Irvuz

Личностные факторы мышления

Основные типы мышления человека

Личностные факторы мышления

Типы мышления являются общими для всех людей, хотя каждый человек обладает рядом определенных познавательных способностей. Другими словами, каждый человек может принимать и развивать различные процессы мышления.

Мышление не является врожденным, а скорее развивается. Несмотря на то, что все личностные и когнитивные характеристики людей мотивируют предпочтение одному или нескольким типам мышления, некоторые люди могут развивать в себе и практиковать любой тип мышления.

Хотя традиционно мысль интерпретируется как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным. То есть, нет единого способа осуществления процессов мышления и рассуждений.

Фактически, было определено много определенных способов мышления. По этой причине сегодня идея состоит в том, что люди могут представить разные способы мышления.

Типы мышления человека

Следует отметить, что каждый тип мышления человека более эффективен в выполнении конкретных задач. Определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления.

Поэтому важно знать и учиться развивать разные типы мышления. Этот факт позволяет максимально использовать когнитивные способности человека и развить разные способности для решения различных задач.

Дедуктивное мышление

Дедуктивное мышление

Дедуктивное мышление — это тот тип мышления, который позволяет сделать вывод, заключение из ряда предпосылок. То есть, это психический процесс, который начинается с «общего», чтобы достичь «конкретного».

Этот тип мышления фокусируется на причине и происхождении вещей. Он требует детального анализа аспектов проблемы, чтобы иметь возможность вести выводы и возможные решения.

Это метод рассуждений, который очень часто используется в повседневной жизни. Люди анализируют элементы и повседневные ситуации, чтобы делать выводы.

Помимо повседневной работы, дедуктивное мышление имеет жизненно важное значение для разработки научных процессов. Это основано на дедуктивном мышлении: он анализирует связанные факторы, чтобы развить гипотезы и сделать вывод.

Критическое мышление

Критическое мышление

Критическое мышление — это умственный процесс, основанный на анализе, понимании и оценке того, как организовано знание, которое претендует на представление вещей.

Критическое мышление использует знания, чтобы добраться до эффективного вывода, более разумного и оправданного.

Поэтому критическое мышление аналитически оценивает идеи, чтобы привести их к конкретным выводам. Эти выводы основаны на нравственности, ценностях и личных принципах личности.

Таким образом, благодаря такому виду мышления когнитивная способность сочетается с личностными чертами личности. Поэтому он определяет не только способ мышления, но и способ бытия.

Принятие критического мышления напрямую влияет на функциональность человека, поскольку оно делает его более интуитивным и аналитическим, позволяя ему принимать хорошие и мудрые решения, основанные на конкретных реалиях.

Индуктивное мышление

Индуктивное мышление

Индуктивное мышление определяет способ мышления, который противоположен дедуктивному. Таким образом, этот способ мышления характеризуется поиском объяснений об общем.

Получение заключений в крупном масштабе. Оно ищет отдаленные ситуации, чтобы превратить их в похожие и, таким образом, обобщает ситуации, но не прибегая к анализу.

Поэтому цель индуктивного мышления состоит в изучении тестов, которые позволяют измерить вероятность аргументов, а также правила построения сильных индуктивных аргументов.

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление-это разбивка, разделение и анализ информации. Характеризуется упорядоченным, то есть представляет собой последовательность рационального: идет от общего к частному.

Оно всегда специализируется на поиске ответа, поэтому в поиске аргументов.

Следственное мышление

Следственное мышление

Следственное мышление сосредоточено на исследовании вещей. Делает это тщательным, заинтересованным и настойчивым образом.

Оно состоит из смеси творчества и анализа. То есть, часть оценки и исследования элементов. Но его цель не заканчивается самой экзаминацией, а требует формулирования новых вопросов и гипотез в соответствии с исследованными аспектами.

Как следует из его названия, этот тип мышления является основным для исследований и разработок и эволюции видов.

Систематическое мышление

Систематическое мышление

Системное или систематическое мышление — это тот тип рассуждений, который возникает в системе, образованной различными подсистемами или взаимосвязанными факторами.

Оно состоит из высоко структурированного типа мышления, целью которого является понимание более полного и менее простого представления о вещах.

Попытайтесь понять функционирование вещей и решить проблемы, которые порождают их свойства. Это подразумевает разработку сложного мышления, которое до сих пор применялось к трем основным направлениям: физике, антропологии и социополитике.

