Irvuz

Льготы по акцизам

Признаки плательщиков акцизов

Льготы по акцизам

Плательщики акцизов должны перечислять в бюджет данный налог исключительно с суммы реализованных ценностей, подпадающих под него. Перечень подобных объектов ограничен и закреплен в НК РФ, кроме того, в кодексе четко описаны ставки, сроки уплаты и размеры ответственности за нарушения.

Кто должен уплачивать акцизы в бюджет?

Обстоятельства, при которых требуется заплатить акциз

Перечень объектов обложения акцизами

Деятельность, подпадающая под акцизы

Льготы по акцизам

Платят ли акцизы субъекты, не применяющие общий режим налогообложения?

Обложение акцизами при наличии посредника в товарообменных операциях

Кто должен уплачивать акцизы в бюджет?

Четкое указание на то, кто подпадает под определение «плательщик акцизов», содержится в п. 1 ст. 179 НК РФ. Так, в этой роли могут выступать:

  • юридические лица;
  • частные предприниматели;
  • субъекты, осуществляющие транспортировку подакцизных объектов через границу РФ, на основе таможенного законодательства.

Обстоятельства, при которых требуется заплатить акциз

Поскольку НК РФ увязывает возникновение обязательства по уплате акцизов с фактом совершения сделок по реализации соответствующих товаров — подакцизных, возможно выделение двух типов плательщиков:

  • постоянно реализующих (передающих) подакцизные товары и регулярно перечисляющих налог;
  • периодически подпадающих в категорию плательщиков акцизов.

В случае отсутствия описанных прецедентов фирма не должна осуществлять соответствующие платежи в бюджет. Данная норма закреплена в п. 2 ст. 179 НК РФ.

Перечень объектов обложения акцизами

Перечень объектов, облагающихся акцизом в обязательном порядке, включает:

  • Все виды этилового спирта, включая полученный из различных плодов, используемый для производства коньяка, приготовленный из винограда, денатурированный вариант продукта, а также висковые дистилляты.
  • Все категории продуктов крепостью более 9%, в составе которых есть спирт, за исключением:
    • медикаментов;
    • товаров ветеринарного назначения;
    • парфюмерии, косметики;
    • отходов, подлежащих переработке после производства алкоголя;
    • винных материалов.
  • Алкогольные изделия с крепостью более 0,5%, кроме тех, которые приведены в списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 № 656.
  • Сигареты, папиросы, сигары и иные изделия подобного назначения.
  • Легковые машины.
  • Мотоциклы с мощностью более 150 л. с.
  • Бензин, дизельное топливо и масла.
  • Горючее для бытовых печей, изготавливаемое путем прямой перегонки из дизельных фракций.
  • Бензол, параксилол, ортоксилол.
  • Керосин для авиационной техники.
  • Природный газ в ряде случаев, оговоренных законодательно.

Деятельность, подпадающая под акцизы

Действия, совершение которых с описанными выше объектами влечет за собой появление у компании статуса плательщика акцизов, приведены в ст. 182 НК РФ. К таковым можно причислить:

  • Продажу по любым каналам товаров из перечня.
  • Передачу указанных видов продуктов:
    • переработчиком на давальческой основе по завершении производственного цикла обратно владельцу, а также их части обратно компании, осуществляющей их обработку, в качестве платы за услуги;
    • внутри компании для последующего изготовления изделий, не признаваемых подакцизными (исключая бензин, полученный прямой перегонкой, потребляемый в процессе нефтехимического производства денатурированного спирта, предназначенного для неспиртосодержащей продукции);
    • для внутренних нужд компании;
    • в качестве вклада участника общества;
    • собственнику, вышедшему из состава соучредителей;
    • в переработку на давальческой основе.
  • Ввоз указанных товаров из-за границы.
  • Изготовление подакцизных продуктов, в частности:
    • денатурированного спирта;
    • бензина, посредством прямой перегонки;
    • бензола, параксилола или ортоксилола;
    • керосина для летательных аппаратов.

Для некоторых операций необходимо наличие специализированных свидетельств, указанных в ст. 179.1–179.3 НК РФ.

