Irvuz

Методы воспитания

Содержание

Методы воспитания в педагогике — основные принципы и классификация

Методы воспитания

Методы воспитания в педагогике основаны на принципах взаимодействия воспитанника и учителя… Быть родителями – безостановочная работа без выходных…

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Воспитывая детей, мы стараемся привить им какие-то качества, навыки знания. Когда хаотично, когда целенаправленно и систематично. Ждем, чтобы они следовали нашим напутствиям и не отступали от правил. Чтобы понимали разницу между «хорошо» и «плохо», «необходимость» и «излишки». Отличали черное от белого, компромисс от подлости, смелость от безрассудства.

Для наших детей мы все без исключения учителя. Первые и главные педагоги. Но знаем ли мы сами, что такое воспитание? И какие методы в педагогике существуют? Как их применять на деле таким образом, чтобы обучая чему-то, не навредить ребенку, делая из него послушную марионетку, а не мыслящего, осознающего свои поступки человека.

Воспитание в педагогике – общие понятия

Само понятие воспитание (если говорить простыми и доступными словами, без зауми) определяется как адресный и непрерывный процесс обучения и влияния на развитие маленького человека.

Формирование:

  • навыков;
  • привычек;
  • умений;
  • знаний;
  • убеждений;
  • поведения;
  • личности в конечном результате.

С детьми нужно заниматься ежечасно, ежедневно, круглогодично. Быть родителями – безостановочная работа без выходных и отпуска. Иначе результат будет даже не нулевым, а отрицательным.

Вместе с этим воспитание подразумевает еще и:

  • создание комфортных условий для саморазвития ребенка;
  • условий, побуждающих воспитуемого к действию;
  • среды для самоорганизации;
  • условий, стимулирующих самоанализ.

Само «воспитание» можно условно разделить на три вида:

  1. локально-конкретное, решающее определенную цель, задачу (эстетическое, духовное, патриотическое, нравственное, умственное и тому подобное);
  2. педагогическое – процесс обучения, направленный на генерирование личностных качеств (умений, знаний, навыков, убеждений и так далее);
  3. общественное, то есть воздействие и влияние социальной микро- и макросреды на формирование личности, социализация, адаптация человека к общепринятым нормативам конкретного социума.

Как различаются режимы государственного правления – тоталитарный, демократический, монархия (дуалистическая, абсолютная, конституционная), республика – так и отличаются разные схемы, системы, методы, принципы воспитания. Каждый имеет право на жизнь.

Хотя многие из них довольно спорные. Наша же отечественная педагогика основана на принципах взаимодействия воспитанника и учителя (в широком смысле этого слова).

Подавление личности, давление на самосознание, авторитарное принуждение к действию изначально неприемлемые методы воспитания детей в современной педагогике.

Это нужно знать:

  • Воспитание ребенка без криков и наказаний

Крик: «потому что я так сказал/сказала!», угроза «только попробуй не сделать/сделать!», «ну подожди у меня!», оскорбление «ах ты!..» — вызывает только страх, непонимание, отторжение.

Ребенок превращается в забитого зверька, готового или бежать, или огрызаться, или напасть, чтобы не ударили первым. Причем мишенью для нападения может быть каждый: от брата и сестры, до одноклассника и сокурсника, а дальше – по возрастающей взросления.

И не нужно потом удивляться: «откуда это в нашем ребенке, мы же хотели ему только добра?». Желать и воспитывать, навязывать и ломать – абсолютно разные вещи.

Доступные приемы и действенные методы воспитания

Разобравшись с тем, что такое воспитание, не лишним будет знать: какие же существуют методы воздействия и удобоваримые средства воспитания наших детей, как правильно организовать сам процесс воспитания, чтобы из ребенка выросла цельная личность.

Сначала о последнем. Процесс воспитания – эдакий многослойный пирог. Или говоря канцелярским языком — многофакторная совокупность разноплановых методов и целевых приемов воспитания:

  • немедленного;
  • отстроченного;
  • долговременного характера.

Другими словами – выверенная, продуманная система, которая может дать результат, если:

  • правильно определена цель и разумно поставлена задача (проще говоря, что мы хотим получить на выходе. Например, спортсмена, музыканта, художника.);
  • определен и продуман вектор движения к желаемому результату (скажем, будущий мастер спорта идет к тренеру, гениальный скрипач – в музыкальную школу, непревзойденный художник – в изо-студию);
  • применяются действенные и общедоступные методы обучения и воспитания;
  • сформулированы принципы социализации маленького человека.

Основные методы воспитания напрямую зависят от воспитательной направленности (что конкретно мы хотим). А также возраста — дошколёнок, школьник младшей, средней, старшей группы. Пола и, конечно же, характера, уровня развития (физического и умственного), индивидуальных качеств ребенка.

