Irvuz

Массовые явления в больших группах

Психология больших социальных групп (стр. 6 из 7)

Массовые явления в больших группах

Под термином диффузная понимается рассеянная, распределенная группа, имеющая общие социально-психологические признаки, основными среди которых являются следующие:

  • размытые, т. е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;
  • слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для них характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близкими родственниками, соседями, по месту жительства или сослуживцами по работе), а во-вторых, опосредствованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;
  • высокая динамичность, изменчивость, т, е. ее состав легко может меняться: люди могут выходить и входить в диффузную группу без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп;
  • низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям.

Большая диффузная группа — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.

), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например: зрители телефильма «Санта-Барбара» или телеигры «Поле чудес» и т. д.), постоянные читатели периодических издании (газет, журналов, еженедельников и т. п.

), спортивные болельщики конкретной команды, почитатели (любители) того или иного театра, поклонники эстрадного певца, актера и т. д.

6.3.2. Психология слухов

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. При этом социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими.

Во-первых, слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной реформе в России или какой-то надвигающейся угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.

Во-вторых, они возникают в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым порождает неопределенность (таким примером была несогласованная информация о дозах радиоактивного загрязнения территорий в результате чернобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце апреля — мае 1986 г.)

В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в которую входит интересующая диффузная группа.

Это может быть город, регион или общество в целом.

Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т. п.

В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелям и чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страстно стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Слухи— это форма искаженной (трансформированной) информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

  • с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;
  • в большой степени снимают или, по меньшей мере, снижают неопределенность относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;
  • слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;
  • социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсрочено могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание, однако в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку ч го-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Поэтому, учитывая выше описанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее:

  • добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях, социальных условиях жизни и т. п.; информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность; в экстремальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;
  • целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов (такая работа, например, проводилась российским телевидением перед деноминацией рубля 1998 года);
  • позитивное профилактическое воздействие на слухи оказывают условия политической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (город, регион или общество в целом); эго существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей, их опасения за будущее и предотвращает слухи;
  • в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся социальную ситуацию и менее эмоционально будут к ней относиться и т. п.;
  • в условиях, благоприятных для слухов, появляются их активные распространители (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстремальности условий жизни людей), которые могут представлять серьезную угрозу, поэтому необходимо выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу и др.

Таким образом, практическая задача управления слухами становится наиболее важной в любых условиях, опасных для нормального проживания людей, а именно: предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п. В таких условиях важны определенность воспринимаемой обстановки и конкретность действий людей.

6.3.3. Психология паники

Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

  • паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);
  • паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимом угрозе;
  • паника — это чаше всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;
  • для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

скачать за 100 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта – спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Источник: https://mirznanii.com/a/202369-6/psikhologiya-bolshikh-sotsialnykh-grupp-6

Психология больших социальных групп

Массовые явления в больших группах

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Подтермином диффузнаяпонимается рассеянная, распределеннаягруппа, имеющая общие социально-психологическиепризнаки, основными среди которыхявляются следующие:

  • размытые, т. е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;
  • слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для них характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близкими родственниками, соседями, по месту жительства или сослуживцами по работе), а во-вторых, опосредствованные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;
  • высокая динамичность, изменчивость, т, е. ее состав легко может меняться: люди могут выходить и входить в диффузную группу без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп;
  • низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям.

Большаядиффузная группа— это многочисленная, но нечеткоопределенная по составу, высокодинамичнаяи низкоинтегрированная совокупностьлюдей, лишь локально и опосредствованносвязанных друг с другом.

Примерамибольшой диффузной группы являютсяжители того или иного поселения (поселка,района города, города в целом и т. п.

),постоянные зрители каких-то конкретныхтеле- или радиопередач (например: зрителителефильма «Санта-Барбара» или телеигры«Поле чудес» и т. д.), постоянные читателипериодических издании (газет, журналов,еженедельников и т. п.

), спортивныеболельщики конкретной команды, почитатели(любители) того или иного театра,поклонники эстрадного певца, актера ит. д.

6.3.2.Психология слухов

Слухиотносятся к числу наиболее распространенныхмассовых явлений в больших диффузныхгруппах, хотя они имеют и более широкоераспространение, обязательно возникаяв толпах и других больших социальныхгруппах, включая общество в целом. Приэтом социально-психологическиезакономерности их возникновения ираспространения являются общими.