Творческое мышление

Творческое мышление

Творческое мышление включает в себя когнитивные процессы, которые создают способность к созданию. Этот факт мотивирует разработку элементов новыми или отличными от остальных через мысль.

Таким образом, творческое мышление может быть определено как приобретение знаний, характеризующихся оригинальностью, гибкостью, пластичностью и текучестью.

Сегодня это одна из самых ценных когнитивных стратегий, поскольку она позволяет формулировать, строить и решать проблемы по-новому.

Разработка такого типа мышления непростая, поэтому существуют определенные методы, которые позволяют достичь этого.

Синтетическое мышление

Синтетическое мышление

Синтетическое мышление характеризуется анализом различных элементов, которые составляют вещи. Его основная цель — уменьшить идеи по определенной теме.

Оно состоит из типа жизненно важных аргументов в пользу обучения и личного изучения. Мысль о синтезе позволяет более напомнить элементы, поскольку они подвергаются сводному процессу.

Это личный процесс, в котором каждый человек формирует значительное целое из тех частей, которые представляет субъект. Таким образом, человек может помнить несколько особенностей концепции, охватывая их в более общем и представительном понятии.

Вопросительное мышление

Вопросительное мышление

Вопросительное мышление основано на вопросах и вопросе о важных аспектах.

Таким образом, вопросительное мышление определяет способ мышления, который возникает из-за использования вопросов. В этом рассуждении всегда есть причина, потому что именно этот элемент позволяет развивать собственное мышление и получать информацию.

Посредством поднятых вопросов получены данные, позволяющие выработать окончательный вывод. Этот тип мышления в основном используется для решения вопросов, в которых наиболее важным элементом является информация полученая через третьих лиц.

Разнообразное (Дивергентное) мышление

Разнообразное мышление, также известное как латеральное мышление, представляет собой тип рассуждений, который обсуждает, сомневается и последовательно ищет альтернативы.

Это процесс мышления, который позволяет генерировать творческие идеи посредством исследования множества решений. Он представляет собой антитезу логического мышления и имеет тенденцию проявляться спонтанно и плавно.

Как следует из названия, его основная цель основана на расхождении с ранее установленными решениями или элементами. Таким образом, оно настраивает тип мышления, тесно связанного с творческим.

Оно состоит из типа мышления, которое не кажется естественным в людях. Люди склонны ассоциировать и связывать подобные элементы друг с другом. С другой стороны, разнообразное мышление пытается найти разные решения для тех, которые выполняются в обычном режиме.

Конвергентное мышление

С другой стороны, конвергентное мышление — это тип рассуждений, противоположных разному мышлению.

Фактически, дивергентное мышление управляется нейронными процессами в правом полушарии мозга, конвергентное мышление будет определяться процессами в левом полушарии.

Оно характеризуется функционированием через ассоциации и отношения между элементами. У него нет возможности вообразить, искать или исследовать альтернативные мысли и обычно приводит к созданию единой идеи.

Интеллектуальное мышление

Этот тип рассуждений, недавнего появления и придуманный Майклом Гелбом, делает ссылку на комбинацию между расходящейся и сходящейся мыслью.

Таким образом, интеллектуальное мышление, который включает в себя аспекты деталей и оценщиков конвергентного мышления и связывает их с альтернативными и новыми процессами, связанными с расходящимся мышлением.

Развитие этого рассуждения позволяет связать творчество с анализом, постулируя как мысль с высокой способностью к достижению эффективных решений в нескольких областях.

Концептуальное мышление

Концептуальное мышление предполагает развитие рефлексии и самооценку проблем. Оно тесно связан с творческим мышлением, и его главная цель — найти конкретные решения.

Однако, в отличие от разного мышления, этот тип рассуждений фокусируется на обзоре ранее существующих ассоциаций.
Концептуальное мышление подразумевает абстрагирование и отражение, и оно очень важно в разных научных, академических, повседневных и профессиональных сферах.

Оно также характеризуется развитием четырех основных интеллектуальных операций:

Субординация: состоит из связывания конкретных понятий с более широкими понятиями, в которые они включены.

Координация: она состоит в том, чтобы связывать конкретные концепции, включенные в более широкие и более обобщенные понятия.

Инфраординация: имеет дело с определенной взаимосвязью двух понятий и направлена ​​на определение специфических особенностей понятий, отношений с другими.