Нельзя требовать от малыша того же, что мы привыкли видеть в дочери или сыне-студенте, старшекласснике. В медлительном, немногословном флегматике активность и быстроту реакции сангвиника.

Вместе с тем и в дошкольной педагогике, и в педагогике социальной важнейшими принципами воспитания есть:

  1. убеждение, формирующие сознание и понятия;
  2. практические упражнения, закрепляющие теоретические знания;
  3. побуждение или мотивация к свершению действия, правила которого взяты за точку отсчета;
  4. контроль на основе оценочного анализа, порицание, как форма наказания.

Попробуем их чуточку расшифровать.

Итак, убеждение!

Основополагающий постулат воспитательного процесса, диктующий поведенческие нормы и осознанных действий в дальнейшем.

Основа основ личностных поступков, влияющих и на внутрисемейные и коллективные взаимоотношения, карьерный рост, трудовые успехи… В их первооснове лежит СЛОВО и заложенная в нем информация. Детям нужно давать качественную литературу. Простейший пример – сказки, которые мы читаем на ночь.

В них – неувядающее зерно народной мудрости. Детские рассказы и повести (даже если в них несчастливый конец, как, например, в «Лев и собачка» или условно счастливый — «Белый клык»).

Беседы – с яркими, доступными и понятными примерами (желательно, основанными на только что произошедшем или ожидаемом событии). Легенды, баллады и притчи (о Мальчише-Кибальчише, «Вересковый мед», «Ворон к ворону летит», «Два совета», «Спор ветра с солнцем»).

Лекции (лучше в виде презентаций – с яркими картинками и иллюстрациями). Диспут в виде игрового обмена мнений: «как ты считаешь?», «а я думаю», «что ты сказал бы?», «а мне кажется, лучше ответить так или поступить эдак». Объяснения и разъяснения «почему?», «зачем?», «для чего?».

Ответы на первые вопросы маленьких почемучек – не что иное, как вербальные методы воспитания. Сказкотерапия – современный метод воспитания и действенный способ запуска самоанализа в детском сознании. С детьми НЕОБХОДИМО ГОВОРИТЬ, а не отмахиваться: вырастишь — поймешь.

Показывать им, где можно взять ответы, если вам в данный момент некогда детально разбирать ту или иную проблему.

Практические упражнения – теория в действии

Здесь все просто: пошли, например, в гости (новая обстановка, люди) – практикуем то, чему ребенок научился: «Здравствуйте», «пожалуйста», «будем знакомы»… Даем малышу или подростку поручение: «Спроси у Нины Федоровны во сколько тебя можно забрать из сада» – побуждение к самостоятельному моделированию действий на основе полученных знаний. Играем во дворе – навыки адаптации к внешнему миру с оглядкой на мнение окружающих (ребенку нужно заинтересовать сверстников, чтобы те играли с ним). Кто-то из группы, класса претендует на игрушку или любимую вещь сына/дочки – модель поведения, требующая экстренного разрешения.

Действенная мотивация – поощрение

На ум сразу приходит: сделал – получил конфетку. Ярко выраженные бартерные отношения. На самом деле это не совсем так.

Похвала «какая же ты умница» – мотивация, ласковое объятие – поощрение, почетная грамота или приз за участие в соревнованиях – стимул. Ребенку они необходимы, как воздух.

Даже мы — взрослые люди и то ждем, чтобы наши поступки были одобрены, если не окружающими в целом, то хотя бы близкими. Самый простой пример: «Спасибо, было очень вкусно» — то же поощрение.

Наказание

Не путать со шлепками, затрещинами – рукоприкладством! Шантажом: «не сделаешь – не получишь», «не выполнишь – перепадет тебе на пряники», «ошибешься – шкуру спущу».

На ребенка куда больше действуют слова «Малыш, ты меня разочаровал!», «Жаль, я в тебя верил», «Досадно, теперь мы не сможем пойти (зоопарк, на прогулку, в гости, в кино), пока не исправим ошибку». Но все они могут прозвучать только тогда, когда ребенок понимает: за что конкретно он наказан. Ему необходимо объяснить: почему его действия вас разочаровали.

Во что вы верили и каким образом он исчерпал лимит доверия. Причину досады и ту самую ошибку, которую необходимо исправить. Ошибка, проступок могли быть, во-первых, неосознанными.

Во-вторых, непреднамеренными: ошибочный анализ ситуации, например. В-третьих, из самых лучших побуждений: чтобы угодить, порадовать. Не вешайте ребенку ярлык «виновен», особенно, если он не понимает за что именно. Поговорите с ним.

