Irvuz

Мотивационное ядро личности

Этапы развития мотивационной сферы личности

Мотивационное ядро личности

Мотив — это тот самый импульс, который помогает человеку двигаться в направлении цели, преодолевая или обходя промежуточные препятствия.

Разнообразие мотивов и их проявлений можно наблюдать при подробном изучении мотивационной сферы.

Сдвиг мотива на цель — что это такое в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мотивационная сфера — что это?

У каждого индивида есть своя индивидуальная комбинация потребностей, которая определяет поведенческую стратегию.

Количество и содержание потребностей формируются в зависимости от образа жизни, условий существования, положения в обществе и т.д.

Но потребность — это самостоятельное понятие. А удовлетворение потребностей можно рассматривать лишь в связке с управляемым поведением.

Т.е. потребность является предпосылкой для мотивации, а мотивация выступает в качестве предпосылки для формирования набора действий, нацеленных на удовлетворение потребностей.

Исходя из этой формулы, мотивацию можно рассматривать как систему причин, определяющих поведение индивида. И сумма побуждающих к активности причин (на разных уровнях) образует мотивационную сферу.

Что такое мотивационное ядро?

Мотивационное ядро личности — это набор мотивов, связанных смысловым мотивом деятельности.

Оно также выступает главным критерием при определении типа мотивации (потребность в труде, общественно полезной работе, средствах существования и статусной идентификации). Каждая из 4-ех групп может стать основой мотивационного ядра.

Понятие «мотивационной сферы» и «мотивационного ядра» легко спутать между собой.

Но мотивационная сфера, по сравнению с мотивационным ядром, является более широким понятием.

В то время как ядро — лишь одна из составляющих.

Психология и особенности

Мотивационная сфера — это важнейший раздел психологии, так как мотивация формирует поведенческую активность индивида.

Мотивационная сфера имеет характерные особенности:

  • гибкий и множественный характер;
  • широкий спектр различных мотивов;
  • наличие системы классификаций (иерархическая структура);
  • устойчивость мотивов;
  • импульсную силу мотивов;
  • динамичность мотивов.

Множественность проявляется в увеличении и потребностей, и способов удовлетворения этих потребностей.

Гибкость мотивации находит отражение в бесконечном количестве потенциальных способов и средств для удовлетворения идентичных потребностей.

Каждая отдельно взятая личность выбирает наиболее оптимальные варианты из всей совокупности возможных способов.

Иерархичность мотивов обоснована на логическом уровне, так как человек последовательно удовлетворяет индивидуальные потребности, переходя от более значимых (базовых) к второстепенным.

Наличие структурного деления также логически обосновано, потому что один мотив может включать в себя несколько потребностей. Так, органический мотив объединяет потребность в питье, комфортном температурном режиме и т.д.

Устойчивость подразумевает длительное сохранение мотивов даже после того, как отдельные потребности будут закрыты.

Возможны лишь некоторые количественные или качественные изменения, провоцирующие усовершенствование способов удовлетворения. Если человек действует в рамках материального мотива, он постепенно будет желать все большего количества денег или благ.

Динамичность подразумевает изменение отношения индивида к собственным потребностям и вытекающее из этого изменение силы и приоритетного статуса мотивов.

Б.М. Теплов выделил «короткую» и «дальнюю» мотивации, исходя из соображений перспективы.

Мотивы «короткого» типа распространяются лишь на недалекое будущее.

Ну а дальние мотивы определяют стратегию долговременной активности.

От того, какой тип мотива влияет на поведенческую стратегию, зависит отношение индивида к совершаемым действиям.

Развитие сферы

Ученый А.Н. Леонтьев заложил основы в вопросе изучения развития мотивационной сферы у человека. Он подробно описал механизм преобразования мотива в цель (ключевая мысль: в процессе осуществления деятельности желанная цель преобразуется в побудительную силу, замещая мотив).

Мотивация связана с познанием окружающего мира и формированием интересов. А первые признаки проявления интереса можно отследить у детей, не достигших годовалого возраста.

Таким образом, мотивационная сфера начинает формироваться еще в младенчестве.

