Irvuz

Механизмы развития и защиты

Психологическая защита

Механизмы развития и защиты

Психологическая защита

09.02.2017

Снежана Иванова

Психологическая защита как механизм всегда возникает в ответ на реальную или скрытую угрозу. Причем этот механизм, как правило, подключается у людей совершенно неосознанно.

Психологическая защита представляет собой сложный механизм реагирования личности на какой-либо внешний раздражитель.Психологическая защита как механизм всегда возникает в ответ на реальную или скрытую угрозу. Причем этот механизм, как правило, подключается у людей совершенно неосознанно.

Мы не понимаем, почему вдруг начинаем вести себя агрессивно, уходим в себя или пытаемся всеми силами обидеть собеседника, задеть его за живое. Психологическая защита — это состояние личности, характеризующееся повышенной тревожностью, мнительностью и чувством скрытой обиды.

Психологическая защита подразумевает под собой необходимость искать убежище внутри самих себя, опираясь на собственные представления о действительности.

Виды психологической защиты

Следует отметить, что механизмы психологической защиты, как правило, остаются неосознаваемыми самим человеком. Он постоянно оправдывает собственное бездействие для того, чтобы в дальнейшем не предпринимать никаких усилий для изменения ситуации.

Ведь гораздо проще бесконечно жаловаться на жизнь, чем реально попробовать что-то изменить. Психологическая защита – это механизм, который срабатывает независимо от нашего желания. Скорее, выбор вида защиты в каждом конкретном случае зависит от характера человека, его темперамента, уровня амбиций.

Просто человеку становится удобно использовать данный механизм в жизни. Среди видов психологической защиты выделяют следующие.

Блокирование

Данный вид психологической защиты позволяет не допустить травмирующее событие в сознание. Человек предпринимает необходимые шаги для того, чтобы избежать возникновения чувства вины, зависти, злобы, разочарования и т.д. Блокирование способствует уходу от реальности без существенных эмоциональных потерь.

Конечно, нерешенные проблемы когда-нибудь вернутся с новой силой и будут тревожить сознание, вгонять человека в депрессию и переживания. Блокирование – это неосознаваемый механизм, позволяющий остаться в исходной точке и отложить на время активные действия.

Такой способ нельзя назвать конструктивным, поскольку он не дает личности в полной мере расти и развиваться.

Искажение

Искажение представляет собой такой вид психологической защиты, который дает возможность пронести травмирующее событие в сознание, изменив его сущность на более безопасный вариант. Конечно, это самообман.

Человек не может бесконечно себя уговаривать, делать вид, что все хорошо, а на самом деле с годами ситуация только катастрофически увеличивается, разрастаясь в масштабах. Искажение – это такой вид психологической защиты, который долгое время не позволяет личности увидеть истину.

Взглянуть в глаза правде сможет далеко не всякий, ведь для этого нужно иметь смелость. Чем больше мы искажаем информацию о самом себе, тем сложнее нам потом становится жить в мире, общаться с другими людьми.

Способы психологической защиты

Существует несколько способов психологической защиты. Механизм ее действия настолько тонок, что большинство людей попросту не замечают того, что увязли в собственном недовольстве и страдании.

Виды и способы защиты основаны на неосознаваемом уходе от реальности. Люди порой настолько сильно боятся решать трудности, что даже избегают мысли о собственных проблемах.

Рассмотрим подробнее распространенные способы, к каким обычно прибегает личность.

Самообвинение

Это очень распространенный способ убегания от тревожащей ситуации, его можно назвать классическим. Человек под любым видом прилюдно или наедине с собой старается себя обвинить. Только так он на время может почувствовать успокоение.

Данный механизм запускается в действие практически автоматически. Самообвинение, как это ни странно, иногда помогает почувствовать себя важным и востребованным. Личность не осознает, что в итоге делает хуже только себе.

Другие люди никогда не будут настолько сильно переживать о наших проблемах, насколько это делает сам человек, погруженный в страдания.