Льготы по акцизам

Основным условием для применения освобождения от акциза служит осуществление раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций. Перечень налоговых послаблений приведен в ст. 183 НК РФ. Итак, начислять акциз не надо:

  • при передаче подакцизных материалов и сырья для производства подакцизных изделий, за исключением указанного в подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ этилового спирта;
  • реализации соответствующих товаров за рубеж изготовителем или иным лицом, а также при перемещении их в порты ОЭЗ с российских территорий;
  • продаже конфискованных, бесхозных подакцизных изделий, а также при передаче их в производство под контролем соответствующих ведомств либо их уничтожении;
  • передаче внутри компании:
    • произведенного этилового спирта, который впоследствии будет применен при производстве парфюмерии и косметики;
    • ректификованного этилового спирта в цеха, занимающиеся выпуском алкогольных напитков;
    • дистиллятов различного происхождения для последующего применения при производстве алкогольных напитков.
  • определенных действиях с топливом для авиатехники, бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

Платят ли акцизы субъекты, не применяющие общий режим налогообложения?

В большинстве случаев фирмы, решившие работать с бюджетом по специальным схемам налогообложения, обязаны уплачивать акцизы. Но иногда факт проведения подакцизных операций может в конечном счете препятствовать дальнейшему использованию упрощенных вариантов отношений с бюджетом.

В частности, применение режимов ЕСХН и УСН запрещено для компаний, которые заняты выпуском подакцизных изделий. Данное правило распространяется и на давальческую переработку. В качестве обоснования можно привести п. 6 ст. 346.2, п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.03.2011 № 03-07-06/70.

К деятельности по переработке в НК РФ причисляется не только непосредственный выпуск подакцизных изделий, но также:

  • операции с алкоголем и пивом, выступающие элементом производственного цикла;
  • приготовление смесей продуктов в местах, где они складируются или реализуются, когда в итоге приведенного действия получается товар, облагаемый по большей ставке, чем исходный компонент.

Если действия совершаются не с изготовленными, а с купленными подакцизными товарами — использовать указанные налоговые режимы разрешено. Но их применение не освобождает компании от уплаты акцизов, поскольку в перечне бюджетных платежей, которые они заменяют, последние не указаны. Такой вывод можно сделать на основания п. 3 ст. 346.1 и ст. 346.11 НК РФ.

Отдельно стоит выделить ЕНВД: данный спецрежим не запрещен при совершении операций с подакцизными продуктами. В то же время его применение также не освобождает налогоплательщика от обязанности перечислять в бюджет акцизы.

Обложение акцизами при наличии посредника в товарообменных операциях

В случае реализации ценностей, относящихся к категории подакцизных, уплачивать налог в подавляющем большинстве ситуаций должна компания-изготовитель. Это правило не относится только к случаям реализации конфискованных и бесхозных товаров. Поэтому при заключении агентского договора обязательство платить акцизы у посредника не возникает.

Однако в подобных сделках есть определенная специфика, заключающаяся в необходимости исчислить и уплатить акциз в момент передачи агенту еще до дня фактической продажи конечному потребителю.

Именно так следует трактовать положения п. 2 ст. 195 НК РФ, где указано, что днем фактической реализации признается день отпуска или передачи ценностей.

Такое толкование подтверждено информацией, содержащейся в письме Минфина РФ от 01.10.2008 № 03-07-06/87.

***

В качестве обязанных уплачивать акцизы выступают компании и ИП, реализующие (передающие) определенный перечень подакцизных товаров. Осуществление этих бюджетных платежей никак не увязано с применением того или иного налогового режима, однако в ряде случаев упрощение расчетов с бюджетом невозможно при операциях с подакцизными товарами.

Агенты в посреднических операциях не обязаны уплачивать акцизы в бюджет с суммы реализации, ведь это должны делать непосредственно производители товаров. При этом начислить налог они должны в день передачи ценностей посреднику.