Исключение: оно состоит из обнаружения элементов, которые характеризуются тем, что они отличаются или не равны другим элементам.

Метафорическое мышление

Метафорическое мышление основано на установлении новых связей. Это очень творческий тип рассуждений, но он не фокусируется на создании или получении новых элементов, а на новых отношениях между существующими элементами.

С помощью такого типа мышления можно создавать истории, развивать воображение и генерировать через эти элементы новые связи между хорошо дифференцированными аспектами, которые разделяют некоторые аспекты.

Традиционное мышление

Традиционное мышление характеризуется использованием логических процессов. Оно фокусируется на решении и фокусируется на поиске похожих реальных ситуаций для поиска элементов, которые могут быть полезны для разрешения.

Обычно оно разрабатывается с помощью жестких и заранее разработанных схем. Это одна из основ вертикального мышления, в которой логика приобретает однонаправленную роль и развивает линейный и последовательный путь.

Это один из наиболее часто используемых типов мышления в повседневной жизни. Оно непригодно для творческих или оригинальных элементов, но оно очень полезно для решения повседневных ситуаций и относительно простое.

Источник: Территория знаний

Жмите кнопку «» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Источник: https://tagweb.ru/2017/10/27/tipy-myshlenija/

Мышление и условия формирования личности (стр. 1 из 2)

Личностные факторы мышления

Реферат

“Мышление и условия формирования личности”

Сущность и условия формирования личности

Личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества.

На протяжении многих веков и до настоящего времени личность человека была и остается объектом изучения многих наук: философии, экономической теории, социологии, истории, психологии, педагогики, медицины, правовых наук и т.д. Пристальное внимание к личности человека проявляют писатели и поэты, художники и музыканты. Юристы интересуются условиями развития и формами проявления личности преступников.

Личность, кроме того, является предметом изучения, экспериментов и спекуляций разного рода религиозных сект, экстрасенсов, магов и просто шарлатанов от науки и религии.

В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными.

Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия.

В менеджменте разработаны концепции “управленческой революции”, “человеческого капитала”, “человеческих отношений” и другие бихевиористские концепции.

Личность человека формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения. Это, прежде всего семья как основа нормального роста и развития человека.

Детские дошкольные учреждения, школа, средние и высшие учебные заведения, трудовые коллективы формируют в человеке профессиональные и личные качества, но, как свидетельствует практика, при одних и тех же приблизительно равных условиях люди могут резко отличаться друг от друга.

Однозначного ответа на вопрос о том, какие необходимы условия для формирования личности в приемлемом для общества отношении, пока еще нет. Учение И.П.

Павлова о высшей нервной деятельности, труды итальянского профессора Чезаре Ломброзо и других психологов, ряд современных исследований в этой области еще не ответили на этот вопрос.

Одни ученые утверждают, что это генетические, природные данные самого человека, его физиологические свойства; другие – физические, внешние данные, например, строение черепа; третьи – семейные условия и т.д. В то же время остается неясным, как и почему в благополучной семье может вырасти преступная личность, а в ненормальной с общественной точки зрения семье развивается вполне нормальная человеческая личность.

Проповедники православного учения указывают, что религиозную веру у человека формируют определенные постулаты, которым должен следовать человек. В основе этих постулатов лежит коллективизм. Только в семье, в церковной общине, в коллективном труде может сформироваться нормальная личность.

Ее сущность тогда будет проявляться в служении Богу, семье, ближним и обществу. Для религиозного человека заповеди Христа являются фундаментом для определения своих поступков в жизни. Как известно, многие эти положения были заимствованы коммунистической идеологией.

Под другим углом зрения смотрят буржуазные идеологи и западная церковь на условия формирования личности (см. энциклики римских пап). Их учения основываются на индивидуализме во всех формах его проявления. Такой подход не произволен.

Он продиктован самой сущностью экономических и других отношений западного мира, нормами морали и нравственности, которые в свою очередь определяются условиями жестокой конкуренции и борьбой за выживание.

Но в “чистом” виде индивидуализма и коллективизма как условий формирования личности быть не может. Человек – существо общественное, в нем есть и те и другие качества. Само общество создает тот фон, на котором развивается и формируется личность.

Социально-экономические отношения и внешняя среда являются существенными факторами, в которых формируются не только отдельная личность, но и ее окружение. Социально-экономические отношения создаются людьми, в то же время они объективны.