Во-первых,слухи возникают в связи сважнымидля людей событиями или значимымидляних социальными объектами (например, опредстоящей денежной реформе в Россииили какой-то надвигающейся угрозе длянормальной жизнедеятельности людей ит. п.) Информация о незначимом или значимомтолько для узкого круга людей обычношироко не распространяется.

Во-вторых,они возникают в условиях неопределенности,когда информация либо совсем отсутствует,либо явно недостаточна, либо являетсяпротиворечивой и тем самым порождаетнеопределенность(таким примером была несогласованнаяинформация о дозах радиоактивногозагрязнения территорий в результатечернобыльской катастрофы, вызвавшаямассовые слухи в конце апреля — мае1986 г.)

В-третьих,важным условием, способствующимзарождению и распространению слухов,является политическая и экономическаянестабильностьв общности, в которую входит интересующаядиффузная группа.

Это может быть город,регион или общество в целом.

Нестабильность,особенно резко меняющиеся условия,порождает массовую тревогу, состояниеобщего дискомфорта, неуверенности всвоем будущем или будущем своих детейи т. п.

В-четвертых,благоприятным фактором порожденияслухов становится желание людей статьсвидетелям и чего-тонеобычногов жизни, какой-то сенсации или чуда и т.п. В привычно текущей жизни, узнавинформацию о необычном явлении, человекстрастно стремится передать ее другимлюдям — это очень благоприятная почвадля зарождения слухов.

Слухи—это форма искаженной (трансформированной)информации о значимом объекте,циркулирующей в больших диффузныхгруппах в условиях неопределенности исоциально-психологической нестабильности.

Слухипомогают человеку адаптироваться кизменяющейся социальной среде, выполняянекоторые важные функции:

  • с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;
  • в большой степени снимают или, по меньшей мере, снижают неопределенность относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;
  • слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться;
  • социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсрочено могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание, однако в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку ч го-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

Общаястратегия профилактики слухов состоитв том, чтобы противодействовать условиям,способствующим их возникновению ираспространению. Поэтому, учитывая вышеописанные благоприятные для слуховусловия, необходимо следующее:

  • добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях, социальных условиях жизни и т. п.; информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность; в экстремальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;
  • целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов (такая работа, например, проводилась российским телевидением перед деноминацией рубля 1998 года);
  • позитивное профилактическое воздействие на слухи оказывают условия политической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (город, регион или общество в целом); эго существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей, их опасения за будущее и предотвращает слухи;
  • в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся социальную ситуацию и менее эмоционально будут к ней относиться и т. п.;
  • в условиях, благоприятных для слухов, появляются их активные распространители (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстремальности условий жизни людей), которые могут представлять серьезную угрозу, поэтому необходимо выявлять распространителей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу и др.

Такимобразом, практическая задача управленияслухами становится наиболее важной влюбых условиях, опасных для нормальногопроживания людей, а именно: предвоеннаяи военная обстановка, различные стихийныебедствия, техногенные катастрофы,крупные аварии, места большого скоплениялюдей и т. п. В таких условиях важныопределенность воспринимаемой обстановкии конкретность действий людей.

6.3.3.Психология паники

Наиболееважными характеристиками паники являютсяследующие:

  • паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);
  • паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимом угрозе;
  • паника — это чаше всего стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;
  • для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность (состояние растерянности, неясности как себя вести, поэтому возникает хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Паникаесть стихийно возникающее состояние иповедение большой совокупности людей,находящихся в условиях поведенческойнеопределенности в повышенномэмоциональном возбуждении отбесконтрольного чувства страха.

Известно,что паника возникает далеко не во всякомскоплении людей; решающим становитсясочетание многих условий, действиеразличных факторов, наиболее важнымисреди которых являются следующие:

  • Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками и т. п.), фактически является предпанической т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.
  • Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов, например, «подогревающих» предстоящую опасность или степень ее негативных последствий (так нередко бывало на радиоактивно загрязненных территориях после чернобыльской катастрофы).
  • Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.
  • Паника возникает при стечении не только общих, но и разнообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени. Такие стечения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочисленности характеристик физической и социальной среды.

6.3.4. Психологическиеособенности поведения людей в условияхпаники

Данномувопросу была посвящена одна из задачклассического исследования X. Кэнтрила,посвященного изучению массовой паникив США в 1938 году, вызванной радиоспектаклем«Вторжение с Марса» (по Г. Уэллсу).

