Irvuz

Мотивация в подростковом возрасте

Содержание

Особенности подросткового возраста. Мотивация к учению

Мотивация в подростковом возрасте

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт… 

И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда:

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
  • не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.

В подростковом возрасте исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. Расширяется и содержание понятия “учение”. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

Психологами разработаны рекомендации, которые могут оказаться полезны в повышении мотивации к учебе вашего ребенка:

  1. Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.
  2. Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.
  3. Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи и цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться от решения задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.
  4. Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.
  5. Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить: «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать: «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
  6. Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.
  7. Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.
  8. Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.

Итак:

  1. Никогда не называйте ребенка бестолковым, глупым и т.п.
  2. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
  3. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
  4. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
  5. Не ругайте, а учите!

Нередко в учебе подростков возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Памятка для родителей:

  1. Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
  2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

  3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
  4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.

Каково назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей, Интернета;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Вообще, в средней школе  изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

На заметку родителям:

  1. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  3. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам.
  4. Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания, если он в этом нуждается.
  5. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  6. И, конечно, контролируйте выполнение домашнего задания.

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/osobennosti_podrostkovogo_vozrasta_motivaciya_k_ucheniyu.html

Подростки . Как мотивировать подростка, действенные способы

Мотивация в подростковом возрасте

Слово «мотивация» произошло от английского глагола «двигать». В значении этого глагола и заключается смысл слова «мотивация».

То есть, мотивация – это то, что заставляет совершать что-то, двигаться вперёд в определённом направлении или к какой-то цели.

Как только человек рождается, у него сразу же появляются потребности, у малыша – в еде, сне тепле, ласке взрослых и так далее, и сразу же, мотивация их удовлетворения.

С возрастом спектр потребностей возрастает и возрастает мотивация их удовлетворения.

Главное, чтобы мотивация, особенно у ребёнка (а это, несомненно, повлияет и на мотивацию в будущем, у взрослого), не превратилась в потребность удовлетворения самых простых желаний – есть, спать, гулять, сидеть у компьютера.

Если у подростка есть мотивация учиться, заниматься чем-то полезным, добиваться каких-то результатов в учёбе, творчестве, такой ребёнок хорошо состоится и во взрослой жизни. Мотивированные люди обычно добиваются прекрасных результатов в профессии, творчестве, спорте, интеллектуальных занятиях.

У подростка пропадает интерес к учёбе, родители в панике

            У подростка вдруг пропал интерес к учёбе, к спортивным или творческим занятиям. Он, раньше ответственно относившийся ко всем занятиям, ничего не хочет делать. Уроки выполняет кое-как, на спортивные или другие дополнительные занятия ходить не хочет.

Его любимые занятия теперь, полежать с гаджетом на диване, посидеть за компьютером, играя в стрелялки, или поболтаться на улице с друзьями, ничем особенным не занимаясь.

Кстати, не только дошкольников, но и школьников младших классов, лучше одних, без присмотра, на улице не оставлять, могут потеряться.  Знакомая картина, многие родители сталкивались с таким, кажется внезапным, пропаданием интереса ко всему полезному и нужному.

Чаще всего такая перемена происходит в 10 -13 лет и в основном у мальчиков. Девочки, обычно, в таком возрасте ответственнее и старательнее.

И что же делать? Как мотивировать подростка к учёбе, к каким-то полезным занятиям? Как возродить у него интерес к тому, что станет ему необходимым во взрослой жизни? Да и теперешняя подростковая жизнь может  проходить у ребёнка интереснее, если он чем-то увлечён.

Стимулы, как с их помощью можно мотивировать подростка

Мотивация у любого человека, что у взрослого, что у подростка появляется вследствие какого-то стимула. То есть, какая-то причина заставляет его действовать в том, или ином направлении.