Выясните причину. Смоделируйте правильную на ваш взгляд линию поведения. Объясните как бы действовали в данной ситуации. Что предприняли бы, если нечто подобное произошло бы с вами.

Обвинить, наказать, а тем более обзывать – проще простого.

Но это, как ни странно – неэффективно. Мало того – вредно, если наказания и оскорбления (не говоря уже об угрозах) повторяются слишком часто. Не зря ведь в народе говорят: если человеку все время повторять, что он свинья – рано или поздно он захрюкает.

Ребенок, слыша все время, что он не прав, наказан, «недоумок, которого заставили молиться, а он рассадил себе чело» перестанет слышать вас. А еще – верить в свои силы и уважать свое «я». Оно будет изничтожено вашими «заботливыми» руками, направляющими родную кровиночку на путь истинный.

И трансформировано во что угодно, только не в цельную успешную личность.

Кратко о главном — классификация методов

Обобщая основные педагогические приемами, можем провести классификацию методов воспитания:

  • по характеру;
  • результатам;
  • направленности.

Характер – вышеназванные четыре принципа. Результаты – воздействие, моделирующее нравственность, идейные мотивы поступков и соответствующий тип поведения. Если говорить кратко о методах воспитания класса «направленность», то их тоже три:

  • способ становления личностного сознания (со мной говорят, меня не сбрасывают со счетов, мое мнение уважают, я – личность);
  • развитие практического опыта и манеры поведения во внешнем мире, обществе (группа, класс, секция);
  • инициация действий стимул к получению опыта (посещайте с ребенком утренники, театральные представления, выставки, конкурсы, соревнования).

Трудно всю эту информацию сразу удержать в голове? – сделайте шпаргалку: начертите таблицу методов воспитания. В ней пропишите, например, что любимые с детства сказки, задушевный разговор с ребенком, объяснение прописных для вас, и новых для него истин – убеждение.

Или ничто иное, как формирующий личность ребенка метод педагогического воспитания. С него нужно начинать каждый рабочий родительский день и заканчивать. Слова «доброе утро» и «спокойной ночи» — маленькие кирпичики в огромной кладке воспитательного процесса, из которой вырастет высокая стена.

А уж насколько она будет надежная, зависит только от вас самих.

Воспитание детей – методы, формы, принципы отечественной педагогикиСсылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/metodiki/metody-vospitanija-v-pedagogike/

Методы воспитания

Методы воспитания

Воспитательный процесс обеспечивается совокупностью применения различных методов, таких как убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Определение

Метод убеждения — главный метод воспитательного процесса, который представляет собой воздействие педагога на разумную сферу сознания воспитанников. Он гарантирует решение ключевой задачи воспитания детей — формирования их отношения к миру, мировоззрения, высоких нравственных и гражданских качеств, осознанной уверенности в своих силах.

Особое значение убеждение получает в критерии преобразования всех сфер общественной жизни. Цель убеждения — в первую очередь, заключается в создании, укреплении или изменении взглядов, понятий, оценок объекта действия, то есть учащегося, для того, чтобы тот принял точку зрения убеждающего и следовал этим принципам в собственном поведении и общественной деятельности.

Убеждение как метод апеллирует к уму, опыту, логике, и эмоциям человека, обеспечивает добровольное принятие им идей, самостоятельное понимание и перевоплощение их в мотивы поведения.

Поэтому он наиболее часто используется в психолого-педагогическом направлении.

Очень важно, чтобы в результате убеждения у детей создавались твердая убежденность в истинности усвоенных ими взглядов, способность охранять свои убеждения, деятельно претворять их в жизнь, бороться с ложными, сомнительными идеями.

Интересной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего действия в значительной мере зависит от степени интереса в этом воспитанника, на которого собственно и ориентировано данное действие.

То есть, убедить человека в чем-нибудь можно лишь в том случае, если он сам желает понять и осмыслить адресованную ему информацию, взвесить и оценить соотношение аргументов к выводам, а выводов — к собственному жизненному опыту, и при достаточном их согласовании договориться с ними.

Метод упражнения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение

Метод упражнения в воспитании традиционно понимается как такая система организации повседневной жизни, деятельности, процесса обучения, которая позволяет учащимся приобретать опыт верного поведения, самостоятельности в решении задач, совершенствовать их личные свойства, ощущения и волю, формировать позитивные привычки, гарантировать целостность между познаниями, убеждениями и поведением, словом и занятием.

Воспитательное упражнение — это не просто «механическая тренировка». Оно осуществляется в процессе намеренного преодоления проблем при решении жизненно необходимых дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе.

