Irvuz

Международное право и политика

Понятие, функции и система международного права

Международное право и политика

Международное право, как правовая система– система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Источник: https://okrainaruneta.ru/ponyatie-funkcii-i-sistema-mezhdunarodnogo-prava/

Внешняя политика, дипломатия и международное право

Международное право и политика

93. Внешняя политика, дипломатия и международное право

94. Органы внешних сношений государств

95. Дипломатические представительства. Понятие и виды. Функции дипломат. представительств

96. Председатель дипломатического представительства. Начало и окончание миссии главы дипломатического представительства

97. Структура и персонал дипломатических представительств

93. Внешняя политика, дипломатия имеждународное право

Дипломатия – это осуществлениемеждународных отношений путем переговоров; совокупность средств, используемых посламии посланниками с целью обеспечения переговорного процесса; труд или искусство дипломата.

Внешняя политика, дипломатияи международное право тесно взаимосвязаны. Внешняя политика является общим курсомгосударства в международных отношениях. Дипломатия является главным инструментомреализации внешней политики государства.

Как внешняя политика в целом, так и средствоее осуществления – дипломатия – должна соответствоватьмеждународно-правовым нормам, в частности нормам дипломатического права.

Дипломатическоеправо, в свою очередь, представляет собой совокупность международно-правовыхнорм, определяющих правовое положение и регулируют деятельность дипломатическихпредставительств государств.

94. Органы внешних сношений государств

Органы внешних сношений – государственные органы,с помощью которых осуществляются связи с другими государствами и международнымиорганизациями.

Виды органов внешних сношений

Зарубежные – органы, которые находятся за пределами территориигосударства. Они в свою очередь делятся на:

Постоянные:

  • дипломатические представительства государств (посольстваи миссии);
  • консульские представительства;
  • постоянные представительства государств при международныхорганизациях.

Временные:

  • специальные миссии, направляемые в другие государства дляучастия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и т.д.;
  • делегации, направляемые для участия в международных конференциях;
  • другие.

Внутригосударственные – органы, которые постоянно находятся на территориигосударства. Они в свою очередь делятся на:

  1. Органы, представляющие государство по всем вопросам(парламент, глава государства, глава правительства,ведомство иностранных дел)
  2. Органы, представляющие государство только в одной областиего внешних связей (министерство внешней торговли, другие министерства и ведомствав пределах установленных законом).

В структуру внутригосударственных органов внешних сношенийУкраины входит:

  • парламент – Верховная Рада Украины,
  • глава государства – Президент Украины,
  • правительство – КабинетМинистров Украины,
  • ведомство иностранных дел – Министерство иностранных делУкраины,
  • министерства и ведомства Украины.

95. Дипломатические представительства.Понятие и виды. Функции дипломат. представительств

Дипломатическое представительство – это орган внешних сношений государства,находящегося за ее пределами на территории другого государства, для осуществлениядипломатических сношений с ними.

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии.Существенных различий между посольствамии миссиями нет, но считается, что посольства – это представительства первого, высшегокласса.

Поэтому большинство государств, в том числе и Украина, предпочитают обменадипломатическими представительствами на уровне посольств. В посольства приравниваютсяпредставительства Ватикана – нунциатуры. Миссии представляют собой представительствавторого класса.

Представительства Святейшего престола представленные здесь интернунциатурамы.

Функции дипломатического представительства Венская конвенция 1961 года «О дипломатических сношениях» в статье 3 закрепилафункции дипломатического представительства в соответствии с международным правом.

К ним относятся: – представительская функция, заключающаяся в представительствегосударства, аккредитующим в государстве пребывания; – защита в государстве пребыванияинтересов государства, аккредитует и ее граждан в пределах, допускаемых международнымправом; – ведение переговоров с правительством государства пребывания; – информационнаяфункция – выяснение всеми законными способами условий и событий в государстве пребыванияи сообщение о них правительству государства, аккредитует; – функция поощрения дружественныхотношений между государством, аккредитующим государством и государством пребыванияи развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

В состав дипломатического представительствавходят: глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала(советники, секретари, атташе установленных рангов), члены административно-техническогоперсонала (референты-переводчики, технические секретари, стенографистки, канцелярскийперсонал, шифровальщик, бухгалтерские работники и др.)., члены обслуживающего персонала(шоферы, уборщица, повара, вахтеры и т. п.).

