Irvuz

Логические и интуитивные формы мышления

Шпаргалка логическое мышление и его формы

Логические и интуитивные формы мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

 Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

 Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Источник: http://shpora.me/112233/logika

Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие

Логические и интуитивные формы мышления

Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.

Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).

Формы и виды мышления

Логические и интуитивные формы мышления

Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:

  • 1. Понятия
  • 2. Суждения
  • 3. Умозаключения
  • 1. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
    • · Общими и единичными
    • · Конкретными и абстрактными
    • · Эмпирическими и теоретическими

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими.

Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

  • 2. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании расширяются” – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Суждения образуются двумя основными способами:
    • · Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается
    • · Опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения.

Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • · Истинными – это объективно верные суждения.
  • · Ложными – это суждения не соответствующие объективной реальности.
  • · Общими – в общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: “Все рыбы дышат жабрами”.
  • · Частными – в частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”.
  • · Единичными – в единичных суждениях – только к одному, например: “Этот ученик плохо выучил урок”.
  • 3. Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”. Различают умозаключение:
    • · Индуктивное
    • · Дедуктивное
    • · Аналогия

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т. е. от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

  • 1. генезису развития
  • 2. характеру решаемых задач
  • 3. степени развернутости
  • 4. степени новизны и оригинальности
  • 5. средствам мышления
  • 6. функциям мышления и т. д.
  • 1. По генезису развития различают мышление:
    • · Наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
    • · Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
    • · Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
    • · Абстрактно-логическое – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

  • 2. По характеру решаемых задач различают мышление:
    • · Теоретическое – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
    • · Практическое – это познание законов и правил. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
  • 3. По степени развернутости различают мышление:
    • · Дискурсивное – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
    • · Интуитивное – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
  • 4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
    • · Репродуктивное – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
    • · Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения.
  • 5. По средствам мышления различают мышление:
    • · Вербальное – мышление на основе образов и представлений предметов.
    • · Наглядное – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
  • 6. По функциям различают мышление:
    • · Критическое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
    • · Творческое. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

  • · Анализ
  • · Сравнение
  • · Абстрагирование
  • · Синтез
  • · Обобщение
  • · Классификация
  • · Категоризация

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части.

Так – в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве.

Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

  • · Общие как сходные признаки и
  • · Общие как существенные признаки
  • · Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция – отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация – систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации.

Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т. п.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления.

На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Page 3

мышление психологический сознание

Рассмотрим роль экономического мышления в такой актуальной для меня профессии, как экономист.

Экономика – такая область жизни общества, с которой сталкиваются все люди. Каждый с детства что-то узнает из повседневной практики и постоянно расширяет свой кругозор. Таким способом формируется обыденное экономическое мышление.

Экономическое мышление – процесс осмысления работником реальных хозяйственных ситуаций и принятия решений, повышающих эффективность трудовой деятельности, которые определяют экономическое поведение работника и стиль хозяйственной деятельности.

Экономическое мышление проявляется в умении правильно оценивать тенденции и перспективы развития общественного производства, реально складывающуюся ситуацию в отрасли, на предприятии, принимать реальные и эффективные решения, предвидеть их последствия. Формирование экономического мышления — необходимое условие качественного улучшения хозяйственного механизма, ускорения социально-экономического развития страны, важное звено перестройки общественного сознания на современном этапе.

Отсюда следует, что экономическое мышление играет огромную роль в формирование успешных и прогрессивных экономистов. Именно выработка экономического мышления расширяет кругозор работников, способствует воспитанию хозяйского отношения к труду и его плодам, укрепляет производственную дисциплину.

Page 4

Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний.

К примеру сказать, одно из замечательнейших особенностей мышления является опосредованный характер отображения действительности.

Так, например, нельзя побывать на Марсе, нельзя непосредственно увидеть строение атомного ядра, физиологические процессы, происходящие в живой клетке, ультрафиолетовое излучение.

Чтобы все эти напрямую не видимые, но важные для понимания объектов свойства раскрыть, человек прибегает к рассуждениям, вычислениям, экспериментам, к сопоставлению фактов и других косвенных действий. В результате мы можем сказать, что мышление – это опосредованное познание мира.

По моему мнению, чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество своей жизни, человеку в первую очередь необходимо обратить внимание на свое мышление.

Именно благодаря социально-исторической природе мышления человечество может передавать от поколения к поколению интеллектуальные достижения, создавая условия для социального и научно-технического прогресса.

Так же благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания.

Я считаю, что значение мышления в жизни человека состоит еще и в том, что оно дает возможность научного познания мира, предвидение и прогнозирование развития событий, постановки их на службу потребностям и интересам человека. Следовательно, мышление есть фундамент сознательной деятельности личности, формирование ее умственных и других свойств.