Источник: https://okbuh.ru/aktsizy/priznaki-platelshhikov-aktsizov

Льготы при налогообложении акцизами

Льготы по акцизам

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература 18

1.Операции, освобождаемые от налогообложенияакцизами

Переченьопераций, освобождаемых от налогообложенияакцизами, приведен в статье 183 НК РФ. Этоследующие операции:

1)реализация подакцизных товаров (заисключением нефтепродуктов), помещенныхпод таможенный режим экспорта, за пределытерритории Российской Федерации сучетом потерь в пределах норм естественнойубыли, а также операции, являющиесяобъектами налогообложения в соответствиис подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182НК РФ с нефтепродуктами, в дальнейшемпомещенными под таможенный режимэкспорта (оприходование индивидуальнымпредпринимателем, не имеющим свидетельства,нефтепродуктов, самостоятельнопроизведенных из собственного сырья иматериалов (в том числе подакцизныхнефтепродуктов), получение нефтепродуктовв собственность в счет оплаты услуг попроизводству нефтепродуктов издавальческого сырья и материалов;получение нефтепродуктов индивидуальнымпредпринимателем, имеющим свидетельство;передача индивидуальным предпринимателемнефтепродуктов, произведенных издавальческого сырья и материалов (в томчисле подакцизных нефтепродуктов),собственнику этого сырья и материалов,не имеющему свидетельства);

2)реализация нефтепродуктов.

Перечисленныеоперации не подлежат налогообложениютолько при ведении и наличии отдельногоучета операций по производству иреализации (передаче) таких подакцизныхтоваров.

Отметим,что налоговое законодательство непредусматривает четкие правила поорганизации и ведению раздельного учетапри налогообложении акцизами. Во всякомслучае, в настоящее время не существуетни одного нормативного документа поданному вопросу. Поэтому налогоплательщикисамостоятельно определяют порядокведения раздельного учета.

Как показываетпрактика, в ряде случаев эта”самостоятельность” не согласовываетсяс мнением налоговых органов, которыеподвергают сомнению методологиюплательщика акцизов.

Однако ввиду того,что порядок ведения раздельного учетав целях налогообложения акцизаминормативно не установлен, то требованияналоговых органов о ведении определенныхучетных регистров не основаны назаконодательстве.

Налогоплательщикосвобождается от уплаты акциза приреализации произведенных им подакцизныхтоваров и (или) передаче подакцизныхтоваров, произведенных из давальческогосырья, помещенных под таможенный режимэкспорта, за пределы территории РоссийскойФедерации при представлении в налоговыйорган поручительства банка в соответствиисо статьей 74 НК РФ или банковскойгарантии. Такое поручительство банка(банковская гарантия) должно (должна)предусматривать обязанность банкауплатить сумму акциза и соответствующиепени в случаях непредставленияналогоплательщиком документов,подтверждающих факт экспорта подакцизныхтоваров и неуплаты им акциза и (или)пеней.

Согласностатье 74 НК РФ поручительство банкаоформляется в соответствии с ГК РФдоговором между поручителем (банком) иналоговым органом, в котором налогоплательщиксостоит на учете. Этот же налоговыйорган будет принимать решение о заключенииили не заключении договора поручительства.

По договорупоручительства поручитель обязываетсяперед кредитором другого лица отвечатьза исполнение последним его обязательствпо договору полностью или частично (ст.361 ГК РФ). Договор поручительства долженбыть заключен в письменной форме.Несоблюдение письменной формы влечетнедействительность договора поручительства.

Статьей367 ГК РФ предусмотрены следующие условияпрекращения действия поручительства:

1)поручительство прекращается с прекращениемобеспеченного им обязательства, а такжев случае изменения этого обязательства,влекущего увеличение ответственностиили иные неблагоприятные последствиядля поручителя, без согласия последнего;

2)поручительство прекращается с переводомна другое лицо долга по обеспеченномупоручительством обязательству, еслипоручитель не дал кредитору согласияотвечать за нового должника;

3)поручительство прекращается, есликредитор отказался принять надлежащееисполнение, предложенное должником илипоручителем;

4)поручительство прекращается с окончаниемуказанного в договоре поручительствасрока, на который оно дано.

Если такойсрок не установлен, то поручительствопрекращается при непредъявлениикредитором иска к поручителю в течениегода со дня наступления исполненияобязательства.

Когда срок исполненияосновного обязательства не указан и неможет быть определен момент востребования,поручительство прекращается, есликредитор не предъявит иска к поручителюв течение двух лет со дня заключениядоговора поручительства.

