Irvuz

Личность в психоанализе

Психоанализ по Фрейду, кратко и понятно про психоанализ

Личность в психоанализе

Психоанализ – это способ выявления переживаний и действий человека, обусловленных бессознательными мотивами с целью лечения психических болезней. В начале прошлого века он был введён австрийским учёным З. Фрейдом и широко применялся вместе с гипнозом.

  • Внутренний конфликт
  • Я и оно
  • Два рода влечений

Главной особенностью теории Фрейда и его психоанализа является то, что в человеке скрыт конфликт между его внутренними бессознательными силами, такими как libido, Эдипов комплекс и враждебной средой, которая диктует и навязывает ему различные законы и правила поведения.

Те законы и нормы поведения, которые навязывает ему внешняя реальность, подавляют энергию бессознательных влечений и эта энергия высвобождается в форме невротических симптомов, страшных сновидениях и других расстройствах психики.

По теории психоанализа Фрейда личность состоит из трёх компонентов:

  • бессознательное (Оно),
  • эго (Я)
  • сверх эго (сверх Я).

Бессознательное представляет собой сексуальные и агрессивные инстинкты, стремящиеся к удовлетворению своих влечений во внешней реальности.

Эго (Я) способствует приспособлению индивида к реальности, сохраняет информацию об окружающем мире в сознании человека в интересах его жизнедеятельности и самосохранения.

Супер-эго является вместилищем моральных норм, запретов и поощрений человека и служит, таким образом, как бы совестью человека.

Нормы усваиваются человеком бессознательно в процессе воспитания и поэтому проявляются в человеке как чувство страха, вины и угрызения совести.

Таким образом, неспособность бессознательной энергии свободно высвобождаться ведёт к конфликту человека с окружающей средой и появлению у него различных психических заболеваний.

Задачей психолога или психотерапевта является выявления в пациенте бессознательных переживаний и представлений и вытеснение их из сферы Оно (бессознательного) в сферу сознание человека, т. е. освобождение с помощью катарсиса.

В процессе психотерапевтического сеанса негативный трансфер (перенос чувств и ощущений больного по отношению к своим близким на личность психотерапевта) пациента к психологу сменяется на положительный эмоционально окрашенный.

Таким образом, самооценка пациента возрастает и происходит постепенное выздоровление, но нужно учитывать, что перед этим психолог должен войти в доверительное отношение к пациенту, чтобы снизить его сопротивление к процессу психотерапии. При жизни З.

Фрейда для лечения психических расстройств широко применялся гипноз, но после его трудов все чаще стали применять на практике внушение, аутогенную тренировку и самовнушение.

Я и оно

  • роль словесного представления и восприятия в сознании человека
  • роль посредствующих звеньев при переходе от Оно к Я
  • доминирование бессознательного в человеке по теории психоанализа

Под сознанием Фрейд в своей теории психоанализа подразумевал поверхностный слой личности человека по отношению к внешнему миру. Чувственные восприятия, приходящие извне, а также ощущения и чувства, которые приходят изнутри являются осознанными. С помощью словесных представлений все наши ощущения и чувства становятся осознанными и появляются в сознании.

Словесное представление – это следы воспоминаний в нашей памяти, которые остались благодаря восприятиям каких-либо процессов, происходящих в прошлом. Любые процессы, чтобы быть осознанными личностью, должны пройти во внешнее восприятие и стать воспоминаниями, которые затем обретут словесную форму и станут мыслительными процессами.

С помощью словесно-образных звеньев различные восприятия могут быть вытеснены из сферы бессознательного в предсознательное, а потом в сознание. Это внутреннее восприятие ощущается сознанием как удовольствие или неудовольствие и является первичным, чем ощущения приходящие извне.

Ощущения воспринимаемые как удовольствия не побуждают к действию и ощущаются как понижение энергии, а вот неудовольствие мотивирует нас на совершение поступков и ведёт к повышению энергии.

Таким образом, если наше libido скрыто в бессознательном и пытается проявиться в личности в виде сексуальных чувств или стремлений, то для сублимации и получения удовольствия его необходимо перенести в сферу сознания, т. е.

сделать осознанным. По Фрейду и его теории психоанализа для того чтобы это сделать, необходимы так называемые посредствующие звенья, а для ощущений, притекающих в сознание естественно, такой необходимости нет.

