Irvuz

Личность в гуманистической психологии

Теории личности в гуманистической психологии(Рамендик Д.М.)

Личность в гуманистической психологии

Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности.

Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я».

Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. (Более подробно теория мотиваций изложена в 1 главе 3 раздела).

Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е.

основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение.

Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.

Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» – образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает.

Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации.

В каждом человеке – огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения.

Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли.

В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции.

В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия – процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.

Принципов, близким к гуманистическо-психологическим, придерживаются многие российские психологи, работающие в русле культурно-исторической теории развития психики, которая берет начало от идей Л.С. Выгодского. Они подробно рассматриваются, обычно, в курсе психологии развития и выходят за рамки данного пособия.

Теория жизненных миров Ф. Василюка

Близкую к гуманистической, но совершенно оригинальную модель личности предложил и успешно разрабатывает Ф.Е.Василюк. Остановимся на этой модели несколько подробнее, т.к. она пока не вошла в известные учебники психологии.

Он подробно исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров». Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир и внешний мир.

Внутренний мир характеризуется потребностями человека и его отношениями к себе и окружающей среде. Внутренний мир может быть простым – тогда он состоит из одной единственной потребности, или сложным, содержащим много потребностей, в том числе, конкурирующих. Внешний мир образуют предметы, которые могут удовлетворять эти потребности.

Внешний мир может быть легким – когда он включает один предмет, или трудным, в котором множество нужных и не нужных человеку объектов. Соответственно, возможны 4 типа психологических жизненных миров.

Первый тип – внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет.

Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

Второй тип – внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью.

Такой мир порождает необходимость в психике – системе образов и оценок объектов с точки зрения текущей потребности. Такой человек подобен герою Лермонтова, который «Знал одной лишь думы власть, одну – но пламенную страсть».

Переживания такого человека вполне реалистичны, в разные моменты жизни он может выбирать разные объекты страсти, подобно чеховской Душечке.

Третий тип – внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании.

Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение – замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями.

Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Четвертый тип – внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации.

Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве.

В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Выделенные «жизненные миры» и переживания – это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи.

Иерархические уровни структуры личности

С точки зрения этого подхода, развиваемого Д.А.Леонтьевым, психофизиологическая и конституциональная организация человека в понятие «личности» не входят.

Низший уровень – внешняя оболочка личности, типичные для личности формы и способы внешнего проявления взаимодействия с миром. К этому уровню относятся темперамент и характер, а также способности и социальные роли, описанные выше.

Второй уровень – внутренний мир личности, содержательная сторона отношений личности с миром. Его составляют потребности, ценности и личностные конструкты. Потребности и ценности – источники внутренних личностных смыслов.

Потребности отражаются субъективно как желания и стремления, исходящие изнутри. Отношения образуют смысловое и эмоциональное богатство личности. Из личном опыта и из чужих свидетельств человек формирует отношение абсолютно ко всему, с чем сталкивается.

(Подробно было сказано выше)

Высший уровень – опорный «скелет» личности, ядерные структуры, на которых держится все остальное. Они образуются на основе соотношения внутреннего и внешнего миров. Человек может реализовывать себя исходя из 3-х принципов:

1) Человек воспринимает себя как набор биологических нужд и социальных ролей и ведет себя в соответствии с логикой удовлетворения актуальных потребностей. Это комформистский. путь развития личности. Человек действует согласно имеющимся стереотипам, привычным способам действий в соответствии с реальной логикой характера и роли.

2) При индивидуалистском пути развития личности человек поднимает психологические потребности в суждении, воображении и символизации над биологическими и социальными, он строит картину не только реального, но и желательного мира, анализирует не только ситуацию, но и ее причины и последствия, оценивает смысл обстоятельств и своих действий в контексте не сиюминутной ситуации, а жизни в целом, он исходит из смысловой логики, живет не в среде, а в мире. Человек имеет устойчивый личностный смысл в качестве основы своего внутреннего мира. Человек действует согласно отношениям с миром, исходя из смысловой логики жизненной необходимости.

