Irvuz

Мотивы и потребности личности

Потребности и мотивы личности (стр. 1 из 2)

Мотивы и потребности личности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Функции и теории мотивации

Классификации видов

Развитие

Свойства и закономерности

Нарушения

Индивидуальные способности

Методы изучения

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Активность живых существ – основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жизни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднозначны.

Особенности потребностей и мотивов

Потребность – основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Мотив – внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Мотивация – 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Мотивировка – логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.

Сдвиг мотива на цель – превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.

ФУНКЦИИ И ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы — направляющую.

Проблема причинности (детерминации) поведения и деятельности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке сосуществуют самые различные теории мотивации.

Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активности потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.), вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом.

Так, если действие привело к снятию потребностного напряжения, то вероятность повторения этого действия растет, а если оно не наступает, то вероятность повторения действия уменьшается. Психоаналитическая (3. Фрейд). Основой мотивации поведения, по мнению 3.

Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) – физические потребности организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. При этом если удовлетворение потребности по каким-либо причинам (моральные ограничения, страх наказания и т. п.

) невозможно, то энергия инстинкта может быть направлена в другое русло – на выполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество, бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называют сублимацией.

Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующая сила человеческого поведения по мнению гуманистической теории состоит в реализации им самим своих способностей и потенций. Когнитивная (Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителей этого направления, является стремление к соответствию между знаниями о мире и о себе, то есть к консонансу.

Несоответствие когниций переживается личностью как состояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующий фактор человеческого поведения и отношения к миру. Разрешить диссонанс можно тремя способами: изменить одну из когниций, снизить ее значимость или добавить новую когницию.

Деятельностная (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. Сублимация – направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.

Когниция – любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Когнитивный (лат. cognitivo – знания) – познавательный. Когнитивный консонанс – соответствие между когнициями.

Когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

Виды потребностей и мотивов

Самоактуализация – в теории личности А. Маслоу – вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

Актуальный – важный, существенный для настоящего момента.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление – это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.

Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

Склонность – направленность индивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающая волевой компонент.

Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.

Убеждение- высшая форма направленности – система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мотив достижения – устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле.

Мотив достижения включает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п.

Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач.

Мотив успеха – ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач.

Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех).

Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).

Источник: https://mirznanii.com/a/198481/potrebnosti-i-motivy-lichnosti

Потребности и мотивы личности

Мотивы и потребности личности

Важная роль в структуре личности отводится сфере принадлежащих ей потребностей и мотивов. Именно они побуждают человека к деятельности (труду, общению и т. п.), которая позволяет установить социальные связи с миром.

Потребности, их виды

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо; потребности характеризуют зависимость личности от конкретных условий существования.

Традиционным признается распределение потребностей на две группы: по их предмету (содержанию) и по происхождению. По предмету, то есть по тому, на что они направлены, потребности можно разделить на материальные и духовные.

В соответствии с происхождением выделяют естественные (или биологические) потребности, то есть те, которые пришли к человеку от его животных предков, и культурные потребности, вызванные культурными условиями жизни личности.

К естественным потребностям человека относят все его витальные потребности, такие как необходимость питаться, спать, продолжать род и т. п. Если в течение длительного времени невозможно удовлетворение перечисленных нужд организма, человек перестает существовать не только как личность, но и как живое существо, индивид, начинается нарушение гомеостаза организма и обмена веществ.

Но при этом в отличие животных человек способен осознанно сдерживать удовлетворение многих потребностей. Научно доказано, что при полном отсутствии пищи человек может прожить несколько десятков дней.

Но с другой стороны, все естественные потребности человека связаны с культурными традициями, то есть в культуре заложен сам способ их удовлетворения (этого также нет в мире дикой природы).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К культурным относятся потребности в объектах материальной и духовной культуры. Особняком стоит такая группа культурных потребностей, как потребность в культурном характере отдыха, труда, потребность в хобби, увлечениях и т. п.

Материальной (по содержанию) потребностью личности признается потребность в использовании продуктов материального производства, орудий труда и т. п.

Например, потребности в стуле, компьютере – это материальные потребности, но в отличие от витальных они не заложены в организме на биологическом уровне.

Витальные потребности также можно считать материальными, например, в том случае, если человек испытывает потребность в еде определенного рода, качества, стремится получать удовольствие от приема пищи, а не лишь удовлетворение потребности.