Таким образом, я окунулась в море имеющейся информации, и вся она помогла мне сложить простую и понятную модель мышления человека.

Источник: https://studwood.ru/1270954/psihologiya/formy_vidy_myshleniya

Интуитивное мышление

Логические и интуитивные формы мышления

Рациональное мышление – это тип мышления, построенный на основе логических умозаключений. Но существует и другой тип мышления, который опирается не на логику, а на подсознание. Он называется интуитивным. Давайте разберемся, что представляет собой интуитивное мышление и можно ли его развить.

Что такое интуитивное мышление?

Этим термином называют мыслительный процесс, базирующийся на непосредственном чувственном восприятии. В процессе поиска ответа на вопрос или решения задачи человек не думает, не размышляет, не проводит логический анализ имеющихся фактов. Решение приходит к нему само в один момент. В психологии интуитивное мышление принято противопоставлять логическому.

Сущностью интуитивного мышления является невозможность отследить всю цепочку мыслительных операций: от условия задачи до конечного вывода.

В то время как в ходе обычного понятийного мышления можно четко выделить каждую последовательную мысль, ведущую к конечному умозаключению. В этом случае человек может объяснить каждый мыслительный этап, а при интуитивном подходе он не способен увидеть ход мыслей.

Вся цепочка остается скрытой от сознания, человек получает только конечную мысль – ответ на вопрос или решение задачи.

Как работает интуитивное мышление?

Некоторые люди имеют развитое интуитивное мышление. Они способны решать проблемы, не обдумывая их, не проводя логического и критического анализа ситуации. Ответ на поставленную задачу приходит к ним изнутри, из подсознания.

В ходе интуитивного мышления задействованы подсознательные процессы. Оно работает автоматически в привычных для человека ситуациях.

Например, во время вождения машины, человек все операции выполняет неосознанно: он не думает о том, в какую сторону повернуть руль, как переключить передачу и когда нажать на педаль тормоза.

Все это происходит автоматически, потому что человек уже имеет опыт вождения.

Также происходит в любой деятельности, в которой человек хорошо разбирается и имеет опыт. Рабочий за станком тоже не раздумывает над каждым своим действием, он выполняет их автоматически. Опытный доктор может диагностировать распространенное заболевание без всяких анализов, только взглянув на больного.

Чтобы достичь такого уровня в любой профессии, психологи рекомендуют осознанно подходить к освоению нового вида деятельности. Необходимо каждый шаг делать медленно, обдумывая и запоминая все детали, по много раз прорабатывая каждое действие. Постепенно навыки переместятся на уровень подсознания, и в дальнейшем человек сможет выполнять их автоматически.

Методы развития интуитивного мышления

Каждый индивид обладает интуитивным мышлением, только у одних оно развито хорошо, а у других – весьма посредственно. Люди с развитой интуицией, как правило, более успешно решают повседневные задачи – профессиональные и бытовые.

Можно ли развить интуитивное мышление, если оно работает не так хорошо, как хотелось бы? Да, это можно и нужно делать. Существует множество разнообразных методик, помогающих в развитии этого типа мышления, и каждый желающий может подобрать для себя наиболее действенные и эффективные.

Рассмотрим несколько простых рекомендаций, которые можно применять в повседневной жизни.

  • Прежде всего, научитесь слышать свой внутренний голос. Интуиция работает непрерывно, однако человек, занятый своими мыслями, редко способен услышать ее подсказки. Если вы станете приучать себя слышать голос подсознания, сигналы, подаваемые им, будут становиться все более четкими и понятными.
  • Попробуйте поставить себя на место другого человека и почувствовать то, что чувствует он. Например, вы видите, как ваш начальник отчитывает одного из сотрудников. Представьте себя на месте этого сотрудника, попытайтесь ощутить эмоции, которые он испытывает в этот момент – стыд, гнев, чувство вины, неловкость.
  • Научитесь распознавать эмоции человека в разговоре. Люди не всегда показывают другим свои истинные эмоции, но проницательный индивид по голосу, жестам, взгляду, мимике способен «прочитать» их. Тренируйтесь распознавать эмоции собеседника как при личном контакте, так и во время телефонного разговора.
  • Для того чтобы научиться слушать голос интуиции, необходимо почаще оставаться наедине с самим собой. Выберите удобное время, когда вас никто не потревожит, отключите телевизор, компьютер и просто посидите или полежите в тишине, прислушиваясь к внутренним ощущениям. Выполняйте это упражнение каждый день.
  • Научитесь расслабляться, снимать напряжение и стрессы, накопленные за день. Доступ к подсознанию лучше всего открывается в расслабленном состоянии.
  • Развивайте образное мышление – интуитивные подсказки нередко приходят не в форме слов, а в виде образов, возникающих в сознании.
  • Изучайте невербальный язык тела. Эти знания помогут вам с одного взгляда распознавать чувства, эмоции и мысли другого человека.