Дипломатический корпус – совокупность дипломатических представителей (дипломатическихсотрудников), аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус выступаеткак коллективное объединение с протокольных приводов: государственный праздник,торжественные события в государстве или в ее руководителей. Дипломатический корпусвозглавляет дуайен, или старейшина.

96. Председатель дипломатическогопредставительства. Начало и окончание миссии главы дипломатическогопредставительства

Процедура назначения главы дипломатического представительства регулируетсякак нормами международного, так и внутригосударственного права. Согласно положениямВенской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

, представляемое государстводолжно направить принимающем государстве запрос о согласии на назначение лица, указанногов запросе, на должность главы дипломатического представительства.

В запросе подаютсябиографические данные такого лица, его должностной и семейное положение.

Положительный ответ принимающего государства означает предоставление агремана (от фр. Agrement – согласие)на принятие лица в качестве главы дипломатического представительства.

С этого моментакандидат считается persona grata – желаннымлицом в принимающем государстве.

Отрицательный ответ на запрос означает отказ вагремане, а кандидат признается persona non grata (нежелательным лицом).

После получения агремана и официального назначения глава представительстваполучает подписаные главой его государства верительные грамоты, то есть полномочияобщего характера. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения,после чего представитель может приступить к выполнению его функций.

Миссия дипломатического представительства прекращается:

  • с отзывом дипломатического представителя представляемым государством.
  • в связи со смертью главы представительства.
  • по сообщению государства пребывания, что она отказывается признавать дипломатическогоагента сотрудником представительства.
  • с разрывом дипломатических отношений, окончательным отзывом дипломатическогопредставительства.
  • в случае нелегитимной смены политического режима или государственногостроя в стране пребывания миссия дипломатического представительства прекращается,если государство, аккредитует, считает изменения, которые произошли, недопустимыми.
  • в случае прекращения существования государства, аккредитует.

Венская конвенция 1961 года называет две основные обязанности дипломатическогопредставительства в отношении государства пребывания: использовать свои помещениятолько для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребываниячерез ведомство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнутасоответствующая договоренность.

97. Структура и персонал дипломатическихпредставительств

Дипломатическоепредставительство – зарубежныйорган внешних сношений государства, задачей которого является поддержка и развитиеофициальных отношений с государством пребывания, защита прав и интересов своегогосударства, его граждан и юридических лиц.

Венская конвенция о дипломатических сношениях разделяет сотрудников дипломатическихпредставительств в зависимости от функций, которые они выполняют, на три категории:

1) дипломатический

2) административно-технический

3) обслуживающий персонал (ст. 1).

По своему правовому статусу члены дипломатического персонала наделены полномочиямипо осуществлению официальных сношений от имени своего государства с иностраннымигосударствами и имеют дипломатический ранг и соответствующую специальную подготовку.

К административно-техническому персоналу относятся лица, осуществляющие административно-техническоеобслуживание (заведующие канцелярии, референты, шифровальщики, стенографисты, бухгалтерыи другие работники канцелярии). Названые работники не имеют дипломатического паспортаи дипломатического ранга и не значатся в списке членов дипломатического корпуса.

К обслуживающему персоналу относятся сотрудники представительства, исполняющиеобязанности по его обслуживанию: водители, курьеры, повара, садовники, дворники,охранники.

Функции дипломатического представительства состоят, в частности в:

  • представительстве аккредитующего государства в. государстве пребывания
  • защите в государстве пребывания интересов представляемого государстваи его граждан в пределах, допускаемых международным правом 
  • ведении переговоров с правительством государства пребывания
  • выяснении всеми законными способами условий и событий в государстве пребыванияи сообщении о них правительства представляемого государства
  • поощрении дружественных отношений между представляемым государством игосударством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культурыи науки.

Источник: http://studies.in.ua/ru/mezhdunarodnoe-pravo-shpargalki/2314-vneshnyaya-politika-diplomatiya-i-mezhdunarodnoe-pravo.html

ovdmitjb

Add comment