Irvuz

Личность с точки зрения Выготского

Теория Л.С. Выгодского

Личность с точки зрения Выготского

Культурно-историческая теория, разработанная Л.С. Выготским и его школой, стала одним из наиболее важных направлений, сформировавшихся в 20-30-е годы.

Ряд положений теории и сейчас подвергается критике, но основные её идеи продолжают продуктивно разрабатываться.

Эти идеи воплощены сегодня не только в психологии, но и в педагогике, в дефектологии, языкознании, культурологии, искусствознании.

Онтогенез психики и личности человека в теории Л.С. Выготского

С именем Л.С. Выготского связано становление и развитие отечественной психологии, научная деятельность которого была направлена на переход психологии к раскрытию сущности явлений. Он ввел экспериментально-генетический метод исследования психических явлений и разработал учение о возрасте как о единице анализа детского развития.

Ученый сделал все для того, чтобы возрастная психология стала подлинной и полноценной наукой со своим предметом, методом и закономерностями исследования.

Для всей истории отечественной психологии центральной проблемой стала проблема сознания, которую Выготский рассматривал как «проблему структуры поведения».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ученый первым ввел в область возрастной психологии исторический принцип, означающий применение категории развития к исследованию явлений.

Что-либо изучать исторически означает изучать в движении – основное требование диалектического метода.

Высшие психические функции, считает ученый, первоначально возникают как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества и только потом становятся индивидуальными функциями его самого.

С возрастом отношение к среде меняется, подчеркивал Выготский, а это значит, что меняется и роль среды в развитии, поэтому её надо рассматривать относительно, т.к. влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Каждая форма культурного развития и культурного поведения уже является продуктом исторического развития человечества, следовательно, формой развития ребенка является присвоение культурно-исторического опыта поведения. Специфика развития ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.

Теории детского развития трактовали этот процесс с точки зрения биологии. Все теории описывали ход детского развития как процесс перехода от индивидуального к социальному. И сегодня в зарубежной психологии проблема социализации остается центральной проблемой, т.е. проблема перехода от биологического существования к социализированной личности.

Движущей силой психического развития, говорит ученый, является обучение. Но развитие и обучение это разные процессы.

Если процесс развития имеет внутренние законы самовыражения, то обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития не природных, а исторических особенностей. Обучение создает зону ближайшего развития, т.е.

возникновение интереса к жизни, пробуждение и приведение в движение внутренних процессов развития.

С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка.

Законы психического развития

Л.С.Выготский сформулировал ряд законов психического развития личности:

  1. Возрастное развитие. Во времени оно имеет сложную организацию – свой ритм, не совпадающий с ритмом времени и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Например, год в младенческом возрасте не равен году жизни в отрочестве;
  2. Закон метаморфозы в развитии человека. Развитие это цепь качественных изменений;
  3. Закон неравномерности возрастного развития. В психике ребенка каждая сторона имеет свой оптимальный период развития, с чем ученый связывает гипотезу о системном и смысловом строении сознания;
  4. Закон развития высших психических функций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения и только потом становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.

Высшие психические функции имеют отличительные признаки – опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Формируются они прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций проходит ряд стадий, потому что происходит в форме усвоения заданных образцов.

Человек не имеет врожденных форм поведения в среде и специфика его развития состоит в том, что подчиняется действию общественно-исторических законов.

Частным следствием культурно-исторической теории является положение о зоне ближайшего развития. Она представляет собой расстояние между уровнем актуального и уровнем возможного развития ребенка. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Феномен зоны ближайшего развития говорит о том, что в умственном развитии детей ведущая роль принадлежит обучению. Обучение должно идти впереди развития, только тогда оно будет хорошо. Зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе говорит о влиянии обучения на психическое развитие ребенка.

Сознание человека, считал ученый, это не сумма отдельных процессов, а структура их, система. Функции не развиваются изолированно и, каждая зависит от того, в какую структуру она входит.

Например, центром сознания раннего возраста является восприятие, дошкольного возраста – память, а школьного возраста – мышление.

