Irvuz

Лидерство в современной организации

Лидерство и власть в организации: стили, руководство, кратко

Лидерство в современной организации

Успех деятельности любой организации зависит от многих факторов. Одним из них является грамотное управление.

Лидерство в организации определяет вектор развития компании, побуждает работников трудиться для достижения результата. Но представление о функциях лидера в конкретной компании определено не до конца.

Даже человек, претендующий на это звание, часто плохо понимает, что от него требуется.

Характеристика лидера

Лидер — человек, обладающий набором определенных качеств, позволяющих ему оказывать влияние на членов коллектива для достижения целей организации.

В качестве основных качеств лидера выделяют:

  • ответственность — способность доводить до конца взятые на себя обязательства, отвечать за их выполнение;
  • коммуникабельность — способность находить общий язык с руководством компании и с ее сотрудниками;
  • гибкость — способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям в организации;
  • широкий кругозор и стремление постоянно получать новые знания;
  • дружелюбность — умение выстраивать взаимоотношения со всеми членами коллективами, быть приветливым;
  • трудолюбие — желание работать при любых обстоятельствах;
  • целеустремлённость и настойчивость — умение ставить цели и достигать их;терпение — умение ждать результатов.

Лидерами в организациях становятся различными путями:

  • благодаря наличию лидерских способностей, которые имеются у человека изначально;благодаря активному развитию индивидуальных лидерских качеств;
  • из-за удачного стечения обстоятельств, позволивших проявить себя и выдвинуться вперед.

В большинстве случаев сотрудники сами выбирают из своего круга человека, подходящего на роль лидера.

Впоследствии этого человека могут назначить на руководящую должность.

Характеристика лидерства

Лидерство — это сложный процесс воздействия людей с целью достижения поставленных в организации целей. Выделяют несколько важных признаков лидерства:

  • оно призвано воздействовать на сотрудников для побуждения их к активной деятельности;
  • призвано вызвать у других сотрудников желание работать;
  • сконцентрировано на достижении общей цели, объединяющей всех членов коллектива;
  • формирует последователей, которые в дальнейшем смогут стать самостоятельными лидерами;
  • стремится к самоорганизации внутри коллектива, упорядочиванию всех процессов;чутко улавливает потребности лиц, вовлечённых в зону влияния.

Типология лидерства

Существуют различные модели лидерства в организациях. Разделение проводится по нескольким критериям.

В зависимости от используемых механизмов влияния выделяют:

  • формальное лидерство — лидерами становятся по назначению, это понятие тождественно с официальным руководством, в его руках реальная власть, которую он осуществляет в рамках имеющихся у него полномочий, воздействие на коллектив производится через дисциплинарные меры;
  • неформальное лидерство — влияние на людей оказывается не через административные ресурсы, а благодаря личностным особенностям лидера.

По стилю поведения выделяют:

  • авторитарное — все управление в организации сосредотачивается в руках одного человека, который ожидает беспрекословного подчинения и выполнения своих распоряжений, инициатива других членов коллектива не поощряется;
  • демократическое — предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми членами коллектива, развиты коммуникативные связи внутри коллектива, ключевые решения принимаются сообща;
  • либеральное — лидер передает большую часть полномочий своим последователям, часто устраняясь от решения поставленных задач, возлагая их на членов коллектива.

В зависимости от особенностей личности лидера:

  • харизматическое — у лидера есть способности, которые он использует для организации работы коллектива;
  • ситуационное, при котором лидер умеет легко приспосабливаться к постоянным изменениям в организации, может заняться реформированием, не боится новаторских идей;
  • атрибутивное, предполагающее выстраивание детальных причинно-следственных связей, их анализ, аналитический склад ума, склонность к кропотливой и монотонной работе.

В зависимости от направленности лидерство подразделяют:

  • направленное на людей, при котором превыше всего ставится благополучие сотрудников, их удовлетворённость работой, много внимания уделяется психологическому климату в коллективе;
  • направленное на интересы организации, когда все силы и средства направлены на достижение поставленных целей.

Роль лидерства в организации

Роль лидерства трудно переоценить, без него организация обречена в лучшем случае на стагнацию, в худшем случае — на прекращение своего существования. Лидерство координирует все процессы, происходящие внутри, направляет их в наиболее благоприятное для всех русло. Оно часто эффективнее воздействует на работников, чем четко организованная вертикаль власти в компании.

Лидер полноценно участвует в функционировании организации, ставя цели, формулируя задачи, находя пути их решения.

Иногда со стороны лидерства истинные потребности организации видятся в ином ракурсе, что позволяет удовлетворить их быстрее.

