Irvuz

Массовые религиозные истерии и эпидемии

Содержание

Феномен массовой истерии | Социум | Наша Психология

Массовые религиозные истерии и эпидемии

Несясь гуртом, толпой и скопомИ возбуждаясь беспредельно,Полезно помнить, что по попамНас бьют впоследствии раздельно.

И. Губерман

Что такое массовая истерия?

Человек, как правило, позиционирует себя как личность. Причем личность достаточно самостоятельную в суждениях и оценках, более-менее адекватно реагирующую на внешние раздражители. Но по мере того, как люди погружаются в группу, которая численно возрастает, их критичность мышления значительно снижается.

Люди растворяются в толпе. Они аффективно зажигаются и продуцируют массовый психоз, крайней формой которого является массовая истерия.

Массовая истерия – демонстративные и острые эмоциональные реакции (радости, печали, гнева, ненависти) большого количества людей.

Одновременно переживаемые общие представления, отношения и оценки трансформируются в тождественные формы вербальной и невербальной активности. Это способствует усилению истерии, доводя ее до абсолютного кипения. В таком состоянии каждый человек становится частью человекоподобной массы, человеческого стада, стремится прижаться к его середине, где якобы безопасно и тепло.

Следует отметить, что далеко не всякая большая группа людей может генерировать истерический психоз, поскольку он возникает только там, где имеют место аффективные состояния или крайние формы острого эмоционального возбуждения.

Экскурс в историю

Проблема массового истерического психоза (индуцированный бред, который одновременно овладевает большим количеством людей) сейчас очень остра. Это связано с тем, что массовые явления в эпоху господства информационных технологий получили возможность тиражироваться и приумножаться многократно.

При помощи СМИ в массовую истерию вовлекаются как отдельные люди, так и большие социальные группы. Все те, кто не удовлетворен текущими международными, политическими, экономическими, правовыми, культурными, религиозными и прочими аспектами.

В истории развития цивилизации проявления массовой истерии возникали неоднократно. Например, общеизвестно о таких проявлениях массовой истерии, как:

  • танцевальная лихорадка в 1518 года в Страсбурге;
  • сообщение о вторжении марсиан в 1938 году в США;
  • массовые психозы в эпоху тоталитаризма в Италии, Германии, СССР в 30–40-х годах ХХ века;
  • нигерийская эпидемия исчезающих гениталий в 1990 году;
  • эпидемия смеха в 1962 году в Танганьике;
  • шок от покемонов в 1997 году в Японии;
  • телевизионный гипноз массового телезрителя от Чумака и Кашпировского в последние годы существования СССР;
  • движение «Белого братства» в 80–90-е годы ХХ века в России и Украине и т. п.

Причины и психологические механизмы

Возникновение массового истерического психоза становится возможным тогда, когда люди объединяются вокруг эмоционально насыщенной информации, которая приводит к генерированию сильных аффектов.

Такие новости, как правило, либо имеют реальную почву (например, пожар, повлекший массовые жертвы), либо являются результатом фейкового информационного вброса (например, нападение инопланетян на землян).

При этом такой психоз возникает на фоне общего здоровья большинства людей. Впрочем, эти люди обладают повышенной внушаемостью, имеют низкий уровень критического мышления, что не позволяет им адекватно реагировать на аффективные раздражители.

Психологическими механизмами массовой истерии являются так называемая «циркулярная реакция», а также внушение, заражение и подражание.

Циркулярная реакция представляет собой циркулирование по кругу эмоциональных состояний, которые переживаются массой людей, что обеспечивает «эмоциональное кружение», то есть постоянное самозаражение людей актуальной эмоцией.

Та еще зараза

Люди «заражаются» такими отрицательными эмоциями, как гнев, отвращение, страх, печаль или положительными эмоциями интереса, радости и удивления. Кружение обеспечивает постоянное возрастание амплитуды эмоционального напряжения и не отпускает погрузившихся в массовый психоз.

В итоге это приводит к тому, что массовая истерия перевоплощается в некий образ, который инсталлируется в форме образа мысли или образа действия, что предполагает конкретные формы активности по принципу «бей или беги».

Заражение является наиболее древним психологическим механизмом массовой психологии вообще и массового психоза конкретно.

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта минуя осмысление, рефлексию и критическое отношение.

Заражение выступает сплачивающим фактором, который при сильной интенсивности приводит к распаду ролевых структур, имеющих место в социальных группах, и порождает эффекты толпы.

Мода – отблеск стадных инстинктов

Подражание восходит к физиологическому явлению, которое является общим для всех стадных и особенно высших животных, но может принимать специфически человеческие формы, такие как, например, мода. Это обычный имитационный акт, в котором активность одних повторяется в действиях других.

Однако если животные действуют инстинктивно, то человек далеко не всегда осуществляет такие акты. Но именно в состоянии массового психоза мы и наблюдаем рефлекторное подражание людей друг другу.

Виды массовой истерии

Великий физиолог В. Бехтерев утверждал, что масса, охваченная истерией, ведет себя намного глупее, чем психически неуравновешенный человек, и теряет черты разумных существ.

Проявления массовой истерии можно условно разделить на два вида. Первый вид составляют истерические психозы, которые инсталлированы в форме «толпы». А второй вид – это проявления в форме информационных сообществ – телезрители, пользователи социальных сетей и так далее.