В идее Л.С. Выготского, высказанной им в 30-е годы, отмечаются и недостатки:

  1. Схема сознания носила интеллектуалистический характер. В ней рассматривались познавательные процессы в развитии сознания. Развитие мотивационно-потребностной сферы оставалось за пределами внимания исследователя;
  2. Процесс развития обобщений сводился к процессам речевого взаимодействия людей. Большая роль отводилась межличностному взаимодействию;
  3. Гипотеза Выготского не имела экспериментального подтверждения.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и её значение

В своей концепции ученый опирается на марксистское понимание социально-исторической природы деятельности и сознания человека. Он рассматривает процесс онтогенетического развития психики. Источники и детерминанты психического развития человека согласно его теории лежат в исторически развившейся культуре. Главными положениями теории являются:

  • Качественным изменением социальной ситуации жизнедеятельности человека является основа психического развития;
  • Обучение и воспитание это всеобщие моменты психического развития человека;
  • Исходная форма жизнедеятельности – её развернутое выполнение во внешнем (социальном) плане;
  • Возникшие у человека психологические новообразования производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности;
  • В процессе интериоризации существенную роль играют различные знаковые системы;
  • В жизнедеятельности и сознании человека значение имеют его интеллект и эмоции, которые находятся во внутреннем единстве.

Выготский сформулировал общий генетический закон применительно к психическому развитию человека. Суть этого закона заключается в том, что на сцену дважды выходит всякая функция в культурном развитии ребенка. Сначала социальная, потом психологическая, сначала между людьми, потом внутри ребенка.

Согласно его теории детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне ребенка – в социальном взаимодействии с другими людьми. В результате совместной деятельности не только усваиваются образцы социального поведения, но и формируются психологические структуры, определяющие в будущем все течение психических процессов.

Возникающее в процессе интериоризации его внешней деятельности, содержание сознания человека всегда имеет знаковую систему. Всякий знак, по мнению Выготского, является средством связи между людьми, средством связи известных психических функций социального характера.

Знак представляет собой средство, которое человечество выработало в процессе общения друг с другом. Это средство с одной стороны воздействует на самого человека, а с другой стороны воздействует на других людей.

На первом этапе форма существования знака всегда внешняя, затем он превращается во внутреннее средство организации психических процессов. Ученый утверждал, что если раньше приказ что-либо, например, запомнить и исполнение, т.е.

само запоминание разделялись между двумя людьми, то теперь оба действия выполнялись одним и тем же человеком.

Выготский вместе с сотрудниками, чтобы проверить основные положения культурно-исторической теории, разработали «методику двойной стимуляции». С её помощью моделировался процесс знакового опосредствования, прослеживался механизм «вращивания» знаков в структуру психических функций – внимания, памяти, мышления.

Психологическая теория деятельности

Немотивированной деятельности не бывает, и любая деятельность имеет сложную структуру. Мотив является первым компонентом структуры деятельности и образуется на основе той или иной потребности.

Она может быть удовлетворена с помощью разных предметов, встречаясь с которыми приобретает возможность побуждать и направлять деятельность, формируя мотив. Отдельные действия, из которых состоит деятельность, направлены на достижение сознательно поставленных целей.

Мотив и цель деятельности не совпадают, например, выполняя задание по математике, цель школьника – решить задачу, но мотив, который побуждает его к деятельности, может быть другой – получить хорошую отметку или порадовать маму. В зависимости от того, в связи с каким мотивом ставится цель, смысл действия меняется.

Действие может выполняться с помощью разных операций, возможность использования которых определяется условиями, в которых разворачивается деятельность. Вопросы структуры деятельности и влияние деятельности на развитие ребенка, касаются внешнего плана действий, но есть еще план внутренний.

Психическое развитие в отечественной психологии понимается как формирование внутренних действий. Переход из внешнего плана во внутренний план действий, называется интериоризацией.

Она предполагает трансформацию внешних действий – обобщение, вербализацию, т.е. перевод в словесный план и сокращение.

Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, а в том, что это процесс, в котором внутренний план и формируется.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/uchenie_o_lichnosti/teoriya_l_s_vygodskogo/

Выготский Л.С. – Psichov.net Занимательная психология человека и его личности

Личность с точки зрения Выготского

Работы Л. С. Выготского (1896-1934) стал основой многих исследований и теории в когнитивном развитии в течение последних нескольких десятилетий, в частности, того, что стало известно как теория социального развития.

Теории Выготского подчеркивает фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания Выготский, 1978), так как он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «, что делает смысл».

В отличие от понятия Пиаже детских развитие обязательно должно предшествовать их обучения, Выготский утверждал, » обучение является необходимым и универсальным аспектом процесса разработки культурно организовано, специфически человеческие психологические функции »(1978, с. 90). Иными словами, социальное обучение как правило, предшествуют (т.е. приходят раньше) развития.