Фрейд называет сущность исходящую из поверхностного сознательного (W) как Я, а те области, куда эта сущность собирается проникнуть обозначает словом Оно.

Личность представляется как бессознательное и непознанное Оно, которое сверху охвачено Я, появляющимся из системы W. Я это только изменённая под влиянием внешнего мира и посредством осознанного восприятия часть Оно.

Я пытается заменить внешним миром и реальностью принцип удовольствия, который безраздельно властвует в сфере Оно. Для Я характерно восприятие, а для сферы Оно — влечение.

Для Я характерно разумность и мышление, а для сферы Оно —страсти.

Я, в теории психоанализа, представляет место откуда исходят как внешние, так и внутренние восприятия. Если искать анатомическую аналогию, то Я подобно человечку в мозгу, который находится вниз головой, смотрит назад и управляет левым полушарием мозга и речевой зоной.

Подсознание

Мы привыкли главную роль отводить сознанию и полагать, что игра страстей происходит преимущественно в подсознании, но Фрейд утверждает, что даже трудная интеллектуальная работа может происходить подсознательно и не доходить до сознания. Например, в состоянии сна происходит решение сложной задачи, над которой человек бился накануне безрезультатно.

Примечательно, что у некоторых людей такие высшие проявления личности, как совесть, самокритика и чувство вины проявляются бессознательно, что вследствие может привести к разного рода психическим заболеваниям.

Вследствие этого Фрейд в своей теории психоанализа делает заключение, что не только наиболее глубокое и непознанное в Я, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным.

Так, демонстрируя и говоря о сознательном Я, Фрейд называет его как Я-тело и подчёркивает его прямую и неотъемлемую связь с бессознательным.

  • влечения, управляющие личностью
  • сублимация libido в сферу сознания
  • препятствия на пути сублимации

Итак, по теории психоанализа Фрейда мы выяснили, что личность состоит из сознательного (сверх Я), предсознательного (Я) и бессознательного (Оно).

Из нашей обычной жизни мы знаем, что человек может жить не только в гармонии с собой, но и находиться в конфликте с собой в тех случаях, когда он хочет достичь чего-то, но не может.

По Фрейду получается, что человек не может подчинить себе свою внутреннюю степень бессознательного, вследствие чего получается конфликт.

Как считает Фрейд, в основе этого конфликта лежит влечение, основанное на энергии сексуального характера. Он выделяет два вида влечения: с одной стороны – эротическое, сексуальное влечение или эрос, любовь, а с другой стороны — влечение к ненависти, распаду, смерти.

Если человек может подчинить своему Я эту бессознательную энергию или libido, как назвал её Фрейд, то происходит её высвобождение и человек живёт гармоничной жизни. В другом случае накапливаясь в мускулах тела, эта энергия накапливает свою разрушительную силу и устремляется на внешний мир.

Сублимация — защитный психологический механизм, при котором энергия сексуального влечения личности преобразовывается в социально-приемлимые формы активности (например, в творчество).

Мышление и мыслительные процессы тоже подчиняются сублимированию эротического влечения. Само сублимирование осуществляется сугубо под контролем Я внутри личности.

В обычной жизни или реальности нет такого понятия, как хорошо или плохо, т. е. с человеческой точки зрения, смерть или распад чего-либо это плохо.

Например, если мы возьмём вселенную и в ней происходит распад звёзды, то это не плохо, потому что из распавшихся компонентов образуются другие звёзды, а также планеты и различные объекты вселенной.

В человеческой жизни ненависть, распад, разложение и смерть – это не совсем приемлемые вещи и человек пытается, переключаясь на любовь, добро и созидание, избежать их проявления, а вследствие того, что человек сложная биологическая конструкция, сделать ему это весьма непросто.

Теория психоанализа Фрейда предостерегает личность не только от становления на путь ненависти, но и от нарциссизма, т. е. самолюбования. Оно (бессознательное) стремится к обладанию объектом путём перенесения libido в Я. Теперь Я получается наделяется свойствами libido и провозглашает себя любовным объектом, то есть объектом для любования.

Источник: https://psiho.guru/metodiki/kratko-i-ponyatno-o-psihoanalize-freyda.html

Структура человеческой личности по Фрейду

Личность в психоанализе

Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Личность и ее свойства

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.

Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.

В содержание понятия «личность» включаются психологические свойства человека, однако, не все. Познавательные процессы и психические состояния рассматриваются как отдельные психологические явления.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
  • Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
  • Мотивация – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
  • Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
  • Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.

Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.

Различные теории личности

Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.

Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:

  • По способу определения причин человеческого поведения:
  1. психодинамические,
  2. социодинамические,
  3. интеракционистические,
  4. гуманистические.
  • По акценту на структуру или динамику свойств и качеств:
  1. структурные,
  2. динамические.
  • По диапазону возрастов, рассматриваемых в теории:
  1. дошкольного и школьного возраста,
  2. всех возрастных периодов.

Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.

Наиболее интересные и известные теории личности:

  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
  • теория социальных ролей Э. Берна;
  • теория личности А. Маслоу;
  • теория личности Э. Эриксона.

З. Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.

З. Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы формирования личности и определил их как психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.

Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.

Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.

В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.

Структура личности по Фрейду включает три компонента:

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОНО, Id (ИД)

Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.

Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.

Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.

Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.

Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.

Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.

  • СВЕРХСОЗНАНИЕ ИЛИ СВЕРХ-Я, SUPER-EGO (СУПЕР-ЭГО)

Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.

Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.

Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.

  • СОЗНАНИЕ ИЛИ Я, EGO (ЭГО)

Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.

Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует силу воли и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.

Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.

Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.

З. Фрейд выделил такие защитные механизмы:

  1. Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
  2. Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
  3. Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
  4. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
  5. Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
  6. Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
  7. Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
  8. Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
  9. Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
  10. Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.

Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.

И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.

Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.

Источник: https://HeadLife.ru/struktura-lichnosti/

Почему психоанализ развития личности такой, какой есть?

Личность в психоанализе

Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия.

Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер.

Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.

Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.

Как бы неоднозначно не оценивал ученый мир вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии, метод психоанализа широко применяется, как популярная психотерапевтическая техника во всем мире.

Что такое психоанализ?

В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.

Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения – беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.

Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.

Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.

Психоанализ развития личности

Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.

  • Ид – «Оно» – бессознательное влечение, либидо, инстинкты, удовольствие, заложенные с рождения;
  • Эго – «Я» – осознание на определенном этапе развития своего «я», существующего в реальности;
  • Супер-эго – «Супер-Я» – появление внутреннего цензора, самоконтроля, совести, позволяющих повиноваться общественным законам, контролировать свое поведение.

Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.

Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет.

Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.

Стадии психосексуального развития личности:

  • Оральная – период грудного вскармливания – бессознательное получение удовольствия младенцем в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка, период появления «ид».
  • Анальная – стадия приучения ребенка к горшку, процессу осознанной дефекации. В это время у ребенка появляется осознание того, что он может отдать или не отдавать (фекалии), и, в зависимости от этого, получить похвалу или наказание. Его попка в этот период приковывает всеобщее внимание, это ему доставляет определенное удовольствие.
  • Фаллическая – период с 3 до 6 лет. Начало формирования «эго». Рассматривание внешних половых признаков, сравнение их, желание дотронуться, начало мастурбации. Проявления Эдипова комплекса.
  • Латентная – период до начала полового созревания. Ребенок занимается учебой, увлечениями. Спокойствие в плане сексуального развития.
  • Генитальная – совпадает с периодом полового созревания, гормональной перестройкой организма, переходом к полноценной сексуальности, формирования «супер-эго» – внутреннему механизму регулирования и сдерживания, завершает формирование личности. Генитальный тип личности для Фрейда являлся идеальным.

О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.

Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.

Защитные психологические механизмы по Фрейду:

Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:

  • Отрицание;
  • Замещение;
  • Рационализация;
  • Вытеснение;
  • Проекция;
  • Регрессия;
  • Сублимация.

Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний.

Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы.

И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.

Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.

К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.

Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум.

Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений.

Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.

Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики.

Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ.

Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

Вклад Фрейда в развитие психологии

В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.

Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.

Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.

Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.

Вывод

Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов.

А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.

Источник: https://salid.ru/stati/psihoanaliz-razvitiya-lichnosti

Роль психоанализа в развитии личности человека

Личность в психоанализе

Понятие психоанализ включает в себя знания из многих областей:

  • философия,
  • психология,
  • психиатрия,
  • педагогика.

Невозможно однозначно сформулировать основные положения психоанализа, но не смотря на это, именно психоанализ является необходимым связующим элементом между состоянием человеческого организма и его психики, в ситуации возникновения заболевания, вызванного психическим расстройством.

