Irvuz

Методика диагностики эмпатии (И. М. Юсупов)

Эффективные методики определения уровня эмпатии: тест Юсупова и Бойко

Методика диагностики эмпатии (И. М. Юсупов)

Каждый из нас в жизни регулярно сталкивается с необходимостью выслушать, поддержать и понять другого человека. Некоторым это удается легко и просто, а для кого-то – это крайне сложная задача.

Способность человека сопереживать, чувствовать другого и испытывать аналогичные эмоции в психологии называют эмпатией.

Уровень развития данного свойства личности существенно варьируется: зависит это как от внутренних особенностей личности, так и от характера ее воспитания, среды, и даже национальности.

Например, существует мнение, что американцы, несмотря на свою демонстративную дружелюбность, достаточно холодны, и их мало заботят проблемы окружающих, а русские, наоборот, будучи угрюмыми внешне, умеют сопереживать и готовы поделиться последним.

Характер эмпатийного восприятия

Высокий уровень эмпатии у личности проявляется в ее умении сопереживать определенным образом, что отличает ее от сочувствия:

  • В момент сопереживания эмпатийный человек «забывает» про себя, свои интересы и переживания – он целиком погружен в проблемы другого;
  • Отчетливо понимает и называет для себя эмоции и переживания другой личности;
  • Умеет заботливо и тактично донести свою поддержку и выразить способом, комфортным и близким для другого.

Эмпатийное сопереживание – больше, чем просто сопереживание.

Если такой человек видит, что другой напуган, ему больно, или, наоборот, испытывает радость – он чувствует страх и боль или радуется вместе с ним. Эти чувства воспринимаются как свои собственные.

Эмпатия так же интересна тем, что в состоянии проявляться не только по отношению к окружающим людям или животным – ее особенность в проявлении чувств и эмоций той же силы к героям литературных произведений, театра и кино.

Методики определения

Тесты, с помощью которых проводится диагностика социальной эмпатии, доступны любому, заинтересовавшемуся вопросом развития уровня собственного умения сопереживать.

Методика определения степени эмпатии почти везде идентична – это список вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один, наиболее близкий для вас.

Тесты возможно использовать в совокупности – ответив на несколько, вы сможете максимально оценить себя со стороны умения сочувствовать и сопереживать людям.

Тест психолога из Казани И.М. Юсупова – наиболее распространенная экспресс методика определения эмпатии. Суть метода в субъективной оценке нескольких утверждений.

На первый взгляд, они кажутся далекими от темы сопереживания и эмоциональной включенности в проблемы других, однако, ученый создавал тест таким с целью минимизировать количество социально ожидаемых ответов.

Они не могут быть хорошими или плохими – самое главное, отвечать честно и первое, что приходит в голову. Результаты оформляются в таблице, где каждому варианту ответа присваивается свой балл.

Этот тест на первый взгляд кажется проще – методика состоит из идентичного количества вопросов, а вариантов ответов меньше. Методика ответов заключается в положительной и отрицательной оценке – «да» или «нет». Однако, в процессе создания методики, В.В.Бойко руководствовался выделением нескольких каналов эмпатии:

  • Рациональный. Осознанная направленность внимания, мышления на другое существо, при отсутствии логики и мотивации интереса – привлекает сам факт существования субъекта и его особенностей.
  • Эмоциональный. Характеризуется погруженностью в энергетическое поле человека при возникновении эмоционального резонанса.
  • Интуитивный. Способность интуитивно предвосхищать поведение партнера, действовать, не имея достаточного количества информации о нем, опираясь на подсознание.

По мнению В.В. Бойко, именно методика оценки уровня развития этих трех параметров эмпатии в совокупности способна дать объективный ответ.

Зачем нужно определять свой уровень эмпатии?

Тесты И.М.Юсупова и В.В.Бойко являются наиболее распространенными и эффективными методиками на сегодняшний день благодаря своей простоте и доступности, в том числе онлайн. Они дают ответ на вопрос, насколько мы в состоянии проникнуться переживаниями другого человека? Если тесты дают не тот результат, который стоит считать приемлемым, то в наших руках это изменить.

Определение уровня эмпатии личности важный этап в работе над собой.

Эмоциональный интеллект, так активно пропагандирующийся и использующийся в бизнес-среде, базируется на этом понятии. Наша обучаемость, расширение кругозора происходит также благодаря эмоциональной включенности и ее развитости. Переживая эмоции других существ как свои собственные, мы делаем шаг вперед как высокоразвитые существа, способные выйти за рамки собственного «я». 

Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего : 145

4 145

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/testy/test-na-ehmpatiyu.html

Методика исследования эмпатии (И.М.Юсупов, Е.М.Никиреев)

Методика диагностики эмпатии (И. М. Юсупов)

Цель: исследование уровня эмпатии (сопереживания). Процедура проведения.

Эмпатия (сопереживание) – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек, так же, как если бы они были его собственными; эмоциональная отзывчивость человека, эмоциональный отклик, который осуществляется как в элементарных рефлекторных), так и в высших личностных формах сочувствия, сопереживания, сорадования).

В высших личностных формах эмпатии выражается отношение человека к другим людям. Эмпатия является необходимым условием формирования нормальных взаимоотношений личности и группы (учебного класса, студенческой группы, производственной бригады). Она рассматривается как профессионально важное качество психолога, педагога, консультанта, психотерапевта.

Данная методика позволяет выявить пять уровней развития эмпатии: очень высокий, высокий, средний (нормальный) низкий и очень низкий. В опросник введена также «Степень откровенности». Стремится ли испытуемый выглядеть лучше, чем он есть в действительности.

Опросник состоит из 36 утверждений. Испытуемый читает опросник и ставит против того или иного утверждения: – в случае полного согласия «да, всегда» – 5 баллов; – в случае «почти всегда» – 4 балла; – «часто» – 3 балла; – «иногда» – 2 балла;

– «нет, никогда» – 1 балл.

При ответе «не знаю» ставится 0 баллов.

Текст опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей». 2. Взрослых детей раздражает забота родителей. 3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы». 5.

Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. 6. Больному человеку можно помочь даже словом. 7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами. 8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин. 9.

Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы. 10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение. 11. Я равнодушен к критике в мой адрес. 12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами. 13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы. 14.

Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать. 15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной. 16. Родители относятся к своим детям справедливо. 17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь. 18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей. 19.

Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела. 20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей. 21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей. 22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак. 23. Все люди необоснованно озлоблены. 24.

Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам. 26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь. 27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы. 28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей. 29.

Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение. 30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина. 31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно. 32. Если ребенок плачет, на то есть причины. 33.

Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков. 34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы. 35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов проводится в соответствии с ключами, т. е. порядковыми номерами утверждений, включенных в опросник: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15. 16,19,21, 22, 24, 25,26, 27, 29, 32.

Все баллы, полученные по этим ключам, суммируются и соотносятся со шкалой эмпатийных тенденций: 82-90 баллов – очень высокий уровень эмпатийности; 63-81 балл – высокий уровень эмпатийности; 37-62 балла средний (нормальный) уровень эмпатийности; 12-36 баллов – низкий уровень эмпатийности; 11 и менее баллов – очень низкий уровень эмпатийности.

Кроме этого, обрабатываются ключи, отражающие шкалу «Степень откровенности».

Если испытуемый на некоторые ключи: 3,9,11,13, 28, 36 – ответил «не знаю», а также не пометил пункты: 11,13,15,27 – ответами «да, всегда», это говорит об отсутствии откровенности.

Если по всем перечисленным утверждениям испытуемый дал не более трех искаженных ответов, результатам тестирования можно доверять, при четырех – уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти можно считать, что работа выполнена напрасно.

https://www.youtube.com/watch?v=M8hR5j7FnP8

Самый высокий уровень эмпатийности характеризуется болезненным чувством сопереживания. Эта люди в общении, как барометр, тонко реагируют на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Им трудно от того, что окружающие используют их в качестве громоотвода, обрушивая на них свое эмоциональное состояние.

Плохо чувствуют себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют им свои тайны и идут за советом. Нередко испытывают комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты: не только словом, но даже взглядом боятся задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает их. В то же время сами очень ранимы. Могут страдать при виде покалеченного животного.

Большая впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни они бывают близки к невротическим срывам. Высокий уровень эмпатийности характеризуется высокой чувствительностью к проблемам окружающих, великодушием, склонностью многое им прощать.

Представители этого уровня эмпатийности эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакты и находят общий язык с другими людьми. Окружающие ценят их задушевность. Они стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах они не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия. Нормальный (средний) уровень эмпатийности присущ подавляющему числу людей.