Человек застает их готовыми, уже сформировавшимися.

Постепенно, по мере участия в процессе труда, человек все более активно совершенствует условия своего существования, работает, творит, создает материальные и духовные блага и услуги.

Личность его при этом не останавливается в развитии.

Она подвержена влиянию извне, меняется, совершенствуется, но в отдельных случаях и при неблагоприятной обстановке деградирует, может даже приобрести негативные черты и свойства, в конце концов разрушается.

Уровень развития личности характеризуют такие качества, как интеллектуальное развитие, сила воли, духовное богатство, морально-нравственная чистота и физическое совершенство.

При первом знакомстве с человеком мы по его внешности, одежде, походке, культуре речи и другим внешним проявлениям можем составить себе некоторое представление о том, какой человек перед нами.

Для более глубокого познания сущности личности необходимо длительное время, иногда годы, что связано с проявлением внутренних свойств и качеств человека.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

свойства человека, приобретенные им от природы и генетически наследуемые, развиваются впоследствии под воздействием внутренних и внешних условий его жизни;

сама сущность личности предстает перед нами как совокупность мыслительных, профессиональных, духовных, физиологических и иных качеств человека в процессе его жизнедеятельности;

для менеджеров важно знать и учитывать все стороны проявления личности человека и в особенности те, которые оказывают влияние на деятельность организации в целом.

Личность – это всегда продукт исторически данного общественного и политического строя. Так, например, период развития нашего общества в до перестроечное время характеризовался относительной стабильностью и определенной уверенностью людей в своем будущем. Это отчасти и формировало сознание советских людей. До начала 90-х гг. преступность в стране была значительно ниже.

За десятилетие непоследовательных рыночных реформ и изменений в общественных отношениях, вызвавших неуверенность в завтрашнем дне, непредсказуемость и нестабильность экономического развития и материального положения людей, заметно возросло количество личностей с криминальным уклоном. Сегодня по уровню преступности Россия шагнула далеко вперед и занимает пятое место в мире.

Разрыв между отдельными слоями нашего общества ведет к росту антагонизма в отношениях между ними, к возникновению крайних политических группировок и течений, проповедующих насилие, межнациональную рознь и т.д.

Все это формирует негативную личность и, несомненно, сказывается на всех людях, как рядовых исполнителях, так и руководителях. Все работники одинаково подвержены воздействию социально-экономических факторов и условий, сложившихся в обществе.

Для нормального развития человеческой личности общество должно быть стабильным.

Мышление и способности личности

Созидательный процесс строительства нового общества возможен лишь при условии плодотворной деятельности многих людей. Объединение людей в организации умножает их усилия, способствует порождению новых идей и коллективных решений, помогает воплотить их на практике.

Мышление представляет собой высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Мышление есть процесс отражения объективного мира в понятиях, представлениях, суждениях, идеях, умозаключениях и теориях. Иную трактовку мышления дают идеалисты.

Мышление, с их точки зрения, – это характеристика человеческого сознания, связанного с образованием в понятиях человека абстрактных объектов, не существующих в опыте и действительности. Эти идеализированные объекты становятся предметом и средством их научного анализа, на основе чего строятся теории их реального существования (см.

подробнее учения экзистенциализма, неопозитивизма, неотомизма и др.).

Мышление личности, если рассматривать с позиции практического менеджмента, возникает в процессе производительной деятельности людей. Оно не может быть объяснено лишь деятельностью физиологического свойства мозга.

Мышление связано с процессом труда человека, его развитием и способностью познания и отражения объективных производственных процессов и всего окружающего. (См. учение И.П.

Павлова о высшей нервной деятельности)

И.П. Павлов установил, что в основе психической деятельности человека, его мышления лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга и отражающие объективную реальность. Мышление человека связано с его речью и как результат фиксируется в языке, на котором он разговаривает и мыслит.

Путем мышления человек может выдвигать идеи, гипотезы, теории и находить практические направления их реализации. Результатом мышления всегда является мысль. Например, мысль менеджера о том, как обеспечить рост производительности труда или как разрешить конфликт, возникший между работниками, находит свое логическое завершение в принятом решении и его реализации.

Способность мыслить позволяет человеческой личности делать умозаключения, логическое обоснование действий и поступков, а также необходимые выводы из случившегося и строить систему доказательств.

