Irvuz

Международная нормативная система

Тема нормативная система международного права

Международная нормативная система

Нормативнаясистема международного правапредставляетсобой комплекс юридических норм,характеризующийся единством и одновременноупорядоченным подразделением наотносительно самостоятельные части(отрасли, подотрасли, институты).

Международноеправо имеет сложную структуру, чтообусловлено совмещением в нем общеправовыхнорм-принципов и общеправовых нормативныхкомплексов (институтов) с одной стороны,и отраслей как однородных комплексныхнорм в соответствии с предметомрегулирования, а также внутриотраслевыхинститутов – с другой.

Всистеме международного права центральноеположение занимают два блока норм.Первыйобразуютосновные принципы. Их задача – определитьосновные права и обязанности государств,т.е.

правовой статус членов международногосообщества и основных субъектовмеждународного права. Тем самым принципыопределяют основные черты международногоправопорядка. Второйблокобразуют общепризнанные принципы инормы о правах и свободах человека.

Ониопределяют основы народовластия иправовой статус индивида в современномобществе. Принципам и нормам как первого,так и второго блока придана высшаяюридическая сила императивных норм.

Оба блока образуют ядро международногопубличного порядка (odrepublicinternational),под которым понимается комплекс принциповорганизации сообщества, необходимыхдля его существования и развития.

Основусистемы образует общее международноеправо, обязательное для всех государств.

Кроме того, существуют региональныемеждународно-правовые комплексы,регулирующие отношения между группамигосударств (европейское право, правоСНГ). Огромное количество норм регулируетдвусторонние отношения.

Региональныеи двусторонние нормы должны соответствоватьобщему международному праву, в совокупностиони образуют глобальную международно-правовуюсистему.

Международноеправо является одной из подсистеммеждународной нормативной системынаряду с политическими нормами, моралью.Одновременно в нее входят: международнаявежливость, традиции, нормы обыкновенияили практики, религиозные нормы,организационные и технические нормы идр. Т.е.

в международных отношенияхдействуют не только правовые, но и иныенормы, которые к тому же весьмамногообразны. По обязательной силенормы в этой системе делятся на двавида: юридически обязательные и юридическинеобязательные (неправовые).

Системамеждународного права – совокупностьмеждународно-правовых (юридическиобязательных) норм.

2. Понятие, структура и классификация норм международного права

Международно-правовые нормы – созданныесоглашением субъектов формальноопределенные правила, регулирующиемежгосударственные отношения путемустановления прав и обязанностей длясубъектов и обеспечиваемые юридическиммеханизмом охраны.

Международно-правовая норма должнаотвечать следующим требованиям: 1)регулировать отношения между субъектамимеждународного права; 2) быть юридическиобязательной для субъектов этого права;3) носить общий характер.

Первое требованиеявляется общим для всех норм, а не толькодля международно-правовых. Во втором –под обязательностью следует пониматьюридическую силу, поскольку собственнойобязательной силой обладают и неправовыенормы.

Третье требование означает, чтонорма должна быть рассчитана нанеопределенное число случаев, а непредставлять собой индивидуальноерешение.

Принявза основу лишь наиболее важные критерии,можно предложить следующую классификациюнорм международного права:

1) по содержанию иместу в системе – цели, принципы, нормы;

2) посфере действия – универсальные(образующие общее международное право),региональные, партикулярные (локальные);

3) по юридическойсиле – императивные и диспозитивные;

4) по функциям вмеханизме международно-правовогорегулирования – материальные ипроцессуальные;

5) в зависимостиот способа осуществления – самоисполнимыеи несамоисполнимые;

6) поспособу создания и форме закрепления– обычные, договорные (конвенционные),нормы решений международных организаций.

Учитываямногообразие документально подтвержденныхнорм международного права, их разнуюроль в международно-правовом регулированиив западной доктрине (в настоящее времяэта позиция поддерживается многимиюристами-международниками) все нормымеждународного права принятоклассифицировать на нормы, относящиесяк «твердому праву»(hardlaw)и «мягкомуправу»(softlaw).«Твердое право» включает договорные иобычные нормы, устанавливающие конкретныеправа и обязанности субъектовмеждународного права. Термин «мягкоеправо» используется для обозначениядвух различных нормативных явлений:особого вида норм международного права,которые в отличие от «твердого права»не создают четких, конкретных прав иобязанностей, а дают лишь общую установку,которой, тем не менее, субъекты обязаныследовать; и неправовых международныхнорм – их обязательная сила и механизмдействия носят морально-политическийхарактер.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5622636/page:9/