Этапы:

  1. Младенческий возраст. Деятельная активность проявляется в форме эмоций. Действия имеют ориентировочную и сенсорно-манипулятивную природу. Во время контакта с родителями и значимыми взрослыми потребности малыша растут, но возможности их удовлетворения остаются на первоначальном уровне.
  2. Ранее детство. Малыш изучает и осваивает мир вещей (физический мир), используя для этого принятые в обществе шаблоны поведения. Деятельность носит предметно-орудийный характер.
  3. Дошкольный возраст. Развитие мотивационной сферы дошкольника связано с осознанием истинного смысла человеческой деятельности. Ребенок уже пытается поступать таким образом, чтобы его действия были общественно значимыми и могли получить оценку в социуме. Появляется мотивация учиться и овладевать новыми навыками, чтобы приспособиться к жизни. При этом малыш осознает, что он не достаточно подготовлен к освоению «мира взрослых».
  4. Школьный возраст. Ребенок стремится оградиться от взрослых и охотно идет на контакт со сверстниками. Его деятельность направлена на получение и обработку новой информации (знаний). Интеллектуальные и познавательные показатели растут.
  5. Подростковый возраст. Мотивационная сфера подростков активно расширяется. Индивид акцентируется на общении интимно-личностного характера.

    Происходит самоопределение и формирование нравственных идеалов. Подросток планирует свое будущее, приобретая новые мотивы.

  6. Старший школьный возраст. Индивид делает выбор в пользу ведущей деятельности, выбирая из доступных в условиях социальной среды вариантов. Ориентиром служит система жизненных смыслов, полностью оформившаяся к моменту выпуска из учебного заведения.

В процессе взросления отдельные мотивы поведения занимают ведущее место и постепенно превращаются в черты личности.

Это может быть мотив оказания помощи, агрессивные или созидательные мотивы, мотив избегания ответственности и проч.

Так ценностно мотивационная сфера личности определяет саму личность, отражаясь в присущих ей чертах.

Диагностика

Диагностика мотивационной сферы помогает определить направленность личности и выявить истинные причины поступков.

Направленность личности представляет собой сумму устойчивых и независимых от внешних условий мотивов.

Тест юмористических фраз (ТЮФ)

Методика основана на принципе тематической классификации. Человек, проходящий испытание, присваивает неоднозначным стимулам место в индивидуальной классификации, руководствуясь при этом апперцепцией.

Фразы относятся к разным тематическим конструкторам. Поставленная задача достаточно проста: объединить одинаковые на взгляд испытуемого фразы под маркой одной темы.

Для проведения теста необходим набор стимулов, состоящий из 100 карточек с юмористическими фразами. В распоряжении испытуемого есть 10 тем-шаблонов (4 карточки на одну тему). 60 фраз можно идентифицировать как «многозначные».

Т.е. испытуемый может испытывать сложности с определением темы, и вынужден будет руководствоваться повышенной мотивационной значимостью тем.

Темы:

  • садизм;
  • сексуальные взаимоотношения;
  • пагубные привычки;
  • финансы;
  • мода;
  • карьера;
  • внутрисемейные проблемы;
  • социальные проблемы;
  • бездарность;
  • глупость.

В оригинальном варианте методики названия тем могут отличаться от представленного списка.

Изучение потребности в общении и достижениях (метод ПО и ПД)

Методика представляет собой анкету, включающую в себя 22 утверждения. Испытуемый должен промаркировать каждое утверждение ответом «да» в случае, если его собственное мнение совпадает с утверждением. В случае несоответствия мнений испытуемый маркирует утверждение ответом «нет».

Утверждения носят обобщенный характер, поэтому рассматривать их надо вне конкретных ситуаций и обстоятельств (ориентируясь на типичный вариант развития событий).

Заполнять анкету нужно последовательно, не пропуская вопросы. Время на обдумывание ограничено.

Оценка теста происходит методом подсчета баллов, присвоенных испытуемому за каждый ответ.

Прямая диагностика

Потребностно-мотивационная сфера личности может быть изучена с помощью прямой диагностики.

В таком случае специалисту необходим непосредственный контакт с объектом исследования.

Интервью с тематическими вопросами позволяет точно выявить мотивы и интересы, так как человек не ограничен стандартными для анкеты вариантами ответов или набором стимулов.

