Ионыч» есть отличная характеристика людей, не обладающих абстрактным мышлением.

Герой рассказа говорит о том, что обыватель — человек добрый и весьма приятный, пока он рассуждает о чем-нибудь, что можно съесть. Как только речь заходит о вещах принципиально несъедобных, он разворачивает такую философию, что остается только плюнуть ему в лицо и отвернуться.

То есть как только речь заходит о непредметных категориях, человек, не обладающий абстрактным мышлением, теряет предмет разговора, что его очень огорчает.

Чем больше у субъекта развито абстрактное мышление, тем больше у него способность заранее просчитать возможные исходы той или иной ситуации. Существует процесс, который позволяет стимулировать обработку информации, этот процесс называется творческим механизмом.

Схема творческого механизма

В 1908 году на заседании психологического общества Парижа Анри Пуанкаре сделал доклад. Он, к сожалению, не был записан. В нем Пуанкаре выявил схему творческого механизма, которую позже стали приписывать Грэму Уоллесу. Итак, любой творческий процесс проходит 4 стадии: первая — это подготовка, на которой происходит формулирование задачи, складывание системы координат.

Во время второй стадии — инкубации, — накапливается энергия, а на третьей — возникает решение той или иной проблемы в рамках первой сигнальной системы, когда мы чувствуем, что пришла какая-то идея, но еще не можем выразить ее как-то конкретно.

На четвертой, финальной стадии, происходит проверка результата — если нам кажется, что окружающие неправильно отреагируют, информация снова возвращается на первую стадию.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9870-mekhanizm-tvorchestva

ovdmitjb

Add comment