Обвинение окружающих

Такой вид психологической защиты встречается в жизни очень часто. Люди спешат обвинить других в своих неудачах и провалах, подчас не замечая того, что сами виноваты во всем.

Люди настолько умело порой снимают с себя ответственность, что остается только удивляться тому, как у них получается так гладко обманывать самих себя. При таком подходе совесть человека частично или полностью притупляется, он становится не способным адекватно оценивать собственные поступки.

Механизм психологической защиты остается незамеченным для сознания. Данный вид ухода от реальности отчасти помогает человеку компенсировать собственную глупость.

Зависимое поведение

Появление любой аддикции говорит о том, что личности становится трудно жить в этом мире и воспринимать его адекватно. Формирование зависимости позволяет долгое время находиться в иллюзии, избегать конкретных шагов и действий.

Сам механизм появления алкогольной, наркотической или иной формы зависимости связан с сильным страхом перед жизнью. Человека буквально одолевают наяву кошмары, которые он самостоятельно себе создал.

Им руководит скрытое желание отгородиться, укрыться от жизни, которая кажется слишком страшной и опасной.

Механизмы психологической защиты

Современная психологическая наука выделяет множество механизмов развития и проявления психологической защиты. Эти механизмы позволяют долгое время находиться в безопасности, избегать душевных терзаний и тревог. Говоря иными словами, механизмы защиты способствуют отгораживанию от реальности, уходу в забвение.

Вытеснение

Данный механизм провоцирует процесс забывания. Человек как будто отталкивает от себя тревожащую его информацию. Он концентрирует свои внутренние силы не на том, чтобы решить насущные проблемы, а чтобы как можно скорее вытеснить их в недры подсознания.

Это происходит обычно тогда, когда у человека не остается сил бороться или информация настолько травматичная, что может нанести серьезный урон психике и вызвать ее расстройство. Во многих случаях вытеснение – это механизм, способствующий быстрому избавлению от гнетущих страданий.

Освободившись от боли и страха с помощью этого механизма, как будто даже делается легче. Но на самом деле это самообман.

Отрицание

Механизм отрицания обычно используется, если произошло горе в семье, скажем, умер кто-то из близких родственников. Данный механизм психологической защиты включается абсолютно неосознанно. Человек упрямо часами твердит одно и то же, но не принимает случившееся. Так срабатывает защита от разрушительной информации.

Мозг просто не может ни на чем сосредоточиться полностью, он блокирует поступление опасного известия, и угрожающее событие, словно не распространяется, а приостанавливается. Удивительно, в какие игры может играть с нами подсознание! Отказавшись от проживания душевной боли здесь и сейчас, мы невольно переносим ее в будущее.

Регрессия

Данный механизм психологической защиты помогает сосредоточить внимание на себе. Как правило, к этому приему прибегают старшие дети, когда в семье появляется младший ребенок.

Родители замечают, что старший вдруг начинает вести себя неадекватно: он изображает из себя маленького несмышленыша, словно прикидывается беспомощным и беззащитным. Такое поведение свидетельствует о том, что ему очень не хватает родительского внимания и любви.

Люди взрослые, как правило, скатываются на более низкий уровень развития, устраиваются на должность, которая не соответствует их умениям.

Изоляция

Такой механизм психологической защиты помогает человеку не сталкиваться ежедневно с теми обстоятельствами, которые вызывают у него страдание и раздражение.

Изоляцию часто следует понимать именно как самоизоляцию, поскольку человек начинает активно избегать участвовать в тех событиях, которые доставляют ему видимые неудобства.

Уходя от проблемы, личность очень сильно ограничивает себя, поскольку не оставляет себе возможности когда-нибудь позже вернуться для того, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону.

Проекция

Этот механизм психологической защиты предусматривает сокрытие собственных недостатков за счет обнаружения изъянов в характере другого человека. Доказано, что чем больше нас раздражают в себе какие-то личностные качества, такими мы и видим окружающих людей.