  • Простые внешние стимулы. Сейчас, особенно в обеспеченных семьях, родители, чтобы заставить подростка учиться, заниматься чем-то дополнительно, чаще всего используют простые внешние стимулы. Например, если у тебя за четверть не будет троек, летом поедешь с нами на отдых за границу, в противном случае – в деревню к бабушке. Или, будешь прилежно заниматься дополнительно английским, купим (далее следует перечень того, что хочет получить ребёнок). Эти внешние стимулы, как правило, действуют недолго. Все покупки и поездки приедаются, и нужно постоянно выдумывать, чем ещё мотивировать подростка на учёбу, занятия,
  • Сложные внешние стимулы. Эти стимулы тоже действуют на подростка извне. Но они вызывают не только простое желание, сделал – получил.  Под влиянием такого стимула, у подростка появляется самостоятельное желание что-то делать, чего-то добиваться, куда-то стремиться. То есть, если какой-то стимул извне заставляет ребёнка не только механически действовать, но и размышлять, придумывать, а потом действовать, это и есть сложный внешний стимул. Немного непонятно? Объясню на примере. Двое подростков посмотрели фильм «Рембо», обоим он очень понравился. Один из них ограничился покупкой кассеты с этим фильмом, другой захотел стать таким же смелым, ловким и натренированным, как любимый герой. Он записался на занятия по какими-то единоборствам, активно с удовольствием занимался, подрастая, всё более увлекался своими занятиями, даже впоследствии разработал собственную систему тренировок и стал востребованным и успешным тренером. Вот это и есть сложный внешний стимул. Сложные внешние стимулы отличаются от простых, тем, что они не приедаются, так как они заставляют мыслить, что-то придумывать. В результате у человека появляется интерес действовать дальше самостоятельно,
  • Внутренние стимулы. Это собственное желание учиться, узнавать что-то новое, к чему-то стремиться. К сожалению, у многих современных подростков, особенно из обеспеченных семей, отсутствуют такие внутренние стимулы. Они уже в раннем детстве хорошо знают привлекательность простых внешних стимулов, «сделал – получи», поэтому перестают к чему-то стремиться по собственному желанию, они инфантильны и пассивны, их сложно мотивировать на какие-то самостоятельные действия.

Мотивировать подростка, непростая, но решаемая задача

Теперь, когда мы немного разобрались, что такое мотивация, какая она бывает, что её вызывает, почему она часто отсутствует у подростков, остаётся главный вопрос, как её вызвать, как мотивировать подростка на учёбу, полезные занятия.

Что нужно делать, чтобы у вашего ребёнка появился интерес к чему-то нужному, причём самостоятельный интерес, чтобы он увлёкся чем-то полезным для него не только на данный момент, но и в будущем.

Конечно, способы мотивировать подростка существуют, и в принципе, они все выполнимые. Только, нужно иметь в виду, что, это постоянный и длительный процесс.

Чудеса бывают только в сказках, не рассчитывайте, что через 2-3 недели каких-то предпринимаемых вами действий, ваш отпрыск будет с удовольствием «грызть гранит науки» и увлечённо заниматься чем-то интересным и полезным.