В первом случае мы имеем дело с тем, что в свое время Густав Лебон определил не просто собранием людей, а как отдельный организм, случайно и временно образовавшийся, иррациональный и полностью деструктивный. По образному выражению ученого, «толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

А Зигмунд Фрейд определял толпу как некую человеческую массу, которая находится под действием гипноза. То есть толпа – это как стихийное, так и организованное, но временное скопление большого количества людей, которые объединены единым эмоциональным центром внимания (эмоциональным триггером), импульсирование которого вызывает у них тождественные реакции.

Во втором случае массовый психоз возникает вследствие получения людьми актуальной и эмоционально насыщенной информации, которая тиражируется СМИ и возбуждает интерес даже у тех, кому она не интересна.

Разнообразие «поляризованных масс» является базой для возникновения мнений и настроений, которые становятся трафаретными и задающими соответствующие формы активности другим людям и социальным группам.

Сегодня это становится особенно актуальным, поскольку телевизор, а в последнее время Интернет овладевает все большим количеством пользователей, что усиливает проявления массовой истерии за счет большего охвата «страждущих» и тиражирования актуальной, аффективно окрашенной информации практически в неограниченном количестве.

И целого мира мало

В результате процессов глобализации массовая истерия может охватывать очень большое количество людей, находящихся в разных концах земного шара. Например, различные протестные движения, которые в последнее время потрясают современный мир, стали возможными вследствие круглосуточного их освещения в электронных средствах массовой информации.

Большое количество людей, склонных к различным верованиям, обладающих ослабленным волевым контролем и повышенной сензитивностью (инфантилизмом), подключаются к аффективным манифестациям, особо не вникая в суть массовых протестов.

Такие люди становятся объектами влияния господствующих адептов, которые при помощи СМИ навязывают им определенные идеи. Идеи, овладевшие массами, становятся катализаторами массовой истерии, после чего никакие доказательства их абсурдности не принимаются, а, наоборот, попытки опровержения вызывают у «заразившихся» только агрессию, ожесточение и проявление насилия.

Как «не утонуть» в массовой истерии

Человек, «нырнувший в массу», обречен, как незадачливый пловец, оказавшийся посреди океана без средств к спасению. Поэтому для того, чтобы оставаться вменяемой личностью, адекватно оценивать происходящее и стойко противостоять влиянию извне, никогда не стоит «погружаться» в толпу.

Необходимо помнить, что, когда вполне нормальный человек все же попадает в окружение невменяемой публики, он также имеет все шансы «заразиться истерией» и не вырваться из ее «жарких объятий».

Защита от толпы – это путь неслияния с нею.

Никогда не стоит погружаться в гущу событий, где правит массовый психоз. Не стоит смотреть в глаза тем, кто уже «заразился вирусом истерии».

Как правило, «зараженные» продуцируют «биполярный взгляд», одновременно взирая на окружающих с восторгом и ненавистью. Если и есть желание поучаствовать или понаблюдать за толпой, всегда необходимо держаться ее края, а лучше находиться на некотором удалении от нее. Толпа, зараженная истеричным психозом, должна быть видна со стороны во всем своем великом безобразии.

Важно использовать информацию из различных источников, ограничить просмотр средств массового индуцирования (телевидение, сетевые информационные ресурсы), доверять не аффективно насыщенным репортажам (типа «распятый мальчик» или «изнасилованная девочка»), а только фактам и рациональной аргументации.

Таким образом, сегодня известно, что массовая истерия в основном поражает людей, обладающих низким уровнем критического мышления и эмоционального интеллекта, социально незрелых, инфантильных и с неустойчивой психикой.

Источник: https://www.psyh.ru/fenomen-massovoj-isterii/

Истерические эпидемии, часть первая

Массовые религиозные истерии и эпидемии

  • Как и положено блогу, который ведут психиатры, про шизофрению тут написано немало. Впрочем, как и про другие психические…
  • В соцсетях — причём как среди обычных пользователей, так и в психологических, и в психотерапевтических сообществах — уже не…
  • Мнение о том, что, с точки зрения психиатра, не существует психически здоровых людей, есть лишь недообследованные, довольно…
  • С тестами в своей практике мы встречаемся постоянно. Те, что покороче, используем на медкомиссии и на приёме — к примеру, тот же…
  • Делая обзор по нейромедиаторам, я знакомил вас с дофамином. И о том, как легко можно попасть в дофаминовую петлю, тоже…
  • Что касается лекарств, коими пользуют пациентов психиатрических клиник, в их разработке заметно некоторое затишье, если…
  • Есть у меня коллега, который подрабатывает избавлением страждущих от зависимостей — алкогольной и никотиновой. Сетовал он мне не…
  • Хорошо быть врачом-инфекционистом: выявил возбудителя болезни, назначил нужный антибиотик или противовирусный препарат,…
  • Вот ещё одна новость с полей битвы шприцами, дефибрилляторами и сифонными клизмами заседания Всемирной ассамблеи здравоохранения,…
  • Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…
  • Как и положено блогу, который ведут психиатры, про шизофрению тут написано немало. Впрочем, как и про другие психические…
  • Так уж получается, что за нашу работу с людьми мы же, доктора, расплачиваемся не только практически гарантированным через…
  • Мода правит многими направлениями. Стиль одежды — это да, это первое, что приходит на ум. А я, когда вывожу Умку погулять, думаю…
  • В соцсетях — причём как среди обычных пользователей, так и в психологических, и в психотерапевтических сообществах — уже не…
  • Несколько раз сталкивался с ситуацией, когда рекомендовал своему пациенту обратиться за помощью к психотерапевту — либо вместо…
  • Мнение о том, что, с точки зрения психиатра, не существует психически здоровых людей, есть лишь недообследованные, довольно…
  • Про замок Гарибальди я вам однажды рассказывал — побывал там в прошлом году, поглядел. А вчера мы с Оксаной и дочерьми поехали в…
  • Чистая наука — вещь, на мой взгляд, столь же абстрактная, как и чистое искусство. Учёным ведь тоже надо что-то кушать. Кроме…