Так, ленивый человек проецирует на окружающих собственное бездействие и апатию. Ему кажется, что вокруг него находятся одни лежебоки и безответственные люди. Агрессивно настроенную личность невероятно раздражают гневные люди.

А тот, кто по каким-то причинам считает себя недостойным любви, счастья и внимания, будет повсюду встречать людей, в которых эта особенность проявится еще сильнее. Проекция бессознательного позволяет нам до поры до времени не замечать собственных недостатков.

Вот почему человек в редких случаях способен самостоятельно заметить, что деградирует.

Замещение

Замещение представляет собой сложный механизм ухода от тревожащего события. Человек не просто отталкивает его, а старается заполнить образовавшуюся пустоту любыми способами. С помощью замещения люди отчасти получают возможность компенсировать свою потерю чем-то другим, равнозначным по ценности.

Так, например, пережив смерть домашнего питомца, некоторые охотно немедленно заводят другое животное. Подсознание диктует им мысль о том, что необходимо немедленно обзавестись новым любимцем для собственного спокойствия.

Замещение, конечно, не избавляет от страданий, поскольку непережитая боль никуда не уходит, а загоняется еще глубже.

Рационализация

Когда человек оказывается бессильным перед какими-то удручающими обстоятельствами, он начинает объяснять себе произошедшее, призывая в помощники голос разума. Рационализация как механизм психологической защиты представляет собой весьма распространенное явление. Мы все в той или иной мере размышляем над происходящими событиями, ищем в них скрытый смысл и значение.

С помощью рационализации можно снизить разрушительное действие любого конфликта, оправдать любую ошибку или причиненный моральный ущерб. Люди порой не задумываются над тем, насколько сильно убегают от самих себя, отворачиваясь от неприглядной правды.

Насколько разумней было бы один раз пережить душевную боль, чем постоянно спотыкаться из-за нее в похожих случаях.

Сублимация

Сублимация представляет собой такой механизм психологической защиты, которая направлена на проживание неконтролируемых эмоций и чувств, но только в другой сфере жизни.

Скажем, горечь безответной любви можно несколько уменьшить, начав писать душераздирающие стихи или читать поэтов на схожую тематику. Казалось бы, от этого сама неразделенная влюбленность не исчезнет, одно можно снизить качество душевных переживаний.

Сублимация – это отличный способ забыть собственную ненужность и неприкаянность. Очень часто сублимацию ассоциируют с творческими начинаниями. Уход в живопись, писательство, музыку помогает забыть прошлые неудачи.

Просмотр сериалов, чтение книг тоже отчасти  компенсирует человеку его одиночество, позволяет испытывать те чувства и эмоции, которым в настоящей жизни просто не находится места.

Таким образом, психологическая защита помогает человеку преодолеть сильную душевную боль, справиться с оглушительными проявлениями жизни. Однако нельзя постоянно жить, уходя от реальности, поскольку велик риск отрыва от собственных планов, надежд и действий.

Источник: https://psyh.info/article/emotsii/psihologicheskaya-zashhita.html

Формирование психологической защиты

Механизмы развития и защиты

Становление системы психологической защиты происходит по мере взросления личности, в процессе ее развития и научения. Защитные механизмы присущи каждому человеку. Они зависят от конкретных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается личность.

Формирование механизмов защиты в детстве

Развитие механизмов детерминируется обществом, поскольку ребенок не может расти и развиваться вне социума.

Исходя из этого, для установления границ нормального развития нужны социальные критерии, поскольку именно они являются важными средствами образования защитных механизмов.

Освещаемый вопрос актуален на современном этапе, так как именно от них зависит успешность педагогической работы с подрастающим поколением.

Замечание 1

Цель психологической защиты заключается в ослаблении напряжения, снятии внутриличностного конфликта, обусловленного противоречиями между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, которые возникли в результате социального взаимодействия.

