Irvuz

Музыкотерапия

Музыкотерапия — Что послушать для здоровья?

Музыкотерапия

______

______

План:

— Что такое музыкотерапия?— Принцип действия— Три этапа лечения— Классификации музыкотерапии— Лечебные и коррекционный воздействия— Лечебная музыка

— Интересные факты

Музыкотерапия — этот метод стали использовать ещё немецкие терапевты при лечении язвы желудка в 30-е годы.

Суть его заключается в том, что вибрации, возникающие при звукоизвлечении, способны воздействовать на внутренние органы человека.

Медики даже выявили определённые закономерности (какой инструмент за какой орган в ответе) и обозначили наиболее благоприятное время суток для «адресного» музыкотерапевтического воздействия.

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе, особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии.

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки.

Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний.

Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Читайте о музыке для восстановления сил.

_______

— Принцип действия

_______

Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.

Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона — для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.

_______

— Три этапа лечения

_______

Лечение музыкой идёт в три этапа — в три мелодии.

Этап первый.
Первая мелодия должна соответствовать настроению человека. Это соответствует понятию «подстройка».

Этап второй.
Вторая мелодия должна быть: светлой, воздушной, вселяющей надежду и дарующей утешение. То есть она должна быть мягкой попыткой нейтрализации чувств, заложенных в первой мелодии. Это соответствует понятию «ведение».

Этап третий.
Последняя (третья) мелодия должна вселять уверенность в своих силах, укреплять твёрдость духа.

Доподлинно установлено, что только классическая музыка не вызывает побочный эффект — эффект эмоционального пресыщения. Поэтому её и используют в психотерапии.

Никогда не пытайтесь взбодрить человека (или взбодриться сами) весёленькой музыкой при депрессии.

Сначала Вы должны послушать любые:1) элегии,2) ноктюрны,

3) колыбельные.

И только потом уже идти «в оперетку», что, кстати, прекрасно работает на третьем этапе музыкотерапевтического исцеления.

Кстати, замечено, что «незнакомая уху» классическая музыка имеет больший позитивный эффект, чем знакомая. Поэтому — избегайте избитых шлягеров классики.

Узнайте какую пользу приносит занятие пением.

_______

— Классификации музыкотерапии

_______

Музыкотерапия может быть как активной, так и пассивной. При пассивной терапии пациенты прослушивают музыкальные произведения, подобранные врачом музыкотерапевтом. С психологической точки зрения, целью данной терапии является эмоциональное и эстетическое переживание, которое способствует отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты непосредственно участвуют в музицировании. Как правило, они используют достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки (колокольчики, барабан, цимбалы, и даже собственное тело — хлопки и т.

п.). Цель этой терапии заключается в интеграции индивида в различные социальные группы, отработке коммуникативных навыков в рамках совместного музыкального творчества. Например, пациенты могут вести диалог друг с другом с помощью звуков, издаваемых на музыкальных инструментах.

С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

1) Клиническая — необходима в лечении и профилактике;2) Экспериментальная — исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;3) Интегративная — сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.4) Фоновая — нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,

5) Тематическая — подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

Узнайте о том, как сделать голос красивым.

_______

— Лечебные и коррекционный воздействия

_____

В качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяются следующие:

1) регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;2) катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;3) повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;4) облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

5) активизация творческих проявлений.

Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах.

Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:1) Рецептивной.

Рецептивная (пассивная) музыкотерапия характеризуется тем, что пациент в музыко- терапевтическом сеансе участвует относительно активно в непосредственном действии. В рецептивной МТ выделяются два вида: музыкопсихотерапия, музыкосоматотерапия.

2) Активной.
Активная музыкотерапия предполагает активное включение пациента (ребенка) в музыкотерапевтический процесс посредством пения или движения и игры на музыкальных инструментах.

Активное участие в музыкотерапевтическом сеансе самого пациента (ребенка), получающего возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма.