Объединяет управленцев и подчиненных, побуждая сосредотачивать усилия для решения единых задач. Не исключено, что обеим сторонам будет сложно, лидерское влияние должно сгладить все шероховатости, найти компромиссы, помочь избежать конфликтов или найти верные пути выхода из конфликтных ситуаций.

Активно участвует в подборе персонала. От этого зависит успех и продвижение организации, поэтому неформальная оценка потенциального работника приносит пользу всем сторонам рабочего процесса.

Лидерство неотъемлемо связано с корпоративной культурой. Оно формирует и развивает ее, создает и поддерживает корпоративные ценности в коллективе.

Лидерские роли не всегда четко регламентированы, они могут выражаться в спонтанно организованных мерах поддержки, позитивном влиянии, вдохновении на новые свершения, разрядке рабочей обстановки. Настроение сотрудников является одной из основных сил, позволяющих им справляться с трудностями, идти к намеченной цели.

Лидерство, власть, управление

Лидерство, власть и управление близкие, но не тождественные понятия. Власть ассоциируется с руководством, она всегда направлена сверху вниз. Лидерство может идти снизу и охватывает все слои организации. Оно может сливаться с властью, обладать ее чертами, частично использовать ее методы, но внешнюю силу старается никогда не применять.

Менеджмент — это система управления, реализующая задачи, поставленные руководством организации.

Менеджеры действуют согласно составленным планам и графикам. Задачи менеджера: выполнить предписания, достигнуть определенных показателей. Они действуют в силу необходимости, а не в силу собственных пожеланий. Менеджмент использует действенные рычаги воздействия на сотрудников, он осуществляет контроль над всеми процессами.

Управление лидерством в организации

Управление лидерством организации включает в себя несколько важных элементов:

  1. Действия, направленные на выявление лидеров в организации. Необходимо найти тех, кто уже обладает достаточным набором знаний и умений или потенциально готов развивать их в себе.
  2. Налаживание взаимодействия с сотрудниками для того, чтобы узнать их потребности, пожелания, дать мотивацию.
  3. Создание условий для углубления и развития лидерских качеств.
  4. Обеспечить возможности получения дополнительного образования, углубления знаний.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/liderstvo-v-organizacii.html

Курсовая работа: Лидер и лидерство на современном предприятии

Лидерство в современной организации

Тема: Лидер и лидерство на современном предприятии

Раздел: Бесплатные рефераты по основам менеджмента

Тип: Курсовая работа | Размер: 35.68K | Скачано: 48 | Добавлен 22.09.11 в 18:55 | : +1 | Еще Курсовые работы

Вуз: Стерлитамакская государственная педагогическая академия

Год и город: Стерлитамак 2009

Введение 3

1. Сущность и основные теории лидерства 5

2. Влияние лидерских качеств на стиль руководства организации 9

3. Современные модели лидерства в организации 19

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова, будь–то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое.

Лидерство является неизбежным компонентом любого общества и существует во многих областях деятельности человека. Кроме того, лидерство востребовано сейчас не случайно, оно прежде всего, является потребностью современной экономики.

Еще относительно недавно лидеры были необходимы лишь на верхнем уровне управления. Вследствие этого потребность в лидерах была ограничена, и можно было рассчитывать на людей, имеющих естественную склонность к лидерству или опираться на лидерские таланты. В настоящее время все организационные решения не могут приниматься только на верхних уровнях управления.

Несколько десятилетий назад можно было обходиться малым числом лидеров или даже одним – единственным лидером. Лидер при этом принимал все ключевые решения, необходимые для функционирования организации.

Однако уже тогда проявлялись трудности, связанные с качеством этих решений.

Действительно, для принятия решения квалифицированный лидер должен располагать информацией, значительная часть которой поступает к нему с низшего уровня управления.

В настоящее время требуется много лидеров, и рассчитывать только на природные таланты нельзя. Поэтому возникает необходимость в подготовке лидеров, в целенаправленном развитии лидерского потенциала личности, освоения менеджерами–практиками различных стилей лидерства и т.д. Ни одна из этих проблем не может быть решена без масштабного изучения феномена лидерства и его различных аспектов.

Интерес к теме лидерства постоянно растет, и происходит это по двум причинам: первая связана с растущей потребностью компании в лидерах, а вторая проистекает из почти магического влияния слов лидер и лидерство на сознание большинства людей.

Современные исследователи лидерства сильно преуспели в глубоком понимании вопроса. В настоящее время имеется большое количества теорий лидерства, которые часто противоречат друг другу.