Группу духовных потребностей составляют познавательные, эстетические и нравственные потребности (последние выделяют лишь несколько авторов).

Удовлетворение познавательных потребностей возможно в процессе познания, а в качестве проявления данных потребностей выступают интересы личности.

Эстетические потребности строятся на необходимости восприятия произведений искусства, литературы, кинематографа.

Нравственные потребности реализуются в следовании нормам, принципам нравственности, свершении нравственных поступков и деяний. На данном этапе развития человечества духовные потребности связаны с обладанием соответствующими ценностями (эстетическими, нравственными и т. д.), хотя проблема личностных ценностей лишь с недавнего времени начала активно разрабатываться в психологии.

Различные по типам потребности человека могут выступать источником мотивов личности, реализоваться в них.

Мотивы личности

Как известно, любая активность человека является мотивированной.

Определение

Мотив (от лат. moveo – «двигаю») – это движущая и направляющая сила деятельности. Мотивы всегда регулируют деятельность: они определяют ее общее направление, которое строится в соответствии с потребностями человека, обусловливают силу, интенсивность, энергетику деятельности.

Мотивы поведения человека весьма разнообразны. По утверждению А. Н. Леонтьева, «мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение или удар электрическим током».

Нередко вместо термина «мотив» употребляют и более общее понятие «мотивационное образование», которое характеризует не только мотивы, но и потребности, установки и ценности личности, нормы поведения и т. д.

Однако при рассмотрении мотивов лишь в качестве конкретного проявления соответствующих потребностей, потребности предстают как источник активности человека, а мотивы как «рулевое колесо», задающее конкретное направление деятельности.

Функции мотивов

Классификация функций, выполняемых мотивами, представлена в работах А. Н. Леонтьева, А. Б. Орлова и некоторых других исследователей. Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие функции мотивов:

  1. функция активации деятельности, или стимулирующая функция. Она сводится к тому, что мотивы порождают активность личности, стимулируют ее;
  2. функция направленности. Мотивы корректируют направление деятельности человека, задают определенный «вектор» активности;
  3. побудительная функция. Мотивы, стимулируя деятельность, выступают ее первопричиной, а сама деятельность становится лишь следствием влияния мотива. Функция побуждения характеризуется силой, напряженностью, интенсивностью стремлений человека к определенного рода занятиям; данные стремления могут быть различными у разных людей;
  4. смыслообразующая функция. Она связана с тем, что мотив способен придавать деятельности человека личностный смысл, понимаемый как соотношение мотива и цели деятельности (А. Н. Леонтьев). Нередко деятельность разных людей подчинена одной и той же общественно значимой цели (так, целью деятельности учащегося является получение соответствующего образования). Однако достижение данной цели может быть обусловлено разными личностными смыслами, которые варьируются в зависимости от того, какой мотив движет человеком. К примеру, студент может учиться для того, чтобы получить диплом, приобрести знания в конкретной сфере деятельности или оправдать ожидания значимого окружения;
  5. интегративная функция. По мнению В. А. Ганзена, психика человека способна выполнять не только функцию отражения, но и интегративную функцию. Данное утверждение в полной мере может быть применено и к мотивам личности. Так как человек – существо социальное, то и мотивы его деятельности сопряжены с включением определенных результатов проделанной «работы» в окружающую социальную среду. При этом естественные потребности человека не способны к интеграции индивида и социума (по Д. Леонтьеву, «в своих потребностях человек всегда одинок»). А ценности и мотивы, напротив, играют роль интегрирующего фактора в процессе взаимодействия людей (это можно отнести к нравственным, религиозным, эстетическим и др. ценностям);
  6. регулятивная функция мотивов. Данная функция обобщает все предыдущие и сводится к следующему: мотив подчиняет поведение человека тому, ради чего оно осуществляется.

Перечисленные функции могут быть отражены в различных мотивах и в разной степени. Кроме того, многие мотивы являются ситуативными, то есть проявляются лишь в конкретной ситуации. Однако по утверждению новосибирского психолога В. Г.

Леонтьева, на всем протяжении процесса мотивации деятельности последовательно проявляются все основные функции мотивов.

Также данный исследователь предлагает учитывать еще одну функцию мотивов, ранее не рассмотренную другими учеными, – целемоделирующую.

Виды мотивов

Как уже отмечалось, существует огромное многообразие мотивов. По мнению А. Н. Леонтьева, в зависимости от преобладания той или иной функции мотивы можно дифференцировать на мотивы-стимулы и мотивы-смыслы. Первые лишь стимулируют активность человека, вторые – придают этой активности личностный смысл.