Следует отметить, что механизмы защиты формируются в процессе развития «Я» еще в раннем детстве. Формирование защитных механизмов имеет свои особенности. Дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд подчеркивала, что у детей механизмы носят оберегающий характер и поддерживают адекватный статус личности, предотвращая ее дезорганизацию.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Каждый механизм защиты у ребенка формируется в начале для овладения конкретными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Формирование механизмов побуждается возникающими многообразными видами тревоги, характерными для детей. Здесь – беспокойство, дискомфорт, страх одиночества, темноты, подчинения, изменения.

Защитные механизмы ограждают детей от недовольства, исходящего изнутри, а также источников неудовольствия внешнего мира. Первоначально детские механизмы защиты проявляются на уровне поведенческих, двигательных реакций при участии элементарных психических функций.

Изменения в поведении возникают в ответ на травмирующие воздействия, внешние раздражители, именно механизмы позволяют ребенку адекватно адаптироваться к новым жизненным ситуациям. Приведем пример, для годовалого ребенка характерны врожденные двигательные реакции: плач, крик, сосание, защитное отдергивание, зажмуривание глаз и т.д.

Реакции поведения доступны для внешнего наблюдения, они не только позволяют осуществить изменения во внешней среди, но и привлечь к себе внимание окружающих.

В более позднем возрасте формируются такие защитные механизмы, в реализации которых участвуют психические функции: восприятие, память, мышление. Они помогают ребенку адаптироваться к среде за счет трансформации внутренней картины мира и образа себя (здесь такие механизмы, как отрицание, замещение и проекция).

По мере взросления, в процессе индивидуального развития и научения ребенка происходит формирование полноценной системы психологической защиты. Набор защит зависит от конкретных жизненных обстоятельств, в которых оказывается ребенок, а также немаловажны факторы семейной ситуации, отношений с родителями.

Отметим, что механизмы защиты возникают как результат следующих факторов:

  • Усвоение образцов защитного поведения, демонстрируемых родителями;
  • Негатив со стороны родителей.

Виды защитных механизмов

В настоящее время не существует единой классификации защитных механизмов. Наиболее изученными являются:

  • отрицание,
  • вытеснение,
  • подавление,
  • идентификация,
  • проекция,
  • отчуждение,
  • рационализация,
  • сновидение,
  • сублимация,
  • замещение.

Отрицание как отказ признания, что ситуация или события имеют место в реальности. Механизм защиты проявляется в игнорировании тревожной информации, уклонение от нее. Отрицание защищает ребенка от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Примитивными формами данного механизма является неслышание и невидение.

Такие формы возникают в 2 года, когда у ребенка активно происходит формирование речи. Отрицание проявляется у детей в избегании соревнований, конкурсов, в которых ему кажется, что он не силен, по сравнению с другими людьми. Оценка опасности ситуации или информации производится при ее целостном восприятии, которое перенастраивает внимание.

В таком случае избегаются все темы, люди, ситуации, имеющие отношение к нежелательным эмоциям.

При подавлении человек забывает, блокирует неприятную или нежелательную информацию.

переживаемой информации забывается, а двигательные, эмоциональные проявления сохраняются и проявляются в навязчивых оговорках, ошибках и состояниях – это является особенностью механизма подавления.

Усилием воли человек стремится подавить пережитое. Подавляется страх, слабость, агрессия против родителей и окружающих.

Крайняя форма подавления – вытеснение. Оно связано с исключением из сознания информации с забыванием неприемлемого для человека мотива поступка.

Механизм проекции связан с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств и желаний на другое лицо. Личность при проекции своих качеств удерживает внутри себя только положительные личностные качества. Такой механизм часто проявляется у детей с пониженной самооценкой, так, например, при низкой самооценке человек постоянно недоволен собой.

Разновидностью проекции является идентификация, она связана с бессознательным отождествлением себя с другими человека, переносом на себя недоступных, но желаемых качеств и чувств.

Этот механизм позволяет человеку преодолеть чувство собственной неполноценности, приспособить свое «Я» к социальному окружению. Например, дети играют в школу, в магазин, в дочки-матери, т.е.

последовательно разыгрывают определенные роли и совершают разнообразные действия.