3) Выбор жизненной позиции согласно своему личностному выбору на основе свободы воли.

Рамендик Д.М., Одинцова О.В.,

Источник: http://hpsy.ru/public/x2334.htm

Гуманистическая психология | Горизонты

Личность в гуманистической психологии

Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее основоположником по праву считается Абрахам Маслоу , поэтому ее также называют гуманистической теорией Маслоу.

В число приверженцев этой теории входят выдающиеся психологи 20го века: Эрих Фром, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Альфред Адлер и др..

Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной “третьей силой” в современной психологии.

Третья сила в психологии

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, А. Маслоу подчеркивал, что он не отвергает старые подходы и старые школы (психоанализ Зигмунда Фрейда и бихевиаризм Джона Уотсона ), т.е. — не является ни антибихевиористом, ни антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Маслоу считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно А. Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму.

Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Я концепцию» личности.

Вообще попытку упрощенного, «материалистического» описания человеческой психики и мотивации человеческих поступков со стороны классической на момент выхода его работы Маслоу называл обесцениванием человеческой природы, считал опасной и вредной.

С этой точки зрения, его монография в широком смысле слова может считаться и философским основанием для холистической науки о человеке в целом и психологии в частности.

Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния).

Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конечном итоге, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Концепция

Основная концепция этого направления — это концепция становления, в которой человек предстает как цельное, постоянно растущее, духовное существо.

Отсюда предметом изучения психологии являются не отдельные человеческие аспекты, проявляемые в его поведении, но прежде всего и в основном мотивация человеческих поступков и устремлений в контексте его биологического, социального и духовного развития.

При этом мотивации структурированы в форме иерархии, где полубессознательные потребности выживания – безопасности (дефицитарные мотивации) постепенно дополняются все более осознанными мотивами социального успеха, самоуважения и самоактуализации (мета-мотивации). Прохождение через все ступени роста, по А.

Маслоу, заложено в виде программы в основу развития человеческой личности столь же безусловно, как и функции физического роста заложены в гормональные программы созревания.

Поэтому, психологические проблемы следует рассматривать не в узком контексте бессознательно подавляемых животных инстинктов, но во всем диапазоне возможных блокировок глобальной программы роста человеческой личности, его стремлению к самоактуализации и реализации своих потенциальных способностей. Заметим, что такой подход во многом предопределил холистический подход в медицине.

Блокировки программы личностного роста, как считал А. Маслоу, не так очевидны, как блокировки дефицитарных потребностей, но  гораздо более распространены и тем опаснее в человеческом обществе. (Подробнее о иерархии потребностей смотри раздел Теория личности в гуманистической парадигме).

Гуманистическая парадигма 

Гуманистическая парадигма в психологии находит сегодня применение в психоанализе, социальной психологии и педагогике.

Можно с уверенностью сказать, что эта теория является предтечей появления современных направлений  в психологии таких как экзистенциальная психология (логотерапия) (В.Франкл, К. Ясперс, М.

 Хайдеггер и др); трансперсональная психология /С.Гроф , К. Уилбер и др.);  и Процессуальная психотерапия (А. Минделл).

Концепция гуманистической психологии, рассматривающая человека, как многомерное и прежде всего духовное существо была применена в персонологии, в качестве базовой теории личностного роста.

Целительный потенциал этой теории состоит в утверждении, что человек не просто желает и  стремится  к актуализации своей самости через мета-потребности, но они  необходимы ему для того,  чтобы противостоять болезням, депрессиям и психопатологии. Таким образом, по А.

Маслоу, самоактулизирующиеся люди есть те, кто удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой духовный потенциал.  Только они и могут считаться в высшей степени психически здоровыми людьми.

См. также разделы Справочника :

Теория личности в гуманистической парадигме

Источник: http://ingorizont.ru/?p=344

ovdmitjb

Add comment