Также традиционным принято разделение мотивов на две обширные группы – неосознанные и осознанные мотивы.

Неосознаные мотивы построены на функциях побуждения и регуляции; выступают стимулами деятельности, однако данный факт человеком не осознается. К неосознанным мотивам можно отнести влечения и установки (разновидностью последних являются социальные установки, называемые в западной психологической традиции атитьюдами).

Определение

Установка – неосознаваемая человеком готовность к определенной деятельности, порождаемая объективно существующей потребностью и ситуацией.

Так, если человек привык удовлетворять ту или иную потребность в конкретной ситуации, у него наблюдается неосознанное побуждение к воспроизведению того же самого способа деятельности, который ранее в этой ситуации приводил его к успеху.

С данной точки зрения правомерна схема: установка = потребность + ситуация. Если привычный способ деятельности не срабатывает, происходит акт смены установки. Как правило, данный акт уже является осознанным и протекает с участием воли.

Влечение – это не в полной мере осознанная потребность, которая становится побуждением к определенной деятельности. Разновидностью влечения может быть признано неосознаваемое влечение ребенка к игре. Кроме того, на примере влечения можно проследить, как потребность перетекает в мотив.

К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, идеалы, стремления и т. д.

Интерес – это эмоционально переживаемая познавательная потребность. Интерес является движущей силой познавательной активности человека. Интересы можно классифицировать по широте (объему), устойчивости и глубине. По широте интересы бывают, соответственно, широкие и узкие.

Широкие интересы – это интересы одновременно к нескольким различным видам деятельности, например, интерес школьника к шахматам, информатике и искусству. Узкие интересы – это интересы к одному виду деятельности или к двум схожим.

Устойчивые интересы наблюдаются на протяжении нескольких лет или даже всей жизни человека, а неустойчивые могут длиться не более одного-двух месяцев. Глубокие интересы именуются также содержательными.

Примером глубоких интересов может быть интерес к музыке, при котором ученик изучает биографии композиторов, анализирует музыкальные направления, стили музыки и т. д. В случае поверхностных интересов к музыке учащийся ограничивается прослушиванием записей популярных песен.

Убеждения – это вид мотивов, связанных с мировоззрением человека. Убеждения – это такие мотивы личности, которые связаны с осознанной потребностью человека поступать в соответствии с признаваемыми им взглядами и принципами. То есть убеждения предполагают активный характер мировоззрения человека, они связаны с претворением его собственных принципов в реальную жизнь.

Идеалы – это мотивы личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству. По своему содержательному наполнению идеалы приближаются к личностным ценностям.

Стремления – это такие мотивы поведения, для реализации которых пока не сложились соответствующие условия. В связи с этим возникает особая деятельность, направленная на подготовку условий, на основе которых данные стремления могут реализоваться. Стремления, как и личностные ценности, идеалы и убеждения относятся к числу надситуативных мотивов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/potrebnosti_i_motivy_lichnosti/

Потребности и мотивы: определение и основы психологии

Мотивы и потребности личности

Потребности и мотивы – это главные движущие силы, которые побуждают человека к действию. Изучению данного вопроса всегда уделялось пристальное внимание психологами и социологами.

Что такое потребности?

Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность – это нужда, которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:

  • сила – это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
  • периодичность – это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
  • способ удовлетворения;
  • предметное содержание – те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
  • устойчивость – сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.

Потребности и мотивы – это достаточно сложные категории. Они включают в себя множество уровней и составляющих. Так, Ломов Б. Ф., говоря о потребностях, делил их на три основные группы:

  • базовые – это все материальные условия для обеспечения жизнедеятельности, а также отдых и общение с окружающими;
  • производные – это потребность в эстетике и образовании;
  • группа высших потребностей – это творчество и самореализация.