Упражнение как метод воспитания гарантирует втягивание детей в систематическую, специально организованную общественно-полезную активность, способствующую выработке привычек, навыков культурного поведения, общения в коллективе, усидчивости в учебе и труде.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное изучение абстрактного материала учащимися и кропотливый инструктаж учителя. Это позволяет учащимся исполнять систематическое поэтапное воссоздание действий, необходимых для развития конкретных свойств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, прибавлением элемента персонально личного творчества.

Характеристика метода примера

Определение

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное действие на сознание и поведение детей системой позитивных образцов, призванных служить им прототипом для воспроизведения, основой для формирования совершенства социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

Воспитательный смысл примера определяется его общественной ценностью. В примере заключён социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это означает, что позитивный пример — мнение непосредственно историческое.

Позитивный пример в нашем понимании — это такие образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и методы достижения поставленных целей деятельности, которые подходят нашему эталону.

В воспитательном отношении наиболее ценны те позитивные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития свойств личности или коллектива и могут служить благородным прототипом для воспроизведения.

Пример перерастает в самовоздействие в итоге усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного совершенства, эталона. Детям характерно идентифицировать себя с известной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

По типу действия на сознание учеников примеры можно поделить на две большие группы:

  • примеры конкретного воздействия (свой пример воспитателей, пример друзей, позитивный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);
  • примеры опосредованного воздействия (примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории собственного страны, трудового героизма, примеры из литературы и искусства).

Поощрение как метод воспитания

Определение

Поощрение как метод воспитания — это способ наружного функционального стимулирования, побуждения ученика к позитивной, инициативной творческой деятельности. Оно исполняется с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

При использовании в различных видах деятельности учащихся: учебной, игровой, трудовой, общественной или бытовой поощрения, педагог достигает повышения эффективности и свойств их труда, содействует самоутверждению школьников.

Поощрение вызывает положительные эмоции, и тем самым рождает убежденность, создаёт оптимистическое настроение и здоровый социально-психологический климат, увеличивает ответственность, помогает развитию внутренних творческих сил воспитуемых, их положительную жизненную позицию. Поощрение, тем более незаслуженное, особенно подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых людей, их стремление добиться успеха только ради награды, независимо от способов его достижения.

Система поощрения, по мере того, как происходит нравственное созревание школьников, развивается от преимущественно материальных стимулов до преимущественно нравственных.

Отношение детей к поощрению может дать педагогу сведения относительно самолюбия и честолюбия детей, их отношения к занятиям, к награждениям, и также об истинных мотивах деятельности и направленности личности.

От учителя зачастую зависит эффективность поощрения школьников. Он расценивает итоги их учебы и поведения, одобряет или осуждает их действия, поступки.

Учитель может использовать самые разнообразные приёмы поощрения — выражение удовлетворения от работы отдельных детей или же всего класса, похвала, одобрение, призыв последовать примеру лучших. Всё это требует от педагога умения владеть методикой поощрения и деятельно использовать ее в своей собственной деятельности.

Метод принуждения в воспитании

Ещё одним из методов воспитания является принуждение.

Определение

Принуждение характеризуют как использование таких мер к ученикам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки своему нежеланию осознать вину и исправить свое поведение.

Принуждение используется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо уместно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего, нужно убедить, а позже заставить. Категорические требования, которые воспитатель предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последних, обязаны быть непременно разъяснены и аргументированы.

Он должен проследить за их исполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность.

Однако во всяком факте послаблений педагог должен ориентироваться.

Отрицательно воспринимают воспитанники необоснованные опасности использовать репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного усердия в учебе.

Учитель до этого только сам обязан отыскать средства собственного действия на тех, кто проявляет недобросовестность: увеличить контроль над обучением, определить срок выполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии остальных школьников, осуществить порицание провинившегося в коллективе.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metody_vospitaniya/

Методы воспитания детей — Психологос

Методы воспитания

Изучать тактики влияния и арсенал методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски — вещь полезная. Начнем с определения понятий.

Методы воспитания — способы воздействия, системно (а не только разово и ситуативно) меняющие поведение ребенка. Например, обучение и приучение — методы воспитания. Приемы воспитания — более дробная, более мелкая единица технологий воспитания, это конкретный способ или форма реализации того или иного метода.

Часть приемов жестко привязаны к определенным методам, другие приемы могут применяться внутри разных методов. Методы и приемы воспитания ребенка зависят прежде всего от личных особенностей родителей, их намерений и компетентности.

В свободном воспитании чаще используется метод хорошо направленной свободы, в дисциплинарном — инструкции и систему подкреплений.

Прямые воспитательные воздействия

Взрослый может воздействовать на ребенка прямо и непосредственно, глаза в глаза: словами, интонациями или рукой, и иногда эти прямые воздействия — самый простой и вполне эффективный метод.