Основным методом воздействия и лечения в психологии выступает слово, и это совершенно не случайно, как кажется на первый взгляд.

Именно слово способно воскресить человека, вернуть его в реальность, подарить вкус к жизни, и напротив – словом можно ранить и уничтожить человека психологически и морально.

Беседа, умело выстроенная психотерапевтом, способствует тому, что пациент проникается доверием к врачу, открывает свои тайны, начинает понимать истинные мотивы своего поведения, которые были спрятаны в глубинах его подсознания.

Определение 1

Таким образом, понятие психоанализа можно определить как совокупность приемов и методов исследования психики человека и воздействия на нее в процессе психотерапевтической работы.

Основным моментом в психоанализе выступает влияние бессознательного на осознанное поведение человека.

Основой теории психоанализа выступает обоснование того, как инстинкты определяют поведение человека и проявления его личности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Важнейшее место в психоанализе занимает личность. Зигмунд Фрейд именно через психоанализ дал определение личности и воздействие на нее инстинктов и бессознательного. Основой психоанализа выступает его теория психосексуального развития личности.

Психоанализ развития личности

Определением личности по Фрейду является совокупность трех сущностей личности – Ид, Эго и Супер-эго.

Рассмотрим их более подробно:

  1. Ид или «Оно» – олицетворяет собой бессознательное влечение, инстинкты человека, стремление к получению удовольствия, которые заложены в человеке уже с рождения.
  2. Эго или «Я» – представляет собой процесс осознания человеком своего Я, на определенном этапе развития личности.
  3. Супер-эго или «Супер Я» – процесс появления внутреннего самоконтроля, совести, которые позволяют настроить свое сознание на подчинение общественным законам, контроль своего поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Замечание 1

По мнению Фрейда, личность как таковая не имеет стремления к росту и самосовершенствованию. В процессе своего развития личность просто пытается достичь равновесия между стремлением к удовольствиям и страхом наказания за это.

Фрейдом была создана теория психосексуального развития человека, которая охватывает период от рождения и до 18 лет и состоит из четырех стадий.

Каждая из стадий, по мнению Фрейда, связана с той или иной эрогенной зоной, которые к моменту окончания периода взросления оформляются в единое целое и полностью раскрывают сексуальность человека, тем самым формируя у него способность к полноценной половой жизни.

Стадии психосексуального развития личности

Оральная стадия характерна для периода грудного вскармливания младенца и заключается в бессознательном получении удовольствия в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка. Данная стадия является периодом проявления «Ид».

Анальная стадия, развивающаяся в момент приучения ребенка к горшку и процессу осознанной дефекации.

Фаллическая стадия охватывает период от 3 до 6 лет и в данный период идет активный процесс формирования «Эго».

Латентная стадия, характерная для периода начала полового созревания. Подросток в данный период занят учебой, своими интересами и увлечениями, и в плане его сексуального развития ситуация абсолютно спокойная.

Генитальная стадия – стадия, совпадающая с периодом полового созревания и мощной гормональной перестройки организма. На данной стадии происходит формирование «Супер-эго», которое позволяет регулировать и сдерживать проявления бессознательного и инстинктов, и тем самым завершается формирование личности.

Каждая из вышеописанных стадий оказывает непосредственное влияние на жизнь человека и способствует формированию качеств личности, которые в свою очередь, зависят от успешности прохождения данных стадий.

Влияние психоанализа на личность

Основным объектом изучения психоанализа является личность. Она рассматривается как динамическая система, внутри которой постоянно идет борьба врожденных инстинктов с принятыми в обществе законами, нормами и правилами поведения.

Как теоретический и практический механизм исследования личности психоанализ имеет возможность корректировать проявления инстинктов и их порой разрушительной силы и менять динамику поведения личности.

Неофрейдисты в процессе изучения личности и влияния на нее психоанализа, пришли к выводу, что он доступен еще и как самоанализ. Это возможно в случае грамотной работы специалиста и возможностей пациента осознанно принимать приемы психоанализа и направлять их во внутренний план личности.

Есть мнение о том, что и Фрейд открыл свою теорию именно с помощью самоанализа. Ведь именно сам человек способен особенно глубоко проникать в сущность своих личностных проблем и находить пути их решения.