Научная мысль обогатила человечество открытиями и изобретениями в области моделирования различных кибернетических систем и устройств, представляющих некое механическое подобие человеческого мозга.

Например, кибернетические системы в технике – это автоматические устройства и комплексы для получения, переработки, передачи и хранения информации; автоматические регуляторы; счетно-решающие устройства; системы искусственного интеллекта; устройства управления производственным процессом, подачей и отключением электроэнергии; системы слежения за объектами, передвигающимися в воздухе и космосе; системы, исследующие и выдающие информацию о физическом состоянии самого человека и его мозга.

Источник: https://mirznanii.com/a/161445/myshlenie-i-usloviya-formirovaniya-lichnosti

Личностная организация мышления: результаты исследований (О.И. Мотков) – Психологос

Личностные факторы мышления

Проблема. О необходимости целостного рассмотрения процессов мышления в их взаимосвязи с личностными особенностями писал Л.С.

Выготский​: “Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную стороны”(Выготский Л.С., 1956 – с. 54).

Какие уровни личности и каким образом участвуют в процессах мышления? Какие компоненты личности в первую очередь отвечают за нахождение оптимальных путей решения в трудных мыслительных ситуациях? В какой мере личностные особенности человека обеспечивают успех решения субъективно лёгких и трудных умственных задач по сравнению со значением характеристик оперативного мышления (биологического, скоростного интеллекта по Г. Айзенку)? Как выделенные теоретически и в экспериментах уровни личности взаимодействуют друг с другом в ходе осуществления поставленной субъектом трудной интеллектуальной цели?

Прежде чем описывать эксперименты, проливающие свет на эти вопросы, дадим рабочие определения главных, используемых в статье, понятий.

Рабочие определения

Личность – управляющий центр психики, организующий и регулирующий поведение по реализации актуальных потребностей организма (Мотков О.И., 2007, 2014).

К ее управляющим функциям относятся: побуждение, инициация организма к определенной активности; определение общего и ситуативного направления приложения этой активности – общей цели (мотива) и конкретизирующих ее ситуативных целей и подцелей; организация, программирование поведения – создание стратегического (на большой период времени) или оперативного плана действий с учетом найденных пробных ориентиров и своих возможностей; регуляция поведения – поддержание процесса его выполнения в избранном направлении (контроль сохранения целенаправленного поведения, своего состояния), анализ и оценка приближения к конечному желаемому результату – степени ситуативной эффективности совершаемого поведения, внесение по необходимости корректирующих управляющих действий (восстановление ситуативного целеполагания, введение новых ориентиров взамен старых или в дополнение к ним, построение новых схем действий и способов действия, принятие решения о добавлении новой порции усилий и времени для продолжения поведения), прекращение поведения.

Опираясь на современные данные психогенетики, можно заключить, что Личность имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся (Бушар Т.Е. и др., 1991; Пломин Р., 1994; Loehlin J.C., Gough H.C., 1990; Lytton H., 1980).

Личность имеет также и двойственную сущность – многие ее стремления имеют и противоположный полюс (Айзенк Г.; Первин Л., Джон О., 2001; Хьелл Л., Зиглер Д., 2000; Юнг К. и др.). Эволюционная психология личности показывает, что Личность есть и у животных (Buss A.N.,1988; Buss D.M., 1991; Kenrick D.T.

et al, 1990; Buss A.N.,1988; Buss D.M., 1991; Kenrick D.T.et al, 1990).

Поведение – система внешней (двигательной) и внутренней (психической и др.) целостной активности животных и человека, направляемой актуальной потребностью и призванной удовлетворить эту потребность.

Оно возникает во всех случаях, когда работа только гомеостатических механизмов саморегуляции состояний организма не ведёт к удовлетворению актуальных потребностей.

Любое поведение имеет в своей основе жесткую наследственную метаорганизацию:

Центральным организатором и регулятором поведения являются личностные, мотивационно-эмоциональные и оперативные образования.