Около1 млн. американцев восприняли этурадиопередачу как репортаж с местасобытий. В результате исследования быливыделены четыре группы людей, в разнойстепени поддавшихся панике.

Первуюгруппу составилите, которые испытали легкое чувствостраха, но засомневались в реальноститаких событий и, подумав, самостоятельнопришли к выводу о невозможности вторжениямарсиан.

Втораягруппавключала тех, кто в состоянии переживаемогостраха не смог самостоятельно сделатьвыводы из ситуации, поэтому попыталсяпроверить реальность этих событий спомощью других (обращались к соседям,знакомым, на радио и т. п., и только послеэтого приходили к отрицательномузаключению).

Втретью группувошли те, кто, испытав сильное чувствостраха, не смог убедиться в нереальностипроисходившего с помощью других, поэтомуоставался при своем первом впечатлениио полной реальности вторжения марсиан.

Ичетвертую группусоставили те, кто сразу паниковал, дажене пытаясь что-то узнать, уточнить илипроверить.

Возникновениепанических состояний оказалось связаннымс целым рядом характеристик людей,особенно важными среди которых являютсясоциально-демографические признаки.

Высокийуровень образованности, информированностьо космических явлениях тормозилиразвитие панических состояний. Обратныехарактеристики, т. е. низкий уровеньобразованности и информированности,способствовали паническим настроениямлюдей.

Другимважным признаком оказался имущественныйстатус: чаще паниковали люди из плохообеспеченных семей, с низким уровнемматериального благосостояния. При этомоказал влияние не сам по себе статус, аобщие чувства тревожности, неуверенности,составляющие психологическую готовностьтакого класса людей к паническомувосприятию событий.

Важнымибыли также пол о-возрастные признаки:женщины и дети испытывали более сильныйстрах и намного легче поддавалисьпанике.

Нарядус социально-демографическимихарактеристиками существенную рольиграют психологические свойстваличности, особенно такие как: некритичностьмышления, выраженная личностнаятревожность и повышенная внушаемость— качества, предрасполагающие квозникновению панических состояний.

Особаяактуальность данной проблемы длясоциальной психологии в

нашейстране на современном этапе ее развитияочевидна. В условиях

радикальныхсоциальных преобразований, распадаСССР резко обострились

национальныеконфликты. Вскрыть социально-психологическиймеханизм

формированиянационального самосознания, выявитьего роль в развитии

национальныхотношений – важная социальная задача.Социальная

психологияможет внести свой вклад в ее решение.

Литература

1.Дилигенский Г .Г. Некоторые методологическиепроблемы исследования психологи»больших групп. // Методологическиепроблемы социальной психологии /Отв.ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. С, 196-205.

2.Динамика социально-психологическихявлений в изменяющемся обществе / Отв.ред. А. Л, Жураилев. М.: Изд-во «Институтпсихологии РАН», 1996.

2.Зотова О. И., Новиков В. В., Шорохова Е. В.Особенности психологии крестьянства.М.: Наука. 1983.

3.Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас ..» //Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревич.М.: Алетейа. 1998. С. 52-70.

4.Маккей Ч. Наиболее распространенныезаблуждения и безумства толпы. М.: Изд.дом АЛЬПИНА», 1998.

5.Московичи С. Век толп: Историческийтрактат по психологии масс. М.: Изд-во«Центр психологии и психотерапии»,1996.

6.Парыгин Б. Д. Социальна» психология,Проблемы методологии, истории и теории.СПб.: ИГУП, 1999.

7.Преступная толпа. М.: Изд-во «Институтпсихологии РАН»; Изд-во «КСП+», 1998

8.Психология масс. Хрестоматия. Самара:Изд. дом «БАХРАХ», 1998.

9.Психология толп. М.: Изд-во «Институтпсихологии РАН»; Изд-во «КСП+.>, 1998

10.Революционный невроз. М.: Изд-во «Институтпсихологии РАН»; Изд-во *КСП+». 1998.

11.Рошин С. К. Психология толпы: анализпрошлых исследований и проблемысегодняшнего дня //Психол. журн.Т. 11.1990. №° 5. С. 3-16.

12.Современная психология: Справочноеруководство / Отв. ред, В. Н.Дружинин. М: ИНФРА-М, 1999. С. 547-559.

13.Социальная психология / Под ред. Е. С.Кузьмина. В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ.1979.

14.Социально-психологическая динамика вусловиях экономических изменений /Отв.рея. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова.М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,1998.