Проективные методики

К числу самых популярных проективных методов относятся ТАТ-методика Г. Мюррея и тест Розенцвейга, методики неоконченных рассказов и предложений.

Адаптацией и модификацией теста ТАТ для русскоговорящего населения занималась Е.Т. Соколова. В ее варианте стимульные материалы состоят из 20-ти таблиц, которые за два сеанса (по десять единиц) в индивидуальном порядке предъявляются испытуемому.

По результатам теста можно определить потребность в эмоциональном взаимодействии, достижении успеха, избегания угрозы и т.д.

Рисуночный метод фрустраций Розенцвейга

Пример:

Тест используют в двух формах: для детей и взрослых. Суть метода заключается в том, что испытуемый анализирует сцену межличностного контакта на картинках и знакомится с высказыванием одного из персонажей. После этого он дает ответ от имени второго персонажа.

Диагностика мотивационной сферы позволяет определить истинные мотивы человека, понять природу его чувств, эмоций и поступков.

Располагая данной информацией можно корректировать деструктивные стратегии поведения и добиваться положительной динамики в любой сфере жизни.

Потребностно-мотивационная сфера личности — основные понятия:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/motivatsionnaya-sfera-lichnosti.html

Биологическое и культурное ядро личности – психология

Мотивационное ядро личности

04.06.2018

Нет никаких оснований утверждать, что у человека есть только одно и тем более неизменное личностное ядро.

У человека может быть несколько его биологических ядер (врожденных черт характера, утверждающих его как личность) и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры — культурных ядер.

С момента зачатия заложена врожденная база личности: биологические и психологические структуры, с которыми рождается ребенок.

Последовательность

Изначально ядром личности (будет выполнять функцию ядра) является Биологическое Я, то, что является знаком его биологической индивидуальности: свое, похожее на кого-то и непохожее на других лицо и тело, свои генетические программы. Все врожденное и случайно выученное — это ядро биологическое.

Периферия этого биологического ядра — здоровье, энергия и симпатичность ребенка.

Когда и если на этом биологическом ядре формируется что-то формируется сознательно, целенаправленно — на месте биологического ядра постепенно формируется (надстраивается на ним и постепенно вытесняет — или сотрудничает?) ядро культурное.

К биологическому ядру добавляется Психологическое Я, знаки психологической индивидуальности ребенка, формирование не просто реакций, но поведения младенца: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, адекватность реакций. так далее, смотри Возрастные этапы развития личности

Что стоит за этим: врожденные поведенческие программы, унаследованные от рода? Что будет здесь периферией?

Какое ядро сильнее: биологическое или культурное?

Сильное ядро может иметь врожденную, биологическую природу. У ребенка своя воля, он упрям, настаивает на своем: сильный характер. Хочу!

Со временем у человека может сформироваться другое сильное ядро: культурное ядро личности, где в центре будет видение, ценности, миссия и дух.

Взаимоотношения биологического и культурного ядра

Могут дружить, могут жить параллельно (не влияя друг на друга и проявляясь в разных ситуациях), могут конфликтовать.

Сильное биологическое ядро может мешать развитию культурного ядра. Упрям, не учится — так упрямым неучем и остался. Человек без сильного культурного ядра — «Без царя в голове».

Слабое биологическое ядро может способствовать развитию культурной личности. Слушается родителей, учится, занимается спортом и танцами, проходит лидерские курсы — и развивая периферию, постепенно формирует новое культурное ядро.

Источник:

Психология личности

Курс посвящен изучению основополагающих проблем психологической науки, связанных с личностью человека. Студенты знакомятся с теоретическими основами психологии личности, учатся самостоятельному анализу существующих психологических теорий.

Значительное внимание в курсе уделено методологическим проблемам, а также конкретным подходам теориям и методам исследовательской и практической работы.

В курсе рассматриваются как общетеоретические и методологические проблемы, психологии личности, так и конкретные вопросы становления личности в историческом и онтогенетическом аспектах, а также известные концепции в области психологии личности.

