Irvuz

Мышление, как познавательный процесс

Процесс мышления

Мышление, как познавательный процесс

Процесс мышления – это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам.

Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание происходит исключительно благодаря опоре на знания, мыслительные процессы отталкиваются от созерцания живого, но к нему не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов. Мыслительным процессом называют обобщенное и опосредованное отображение главных и закономерных взаимосвязей реальности. Мыслительная деятельность социально обусловлена. Поскольку мыслительные операции могут обнаружиться исключительно в обстоятельствах существования человеческих индивидов в социальном окружении. Базисом процессов мышления являются приобретенные знания, то есть историко-социальный опыт людей.

Процесс мышления человека является совершенным отражением реального мира, но также характеризуется и материальностью форм собственного проявления. Внутренняя скрытая речь выступает инструментом мыслительной деятельности людей.

Мышление как психический процесс

Мыслительная деятельность является опосредованным отображением и обобщенным отражением реальности. Это вид интеллектуального процесса, состоящего в постижении сути вещей и сущности событий, закономерных взаимодействий и связей, находящихся между ними. В этом процессе существенное значение принадлежит слову и речи.

Самым большим феноменом является мозговая способность проводить обобщения, беря в качестве основы общие признаки предметов и событий, раскрывая между ними взаимодействия.

Особенности процесса мышления. Первой специфической особенностью мыслительных процессов считается их опосредованность, которая заключается в невозможности прямого познания индивидом. Такова природа людей, что постижения чего-либо происходит косвенно. Например, понимание одних свойств объектов происходит посредством изучения других.

Процессы мышления всегда базируются на информации, выделенной из чувственного опыта индивидов (ощущений, представлений) и полученной из ранее приобретенной теоретической информации, которая трансформируется в знания. Непрямое постижение и является познанием опосредованным.

Опосредованность мышления предоставляет человечеству огромные преимущества в приобретении достоверных знаний об объектах, которые невозможно воспринять. Следующей особенностью мыслительного оперирования является обобщенность.

Собственно посредством обобщения личность постигает внутреннюю суть событий и взаимодействий, наблюдающихся между ними.

Именно обобщенное постижение окружающего мира при помощи мышления предоставляет возможность индивидам использовать человеческие знания всеобщих закономерностей и взаимосвязей объектов и событий окружающей реальности, установленные на фундаменте предшествующей практики развития. Мыслительные процессы позволяют предвидеть направление событий и плоды собственных действий, основанных на этих знаниях.

Процесс мышления человека неразрывно соединен с восприятием и ощущениями. С позиции физиологии, мыслительные процессы являют собой сложную аналитическую деятельность коры мозговых полушарий.

Павлов считал, что особенности процесса мышления индивидов заключается в появлении ассоциаций, вначале элементарных, находящихся в связи с окружающими объектами, а затем и цепи ассоциаций, то есть первая ассоциация является моментом рождения мысли.

Изначально ассоциации характеризуются обобщенностью и отражают реально наличествующие связи в их неразделенном и наиболее общем виде, нередко даже и неправильно, по первым попавшимся, несущественным признакам.

И только благодаря повторным раздражениям происходит размежевание преходящих связей, они поддаются уточнению, закреплению и становятся физиологическим базисом относительно точной и верной информации о внешнем мире.

Зарождаются такие ассоциации, преимущественно, под влиянием первосигнальных стимулов, провоцирующих возникновение соответствующих им ощущений и представлений о внешней среде, которая окружает. Истинные взаимодействия и этих стимулов обусловливают собой появление соответственных преходящих нервных связей, происходящих в первой сигнальной системе.

Мыслительные оперирование опирается не только лишь на связи первосигнальной системы. Они неизбежно предполагают неразрывное функционирование первосигнальной системы в соединении со второй сигнальной системы. Стимулами в этом случае выступают уже не определенные объекты окружающей среды и их качества, а слова.

Процессами мышления являются такие операции, как анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция. Произведение перечисленных операций затем ведет к выработке понятий.