15.Социально-психологические исследованияруководства и предпринимательства./Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова.М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,1999.

16.Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальноенастроение. М., 1996.

Источник: https://works.doklad.ru/view/4L2HGLOSaKw/5.html

Массовые психические явления: общественное мнение, массовое настроение, слухи, мода, паника | Горизонты

Массовые явления в больших группах

Массовые явления психики это феномены, характеризующие большие социальные группы (массы и толпы) людей.

Массовое (или общественное) мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Для его формирования требуется фаза осмысления, и создания социального стереотипа. Оно практически никогда не бывает единым. Является объектом социальной манипуляции на бытийном и бытовом уровнях. 

Массовое настроение определяется в отличие от мнения, как эмоционально-чувственная компонента реакции масс на некое событие или явление. В этом смысле настроение более изменчиво и менее подчинено рациональным критериям. Может возникать почти мгновенно. Еще в бОльшей степени является объектом социальной манипуляции на бытийном и бытовом уровнях .

Слухи

Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.

Мода

Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей (это касается и мыслей, идей, произведений литературы или искусства, всего того, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения).

Мода как массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции:

  • выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;
  • дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;
  • облегчение поиска себе подобных среди масс людей;
  • привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;
  • повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;
  • обновление и развитие культуры.

Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершенное, чем старое. Соответственно, переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе — это, соответственно, признак его развития.

Влияние моды на психологию масс в большинстве случаев является положительным и может проявляться в следующем: улучшение массового настроения; повышение удовлетворенности масс людей; возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются; облегчение общения людей; предупреждение и устранение возможных межличностных конфликтов.

Мода, как и слухи, непостоянна, имеет циклический характер. Здесь можно отметить моменты ее возникновения, признания массами, распространения и заката. На каждом из этих этапов проявляются определенные закономерности, и в движении моды по указанным этапам ее цикла могут принимать участие различные люди с закрепленными за ними специфическими функциями.

Паника

Одним из наиболее заметных и политически важных видов массового поведения толпы является паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, напротив, как следствие ее избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Соответственно, на основе паники возникают панические толпы со специфическим поведением.

В общепринятом смысле под «паникой» как раз и понимают массовое паническое поведение. Об этом напоминает и происхождение термина: слово «паника», почти идентичное во многих языках, происходит от имени греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад.

К условиям возникновения паники относятся следующие.

  1. Ситуационные условия.Вероятность развития массовых панических настроений и панических действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают каких-то событий, они становятся особенно восприимчивыми ко всякого рода пугающей информации.
  2. Физиологические условия.Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. п. ослабляют людей не только физически, но и психически, снижают их способность быстро и правильно оценить положение дел, делают их более восприимчивыми к эмоциональному заражению и, за счет этого, снижают пороги воздействия заразительности, повышая вероятность возникновения массовой паники.
  3. Психологические условия.К ним относятся неожиданность пугающего события, сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, испуг.
  4. Идеологические и политика-психологические условия. Сюда относятся нечеткое осознание людьми общих целей, отсутствие эффективного управления и, как следствие, недостаточная сплоченность группы. Реальная практика, а также многочисленные экспериментальные исследования показали, что от этой группы условий в значительной мере зависит, сохранит ли общность целостность, единство действий в экстремальной ситуации или распадется на панический человеческий конгломерат, отличающийся необычным, вплоть до эксцентричного, поведением каждого, разрушением общих ценностей и норм деятельности ради индивидуального спасения. Многочисленные эксперименты американских исследователей показали, что в неосознающих общность целей, слабо сплоченных и структурированных группах паника провоцируется минимальной опасностью (например, даже опасностью потерять несколько долларов или получить слабый удар током). Напротив, ситуации естественного эксперимента (войны, боевые действия) демонстрируют высокие уровни сплоченности специально подготовленных, тренированных и объединенных общими ценностями (например, патриотизм) и нормами общностей людей.

Возникновение и развитие паники в большинстве описанных случаев связано с действием шокирующего стимула, отличающегося чем-то заведомо необычным (например, сирена, возвещающая начало воздушной тревоги). Частым поводом для паники являются слухи.

Известно, например, что летом 1917 г. в России выдался один из самых обильных урожаев. Тем не менее уже осенью в стране разразился голод.

Ему способствовала массовая паника, которую вызвали слухи о предстоящем голоде, она буквально опустошила прилавки, амбары и закрома.

ovdmitjb

Add comment