3) Интегративной музыкотерапии.
Интегративная музыкотерапия (ИТМ) — это вид музыкотерапии, сочетающий в своей методологии подходы рецептивной и активной МТ.

Основной целью интегративной музыкотерапии является коррекция как психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, так и повышение резервных возможностей организма в целом.

_____

— Лечебная музыка

______

Исследования показали, что полезнее всего для человека классическая музыка. Взять хотя бы эффект от музыки Моцарта.  На сегодняшний день, с этой точки зрения лучше всего изучено творчество таких композиторов как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ и Шуман.

Плоды трудов Вольфганга Амадея Моцарта помогают лучше осваивать информацию и улучшают мозговую деятельность. Кроме того, под музыку Моцарта, а также Людвига ван Бетховена легче протекают заболевания желудка, ускоряется процесс заживления язв.

Гармоничная мелодия способствует улучшению кровообращения и нормализирует работу сердца.

Также выявлена связь между лечением диабета и классической музыкой, которая помогает нормализации уровня сахара в крови.

Наиболее благотворное влияние на человека оказывают мелодии, исполненные на фортепиано и виолончели. Слушая игру на фортепьяно можно очистить щитовидную железу и привести в порядок мочевую систему.

Под звуки духовых инструментов очищаются бронхи и улучшается вентиляция легких. Органная музыка активизирует мозговую деятельность, а ударные инструменты лечат заболевания печени.

Однако стоит быть осторожными. Неправильный и неподходящий ритм музыки может вызывать чувство тошноты и сильную головную боль. Также не стоит долго служить народный фольклор других стран, так как наш мозг не приспособлен к такому виду музыки.

______

— Интересные факты

______

Согласно последним исследованиям, во время прослушивания музыки в мозгу вырабатывается гормон удовольствия – дофамин. Этот тот самый гормон, который выбрасывается во время занятия любовью.

Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов слушать музыку Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

Спокойная и умиротворяющая музыка также способствует разрядке конфликтных ситуаций.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

:

Источник: http://agydar.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B7%D0%B4%D0%BE.html

Музыкотерапия – психология

Музыкотерапия

Целебное воздействие музыки на человека было замечено много столетий назад. Древнегреческий целитель Гиппократ использовал музыку для лечения бессонницы, а также эпилепсии. В современном мире в психотерапии широко пользуются методами музыкотерапии для профилактики, лечения отдельных видов заболеваний.

На основе многолетних исследований и наблюдений в 2003 году музыкальная терапия была признана Министерством здравоохранения как официальная медицина. Музыка с самого рождения повсеместно сопровождает любого человека. Музыка может заставить заплакать или поднять настроение, вызвать усталость, упадок сил, головную боль или, напротив, придать бодрость, уверенность.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика, больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша.

У родителей зачастую нет времени заниматься воспитанием подрастающего поколения. Если над воспитанием, развитием крохи до 2 — 3 лет еще мамочка работает, то обычно после 3 лет крохой занимается бабушка или малыш остается на длительное время предоставлен сам себе.

Чтобы занять внимание чада, взрослые нередко предоставляют бесконтрольный доступ к телевидению, а также к компьютеру. Маленький человечек смотрит фильмы ужасов, играет в «стрелялки». Его психика еще не адаптировалась полностью к реалиям взрослой жизни, поэтому агрессивное поведение героев кинокартин, малыш проецирует на себя и начинает вести себя агрессивно.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

В настоящее время методы музыкотерапии активно применяются в дошкольных детских учреждениях. Родители также могут использовать положительные эффекты музыки дома. Чтобы музыка лечила, а не нанесла дополнительный вред малышу, необходимо посоветоваться с психологом, вместе подобрать музыку для чада и для взрослых членов семьи.