Лидерство в менеджменте  предполагает более узкий подход, поскольку рассматриваются роли и черты лидера бизнес–структуры, который нашел свое отражение в концепции лидерских качеств.

Уже первые научные исследования в области организационно–управленческой деятельности, приведшие к появлению теории менеджмента, выделили проблему лидерства.

Идеальный руководитель должен быть эффективным менеджером, то есть обладать навыками и приемами лидерства.

Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники в первую очередь оценивают деловые качества менеджера по его способности быть лидером.  Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия лидера и лидерства на современном предприятии.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность и основные теории лидерства.
  2. Рассмотреть влияние лидерских качеств на стиль руководства организации.
  3. Выявить современные модели лидерства в организации.

Список использованной литературы

  1. Адаир Дж. Эффективное лидерство. – М.: Изд–во Эксмо, 2003. – 318с.
  2. Бордунос К. Авторитет уже подразумевает лидерство // Управление персоналом. – 2008. –№1(179).–С.24–25.
  3. Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2006. – С.519.
  4. Воробьев А., Сигневич С., Чуркин А. Законы лидерства // Управление персоналом. – 2008.–№12(166).–С. 17–21.
  5. Довжиков М. Быть лидером –это экстрим //Управление персоналом. 2008. –№10 (189). С. 90–93.
  6. Зиновьев В.Н.. Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 480 с.
  7. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 214 с.
  8. Мясоедов СП. Лидерству и успеху можно научить // Управление персоналом. – 2007. –№11(165).–С.9–19.
  9. Нефедов О.В., Сутормина И. Техника трех сосудов в лидерстве и коучинге // Управление персоналом. – 2006. – №9(139). – С. 26–29.
  10. Организационное поведение: учебник для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2006. – 432с.
  11. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури / Под ред. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 2006. – 720с.
  12. Раздорожный А.А.Управление организацией(предприятием). – М:Издательство «Экзамен», 2006. – 637с.
  13. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. – 2–е изд.. перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2006.–281с.
  14. Теория системного менеджмента: Учебник / Под ред. П.В. Журавлева. Р.С. Седегова, В.Г. Яичевского. – М.: «Экзамен», 2006. – 512с.
  15. Тихомиров Л., Спэнглер У. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно–трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента. – 2005. – №2. – С.71–98.
  16. Основы теории управления / Под ред. Парахиной В.Н., Унивицкого Л.И. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С.480.
  17. Филонович С. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении // Российский журнал менеджмента. – 2007. – №4. – С.91–100.
  18. Чанько А. Управленческая команда источник динамических способностей фирмы // Российский журнал менеджмента. – 2008. – №1. – С. 3–24.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+1

Размер: 35.68K

Скачано: 48

Скачать бесплатно

Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

Источник: https://studrb.ru/works/entry10421

Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теория и практика: обзор литературы по лидерству

Лидерство в современной организации

Александр Туник – аспирант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, менеджер по продажам компании «Маринетек Раша» (Санкт-Петербург)

Источник: Персонал-Микс

Есть организации, в которых вроде бы все сделано правильно, но чего-то все-таки не хватает. В них нет души, нет того, что позволяет вдохнуть в административную систему жизнь. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды.

Они обречены на подобное серое существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой застывшей системе, и тогда вернется надежда.

Такой человек называется лидером, а роль, в рамках которой он действует, — лидерством.

Лидерство — это не руководство, хотя лидер и может быть руководителем. Лидерство — это не менеджмент, а харизматическое руководство.

Сейчас можно говорить о смене вех: вместо уже привычного TQM (Total Quality Management) специалисты начинают говорить о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership): всеобщего лидерства на основе качества. Именно качество — ключ к конкурентоспособности.

О чем говорят теории лидерства?

На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства.

Каждая из них подвергается критике, но результаты так или иначе используются на практике. Вот некоторые общие выводы, которые делают исследователи: — нет стандартного набора качеств, который должен быть присущ лидерам. В разных ситуациях эффективные лидеры проявляют различные личностные качества; — следуя пионерским работам К.

Левина, можно выделить три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и попустительский — и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными («ориентация на человека») или на результат («ориентация на результат/задачу»).

Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход); — вектор ориентации также может менять направление в зависимости от ситуации в группе: в полярных ситуациях — благоприятных или неблагоприятных для группы — лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.

Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в спокойных ситуациях.

Однако многие авторы отдают предпочтение ориентации на человека; — руководителей можно обучать методам эффективного лидерства; — лидеры должны постоянно совершенствоваться, а также развивать подчиненных, уметь использовать свои сильные стороны так же хорошо, как восполнять пробелы в знаниях. Лидер должен пользоваться доверием окружающих, руководствоваться личными фундаментальными ценностями, органично сочетая эмоции, интеллект и деловые качества;

— лидер должен уметь создавать внутренние и внешние сети влияния, причем часто на неформальной основе.

