Irvuz

Личность в группе

Личность в группе

Личность в группе

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой групп: Г. Андреева, Ф. Тейлор и др.Далее рассмотрим понятие группы и личности, личность внутри группы, а также социальную роль и социальный статус.

Понятие группы и личности

Определение 1

Группа – это совокупность неких элементов, у которой есть общие связи.

Определение 2

Общее понятие термина «личность» звучит следующим образом: личность – определенное понятие, отражающее социальную природу человека для изучения его как субъекта, как носителя индивидуального сознания и др.

Определение 3

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности.

Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Личность внутри группы

Рассмотрим, как происходит наделение личности новыми свойства внутри группы.

  1. Продукт деятельности группы – это совместный результат каждого члена группы.

  2. Проявление качеств личности происходит в различных устоявшихся моделях общения группы.

Модель взаимодействия личности и коллектива показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Личность и коллектив

Социальная роль и социальный статус

Социальная роль представляет собой определенный способ поведения индивида в зависимости от позиции в обществе.Примерами социальных ролей могут служить:

  1. Половые,

  2. Профессиональные и др.

Структура социальной роли:

  1. Ролевые ожидания,

  2. Ролевое поведение.

Существует несколько факторов, которые предопределяют сам способ исполнения роли. К ним относятся:

  1. Психологические особенности личности,

  2. Личностные идеалы,

  3. Понимание роли в самой группе,

  4. Некоторые элементы группы – степень ее сплоченности, особенности санкций,

  5. Референтность группы.

Замечание

Как правило, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением нельзя поставить знак равенства.

Выделяется несколько компонентов в социальной роли:

  1. Описание определенного поведения, которое должно соответствовать роли.

  2. Требования, предъявляемые к данному типу поведения.

  3. Оценка той или иной роли.

  4. Санкции.

Определение 4

Социальный статус – положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике, так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека.

Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего является основой интегрального статуса.

В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение.

Замечание 1

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. И в ней он должен выполнять определенную совокупность действий, т.е. свою социальную роль. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих их данного статуса, называется ролевым набором.

Важнейшими характеристиками социально-психологического статуса выступают престиж и авторитет, выявляемые с помощью специальных методов – социометрии. Выявленный таким образом статус называют социометрическим.

Рисунок 2. Социальный статус

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_socialnuyu_psihologiyu/lichnost_v_gruppe/

Социальная психология личности в группе

Личность в группе

В сферу изучения социальной психологии личности входят следующие составляющие: социально-психологические аспекты личности, социальные установки, каузальная атрибуция. Сюда включено раскрытие таких понятий как: я-концепция, самоэффективность, ценности и нормы морали, формы социального поведения личности и многое другое.

Социально-психологические аспекты личности

Личностная проблема является темой разных областей психологии и других наук. Аспектом изучения личности занимается и социальная психология.

В общей психологии изучение личности осуществляется безотносительно к существованию ее в обществе, взаимоотношений с другими людьми. Общепсихологический анализ решает следующие задачи:

  • что есть личность;
  • отличие личностных свойств человека от других свойств;
  • структура личности;
  • возникновение личностных свойств;
  • формирование личности человека;
  • что такое устойчивый тип личности.

Личностный анализ в социологии предполагает изучение личности во взаимосвязи с обществом. Круг вопросов социологии следующий:

  • личность человека с точки зрения его существования в социальной группе;
  • социальная типологизация личности;
  • становление социальной личности.

Социологи уходят от индивидуальных особенностей человека и концентрируются на личности как явлении социальном, тесно связанном с общественными процессами.

Социально-психологическое рассмотрение личности заключается в следующем: личность индивидуальна и вместе с тем имеет социальное начало. Вопросы социальной психологии:

  • стороны личности с точки зрения отношения к обществу;
  • влияние социального окружения на личность;
  • взаимодействие личности и малой группы;
  • социальное поведение человека и его мотивы.

Исследователь Г.М.Андреева считает, что основным определением личности в социальной психологии является таким же, что и в общей психологической науке. Но выясняет то, как формируется личность в группе, как реализуется ее деятельность в этом контексте. Социальные психологи изучают закономерности, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальной группе.

Структура личности

Структуру личности изучают многие отрасли психологии с разных сторон. Этой проблемой занимаются возрастная, общая, дифференциальная, клиническая, социальная психология.