Механизм регрессии – это защита за счет возвращения чувств и действий к стадии психического развития личности, в которой эти действия были бы успешными.

Замечание 2

Психологи отмечают, что дети одновременно используют несколько видов психологической защиты. Некоторые механизмы защиты дети осваивают сами, а другие – наблюдая за поведением родителей и окружающих. Таким образом, индивидуальный набор механизмов защиты зависит от конкретных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_zaschity_i_zaschitnye_mehanizmy_v_psihologii/formirovanie_psihologicheskoy_zaschity/

Механизмы психологической защиты

Механизмы развития и защиты

В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается “ограждение” сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

В широком смысле термин “психологическая защита” употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться “ложные”, замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений.

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

Действие этих защитных механизмов не повышает адекватность информационно-ориентировочной основы поведения человека и системы его субъективно-личностных отношений, а зачастую даже снижает их адекватность.

1. Вытеснение

Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов.

Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.

Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

 2. Подавление

Суть механизма – исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций.

Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта.

Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

 3. Регрессия

Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты.

Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу (“я – малое дитя, и вы обязаны мне помочь”). Решение проблем посредством запроса о помощи.

В класс “регрессии” входит также механизм “двигательная активность” – предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины.

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

 4. Проекция

Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Механизм развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны.

Проекция призвана справиться со страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других.

Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне (“если плохой человек меня отвергает, значит я хороший” или “мнение плохого для меня не значимо”).

Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

 5. Интроекция

Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью.

Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

 6. Рационализация

Это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

Рационализация – самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством.

Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

 7. Интеллектуализация

Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о любви).

 8. Компенсация

Это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты.

Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты.

Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью).

Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

 9. Реактивные образования

Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальных и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком “высших социальных (моральных) ценностей”.

Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии).

Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

 10. Отрицание реальности

Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение.

Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

Беззащитное восприятие факта отвержения значимыми другими подвергает серьезному испытанию ощущение своей ценности (первоначально для других, затем и для себя, может привести к самонеприятию). Отрицание подразумевает инфантильную подмену приятия окружающими вниманием с их стороны.

 11. Замещение

Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

В случае возникновения конфликта с более сильным, старшим или значимым субъектом высвобождение своих эмоций агрессии, гнева на него становится опасным, поскольку это может привести к ответной агрессии или отвержению.

Для сдерживания упомянутых эмоций гнева и агрессивности развивается специальный механизм защиты, который позволяет высвободить скрытые эмоции и направить их на предметы, животных или людей, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали агрессивные эмоции.

Человек снимает напряжение, обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого, происходит смещение ответственности по типу “вот, кто во всем виноват”.

Источник: http://hacklive.ru/mexanizmy-psixologicheskoj-zashhity/

Принцип развития в психологии

Механизмы развития и защиты

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развиваяидеи Выготского, Д. Элькониным былапредложена одна из наиболее полных насегодняшний день периодизаций, в которойон выделил две стороны деятельности -познавательную и мотивационную. Этистороны существуют в каждой ведущейдеятельности, но развиваются неравномерно,чередуясь по темпу развития в каждомвозрастном периоде.

Так в младенческомвозрасте интенсивно развиваетсямотивационная сторона (ребенок-взрослый),эта же сторона лидирует в дошкольном иподростковом периодах. В то же время враннем детстве, также как у младшихшкольников и юношей наиболее интенсивноразвивается операционная сторона(ребенок-предмет).

С точки зрения Эльконинакризис как раз совпадает с периодоммаксимального разрыва между уровнемразвития двух сторон деятельности.

Еговозникновение объясняется именнонеобходимостью поменять деятельность,чтобы дать возможности и другой сторонедостигнуть необходимого уровня развития,так как в противном случае существуетопасность полного разрыва междуоперациональной и мотивационнойсторонами, что может привести к нарушениямв поведении ребенка.