В результате изучения данного курса студенты должны:— знать сущностные особенности проблемы определения понятия личности;— понимать действительные возможности научного подхода при исследовании проблем психологии личности;— знать конкретные психологические методики изучения личности человека;— знать основные теории, концепции и подходы в современной психологии личности;

— ориентироваться в логике и закономерностях становления личности в онто- и филогенезе.

Данный курс читается в двух семестрах в количестве 66 часов, из них 33 часа лекций, 33 часа семинарских занятий. По окончании курса предусмотрен диф. зачет.

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Тема 1. Проблема определения понятия личности
Философские основы теоретического подхода к личности. Проблема сущностного определения человека. Личность как единство всеобщего и универсального. Возможность и невозможность однозначного определения понятия личности. Редукционизм в психологии личности. Множественность трактовок понятия личности в современной психологии.

Тема 2. Категория развития в психологии личности
Проблема определения понятия развития. Отличие развития от изменения, роста, движения, созревания. Развитие как саморазвитие. Основные признаки развития: появление нового качества, прогрессивность изменений, внутренняя обусловленность.

Тотальность личности и способности к саморазвитию. Совпадение и различие процессов развития психики и личности. Соотношение понятий личности и нравственности, внутренней свободы и ответственности, инициативности и осмысленности действия. Отличие понятия личности от понятий — индивид, субъект, индивидуальность.

Предпосылки, условия, источники и движущие силы психического развития.

Тема 3. Биологическое и социальное в психике и личности человека
Исходные посылки и логика натуралистического подхода. Принцип естественного отбора и надъестественность человеческой культуры. Противопоставление биологического и социального.

Биологизаторские и социологизаторские учения в психологической науке. Теория конвергенции двух факторов. Роль наследственности и социальной среды в становлении личности. Социо-культурные основы организмы человека. Проблемы психосоматики.

Отличительные особенности личностного подхода в свете проблем биологического и социального.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Принцип историзма в психологии личности
Личностность человеческого бытия как явление западной культуры. Различное понимание сущности и предназначения человека на Востоке и Западе.

Проявления общинного и феодального сознания в современном мире. Безличностность и личностность мышления и бытия как результат своеобразного исторического развития психики человека в различных мировых культурах.

Утверждение индивидуализированного бытия как существенное условие становления личности человека.

Тема 2. Историческое становление личностного сознания
Безличностность мышления и самосознания древних греков. Внутренние психологические качества (индивидуальная неповторимость, мотивы и побуждения, совесть и стыд) и гражданские доблести в Древней Греции.

Субстанциональная и атрибутивная личность в работах А. Ф. Лосева. Роль христианства в становлении личностного бытия человека. Своеобразие средневекового мышления. Религиозное сознание и его влияние на формирование человека как личности. Перспективы развития исторической психологии.

Тема 3. Параметры личностного бытия в современном мире
Характеристика понятий: индивидуальность, творчество, свобода, инициативность, осмысленность. Юридическая и нравственная ответственность личности. Психологические основания вменения вины.

Понятие о девиантном поведении и о личности преступника. Предвидение общественно значимых последствий своих действий и поступков. Осмысленная инициатива как характеристика волевого действия. Воля как психологический инструмент свободного действия.

Противоположность и взаимодополнительность общинного и личностного сознания в современном мире.

РАЗДЕЛ 3. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Понятие психологического возраста в психологии личности
Физическое, историческое и психологическое время в жизни человека. Проблема единицы измерения психологического времени на оси онтогенеза.

Несовпадение биологического созревания, психологического развития и личностного становления в онтогенезе. Теоретическое и эмпирическое обоснование кризисов развития. Стабильные и критические периоды. Ведущая деятельность и ее значение в формировании личности ребенка.

Понятие о возрастных психологических новообразованиях и их роли в становлении личности. Основные периодизации психического и личностного развития.

Тема 2. Особенности развития личности в раннем возрасте
Движущие силы психического развития в раннем возрасте. Роль общения в личностном развитии ребенка младенческого и раннего возраста. Последствия депривации общения.

Условия возникновения «бескорыстно-исследовательской», предметно-манипулятивной деятельности. Психологические новообразования критических и литических периодов данного возраста.

Личностные особенности детей раннего возраста с трудностями в развитии.