Понятие музыкотерапии, ее виды

Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека. Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

В музыкотерапии для дошкольников используются две главные формы: пассивная, иногда ее называют рецептивной, и активная форма. При активной терапии с помощью музыки детишки принимают активное, непосредственное участие, путем использования различных музыкальных инструментов или пением.

Рецептивная музыкотерапия для детей — это сам процесс восприятия музыки с различных носителей. Музыкальную терапию можно и нужно применять не только для лечения и психокоррекции личности, но и для формирования нравственных, эстетических норм поведения дошколят.

Изучение, восприятие музыки как культурного наследия человечества прививает любовь к музыке, обогащая тем самым внутренний мир ребенка. Музыкотерапия как метод воздействия на психику малыша использует музыку в следующих направлениях:

  • лечебное, медицинское;
  • педагогическое, воспитательное;
  • профилактическое направление, предупреждающее возникновение стрессовых психоэмоциональных заболеваний.

Терапия с помощью музыки делится на следующие виды, зависящие от самой формы и силы музыкального воздействия:

  • по достигнутому результату, по глубине воздействия — глубокое или поверхностное;
  • по организации процесса — индивидуальная или групповая;
  • по взаимодействию со специалистом — директивная, то есть, руководящая или не директивная, подчиняющая;

Музыкотерапия в детском саду применяется и как вспомогательный, дополнительный метод при цветотерапии, сказкотерапии и игровой психотерапии малышей. Только используя комплексно все виды щадящей терапии, можно провести более оптимально, с лучшим результатом разнообразные виды психокоррекции дошколят.

Проведение музыкотерапии

Сеансы музыкотерапии проводятся в индивидуальном порядке или в группе, в зависимости от психоэмоционального состояния дошкольника. Индивидуально занимаясь с малышом, специалист достигает более полного контакта, может точнее определить проблему крохи, разработать конкретную программу терапии для маленького человечка.

При пассивном прослушивании тщательно подобранной музыки, у крохи уменьшается эмоциональная напряженность, снижается агрессивность. У дошкольника восстанавливается позитивное эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности. Используя психологию, как составную часть музыкотерапии, специалист корректирует возникшие проблемы у ребенка.

С замкнутым, стеснительным дошкольником, для развития коммуникативности проводятся сначала индивидуальные занятия. Педагог совместно с крохой занимается музыкой: играет на музыкальных инструментах или разучивает песенки. По мере развития коммуникативности у замкнутых, тихих детей, малышей необходимо переводить на групповые занятия.

Основой любых групповых занятий является активное общение ребятни со сверстниками, формирование эмоционального общения, дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Процесс группой музыкотерапии должен протекать в динамичной, активной форме.

Вместе с музыкой необходимо задействовать всю выразительность других видов искусств. Творческая составляющая терапии активизирует все органы чувств крохи, более ярко работают системы восприятия дошкольника. Дети могут проявить себя, показать свои способности, тем самым формируя уверенность в своих силах.

Для того, чтобы интегрировать музыкотерапию с другими видами искусства, педагог в своей работе использует следующие методы:

  • рисование, лепка из специального теста или пластилина под музыку;
  • подвижные, активные игры с использованием музыки;
  • пантомима;
  • сочинение дошколятами историй, сказок после прослушивания музыки, изображение своего настроения с помощью красок или танца;
  • пластическая драматизация с использованием музыки, цветотерапии;
  • хоровое или сольное пение.

Танец — это одна из форм социального контакта. Используя танцевальные импровизации, изучая классические танцы, педагог позволяет непоседам более полно выразить себя, избавиться от негативных эмоций и чувств. Главное в любом танце — это ритмичные движения. У дошколят нередко возникают проблемы с координацией движений, что вызывает у крох зажатость, скованность.

Танцы под музыку помогают добиться гармонизации эмоциональной сферы дошколят. Свободные, раскованные, плавные движения, возможность передать музыку пластикой тела помогает проявиться эмоциональной раскованности. Ребенку чаще легче выразить свои чувства движением, чем словами.