Анализом называется процесс мысленного разделения целостного на составные части, определение и выделение отдельных частей, свойств и признаков.

Синтезом называется мысленное совмещение в одно целостное составных частей.

Несмотря на видимую противоположность операций анализ и синтез, они все же неразрывно взаимосвязаны между собой. Поскольку на отдельных стадиях мыслительного оперирования на передний план выходит анализ или синтез. Например, для постановки диагноза необходимо произведение анализа с последующим синтезом.

Сравнением называется установление схожести или нахождение различий между объектами мыслительной деятельности. В ходе сопоставления обнаруживаются различные значимые признаки предметов и событий. Обобщением называется мысленное объединение друг с другом объектов и явлений через выделение главного.

Абстракция являет собой абстрагирование от определенных конкретных, чувственных и образных свойств объекта. Она связана с обобщением. В процессе абстракции исключается все несущественное и случайное в предмете или событии.

Конкретизация представляет собой демонстрацию, обнаружение объекта на примере предмета или феномена, который реально существует.

Таким образом, процессами мышления являются определенные мыслительные операции, которые производятся в процессе накопления информации. Весь мыслительный процесс может пострадать при нарушении одной из операций.

Мышление как познавательный процесс

Личность познает мир, который ее окружает, через ощущения и при помощи восприятия. То есть в ходе познания происходит прямое чувственное его отражение. При этом внутренние закономерности, суть объектов не может отобразиться непосредственно в человеческом сознании.

Человек, глядя в окно, определяет по наличию луж, шел ли дождь, то есть совершает мыслительное действие или, другими словами, происходит опосредствованное отражение существенных связей между объектами путем сопоставления фактов.

Познание базируется на обнаружении связей и взаимоотношений между объектами.

Постигая среду, человеческий индивид обобщает результаты, полученные из чувственного опыта, отображает общие признаки вещей. Для постижения окружающей среды совсем недостаточно найти связь между объектами, необходимо определить, что найденная связь является общим качеством объектов. На этом обобщенном фундаменте и базируется решение индивидом конкретных познавательных задач.

Мыслительная деятельность решает вопросы, которые разрешить через непосредственное, чувственное отражение невозможно.

Именно вследствие наличия мышления индивид может правильно находить ориентиры в окружающей среде, при этом применяет ранее полученную обобщенную информацию в новой обстановке.

Деятельность людей разумна вследствие знания законов, норм, взаимодействий объективной действительности.

Мышление в качестве отражения наличествующих связей и взаимоотношений между вещами, обнаруживается у субъектов в первые месяцы после рождения, но в зачаточной конфигурации. Мышление в процессе обучения приобретает осознанный характер.

Сущностью человеческого мыслительного процесса является определение общих взаимосвязей, обобщение признаков однородного класса явлений, понимание сути определенного явления в качестве разновидности конкретного класса явлений.

Однако мыслительные операции, выходя за границы восприятия, все же всегда остаются неразрывно соединенными с чувственным отображением реальности. Обобщения вырабатываются, основываясь на восприятии единичных предметов, а их верность проверяется через практический опыт.

Ключевой спецификой процессов мышления является их обобщенное и косвенное отображение реальности, взаимосвязь с практическим опытом, тесная связь с речью, обязательное наличие проблемного вопроса и неимение на него готового ответа.

Кроме этого, мыслительные процессы, равно как и все прочие познавательные процессы индивидов, характеризуются наличием ряда специфических качеств, которые в разной степени выраженности присутствуют у человеческих субъектов, а также в разной степени значимы для решения различных проблемных вопросов. К таким качествам относят: быстроту, гибкость и глубину мышления.

Способностью отыскивать в условиях нехватки времени правильные решения является быстрота мышления. Гибкостью мышления называют умение видоизменять намеченную стратегию действий в случае изменения условий либо критериев правильности решения.

Глубина мышления представляет собой уровень проникновения в суть изучаемого объекта, способность обнаруживать важные логические цепочки между элементами задачи.