Иерархия потребностей Маслоу

Потребности и мотивы имеют многоуровневую структуру. Только тогда, когда полностью удовлетворены нужды низшего порядка, появляются более возвышенные. Исходя из этого А. Маслоу предложил к рассмотрению такую иерархию потребностей:

  1. Физиологические потребности. Это пища, вода, кислород, одежда и жилье. Если эти потребности не удовлетворены, ни о каких других не может быть и речи.
  2. Безопасность. Имеется в виду стабильное положение, которое вселяет уверенность в долговременном выживании. Чаще всего речь идет о финансовом благополучии.
  3. Потребность в принадлежности. Человек нуждается в том, чтобы быть к кому-то привязанным. Это родственные, дружеские и любовные связи.
  4. Потребность в уважении. Имея твердый фундамент в виде трех предыдущих уровней, человек начинает нуждаться в общественном одобрении. Он хочет быть уважаемым и нужным.
  5. Самоактуализация – это высший уровень потребностей. имеется в виду непрерывный личностный и карьерный рост.

Несмотря на то что данная иерархическая система считается общепринятой, многие исследователи (например, Леонтьев А. Н.) с ней не согласны. Есть мнение, в соответствии с которым последовательность возникновения потребностей складывается исходя из сферы деятельности субъекта и его личностных характеристик.

Ключевые особенности потребностей

Потребность, мотив, действие… Это напоминает что-то вроде алгоритма. Тем не менее, чтобы разобраться в том, как работает данный механизм, важно понять основные особенности потребностей. Стоит уделить внимание таким моментам:

  • возникают в случае, если наблюдается недостаток каких-либо полезных категорий или переизбыток вредных;
  • сопровождаются состоянием внутреннего напряжения, связанного с поиском предмета, за счет которого будет удовлетворена потребность;
  • целый ряд потребностей является генетически обусловленным, а остальные непременно возникают в процессе жизнедеятельности;
  • после того как потребность была удовлетворена, наступает эмоциональная разрядка, но через некоторое время нужда может возникнуть снова;
  • каждая потребность имеет свой конкретный предмет, который ассоциируется с ее удовлетворением;
  • воспроизведение имеющихся и появление новых потребностей является обязательным условием непрерывного и гармоничного развития личности;
  • в зависимости от того, какой способ выбран для удовлетворения потребности, она может приобретать разное содержание;
  • по мере того, как изменяется качество и условия жизни человека, перечень его потребностей постоянно расширяется;
  • потребности могут значительно различаться по силе, что определяет очередность их удовлетворения.

Что такое мотив?

Потребность, мотив, цель – эти категории можно смело назвать движущей силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Говоря о втором из перечисленных понятий, можно сказать, что это стремление к действиям, которые призваны удовлетворить жизненно важные нужды. Мотив характеризуется такой структурой:

  • потребность (определенная нужда, которую нужно удовлетворить);
  • эмоциональное побуждение (внутренний импульс, который толкает человека на выполнение определенных действий);
  • предмет (категория, за счет которой происходит удовлетворение потребности);
  • способы достижения целей.

Основные функции мотивов

Потребность, мотив, цель – все это влияет на образ жизни и способ деятельности человека. Вторая категория выполняет такие основные функции:

  • побуждение – человеческий мозг получает определенный импульс, побуждающий его к определенным действиям;
  • направление – мотив определяет способ и сферу деятельности человека;
  • смыслообразование – мотив наделяет человеческую деятельность значимостью, наделяет ее определенной идеей.

Как формируется мотив?

Потребности и мотивы поведения формируются в соответствии с определенным механизмом. Он состоит из трех блоков, а именно:

  • Блок потребностей формируется на уровне сознания. В определенный момент человек начинает ощущать дискомфорт, связанный с отсутствием у него каких-либо материальных и нематериальных благ. Желание компенсировать этот недостаток становится причиной возникновения потребности.
  • Внутренний блок – это своего рода нравственный фильтр, который включает в себя оценку ситуации, собственных возможностей, а также предпочтений. Учитывая все эти факторы, происходит корректировка потребностей.
  • В основе целевого блока лежит предмет, который способен удовлетворить потребность. Таким образом, у человека появляется определенное представление о том, как он может добиться желаемого.

Распространенные мотивы

Потребности и мотивы человека достаточно многочисленны. Они формируются в зависимости от образа жизни, убеждений и прочих факторов. Так, к самым распространенным мотивам можно отнести следующие:

  • убеждение – система идей и мировоззрений, которая побуждает человека поступать именно так, а не иначе;
  • достижение – стремление к получению определенного результата, к действию на определенном уровне, обретению желаемого положения в профессии, семье или обществе;
  • успех – мотив, побуждающий не только к достижению высот, но также и к предотвращению неудач (люди, руководствующиеся в своей деятельности данной категорией, предпочитают решать средние и сложные задачи);
  • власть – способность реализовывать свою волю и желание вопреки сопротивлению со стороны окружающих (такие люди хотят доминировать над другими, используя при этом различные механизмы);
  • аффилиация – подразумевает стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, которые вызывают доверие и пользуются хорошей репутацией в деловых или общественных кругах;
  • манипуляция – управление другими людьми с целью удовлетворения собственных интересов;
  • помощь – самореализация путем бескорыстной заботы об окружающих, способность к жертвенности, обусловленная обостренным чувством ответственности;
  • эмпатия – мотив, обусловленный сочувствием и сопереживанием.