Мышление – познавательный процесс поиска и нахождения нового для субъекта комплекса отношений между явлениями окружающего и внутреннего мира, новых образов и представлений, неизвестной схемы действий в неопределённой, проблемной для него ситуации, который направляется проблемной актуальной мотивацией и служит осуществлению ее требований. Наши цели и мотивы приобретают проблемный характер, когда известные из прошлого опыта ориентиры и способы действий при их включении в процесс поведения не приводят к успешному результату. Вместе с мотивацией, эмоциями, познавательными и психомоторными составляющими мышление образует целостное умственное поведение живого существа. Мышление может условно рассматриваться, для целей его научного изучения, как чисто познавательный, когнитивный процесс, и тогда это исполнительный механизм, подчиняющийся запросам личности (Спиридонов Ф.В., 2006), или как целостное интеллектуальное поведение, включающее в свой состав личностные, познавательные и моторные компоненты (Васильев И.А. и др., 1980; Психология мышления. Хрест., 1982; Пушкин В.Н., Шавырина Г.В., 1972). В реальности процессы мышления всегда включены в поведение. Они универсальны и работают на любую мотивацию, которая стала проблемной. Личность с проблемной актуальной мотивацией после ряда неудачных попыток разрешения проблемы уже не обращается к прошлому опыту, а включает механизмы новой ориентировки в ситуации и аппараты сравнения, анализа и обобщения выявляемых отношений и их соотнесения с когнитивной схемой цели, желаемого результата. Она также изыскивает дополнительные внутренние энергетические и др. ресурсы для успешного осуществления поставленной себе задачи.

Процессы мышления лежат в основе процессов научного творчества, изобретательства (Психология мышления, 1965; Психология мышления. Хрест., 1981, 1982; Лук А.Н., 1976; Пушкин В.Н., 1970; Спиридонов Ф.В., 2006; Getzels J. W., Jackson P.

W., 1962). Однако в творчестве особенности личности приобретают подчас ведущее значение. Мышление есть и у животных, что говорит о наследственной заданности его основных механизмов (Зорина З.А., Полетаева И.И., 2003; Кёлер В., 1930).

Проведенный мною цикл экспериментов, тщательный анализ их результатов позволил получить начальные ответы на большинство поставленных здесь вопросов. Мышление в данном контексте рассматривается как познавательный процесс, организуемый личностными мотивационно-эмоциональными образованиями и блоком оперативной личности.

Анализ содержания и действенности ситуативных целей в процессе решения умственных задач

На первом этапе была создана стрессогенная методика на материале незнакомых испытуемым задач пространственно-комбинаторной игры «5» (упрощенной игры в «пятнашки»), позволяющей объективировать и исследовать ситуативные интеллектуальные намерения (ситуативные цели), их связь с достижением успеха при решении легких и трудных задач и с уровнем развития оперативного мышления испытуемого (Мотков О.М., 1978; Нерсесян Л.С. и др., 1971; Пушкин В.Н., 1965; Пушкин В.Н., Г. В. Шавырина, 1972; и др.). Объективная сложность задач определялась по степени деструктурированности их «условия» относительно «цели». Она на высоком уровне значимости соответствует субъективной трудности решения.

Перед испытуемым на специальном листе нарисованы две шестиклеточных двухрядных решетки, каждая из которых состоит из двух рядов квадратных полей по три поля в каждом ряду (2 х 3). Левая решетка – начальное «условие» задачи, правая – конечная «цель».

В «условии» выставляются в определённой последовательности фишки с номерами «1», «2», «3», «4» и «5». В первоначальной ситуации нижнее левое угловое поле всегда является пустым без фишки.

В решётке «цели» выставляется другая целевая последовательность из пяти фишек с теми же номерами, с пустым нижним левым угловым полем. Вот пример легчайшей тренировочной задачи игры «5»:

Основное правило игры «5» требует привести последовательность фишек «условия» к виду последовательности фишек «цели», перемещая для этого фишки «условия» только по вертикали и горизонтали (ходом ладьи) через всякий раз освобождающееся после каждого хода пустое поле.

Экспериментальная серия состояла из двух тренировочных и четырех основных заданий различной объективной сложности (в условных единицах — 1:1:1:1:3:4). Неожиданный резкий перепад по сложности создавал предпосылки для возникновения состояний психического стресса.

Объективация ситуативных целей испытуемого осуществлялась с помощью инструкции, требующей перед каждой попыткой решения сообщать, что он намеревается делать, чего хочет добиваться в первую очередь.

Разрешалось свободно манипулировать фишками и каждую приходящую на ум пробу проигрывать на поле задачи. Трудность решения повышалась требованием нахождения оптимального, кратчайшего пути перемещения фишек «условия» и показа решения.

