Irvuz

Модели корпоративного управления

Модели корпоративного управления

Модели корпоративного управления

Корпоративное управление (КУ) представляет собой сложную многоаспектную категорию. Единства подходов относительно его сущности не выработано до сих пор. Его принято рассматривать и изучать с различных сторон:

  • как отдельную отрасль научного знания;
  • с точки зрения системного и процессного подходов.

Сегодня можно выделить два основных подхода к определению и трактовке концепции корпоративного управления.

В первом случае КУ рассматривается в широком смысле и может быть определено в качестве системы управленческих корпоративных решений, возникающих между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, которая призвана обеспечить синергизм в достижении поставленных целей.

Во втором случае определение корпоративного управления приобретает более узкий смысл. В частности, речь идет об установлении баланса интересов различных групп заинтересованных лиц (стейколдеров). Особое внимание уделяется взаимосвязи участников корпоративных отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Так или иначе, корпоративное управление охватывает систему взаимоотношений между акционерами, советом директоров, исполнительными органами акционерного общества, а также иными заинтересованными сторонами.

Организация КУ обеспечивается посредством выстраивания определённой модели его реализации, сущность которой заключается в построении такой системы корпоративного управления, которая способствовала бы реализации задач акционеров и защите их интересов с соблюдением баланса интересов прочих заинтересованных сторон.

В настоящее время можно выделить три базовых модели корпоративного управления:

  • Японская,
  • Германская
  • Англо-Американская.

Модели корпоративного управления различных стран отличаются друг от друга, что с одной стороны объясняется корпоративным правом и особенностями национального развития государств, а с другой – нормами деловой практики.

Японская модель корпоративного управления

Японская модель КУ имеет узкую сферу применения – она распространена лишь в Японии.

Для нее характерна распространение практики перекрёстного владения акциями компании (так называемое «кейрец»), а также их концентрация среди крупных и средних акционеров.

Миноритарии, представленные мелкими частными и институциональными инвесторами, развиты слабо. На протяжении долгого времени они вели себя пассивно и располагали незначительными объемами акций.

Отличительной особенностью данной модели выступает основополагающая роль банков в функционировании корпораций. Зачатую у каждой промышленной группы имеется свой банк, который составляет ее ядро и выступает в роли основного регулятора финансовых потоков. Как правило, такие банки владеют значительным пакетом акций компании.

Замечание 2

В рамках японской модели КУ акционеры ориентированы преимущественно на достижение долгосрочных целей развития корпорации. Основной формой их доходов от владения акционерным капиталом выступают дивиденды.

На протяжении долгого времени японский фондовый рынок обладал относительно невысокой степенью ликвидности, а источником привлечения капитала зачастую выступали банковские структуры.

Помимо прочего, незначительным влиянием на систему КУ отличались враждебные поглощения. Сложившая практика перекрестного владения акциями и группировки кейрецу вокруг крупного банка, финансировавшего все компании группы, практически полностью исключали возможность рейдерства со стороны других участников рынка.

Германская модель корпоративного управления

Германская или как е еще принято называть, континентальная модель КУ нашла свое применение в австрийских и немецких корпорациях. География ее распространения включает в себя такие страны, как: Австрия, Германия, Норвегия, Швейцария и Нидерланды.

Экономические особенности, в рамках которых происходило формирование модели данного типа и которые предопределили ее сущность, представлены на рисунке 2.

Рисунок 1. Особенности континентальной модели КУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для германской системы корпоративного управления характерна двухуровневая структура. Это означает, что совет директоров состоит из наблюдательного совета и правления. Первому присущи функции контроля. Второе же выполняет исполнительные функции. В качестве высшего органа управления выступает собрание акционеров.

Характерной особенностью германкой модели КУ выступает кодетерминация, непосредственно связанная с участием сотрудников в управлении компанией. В состав наблюдательного совета в обязательном порядке входят работники компании и представители банков.

Англо-американская модель корпоративного управления

Англо-американская модель КУ характеризуется высокой распыленностью акционерного капитала. Это означает наличие множества миноритарных акционеров и мелких инвесторов, обособленных друг от дуга, которые находятся в зависимости от менеджмента компании.

Замечание 3

Собрания акционеров носят по большей части формальный характер, реальное управление корпорацией сосредоточено в руках профессиональных менеджеров.

Ведущая роль в корпоративном управлении отводится совету директоров, в руках которого сосредоточены функции «надзора» и «управления». Именно он распоряжается всей деятельностью корпорации, защищает интересы ее акционеров, обеспечивает качество КУ и несет ответственность перед собранием акционеров и контролирующими государственными органами.