В общей психологии предметом является структура личности индивида вне социальной жизни, общественных связей и отношений.

Возрастная психология акцентирует свое внимание на развитии личности в процессе взросления, рассматривает возрастные особенности личности. Дифференциальная психология изучает отдельные свойства и особенности личности.

Клиническая психология исследует отклонения развития личности от нормы, вызванные заболеваниями, возможность их коррекции.

Социальная психология личности рассматривает те стороны, которые отражают социальные связи и отношения человека.

Предметом изучения являются: выстраивание концепции собственного «Я», социальные установки, нормы и ценности, формы социального поведения и его мотивация.

В круг вопросов социальной психологии входят: локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление.

Я-концепция человека

Я-концепция человека — это понимание самоэффективности. Если человек уверен в своей компетентности, способности достижения высоких показателей в какой-то сфере деятельности, он самоэффективен.

Чувство собственного достоинства — это удовлетворенность своими результатами деятельности, гордость за себя. Самоуважение — это позитивное отношение к себе, принятие себя, таким, каким есть, включая и достоинства и недостатки. У человека может быть низка оценка самоэффективности, но он остается доволен собой, имеет чувство собственного достоинства и самоуважения.

Замечание 1

Самопрезентацией является выбор человеком той или иной формы поведения, чтобы показать, представить себя, создать образ «Я» для других.

Самоуничижение — такая форма поведения, при которой человек осуждает, унижает самого себя, представляет с невыгодной стороны. Самовосхваление — обратная форма поведения. Идет переоценка своих возможностей, в глазах окружающих человек представляет себя лучше, чем он есть. И в том и в другом случае впечатление о человеке складывается неправильное.

Определение 1

Самомониторинг — явление, когда человек выбирает форму поведения для представления себя сознательно, целенаправленно.

Многие исследователи отмечают сложность и тонкость процесса самомониторинга. Большинство людей стараются, чтобы окружающие воспринимали их как способных, честных и скромных. Многое зависит от культурных традиций. В Китае и Японии самопрезентация заключается в скромности и самоограничении. В США и некоторых странах Европы — это гордость собой, выставление своих успехов напоказ.

Типология личности

Выделяются следующие типы личности: авторитарная, базовая, маргинальная, личности типа А и Б.

Определение 2

Авторитарная личность — стремление человека создать авторитарную систему вокруг себя.

Такой личностью ценятся послушание, подчинение, строгая субординация, поклонение авторитетам. Это не люди, находящиеся у власти по должности или социальному статусу, вынужденные в некоторых ситуациях вести себя авторитарно.

Определение 3

Базовая личность — этнопсихологическая характеристика человека. Основной тип личности, который сформирован культурой того или иного народа.

Определение 4

Маргинальная личность — человек, находящийся между разными несовместимыми культурами, не принадлежащий ни к одной из них.

Маргинальными личностями часто становятся люди, долго жившие в одной стране, а затем переехавшие в другую страну, с существенно отличающейся культурой. Перед личностью встает необходимость выбора культуры, а человек не может этого сделать. Это порождает внутренние противоречия и конфликты.

Личность типа А — чрезвычайно активна, имеет стремление к соревновательности, конкуренции, имеет неадекватные амбиции, не может осуществлять критический самоанализ, ориентируется на количество, а не на качество работы, требует внешнего контроля поведения.

Личность типа Б — подходит к жизни легко и поверхностно, неконкурентноспособна, несоревновательна, качество работы в приоритете над количеством. Такая личность не способна анализировать свои действия и поступки.

В последнее время большое внимание уделялось разработке проблемы, называющейся «локус контроля». Это особенность человека, которая проявляется в том, что он ищет и находит объяснение поведению других людей. По локусу контроля людей можно разделить на два типа: интерналов и экстерналов.

Интерналы, те, у кого преобладает внутренний локус контроля, экстерналы — люди с доминантой внешнего локуса контроля. Интерналы ответственны за свои поступки, экстерналы предпочитают возлагать ответственность на других и на обстоятельства.

Локус контроля закладывается в детском возрасте родителями, воспитателями, учителями. Родители-интерналы, помогают детям, они последовательны в своих требованиях, не выбирают авторитарный тип общения. Родители-экстерналы ведут себя противоположно.

У ребенка, как правило, формируется тот локус контроля, который имеется у его родителей.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/lichnost-v-gruppe/

ovdmitjb

Add comment