Вкачестве уполномоченных банков могутвыступать платежеспособные коммерческиебанки, в которых у налогоплательщикаоткрыт расчетный и (или) валютный счет.При заключении договора следует обращатьвнимание на отсутствие у банков следующихкритериев неплатежеспособности:

-кредитная организация на протяжениипоследних шести месяцев неоднократноне удовлетворяет требования отдельныхкредиторов по денежным обязательствами (или) не исполняет обязанность поуплате обязательных платежей в срок дотрех дней с момента наступления датыих исполнения в связи с отсутствием илинедостаточностью денежных средств накорреспондентских счетах кредитнойорганизации;

-кредитная организация не удовлетворяеттребования отдельных кредиторов поденежным обязательствам и (или) неисполняет обязанность по уплатеобязательных платежей в сроки, превышающиетри дня с момента наступления даты ихудовлетворения и (или) даты их исполнения,в связи с отсутствием или недостаточностьюденежных средств на корреспондентскихсчетах кредитной организации;

-кредитная организация допускаетабсолютное снижение собственных средств(капитала) по сравнению с их (его)максимальной величиной, достигнутойза последние двенадцать месяцев, болеечем на 20 процентов при одновременномнарушении одного из обязательныхнормативов, установленных Банком России;

-кредитная организация нарушает нормативдостаточности собственных средств(капитала), установленный Банком России;

-кредитная организация нарушает нормативтекущей ликвидности кредитной организации,установленный Банком России, в течениепоследнего месяца более чем на 10процентов.

Банк-поручительможет быть зарегистрирован в одномсубъекте Российской Федерации, аорганизация состоять на учете в качественалогоплательщика в другом регионе.Тогда налоговый орган принимает решениео заключении договора поручительствас банком на основе информации,представленной налоговым органом поместу регистрации банка и самимбанком-поручителем.

Банковскуюгарантию, как и поручительство банка,следует рассматривать в качествеобеспечения обязательств налогоплательщикаперед налоговым органом, руководствуясьпри этом установленным ГК РФ понятиембанковской гарантии.

Согласно статье368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк,иное кредитное учреждение или страховаякомпания (гарант) дают по просьбе другоголица (принципала) письменное обязательствоуплатить кредитору принципала(бенефициару) в соответствии с условиямидаваемого гарантом обязательстваденежную сумму по представлениибенефициаром письменного требованияо ее уплате.

Статьей369 ГК РФ установлено, что банковскаягарантия обеспечивает надлежащееисполнение принципалом его обязательстваперед бенефициаром (основногообязательства).

Банковская гарантияоформляется во исполнение соглашениягаранта с принципалом.

Третий участникправоотношений – бенефициар, которымможет быть налоговый орган, реализуетсвое право путем предъявления письменноготребования об уплате налога и сборагаранту.

Обязательствогаранта перед бенефициаром по гарантиипрекращается в следующих случаях:

-после уплаты бенефициаром суммы, накоторую выдана гарантия;

-с окончанием определенного в гарантиисрока, на который она выдана;

-при отказе бенефициара от своих правпо гарантии и возвращения ее гаранту;

-вследствие отказа бенефициара от своихправ по гарантии, путем письменногозаявления об освобождении гаранта отего обязательств.

Приотсутствии поручительства банка(банковской гарантии) налогоплательщикобязан уплатить акциз в порядке,предусмотренном для операций пореализации подакцизных товаров натерритории Российской Федерации:

-в день отгрузки товаров (в моментоприходования нефтепродуктов),вывозимыхв таможенном режиме экспорта за пределыРоссийской Федерации начислить по нимсумму акциза по установленным налоговымставкам (если на данную дату с налоговыморганом не заключен договор поручительства);

-уплатить начисленную сумму в бюджет(если договор поручительства не заключендо истечения установленногозаконодательством срока уплаты).

Приуплате акциза вследствие отсутствия уналогоплательщика поручительства банка(банковской гарантии) уплаченные суммыакциза подлежат возмещению послепредставления налогоплательщиком вналоговые органы документов, подтверждающихфакт экспорта подакцизных товаров.