Однако далеко не каждому человеку дано умение проанализировать свое внутреннее состояние и правильно расставить акценты и приоритеты для решения своих задач. Именно поэтому многим необходима помощь профессионального психоаналитика, который способен помочь в грамотном решении проблемы.

Человеческая психика устроена таким образом, что может быть достаточно одной-двух бесед с грамотным специалистом, для того, чтобы улучшить состояние и найти эффективный путь решения той или иной проблемы.

С помощью эффективно организованного психоанализа, возможно выявить страхи, переживания, сомнения, тревоги человека, пробудить его инстинкты и направить их в правильное русло.

Благодаря психоанализу человек находить путь к решению своих задач и способен решать их самостоятельно.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/rol_psihoanaliza_v_razvitii_lichnosti_cheloveka/

Теория личности по Фрейду

Личность в психоанализе

  • Что такое психоанализ.
  • Основные концепции.
  • Структура личности.

Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом.

В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых, последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами, такими как Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.

Несмотря на то, что на сегодняшний день эти методы используют множество существенно отличных друг от друга методов и базируются на совершенно различных подходах к личности человека, ее структуре и развитию, все они используют в качестве базовой идеи одни и те же концепции, разработанные Фрейдом.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных основ психоанализа в той или иной мере присущих большинству психоаналитических методов.

— поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются либидо или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (неврозы, депрессии, страхи, комплексы) — почти неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Ослабления этого конфликта или даже избавления от него можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве (помощи) психоаналитика.

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного.

Структура личности (психики) по Фрейду

Согласно теории Зигмунда Фрейда существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это собственно часть нашего сознания, которая нами осознается в каждый момент времени. Здесь находится наш мыслительный процесс, эмоции сопровождающие этот процесс, восприятие при помощи органов чувств, рациональный опыт познания мира. Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду очень незначительная), которая подлежит реальному осознанию.

2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознание). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени, однако при необходимости, мы имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся воспоминания, наши знания, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт, иррациональные устремления.

При этом сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики) структурно состоит также из трех частей. Это ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

— ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой и рождается человеческое существо. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение базовых потребностей.

По Фрейду ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.Согласно устремлениям ИД единственное благо — это удовлетворение этих потребностей причем немедленно и любой ценой.

Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.

Считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

— ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца. Причина ее развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром и развивается оно руководствуясь рациональным принципом реальности.

Что это означает? Это значит то, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено и известными трудностями и его исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира.

Эти реалии — наличие других людей у каждого из которых также есть свои желания и потребности. На основе опыта происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы.

Так происходит постепенное формирование стратегий поведения с учетом внешних обстоятельств. Эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

— СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы, которые формируются в сознании к этому времени, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее внешних обстоятельств жизни ребенка.

Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — совесть и Я — идеал.

Супер Эго, как и эго находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда показателем полностью психически здорового человека является контроль Эго над Супер Эго и Ид.

Иначе говоря Эго должно быть сильнее других частей личности.По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее надо понимать, что роль Я в любом случае сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом безопасным для личности способом.

Полностью же удовлетворить и то и другое в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно.

В случае если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.Если же доминантным является Ид, то данная личность будет естественно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки.

Как нетрудно предположить, именно два последние варианта являются проблемными, первый обычно для самой личности, второй же для общества.

Продолжение статьи…

Page 3

Сохраните себе этот полезный список, и вы всегда будете знать, где законно брать книги для чтения. 1. Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) — одна из первых и самых популярных русскоязычных электронных библиотек, она открылась в 1994 Читать далее …

«Английские ученые» недавно провели социологическое исследование, которое показало, что около 70% населения крупных городов живет в состоянии скрытой фоновой депрессии.   Возможно эта цифра слегка завышена, но можно поверить социологам в том, что количество людей, Читать далее …

Метод расстановки довольно часто подвергается жесткой критике, причем в гораздо большей степени со стороны психологов, при этом, многим клиентам метод нравится. Поэтому решил написать этот пост, чтобы разобраться с сутью претензий, а заодно и сказать Читать далее …

приведенные в статье упражнения выполняются с инструктором и, если вы ранее не практиковали йогу — не пытайтесь их делать самостоятельно! Йога как практический инструмент. Йога, как никакое другое восточное учение, обросла мифами, легендами, верованиями! Возможно, Читать далее …