Мыслительная деятельность по мере формирования психики индивида и в процессе личностной социализации поэтапно проходит четыре фазы.

В возрастном периоде от годика до трех лет у деток наблюдается предметно-действенное мышление, другими словами мышление при помощи практических манипуляций.

Следующей ступенью становится наглядно-образное мыслительное функционирование, которое заключается в наглядных образах и представлениях.

Данный вид мыслительных операций базируется на практической реальности, но уже способен создавать и сохранять образы, которые не имеют непосредственного аналога в представлениях (например, сказочные персонажи).

Ключевым значением обладает наглядно-образное мышление в процессе обучения малышей.

В образном мышлении инструментом для решения задач являются образы, извлекаемые из памяти либо воссоздающиеся при помощи воображения, а не понятия. Отличием от предыдущего вида является широкое применение словесных элементов в формировании и трансформации образов и использование абстрактных понятий.

Процесс творческого мышления как раз и основан больше на образной мыслительной деятельности.

Творческим мышлением называют одну из форм мыслительной деятельности индивида, которая характеризуется сотворением субъективно нового объекта и появлением новообразований непосредственно в познавательной деятельности, относящейся к его созданию. Такие новообразования происходят в мотивационной сфере и касаются целей, оценивания, смыслов.

Процесс творческого мышления разнится с иными операциями по применению готовых знаний и навыков, называемых репродуктивным мышлением. Таким образом, главной характеристикой творческой мыслительной деятельности должно быть наличие результата, то есть субъективно нового продукта, созданного индивидом.

Абстрактно-логическое оперирование функционирует в форме абстрактных представлений, символов и цифр. Индивид оперирует понятиями, которые получены не опытным путем посредством органов чувств.

Мыслительные процессы являют собой познавательный процесс, который выступает в форме творческого отображения субъектом реальности, порождающей такой итог, которого непосредственно в реальности или у субъекта не существует сейчас.

Источник: https://psihomed.com/protsess-myishleniya/

Процесс мышления как познавательный процесс

Мышление, как познавательный процесс

Мышление является психическим процессом сознательного человека.

Данный процесс позволяет познавать окружающий мир, понимать его, анализировать, находить новые пути решения или замечать неочевидное.

Человек, который мыслит, является более успешным, умным и мудрым, нежели индивид, который не пытается думать. Таким образом мышление является процессом познавательным и развивающим психику человека.

Что значит думать нестандартно? Практически в любых тренингах и семинарах пропагандируется данное понятие, но мало кто из читателей сайта психологической помощи psymedcare.ru понимает, что от них хотят. Что значит «нестандартно»? А что в таком случае «стандартно»?

Ответ на данный вопрос очень прост: под стандартностью понимается привычное, шаблонное, стереотипное мышление. К примеру, вам сказали, что «унывать – это грех», вот вы всю жизнь и ходите, унывая и греша одновременно. Вы думаете, что своим унынием грешите. Так думают многие люди, особенно те, которые верят в Бога.

А теперь вопрос: почему унывать грешно? Ведь уныние – такое же естественное состояние, как и болеть или плакать. Порой организм заболевает, а неприятности настолько одолевают человека, что хочется заплакать.

Разве это плохо? Разве человек не может поплакать, ведь ему даны слезы? Если плакать – грех, тогда зачем даны слезные железы?

«Унывать – это грех» — это стандартное мышление. Так думают все люди (или многие). Этому учат детей родители и учителя. Этому учит общество. Все, что является общепризнанным, является стандартным.

Но вот вопрос «Почему унывать грешно?» и все последующие рассуждения на данную тему являются нестандартным мышлением. Человек подверг сомнению то, что общество, в котором он живет, безоговорочно верит. Нестандартное мышление – это выход за те рамки, которые предлагает общество.

Например, друзья мужчины говорят ему, что «дружба – это все, а женщин много, не нужно зацикливаться на одной» и т. д. Это стандартное, шаблонное мышление, как, к примеру, вариант про то, что «все блондинки тупые».

