Irvuz

Модель психологической проблемы

Содержание

Индивидуальные внутренние проблемы – Психологос

Модель психологической проблемы

Индивидуальные внутренние проблемы могут быть любой тематики: про деньги и любовь, “не знаю чего хочу” и “не доверяю людям”, но они называются внутренними, если человек корень проблемы видит внутри себя, а не в других людях или каких-то внешних обстоятельствах.

Эти внутренние проблемы, заморочки, занозы, мешающие жить – в науке иногда именуются: интрапсихические патогенные факторы, дисфункции, дисфункциональные психологические процессы. Внутренние феномены, разрушающие функциональность человека.

Действительно, проблемы с деньгами могут быть вызваны обвалом на бирже, проблемы со здоровьем – несчастными случаем… “Я потерял работу, потому что кризис и уволили всех” – это ссылка на внешние обстоятельства. А вот если человек говорит: “Я не могу наладить отношения с шефом и коллегами, отчего раз за разом теряю работу” – это предположение о внутренних проблемах.

Внутренние проблемы часто называют психологическими проблемами. Если не придираться к словам, это вполне правильно. Если быть предельно точным, то не все внутренние проблемы являются психологическими (имеют психологическую подоплеку), у людей бывают духовные поиски и проблемы, душевные проблемы, личностные, проблемы с головой и поведенческие затруднения.

Когда-то к священникам, когда-то к психологам и психотерапевтам люди приходят с духовным поиском и духовными проблемами. К подобного рода проблемам обычно относят поиск главного направления и настоящего смысла жизни, когда-то борьба с внутренней смутой и соблазнениями.

Не всегда, но часто – за этими красивыми словами скрываются проблемы душевные и личностные. О личностных проблемах говорится, когда человек запутался в жизни, перестал развиваться, потерял направление и интерес к жизни, не знает что хочет, всего боится, начал по жизни спускаться… Душевные проблемы – похоже, но про другое.

Когда на душе плохо, душа болит, когда внутри человек ощущает что-то, мешающее жить и радоваться жизни, люди говорят о душевных проблемах.

Очень часто психологическими проблемами называют случаи, когда человек непроизвольным образом отыгрывает мстительность, борьбу за власть, желание привлечь внимание или страх провала, однако кажется, что понятие “психологические проблемы” все-таки шире.

У детей и взрослых нередко возникают проблемы с вниманием, памятью, сообразительностью – голова стала работать хуже.

Либо, реже – человек хочет избавиться от неработающих старых взглядов и приобрести взгляды более разумные и эффективные.

Неочевидно, что во всех этих случаях лучше всего может помочь именно психолог, но поскольку все остальные специалисты с этим разбираются еще хуже, это также нередко оказывается предметом работы психолога.

Также, к психологам и психотерапевтам обращаются и в случае индивидуальных поведенческих затруднений и проблем: когда что-то не получается, потому что нет привычки, не хватает умений, навыков и опыта. В любом случае, это индивидуальные трудности человека, в отличие от межличностных, рабочих и семейных проблем.

Список внутренних проблем может быть очень длинным: агрессивность, алкоголизм, больные привязанности, внутренний саботажник, люди в горе и депрессии, любители жить в позиции Жертвы или склонные разыгрывать Дурика, страдающие от того или иного выгорания, психотравм и страхов, мучимые чувством вины и внутренним кризисом… Это могут быть бессознательные мотивации, патологическое развитие Я, фиксации психосексуального развития, неосознаваемые механизмы психологической защиты и нарушенные объектные отношения…

Тот, кто с проблемой – немного больной, человек с нарушенным психологическим здоровьем.

Быть с проблемой – одновременно и стыдно, и выгодно. Дело в том, что тот, кто с внутренней проблемой – немного больной. Больным быть (мужчине) стыдно, но больной имеет право на заботливое отношение, как к больному. Женщинам болеть не стыдно, поэтому женщины чаще и легче рассказывают о своих проблемах.