Как мотивировать подростка, решения и способы

  • Мотивировать детей нужно с раннего возраста. Когда он уже подросток, сделать это будет сложнее. Нужно помочь ребёнку захотеть делать что-то, самостоятельно или своими руками. Например, смастерить открытку папе на день рождения, научиться играть в шахматы, научиться плавать. Достигая эти маленькие цели, он почувствует, что такое радость от свершённого, у него автоматически разовьётся мотивация добиваться чего-то самостоятельно, 
  • Научите ребёнка ценить нематериальные цели, или такие цели, добиваться которых интересно, а потом они могут привести и к конкретным материальным результатам. Важно дать подростку понять, что у родителей кроме желания обставить квартиру новой мебелью, купить новый автомобиль, есть и другие творческие или деловые цели. Когда подросток увидит и почувствует, что родители чем-то всерьёз увлечены, творчеством, решением какого-то сложного проекта по работе,  каким-то изучением, он поймёт, что и сам процесс достижения цели доставляет радость, вызывает вдохновение,  
  • Дети очень рано начинают хотеть быть взрослыми. Им кажется, что они уже достаточно взрослые и всё понимающие, для того, чтобы поступать, как им хочется. Используйте это желание считать себя взрослым, чтобы мотивировать подростка на действия. Объясняйте ему, что взрослые не столько делают, что хотят, но в основном работают, учатся, стремятся чего-то достичь в жизни, несут ответственность не только за себя, но и за детей, близких. Постарайтесь дать ему понять, что ничего неделание и не желание не к чему стремиться, это и есть самая настоящая детскость. Объясните ему, что взрослым его сделают не сигареты, алкоголь и лежание на диване с гаджетом, а самостоятельность, ответственность, желание чего-то в жизни добиться,
  • В подростковом возрасте для ребёнка очень важно уважение его сверстников. Помогите ему этого добиться, завоевать авторитет среди сверстников. Постарайтесь увлечь его каким-то делом, которое бы выделило его из среды подростков. Например, заняться каким-то престижным видом спорта, или разрешать какие-то важные для подростков вопросы, как они говорят «может разрулить ситуацию». Для всего этого ему будет необходимо стараться, предпринимать какие-то действия, размышлять, прислушиваться к вашим советам, то есть, не лентяйничать, а действовать,
  • Если нужно мотивировать подростка на занятия учёбой, или каким-то отдельным предметом, по которому он не только плохо успевает, но и не хочет его изучать, объясняя, что это ему ни к чему или он не понимает, постарайтесь его заинтересовать. Заинтересовать подростка можно любым предметом, если придумать что-то занимательное в сфере этого предмета. По истории можно рассказать какие-то интересные малоизвестные исторические факты, связать их с современностью, возможно, даже в истории вашего города или местности. В литературе тоже можно найти много интересного и даже загадочного, что заинтересует подростка. В математике, можно организовать для своего отпрыска своеобразный квест, где он постепенно решая задание за заданием, приходит к неожиданному сюрпризу. Нужно только заранее всё продумать,
  • Любознательность подростка может на многое его мотивировать. Поэтому, если вы обратите внимание, на то, что его заинтересовало, не отмахивайтесь от его вопросов. Старайтесь подробно, а главное, интересно рассказывать о том, к чему он проявил внимание,
  • Старайтесь развить у ребёнка дух соревновательности, пусть он участвует в любых школьных, городских образовательных, творческих спортивных конкурсах. Желание выиграть, победить – прекрасная мотивация для активных действий,
  • Не забывайте хвалить и поощрять подростка за любые, пусть небольшие достижения в учёбе, спорте, творчестве. Это его будет мотивировать на достижение следующих целей.

Наверное, некоторые скажут, написать и советовать легко, а постоянно мотивировать детей требует времени и душевных сил. Естественно, мотивировать подростка на желание к чему-то стремиться, чего-то в жизни достичь, получать удовольствие от самого процесса движения вперёд, непростая и не быстрорешаемая задача. Но все усилия родителей в данной области не пропадут даром. Научные исследования доказывают, что мотивированные дети, не только лучше учатся, но что немаловажно, получают больше удовольствия от самого процесса учёбы. И в будущем, у такого мотивированного человека жизнь складывается лучше, успешнее идёт карьера. И от самой жизни он получает больше радости, чем человек, которому ничего неохота.

Источник: https://svoipravila.ru/nashi-deti/podrostki/kak-motivirovat-podrostka-deistvennie-sposobi.html

Особенности школьной мотивации в подростковом возрасте

Мотивация в подростковом возрасте

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребёнка: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ, требующих новых уровней учебной деятельности; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

У подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. В.А.

Сухомлинский называл это духовной потребностью отрочества в абстрагировании, потребность охватить мыслью большое число фактов, что повышает интерес к учению, снимает усталость.

Психологи утверждают, что подростковый возраст сензитивен, благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей.[10]

В подростковом возрасте существенно укрепляются и учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам добывания знаний. Надёжной основой этих мотивов является стремление школьников ко взрослости. Им импонирует анализ и обсуждение методов познания, путём научного поиска, что обогащает представления о приёмах самостоятельного пополнения знаний.

В подростковом возрасте продолжают развиваться мотивы самообразования.

Способами осуществления самообразования является выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и максимальное использование материала школьно программы.

Интерес к знания, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подросткового возраста. Развитие познавательных мотивов этом возрасте определяется активным стремлением подростка к самостоятельным формам учебной работы.

Характерно совершенствуются широкие социальные мотивы, так как в ходе учебной и общественной работы у подростка обогащаются представления о нравственных ценностях, понимание учеником смысла учения для служения обществу, Родине. Широкие социальные мотивы укрепляют социальное самосознание подростка, понимание им своей социальной роли в классе, в школе.

В подростковом возрасте значительно развиваются узкие социальные. Или позиционные, мотивы учения.

Подростки стремятся занять позицию «взрослого человека» в отношениях со взрослыми и сверстниками, желают понять другого человека и быть понятым, оценивают себя с очки зрения взрослого человека.

Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Подросток стремится занять своё место, активную позицию в школьном и классном коллективе.