Page 3

  • Как и положено блогу, который ведут психиатры, про шизофрению тут написано немало. Впрочем, как и про другие психические…
  • В соцсетях — причём как среди обычных пользователей, так и в психологических, и в психотерапевтических сообществах — уже не…
  • Мнение о том, что, с точки зрения психиатра, не существует психически здоровых людей, есть лишь недообследованные, довольно…
  • С тестами в своей практике мы встречаемся постоянно. Те, что покороче, используем на медкомиссии и на приёме — к примеру, тот же…
  • Делая обзор по нейромедиаторам, я знакомил вас с дофамином. И о том, как легко можно попасть в дофаминовую петлю, тоже…
  • Что касается лекарств, коими пользуют пациентов психиатрических клиник, в их разработке заметно некоторое затишье, если…
  • Есть у меня коллега, который подрабатывает избавлением страждущих от зависимостей — алкогольной и никотиновой. Сетовал он мне не…
  • Хорошо быть врачом-инфекционистом: выявил возбудителя болезни, назначил нужный антибиотик или противовирусный препарат,…
  • Вот ещё одна новость с полей битвы шприцами, дефибрилляторами и сифонными клизмами заседания Всемирной ассамблеи здравоохранения,…

Page 4

  • Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…
  • Как и положено блогу, который ведут психиатры, про шизофрению тут написано немало. Впрочем, как и про другие психические…
  • Так уж получается, что за нашу работу с людьми мы же, доктора, расплачиваемся не только практически гарантированным через…
  • Мода правит многими направлениями. Стиль одежды — это да, это первое, что приходит на ум. А я, когда вывожу Умку погулять, думаю…
  • В соцсетях — причём как среди обычных пользователей, так и в психологических, и в психотерапевтических сообществах — уже не…
  • Несколько раз сталкивался с ситуацией, когда рекомендовал своему пациенту обратиться за помощью к психотерапевту — либо вместо…
  • Мнение о том, что, с точки зрения психиатра, не существует психически здоровых людей, есть лишь недообследованные, довольно…
  • Про замок Гарибальди я вам однажды рассказывал — побывал там в прошлом году, поглядел. А вчера мы с Оксаной и дочерьми поехали в…
  • Чистая наука — вещь, на мой взгляд, столь же абстрактная, как и чистое искусство. Учёным ведь тоже надо что-то кушать. Кроме…

Page 5

  • Попытки найти в приведённых ниже байках признаки нарушения врачебной тайны, этики, а также прав пациентов столь же бесплодны, сколь и опасны для…
  • Как и положено блогу, который ведут психиатры, про шизофрению тут написано немало. Впрочем, как и про другие психические…
  • Так уж получается, что за нашу работу с людьми мы же, доктора, расплачиваемся не только практически гарантированным через…
  • Мода правит многими направлениями. Стиль одежды — это да, это первое, что приходит на ум. А я, когда вывожу Умку погулять, думаю…
  • В соцсетях — причём как среди обычных пользователей, так и в психологических, и в психотерапевтических сообществах — уже не…
  • Несколько раз сталкивался с ситуацией, когда рекомендовал своему пациенту обратиться за помощью к психотерапевту — либо вместо…
  • Мнение о том, что, с точки зрения психиатра, не существует психически здоровых людей, есть лишь недообследованные, довольно…
  • Про замок Гарибальди я вам однажды рассказывал — побывал там в прошлом году, поглядел. А вчера мы с Оксаной и дочерьми поехали в…
  • Чистая наука — вещь, на мой взгляд, столь же абстрактная, как и чистое искусство. Учёным ведь тоже надо что-то кушать. Кроме…

Page 6

dpmmaxА вот и очередная порция синдромов с красивыми названиями. Не всё же только лишь детей всякими там Октябринами, Виленами, Влавлапутами и Даздрапопенсами называть. У медицины в этом деле опыта всяко побольше будет.

Галеантропия.

Помните песню Марии Ржевской – мол, однажды, в следующей жизни, когда я стану кошкой…? Ну а теперь представьте, что сбылась мечта…эээ… поэта. Правда, не в в виде натурального превращения, а лишь в рамках бреда метаморфозы. Но это нам бред, а для пациента – его личная реальность.

И в ней он ощущает и осознаёт себя кошкой. Вот такой частный случай и называется галеантропией.