Изучениекритических периодов дало возможностьЭльконину выделить сходные по своемузначению и причинам возникновениякризисы трех лет и 11-13 лет (подростковыйкризис), в течение которых отстающаямотивационная сторона начинаетприобретать доминирующее значение.

Этикризисы он считал наиболее аффективнымии значимыми в психическом развитии. Сдругой стороны похожи и кризисы года,семи лет и 15-16 лет, так как в эти кризисыотстающая операционная сторона начинаетдогонять мотивационную.

Эти кризисы неимеют такой выраженной аффективнойокраски и отделяют один период психическогоразвития от другого, в то время какмотивационные отделяют одну эпоху отдругой.

Хотяактуальность теорий периодизации всовременной психологии несколькоуменьшилась, большинство ученых неотрицает ее принципиальной значимостии полезности. При этом современныетеории периодизации исходят из комплекснойхарактеристики возрастного периода ирассматривают весь жизненный путьчеловека, а не только период его детства.

Говоря о критериях разделения онтогенезана периоды, Д. Флейвелл подчеркивал, чтостадии должны выделяться на основезначимых качественных изменений, которыеносят системный характер. То есть человекначинает выполнять какую-то деятельностьне просто лучше, но принципиально иначе,и эти изменения распространяются наразные стороны его жизни.

Принимая этотподход, необходимо подчеркнуть и то,что быстрые переходы от стадии к стадии,о которых упоминает Флейвелл, не могутпроисходить при качественных скачкахабсолютно гладко.

Бесконфликтнопроисходит только количественноенакопление, например рост конкретныхзнаний человека, в то время как кореннаяперестройка его взглядов и взаимоотношенийс миром всегда предполагает амбивалентныепереживания и сложную динамику процессаразвития.

2.6. Механизмы развития изащиты

Исследованияпроцесса психического развития, факторов,оказывающих на него влияние, с неизбежностьюпривело ученых к мысли о поискеспецифических, психологическихмеханизмах, при помощи которых среда инаследственность влияют на психику.

Хотяидея о саморазвитии, то есть об имманентном,присущем самой психике, характереразвития, и присутствовала в первыхтеориях, о чем было сказано выше,дальнейшие экспериментальные исследованияпоказали, что без определенных условийи без действия конкретных механизмов,развитие сводится к биологическомуросту без качественных психологическихтрансформаций.

Врезультате исследований, проводившихсяв разных психологических направлениях,было выявлено несколько основныхмеханизмов развития – интериоризация,идентификация, отчуждение, конформизм,которые направляют и наполняют содержаниемпроцесс становления психики, в том числеи ту его сторону, которая связана ссаморазвертыванием индивидуальныхзадатков. В работе этих механизмовразвития всегда присутствует эмоциональныйкомпонент (эмоциональное заражение,опосредование и т.д.), который регулируетдеятельность и придает ей личностныйсмысл.

Кромемеханизмов развития учеными быливыделены и механизмы психологическойзащиты, помогающие процессу развитияи оптимизирующие его течение, предотвращая(по возможности) отклонения на этомпути. Эти ведущие механизмы – конформизм,уход, агрессия, вытеснение, сублимация,проекция, регрессия, рационализация,частично связаны между собой и дополняютдруг друга.

Однимиз первых о существовании специальногомеханизма развития заговорил С. Холл.Исходя из необходимости для детейпроживания всех стадий психическогоразвития человечества, он искал механизм,который помогает переходу с одной стадиина другую.

Так как реально ребенок неможет перенестись в те же ситуации,которые пережило человечество, топереход от одной стадии к другойосуществляется в игре, которая и являетсятаким специфическим механизмом. Так ипоявляются детские игры в войну, вказаков-разбойников и т.д.

Холл подчеркивал,что важно не стеснять ребенка в проявлениисвоих инстинктов, которые таким образомизживаются, в том числе и детские страхи.

Обигре, как механизме развития, говорили Клапаред, подчеркивая ее универсальныйхарактер, так как она помогает формированиюразличных сторон психики. Клапаредвыделял игры, развивающие индивидуальныеособенности детей, игры интеллектуальные(развивающие их познавательныеспособности) и аффективные (развивающиечувства).