Ребенок слышит музыку в течении всего дня. Задачи родителей, воспитателей, педагогов использовать музыку дозировано, учитывая настроение ребятни, время суток, физическое состояние дошколят. Так для быстрого пробуждения утром, для создания бодрого, позитивного настроения к музыке с мажорным настроением или использовать бодрую детскую песенку.

Чтобы детишки быстрее угомонились, погрузились в дневной сон — используют классическую мелодическую музыку. Нередко детям перед сном дают послушать записанные звуки природы: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Маленькие непоседы успокаиваются, расслабляются. У детей снимается эмоциональное, а также физическое напряжение.

Советы по использованию музыкотерапии

Музыкотерапию можно проводить в домашних условиях, при этом необходимо соблюдать правила проведения такой терапии, опробованные и принятые специалистами. В детских учреждениях в основном делается упор на групповую терапию, с целью развития коммуникативности крохи, вовлечения его в общение, включение в социум.

  • Помещение для проведения пассивной терапии должно быть специально оборудовано. Не должно быть ярких игрушек, предметов, включенных телефонов, отвлекающих внимание ребят. Освещение — искусственное, чтобы кроха лучше воспринял терапевтическое воздействие сеанса.
  • Коррекционные сеансы не проводятся на голодный желудок, или сразу после приема пищи. Необходимо подождать примерно часа 2 после кормления крохи для начала сеанса.
  • Психолог устанавливает продолжительность сеанса, количество занятий в неделю в зависимости от степени необходимой корректировки психоэмоционального состояния крохи. Родители, проводящие такие сеансы дома, должны соблюдать все рекомендации специалиста.
  • Перед началом занятия кроха должен расслабиться, настроиться на позитивный лад. Малыш должен принять свободную удобную ему позу. Кресла, кушетки или просто подушки на застеленном полу — малышу должно быть удобно во время занятия.
  • Не стоит включать прослушивание музыкального произведения на полную громкость. Это только утомит непоседу, вызовет неприятие к терапии. Прослушивание музыки должно проходить в негромком тоне. Гиперактивным, агрессивным деткам полезно включать для прослушивания спокойные мелодии во время сна.
  • После окончания сеанса, не стоит сразу заставлять ребенка бегать. Кроха должен отдохнуть. Ведь терапия с помощью музыки — это лечение.

К сеансам терапии следует подходить ответственно. Не рекомендуется использовать первые попавшиеся мелодии, даже если в настоящее время они популярны, постоянно звучат по радио. Лучший эффект оказывает классическая музыка.

Эффект Моцарта

Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения Моцарта. Моцарт создал не просто великие классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения великого композитора обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие, было научно доказано, музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям. Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.

Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.

Упражнения музыкотерапии

Любые упражнения данного вида терапии основаны на использовании двух компонентов: восприятие музыки в движении и контроль над дыханием. Именно эти компоненты помогают в основном снизить эмоциональную, а также физическую напряженность у детей.

Терапевтическое упражнение состоит из следующих фаз:

  • диагностика психоэмоционального состояния крохи, установление с ребенком контакта;
  • подбор мелодий, учитывающих задачи коррекции и эмоционального состояния непоседы;
  • снятие эмоционального напряжения с помощью динамичной, мажорной мелодии;
  • получение крохой положительного заряда эмоций через расслабляющие мелодии.

Пантомимы, игры, раскрывающие настроение детей во время прослушивания мелодий. Рисунки, показывающие, какие ассоциации вызывают песни, музыкальные произведения. Все занятия должны проходить в естественной форме, в процессе игры, чтобы дошкольники были более открыты, восприимчивы к терапии.

Источник:

Музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/muzykoterapiya-psihologiya.html

Что такое Музыкотерапия? Музыкотерапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Музыкотерапия

Потрясающая сила воздействия музыки на людей известна с древнейших времен. Достаточно вспомнить звуковое сопровождение различных религиозных обрядов, начиная с шаманизма и заканчивая мировыми религиями. Но, как установила наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело.