Ребенок что-то не знает — вы ему рассказали, не доходит — внушили, не понимает — объяснили, не умеет — научили. Топчется на месте, не знает, какое принять решение — направили его в нужную сторону.

Не знает, насколько что-то увлекательно — вы поиграли вместе с ним и приохотили. Начал делать дурное — остановили, приучился к ненужному, вредному или опасному — отучили. Делает как следует — его поддержали и постепенно к этому приучили.

Все это — прямые воздействия, основные составляющие как управления ребенком, так и его воспитания.

Итак, мы уже перечислили основные методы прямого влияния: рассказ и внушение, разрешение или запрет, показ и объяснение, обучение и приучение. Кроме прямого влияния, есть влияние косвенное, куда входит управление вниманием ребенка, личный пример, вовлечение или отвлечение, поддержка или лишение поддержки, по сути — положительное и отрицательное подкрепление…

Самое распространенное и достаточно эффективное средство — это внушение. Внушение живет не аргументацией, а четкостью формулировки и силой интонаций.

Внушение и впечатление дает запечатление, показ и разъяснение дает понимание, личный пример дает образец перед глазами, вовлечение дает увлечение, приучение формирует привычку, положительное подкрепление повторений закрепляет результат.

Нужное объяснить, чему-то обучить (к чему-то приучить) через игру, желание и интерес, полезному научить, к хорошему приучить, от плохого отучить — из этого и складывается наше непосредственное воспитательное воздействие на ребенка.

Нужное от ребенка получить и недопустимое прекратить — важные задачи, но это не технологии воспитания, а технологии управления ребенком, способ решения ситуативных задач.

Методов много. Когда какой использовать? Это зависит: от возраста, от особенностей ребенка (к чему его приучили, а к чему нет) и от особенностей родителей (их философии, привычек и способностей). С нормальными людьми и воспитанными детьми естественнее всего договариваться. Если договориться не удается, практически единственным средством эффективного влияния остается приучение, дрессировка.

В штатных ситуациях кто-то из родителей предпочитает подход Силовика (договор, требования и дисциплина), кто-то подход Душки (мягко попросить и вызвать желание). Мужчины более склонны к подходу Силовика, женщинам ближе подход Душки. Оптимально — использовать то и другое.

Много или мало влияют родители, родители заинтересованы, чтобы их влияние на детей было значимым, родители заинтересованы усиливать свое личное влияние. Чтобы слово родителя для ребенка звучало значимо, серьезно, чтобы ребенок к вам прислушивался, нужно заботиться о двух вещах: Первое — обращаться к ребенку грамотно. Второе — в принципе укреплять свой родительский авторитет.

Хорошие родители на детей, как правило, не кричат. Обо всем можно договориться спокойно. Скажите ему, что вы хотите. Если вам что-то не нравится, не молчите, накапливая злость и раздражение — спокойно и твердо скажите ребенку, то вы от него ждете, что ему нужно сделать.

Не слушается — не кричите, а повторите. Не слушается — разберитесь, в чем дело. Однако если дело в том, что ребенок проверяет вас на прочность, вы должны эту прочность продемонстрировать, и тут без подхода Силовика обойтись невозможно.

К сожалению, мамы и бабушки обычно избегают действовать жестко и нередко оказываются беспомощными.

Воспитание через организацию окружения

На ребенка можно влиять прямо, а можно — опосредованно, через создание формирующей среды и нужного окружения. Нужно учесть, что в большинстве случаев окружение ребенка на него влияет больше, чем мы, родители. Одна из первейших забот родителя, думающего о воспитании — управлять окружением ребенка.

Кто воспитывает ребенка — папа или бабушка, бабушка папы или бабушка мамы, кто у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени он сидит за компьютером, будучи там занятым чем?

То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенным способам жизни.

Воспитание через воспитывающую среду — основной принцип в педагогической технологии А.С. Макаренко. Макаренко достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание — легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им.

Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно.

Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц.

Воспитанники все убирали сами, притом так, что всё должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком…

от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/metody-vospitaniya-detey

Основные методы воспитания детей

Методы воспитания

Методы воспитания детей в семье у каждого свои. Еще совсем недавно под методом развития понимали подгонку под неподвижный и незыблемый стереотип любыми средствами и любой ценой. Воспитывать детей — непростая задача.

Раньше под лозунгом воспитательной работы страх делали главным средством воздействия. Телесные наказания были обычным явлением и в школе, и дома. Образ сурового нетерпимого учителя с тростью или кожаным ремнем для непослушных детей и сегодня не изгладился из памяти многих людей.

В таких условиях управляет грубая сила, и в зародыше подавляется любая попытка понять детскую психологию.