Однакокак показали дальнейшие исследования,игра само по себе является не механизмом,но условием, облегчающим процессинтериоризации получаемых знаний,идентификации с персонажами, а такжекомпенсации собственных дефектов.Именно в этом плане и рассматривал игруД.

Мид, писавший о значении сюжетнойигры, в которой дети впервые учатсяпринимать на себя различные роли исоблюдать определенные правила при ихвыполнении. Д. Мид различал игры сюжетныеи игры с правилами. Сюжетные игры учатдетей принимать и играть различныероли, изменять их по ходу игры так же,как это потом придется делать и в жизни.

До начала этих игр дети знают толькоодну роль – ребенка в своей семье, теперьони учатся быть и мамой, и летчиком, иповаром, и учеником.

Игры с правиламипомогают детям развить произвольностьповедения, овладеть теми нормами, которыеприняты в обществе, так как в этих играхсуществует, как пишет Мид «обобщенныйдругой», то есть правило, которое детидолжны выполнять.

Понятие «обобщенныйдругой» было введено Мидом для того,чтобы объяснить почему дети выполняютправила в игре, но не могут еще ихвыполнить в реальной жизни. С его точкизрения в игре правило является как быеще одним обобщенным партнером, которыйсо стороны следит за деятельностьюдетей, не позволяя им отклоняться отнормы. Таким образом игровая ситуацияоблегчает присвоение, интериоризациюнорм и правил, присущих определеннойроли, принимаемой на себя ребенком.

Омеханизме интериоризации писали многиеученые, анализировавшие способыприсвоения и использования человекомзначимых в его культуре понятий. Ведущееместо этот механизм развития, как былопоказано выше, занимал в теориях Сеченова,Выготского, Торндайка, Уотсона. В.

Штернв своей теории персонализма, использовалблизкое понятие, говоря об интроцепции,то есть соединении ребенком своихвнутренних целей с теми, которые задаютсяокружающими.

Заслуга Штерна и в том, чтоон одним из первых подчеркнул рольэмоций (прежде всего отрицательныхпереживаний) стимулирующих процессинтроцепции.

Идеяо том, что интериоризация связана преждевсего с прямым подкреплением действия(положительным или отрицательным), былапересмотрена в работах А. Бандуры.

Изучаяпроцесс научения как следствие прямогоопыта, он пришел к выводу, что длячеловеческого поведения данная модельне вполне применима, и предложил своюмодель, которая лучше объясняетнаблюдаемое поведение.

На основаниимногочисленных исследований он пришелк выводу, что людям далеко не всегдатребуется для научения прямое подкрепление,они могут учиться и на чужом опыте.Научение через наблюдение необходимов таких ситуациях, когда ошибки могутприводить к слишком значимым, или дажефатальным последствиям.

Такпоявилось важное для теории Бандурыпонятие косвенного подкрепления,основанного на наблюдении за поведениемдругих людей и последствиями этогоповедения.

То есть значительную роль всоциальном научении играют когнитивныепроцессы, то, что думает человек озаданной ему схеме подкрепления,предвосхищая последствий конкретныхдействий.

Исходя из этого, Бандура уделялособое внимание исследованию того,какие образцы или модели для подражаниявыбирают люди.

Он обнаружил, что людивыбирают в качестве моделей для подражанияокружающих своего пола и примерноодинакового возраста, которые с успехомрешают проблемы аналогичные тем, которыевстают перед самим субъектом. Большоераспространение имеют и образцы поведениялюдей, занимающих высокое положение.При этом более доступным образцам, тоесть более простым, а также тем, с которымисубъект непосредственно контактирует,подражают чаще.

Исследованияподражания у детей показали, что они,как правило, подражают сначала взрослым,а затем сверстникам, чье поведениепривело к успеху, то есть к достижениютого, к чему стремится и данный ребенок.Бандура также показал, что дети частоподражают даже тому поведению, котороеу них на глазах и не привело к успеху,то есть они усваивают новые моделиповедения как бы «про запас».