Характерной особенностью данной модели выступает одноуровневый (унитарный) совет директоров, состоящий из двух групп представителей:

  • исполнительные члены (менеджеры, управленцы);
  • неисполнительные члены (не являются работниками компании), часть из которых представлена независимыми аутсайдерами.

Фондовый рынок в условиях развития англо-американской модели отличается высокой степенью ликвидности, а сделки M&A (слияния и поглощения) широко распространены. При всем этом роль банков незначительна, их отношения с корпорациями обычно не выходят за рамки кредитных

Свое распространение данная модель получила в таких странах, как США, Австралия, Великобритания, Канада и Новая Зеландия.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/sistema_korporativnogo_upravleniya/modeli_korporativnogo_upravleniya/

Введение

Модели корпоративного управления

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика основных моделей управления

1.1 Англо-американская модель корпоративного управления

1.2 Японская модель корпоративного управления

1.3 Немецкая модель корпоративного управления

1.4 Российская модель управления акционерным обществом

Глава 2. Сравнительный анализ моделей корпоративного управления

Глава 3. Организация корпоративного управления в Открытом акционерном обществе «Новосибирский завод химконцентратов»

3.1 Немного о ОАО «НЗКХ»

3.2 Признаки основных моделей корпоративного управления в деятельности ОАО «НЗКХ»

Заключение

Список литературы

В ХХ столетии в мировой практике основной формой организации и управления хозяйственными и многими другими процессами, в которых требуется объединение нескольких заинтересованных сторон, стала корпорация.

«Развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею, породило проблему обеспечения контроля со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы ее можно было максимально эффективно использовать в интересах собственников».

Организационная модель, которая призвана решить эту проблему, защитить интересы инвесторов, согласовать интересы различных заинтересованных групп, и получила название системы корпоративного управления.

В зависимости от особенностей развития эта модель приняла неодинаковые формы в разных странах.

Функционирование этой системы опирается как на законодательные нормы, утвержденные государством, так и на правила, стандарты и образы, формируемые в результате формальных и неформальных соглашений всех заинтересованных групп.

Проблема организации корпоративного управления и выбора модели, которой стоит придерживаться, является весьма важной, в том числе и для России, так как «одним из серьезных препятствий, стоящих на пути развития российской экономики, является низкое качество корпоративного управления, предопределяющего уровень культуры ведения бизнеса, его инвестиционную привлекательность, значимость финансовых результатов».

Российская модель управления акционерными обществами объединяет в себе черты трех основных моделей управления. Выбор темы курсовой работы обусловлен желанием проследить за тем, как развивается процесс управления корпорациями в России и в странах, использующих англо-американскую, немецкую и японскую систему управления.

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа существующих основных моделей корпоративного управления.

В качестве основных задач можно обозначить следующие:

1) Характеристика англо-американской системы управления;

2) Рассмотрение японской модели управления корпорациями;

3) Изучение немецкой модели;

4) Проведение сравнительного анализа моделей корпоративного управления;

5) Рассмотрение российской модели на примере конкретной организации.

В работе будут рассмотрены статьи из журналов «Экономический анализ: теория и практика» и «США и Канада: экономика, политика, культура», касающиеся вопросов управления корпорациями в различных странах. А также учебное пособие по корпоративному управлению Тепмана Л.Н., пособие под названием «Корпорация: американская модель» Кочеткова Г.Б. и Супяна В.Б. и некоторые другие источники.

Глава 1. Характеристика основных моделей управления

1.1 Англо-американская модель корпоративного управления

Англо-американская модель (или по-другому англосаксонская модель) получила наибольшее распространение в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

Для англо-американской модели характерно следующее: публичные компании с множеством мелких акционеров, большое значение фондового рынка, в меньшей степени (чем в германской модели) зависимость от государства, открытость экономических границ.

Например, «Generalelectric насчитывает сотни тысяч акционеров, причем даже самому крупному из них принадлежит менее 1% акций. Исследования показывают, что концентрация прав собственности и контроля тем выше (при прочих равных условиях), чем менее эффективна система защиты прав акционеров.

Система защиты прав акционеров в более развитых странах, как правило, выше. Отсюда и показатели концентрации акционерного капитала в более развитых странах, как правило, ниже».

Большая распыленность акций может привести к тому, что даже незначительная доля акций в собственности (при условии, что никто другой не имеет больше) может обеспечить контроль инвестора за предприятием.

Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры, правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и акционерам по вопросам корпоративного управления и ания по доверенности. Три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры.

Особенностью англо-американской модели является сильный совет директоров, формируемый в основном из членов управленческой команды, и достаточно слабое общее собрание акционеров (из-за сильной распыленности акций).

Корпоративное законодательство, действующее в странах, применяющих англо-американскую модель управления, решает противоречие интересов акционеров и менеджеров.

Акционеры избирают совет директоров, который становится их доверенным лицом и начинает действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля над управлением.

В советы директоров большинства корпораций США и Великобритании входят как внутренние члены, или инсайдеры, так и внешние (независимые) члены, или аутсайдеры.

Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях.

Это разделение очень важно, так как инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации.

Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Плата за разделение владения и контроля называется платой за агентские услуги.

В англо-американской модели имеются две процедуры, требующие обязательного одобрения акционеров: избрание директоров и назначение аудиторов. Существуют и другие внеочередные вопросы, требующие одобрения акционеров. Среди них – слияние и поглощение, реорганизация, поправки к уставу корпорации.

Акционеры имеют право вносить предложения в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров. Эти предложения должны касаться непосредственно деятельности корпорации.

Акционеры, которые владеют более чем 10 % капитала корпорации, имеют также право созывать внеочередное (чрезвычайное) собрание акционеров.

«В США разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо-американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени, как в США, где корпорации должны публиковать самую разную информацию».

Финансирование новых компаний осуществляется в данной модели путем размещения акций на фондовом рынке. Именно фондовый рынок является основным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций в ту или иную компанию.

1.2 Японская модель корпоративного управления

Для японской модели корпоративного управления характерны следующие три аспекта:

1. Система главных банков;

2. Система пожизненного найма персонала;

3. Сетевая организация внешних взаимодействий компаний.

Рассмотрим их более подробно.

В японском бизнесе банки играют весьма важную роль, и каждое предприятие стремится установить очень тесные отношения с одним из них. Такой банк называется главным банком компании. Он выполняет самые разные функции. Прежде всего, он является кредитором.

«Главный банк является первым или вторым по объемам кредитования в 85% наиболее крупных японских компаниях». Одновременно банк является крупным акционером компании. «Для 16% компаний главный банк – самый крупный акционер, в 22% случаев – второй по величине, в 15% случаев – третий».

Также банк выполняет роль финансового и инвестиционного аналитика. Он достаточно хорошо осведомлен о состоянии дел компании и может выполнять роль финансового консультанта. Главный банк может предупредить компанию о надвигающихся финансовых проблемах и помочь разработать программу выхода из кризиса.

Если предприятие мелкое, то главный банк может даже вести бухгалтерский учет. Он является венчурным капиталистом, финансируя высоко рискованные проекты компаний.

Система пожизненного найма персонала не охватывает весь рынок труда в Японии. Доля тех, кто действительно всю трудовую жизнь остается в одной компании, приблизительно равна 50%.

Здесь речь идет о некоей деловой культуре, где активно культивируется и играет важную роль для компании чувство сопричастности и отношение к компании как к семье. Считается важным, единожды появившись в трудовой семье, навсегда остаться ее членом.

Но и у данного принципа существуют свои недостатки: данная система предполагает медленный, во многом заранее предопределенный карьерный рост. Подобная ситуация не всегда устраивает современную молодежь, которая живет в высоко динамичном мире.

К сетевой организации внешних взаимодействий компаний относят:

· Избирательное вмешательство;

· Внутригрупповая торговля;

· Практика внутригруппового передвижения менеджмента;

· Наличие сетевых элементов – советов, ассоциаций, клубов.

Многие компании в Японии объединяются в финансово-промышленные группы. Весьма часто наблюдается вмешательство в управленческий процесс со стороны других компаний группы. Нередко такие вмешательства осуществляет главный банк компании, корректируя ее финансовое положение.

Практикуются совместные меры нескольких компаний по выводу из кризисного состояния какого-либо предприятия группы. Банкротство компаний, входящих в финансово-промышленные группы, – явление очень редкое, так как им оказывается не только финансовая, но и управленческая помощь.

Вмешательство также может осуществляться с целью решения технологических проблем.

Источник: https://mirznanii.com/a/165434/sravnitelnyy-analiz-osnovnykh-modeley-korporativnogo-upravleniya

ovdmitjb

Add comment