Выготский разработал социально-культурный подход к когнитивным развитием.Он разработал свои теории примерно в то же время, как Жан Пиаже начал развивать свои теории (1920-30-х), но он умер в возрасте 38 лет и так его теории являются неполными — хотя некоторые из его работ до сих пор перевод с русского .

Нет единого принципа (например, уравновешивания Пиаже) не может объяснить развитие. Индивидуальное развитие не могут быть поняты без обращения к социальным и культурным контекстом, в которую он встроен. Высшие психические процессы в отдельных имеют свое происхождение в социальных процессах.

Теории Выготского отличается от Piaget в ряде важных способов:

1: Выготский больше внимания уделяется культуре, влияющих / формирование когнитивного развития — это противоречит зрения Пиаже универсальные этапы и содержание развития. (Выготский не относится к стадии в том, как Пиаже делает).

2: Выготский ставит значительно больше внимания на социальные факторы, влияющие на когнитивное развитие (Piaget подвергается критике за недооценку этого).

3: Выготский ставит больше (и разные) акцент на роли языка в когнитивном развитии (опять Пиаже подвергается критике за отсутствие акцента на это).

Воздействие культуры : — Инструменты интеллектуальной адаптации

Как и Пиаже, Л. С. Выготский утверждал, что младенцы рождаются с основными материалами / способности для интеллектуального развития — Пиаже фокусируется на двигательные рефлексы и сенсорных способностей.

Л. С. Выготский ссылается на элементарных психических функций —

O Внимание

https://www.youtube.com/watch?v=b3vzKFs_WZs

О Sensation

О Восприятие

О памяти

В конце концов, через взаимодействие в социально-культурную среду, они развились в более сложные и эффективные психических процессов / стратегий, которые он называет высших психических функций .

Например, память у детей младшего возраста этом ограничивается биологическими факторами. Тем не менее, культура определяет тип памяти, мы разрабатываем стратегию.

 Например, в нашей культуре мы узнаем, заметок, чтобы помочь памяти, но в предварительном общества грамотности другие стратегии должны быть разработаны, например, завязывание узлов в строке помнить, или ношение галька, или повторение имена предков до больших чисел повторяется.

Выготский относится к инструментам интеллектуальной адаптации — они позволяют детям использовать основные психические функции более эффективно / адаптивно, а это определяется культурой (например, памяти мнемоника, карты памяти).

Поэтому Выготский видит когнитивные функции, даже те, проводимого отдельно, как пострадавших от убеждений, ценностей и инструментов интеллектуальной адаптации культуры, в которой человек развивается и, следовательно, социально-культурно детерминирована. Инструменты интеллектуальной адаптации варьироваться от культуры к культуре — как в памяти пример.

Социального влияния на когнитивное развитие

Как и Пиаже , Л. С. Выготский считает, что маленькие дети любопытны и активно участвует в их собственное обучение и открытие и развитие нового понимания / схемы. Тем не менее, Выготский уделять большее внимание социальным вклад в процесс развития, в то время как Пиаже подчеркивал собственной инициативе открытия.

По словам Л. С. Выготского (1978), много важной обучение на ребенка происходит через социальные взаимодействия с умелым наставником. Репетитор мая модель поведения и / или предоставлять устные инструкции для ребенка.

Выготский называет это кооперативная или совместного диалога.

 Ребенок стремится понять действия или указаний наставника (часто родитель или учитель), то усваивает информацию, используя его, чтобы вести или регулировать свою производительность.

Шаффер (1996) приводит пример молодой девушке, которая дала ей первую головоломку. Одна, она работает плохо при попытке решить головоломку.

Тогда отец сидит с ней и описывает или демонстрирует некоторые основные стратегии, такие как поиск всех встречному / EDGE частей и обеспечивает несколько частей для ребенка, чтобы собрать себя и дает надежду на то, когда она это делает.

 Когда ребенок становится более компетентным, отец позволяет ребенку работать более независимо. По словам Л. С. Выготского, этот тип социального взаимодействия с участием кооперативных или совместного диалога способствует когнитивного развития.

Для того, чтобы получить представление о теории Выготского на развитие когнитивных, надо понимать, двумя основными принципами работы Выготского: более знающими Другое (МКО) и зону ближайшего развития (ЗБР).