Окружающие не могут назвать их «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение.

Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверены, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поступки которых для них иногда становятся неожиданными.

У них нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей. Низкий уровень эмпатийности характеризуется затруднениями в установлении контактов с людьми. Представители этого уровня неуютно чувствуют себя шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла.

Отдают предпочтение единенным занятиям, конкретным делам, а не работе с людьми. Они сторонники точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у них мало друзей, а тех, кто есть, ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят им тем же.

Бывает, когда они чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их своим вниманием. Но это поправимо, если они станут более открытыми и будут пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их потребности как свои. Очень низкий уровень эмпатийности характеризуется ее неразвитостью.

Представители этого уровня эмпатийности затрудняются первыми начать разговор, держатся особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше их. В межличностных отношениях нередко оказываются в неловком положении. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими.

Любят острые ощущения, спортивные состязания предпочитают искусству. В деятельности слишком центрированы (направлены) на себя. Они могут быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядят в лучшем свете. С иронией относятся к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать. Им необходима гимнастика чувств.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2661-metodika-issledovaniya-empatii-imyusupov-emnikireev-

Психологический портрет врача (2)

Методика диагностики эмпатии (И. М. Юсупов)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 1

Методика «Диагностикауровня эмпатии» И.М. Юсупова

Предлагаемая нижеметодика успешно используется казанскимпсихологом И.М. Юсуповым для исследованияэмпатии (сопереживания), т.е. уменияпоставить себя на место другого человекаи способности к произвольной эмоциональнойотзывчивости на переживания другихлюдей. Сопереживание – это принятиетех чувств, которые испытывает другойчеловек так, если бы они были нашимисобственными.

https://www.youtube.com/watch?v=mfiFfEoWeuQ

Эмпатия способствуетсбалансированности межличностныхотношений. Она делает поведение человекасоциально обусловленным. Развитоечувство эмпатии у человека – ключевойфактор успеха в тех видах деятельности,которые требуют вживания в мир партнерапо общению, и прежде всего при обучениии воспитании.

Инструкция: «Длявыявления уровня эмпатийных тенденцийнеобходимо, отвечая на каждое из 36утверждений, приписывать ответамследующие числа: если вы ответили “незнаю” – 0, “нет, никогда” – 1,”иногда” – 2, “часто” – 3, “почтивсегда” – 4, и ответу “да, всегда”– 5. Отвечать нужно на все пункты».

Тест опросника:

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

  2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

  4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

  6. Больному человеку можно помочь даже словом.

  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

  9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

  11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

  13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

  14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

  16. Родители относятся к своим детям справедливо.

  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

  18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

  19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

  22. В детстве я приводил домой кошек и собак.

  23. Все люди необоснованно озлобленны.

  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

  25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

  26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

  27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

  31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

  32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

  33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

  35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов:

Прежде чем подсчитать полученныерезультаты, проверьте степеньоткровенности, с которой вы отвечали.Не ответили ли вы «не знаю» на некоторыеиз утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13,28, 36, а также, не пометили ли пункты 11,13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если этотак, то вы не пожелали быть откровеннымиперед собой, а в некоторых случаяхстремились выглядеть в лучшем свете.

Результатам тестирования можнодоверять, если по всем перечисленнымутверждениям вы дали не более трехнеискренних ответов, при четырех жеследует сомневаться в их достоверности,а при пяти – можете считать, что работувыполнили напрасно. Теперь просуммируйтевсе баллы, приписанные ответам на пункты:2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32.Соотнесите результат со шкалой развитостиэмпатийных тенденций.

Классификатор теста:

Если вы набрали от82 до 90 баллов– это очень высокий уровень эмпатийности.У вас болезненно развито сопереживание.В общении, как барометр, тонко реагируетена настроение собеседника, еще неуспевшего сказать ни слова.

Вам трудноот того, что окружающие используют васв качестве громоотвода, обрушивая навас эмоциональное состояние. Плохочувствуете себя в присутствии «тяжелых»людей. Взрослые и дети охотно доверяютвам свои тайны и идут за советом.

Нередкоиспытываете комплекс вины, опасаясьпричинить людям хлопоты; не толькословом, но даже взглядом боитесь задетьих. В то же время сами очень ранимы.Можете страдать при виде покалеченногоживотного или не находить себе местаот случайного холодного приветствиявашего шефа.