Внутренней проблемой называют то внутреннее затруднение, которое есть только у меня. Если твое затруднение (нет денег, голодно, холодно и пр.) не уникально, так это у всех, то твое затруднение проблемой не признают: это не проблема, а нормально.

Многим людям свойственно свои жизненные затруднения представлять своими проблемами, переживая себя Жертвой этих проблем, жалея себя и ожидая от окружающих внимания и помощи. Люди, выбравшие жить в позиции Автора, живут не проблемами, а задачами. Есть затруднение – разбираемся и ищем решение.

У сильных людей проблем нет, у сильных людей задачи – и очень творческие задачи.

Порядок работы с индивидуальными внутренними работами в процессе консультации или психотерапии

Работая с внутренними проблемами клиентов, рекомендуется соблюдать следующий порядок. В первую очередь следует рассмотреть очевидные причины, видные невооруженным глазом и решаемые на уровне здравого смысла.

Если девушка одинока, потому что просто сидит дома и никуда не выходит, в первую очередь нужно рекомендовать ей расширить круг общения. Если оказывается, что дело не в том и несколько сложнее, поиск расширяется до менее очевидных, тем не менее вполне вероятных причин, имеющих наблюдаемые признаки.

Например, девушка не может наладить круг общения, поскольку у нее базарный стиль общения и выраженная обидчивость.

В синтон-подходе разработана синтон-карта личностной диагностики: уникальный инструмент, аналог таблицы периодической системы Менделеева, только применительно к причинам внутренних психологических проблем.

Используя синтон-карту личностной диагностики, можно практически исчерпывающим образом отсмотреть все наиболее вероятные причины психологических затруднений.

Основные блоки, на которые нужно обратить внимание, это Неразвитое мышление, Проблемные образы, Неадекватные верования, Проблемное тело, Кривые роли и образ жизни, а также Проблемные мотивы и динамики.

Обычно на таком уровне решаются большинство ситуаций, с которыми обращаются клиенты к психологу или психотерапевту, однако теоретически можно допустить, что за кругом вероятных причин могут скрываться вовсе глубинные причины, не имеющие наблюдаемых признаков. Причиной одиночества девушки можно предположить и ее детские психотравмы, и проблемы в родовой памяти ее семьи, и венец безбрачия, и проклятие соседки…

В области семейного консультирования есть свои традиции порядка работы с проблемами, а именно в соответствии с системной моделью Д.Н. Оудсхоорна.

Эта модель подсказывает, что причины проблем в семье могут быть на самых разных уровнях, требующих каждый раз своего подхода.

Такой подход обеспечивает стереоскопическое видение ситуации, помогает сформулировать необходимую терапевтическую программу и разграничивает области компетентности разных специалистов.

Что дает решение внутренней проблемы?

Многие ленивые или романтически настроенные люди думают, что, если найти проблему (вынуть занозу), то жизнь сразу станет лёгкой, светлой, и больше ничего не надо будет делать… Это не так.

Решение проблемы, устранение занозы не всегда автоматически делает жизнь лёгкой, счастливой и беспроблемной.

Если у тебя в ноге заноза – идти больно, но если её удалили, путь не обязательно будет лёгким – возможно, тебе предстоит дорога в гору.

Аналогично, нередко можно встретить утверждение, что людям мешает быть счастливыми наличие внутренних проблем.

Предполагается, что если людям убрать внутренние проблемы, они автоматически и сразу станут счастливыми! Нет, снятие блоков само по себе счастья ещё не гарантирует.

Впереди дальнейший путь, и его необходимо пройти самостоятельно: наладить свою жизнь, освоить позитивный взгляд на реальность и сделать “копилку ключей счастья”.

Устранение внутренних проблем дает только возможность развития нужных навыков, возможность развития тех или иных способностей, но не сами эти способности. Ни самостоятельность, ни способность к творчеству не приходят к человеку сами по себе, эти навыки и способности появлятся лишь в результате научения. Когда психотерапевты пишут:

“Задача психотерапевтического тренинга – в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого свой”.