Но вот сам мужчина сидит и думает: «Почему дружба – это все? Рядом с женщиной я могу получить то, что не даст мне ни один из моих друзей. Более того, есть женщины, которые очень хорошие, приятные и любящие.

Грех отказываться от любви только потому, что друзьям хочется проводить со мной время и они думают о себе, а не обо мне, не о моем счастье». Это уже нестандартное мышление, как и опровержение изречения про блондинок: «Есть блондинки, которые имеют свое уникальное видение мира. Их порой интересно послушать, как и других людей».

Именно уникальное видение мира является нестандартным мышлением. Следует понимать, что речь здесь не идет о фантастических мечтах, когда человек хочет видеть сирень красного цвета, а не сиреневого. Нестандартное мышление – это выход за рамки предложенного. Более того, нестандартное мышление – это желание увидеть мир в настоящем его проявлении, а не в том свете, в котором его видят многие.

Мир неоднозначный, неоднотонный, непостоянный. К примеру, есть женщины, которые после рождения детей перестают за собой ухаживать, обрастают жиром, а на голове, создается такое ощущение, волосы уже несколько дней не знают, что такое расческа.

Но есть женщины, которые, родив даже по три-четыре ребенка, ухаживают за собой, следят за своей фигурой, выглядят всегда красиво и даже сексуально.

Более того, есть женщины, которые трудятся больше, чем мужчины, в то время как должны были сидеть со своими детьми дома и нянчить их.

Нестандартное мышление – это способность увидеть мир во всем его многообразии, а не только одну его часть. Нестандартное мышление – это видение слона целиком, а не только его хобот или хвост (стандартное мышление).

Человек чаще всего сам ограничивает видение мира. Это похоже на то, как если бы вы видели только красный или зеленый цвет.

Но ведь есть и другие цвета радуги! Так вот, стандартное мышление – это видение только красного или зеленого цвета, а нестандартное мышление – это видение и других цветов радуги.

Что такое процесс мышления?

Процесс мышления – это деятельность психики, которая подразумевает нахождение новых знаний и путей решения сложных ситуаций. Процесс мышления включает:

  1. Опосредованность.
  2. Опору на знания.
  3. Созерцание живого, но отсутствие сведения к нему.
  4. Взаимодействие между объектами в словесной форме.
  5. Связь между объектами.

Мышление является обобщенным и опосредованным, когда человек выделяет отличительные качества или закономерности. При этом мышление обусловлено той социальной средой, в которой проживает человек. Другими словами, мышление становится стереотипным, шаблонным.

Мысля нестандартно, по-своему, даже реалистично, неизбежно сталкиваешься с тем мнением, которое привыкло мыслить шаблонно, стереотипно, однобоко. «Жесткое» мышление не приемлет иного мнения.

Поэтому люди, которые привыкли иметь свое мнение, делать свои выводы, смотреть на мир реалистично, трезво, без эмоций, неизбежно сталкиваются с мнением большинства – тех персон, которые не способны принимать инакомыслие.

Речь не идет о том, что шаблонное мышление – это плохо. Никто не судит готовность людей мыслить стереотипно и придерживаться негибких и порой несправедливых идей. В какие-то моменты жизни эти идеи выполняют полезную функцию.

Стереотипное мышление работает в тех случаях, когда оно совпадает с реальным положением дел. Но нестандартное мышление начинается тогда, когда человек сталкивается с несовпадением его привычного видения мира с реальностью.

И некоторые люди готовы менять свои взгляды, чтобы быть более приспособленными к жизни, которая реальная, а не которой хотелось бы жить людям со стереотипным мышлением.

Многие люди привыкли считать свое мнение единственно правильным. Это следует видеть и понимать: не нужно бороться с другими людьми, которые вас не понимают. Делайте свои выводы и сами руководствуйтесь теми принципами и правилами, которые лично формируете.