Ключевые особенности мотивов

Потребности и мотивы личности характеризуются рядом специфических особенностей. Говоря о второй категории, следует отметить такие ключевые моменты:

  • в процессе жизнедеятельности человека мотивы могут существенно изменяться;
  • при сохранении одного и того же мотива на протяжении длительного периода времени, может возникнуть потребность в изменении способа деятельности;
  • мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными;
  • мотив, в отличие от цели, не имеет под собой какого-то предсказуемого результата;
  • по мере развития личности некоторые мотивы становятся определяющими, формируя общую направленность поведения и деятельности;
  • разные мотивы могут привести к формированию одной и той же потребности (и наоборот);
  • мотив служит для придания направленного вектора психологической активности, которая вызвана возникновением потребности;
  • мотив побуждает к тому, чтобы двигаться к достижению определенной цели или попытаться воздержаться от нее;
  • в основе мотива могут лежать и положительные, и отрицательные эмоции.

Основные концепции мотивации

Потребности, мотивы и мотивация – это звенья одной цепи, которые во многом определяют деятельность человека. В соответствии с этим разработано множество концепций, которые были объединены в три основные группы. Так, теории мотивации могут быть следующими:

  • Биологические побуждения. Если в организме присутствует какой-либо дисбаланс или недостаток чего-либо, он немедленно реагирует появлением биологического импульса. Как результат, человек получает импульс к действию.
  • Оптимальная активация. Организм любого человека стремится поддерживать нормальный уровень активности. Это позволяет непрерывно и продуктивно работать над удовлетворением основных потребностей.
  • Когнитивная концепция. В рамках подобных теорий мотивация рассматривается, как выбор формы поведения. В данном процессе активно участвует мыслительный аппарат.

Нарушения, вызванные нереализованными потребностями

Если потребность, мотив, интерес не были удовлетворены, это может привести к нарушениям деятельности ЦНС. Порой человеку удается за счет механизмов саморегуляции. Тем не менее если внутренних ресурсов оказывается недостаточно, могут возникнуть такие нервно-психические расстройства:

  • Неврастенический конфликт – это противоречие между завышенными ожиданиями или потребностями и недостаточными ресурсами для их реализации. К таким проблемам предрасположены люди, которые не могут адекватно удовлетворить свои влечения и стремления. Для них свойственна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, угнетенное настроение.
  • Истерия, как правило, связана с неадекватной оценкой себя и окружающих. Как правило, человек считает себя лучше остальных. Также причиной может послужить противоречие между потребностями (например, моральными принципами и вынужденными действиями). Для истерии характерна болевая чувствительность, расстройства речи и нарушение двигательной функции.
  • Невроз навязчивых состояний возникает у тех людей, чьи потребности и мотивы деятельности определены нечетко. Не зная, чего он хочет, человек становится раздражительным и быстро устает. Его могут мучить расстройства сна, навязчивые идеи и фобии.

Взаимодействие между целями, потребностями и мотивами

Многие исследователи считают, что мотив определяет потребность. Тем не менее делать какие-то однозначные заявления было бы неправильно, ведь точное взаимодействие между двумя этими категориями до сих пор не выяснено.

С одной стороны, потребность может вызвать у человека один или несколько мотивов. Тем не менее есть и другая сторона медали. Но и мотивы могут побуждать все новые потребности.

Огромный вклад в рассмотрение взаимосвязи между основными категориями внес Леонтьев А. Н.

Ему принадлежит разработка механизма сдвига мотива на цель. Также возможна обратная реакция. Так, цель, к которой человек стремится на протяжении длительного периода времени, непременно становится мотивом. И наоборот.

Если в жизни человека постоянно присутствует какой-то мотив, он может превратиться в основную цель.

Источник: https://FB.ru/article/300662/potrebnosti-i-motivyi-opredelenie-i-osnovyi-psihologii

ovdmitjb

Add comment