Тема 3. Становление личности в дошкольном и младшем школьном возрасте
Основные виды детской игры. Их вклад в развитие личности ребенка. Психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе. Особенности самосознания ребенка-дошкольника и младшего школьника.

Ведущая учебная деятельность и ее значение в плане формирование личности. Формирование произвольности и этических инстанций. Воображение и рефлексия как новообразования дошкольного и младшего школьного периодов развития. Нарушения в эмоционально-мотивационной и волевой сфере у детей с трудностями развития.

Психологическая диагностика и коррекция «трудных детей».

Тема 4. Личность подростка
Психологическое содержание развития личности в младшем и старшем подростковом возрасте. Проблема определения ведущей деятельности подростков. Особенности самосознания подростков.

Чувство взрослости как возрастное психологическое новообразование. Соотношение общения и учебной деятельности в подростковом периоде развития.

Особенности мотивационно-потребностной сферы личности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНОЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Психоаналитический подход к изучению личности
Основополагающие понятия классического психоанализа (З. Фрейд). Либидозная энергия влечений. Представление о трех инстанциях в структуре личности: (Я, Оно, Сверх-Я).

Методы психоаналитического исследования личности. Роль комплексов в развитии личности. Психотерапевтические подходы и техники в психоанализе. Развитие психоаналитического направления (К. Юнг). Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипов.

Персона как фрагмент коллективной психики.

Тема 2. Теория личности К. Левина
Топология и основные понятия динамической теории поля. Движущие силы поведения в учении К. Левина. Экспериментальные исследования личности в работах учеников и последователей К. Левина: Хоппе, Т. Дембо, А. Карстен, Р. Биренбаум, Б. В. Зейгарник.

Тема 3. Проблема личности в гуманистической психологии
Теория и практика в подходе Карла  Р. Роджерса. Основные принципы гуманистической психологии. Представления о свободе, внутреннем психическом опыте, осознании бытия «здесь-и-теперь», самоактуализация, целостности личности, ответственности.

Психологические механизмы защиты «Я — концепции» в теории К. Роджерса. Его психотерапевтические идеи и опыт работы как психотерапевта. Преодоление потребительской психологии «вещизма» в работах Э. Фромма. Понятия отчуждения. Концепция человеческой природы и положение о личности в обществе в трактовке Э. Фромма.

Представление о Новом Человеке и Новой науке.

Тема 4. Культурно-историческая концепция развития личности
Идея развития как центральная проблема в исследованиях Л. С. Выготского. Методологическое значение учения о высших психических функциях для построения теории личности.

Опосредствование как психологический механизм развития. Понятия социальной ситуации развития, центральной психической функции, возрастных новообразованиях и ведущей деятельности. Критерии личностного характера действий. Понятие о системном и смысловом строении сознания.

Экспериментально-генетический метод.

Тема 5. Деятельностный подход в психологии личности
Деятельность как предельный объяснительный принцип и как предмет исследования. Проблема определения понятия личности в деятельностном подходе. Критика  А. Н. Леонтьевым ролевых теорий личности. Точки «рождения личности в концепции А. Н. Леонтьева.

Мотивационно-потребностная сфера как сущностное ядро личности. Значение установления иерархии мотивов. Основной показатель личностного становления в подростковом возрасте. Проблема смысла и значения в деятельностном подходе и в культурно-исторической концепции. Совпадения и различия в трактовках понятия личности в теории А. Н. Леонтьева и в исследованиях Л. И. Божович.

Перспективы развития деятельностной теории личности.

ВОПРОСЫ К ДИФ. ЗАЧЕТУ

1. Проблема определения понятия личности.2. Научный подход к проблеме личности.3. Категория развития в психологии личности.4. Биологическое и социальное в личности человека.5. Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность.6. Периодизация психического и личностного развития.

7.

Основные психологические понятия и характеристики онтогенеза личности.8. Критические и литические периоды развития.9. Предпосылки, условия, движущие силы и источники психического развития.10. Становление личности в младенческом возрасте.11. Движущие силы психического развития в раннем возрасте.

12.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/biologicheskoe-i-kulturnoe-yadro-lichnosti-psihologiya.html

ovdmitjb

Add comment