Нестандартное мышление всегда противостоит шаблонному.

И разница между ними заключается лишь в том, что нестандартное мышление сначала видит реальность и потом делает выводы, выдвигает идеи, а шаблонное мышление сначала создает идеи, перенимает опыт других людей и старается подстроить окружающий мир под свое мировоззрение. Вот почему люди со стереотипным мышлением словно не видят окружающий их мир. И все это потому, что они не хотят видеть его, а желают сделать таким, каким его хочется видеть.

Человек с нестандартным мышлением принимает мир таким, каков он есть. Он гибок, не «жесткий» в своем мировосприятии. Он делает выводы на основе того, что происходит в реальном мире, и старается всегда быть открытым чему-то новому.

Шаблонное мышление – ни хорошо и ни плохо. Иногда оно помогает человеку справиться с ситуацией, а иногда просто лишает возможности увидеть реальность такой, какая она есть.

И когда встречаются два человека со стереотипным и нестандартным мышлением, всегда происходит противостояние, поскольку один говорит об общих идеях и своих фантазиях, а второй – о реальном мире.

Другими словами, люди говорят о разных вещах, обсуждая один и тот же вопрос.

Мышление способно отразить внешний мир вокруг человека. При этом оно всегда включает то, как именно человек воспринимает и интерпретирует увиденное.

перейти наверх

Процесс мышления как психический процесс

Мышление является сложным психическим процессом, которое всегда является:

  1. Опосредованным. Человек не должен контактировать с теми объектами, о которых мыслит. Он их может никогда не видеть и не слышать, но знать об их существовании, представлять и думать.
  2. Ощутимым и восприимчивым. Мышление зависит от того, как ощущает человек окружающий мир. Если он соприкасается с тем объектом, о котором мыслит, тогда процесс обработки информации будет зависеть от того, какие переживания испытал человек при контакте с тем или иным объектом.

Мыслительными процессами становятся такие операции:

  • Сопоставление и обобщение. Сопоставлением является выделение качеств у разных объектов и их сравнение. Обобщение – объединение разных предметов по каким-то общим признакам.
  • Анализ и синтез. Анализ разделяет единое целое на составные части, в то время как синтез объединяет части в единое целое.
  • Сравнение – когда человек сравнивает схожие качества между двумя объектами.
  • Конкретизация и абстракция. Абстракция подразумевает объединение предметов, которые могут не существовать на уровне каких-то главных и выделяющихся признаков. Конкретизация – это выделение признаков у реально существующих предметов.

Почему люди перестали думать и рассуждать, а говорят шаблонными фразами, которые можно прочитать в любой статье или глянцевом журнале? Вы никогда не задавались вопросом, как сделать так, чтобы ваши дети не попали под ту же категорию сверстников, которые просто «прожигают» свою жизнь, полагая, что делают правильно? Это настолько глобальные вопросы, что на них невозможно ответить однозначно. Однако стоит рассмотреть причины такого положения дел: люди все меньше перестают думать и строить своих планов, они все чаще идут туда, куда и все остальные люди идут.

Современные методы обучения и законы жизни людей приводят к тому, что принципы мышления становятся забытыми. Человек все меньше думает, рассуждает на те или иные темы. Он все больше использует фразы из телевизионных передач или фильмов, предлагает одни и те же советы, которые пытается применить во всех случаях жизни.

Задавая вопрос, например, «Как женщина себя может реализовать?», большинство людей ответит одинаково: «Выйти замуж и родить детей!». Получается, что человек живет в неком закрытом пространстве, не замечая, что за его границами находится еще масса возможностей для интересной жизни.

Человек привыкает жить и соглашается продолжать свое существование, несмотря на то, что многие вещи его могут не устраивать.

Из-за того, что человек перестал мыслить разносторонне, учитывая все факторы и причины, провоцирующие появление конкретного события, он совершает массу неверных решений, действий и терпит неудачу. Откуда берет корни явление отсутствия масштабного мышления? Вспомните, как ведет себя ребенок, когда только начинает познавать мир.