Ваша впечатлительностьпорой долго не дает заснуть. Будучи врасстроенных чувствах, нуждаетесь вэмоциональной поддержке со стороны.При таком отношении к жизни вы близкик невротическим срывам. Побеспокойтесьо психическом здоровье.

От 63 до 81 балла– высокая эмпатийность. Вы чувствительнык нуждам и проблемам окружающих,великодушны, склонны многое им прощать.С неподдельным интересом относитесь клюдям.

Вам нравиться «читать» их лицаи «заглядывать» в их будущее, выэмоционально отзывчивы, общительны,быстро устанавливаете контакты сокружающими и находите общий язык.Должно быть, и дети тянутся к вам.Окружающие ценят вашу душевность.

Выстараетесь не допускать конфликты инаходить компромиссные решения. Хорошопереносите критику в свой адрес. В оценкесобытий больше доверяете своим чувствами интуиции, чем аналитическим выводам.Предпочитаете работать с людьми, нежелив одиночку.

Постоянно нуждаетесь всоциальном одобрении своих действий.При всех перечисленных качествах вы невсегда аккуратны в точной и кропотливойработе. Не стоит особого труда вывестивас из равновесия.

От 37 до 62 баллов– нормальный уровень эмпатийности,присущий подавляющему большинствулюдей. Окружающие не могут назвать вас«толстокожим», но в то же время вы неотноситесь к числу особо чувствительныхлиц.

В межличностных отношениях судитьо других более склонны по их поступкам,чем доверять своим личным впечатлениям.Вам не чужды эмоциональные проявления,но в большинстве своем они находятсяпод самоконтролем.

В общении внимательны,стараетесь понять больше, чем сказанословами, но при излишнем влиянии чувствсобеседника теряете терпение. Предпочитаетеделикатно не высказывать свою точкузрения, не будучи уверенным, что онабудет принята.

При чтении художественныхпроизведений и просмотре фильмов чащеследите за действием, чем за переживаниямигероев. Затрудняетесь прогнозироватьразвитие отношений между людьми, поэтому,случается, что их поступки оказываютсядля вас неожиданными. У вас нетраскованности чувств, и это мешаетвашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов– низкий уровень эмпатийности. Выиспытываете затруднения в установленииконтактов с людьми, неуютно чувствуетесебя в большой компании. Эмоциональныепроявления в поступках окружающихподчас кажутся Вам непонятными илишенными смысла. Отдаете предпочтениеуединенным занятиям конкретным делом,а не работе с людьми.

Вы – сторонникточных формулировок и рациональныхрешений. Вероятно, у вас мало друзей, аиз тех, кто есть, цените больше за деловыекачества и ясный ум, чем за чуткость иотзывчивость. Люди платят вам тем же.Бывает, когда чувствуете свою отчужденность,окружающие не слишком жалуют васвниманием.

Но это поправимо, если выраскроете панцирь и станете пристальнеевсматриваться в поведение близких ипринимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее– очень низкий уровень. Эмпатийныетенденции личности не развиты.Затрудняетесь первым начать разговор,держитесь особняком среди сослуживцев.Особенно трудны контакты с детьми илицами, которые намного старше вас. Вмежличностных отношениях нередкооказываетесь в неловком положении. Вомногом не находите взаимопонимания сокружающими.

Любите острые ощущения,спортивные состязания предпочитаетеискусству. В деятельности слишкомсконцентрированы на себе. Вы можетебыть очень продуктивны в индивидуальнойработе, во взаимодействии же с другимине всегда выглядите в лучшем свете.Болезненно переносите критику в свойадрес, хотя можете на нее бурно нереагировать. Необходима гимнастикачувств.

Приложение 2

Методика «Многофакторныйличностный опросник» Р. Кэттелла, формаС

Инструкция: Передвами вопросы, которые помогут выяснитьособенности вашего характера, вашейличности. Не существует «верных» и«неверных» ответов, так как каждый правпо отношению к своим собственнымвзглядам. Старайтесь отвечать искреннеи точно.

В начале Вы должны ответить начетыре вопроса, которые даны в качествеобразца и посмотреть, не нуждаетесь лиВы в дополнительных разъяснениях. Выдолжны зачеркнуть соответствующиеВашему ответу квадратик на специальномбланке для ответа.

Существует тривозможных ответа на каждый вопрос.

Источник: https://works.doklad.ru/view/xJ7TEiTV9FE/13.html

ovdmitjb

Add comment