– это неверно. Вернуть человеку можно только то, что у него было. Если человек умел справляться с жизненными ситуациями самостоятельно, но в трудной жизненной ситуации эту способность потерял – психотерапевтический тренинг может помочь ему это вернуть. Если же человек самостоятельным никогда не был, то тут лечение не поможет. Это нужно развивать.

Аналогично – что касается способности к творчеству. Если человек до психотерапевтического тренинга несколько десятилетий не включал головы и привык жить по шаблонам, такому человеку возвращать нечего.

Если же имеется в виду предпосылка гуманистической психологии, что каждый здоровый человек в глубине имеет зерно, тенденцию к саморазвитию, творчеству и самостоятельности, но эта тендеция могла быть заблокирована трудными событиями детства и человек нуждается в снятии этих блоков, то – да, это возможно, и психотерапевтический тренинг может в этом помочь. Но в случае решения данной задачи человек ещё не станет самостоятельным и творческим, он только обретёт эту способность.

Скорее всего, у вас есть способности к усвоению японского языка, но это не значит, что вы умеете по-японски говорить.

Если у вас с детства были парализованы ноги и вам их вылечили, вам предстоит осваивать даже простую ходьбу. Лечение ещё не сделает вас танцором.

Психотерапия не делает человека самостоятельным и творческим, она только открывает человеку эту возможность. Есть ли тренинги, способствующие развитию самостоятельности и творчества? Да, это тренинги развития личности.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/individualnye-vnutrennie-problemy

Психологические проблемы современного общества – причины и последствия

Модель психологической проблемы

Каждый человек в течение своей жизни испытывает при контактах с окружающим миром психологические проблемы, которые являются отражением его внутреннего мира, убеждений, системой личных ценностей. Начинаются такие проблемы зачастую в детстве, а затем усугубляются во взрослом возрасте.

Психологические проблемы – что это?

Понятие психологической проблемы тесно связано с внутренним мировосприятием человека. Их сложно разграничивать, так как любая проблема, начавшаяся в семейных отношениях может влиять на всю личность. Они связаны с биологическими и социальными потребностями человека. Психологические проблемы бывают: явными (проблемные состояния и отношения), скрытыми и глубинными.

К проблемным состояниям относят страхи, зависимости, депрессию, психосоматические заболевания, потерю воли. Отношения – это ревность, одиночество, конфликты, привязанности. В отличие от явных проблем, скрытые не очевидны для человека, он их отрицает и ищет источник своих неудач в других. К скрытым относятся:

  1. Мстительность, демонстративное поведение, борьба за власть.
  2. Напряжение в теле, неразвитость и зажатость.
  3. Недостаток знаний, ответственности, привычка видеть во всем негатив, жалеть себя.
  4. Ложные верования, образы жизни – ночной, алкоголизм, курение.

Взаимосвязь болезней и психологических проблем

Выражение «все болезни от нервов» имеет научное подтверждение. И роль психики в возникновении болезней по данным ВОЗ – 40 %. При нарушении психологического равновесия организм запускает целую цепочку процессов, ведущих к болезни:

  1. Стресс и хроническое нервное напряжение стимулируют выделение гормонов надпочечниками, которые нарушают работу сердца, желудка, головного мозга.
  2. Длительные негативные эмоции ведут к спазмам сосудов, накоплению в крови токсинов, развитию аутоиммунных заболеваний. Психологическая проблема аллергии – непереносимость, неприятие ситуации, человека.

Причины психологических проблем

В основе психологических проблем лежит сложность для человека контроля за своим подсознанием. Бессознательная область — это та часть психики, в которой хранятся все негативные переживания, ситуации и поражения.

Проблемы психологического характера появляются, если человек не использует свою активную часть – сознание. Например, при плохом настроении нужно вспомнить любое положительное событие из своей жизни, попытаться увидеть красоту всего, что нас окружает.

Точно так же можно помочь другому человеку, переключив его внимание на позитив.

Психологические проблемы современного общества

Социальная психология, изучая психологические проблемы людей в современном мире выделяет общие для всех кризисные тенденции. Первоочередно – это утрата смысла жизни, подмена духовных ценностей сиюминутными удовольствиями.