Интуитивное и логическое мышление

Интуитивное мышление является хорошим подспорьем в решении задач, но далеко не всегда оно способно давать правильные ответы. Чтобы сделать умственную деятельность более продуктивной, важно научиться совмещать логическое и интуитивное мышление.

Эти два типа мышления прекрасно дополняют друг друга.

Получив ответ на вопрос интуитивным путем, человек может проанализировать его с точки зрения логики, и имеющихся у него знаний и получить наиболее верный ответ.

Интуиция дает возможность выдвинуть гипотезу, а логика помогает доказать ее. Таким образом, совместная работа логического и интуитивного мышления способна приносить очень хорошие результаты.

Источник: https://newgoal.ru/intuitivnoe-myshlenie/

Дискурсивное мышление и интуитивное мышление

Логические и интуитивные формы мышления

По степени развёрнутости решаемых задач мышление принято подразделять на дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное, с минимальной осознанностью). В этой статье мы рассмотрим их более подробно.

Дискурсивное мышление

Мыслительная стратегия, на которой построено это мышление, предполагает последовательный перебор вариантов решения проблемы. Чаще всего в основе такого перебора лежит логическое рассуждение, в котором один вывод следует из другого, предыдущего.

Дискурсивное мышление основывается на развитии речи и деятельности и совершенствуется по мере развития основных логических операций. Итогом дискурсивного мышления является умозаключение.

Разделяют два вида дискурсивного мышления: индуктивные и дедуктивные умозаключения.

При индуктивном умозаключении мы на основе наблюдений какого-то факта делаем обобщающий вывод, то есть движемся от частного к целому.

Например, если мы наблюдаем среди своих коллег по работе и среди случайных людей в городе немало простуженных, да ещё и видим длинную очередь сморкающихся и кашляющих людей, желающих попасть на приём к терапевту, значит, в городе началась волна ОРВИ.

Но в выводе, сделанном на основе индукции, может быть и ошибочная информация.

Например, получив несколько неудачных опытов общения с противоположным полом, можно сделать ошибочный вывод о том, что нормальное общение вообще невозможно, или о своей непоправимой неполноценности, или о чужом безнадёжном несовершенстве. Или, посчитав, что если одна продавщица обсчитала Вас, и подобные истории происходили с Вашими знакомыми, сделать вывод о том, все продавцы именно таковы.

Существует методика, помогающая наиболее эффективно использовать индуктивное мышления и свести ошибки к минимуму. Она предполагает выполнение нескольких последовательных действий:

1. Наблюдайте. Непредвзято, объективно соберите все бесспорные факты.

2. Проанализируйте собранную информацию. Найдите сходства, различия, закономерности.

3. Обобщите информацию, опираясь на выявленные закономерности.

4. Продолжая наблюдать, ищите подтверждение своих выводов и обобщений.

Правильное применение приёмов индуктивного мышления может быть весьма полезным при аргументации! Например:

•   Экстраполяция, перенос общего правила из одной, привычной области применения в другую, нужную Вам. Если использовать аргументированную экстраполяцию, можно убедить собеседника в правильности выполнения требуемого.

Так, мы зачастую говорим: «Будь человеком, наведи, наконец, порядок в комнате!»

Индуктивная аргументация: «Твои друзья – организованные ребята, у них в комнатах порядок. Пора и тебе подтянуться и начать прибирать в комнате».

•   Использование при аргументации фактов с последующим объяснением вывода. Если мы меняем этот порядок и сначала оглашаем выводы, это вызывает у собеседника внутренний протест.

Так, мы зачастую говорим: «Мы не поедем с тобой сегодня за город, потому что там будет дождь».

Индуктивная аргументация: «Я сегодня посмотрел прогноз погоды, там, куда мы собирались, обещают дождь. И тучи двигаются в том направлении, и погода заметно портится. Нам стоит отложить свою поездку».

•   Использование при убеждении вначале преимущества частностей, и лишь затем – преимущества в целом, а не наоборот. Это важно, потому что, например, продавец должен знать, что если потребителя убедят частности, то и в целом он будет согласен на покупку.

Так, мы зачастую говорим: «Этот шампунь — наша самая современная разработка. Он обогащен специальными ухаживающими маслами, питает волосы, обеспечивает их эластичность, защищает от электризации, подходит для всех типов волос, бережно ухаживает за ними, его можно применять для ежедневного мытья».