В совместной учебной и общественной деятельности со сверстниками у подростка развиваются социальные мотивы сотрудничества .В разных видах коллективной работы ученики взаимодействуют друг с другом, при этом ищут лучший способ взаимодействия между собой.

Процесс развития самосознания подростка захватывает мотивационную сферу подростка. Он пытается осознать свои мотивы и цели, вначале сопоставляя их с мотивами и целями своих товарищей. Подросток не всегда осознанно соотносит свою мотивацию, мотивацию сверстников с образцами, идеалами принятыми в обществе.[4]

Развиваются процессы целеобразования в среднем школьном возрасте. Подростки обладают умением произвольной организации своей учебной работы, сосредоточения и распределения внимания, преднамеренного запоминания. Эти особенности обуславливают упорство подростков в достижении цели, в преодолении припятствий.

Подростки обнаруживают упорство в достижении цели в преодолении трудностей на этом пути, развитие стержневых избирательных интересов делает всё поведение подростков целеустремлённым. К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим.

Но если подросток не реализует поставленные цели в учебной и в других видах деятельности, не умеет связать цели и мотивы своей учебной деятельности с целями и мотивами трудовой деятельности ,то у подростка проявляется слабость процессов целеобразования.

Часто активность подростка к постановке целей опережает умение их реализации и достижения, что создаёт трудные ситуации в жизни подростка, который стремится поставить перед собой «взрослые» цели и не умеет контролировать себя при их реализации.

Эмоции, связанные с учением, также имеют свою специфику в среднем школьном возрасте. Эмоции выражают отношение между мотивом и возможностью его реализации.

Поскольку в подростковом возрасте развитие отдельных сторон учебной деятельности и её мотивационной сферы может происходить неравномерно, то это приводит к многообразию эмоций, их противоречивости и изменчивости.

В целом подростку свойствен ряд положительных эмоций, возникающих в ходе осуществления самостоятельных форм учебной работы. Развитость эмоций у подростка связана с ростом его самосознания и неустойчивостью его самооценки.[4]

Процесс сопоставления подростком своих возможностей с возможностями других школьников и со своими потенциальными устремлениями, неумение порой их адекватно оценить вызывают чрезмерность оценок подростка, перепады его эмоций от самомнения, самоуверенности, повышенного критицизма, максимализма в оценке другого человека до самоунижения, восторженности другим человеком, резкие колебания и смену этих настроений. У подростка расширяется диапазон эмоциональной восприимчивости, растёт сфера сопереживания другим людям. Сравнительно с младшим школьником подросток умеет сдерживать свои эмоции, увеличивается преднамеренный характер их внешнего выражения. Все негативные эмоциональные проявления подростка являются неизбежными и поддаются регуляции.[7]

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщённых закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным коллективным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов учебной работы в социально-значимых видах деятельности.[11]

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Цель исследования: экспериментально изучить школьную мотивацию подростков 10-11 лет.Задачи:Подобрать методики исследованияПровести экспериментальное исследованиеИзучить особенности школьной мотивации подростковРазработать рекомендации по оптимизации развития школьной мотивацииМетодики исследования:1. «Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника» М.В.МатюхинойЦель: выявить доминирующие мотивы учения школьников в подростковом возрасте.Методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся: познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, мотив саморазвития, позицию школьника, мотив достижения, внешние мотивы. Форма проведения данного исследования Ученикам предлагается 21 утверждение, каждое из которых нужно оценить соответствующим количеством баллов. Форма проведения исследования -групповая.2. Методика М.Р.Гинзбурга «Определение школьной мотивации подростков»Цель: определить уровень развития школьной мотивации подростков , выявить причины или мотивы, по которым ученик обучается в школе.Методика состоит из 18 вопросов и проводится в групповой форме. Ученику предлагается к каждому неоконченному предложению выбрать по 2 утверждения, которые совпадают с собственным мнением.Исследование проводилось на базе школы МКОУ СОШ №14 города Слободского. В эксперименте принял участие 21 ученик 5 «в» класса в возрасте от 10-11 лет.

Анализ данных экспериментального исследования по изучению школьной мотивации подростков

Проведенное нами исследование позволило изучить уровни школьной мотивации учеников 5 «В» класса школы № 14 г. Слободского.На 1 этапе была проведена методика диагностики структуры учебной мотивации школьника М.В.Матюхиной. Она позволила выявить доминирующие мотивы школьной мотивации подростков. Результаты исследования представлены в Приложении № 2. Дадим количественный анализ полученным данным. Количественные данные представлены в Таблице 1.