Такие формы сетевых взаимоотношений предполагают различные союзы и партнерские отношения как внутри одной сферы деятельности, так и между отраслями, в итоге они могут приводить к формальному слиянию и объединению.

Лидер должен определять и формулировать скрытый, неосязаемый потенциал организации — такой, как потенциал знания, человеческий капитал.

Место лидерства в организации

Определим сферу приложения лидерских качеств в организации. Отправной точкой нам могут послужить три концепции лидерства: в системе качества (СК), в психологии и в менеджменте.

В декларации TQM (1998), представленной Группой исследования качества[1], лидерство помещено в раздел компонентов TQM, а именно в подраздел «Сущность системы менеджмента».

У. Эдвардс Деминг определяет лидерство «как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом». Из теории известно, что лидерство — неотъемлемый компонент работы команд и групп. М. Мескон и соавторы также относят лидерство к внутренним факторам организации, а точнее, к подсистеме «люди»[2].

Японские специалисты по управлению полагают, что наиболее значимое лидерство— это лидерство в высшем руководстве. Ведь как бы ни было развито лидерство на местах, если глава компании предпочтет здоровому риску и действию диван и газету, сколько бы подчиненные ни старались, они вряд ли смогут продвинуться вперед.

Таким образом, лидерство — это многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели.

Лидер — кто он?

В целом в различных источниках лидер определяется как человек, который мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия, ценит в людях различия, развивает командный подход к работе, чувство партнерства, приветствует перемены, демонстрирует знание технологий, поощряет конструктивный вызов, обеспечивает удовлетворение клиентов, достигает успехов в соревновании с конкурентами, демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции, проявляет готовность к совместному руководству, действует в соответствии с провозглашенными ценностями, однако может менять эти ценности, если того требует ситуация.

Лидерство и власть

Власть — это не всегда лидерство. Зато обратное, видимо, верно всегда: лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства от простой административной власти состоит в том, что это власть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идеология.

Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Чтобы избежать сопротивления, управленец должен быть сильным. Великий индийский мыслитель С. Вивекананда говорил: «Слабость порождает саму идею сопротивления».

Руководитель-лидер не может быть слабым по определению.

Когда нужен лидер?

Руководитель обязан быть сильным, как и лидер, но всегда ли руководитель должен быть лидером? Большинство современных авторов дают на это утвердительный ответ. В любой организации все процессы начинают протекать активнее, когда у руля появляется лидер. У.

Эдвардс Деминг писал, что лидерство — это пусковой механизм работы системы качества, и без него она — скорее фикция, чем реальность. «Лидерство требуется для всех компонентов системы», — отмечал Деминг в предисловии к книге Г.Р. Нива «Пространство доктора Деминга»[3].

И, прежде всего, важна лидирующая роль высшего руководства, без которой конструктивные преобразования практически невозможны. Одним из основных положений теории инновационного менеджмента является утверждение о том, что лидерство является ключевым элементом инновационного процесса и развития культуры в организации.

Лидерство — это ключ, который открывает путь к успеху в бизнесе. Джуран[4] акцентирует внимание на том, что лидерство высшего менеджмента — это один из восьми уроков, которые усваивают успешные компании. Аналогичные взгляды выражает и Т. Конти[5].

Да и в новой версии международных стандартов ISO 9000 лидерство названо одним из восьми основополагающих принципов, положенных в основу стандартов (Draft International Standard ISO/DIS 9000:2000 (E)).

Эджмен говорит, что новая, нацеленная на качество организация зависит от лидерства, которое создает внутренние условия успеха[6].

Несомненно, окончательный успех корпорации будет зависеть от способности всех ее сотрудников творчески работать вместе для достижения общей цели. Но здесь опять не обойтись без лидерства, которое питает, поддерживает нужные умения и требуемое отношение.

По мнению Мелиссы Хорнер, сегодня лидерство — это не больше, чем определение высоты, на которую надо подпрыгнуть[7].

То, что менеджер, управляющий поведением других людей, должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из современных исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения.

Все передовые модели ведения бизнеса можно узнать по ведущей роли в них лидерства. Это модели таких светил, как У. Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран, Питер Друкер[8], Тито Конти и др.

Лидерство в этом случае относится, как правило, к высшему руководству и в меньшей степени к менеджменту на местах.