Второй общей чертой экономически развитых стран становится разобщенность и утрата связей с социумом. Формируется общество одиночек. Для коммуникации не нужно живое общение, человек вполне может жить один, ему для сохранения жизни не нужно создавать группы.

Следствием нарушения контактов между людьми считают рост наркомании, алкоголизма.

Одиночество как психологическая проблема

Одиночество превращается в проблему не тогда, когда человек остается наедине с собой, а в случае, если при этом он чувствует себя брошенным и ненужным.

Более остро эти психологические проблемы воспринимается в подростковом и пожилом возрасте. У подростков это чувство развивается при неуверенности в себе, неудачах в учебе, закомплексованности.

У пожилых людей оно связано с отдалением детей, трудностью общения с друзьями, смертью ровесников.

В зрелом возрасте человек может чувствовать себя одиноким при увольнении с работы и потери связи с коллективом, это ведет к утрате смысла жизни и является причиной тяжелых депрессий.

Проблемные психологические ситуации, связанные с одиночеством, делают людей пессимистами, малоразговорчивыми, они выглядят устало, злятся на коммуникабельных и счастливых людей.

Для выхода из такого состояния зачастую требуется психологическая помощь.

Проблема развития интеллекта

Интеллект как способность к познанию, обучению, логическому мышлению приводит человека к пониманию последствий своих действий, способности избегать конфликты.

Одной из особенностей человека с развитым интеллектом можно назвать интуитивное решение сложных задач. В обществах с тоталитарными режимами у людей может формироваться узкое целевое мышление, когда вся сфера интересов сужается до повседневных житейских целей.

Проблема интеллекта в мышлении групп людей сводится к стандартным, стереотипным моделям поведения.

Агрессия — это форма разрушительных действий человека, при которой он с помощью силы наносит вред другим как психологический, так и физический. Агрессивность человека как социальная и психологическая проблема имеет такие проявления:

  1. Склонность к превосходству над другими.
  2. Использование людей в своих целях.
  3. Разрушительные намерения.
  4. Причинение другим людям, животным, вещам вреда.
  5. Насилие и жестокость.

Выделяют факторы, которые способствуют проявлениям агрессии: стресс, влияние СМИ с видами насилия, большие скопления людей, алкоголь, наркотики, низкие интеллектуальные способности, зависимости, зависть. Такие люди как правило боятся быть непризнанными, отличаются повышенной раздражительностью, подозрительностью, они неспособны испытывать вину, обидчивые и не могут приспосабливаться к новым условиям.

Страх как психологическая проблема

Страхи человека — это те эмоции, которые он не хотел бы никогда пережить. Панические атаки с необъяснимым внезапным чувством страха возникают чаще в больших городах и сопровождаются ознобом и потерей ориентации:

  1. Боязнь выступлений перед публикой.
  2. Страх смерти.
  3. Боязнь огня или воды.
  4. Фобия высоты.
  5. Боязнь закрытых или открытых пространств.

причина этих состояний не страх, а боязнь страха. Человек начинает бояться того, что в действительности с ним случиться не может. Социально психологические проблемы таких людей решаются при осознании ними того, что все причины для страхов находятся внутри, всегда есть силы на их преодоление, а жизнь должна быть наполнена радостью, а не страхами.

Психологические проблемы виртуального общения

Виртуальное общение становится более популярным, чем реальное. Психологические проблемы общения возникают при коммуникациях в сети в случае формирования зависимости и прекращением социальных контактов в реальности.

Общение через компьютер меняет психологию человека, он свои мысли начинает выражать по-другому. Пользуясь невидимостью может приписывать себе несуществующие качества и достоинства.

Это ведет человека к оторванности от внешнего мира и к подмене чувств и эмоций их суррогатами.

Переедание как психологическая проблема

Ожирение является не только косметической проблемой, иногда причины его лежат в сфере психологии. Психологические проблемы ожирения проявляются как страхи перед агрессивным окружением. Одной из причин набора лишнего веса является попытка защитить себя от внешнего мира.