Мотивы учения Познавательный мотив Коммуникативный мотив Эмоциона-льный мотив Мотив самораз-вития Позиция школьника Мотив достиже-ния Внешние мотивы
Абсолютные показатели 13% 14% 13% 15% 18% 14% 13%

Таблица 1- Мотивы учебной деятельности подростков 10-11 лет

Так из таблицы 1 видно, что преобладающим мотивом развития школьной мотивации у подростков 10-11 лет является позиция школьника.

18 % учащихся ориентированы на усвоение способов добывания знаний, у них преобладают интересы к самостоятельному приобретению знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Ученики считают, что учёба в их возрасте – самое главное дело.

15% -мотив саморазвития: учащиеся имеют интерес к учебному процессу и результату своей деятельности. Учащиеся стремятся к саморазвитию, развитию своих качеств, способностей, навыков, умений.

Ученики проявляют активность в решении каких-либо задач, ищут способы решения, ставят перед собой цели для достижения положительного результата. Хорошо учиться, не пропускать уроки -гражданская обязанность на своём этапе жизни.

Чтение интересных, познавательных книг -любимое занятие.

14% -коммуникативные мотивы: учащиеся стремятся занять свою определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Подростки стремятся получать хорошие отметки, похвалу со стороны учителя и родителей за школьные успехи.

Ещё 14 % учащихся мотивированы на достижение успеха. Ученик ставит пред собой цель, активно включается в деятельность, выбирает средства, способы направленные на достижение этой цели и достигает определённого успеха.

13 % -познавательные мотивы: учащиеся ориентированы на получение новых знаний, овладение учебными навыками, проявляют интерес к учебному процессу. Ученик умеет выделить занимательные факты, явления. Ученикам нравятся уроки, на которых организуют совместную деятельность с ребятами, также считают, что успех в учёбе- немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

13% -внешние мотивы: учащиеся проявляют свою активность в учебной деятельности лишь в силу долга, обязанности, ради достижения определённого положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Ученики выполняют задания, чтобы получить хорошую отметку, показать свои умения перед товарищами, добиться похвалы взрослого.

Теперь обратимся к анализу результатов второй методики- определение школьной мотивации подростков по М.Р. Гинзбургу. Результаты исследования представлены в Приложении № 4. Дадим количественный анализ полученным данным. Уровни школьной мотивации подростков представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Уровни школьной мотивации подростков

Уровень мотивации: 1(очень высокий) 2(высокий) 3(средний) 4(сниженный) 5(низкий)
Абсолютный показатель: 0 % 33%(7 чел) 67%(14 чел) 0% 0%

Page 3

Широкая познавательная направленность формируется всем ходом обучения в школе. Учебно-познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение самостоятельных форм работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, особая система работы по воспитанию приёмов самообразования

Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, и процессу учения, возникает интерес к способам добывания знаний.

Различные формы учебной работы возбуждают все виды познавательных мотивов, вызывают положительные эмоции от новых, более «взрослых»форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринуждённости и раскованности школьников, активизируют процессы целеполагания, школьники не боятся ставить самостоятельные цели.

Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными резервами формирования учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования для учителя является активизация учебной деятельности школьника.

Широкие социальные мотивы формируются причастностью школьника к жизни всего общества, школы, семьи. Для формирования социальных мотивов учения у школьников важным для коллективной и групповой работы является наличие совместной деятельности школьников: выработка общей цели, задач совместной работы и обсуждение её вариантов членами группы.

Поиск способов выполнение этой общей работы и сопоставление нескольких различных вариантов способа решения, определение путей самоконтроля в совместной работе, сопоставления разных способов самоконтроля предлагаемых членами группы, мотивация коллективной деятельности -стремление участвовать в групповой работе, потребность и желание получить оценку от других членов группы.

Следовательно, разные формы коллективной и групповой работы оказывают большое влияние на становление всех видов социальной активности школьников.

Можно сделать вывод, что главный путь воспитания полноценной мотивации -это не только создание благоприятного климата, атмосферы в ходе учения, но и включение школьников в реальные виды деятельности, способы взаимодействия с окружающими.