Гамбринизм. Гамбринус, давший название этой разновидности алкогольной зависимости – это как наш Иван Фёдорович Крузенштерн, человек и пароход. А у НИХ – это король и пиво. Ну, с сортом пива понятно, продукт вполне себе утилитарный, при всей своей легендарности. А вот король – персонаж и легендарный, и местами мифический.

Если поковыряться с фонариком в «Баварских анналах», то можно обнаружить, что в жёны этот король взял не абы кого, а баогиню. Египетскую. Изидой кличут. Ну а та как раз и научила короля плохому пивоварению. Мол, вот тебе рецептик, дорогой, теперь народ тебя уж точно не забудет. Нет, водку не могу, водку там, восточнее нас, застолбили.

Вот благодарные потомки и назвали пивной алкоголизм гамбринизмом.

Гамомания. Это как в той русской сказке: поймал-де Иван-царевич Царевну лягушку, да как начал на ней жениться… Ну, что означает мания в переводе с греческого, вы в общих чертах знаете. А gamos – это брак, причём не заводской.

Гамомания – это один из симптомов маниакальных состояний. Не обязательный, но и не редкий, когда повышенная…хм…боеготовность и возбудимость в плане эротическом сочетается с непреодолимым желанием, просто жаждой всё это в деле воплотить.

Истерический гвоздь. Встречается при истерии такой симптом, когда пациент жалуется на особую острую боль: с его слов, будто гвоздь вколачивают – в голову, в живот или ещё куда. И вот по ходу этого гвоздя-то боль как раз и распространяется, никуда не сворачивает.

Гиперсублимация. Помните, чем занимался герой фильма «Укрощение строптивого», которого играл Челентано, когда Лиза Сильвестри начинает его слишком сильно доставать и волновать? Ага, дрова рубил.

А теперь представьте, что человек всю мощь своего либидо, всю, так сказать, нерастраченную любовь и нежность перенаправляет в трудовое, спортивное, религиозное или творческое русло. Причём постоянно.

Да ДнепроГЭС и рядом не искрил!

Гипофрения. Этот термин сейчас редко употребляется. А раньше, если надо было объединить в одну группу и олигофрению, то есть слабоумие врождённое, и деменцию, то есть слабоумие приобретённое – им широко пользовались.

Синдром ван Гога. Ну, про уши бедного Винсента кто только не писал. Митьки ему даже свои предлагали обратно пришить.

А сам синдром – это нанесение психически больным самому себе калечащего повреждения (отрезание частей тела, обширные разрезы) или предъявление врачу настойчивых требований произвести больному хирургическое вмешательство, что обусловлено наличием ипохондрического бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений. Писал я как-то про него: https://dpmmax.livejournal.com/608209.html

С очередной порцией красивых терминов вас познакомил, пойду готовить следующую.

Page 7

  • Неверно было бы думать, будто всё, что мы слышим от посетителей и пациентов, сидя на приёмке в нашем серьёзном, но уютном и почти…
  • На самом деле про неё я однажды уже вам рассказывал. Но оказалось, что по ссылке на журнал, где она был размещён рассказ, могут…
  • Проблема бессмертия не дает покоя не только фантастам. Оно и понятно: уж очень заманчивая тема. Даже учёные ловят себя на мысли о…
  • Так уж сложилось, что если дебилом тебя называет человек, не имеющий медицинского образования, то, скорее всего, он ругается или…

Источник: https://dpmmax.livejournal.com/726111.html

10 эпидемий массовой истерии

Массовые религиозные истерии и эпидемии

Массовая истерия – психологическое явление, документированное со времен средневековья. Политические волнения, экологический стресс, страх неизвестности и необходимость социального признания среди сверстников часто могут привести к иррациональному поведению, и на протяжении всей истории близкие группы, такие как школы и небольшие общины, переживали необъяснимые эпизоды массовой истерии.

Один необычный инцидент с логическим объяснением часто перерастал в эпидемию, в которой находящиеся поблизости люди имеют сходные симптомы. От причудливого поведения до мнимых болезней на протяжении всей истории была серия эпидемий массовой истерии.

Танцующая чума 1518 года

Мы все испытывали искушение танцевать или клубиться во время вечеринок. В средние века, однако, жители французского города фактически умерли в танце. [1]

В 1518 году в Страсбурге, Эльзас, Франция, произошел случай чумы танца. Начав с одного танцора, вспышка лапки заставила более 400 человек ходить и танцевать целыми днями без перерыва.

Многие из них рухнули от истощения, некоторые, очевидно, умерли от сердечного приступа или инсульта. Танцующая чума длилась больше месяца. Жертвами были преимущественно женщины.

Есть только несколько исторических записей, показывающих точную причину чумы.

Городские гиды были крайне тронуты продолжающимися демонстрациями бушующего танца. В то время врачи узнали, что причиной жарких июльских дней была «перегретая кровь» в мозге. Совсем недавно было высказано предположение, что грибок спорыньи мог быть причиной пшеничных полей (и, следовательно, в хлебе людей). Спорынка вызвала бы ЛСД-подобные реакции.