 Другие более знающими

Более осведомлены другие (МКО) несколько пояснений, он относится к тому, кто имеет лучшее понимание или более высокого уровня, чем способности ученика, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции.

Хотя подразумевается, что МКО является учителем или пожилого возраста, это не обязательно так. Много раз, сверстники ребенка или детей взрослых могут быть люди с более знаний или опыта.

 Например, кто, скорее всего, узнать больше о новейших подростковых музыкальных групп, как выиграть на последних PlayStation игры, или, как правильно выполнять новейшие танцы увлечение — ребенок или их родители?

В самом деле, МКО не нужно быть человеком вообще. Некоторые компании, для поддержки сотрудников в процесс обучения, в настоящее время с использованием электронных систем поддержки производительности.

Электронные репетиторы были также использованы в учебных заведениях, чтобы облегчить и направлять студентов в процессе обучения.

 Ключ к MKOs том, что они должны быть (или быть запрограммирована) больше знаний по данной теме изучается, чем ученик делает.

Зона ближайшего развития

Концепция более знающими Другие неразрывно связано со вторым важным принципом работы Выготского, зону ближайшего развития.

Это важное понятие, которое относится к разнице между, что ребенок может достичь самостоятельно и, что ребенок может достичь с руководством и поддержку от квалифицированных партнеров.

Например, ребенок не может решить головоломки (в примере выше) сама по себе и заняло бы много времени, чтобы сделать это (если вообще), но смог ее решить после взаимодействия с отцом, и разработала компетенции в это навык, который будет применяться к будущим лобзиком.

Л. С. Выготский (1978) видит зону ближайшего развития как области, где наиболее чувствительные инструкции или указания следует дать — что позволяет ребенку развивать навыки, которые они будут использовать сами по себе — развивающихся высших психических функций.

Выготский рассматривает также взаимодействие со сверстниками, как эффективный способ развития навыков и стратегий. Он предполагает, что учителя используют кооперативные упражнений обучения, где менее компетентны дети развиваются с помощью более умелыми сверстников — в зоне ближайшего развития.

Доказательства Выготского и зоне ближайшего развития

Фройнд (1990) провели исследование, в котором дети должны были решить, какие предметы мебели должны быть помещены в частности домов дом кукол.Некоторым детям было разрешено играть с матерью в подобной ситуации, прежде чем они пытались в одиночку (зона ближайшего развития), тогда как другие получили разрешение работать на этом сами по себе (Пиаже открытием обучение).

Фройнд обнаружили, что те, кто ранее работал с матерью (ЗБР) показала наибольшее улучшение по сравнению с их первой попыткой задачей. Вывод в том, что схемы обучения в ZPD привело к большему пониманию / производительность, чем работать в одиночку (открытие обучение).

По словам Л. С. Выготского (1962) 2 язык играет решающую роль в когнитивном развитии:

1: Это главный средства, которые передают информацию взрослых к детям.

2: Язык сам становится очень мощным инструментом интеллектуальной адаптации.

Частное речи, которая также называется внутренняя речь, относится к случаям, когда люди говорят вслух для себя. Это особенно распространено среди детей.Выготский был первым психологом, чтобы документировать важность частных речи и был достигнут значительный дискуссии относительно их назначения и ценности с точки зрения когнитивного и социального развития.

Выготский видит «частной речи» в качестве средства для детей, чтобы планировать мероприятия и стратегии и, следовательно, помочь их развитию.

Язык Поэтому ускоритель мышления / договоренность ( Джером Брунер также считает язык таким образом).

 Выготский считал, что дети, которые занимаются в больших количествах частной речи более социально компетентны, чем дети, которые не использовать его широко.

Выготский считал, что язык развивается из социальных взаимодействий, в целях коммуникации. Позже способности язык становится усвоены как мысль и «внутренней речи». Мысли является результатом языка.

Берк (1986) при условии, заоблачный поддержку понятие частной речи. Он обнаружил, что большинство частных выставлены речи детей служит для описания или направлять действия ребенка.

Берк также обнаружил, чем ребенок занимается частной речи чаще при работе в одиночестве на сложных задач, а также при их учитель не был немедленно доступен, чтобы помочь им. Кроме того, Берк также обнаружили, что личное речь развивается аналогично во всех детей, независимо от культурного фона.