Индуктивная аргументация: «Этот шампунь обогащен специальными ухаживающими маслами, он питает волосы, обеспечивает их эластичность, защищает от электризации, подходит для всех типов волос, бережно ухаживает за ними, его можно применять для ежедневного мытья. Это наша современнейшая разработка».

•   Применение фактов и аргументов перед объяснением, а не после него. В этом случае объяснение вызывает больше доверия.

Так, мы зачастую говорим: «Это Славик, новый парень Юли, оборвал все цветы с клумбы у дома!»

Индуктивная аргументация: «Час назад видела под Юлиной дверью Славика с букетом. Розы были точь-в-точь как на нашей клумбе. Вышла в магазин – и вижу: розы с клумбы недавно срезаны, зато всюду следы мужской обуви и ножичек перочинный валяется, я такой вчера у Славика видела, он говорил, что очень удобная модель. Думаю, это Славик позаимствовал розы с нашей клумбы.»

При дедуктивном умозаключении движение мысли происходит в направлении от общего к частному, то есть в основе рассуждений лежат проверенные общие факты, из которых следуют такие же точные частные выводы. Например: если начался дождь, то бельё, которое забыли снять с верёвки, намокнет.

Или: у ребёнка коленки запачканы свежей травой, глаза радостно блестят и он что-то сжимает в кулачке – значит, он только что ползал по этой зеленой лужайке, и его находка того стоила. Дедуктивный метод построен на основе логики.

Построенный на подтверждённых фактах, он делает наше мышление более результативным и точным.

Для применения обоих методов мышления – индуктивного и дедуктивного – важно примечать и детали, и целое. Для этого необходимо иметь хорошую наблюдательность и развитое мышление, нужно уметь анализировать, запоминать, концентрироваться на поставленной задаче.

Даже в том случае, если память, мышление, восприятие или внимание недостаточно надёжны, познавательные функции мозга можно и даже необходимо развивать.

Например, способствуют тренировке когнитивных функций мозга и дают очень хорошие результаты занятия на игровых тренажёрах онлайн.

В повседневной жизни мы понемногу применяем как индукцию, так и дедукцию. Делая это осознанно, мы также тренируем свой мозг. Развитие мышления позволяет нам быстро и успешно решать текущие задачи, сохранять конкурентоспособность, что очень важно в современном мире.

Мы развиваем дедукцию, когда решаем задачи в точных науках, когда дотошно углубляем знания в интересующем предмете, когда расширяем кругозор, когда мыслим гибко и способны рассмотреть вопрос с разных точек зрения, когда развиваем разные аспекты внимания, когда учимся запоминать и во многих других случаях.

Применение индукции и дедукции отражено в лучших произведениях детективного жанра, ведь лишь на основе неопровержимых фактов могут сложиться все «пазлы» сложного и запутанного преступления.

Так, на помощь великому сыщику Шерлоку Холмсу, в голове которого были упорядоченно разложены все необходимые ему «инструменты», знания (к слову, виртуозно применяемые на практике), также неизменно приходили как дедукция, так и индукция. Правда, в его арсенале была ещё одна козырная карта – интуиция.

Под интуицией мы понимаем способность бессознательного понимания происходящего. Как правило, в качестве противоположного дискурсивному определяют интуитивное мышление.

Интуитивное мышление

Современная психология рассматривает интуитивные акты как часть дискурсивного или иного мышления в процессе решения творческих задач, рассматривая их как один из этапов творческого мышления (потом здесь может быть ссылка на будущую статью о творческом мышлении).

Как сказал Герберт Саймон, один из основателей когнитивной психологии, «Интуиция – это не что иное, как узнавание».

Развитие интуитивного мышления возможно, если полагать интуицию сконцентрированным бессознательным рассуждением, а не иррациональным процессом, если предположить, что она есть следствием сконцентрированного опыта.

Как помочь развитию интуитивного мышления?

•   Становиться специалистом в какой-либо области: в этом случае мгновенные прогнозы будут основываться на опыте и давать реалистичные результаты.

•   Развивать образное мышление: это хорошо помогает предсказывать поведение людей в той или иной ситуации.

•   Учиться ставить себя на место другого, чтобы почувствовать себя «в чужой шкуре».

•   Учиться расслабляться, снимать физическое напряжение, скованность, другими словами – учиться раскрепощённости.

•   Учиться в своём воображении ощущать себя в теле другого  человека.

•   Знать невербальный язык тела и уметь им пользоваться.

•   Уметь подстраиваться под человека, меняя своё поведение под собеседника с целью создания  доверия, для лучшего контакта.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

 Ana Bernardo

Источник: https://b-trainika.com/blog/diskursivnoe-myshlenie-intuitivnoe/

ovdmitjb

Add comment