Открытиеидентификации и ее роли в развитиипсихики принадлежит З. Фрейду. Он считал,что важнейшая часть структуры личности- Супер-эго не врожденная, но формируетсяв процессе жизни ребенка. Механизмомее развития является идентификация сблизким взрослым своего пола, черты икачества которого и становятся содержаниемСупер-эго.

В процессе идентификации удетей формируется также Эдипов комплекс(у мальчиков) или комплекс Электры (удевочек), то есть комплекс амбивалентныхчувств, которые испытывает ребенок кобъекту идентификации.

Таим образомэмоциональная насыщенность процессаотождествления не только помогаетэффективнее присвоить черты объектаидентификации, но и направляет развитиедетей.

Вдальнейшем исследования идентификациипоказали что, как правило, круг людей,с которыми отождествляет себя ребенок,шире упомянутого Фрейдом и не строитсяисключительно по признаку пола. Важнымбыло и изучение того, как с возрастомрасширяется этот круг, включая объектыболее широкого социального окружения,а также стереотипы, поставляемыекультурой и средствами информации.

Вработах психологов, ориентированныхна экзистенциальную философию, вчастности в трудах А. Маслоу, наряду смеханизмом идентификации описываетсяи механизм отчуждения, также связанныйс процессом развития психики.

Описываясамоактуализирующуюся личность, Маслоуговорил о том, что таким людям свойственноне только принятие других, открытостьи контактность, но и стремление куединению, к автономии и независимостиот окружающей их среды и культуры.

Общество необходимо человеку, так какпроявить себя он может только средидругих людей.

Однако оно по самой своейсути не может не препятствовать стремлениючеловека к самоактуализации, так каклюбое общество, считает Маслоу, стремитсясделать человека шаблонным представителесвоей среды, оно отчуждает личность отее сути, от ее индивидуальности, делаетее конформной.

Вто же время отчуждение, сохраняя”самость”, индивидуальностьличности, ставит ее в оппозицию кокружающему и также лишает ее возможностисамоактуализироваться.

Поэтому в своемразвитии человеку необходимо сохранитьравновесие между этими двумя механизмами,которые как Сцилла и Харибда стерегутего в процессе его личностного развития.

Оптимальным поэтому является идентификацияво внешнем плане, в общении человека сокружающим миром, и отчуждении вовнутреннем плане, в плане его личностногоразвития, развития его самосознания.Именно такой подход даст возможностьчеловеку эффективно общаться с окружающимии в то же время оставаться самим собой.

Особоезначение в процессе развития играетмеханизм компенсации, о котором писалА. Адлер. Он выделил четыре основныхвида компенсации – неполная компенсация,полная компенсация, сверхкомпенсацияи мнимая компенсация или уход в болезнь.

Важностьэтого механизма в том, что он описываетвлияние на процесс развития не тольковнешних, социальных факторов (какинтериоризация и идентификация), но ивнутренних, таких как способностичеловека, его индивидуальные особенности.Не удивительно, что на основе разныхвидов компенсации Адлер выстроил своютипологию личности детей.

Неменее значимо и то, что компенсация даетвозможность выработать индивидуальныйстиль жизни, адекватный как для данногочеловека, так и для окружающих.

Так какпрактически ни одна структураиндивидуальности не является абсолютноположительной или абсолютно отрицательной,компенсация показывает возможностьдля любого ребенка найти свой стильсоциализации и свою социальную группу.Нормативность при действии этогомеханизма выстаивается на основеиндивидуального набора качеств, присущихконкретному человеку.

То есть компенсацияраскрывает перед взрослым широкийспектр возможностей не ломая ребенка,не навязывая ему неприемлемых для негоформ деятельности и общения, помочьпреодолеть собственные недостатки засчет имеющихся у него достоинств.

Источник: https://works.doklad.ru/view/w4Yc51sW_kk/10.html

ovdmitjb

Add comment