Лечение посредством музыки получило название музыкотерапии. Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Преимуществом данного вида лечения является комплексное воздействие на организм посредством слухового, биорезонансного, вибротактильного факторов.

Принцип действия

Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.

Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона — для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.

Классификации музыкотерапии

Музыкотерапия может быть как активной, так и пассивной. При пассивной терапии пациенты прослушивают музыкальные произведения, подобранные врачом музыкотерапевтом.

С психологической точки зрения, целью данной терапии является эмоциональное и эстетическое переживание, которое способствует отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов.

При активной музыкотерапии пациенты непосредственно участвуют в музицировании. Как правило, они используют достаточно простые музыкальные инструменты, для игры на которых не требуется специальной подготовки (колокольчики, барабан, цимбалы, и даже собственное тело — хлопки и т.

п.). Цель этой терапии заключается в интеграции индивида в различные социальные группы, отработке коммуникативных навыков в рамках совместного музыкального творчества. Например, пациенты могут вести диалог друг с другом с помощью звуков, издаваемых на музыкальных инструментах.

С точки зрения целей применения музыкотерапия делится на следующие группы:

  1. Клиническая — необходима в лечении и профилактике;
  2. Экспериментальная — исследует различные музыкальные воздействия на организм человека;
  3. Интегративная — сочетается с другими видами терапии, использующими искусство (арт-терапия): танец, рисование под музыку и т.д.
  4. Фоновая — нужна в качестве фона при проведении психотерапевтических мероприятий,
  5. Тематическая — подразумевает наличие сюжета, лекцию по выбранной тематике (например, творчество определенного композитора).

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки.

Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний.

Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база. Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии.

Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, неврастения, переутомление, бессонница, шизофрения, психозы.

Есть положительнее результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов, спастических колитов, язвенной болезни, хронического бронхита, бронхиальной астмы, болезней мочеполовой системы.

Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях.

В отличие от большинства других методов оздоровления, музыкотерапия приемлет самолечение.

Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни.

Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании.

Как происходит лечение с помощью музыки? Средняя продолжительность сеанса колеблется от 30 до 45 минут. Общее количество сеансов зависит от диагноза, индивидуального состояния больного и других факторов. Обычно требуется от 10 до 20 посещений музыкотерапевтического кабинета.

Данное помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, удобную мебель, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно во время сеанса. Предпочтительнее проводить сеансы без наушников.

В процессе лечения могут применяться микронаушники, которые прикрепляются на точки акупунктуры и оказывают колебательные воздействия.

Интересные факты о музыкотерапии

  • Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
  • Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.
  • Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.

Многие видели этот необычный инструмент — на роликах в интернете или же в руках музыкантов на улицах городов мира, но лишь немногие держали его в руках или пробовали играть. Что же такое ханг?

Это самый молодой музыкальный инструмент планеты, который сейчас стал настолько популярным, что играют… Читать дальше

Этот текст я пишу специально в преддверии начала терапевтической группы для взрослых по музыкальной терапии. Я считаю, что очень важно рассказать о методе и процессе, чтобы избежать неоправданных ожиданий. Начнём!

Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно — “исцеление музыкой”, от лат. musica… Читать дальше

Представьте, вы попадаете летним тёплым днём в сосновый лес. Тепло, лёгкий ветерок ласкает вашу кожу, вы идёте по мягкому ковру из мха и вдыхаете ароматы леса, эфирные масла сосны, чарующий аромат трав, успокаивающий запах багульника. Всего не перечислишь. Это какая-то невероятная смесь лесных духов… Читать дальше

Вот и настал первый день в Новом году, и начинаю его с крутых инсайтов!
Гипноз становится всё популярнее и популярнее, а вместе с этим и теряется его эффективность, а приобретается товар. Продаётся как услуга, как бы не было грустно, сейчас мало кто занимается действительно Исследованиями. Многие говорят… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Музыкотерапия”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/muzykoterapiya_/

Музыкотерапия

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это направление терапии, использующееся для коррекции имеющихся дефектов и развития необходимых качеств как в области соматики, так и психотерапии, основанное на использовании музыкальных композиций и их влияния на организм.