9 Эпидемия смеха в Танганьике

В 1962 году трое учеников школы-интерната в Танганьике (Танзания) начали безудержно смеяться. Ее смех был заразителен и вскоре распространился на 95 учеников в школе.

Приступы неконтролируемой истерии длились от нескольких часов до более двух недель. Жертвы также страдали от приступов боли, боли и обморока. Учителя не могли преподавать истерические приступы смеха, и школу пришлось закрыть на два месяца, пока эпидемия была взята под контроль.

Истерия, однако, как сообщается, распространилась на близлежащие деревни и некоторые прилегающие районы школ. Всего пострадало более 1000 человек. [2]

Потенциальные токсины, содержащиеся в загрязненных продуктах питания или химических веществах, были исключены в качестве триггеров эпидемии. У смехотворной болезни не было четкой медицинской причины, которая была связана со стрессом строгого режима интерната.

8 Безумный Гассер

Во время Второй мировой войны жители города Маттун, штат Иллинойс, были убеждены, что на них напал фантомный анестезиолог, который пытался заправить их газом во время сна. Жертвы жаловались на странный запах в своих домах, прежде чем столкнулись с такими симптомами, как паралич, кашель, тошнота и рвота. [3]

Первое сообщение поступило в конце августа 1944 года, когда житель проснулся со странным запахом и страдал от тошноты и рвоты. Его жена была парализована и не могла покинуть свою постель.

В следующие две недели полиция получила более 20 аналогичных сообщений о “отравлении газами”.

Была паника, поскольку ночные “отравления газом” стали более частыми, но никогда не было фиксированного обнаружения преступника.

Все жертвы выздоровели полностью и быстро. Следователи объяснили эти инциденты как комбинацию запахов от близлежащего промышленного объекта и массовой истерии в ответ на сообщения о ночных шутниках.

7 Miaowing монахини

Монахини в религиозных орденах по всей Франции и Германии лаяли в 15 веке. В средние века многие женщины отправлялись в монастыри против своей воли и были вынуждены родителями жить в безбрачии и нищете. Они были приговорены к строгой и ручной работе. Неудивительно поэтому, что монашеская жизнь заключенных вызывала странное поведение.

В 1491 году монахиня в большом французском монастыре начала мяукать, как кошка. Ее сестры вскоре последовали за ней в этом странном поведении, пока монастырь не подвергся «подражанию кошкам». Окружающие жители деревни были обеспокоены этой ежедневной едой, поэтому солдаты стояли перед монастырем. Говорят, что монахинь избивали палками, если они продолжали мяукать.

Несколько женских монастырей сообщили об аналогичных эпидемиях монахинь, имитирующих и жестоко кусающих кошек, собак и птиц. В то время «одержимость демонами» была объяснением эпидемий. Однако репрессивные обстоятельства, при которых монахини жили и вызвали массовую истерию, являются более вероятным объяснением. [4]

6 Клубника с сахаром Вирус

2006 год Более 300 португальских школьников пострадали от необъяснимой болезни. Пациенты жаловались на головокружение, проблемы с дыханием и сыпь. Странная болезнь затронула только школьников и была зарегистрирована во многих школах по всей стране.

В качестве проблемы была обнаружена юная мыльная опера под названием клубника с сахаром . За несколько дней до вспышки был показан эпизод, в котором странный вирус встретил детей в школьном сериале. Очевидно, что просмотр этого эпизода заставил детей поверить, что их ежедневные жалобы или аллергия являются вспышкой смертельного вируса, который они видели по телевизору. [5]

5 Болезнь Мейссена

Несколько немецких школ пострадали от эпидемии трагедии в 1905 году. [6] Студентка в Мейссене начала дрожать и дергаться, как она писала в октябре этого года.

К маю следующего года более 200 учеников из соседних школ пострадали от необъяснимой, дергающейся эпидемии.

Тряска происходила только тогда, когда ученикам давали письменные задания, а их не было, когда они выполняли другие уроки.

Все учащиеся показали высокую успеваемость, что указывало на то, что стресс от необходимости получать хорошие оценки в сочетании с сообщениями о других случаях дрожащей болезни способствовал истерии. Студентов «лечили» электрошоком, чтобы «излечить» тряску, которая вскоре утихла после перерыва.

4 Инцидент в Холлинвелле

Эпидемия обморока поразила группу школьников в английском Ист-Мидлендсе в 1986 году.

Более 500 студентов приехали на соревнования духовых оркестров. Все были собраны и готовы к представлению, когда внезапно рухнули. Около 300 детей и взрослых попали на выставочный центр Hollinwell. Разразилась массовая паника, были привлечены аварийные бригады для борьбы с растущим кризисом. [7]

Позже жертвы жаловались на боль в горле и жжение в глазах. Первоначальные исследования рассматривали утечку газа или загрязнение от опыления сельскохозяйственных культур как потенциальную причину обморока. Инцидент был официально объявлен как форма массовой истерии, вызванной сочетанием усталости от долгого пути до соревнований, жары дня и колебаний мощности.

3 Блэкберн Файнтингс

Школьники в британском городе Блэкберн были поражены в 1965 году бессилием, которое длилось несколько дней.

Заклинание обморока началось, когда люди ждали возле Блэкбернского собора, пока принцесса Маргарет официально открыла реставрации. Раннее начало дня, с несколькими часами на солнце, было первоначально обвинено, поскольку 140 детей на месте упали в обморок.