Целью каждого родителя является понимание, как правильно воспитать ребенка в лучших традициях, научить тому, что важно знать и уметь в жизни, передать свой опыт. Каждый родитель имеет свои особенности воспитания детей тем методом, который он считает лучшим.

Какие бывают методы?

На метод воспитания детей оказывают влияние многие факторы, такие как характер и воспитанность самого взрослого, его образование, а также уровень культуры человека, национальность, вероисповедание, особенности воспитания детей в окружающей среде.

Психологи разделили методы воспитания на отдельные группы. Деление это, конечно же, условное. Но не все методы воспитания ребенка могут помочь достичь своей цели — развить достойного, социально адаптированного члена общества. Иногда результат может быть прямо противоположным. Основные методики воспитания детей представлены ниже.

Существует метод сурового воспитания. Такой психологический метод еще можно назвать диктаторским или авторитарным. Он является самым древним из всех способов.

Когда-то самым правильным воспитанием считалось требование полного и беспрекословного подчинения. Нужно сказать, что это перенималось из государственного строя того времени.

Практически во всех государствах управлял диктатор, которому народ поклонялся и подчинялся.

Правильное воспитание детей в семье заключалось в том, что устанавливались правила, которым должен был следовать воспитанный ребенок. Если он смел отступить от этих правил, то его ждало наказание, которое заключалось в унижении или даже побоях.

Правила воспитания детей при данном методе очень жесткие. То, что хочет ребенок, все его чувства полностью игнорировались. Это приводило к тому, что человек вырастал агрессивным или, напротив, безвольным, его самооценка была сильно занижена.

Методика воспитания детей, основанная на вседозволенности и потакании, абсолютно противоположна суровому воспитанию. Здесь на первом месте то, что хочет ребенок. Взрослые готовы на все, лишь бы угодить своему любимому чаду.

Но и этот метод также не принесет пользы, так как в силу отсутствия опыта ребенок еще не может отличить хорошее от плохого. Воспитанные таким образом люди тяжело адаптируются в социуме, так как свои интересы они ставят превыше всего.

Уважительные взаимоотношения (авторитетные). Такой метод очень демократичен и гармоничен. Он заключается в уважительном взаимодействии родителей и детей. Основные средства воспитания — наличие в семье определенных правил, следовать которым должны все, но без страха наказания.

Взрослые своим поведением должны быть во всем примером для своих детей. Как воспитать самостоятельного ребенка? Необходимо прекратить все делать за него, даже если он часто совершает ошибки в своих действиях. Развивать самостоятельность у малыша нужно уже в первый год жизни.

Метод безразличного и безответственного развития. При таком методе родители вообще не занимаются воспитанием своих чад. Им все равно, чем дети занимаются и как проводят свободное время.

Следуя любой методике воспитания детей в психологии, это недопустимо. В результате взрослые совершенно отдаляются от детей. В такой семье малыши растут несчастными.

Они всегда будут чувствовать эту ненужность, что привет к одиночеству и отчуждению.

Психология воспитания детей в семье по методу сближения подразумевает неразрывную связь между родителями и их чадами. Родители много времени проводят с детьми, понимают и предугадывают их потребности. Такие средства развития делают из детей и взрослых единомышленников. Наказания в семье не используют.

Какой метод воспитания выбрать?

Как правильно воспитать ребенка? На практике часто случается, что реальность семейной жизни с детьми далеко отстоит от тех гармоничных отношений, которые первоначально рисовались родителями.

В такие моменты полезно вспомнить, что перед детьми лежит долгий путь, который им предстоит пройти самим, и на пути к зрелости будут приняты такие решения, которые необязательно отвечают ожиданиям родителей.

Желанный воспитанный ребенок в семье, разве это не чудо? Взрослые ждут его появления, готовятся к встрече с ним, мечтают о том, каким он станет. Всегда ли мечты сбываются? Отцы и матери желают своему малышу только добра, и в этом все родители схожи, но в выборе методов воспитания нетрудно выявить абсолютное различие.

Одни считают, что ребенок должен быть сытым и одетым, а все остальное появится само собой, другие во всем потакают своему малышу, третьи берут на вооружение запреты, четвертые балансируют между потаканиями и запретами, пятые используют советы по воспитанию детей от своих родителей.

Какой же путь выбрать, как воспитать малыша, и есть ли ориентиры для выбора этого пути? Проблемы воспитания детей в семье беспокоят многих.

Не будем лукавить и признаем, что не в каждой семье удается выстроить доверительные отношения со своим чадом, распространенные средства воспитания — ремень, строгие ограничения.

Чаще всего в таких семьях все сводится к приказам, понуканиям, предостережениям, обвинениям, захваливаниям, даче готовых решений или переводу все в шутку.