В своем проявлении, как вспомогательного метода, музыкотерапия хорошо справляется и широко применяется в качестве подготовки к сложным терапевтическим приемам (длительным тренингам, глубокому терапевтическому контакту) или же, являясь эффективным базовым методом реабилитации для пациентов любого возраста и заболеваний показывает хорошие результаты на начальных стадиях. Помимо реабилитационной и коррекционной сфер, используется при установке благоприятного социального климата, музыкотерапия раскрывает творческие способности и способствует органичному течению педагогического процесса.

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Виды музыкотерапии отличаются по преобладающей направленности:

– рецептивная (человек остается пассивен и в его задачу входит только прослушивание произведения или выделение определенных моментов в мелодии);

– активная (человек сам активно создает музыку или звуки при помощи игры на инструментах, отбивании ритмов или пения);

– интегративная (объединяет в работе несколько видов искусства, помимо музыкального, где могут быть включены рисунки и драматическая импровизация, сочетание с поэзией и рассказами).

Каждый из методов, являясь универсальным имеет свои нюансы, более подходит для групповых или индивидуальных сеансов, поэтому подбирать нужную программу должен музыкальный психотерапевт, а ожидание, что от самовольного прослушивания произведений вы получите столь же видимый эффект может не оправдаться, а также усугубить состояние.

Музыкотерапия при неврозах, эмоциональной нестабильности и многих нарушениях психической сферы занимает все более уверенные позиции, а в некоторых случаях может полностью заменить медикаментозную терапию. На данный момент виды музыкотерапии разделились на две основные школы: американскую и шведскую.

Американское направление сосредоточилось на изучении влияние определенных музыкальных композиций на психическую сферу человека, вследствие чего были созданы каталоги произведений, использующиеся при определенных расстройствах.

Основа разделения происходит по воздействию произведения, либо стимулирующего либо седативного.

Основной теоретической базой является теория психоанализа и необходимая разрядка переживаний (катарсис), что достигается при помощи музыки.

Цель произведений – открыть каналы для переживания и выпуска накопившихся эмоций, что актуально при работе со страхами, тревожностями и прочими механизмами, блокирующими природных ход процесса эмоционального проживания.

Музыкальные произведения, воздействуя на сферу чувственного восприятия, сначала актуализируют переживания, потом помогают им набрать силу и вылиться, посредством звуков.

Тогда, когда психика останавливает непереносимые эмоции, музыка дает возможность протекать им безопасно и ритмично, двигаясь за тональностью произведения. Американская модель психотерапии подбирает для каждого заболевания или нарушения свое произведение, показавшего результативность нахождения катарсиса.

Шведская школа музыкотерапии не проводит четкой каталогизации произведений и ставит во главу угла воздействие музыки даже на физическом уровне и воспринимается, как способ получить доступ к самым глубинным личностным слоям.

Музыка используется как способ установления контакта, когда человек ведет себя закрытым образом, и нет возможности работать в системе диалогового общения, тогда можно работать через эмоции вызываемые музыкой и говорить о переживаниях человека, связанных с ней.

Музыка также делится на активизирующую и успокаивающую, и основа применения строится на выборе аутентичных звучаний (при сниженном настроении, апатии выбираются тихие и спокойные произведения, при гневе и возбуждении – громкие и насыщенные, что позволяет актуализировать состояние человека и предоставить ему собственные переживания для осознанного контакта).

Сеансы музыкальной терапии не занимают много времени (обычно слушается одно произведение длительностью от пяти минут до получаса, а потом происходит обсуждение происходящего).