В приведенном выше примере оптимальный четырёхходовый путь решения, который должен сообщить респондент, следующий: 4 сдвигаем вниз, 1 – влево, 2 – вверх и 4 – вправо на её место в «цели».

Выборка: 21 взрослых с высшим и неполным высшим образованием.

Фиксировалось 10 показателей по каждой попытке решения, среди них показатели содержания намерений и их действенности, динамики и результатов поисков, комментарии по ходу пробы и после нее, время и число попыток.

Индивидуальное проведение. При обработке данных на всех этапах использовался метод ранговой корреляции по Спирмену и t-критерий достоверности различий Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Когнитивной, информационной основой ситуативных целей являются отношения рассогласования и сходства между структурой элементов «условия» и структурой фишек «цели», характеристики пути решения.

Сущность общего намерения определяется стремлением испытуемого устранить все выделенные в ходе предварительного анализа ситуации рассогласования, частного намерения — стремлением к устранению лишь их части, с тем, чтобы упростить задачу и затем устранить оставшиеся различия.

В основе 79,6% намерений лежат отношения наиболее ярких различий и сходств. Оказалось, что путь перемещения фишек в 81% случаев соответствует содержанию намерений, что доказывает их управляющую, организующую и регулирующую, функцию.

Из этих фактов следует, что в структуре личности имеется особый блок – Оперативная личность, в котором с помощью механизмов Оперативного Я здесь и теперь порождаются общая и частные пробные ситуативные цели мыслительного процесса в неопределённой проблемной ситуации, происходит и смена частных целей (Мотков О.И., 2007, 2008).

Вывод о существовании в структуре личности особого оперативного уровня противоречит устоявшимся представлениям о том, что личность состоит только из устойчивых долговременных образований.

Однако, если мы обратимся к функциям, которые выполняют ситуативные цели, то увидим, что это полноценные мотивационные образования со всеми, присущими мотивации (а, следовательно, личности), функциями: они побуждают, направляют, организуют здесь и теперь и регулируют поведение. Т.е.

ситуативные намерения осуществляют те же действия, что и любая другая устойчивая личностная характеристика: потребность, черта характера и темперамента, психологическая ценность или отношение.

Поэтому можно твердо утверждать, что помимо устойчивых уровней, в структуре личности действительно существует особый блок Оперативной личности, наш внутренний диспетчер, наш оперативный субъект, который несет в себе оперативную «точку Я» (проекцию нашего интегрального Я, объединяющего наши актуальные потребности, текущие психические состояния и т.п.), постоянно связанные с ней общую цель найти решение задачи и более определённые, порождаемые в этом же блоке, ситуативные цели с конкретными ориентирами и схемами действий в данной ситуации. Этот же блок, при решении незнакомой серии задач, использует автоматически работающие процессы анализа и статистического обобщения затрат усилий и времени на решение, нарабатывает часто неосознаваемые испытуемым обобщенные самооценку и уровень притязаний в отношении данного класса задач, которые затем, видимо, перемещаются в блок относительно устойчивых образований личности. Важно отметить, что в организации и регуляции любого поведения всегда одновременно участвуют все уровни личности.

Расчеты корреляции показали, что успешность решения легких задач значимо не связана с успехом в трудных заданиях.

То есть, отсутствует связь между уровнем оперативного мышления испытуемых, определяемым по успеху в решении сравнительно легких задач, и их способностью решать неожиданно трудные задачи.

Возникает вопрос, что же в первую очередь определяет успешность решения трудных задач? Ответ на этот вопрос был получен в следующих сериях наших исследований.

Важнейшим показателем содержания намерений является степень учета отношений и признаков ситуации — их комплексность. Она важна при решении задач любой сложности. Это наиболее «интеллектуальный» показатель ситуативной целенаправленности, отражающий уровень предварительного анализа проблемной ситуации.

Было показано, что комплексность намерений зависит, в частности, от степени сохранения ситуативной целенаправленности — относительного числа неслучайных, намеренных попыток, — и от гибкости целеполагания, числа случаев смены намерения на другое.

Успешность решения всей серии задач не связана с выраженностью этих показателей в легких ситуациях и, наоборот, тесно связана с их выраженностью в трудных задачах (р

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnaya-organizaciya-myshleniya-dvoe-zn--rezultaty-issledovaniy-o.i.-motkov

ovdmitjb

Add comment