Такимобразом, операции по реализацииподакцизных товаров на экспорт в случаеотсутствия поручительства банка илибанковской гарантии до представлениядокументов, подтверждающих факт этогоэкспорта, рассматриваются как объектналогообложения акцизами. Суммы акциза,уплаченные налогоплательщиками по неподлежащим освобождению от налогообложенияоперациям по вывозу за пределы территорииРоссийской Федерации подакцизныхтоваров, подлежат возврату.

2.Налоговые вычеты

Каки по НДС, по акцизам предоставляютсяналоговые вычеты. Они прописаны в статье200 НК РФ.

Начнемс вычетов по любым подакцизным товарам,кроме нефтепродуктов.

Вычетам подлежатсуммы акциза, предъявленные продавцамии уплаченные налогоплательщиком приприобретении подакцизных товаров либоуплаченные налогоплательщиком приввозе подакцизных товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации,выпущенных в свободное обращение, вдальнейшем использованных в качествесырья для производства подакцизныхтоваров.

Дляприменения данного вычета необходимособлюдение ряда условий:

-к вычету принимается акциз по сырью,списанному в производство;

-произведенные товары должны бытьреализованы (переданы покупателям).Акциз по сырью, находящемуся на складе,не вычитается до тех пор, пока оно небудет израсходовано, а произведенныеиз него товары не будут реализованы;

-сырье должно быть оплачено. Еслипроизведенные из подакцизного сырьятовары уже реализованы или переданы,но не был произведен расчет с поставщикомсырья, вычет не производится;

-акциз по ввезенному сырью вычитаетсятолько после того, как он будет уплаченв бюджет. Вычет производится на основаниигрузовой таможенной декларации иплатежного поручения на перечислениеакциза в бюджет;

-налоговая база по сырью и произведеннымиз него товарам должна измеряться водинаковых единицах (в натуральном илив денежном выражении).

Вслучае безвозвратной утери указанныхподакцизных товаров в процессе иххранения, перемещения и последующейтехнологической обработки суммы акцизатакже вычитаются.

При этом вычетосуществляется в отношении налога,относящегося к части товаров, безвозвратноутерянных в пределах норм естественнойубыли, утвержденных уполномоченнымфедеральным органом исполнительнойвласти для соответствующей группытоваров.

Нормыестественной убыли для нефтепродуктовутверждены приказом Минтопэнерго Россииот 1 октября 1998 г. N 318, для этиловогоспирта – постановлением Госснаба СССРот 11 июля 1986 г. N 102.

Припередаче подакцизных товаров, произведенныхиз давальческого сырья (материалов), вслучае, если давальческим сырьем(материалами) являются подакцизныетовары, вычитаются суммы акциза,уплаченные собственником указанногодавальческого сырья (материалов) приего приобретении либо уплаченные импри ввозе этого сырья (материалов) натаможенную территорию РоссийскойФедерации, выпущенного в свободноеобращение, а также суммы акциза, уплаченныесобственником этого давальческогосырья (материалов) при его производстве.

Дляприменения данного вычета необходимопредставить платежный документ сотметкой банка, подтверждающий, чтодавалец уплатил акциз на таможне.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Uc05YzCYNOg.html

Льготы, плательщики акцизов и сроки уплаты

Льготы по акцизам

Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также индивидуальные предприниматели.

Если подакцизные товары произведены за пределами РФ из давальческого сырья, принадлежащего юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков на территории РФ, то налог уплачивают организации, оплатившие стоимость работ по изготовлению этих товаров и реализующие их.

Если организация-плательщик сдает в аренду основные средства, то для дальнейшей уплаты акциза предусмотрена следующая процедура: арендодатель обязан в трехдневный срок передать в свой налоговый орган сведения об арендаторе (юридический адрес, ИНН), и налоговый орган направляет эти сведения в налоговые органы, где зарегистрирован арендатор для последующих действий по взиманию акцизов. Налоговые инспекции ведут карточки лицевых счетов, в которых отражаются поступления акцизов по каждому плательщику.

Федеральным законом расширен круг плательщиков акцизов. В него включены:

  • § индивидуальные предприниматели и простые товарищества, производящие и реализующие подакцизные товары;
  • § организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;
  • § организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию России из стран, с которыми таможенный контроль отменен, или использующие эти товары для производства неподакцизных товаров.