Однако на следующий день еще 98 пациентов в соседней школе были поражены таинственной эпидемией эпидемии. К концу недели пострадало более 300 детей.

Школы были закрыты и тщательно исследованы по возможной причине, с дымом от соседней фабрики, первоначально обвиняемой в обмороках. Массовая истерия, вызванная волнением королевского визита, в конечном итоге была объявлена ​​причиной бессилия. [8]

2 Вюрцбургская кричащая эпидемия

Монастырь в Вюрцбурге, Германия, был изведен кричащей эпидемией в 1749 году. Как и в случае с мяукавшими монахинями несколько веков назад, вероятно, это была комбинация скуки и разочарования, чтобы быть втянутыми в религиозную жизнь.

Приоресса, сестра Мария Рената, изначально отказала в доступе в монастырь молодой женщине, склонной к судорогам. Их решение было отменено, и другие сестры в церкви начали подражать поведению молодой женщины и показали признаки «одержимости демонами» во время службы. Жертвы испытали эпизоды крика, ветра, пены рта и входа в состояние трансепта.

Подчиненная была вынуждена совершить колдовство и была обезглавлена ​​за свои преступления против Церкви, закончив кричащие сессии других монахинь.

1 Face-Scratcher

В малообразованных общинах жители деревни часто прибегают к фольклору и мифологии для объяснения неизвестного. Вера в то, что инопланетяне поцарапали лица жертв ночью, вызвала массовую панику в городе в штате Уттар-Прадеш.

В 2002 году жители сообщили о «ярко освещенном объекте», который «летит вбок» и нападает на жертвы, а царапины оставляют лица. Отчеты варьировались от объектов размером с футбольный мяч до НЛО размером с большую черепаху, которая летела на жертв и оставляла царапины и следы ожогов.

После первого индивидуального случая слухи об инопланетном агрессоре вскоре распространились и вызвали широко распространенную панику.

Группы ночных дозоров были созданы, чтобы отпугнуть царапины на лице, и местные жители вызвали полицию, чтобы поймать нападавших инопланетян.

Единственные случаи смерти, которые были подтверждены, были массовые полицейские бои, чтобы разогнать протестующих, которые собрались, чтобы требовать действий. [10]

Объяснения этого явления варьировались от насекомых-вредителей до «шаровых молний». поражение жертв, когда они спали на улице. Лицо-скребок внезапно исчезло, когда пришло время муссонов.

Лесли Коннор – редактор австралийской газеты на пенсии, которая публикует статьи в онлайн-изданиях и в своем блоге о путешествиях.

Источник: https://bestglitz.com/russia/10-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8/

11 впечатляющих случаев массовой истерии и последствий, к которым она привела

Массовые религиозные истерии и эпидемии

Массовая истерия может возникнуть практически в любом месте, при условии, что в этом месте есть группа людей, способных поддаться коллективной галлюцинации.

Со стороны такая ситуация кажется смешной, но представьте, что вы сами оказались посреди неконтролируемой толпы — уже не так смешно.

Массовая истерия во многом похожа на стихийное бедствие — разрушительное и оставляющее после себя множество бед.

1. Мяукающие и кусающиеся монахини

В средние века таинственный случай массовой истерии произошёл в закрытом монастыре во Франции. Инцидент начался с одной монахини — она вдруг стала мяукать, как кошка. Вскоре все остальные начали делать то же самое, и весь монастырь несколько часов мяукал до конца дня.

Кошачий концерт напугал и привёл в ярость окрестных жителей. Мяукать монахини прекратили только тогда, когда посланные в монастырь солдаты пригрозили побить их кнутами и палками.

Аналогичная истерия охватила монастырь в Германии — монахиня начала кусать своих сестёр. В итоге кусаться стали и другие монахини: эпидемия охватила несколько монастырей, как мужских, так и женских, и дошла до Рима.

Странное поведение монахинь может быть связано с тем, что в те времена люди истово верили в сверхъестественное. А монахини, вынужденные жить в изоляции и волей-неволей пытавшиеся соответствовать религиозным ожиданием простого люда, были наиболее восприимчивы к истерии.

2. Великий Страх

В начале Великой Французской революции всеобщая паника охватила крестьян: до них дошли слухи, что аристократы якобы собираются разрешить своим наёмникам (которые для крестьян ничем от разбойников не отличались) грабить дома и поля. Паранойей, казалось, пах сам воздух — за разбойников принимали бродяг-попрошаек и даже стада животных.

Чтобы защитить себя, жители создали ополчение, от чего всё стало только хуже: одни крестьяне принимали за разбойников других, из соседних деревень, хотя те просто патрулировали окрестности. Некоторые ополченцы подлили масла в огонь, нападая и сжигая дворянские дома и предприятия.

Крестьяне успокоились только тогда, когда стало совершенно ясно, что никакого заговора аристократов не было и нет. Но зато этот эпизод заставил правящий класс так бояться простых крестьян, что они провели ряд реформ, чтобы их успокоить. По сути, Великий Страх стал началом конца старого социального строя сначала во Франции, а потом и во всём мире.