Затем при наборе лишних килограммов человек перестает чувствовать свое тело, реальные потребности, перестает понимать окружающих его людей. Берет на себя много ответственности и пытается жить не своей жизнью. Избыточный вес делает людей неповоротливыми и в мыслях.

Они с большим трудом отказываются от своих убеждений, с таким же трудом и избавляются от лишнего веса.

Психологические сексуальные проблемы

Психологические проблемы в сексе испытывают и женщины, и мужчины. Для женщин причинами невозможности достичь оргазм и половой холодности (фригидности) могут быть:

  1. Страх нежелательной беременности.
  2. Строгое воспитание.
  3. Сексуальное насилие.
  4. Негативный первый опыт.
  5. Несовпадение темпераментов.
  6. Конфликты в семье.
  7. Разочарования в партнере.

Психологические проблемы с эрекцией и преждевременной эякуляцией испытывают мужчины при таких переживаниях:

  1. Стрессовых ситуациях.
  2. Психологическом напряжении.
  3. Равнодушии к партнерше.
  4. Страхе перед невозможностью совершить половой акт.
  5. Конфликтах между партнерами.
  6. Волнении перед началом полового акта.
  7. Несоответствии сексуальных желаний и привычек партнеров.

Психологические проблемы и пути их решения

Проблемы, связанные с психологическими аспектами жизни для человека являются тяжелым грузом, препятствующим полноценному существованию. Нерешенные сложности и препятствия ухудшают здоровье и взаимоотношения. Решение психологических проблем проходит в несколько этапов. Эти же этапы нужны для любого вида задач:

  1. Постановка целей.
  2. Определение условий.
  3. Планирование решения.
  4. Реализация решения.
  5. Проверка результата.

Но даже человек с высоким IQ и самоорганизацией часто не знает, как избавиться от такого рода проблем. Это связано с тем, что, будучи непосредственным участником процесса и испытывая негативные эмоции самому себе в таких проблемах помочь трудно. Поэтому квалифицированная психологическая помощь будет полезной.

Что такое волюнтаризм и кто такие волюнтаристы? Выясняя, что такое волюнтаризм, становится понятно, что термин используется в разных научных сферах: философии, психологии, социологии, политике. Воля в волюнтаризме – основа всего и высшее проявление психических процессов. Стремление к цели осуществляется без опоры на существующие реальные обстоятельства. Фильмы, меняющие сознание и расширяющие его границы Хотите с пользой провести вечер, тогда выделите время, чтобы посмотреть фильмы, меняющие сознание. Киноиндустрия выпускает много стоящих кинокартин, которые способы заставить человека задуматься о важных вещах и по-новому взглянуть на жизнь.
Что такое фетиш – самые распространенные виды фетишей Что такое фетиш знали еще предки, которые обожествляли многие предметы, наделяя их особенной магической силой. В наши дни стал популярным сексуальный и религиозный фетишизм. Пристрастие к вещам нередко требует помощи специалистов. Что такое стереотип и как он связан с мышлением и поведением человека, известно не всем. Люди часто мыслят стереотипными изжившими себя убеждениями: религиозными, этническими, гендерными и прочими. Как перестать думать общепринятыми категориями – это вопрос не теряет актуальности на протяжении многих веков.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologicheskie-problemy-sovremennogo-obshchestva-prichiny-i-posledstviya

Основные психологические проблемы

Модель психологической проблемы

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта.

В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними.

Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины.

Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение.

Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого человека есть всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами “стремление к…”;
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами “стремление от…”.

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом.

Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества.

Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится.

Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе.

Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся.

Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки.

Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности – это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути – это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении.

В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки».

Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не оправдали ожиданий родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности.

По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это – не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности.

Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема – это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это – разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний.

Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое.

Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Межличностные конфликты

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология – это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:

  • Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
  • Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
  • Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
  • Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми).

Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка – очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время.

Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе.

По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность.

Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои основные потребности, пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами.

На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество.

Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других.

В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований.

Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, – настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Источник: https://FB.ru/article/32221/psihologicheskie-problemyi-lichnosti-v-raznyie-vozrastnyie-kategorii

Формула любой психологической проблемы

Модель психологической проблемы
“Говорят, истина лежит между двумя противоположнымимнениями. Неверно! Между ними лежит проблема”

Иоганн Вольфганг фон Гете

Чтобы решить любую личностную проблему, необходимо понимать как она устроена. Все психологические проблемы человека имеют один и тот же механизм, речь о котором пойдёт в этой статье.

Представим какую-либо проблему в виде куста. Какой это будет куст? Самый обыкновенный: корни, ветви и листья.

Корни спрятаны в земле. Ветви, прорываются ввысь и разветвляются подобно кровеносным сосудам. Почки растут и превращаются в листья, отмирающие осенью и рождающиеся весной.

Чтобы справиться с внутренней проблемой, недостаточно срезать ветви — куст снова начнёт расти. Лучше разобраться с корнями, питающими всё остальное. А для этого нужно ответить на вопрос: что есть корни проблемы?

Корни всех проблем имеют один общий принцип: конфликт двух противоположных намерений — борьба двух полярностей Инь и Ян.

Принцип решения психологической проблемы сводится к улаживанию конфликта между этими двумя половинками. Когда человек понимает причину, из-за которой Инь и Ян ссорятся друг с другом, помирить их оказывается проще простого.

Если ссора полярностей действительно окончена, они объединяются и начинают жить в согласии. Корень проблемы нейтрализуется. В этот момент происходит облегчение и человек получает свободу от своей проблемы.

Вы готовы копнуть глубже и заглянуть в суть практически любой проблемы человека? Тогда поехали!

“История о лени – тормозе прогресса”

“В жизни мы сталкиваемся только с темипроблемами, которые можем разрешить”

Бернард Вербер, “Империя ангелов”

Фундаментом любой проблемы является концепция: “Да, но”. Чтобы объяснять понятным языком, познакомлю вас с одним персонажем…

Знакомьтесь — Вася Петров из города Алые Паруса. По словам Васи, в его жизни есть небольшая проблемка. Она сильно не мешает. Просто Вася подумал, что если устранит её, то жить станет намного проще.

Вася, расскажи, пожалуйста, о своей проблеме. Любопытно послушать.

“Окей. Всем привет! Меня зовут Вася Петров. Мне 29 лет. В моей жизни есть одна преграда, с которой я не могу справиться.

Каждый раз возвращаюсь вечером с работы и обещаю себе, что дома обязательно возьмусь за написание своей книги!

Прихожу домой. Иду в душ, переодеваюсь, кушаю. И тут наступает момент, когда нужно взяться за дело. Я сажусь за компьютер, открываю текстовый редактор, НО вместо работы над книгой занимаюсь проверкой почты. Потом меня тянет зайти на любимый форум.

Ну, вы поняли, как это обычно бывает…

Интернет затягивает меня — не могу оторваться. Как только сажусь писать, так сразу возникает непреодолимая тяга посетить любимые сайты или посмотреть фильм.

Наступает поздняя ночь. Ложусь спать с ощущением зря прожитого времени. На следующий день все по новой.

Я хотел бы ежедневно работать над книгой, чтобы однажды стать профессиональным писателем. Но каждый раз отвлекаюсь от работы и занимаюсь чем угодно, только не этим”

Спасибо, Вася, за твою историю. Она прекрасно иллюстрирует конфликт двух противоположных состояний. Конфликт по принципу “Да, но”.

Давайте спустимся по ветвям Васиной проблемы – прямиком к её корням – и посмотрим, из-за чего возникла проблема.

“Источник проблемы – ссора энергий Инь и Ян”

“Рыба гниёт с головы, а дерево с корней”
Народная мудрость

Каждый человек, рассказывающий о проблеме, всегда упоминает о двух состояниях, которые различны как день и ночь, как добро и зло, как плюс отличается от минуса, или как синоним отличается от антонима 🙂

Вот несколько примеров:

  • “Когда я начинаю встречаться с парнями, то чувствую потерю свободы”
  • “Сажусь на диету, чтобы похудеть, но меня постоянно тянет на мучное”
  • “Бросаю курить, но через несколько дней снова начинаю”

Итак, наш Вася сказал, что хочет работать над книгой. Вместо этого он занимается чем угодно, только не этим.