Малыши от такого способа общения становятся хилыми и в нравственном, и в физическом смысле.

Но есть родители, все действия которых идут вразрез с ранее перечисленными методами. Они изначально родительское право меняют на право дружбы.

Они ничего не навязывают своим детям, не прокладывают им дорогу, а постигают своего ребенка, вслушиваются и всматриваются в его внутренний мир, выискивают его одаренность и недостатки.

В таком случае родители воспитывают своих чад личностно ориентированным способом общения.

Основные ошибки

Известно, что многие проблемы малыша порождаются болью, обидой или страхом. Что делают в таких случаях взрослые? Естественно, утешают, уговаривают и т.п. А некоторые вместо этого внимательно вслушиваются в детскую проблему, в доверительных беседах не позволяют ему оставаться наедине со своими переживаниями, добиваясь чудодейственных результатов.

Ибо четко обозначенные проблемы правильно воспитанный ребенок легче преодолевает и находит свой путь их разрешения. Поэтому не стоит удивляться, что развитие и воспитание ребенка в семье с такими принципами проходит легко. Если родителям не нравится поведение чада, они делают ему замечание от первого лица, говоря о своих чувствах, а не о его действиях.

Такие принципы воспитания детей напоминают процесс выращивания культур на грядках приусадебного участка. Ведь только сорняки не нуждаются в уходе и растут, не взирая ни на почву, ни на климатические условия. Как воспитать ребенка правильно? Выращивание культурных растений сопровождается уходом и пестованием. Пестовать — это значит любить, понимая и уважая.

Семейное воспитание детей родителями должно осуществляться без насилия. Родительский контроль должен быть строгим, но без использования грубой силы и жестких наказаний. Дети и воспитатели должны доверять друг другу.

Малыш не должен бояться посоветоваться с отцом или матерью по любому вопросу. Советы родителям по воспитанию детей дают многие: бабушки, дети, учителя, соседи, посторонние люди.

Однако решать, как правильно воспитывать ребенка, как учить его принимать правильные решения, должны сами родители. Ведь именно они несут за это ответственность.

Развитие ребенка в неполной семье

Как правильно воспитать ребенка в неполной семье? Вырастить достойного человека в такой ситуации — особенно сложная задача. Ведь родителю необходимо суметь стать для малыша и отцом, и матерью.

Воспитание в семье, где один отец и нет матери, часто происходит по суровому методу. Следует понимать, что данная схема позволит вырастить послушного, но очень неуверенного в себе малыша.

Повзрослев, ему будет очень сложно научиться принимать самостоятельные решения.

Очень важно научиться вовремя осознавать свои ошибки, читать статьи о воспитании детей, высказывания профессионалов о том, как воспитывать их правильно, а при необходимости обращаться за квалифицированной помощью. Вовремя полученные и использованные советы психолога по воспитанию детей способны кардинально изменить жизнь малыша к лучшему.

Источник: https://roditeliz.ru/family/metody-vospitaniya-detey-v-seme-pravilno.html

Методы воспитания и их характеристика

Методы воспитания

Процесс воспитания характеризуется применением групп методов, среди которых убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Определение 1

Убеждение в педагогике – это метод воспитательного процесса, представляющий воздействие педагога на разумную сферу сознания учеников. Он создает условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и нравственных качеств, уверенности.

Особенное значение метод убеждения приобретает в условии преобразования всех сфер общественной жизни.

Определение 2

Основная цель убеждения – это создание, укрепление и изменение взглядов, понятий ученика, для обеспечения условий принятия точки зрения убеждающего и следования принципам в личностном и социальном поведении.

Метод убеждения обращен к уму, опыту, логике, эмоциям и обеспечивает самосознательное принятие идей, понимание и перевоплощение их в модели поведения.

На основании этого факт метод убеждения наиболее часто применяется в психолого-педагогическом направлении.

В процессе убеждения детей важно создавать твердую убежденность и уверенность в истинности усвоенных взглядов, способность охранять свои убеждения, реализовывать их, давать отпор ложным и сомнительным идеям.

Замечание 1

В качестве особенности можно отметить, что убеждение – это метод, где степень убеждающего действия напрямую зависит от степени интереса обучающегося, на которого и ориентировано действие.

Следовательно, убедить в чем-либо можно только того человека, который сам настрое на понимание и осмысление предлагаемой информации, сопоставление аргументов по отношению к выводам, а выводов – относительно личного жизненного опыта.

Метод упражнения

Определение 3

Метод упражнения – это система организации повседневной жизни, деятельности, обучающего процесса, позволяющая учащимся получить опыт правильного поведения, самостоятельности решения задач. Он также позволяет совершенствовать личные качества, ощущения, волю, формировать положительные пристрастия, обеспечивает целостность познаний, убеждений, слов, поведения и занятий.