Схожі роботи

Международная нормативная система

Система международного права

Введение________________________________________________________

Система международного права____________________________________

Нормы международного права.__________________________________

Классификация норм.__________________________________________

Функции международного права____________________________________

Международное право в международной нормативной системе________

Международная нормативная система____________________________

Политические нормы и международное право______________________

Организационные нормы_______________________________________

Обыкновение и традиции_______________________________________

Международная вежливость_____________________________________

Заключение______________________________________________________

Список литературы______________________________________________

Сегодняшний уровень цивилизации и правосознания позволяет говорить о первичности международного права среди других факторов, влияющих на международные отношения.

Международное право – это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Международное право выполняет координирующую и регулирующую функцию. Также в нем сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств, так что можно говорить об охранительной функции международного права.

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. С другой стороны, международное право среди прочих факторов оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву.

Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН.

Система международного права представляет собой комплекс юр норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать.

Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.

p>Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Появился еще один признак системы – иерархия норм, установление их соподчиненности. Постепенно формируется международного процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы.

Нормы международного права

Норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев.

Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение.

Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

Анализ доктрины и практики показывает, что термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде международно-правовых норм, в другом – о неправовых международных нормах.

Классификация норм

Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предположить следующую классификацию международно-правовых норм:

· по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;

· по сфере действия – универсальные, региональные, партикулярные;

· по юридической силе – императивные, диспозитивные;

· по функциям в системе – материальные, процессуальные;

· по способу создания и форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм.

Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права».

В решениях Международного ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм является глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом.

Региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов.

В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования.

Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев – на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Система международного права состоит из:

норм международного права;

общепризнанных принципов;

решений международных организаций;

рекомендательных резолюций международных организаций;

решений международных судебных органов;

института международного права.

Международное право существует в форме норм. Юридическим содержанием нормы является правило поведения.

Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования международного права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций.

Эти официально юридические формы существования международных правовых норм именуются источниками международного права.

Договор и обычай является универсальными источниками, юридическая сила которых вытекает из общего международного права; правотворческие решения организаций является специальным источником, юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Наиболее значимые нормы международного права называются принципами МП.

Нарушение каким-либо государством принципа международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок.

Субъект международного права – это самостоятельное образование, которое, благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Общепринятыми субъектами сегодня является государства и межгосударственные организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом международного права является государство.

Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.

Функции международного права

Международное право выполняет координирующую и регулирующую функцию. Также в нем сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств, так что можно говорить об охранительной функции международного права.

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права — это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права — это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

Итак, в принятом понимании международное право — это самостоятельная правовая система. Согласно же действующей Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст.

15) “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”.

Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы — это составная часть правовой системы государства.

Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой трактовки правовой системы, не ограничивая ее совокупностью юридических норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терминологию.

Не случайно использовавшаяся в нескольких проектах Конституции формула, согласно которой принципы и нормы международного права, международные договоры рассматривались как “часть права” Российской Федерации, была заменена при отработке окончательного текста.

Распространившееся в нашей науке понимание правовой системы как категории, воплощающей в себе и непосредственно право как совокупность юридических норм, и правосознание, и складывающиеся на основе норм правоотношения, и правоприменительный процесс в целом, ни в коей мере не препятствует “проникновению” международно-правовых принципов и норм в российскую правовую систему, как и в правовую систему любого другого государства. Иначе говоря, признаются возможность и реальное участие международно-правовых норм в регулировании определенных внутригосударственных отношений, во внутригосударственном правоприменении.

В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст.

5 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации” применительно к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов.

Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено, очевидно, тем, что УК РФ, как сказано в ч. 2 ст. 1,-лишь “основывается” на нормах международного права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК, регулирования.

Такая концепция и такое официальное (в УК) решение как бы противопоставляют отдельную отрасль общему конституционному принципу. Вместе с тем они противоречат нормам международного права — ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.

7 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, в соответствии с которыми квалификация деяния как уголовного преступления определяетсясогласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву (формулировка Пакта; в Европейской конвенции — согласно внутреннему или международному праву, в Конвенции СНГ — согласно национальному законодательству или международному праву).

Не согласуется такой подход и с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В этом документе, одобренном Комиссией международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: “Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказуются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву” (п. 2 ст. 1).

Источник: http://referatnik.com/all/pravo/6068.html

ovdmitjb

Add comment