Хочу поделиться одной историей. Сижу в поликлинике Литфонда, жду приема врача. Рядом кабинет над которым горит жёлтым огнем предупреждающая надпись » Не входить, идёт прием». Тут молодой парень, не замечая горящей таблички, стучится в дверь, Читать далее …

Намедни вышел на балкон. Осень, листья пожелтели, воздух по-летнему теплый. На нижнем от меня балконе сосед оседлал табуреточку, курит. Спокойно и тихо. Но не тут то было. Соседка сверху — активная мамаша из нашего подъезда Читать далее …

Редкий Ч/Б фильм про Непал 1954 года Улицы Катманду в 1970 году Троллейбусы на пустых улицах Катманду 1979 год Старое видео — как на руках доставляли автомобили в Катманду Визит королевы Елизаветы в Непал в Читать далее …

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов.

Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Фильм был запрещен к показу в СССР.  Почему? Порой трудно понять логику чиновников от идеологии.

Впрочем, посмотрите его сами. Может поймете.  Читать далее …

Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь.Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагнози предлагаю лечение».

И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывносвязана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, аВы позвали «клиента» для помощи самому себе.

Поэтому кто кому оказывает помощь,

надо бы еще разобраться. Читать далее …

Переводчик с японского — о поэзии трехстиший хайку, ее истории, переводах и о том, почему это красиво Читать далее …

«Это случилось. Твой дом разрушен, земля сожжена, оружие унесла река, скот погиб. Всё, что ты строил и растил много лет, больше не существует.  ПОДОЙДИ СЮДА Здесь горит мой костёр и здесь ждёт тебя моя песня. Читать далее …

Как бы выглядел семейный диалог если бы все его участники были честными на все 100 процентов

Чувство беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если Читать далее …

Автор — Андрей Ракин ПЕРВАЯ Было это давным-давно, лет, наверное, сорок назад. Командировка в Одессу, а, поскольку с почтой тогда было еще хуже, чем сейчас, я прихватил, выступив как бы «оказией», передачку, письмецо и гостинчик Читать далее …

В практике дзэн, чтобы достичь полного пробуждения, нужно пробудить и развить три великих составляющих — Великий Корень Веры (яп. дайсинкон 大信根), Великий Шар Сомнения (яп. дайгидан 大疑団) и Великую Всепревосходящую Волю (яп. дайфунси 大憤志).

Эти термины наиболее сильно ассоциируются с именем Хакуина Экаку дзэндзи, но впервые в этой совокупности появляются еще в 1599 году, в тексте Кохо Осё дзэнъё, почти за сто лет до рождения Хакуина дзэндзи.

А связь между Великим Сомнением и пробуждением акцентировалась еще китайские наставником Тахуэй Цункао (1089-1163): “Под Великим Сомнением всегда есть Великое Пробуждение”. Читать далее …

Для меня суть психосоматики – самонасилие.

И степень ее злокачественности

и разрушительности коррелируют

со степенью насилия над собой.  Читать далее …

Ругать Фрейда и пренебрежительно относиться к психоанализу среди отечественных интеллектуалов стало чем-то вроде моды. Якобы Фрейд был мошенником, а сам психоанализ – чуть ли не псевдонаучная религиозная секта.

В эфире популярной радиостанции один доселе неизвестный мне господин даже пообещал посвятить разоблачению психоанализа ближайший меморандум Комиссии по борьбе с лженаукой РАН[1], членом которой он является. О ничтожестве Фрейда любит рассуждать и Александр Невзоров. Способствует такому отношению и издаваемая на русском языке литература.

Так, например, относительно недавно вышел перевод хорошо известной работы Дэвида Уэбстера «Почему Фрейд был не прав»[2], в которой автор почти на семистах страницах детально разъясняет все ничтожество основателя психоанализа. Читать далее …

“Liber Novus” – так назвал книгу автор – несколько десятилетий хранилась в швейцарском банке и не была доступна даже биографам Юнга.

Хотя Юнг не запрещал публикацию своего труда, нежелание наследников выносить его на суд публики вполне понятно.

“Красная книга” – описание опытов самопостижения, погружения в бессознательное и диалогов с ним – не придется по вкусу тем, кто требует от психиатрии “научности”. Читать далее …

Очень короткая, при этом четкая и вменяемая статья, где автор буквально в двух словах объясняет суть провала либеральной альтернативы в России. Читать далее …

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/freud-personality-theory/

ovdmitjb

Add comment