Отмечается, что воспитательное упражнение – это не только механическая тренировка, но получение опыта в процессе преодоления проблем, решение разнообразных задач предусмотренных программой образования и воспитания в образовательном учреждении.

Как метод воспитания упражнение обеспечивает привлечение детей к систематической, специально организованной общественно-полезной деятельности, способствующей развитию привычек, навыков культурного поведения, коллективного общения, усидчивости.

Перед выполнением упражнений проходит изучение абстрактного материала и тщательный инструктаж педагога. Такой подход обеспечивает ученикам систематическое поэтапное выполнение действий, необходимых для развития определенных свойств, с поэтапным усложнением, повышением уровня сложности, прибавлением элемента персонального творчества.

Метод примера и его характеристики

Определение 4

Пример, как метод воспитания представляет собой действие, нацеленное на создание и поведение детей посредством системы позитивных образцов, призванных служить прототипом для воспроизведения, основой формирования совершенного социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

примера воспитания определяется его общественной ценностью. В нем заключен социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый из примеров имеет конкретное содержание и социальную значимость. Таким образом, позитивный пример – непосредственно историческое мнение.

Определение 5

В современном понимании метод примера – это образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и средства достижения поставленных задач, подходящие к эталону личности.

В воспитательном отношении ценны примеры богатые идейным содержанием, с высокой степенью развития личностных качеств и способные стать благородным примером для подражания.

В процессе усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного эталона поведения, пример перерастает в самовоздействие. Ребенку свойственно идентифицировать свою личность с популярными представителями социума, героями произведений, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Примеры воспитания имеют классификацию по типу воздействия на сознание учащихся:

  • Примеры конкретного воздействия. В группу входят личные примеры ребенка, пример педагога, друзей, людей находящихся в непосредственном контакте.
  • Примеры опосредованного воздействия. Данная группа объединяет примеры из жизни известных личностей, истории собственной страны, трудового героизма, литературы и искусства.

Метод поощрения

Определение 6

Воспитательный метод поощрения – это механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности. Исполнение происходит с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

Применение метода поощрения в различных видах деятельности учащихся, таких как учебная, игровая, бытовая, трудовая или общественная, позволяет повысить эффективность свойств труда и самоутвердиться.

Чтобы понимать, что такое метод воспитания через поощрение необходимо понимать механизмы его влияния.

Его использование на практике вызывает положительные эмоции, рождая убежденность, оптимизм, создает здоровый социально-психологический климат, увеличивает уровень ответственного отношения, помогает развить внутренние творческие силы воспитуемых и их положительную жизненную позицию. Незаслуженное поощрение, в свою очередь, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха любыми методами только ради награды.

Система поощрения по мере нравственного созревания развивается от материальных до нравственных стимулов.

Отношение учащихся к поощрению позволяет педагогу получить представление о честолюбии и самолюбии детей, истинных мотивах действий и направленности личности, их отношении к занятиям и награждениям.

Эффективность поощрения напрямую зависит от способности учителя расценивать итоги учебы и поведения, одобрять или осуждать их действия и поступки.

Наиболее используемые в педагогической практике приемы поощрения – это выражение удовлетворения от работы конкретных учеников или класса в целом, похвала, одобрение, призыв следовать лучшему примеру. Это требует от педагога мастерства владения методикой поощрения и ее эффективного применения в повседневной практике.

Метод принуждения

Определение 7

Методы принуждения – это меры побуждения учеников к выполнению собственных обязанностей вопреки нежеланию осознать неправоту и скорректировать поведение.

Использование метода принуждения в педагогически корректном понимании возможно на базе предварительного убеждения и использования других методов воспитания. Пользоваться данным воспитательным методом необходимо уместно не допуская злоупотребления.

Как было отмечено, необходимо сначала убедить воспитанника и после этого использовать метод принуждения. Предъявление категорических требований, в случае их непринятие воспитанником, должны быть аргументированы и разъяснены.

Педагог обязан следить за выполнением предъявляемых требований, а в случае отказа – принять необходимые меры для достижения поставленной задачи.

В случае безнаказанного уклонения от исполнения у воспитанников развивается безответственность.

Отрицательное восприятие учениками наблюдается и тогда, когда педагог использует репрессивные методы воспитания в педагогике либо часто жалуется руководству на факт недостаточного усердия в учебе.

До принятия категорических мер учитель обязан испробовать все возможные методы разрешения ситуации.

Это может быть увеличение контроля над обучением, определение сроков выполнения конкретных заданий, проведение коллективных бесед, публичное порицание провинившегося.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/metody-vospitanija/

ovdmitjb

Add comment