Момент, когда Вася хочет писать книгу, назовём ян-состоянием. Нашим героем полярность Ян воспринимается как положительная (хорошая).

Вы заметили, что в рассказе Василия так же присутствует описание инь-состояния? Это персональный змей-искуситель, уговаривающий Васю почитать ему на ночь блоги.

Вообще, Вася хочет находиться в ян-состоянии. Он прекрасно понимает все преимущества ежедневной работы над книгой, но фактически наш герой находится в инь-состоянии.

“Ян – сознание, Инь – подсознание?”

“Не важно, что думает по этому поводу ваше сознание.Будьте уверены, последнее слово всегда останетсяза вашим подсознанием”

Дмитрий Ещенко, автор ICAN

“Как папа сказал, так по-маминому и будет”

Анекдот

Что вообще является проблемой в случае Васи? Если кратко, то сознательные желания Василия (Ян) противоречат подсознательным желаниям (Инь).

Вася четко понимает своё сознательное ян-желание: ежедневно работать над книгой, чтобы однажды стать профессиональным писателем.

Подсознательное инь-желание — оно и в Африке подсознательное. Сознанию Васи оно не доступно. Но это не беда. Если мы сейчас разберёмся, что такое подсознание и с чем его едят, мы поможем  Васе решить проблему.

СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ

Вдох и выдох, сердцебиение, регулирование температуры тела, управление метаболизмом, древние инстинкты (эффект “горячего утюга”) — всю эту работу берёт на себя подсознание. Так же, подсознание отвечает за эмоции, память, сон и… поведение человека.

Где территориально находится наше подсознание?

Кора нашего мозга имеет толщину 2-4 миллиметра и называется неокортексом или новой корой. Эта часть мозга отвечает за мышление, речь, зрение, сенсорное восприятие и выполнение движений телом.

Это и есть то, что принято называть сознанием. Всё, что находится ниже неокортекса – это подсознание. В народе до сих пор бытует старый добрый миф о том, что человек использует лишь 2-5% мозга. Это неверно.

Правильно будет сказать: 2-5% мозга занимает сознание человека. Оставшиеся 98% являются персональной территорией подсознания. Эту территорию делят два древних государства: рептильный мозг и лимбический мозг.

История этих государств уходит корнями на глубину в миллионы лет. Рептильный мозг мы получили в наследство от древних подводных существ; лимбический достался нам от млекопитающих.

Рептильный мозг занимается дыханием, сердцебиением, регулирует чувство голода и жажды. Так же этот древний участок отвечает за врождённые инстинкты (младенец кормится грудью матери) и безусловные рефлексы (глотание, моргание).

Лимбический мозг отвечает за регуляцию работы внутренних органов, за инстинктивное поведение и эмоции. Давайте посмотрим, что знает гугл об инстинктивном поведении:

Инстинкт — это поведение без осознания цели; безотчётное (бессознательное) влечение.

Наверное, вы уже догадались, что поведение без осознания цели – это и есть то самое инь-желание, которого Вася не осознаёт. Оно тянет нашего героя за рукав и нудит: “Давай проверим почту, а?” или “Зайди, посмотри что там на форуме нового, плиз!”

С какой целью частичка Инь хочет, чтобы Вася Петров вёл активную социальную жизнь в Интернете, отслеживая анкету на одноклассниках? Неужели скрытое инь-желание сильнее и важнее для него, чем сознательное ян-желание писать книгу?

Об этом вы узнаете в продолжении статьи. Дальше будет: как происходит общение сознания с подсознанием; подсознание – мощный компьютер; реактивный ум.

Продолжение статьи читайте здесь.

Иван Пирог

Публикуя статью в сети, поставьте ссылку на оригинал. Спасибо! =8-)

Источник: https://www.ivanpirog.com/page/formula-lyuboj-problemy

ovdmitjb

Add comment