Но и это видение вопроса начинает изменяться. На конференции по управлению качеством в Будапеште проф. Кондо[9] отметил:

«Важность лидерства нельзя проигнорировать высшим менеджерам и менеджерам среднего звена».

А Питер Сенге в одном из последних интервью отметил, что компаниям нужны три типа лидеров: лидер — руководитель компании или организации, лидеры-менеджеры, которые проводят политику компании на местах, и лидеры-активисты, среди рядовых сотрудников организации, которые постоянно поддерживают «огонь в костре» и не дают ему угаснуть, пока менеджеров нет рядом. Таким образом, можно воодушевить всю компанию сверху вниз и получить именно ту обратную связь, которая позволит непрерывно улучшать процесс день за днем[10].

Итак, лидерство — это неотъемлемый элемент современной системы управления, и более того, лидерство — «пусковой механизм» этой системы, это то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить.

Лидерство — компонент не только неотъемлемый, но и незаменимый. Ведь его отсутствие повлечет за собой значительные финансовые потери и потери конкурентоспособности. Есть мнение, что лидерство можно заменить четкой системой контроля, наказаний и поощрений.

Что из этого получится? Нет лидерства — жестче контроль (контролировать приходится, по крайней мере, чаще), больше времени уходит на постановку задачи, хуже климат в коллективе — происходит потеря ресурсов: временн ы х и человеческих.

Нужны средства, чтобы нанять лишнего контролера или организовать службу контроля; текучесть кадров, порожденная плохим климатом в коллективе, также отражается на финансовом состоянии организации. Все вместе сказывается на эффективности компании, естественно, не в лучшую сторону.

Из этого можно сделать вывод, что лидерство служит ключом к «хорошей организации и конкурентоспособности в глобальном масштабе»[11].

Как стать лидером?

Как люди становятся лидерами? С опытом, с возрастом, с образованием или от рождения?

Антонио Менегетти, известный ученый и основатель онтопсихологии, автор книги «Психология лидера», убежден, что лидер от рождения получает определенные задатки, но это не означает, что этот человек лидером станет.

Чтобы стать лидером, надо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опыта и профессионализма.

Менегетти выделяет следующие факторы, создающие настоящего лидера из человека с определенными задатками:

Первое — это культура и образование.

Второе — это способность преодолевать стереотипы. Для этого нужна внутренняя зрелость. Лидер должен уметь подниматься над традиционными ценностями.

Третье — это знание своего скрытого потенциала.

Получается, что истинное лидерство — это работа, работа и еще раз работа. Прежде всего работа над собой. А врожденные задатки лидера — это тот внутренний потенциал, который надо подчинить себе и направить в нужное русло, иначе дальше лидера дворовой команды по футболу прирожденный лидер не пойдет.

П. Сенге в своей книге «Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации» на вопрос «Как создаются лидеры?» отвечает: «Таких людей вообще нельзя создать, ибо они создают себя сами».

В заключение отметим, что ценности лидера входят в компанию, в ее культуру и остаются там даже после ухода лидера.

Этот вывод прежде всего говорит о социальной ответственности, которую лидер берет на себя, осознает он это или нет.

Он реально влияет на жизнь многих десятков, сотен или даже тысяч человек тем, что все они живут в системе, которая создана им, в системе, которая обретает и имеет смысл только благодаря ему.

Литература:

  1. Izuka . Quality management in Japanese industry // General view. Private communication of Prof. H. Tsubaki from Tokyo, Japan. 1999.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1998.
  3. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. Книга 1/ Пер. с англ. Тольятти: Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998.
  4. Juran J.M. Juran on leadership for quality. An executive handbook. New York: Free Press. 1989.
  5. Конти Т. Самооценка в организациях / Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
  6. Edgeman Rick L. Principle — centered leadership and core value development // The TQM Magazine. Vol.10, Nо 3, 1998.
  7. Horner Melissa. Leadership theory: past, present and future // Team Professional Management, Vol. 3, Nо 4.
  8. Друкер П. Эффективное управление / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  9. Kondo Yoshio. Participation and Leadership. Proceedings 44th EOQ Congress, Vol. 2. Budapest, 2000.
  10. Сенге П. Как научиться изменяться. Интервью с Аланом Вебером // Искусство управления, март 2000.
  11. Эллиот Жак. Лидерство в менеджменте: ключ к хорошей организации // Хрестоматия Управление Обучением. The Open University. МИМ «ЛИНК», 1994.

Источник: https://hr-portal.ru/article/liderstvo-i-lidery-v-organizacii-o-chem-govoryat-teoriya-i-praktika-obzor-literatury-po

ovdmitjb

Add comment