Он задает вопросы, всем интересуется, получает готовые ответы от родителей либо сам внимательно изучает, наблюдает и рассматривает предмет или явление, которое привлекло его внимание. По мере своего взросления действует все тот же механизм познавания мира.

Если человеку становится что-то непонятным, он обращается к тем источникам, которые могут дать ему ответы на его вопросы.

Раньше это происходило так: человек задается вопросом – просматривает множество книг и расспрашивает людей с целью получения ответа – получает массу новой информации, которая относится и не относится к его вопросу – ментальным образом обрабатывается – выводятся результаты, а также возникают новые вопросы по той информации, которая была дана ему параллельно.

Сейчас происходит иначе: человек задается вопросом – находит соответствующую статью, отвечающую конкретно на данный вопрос, не рассматривая при этом другие аспекты явления или предмета – получает готовый ответ на свой вопрос.

По мере того, как человек отвечает на свои вопросы, он не получает большого количества информации, которая затрагивает все аспекты проблемы, а получает готовый вариант того, что ему думать, как относиться и что чувствовать по тому или иному вопросу. То есть не сам человек, а за него кто-то решил, как поступать в той или иной ситуации.

Все это приводит к тому, что мыслительные процессы человека атрофируется. Он начинает думать так же, как и все, потому что берет информацию в узконаправленном русле из того же источника, что и все, не пытаясь разобраться в противоречиях и неудачах определенного алгоритма действования.

Оттого что человек перестает мыслить, он перестает существовать как личность. Вот почему подростки увлекаются вредными привычками. Они им дают новые ощущения, которые им требуются.

И если раньше люди брали заряд эмоций от того, что познавали новую информацию, которая будоражила их мысли, то сейчас научный материал не будоражит умы, а всего лишь дает готовую модель поведения в конкретной ситуации.

Если вы хотите развить свой ум, увеличить свою разносторонность мышления, а также помочь своим детям жить более насыщенной жизнью, научитесь добывать ответы на свои вопросы посредством собственных наблюдений, размышлений, а также чтения книг и первоисточников.

перейти наверх

Благодаря своей способности мир видеть, чувствовать, интерпретировать, воспринимать и пропускать различными способами через себя, человек познает его.

Мышление становится тем способом познания окружающего мира, который всегда его сопровождает.

И многое зависит от того, как именно человек смотрит на мир и его воспринимает, как привык анализировать и прочими способами оперировать полученными знаниями.

Источник: http://PsyMedCare.ru/process-myshleniya-kak-poznavatelnyy-process

Мышление как познавательный процесс

Мышление, как познавательный процесс

«Мышление — процесс моделирования

неслучайных отношений окружающего

мира на основе аксиоматических положений»

(психологический словарь)

1. Понятие мышления

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств.

Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет – в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.

Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь.

Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно- историческом опыте человечества. Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически.

Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия.

В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

2.Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность, то есть мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключаются в том, что:

  1. мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
  2. лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
  3. мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

    • носит опосредствованный характер;
    • всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
    • исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
    • в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
    • связано с практической деятельностью человека.

3.1 Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

  • общими и единичными;
  • конкретными и абстрактными;
  • эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте.

Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

 понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Например, суждение: “Металлы при нагревании расширяются” – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

  • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения.

Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • истинными;
  • ложными;
  • общими;
  • частными;
  • единичными.

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”.

В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”.

В единичных суждениях – только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения.

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы – электропроводны. Олово – металл.

Следовательно, олово – электропроводно”.

Различают умозаключение:

  • индуктивное;
  • дедуктивное;
  • по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

3.2 Виды мышления

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое;

абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

теоретическое;

практическое.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление – это познание законов и правил. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

    • дискурсивное;
    • интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Источник: http://referat911.ru/Psihologiya/myshlenie-kak-poznavatelnyj-process/67228-1561644-place1.html

ovdmitjb

Add comment