Источник: https://studbooks.net/1724493/psihologiya/osobennosti_shkolnoy_motivatsii_podrostkovom_vozraste

Мотивация подростка – психология

Мотивация в подростковом возрасте

Мотивация подростка — то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д.

Учебная мотивация подростков

Для подростка важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.

Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон.

Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлеченно работает с материалом, точнее, над решением учебной задачи не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.

Особенности мотивации школьников на примере подросткового возраста

Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода — чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым.

Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте.

Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом.

Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.

Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками.

С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен.

Источник:

Правильная мотивация подростков

Очень часто родители подростков жалуются, что их дети резко меняются — становятся безразличными, избегают разговоров и ленятся выполнять даже самую простую домашнюю работу, не говоря уже о заданиях в школе. Подобное поведение настораживает и даже пугает взрослых.

А если подросток не только уклоняется от объяснений, но и заявляет, что ему ничего не нужно, его родители могут растеряться. Мотивация подростков позволит изменить ситуацию или даже предотвратить подобные проблемы.

Путем использования стимулов, которые побуждают действовать в том или ином направлении, можно возродить в подростке интерес к жизни.

Апатия, отсутствие целей — в жизни большинства подростков явления временные.

Они возникают потому, что подростки не идентифицируют себя с детьми, а чувствуют взрослыми, однако видят, что окружающие не поддерживают подобный взгляд.

Они начинают протестовать против других людей, пытаясь быть равнодушными. Родители должны прийти на помощь своим детям и показать выход из ситуации, узнав, какая мотивация подростков пойдет на пользу.

Мотивация подростков может отсутствовать в 3 случаях:

  • в результате размышлений о себе и своем месте в жизни, которые даются нелегко и порождают в глубине души множество переживаний;
  • в качестве последствия родительской навязчивости, когда невозможно стремиться к своей мечте, поскольку другие ее не воспринимают;
  • из-за низкого уровня самосознания, возникшего благодаря неправильному воспитанию и недостатку родительского внимания.

Каждый из них требует отдельного подхода, и мотивация подростков будет отличаться. Однако она всегда будет основываться на следующих моментах.

Как мотивировать подростков

Практически все подростки считают, что их несправедливо называют детьми и считают недостаточно взрослыми. Именно это их качество можно использовать для решения проблемы.

Родители должны показать пример того, что зрелость — это ответственность, самостоятельность, а не вредные привычки и ничегонеделание.

Но прибегать при этом к упрекам не стоит, ведь они будут иметь прямо противоположный эффект.

Для подростков очень важен авторитет среди сверстников. Но только получить его бывает нелегко. И от родителей, близких для них людей зависит, какие ценности они будут воспринимать в качестве похвальных. Желательно мотивировать подростков на самореализацию путем развития своей личности. Если правильно подать самые простые истины или знания, можно достичь значительных результатов.

Инициатива — это качество лидера. Тот, кому она принадлежит, чувствует свою важную роль, обязанности и ответственность. Необходимо поддерживать начинания подростков, поощрять их желания. Ни в коем случае нельзя отнимать у них эти возможности.

Нередко родители замечают меланхолическое настроение своего ребенка и начинают его критиковать, указывать ему, что и как делать. Они управляют им, а значит, не позволяют самому решать за себя. И в этом кроется самая большая ошибка. Разговор по душам позволит выяснить причину состояния подростков.

Даже у бунтарей есть те чувства и соображения, поняв которые, можно изменить их отношение к миру.

Хорошей мотивацией для выполнения домашних заданий станет материальное вознаграждение. Таким образом подростки получают первый опыт работы за деньги, на которой строится жизнь взрослого человека.

Правильная мотивация подростков становится нелегким заданием для их родителей. Последним придется проявить максимум терпимости и понимания именно в этот период развития их ребенка.

Источник:

Формирование мотивации достижения у подростков

УДК 159. 947; 159. 947. 5 ББК 88. 840. 3 Х 98

С.Х. Хурум

Формирование мотивации достижения у подростков

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривая особенности проявления и развития у подростков мотивации учения, нельзя не затронуть вопросы, связанные с формированием у них мотивации достижения. В статье рассматриваются особенности мотивации достижения подростков, способы и пути воздействия при формировании мотивации достижения у подростков.

Ключевые слова:

Мотив, мотивация, мотивация достижения.

Одной из важнейших проблем в современной психологии и дидактике является формирование мотивации учения.

Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности.

Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.