Данная норма введена в целях установления единого порядка налогообложения подакцизных товаров, в том числе по товарам, по которым не происходит таможенное оформление грузов.

В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует предусмотренная Законом следующая система льгот – выведены из под налогообложения:

  • · Спирт-сырец и спирт коньячный (Закон РФ от 10 января 1997 г. № 12-ФЗ);
  • · Виноматериалы, поставленные в крупных емкостях (танкеры, цистерны и т.п.);
  • · Подакцизные товары, вывезенные в страны дальнего зарубежья;
  • · Легковые автомобили с ручным управлением, включая ввезенные на территорию РФ для реализации инвалидам по утвержденному Правительством РФ регламенту.

Также необходимо сказать, что федеральным законом № 29-ФЗ изменен механизм предоставления льготы по экспортируемым подакцизным товарам.

С целью возможности применения необоснованной льготы по экспорту (ложного экспорта), а также усиления контроля за порядком исчисления и уплаты акцизов по экспортируемым подакцизным товарам и избежания потерь доходов бюджета Законом предусмотрена система «залоговых» платежей акцизов при экспорте товаров с последующим их возмещением или зачетом в счет предстоящих платежей после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров с территории Российской Федерации за пределы территории государств – участников СНГ.

Одновременно законом предусматривается норма, согласно которой организациям, производящим подакцизные товары, вывозимые в дальнейшем за пределы России, налоговые органы могут предоставить отсрочку по уплате акциза по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления этими организациями гарантии уполномоченного банка в том, что в случае непредставления организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этого банка по истечении указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов.

В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 17.02.97 № ВЗ – 03/121 до особых указаний в качестве гарантий уполномоченных банков могут быть приняты гарантии банков, зарегистрированных в налоговых органах в качестве обслуживающих данную организацию – налогоплательщика.

Суммы акцизов, уплаченных по подакцизным товарам, использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, вывезенных за пределы территории государств СНГ, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, подлежат возврату.

Федеральным законом № 29 – ФЗ введен учетный метод отгрузки для исчисления акцизов с предоставлением отсрочки их уплаты на срок от 45 до 60 дней.

Согласно закону, акцизы уплачиваются:

  • § не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, по подакцизным товарам, реализованным с 1-го по 15-е число отчетного месяца включительно;
  • § не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным, по подакцизным товарам, реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Закон также определяет, что датой (моментом) реализации подакцизных товаров является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая товары, произведенные из давальческого сырья.

В таком же порядке определяется дата (момент) реализации в случаях натуральной оплаты труда подакцизными товарами собственного производства, а также при обмене или проведении взаимных зачетов с участием подакцизных товаров.

Например, организация реализует произведенные подакцизные товары. Отгрузка произошла 2 февраля и 20 февраля. Согласно федеральному закону, начисление акцизов по этим товарам производится соответственно 2 и 20 февраля. Последний срок уплаты акциза наступит соответственно 30 марта и 15 апреля.

В случае, когда эти товары реализуются на экспорт, исчисление и уплата акцизов по ним производятся в аналогичном порядке.

После представления (не позднее 90 дней после отгрузки) необходимых документов, подтверждающих вывоз таких товаров за пределы территории Российской Федерации, уплаченные суммы акциза засчитываются налогоплательщику в счет предстоящих платежей или возмещаются за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.

Задача 7. Пивзавод изготовил 3000 литров пива с объемной долей этилового спирта свыше 8,6% (ставка налога З руб. ЗО коп. за литр), 5000 литров пива с объемной долей до 8,6 % включительно (ставка налога 1 рубль за один литр). Рассчитать сумму акциза, причитающуюся уплате в бюджет.

О1 – 3000 литров пива О2 – 5000 литров пива

К1 – свыше 8,6% К2 – до 8,6 %

А1 – З руб. ЗО коп. за литр А2 – 1 рубль за один литр

Так как пиво относится к подакцизной продукции, на которую установлены твердые (специфические) ставки, сумма акциза исчисляется по формуле

С = А * О,

Где С – уплаченная сумма налога;

А – налоговая ставка;

О – объем реализованного вина.