При индивидуальной работе направленность может отталкиваться от запроса клиента и варьироваться от встречи к встрече, или же будет подобран комплекс для домашнего прослушивания.

При групповой терапии тратится больше времени на установление безопасной доверительной обстановки между участниками группы, а выбор произведений будет зависеть от направленности группы (пациенты с неврозами или люди с депрессивным расстройством, гиперактивность или бессонница).

Музыка имеет непосредственное воздействие на различные системы органов человека – она влияет на частоту и глубину дыхания, сердечные сокращения, темп работы нейронных путей, напряжение или расслабление мышц.

Через подобное опосредованное воздействие возможно добиться изменений в эмоциональном состоянии, это влияние наиболее полно описано в телесно-ориентированной психологии, занимающейся взаимосвязью соматических проявления и эмоциональных переживаний. На примерах видно, как человек находящийся в тревоге успокаивается.

Когда снижается частота сердцебиения, а как достигать подобного – при помощи медицинских препаратов или при помощи прослушивания музыки остается вопросом выбора, как для самого пациента, так и для его терапевта.

Музыкотерапия при неврозах, развитии навыков общения, регуляции психовегетативных реакций и выведении эмоциональных откликов при диалоговой психотерапии является наиболее успешным методом. Работа происходит путем нормализации эмоционального фона, благодаря получению разрядки и усилению осознания имеющихся проблем через контакт и актуализацию их в музыке.

Когда снята острая фаза и ресурсы человека являются устойчивыми и наполненными возможная постановка конфронтации с имеющимися трудностями и поиск нового решения, которое можно найти в самом произведении, используя чувствительность клиента и его воображение.

Далее музыкальная терапия помогает освоению новых способов эмоционального предъявления в мире, а также формированию новых жизненных стратегий и социальных отношений.

Музыкотерапия способна корректировать довольно обширный спектр психических состояний, но стоит понимать, что при серьезных нарушениях она может выступать лишь вспомогательным методом, а на определенных этапах не должна использоваться вообще. Так, пациентам в остром психотическом состоянии не следует устраивать сеансы музыкотерапии.

Потому что погружение в свои эмоции и образы может усугубить ситуацию для человека, находящегося в погружении своих фантазий – до момента выхода из кризиса основной задачей психотерапии будет налаживание связей с реальностью и только после закрепления стабильного состояния возможно погружение для проработки эмоциональных компонентов.

Так же для эпилептиков нежелательна музыкотерапия или же должна применять крайне осторожно, поскольку музыкальные волны воздействуют на мозг и при вхождении в резонанс могут спровоцировать судорожный припадок.

Для лечения сниженного настроения музыкотерапия прекрасна, но выход из тяжелой депрессии возможен лишь при медикаментозной поддержке и других методах психотерапии.

Музыкотерапия для пожилых людей

Музыкотерапия для людей пожилого возраста стала настоящим открытием, являясь одновременно как способом восприятия и контактирования с миром, так и способом коррекции имеющихся нарушений.

Процесс воздействия основан на том, что музыкальные вибрации резонируют с вибрациями человеческого тела и отдельными его системами и клетками. При нарушении гармонии, вибрации организма изменяются, а музыка может их сонастроить в привычный правильный ритм.

Это справедливо и для работы отдельных систем (есть произведения улучшающие память, а есть нормализирующие давление).

Обычно с возрастом гармония организма становится не данностью, а тем, что требует постоянной поддержки и заботы, если игнорировать эту потребность, то с большей вероятностью развиваются болезни тела, а психика, которая ранее справлялась с любыми эмоциональными перегрузками, становится слишком чувствительной, всплывают старые психологические травмы.

Самая популярная сфера применения музыкотерапии у пожилых людей – это выравнивание давления и обеспечение седативного эффекта, результаты от чего видны после первого сеанса.