Сущность мотивации, по мнению Л.И. Божович, это совокупность мотивов, которые определяют данную деятельность [1].

Мотивация есть процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Мотивация — это процесс реализации мотивов. Одним из важных этапов в развитии личности является формирование мотивов достижения.

Мотив — от латинского movere — приводить в движение, толкать. Мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой.

Одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу является мотивация достижения, которая направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентированна на достижение некоторого результата. Мотивация

достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной (значимой).

Мотив достижения и учебно-познавательные мотивы побуждаются и удовлетворяются в учебной деятельности безотносительно к межличностному взаимодействию и могут развиваться в любом возрасте, но в данной статье мы рассматриваем мотивацию достижения подростков.

Главным возрастным мотивом подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих.

Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать.

По Х. Хекхаузену (1986, т.1, с.262) деятельность достижения определяется в ситуации, когда есть задача и стандарт ее выполнения [7].

Согласно Х. Хекхаузену, деятельность должна удовлетворять ряду условий:

1. Оставлять после себя осязаемый результат;

2. Оцениваться качественно или количественно;

3. Требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими;

4. Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным;

5. Деятельность должна быть желанной для субъекта и ее результат должен быть получен им самим.

Если присутствует одно или больше условий и нет признаков отсутствия остальных, наблюдатель воспринимает поступки другого как деятельность достижения.

Для ситуации достижения, по М.Ш. Маго-мед-Эминову (1987, с.

70), характерны аналогичные перечисленным особенности: наличие задачи, требующей индивидуального выполнения деятельности; возможность успешного или неуспешного выполнения деятельности; наличие стандартов мастерства выполнения (внешних и внутренних критериев оценки результата); переживание субъектом чувства собственной ответственности за исход действия; оценка результатов на основе сравнительной шкалы, заданной стандартом мастерства (самооценка, оценка со стороны других) [5].

Действенные мотивы достижения, мобили-зирующие внутренние силы подростка для успешной работы, не только обеспечивают его активное включение в активный процесс, но и становятся достоянием личности подростка, устойчивым ее свойством.

Воздействие на мотивационную сферу подростков (развитие у них стремления улучшать свои результаты превзойти достигнутый уровень) является одним из наиболее эффективных методических приемов формирования мотивации достижения. Подростки с высоким уровнем мотивации стремятся преодолению трудностей и добиваются больших результатов.

В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, они используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других.

Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимо-оценка) могут заинтересовать подростков.

Мотив достижения подростков характеризуется направленностью субъекта на достижение «высокого уровня мастерства при выполнении дела на основе своих усилий и способно-

стей в ситуациях, в которых имеется возможность качественного выполнения деятельности», и связан с положительными эмоциональными переживаниями личности (надежда, радость). Мотив стремления к успеху побуждает и направляет деятельность в определенную ситуацию; мотив избегания неудачи тормозит деятельность, направляет ее от указанной предметной зоны.

Качество достижения в выполнении какой-либо деятельности зависит не только от эффективности силы мотивации относительно специфических требований задачи, но, конечно, и от индивидуальной способности к выполнению соответствующей деятельности.

Качество достижения определяется как способностями, так и эффективностью силы мотивации. На формирование и развитие мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства, определяя модальность и силу мотива.

Из чего следует, что деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями, чтобы получить сильную мотивацию.

Формированию мотивации достижения, успешности учебной работы способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру подростка, оптимистический настрой и педагога, и подростков.

https://www..com/watch?v=75n9RrOyWK0

Согласно теории ожидаемой ценности очень важными в определении мотивации является ожидание успеха или неудачи. Если подростки не верят в то, что уровень усвоения приведет к значимому и ценному результату, их мотивация будет снижена.

Социальная ценность мотивации достижения подростков подчеркивает актуальность изучения закономерностей ее проявления и развития, а также поиска путей и способов ее целенаправленного формирования.

Психологи предлагают два пути воздействия на мотивацию подростков,

которыми необходимо пользоваться для формирования мотивации достижения. Первый путь — «сверху вниз» — проведение работы по осознанию мотивов: подростку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать, затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние, принятые самим подростком. Второй путь — «снизу вверх» — воспита-

ние мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности подростка в условиях активной деятельности самого подростка.

Деятельность достижения подростка — это форма активного целенаправленного поведения, соответствующей мотивации достижения и имеет следующие особенности:

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-1734.html

ovdmitjb

Add comment