3. Индийский маньяк, 2002 год

Всего через год после печально известного Человека-Макаки из Дели в центре внимания индийского общества появилось другое странное существо — так называемый «Царапатель» якобы появился в северном индийском штате Уттар-Прадеш.

Говорили, что он оставляет на лицах и конечностях своих жертв ожоги и царапины. Также он якобы убил пятерых человек, что подвигло жителей устроить протесты против того, что они считали отсутствием защиты со стороны полиции. Волнения распространились так широко, что национальному правительству пришлось вмешаться и направить агентов для расследования этого дела.

О происхождении «Царапателя» выдвигалось много странных теорий. Одну из них придумал полицейский: он утверждал, что «Царапатель» был инсектоидным дроном, направленным в Индию пакистанскими боевиками для шпионажа.

Тем не менее, учёные, взявшиеся за изучение случая, выяснили, что страшный «Царапатель» был всего-навсего шаровой молнией — природным явлением, часто возникающим во время длительных периодов засухи и способным загореться при контакте с человеческой кожей.

4. Охотники за головами

В некоторых отдалённых областях Индонезии и Малайзии бытовала вера в то, что можно использовать человеческие головы в качестве строительного материала. По этой причине правительства стран якобы дали лицензии так называемым охотникам за головами, чтобы те пошли и нашли головы, которые затем будут заложены в фундамент домов или опоры моста.

Местные жители были в панике, и она достигала апогея, когда неподалёку строилось новое сооружение.

Первый премьер-министр Индонезии Сотан Съяхрир рассказывал, что в 1937-м году эти беспочвенные слухи парализовали жизнь в деревеньке Банда: улицы были пусты, так как люди прятались в своих домах уже в семь вечера.

Паранойю усугубляли странные истории — некоторые люди якобы даже видели охотников за головами, но сумели убежать.

Также паника возникла в 1979-м году на острове Борнео: жители деревни чуть с ума не сошли из-за слуха, что правительство похищает людей, чтобы укрепить их костями близлежащий мост. В местечке был введён комендантский час, школы закрылись, и местные жители сформировали патрули.

По словам экспертов, проводивших потом анализ этих случаев, «охотники за головами» представляют собой «всплывающие слухи» — те, которые время от времени появляются, отражая тем самым непростую идеологическую связь между коренными туземными племенами и правительством.

5. Эпидемия судорог в Луизиане, 1939 год

Весной 1939-го года в одной луизианской школе произошёл случай массовых судорог: у местных девочек-подростков вдруг начали самопроизвольно дёргаться ноги. Эпидемия началась с одной девушки, у которой во время ежегодных танцев в честь окончания учебного года задёргалась правая нога.

В течение нескольких следующих недель состояние девушки ухудшилось, а меньше чем через месяц ноги стали дёргаться у её подруг и одноклассниц. За некоторыми приехали обезумевшие от страха родители и увезли прочь из школы, что только усугубило истерию и послужило причиной бегства из школы многих учеников. Потребовалась целая неделя, чтобы все, наконец, успокоились.

Что именно вызвало судороги? Нечто в воде или в воздухе? По словам исследователей, изучавших этот случай, девушка-танцовщица, с которой всё и началось, просто хотела привлечь к себе больше внимания. Хелен (так её звали) была из бедной семьи и всё время боялась, что её парень бросит её и уйдёт к какой-нибудь более привлекательной первокурснице.

Скорее всего, подсознание Хелен решило проблему, вызвав болезненную судорогу в ноге, что позволило ей также освободиться от ненавистных уроков танцев. Двух зайцев одних ударом.

6. Страх перед поцелуйными клопами, 1899 год

Несмотря на романтичное прозвище, ничего такого в поцелуйных клопах нет. Зато благодаря одному недобросовестному репортёру поцелуйные клопы в 1899-м году вдруг стали известны во всех Соединённых Штатах.

Джеймс МакЭлхон, репортёр из «Washington Post», назвал поцелуйных клопов главными виновниками того, что на губах людей часто появляются укусы насекомых. Он написал нашумевшую историю о том, как жертвы были таким образом «отравлены», а поцелуйные клопы могут стать причиной новой эпидемии чумы.

Само собой разумеется, история породила панику во всей стране, и вскоре все небольшие ранки на лице уже приписывались поцелуйным клопам. Одна женщина даже описала, как на неё напал такой клоп — по её словам выходило, что он был больше похож на вампира, чем на насекомое.

Даже уличные нищие носили на лицах повязки, а некоторые хитрецы утверждали, что заболели из-за укуса поцелуйного клопа, работать теперь не могут и нуждаются в финансовой помощи. Любопытно, что никто не видел, как поцелуйные клопы кусают людей. Энтомологи, в конце концов, назвали происходящее «газетной эпидемией».

7. Лудонская одержимость, 1632 год

Один из самых известных случаев массовой одержимости в истории Франции произошёл (сюрприз!) в женском монастыре: так называемая Лудонская одержимость началась в 1632-м году.

Монахини из религиозного ордена урсулинок утверждали, что их приходской священник и религиозный наставник Урбан Грандье приказал демонам овладеть монахинями, чтобы сделать их более сговорчивыми и заставить участвовать в оргиях.