Но нельзя ограничивать возможности метода двумя выборами, эффективность замечена при болях и потере гибкости тканей, при реабилитации инсультов и операций (ускоряется процесс восстановления из-за увеличения активности клеток в периоды музыкотерапии).

Музыкотерапия доказала свою эффективность в развитии интеллектуальных функций, поскольку улучшает работу мозга. Для пожилого возраста это является профилактикой нарушений памяти и старческой деменции. Способность к поиску новых путей действия и адаптирования к окружающим условиям – показатель молодости организма.

В не зависимости от цифры в паспорте.

Установлено, что люди, чья жизнь наполнена различными музыкальными произведениями, лучше адаптируются и постоянно развиваются, осваивают новое, тогда как те, кто не слушает музыку или слушает однотипную, постепенно деградируют в своем развитии (касается это не, только пожилого возраста, но начиная с подросткового).

Музыкотерапия помогает корректировать количество энергии в теле и артериальное давление, что дает возможность разгрузить тело от приема медикаментов. Также выявлен расслабляющий и обезболивающий эффект, что становится актуальным для перегруженных мышц.

Основное внимание относительно возрастных кризисов заканчивается на кризисе среднего возраста, но после него следует еще один не менее важный, когда меняются жизненные приоритеты и цели, уходят из жизни близкие, меняется сам уклад будней и возможности собственного тела. О таких изменениях говорить не принято, но по своей силе и потрясению для личности они сравнимы с подростковым, когда человек не знает чего ожидать от себя, окружающих и что теперь делать с изменившимся миром.

Музыкотерапия позволяет находить новые пути выпуска накопленных эмоций, отгоревать потери, пересмотреть устоявшееся отношение к ситуациям.

Внимательное вслушивание в изменение и ритмику произведения позволяет находить новые стратегии построения своей жизни, например можно увидеть возможность замедлиться и насладиться происходящим, а не гнать лошадей, как раньше, или же рассмотреть новые возможности, например, наконец, сесть за мольберт.

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко применять в работе с детьми.

Это безвредность и простота применения (после одной консультации родители могут самостоятельно проводить сеансы дома), доступность (необходимый файл с мелодией можно скачать за минуту), возможность контроля (длительность и глубина процесса в зависимости от состояния ребенка могут меняться), а также основное это снижение количества других методов коррекции, которые обычно более затратные по времени и ресурсам, не говоря о медикаментозных препаратах.

Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка действует на физическом уровне (вибрация и ритмика), эмоциональном (произведения вызывают чувства или перенаправляют их) уровнях, а также вносит либо гармонизацию процессов, либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости произведений может вызвать деградацию процессов развития.

Применяют музыкотерапия буквально с первых дней жизни, особенно для детей пострадавших от нехватки кислорода.

Особенность их мозговой структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены множественными исследованиями клеточного анализа).

Относительно проблем с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые результаты, не только внешние (успокоение, засыпание), но и улучшение клеточной работы.

Идея о том, что в воздействии важен ритм, а не мелодия оказалась не жизнеспособной, поскольку ритмичные звуки лишь угнетали клеточную деятельность и затормаживали развитие.

Эти данные необходимы при выборе музыкального сопровождения младенца, ведь рок-музыка построена в основном на ритмике и своим действием только усугубляет ситуацию, лучше выбирать классические произведения, но при этом следить за индивидуальной реакцией ребенка.

Колыбельные песни, как самый древний вид музыкотерапии оказались наиболее благотворно влияющими на младенцев.

Это сочетание всех факторов развития, которые только можно придумать: контакт с матерью и интуитивная коррекция ее мелодии и громкости, наличие слов оказывает более гармонизирующее влияние, чем бессловесные произведения, а также каждая колыбельная является отражением той культуры, где рождается ребенок, что на глубоких слоях бессознательного оказывает успокоительный эффект.

Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения, адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического.

Дети, в чьих семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.

Источник: https://psihomed.com/muzyikoterapiya/

ovdmitjb

Add comment