Текущая приложений работы Выготского

Современное применение теории Выготского является «взаимное обучение», которая используется для совершенствования учащихся на обучение от текста.

В этом методе, учителя и студенты сотрудничают в обучение и практику четырех ключевых навыков: подведение итогов, допросы, разъяснения, и прогнозирования.

 Роль учителя в процессе уменьшается с течением времени.

Кроме того, Выготский имеет отношение к учебной такие понятия, как «строительные леса» и «обучение», в которой учителя или более продвинутых сверстников помогает структурировать или организовать задачу так, чтобы новичок может работать на нем успешно.

Теории Выготского также используются в настоящее время интерес к совместному обучению, предполагая, что члены группы должны иметь различные уровни способностей так более продвинутых коллег может помочь менее развитым членам деятельностью в пределах их ближайшего развития .

Работа в Vygotksy не получил такой же уровень интенсивного лаконично, что Пиаже имеет, отчасти из-за длительного процесса перевода Л. С. Выготского из русского языка.

Пожалуй, главная критика работы Выготского касается предположения, что это относится ко всем культурам.

 Рогофф (1990) отвергает идею, что идеи Vyogtsky являются универсальными и культурно вместо говорится понятие леса — которые сильно зависят от словесной инструкции — не могут быть одинаково полезны во всех культурах для всех видов обучения.

 Действительно, в некоторых случаях наблюдений и практики может быть более эффективным способов обучения определенным навыкам.

 от Саула Маклеод  опубликована 2007 обновленный 2013

Источник: https://psichov.net/l-s-vyigotskiy/

Теория развития Л.С.Выготского

Личность с точки зрения Выготского

Лев Семенович Выготский разработал фундаментальную теорию становления и развития высших, специфически человеческих психических функций у ребенка. Основная идея Выготского – о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Его концепция называется «культурно-исторической» потому, что, согласно этой концепции, сознание ребенка, специфические особенности его высших психических функций (произвольная память, произвольное внимание) формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития. Эти знаки опосредствуют его «низшие» (непроизвольные) психические функции и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.

Основные положения теории Выготского о развитии высших психических функций (ВПФ)

В развитии человека выделяются две линии развития:

  1. Натуральная линия развития – это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
  2. Культурная (историческая) линия развития – возникает при появлении общения с окружающим миром.

В условиях онтогенетического развития обе эти линии — биологическая и культурная — находятся в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хотя и сложный процесс.

Классификация психических функций

  • Низшие (элементарные) психические функции (НПФ) – натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
  • Высшие психические функции (ВПФ) – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность. К ним относятся абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Л.С.

Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Процесс формирования высшей психической функции растянут на десятилетие, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности.

Роль среды в развитии ребенка

Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию знаков – искусственно созданных человеком стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. ВПФ возникли при помощи знака.

Знаки — это психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение.

Универсальным знаком является слово.

Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (присвоения) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью.

Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких высших психических функций, как логическое мышление, воля, речь. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека.

Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными.

Соотношение обучения и развития

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – это процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков.

Выготский выделил и обобщил следующие наиболее широко распространенные точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития:

  1. Обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса. Развитие рассматривается как процесс, протекающий по типу созревания, а обучение — как чисто внешнее использование возможностей развития. Обучение надстраивается над развитием и ничего не меняет в нем по существу. При анализе умственного развития стараются разделить то, что идет от развития, и то, что идет от обучения.
  2. Обучение и развитие – два тождественных процесса. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Ребенок развит настолько, насколько обучен.
  3. Обучение и развитие – тесно связанные между собой процессы. Развитие понимается дуалистически: есть развитие как созревание и есть развитие как обучение. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, не зависимый от обучения. С другой стороны, обучение, в ходе которого ребенок приобретает новые формы поведения, отождествляется с развитием. Развитие (созревание) подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение как бы стимулирует процесс развития (созревания). Процессы обучения и развития разводятся, и одновременно устанавливается их взаимосвязь.

Этим теориям Выготский противопоставляет свою, согласно которой обучение и развитие — не два независимых процесса или один и тот же процесс; существует «единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития «.

По мнению Выготского, неверно ни отождествлять процессы обучения и развития, ни предполагать, что процесс развития совершается независимо от процесса обучения. Он утверждает, что между обучением и развитием существуют сложные отношения.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

  1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  2. Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.

Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/teoriya-razvitiya-l-s-vygotskogo/

ovdmitjb

Add comment