Сеансы изгнания демонов из монахинь и суд на Грандье стали такой сенсацией, что их посещали тысячи людей, они даже привлекли внимание короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. Через два года Грандье признали виновным и приговорили к сожжению на костре. Справедливость восторжествовала, не так ли?

На самом деле все события были хорошо продуманной интригой, направленной на то, чтобы сместить Грандье с его высокого поста. Священник, бывший, кстати, по-настоящему красивым мужчиной, за своё пребывание в Лудоне обзавёлся множеством врагов, и неважно, что послужило тому причиной — высокомерие ли, распутный образ с жизни или любовные интрижки.

Среди его врагов были и другие священники и епископы, которые не преминули воспользоваться прекрасным случаем дискредитировать Грандье. Глава монахинь Жанна де Анге также хотела продолжать свою карьеру в монастыре, а заодно получить немного денег.

Даже интерес короны к этому делу был политическим ходом — когда-то давно Грандье успел обидеть и кардинала. Какой бы ни была точная причина, после смерти священника одержимость не прекратилась — она продолжалась вплоть до 1637-го года и стала чем-то вроде местного цирка.

8. Фантомная беременность

Вначале 1970-х годов пациентов психиатрической больницы Лондона охватила чрезвычайно редкая форма массовой истерии. Всё началось, когда 17-летняя пациентка по имени Луиза призналась другим пациенткам, что ждёт ребёнка. Само собой, это была ложь: до того, как попасть в больницу, Луиза постоянно пыталась обратить на себя внимание окружающих и вела довольно неразборчивый образ жизни.

Её состояние только ухудшилось, когда она узнала о беременности своей лучшей подруги и её последующей смерти после родов. Эксперты пришли к выводу, что этот травматический опыт и привёл к её заявлению: либо Луиза говорила о фантомной беременности из страха перед возможными последствиями незащищённого секса, либо таким образом отождествляла себя с умершей подругой.

В любом случае, Луиза была достаточно убедительна, чтобы вызвать панику фантомной беременности у остальных пациенток.

Через несколько дней после заявления Луизы другие пациентки (одна из которых вообще была девственницей) испугались, что они тоже беременны, и начали шуметь в своих палатах.

Только долгие постоянные внушения со стороны врачей, что ни одна из женщин беременной не является, помогли пациенткам, наконец, успокоиться.

9. Паника ядовитой кока-колы, 1999 год

Наиболее серьёзная угроза в истории для виртуальной монополии «Кока-колы» в Европе возникла в 1999-м году, когда более 100 студентов из Бельгии обратились в больницу, сообщив, что заболели после употребления напитка. Последующее расследование в сочетании с плохо сделанным обращением руководства компании к потребителям в конечном счёте стоила компании $200 млн и нескольких дней запрета в других европейских странах.

Изучение якобы испорченной партии выявило заражение — были найдены «злокачественные» углекислый газ и фенол. Но двое бельгийских учёных предположили, что этих продуктов содержалось в напитке слишком мало, чтобы причинить реальный вред.

По их словам, инцидент был случаем массовой истерии, основанным, в частности, на недавних новостях о коровьем бешенстве и испорченных диоксинами продуктов животного происхождения. Отдельное расследование Высшего совета гигиены Бельгии в марте 2000-го года подтвердило эти выводы: большинство жертв испытали «массовое психогенное заболевание».

10. Зуд Бен Ладена

В период с октября 2001-го по июнь 2002-го года у тысяч подростков на коже по неизвестным причинам вдруг появилась сыпь — высыпания оставались на коже от нескольких часов до двух недель, а затем исчезали так же таинственно, как и появились. В свете терактов 11 сентября и разговорах о сибирской язве это казалось успешным примером биотерроризма. Но так ли всё было на самом деле?

И да, и нет. Для школ такая сыпь так и осталась нормальным явлением, но страх перед биотерроризмом заставил учеников уделять больше внимания своей коже. Школьных врачей обязали сообщать в ЦКЗ обо всех случаях.

Должностные лица Центра по контролю и профилактике заболеваний также отметили, что несколько студентов намеренно натёрли кожу наждачной бумагой в надежде, что школа на некоторое время закроется. В итоге выяснилось, что так называемый «Зуд Бен Ладена» никогда не существовал, но панику он посеял изрядную.

11. Сатанинская паника

Вы знаете о МакМартине? Этот парень в 1990-х годах провёл одно из самых дорогих и самых бесполезных исследований в американской истории.

Для начала работников детских садов обвинили в том, что они вовлекали детей в насильственные сатанинские ритуалы — дети якобы вынуждены были смотреть на казни, изнасилования, пытки и тому подобное.

Практически всех обвиняемых позже освободили, но до того им пришлось провести немало времени в тюрьме, и жизни их в основном были сломаны.

Что стало причиной истерии? Ответ можно получить от родителей. Отцы и матери уходили на работу и были вынуждены оставлять детей под присмотром посторонних людей в детских садах — вероятно, это порождало у родителей чувства беспокойства и вины.

По сути, воспитатели стали идеальными козлами отпущения для родителей, так как помогли тем оправдать собственные недостатки. Кроме того, следователи принудили детей дать ложные показания, и в результате получился современный эквивалент средневековой охоты на ведьм.

Источник: https://www.publy.ru/post/10072

ovdmitjb

Add comment