Решение:

С1 = 3,30 * 3000 = 9900 руб С2 = 1 * 5000 = 5000 руб

С = 9900 + 5000 = 14900 руб

Ответ: 14900 руб.

Задача 8. Предприятие изготавливает ювелирные изделия, для их изготовления приобретено сырье на суммы 2000 тыс., рублей в т. ч. акциз 3000 рублей, реализовано товаров на сумму 5500 тыс., рублей. Ставка акциза на ювелирные изделия составляет 10%. Исчислить сумму акциза, причитающуюся уплате в бюджет.

Ц отп = 5500 тыс руб Ст = 10%

Так как ювелирные изделия относится к продукции, на которую установлены адвалорные (процентные) ставки сумма акциза исчисляется по формуле:

А = Ц – Ц опт,

Ц = (Ц опт 100%) (100% – Ст),

Где Ц – отпускная цена товара;

Ц опт – оптовая цена;

Ст – ставка акциза

Решение:

Ц = (5500 * 100%) (100% – 10%) = 550000 90% = 6111,1 руб

А = 6111,1 – 5500 = 611,1 руб

Ответ: 611,1 руб.

Page 3

В данной контрольной работе было рассмотрено понятие акцизов, их значение и роль в налоговой системе России. Представлена краткая история возникновения акцизов, их сущность.

Также здесь были перечислены объекты, облагаемые акцизами, предоставленные льготы, освобождающие от уплаты косвенных налогов и исчисление размеров акцизов.

Вторая глава содержит в себе решение задач с представленными формулами на соответствующую тему.

Контрольная работа также имеет приложение, в котором точный список подакцизных товаров со ставкой акциза.

Вылкова Е.С., Романовский М.В. «Налоговое планирование» СПб.: Питер, 2004. — 634 с.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2006.

Меркулова Т.А. Налогообложение: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2005. – 112 с.

Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение» 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2006. — 509 с.

Пансков В.Г. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации» 7-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2006. — 592 с.

Перов А.В., Толкушкин А.В. «Налоги и налогообложение» 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.

Под ред. проф. Г.Б. Поляка Бюджетная система России: Учебник для вузов/. – М.: Юнити-Дана, 1999. – 550 с.

Романовский М. В., Врублевская О.В. «Налоги и налогообложение» 6-е издание, 2007 год, 496 стр.

Свиридова Н.В., Козлова Т.Н., Вовкотруб В.В., Гафурова Ф.К. Налоговый учёт и отчётность: Учебное пособие. – Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. – 123 с.

Скворцов О.В., Скворцова Н.О. «Налоги и налогообложение» М.: Академия, 2003. — 240 с.

Источник: https://studwood.ru/1380948/finansy/lgoty_platelschiki_aktsizov_sroki_uplaty

1. Операции, освобождаемые от налогообложения акцизами

Перечень операций, освобождаемых от налогообложения акцизами, приведен в статье 183 НК РФ. Это следующие операции:

1) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта (оприходование индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов; получение нефтепродуктов индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство; передача индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства);

2) реализация нефтепродуктов.

Перечисленные операции не подлежат налогообложению только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Отметим, что налоговое законодательство не предусматривает четкие правила по организации и ведению раздельного учета при налогообложении акцизами. Во всяком случае, в настоящее время не существует ни одного нормативного документа по данному вопросу. Поэтому налогоплательщики самостоятельно определяют порядок ведения раздельного учета.

Как показывает практика, в ряде случаев эта “самостоятельность” не согласовывается с мнением налоговых органов, которые подвергают сомнению методологию плательщика акцизов.

Однако ввиду того, что порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения акцизами нормативно не установлен, то требования налоговых органов о ведении определенных учетных регистров не основаны на законодательстве.

Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров и неуплаты им акциза и (или) пеней.

Согласно статье 74 НК РФ поручительство банка оформляется в соответствии с ГК РФ договором между поручителем (банком) и налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Этот же налоговый орган будет принимать решение о заключении или не заключении договора поручительства.

По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств по договору полностью или частично (ст. 361 ГК РФ). Договор поручительства должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.

Статьей 367 ГК РФ предусмотрены следующие условия прекращения действия поручительства:

1) поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего;

2) поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника;

3) поручительство прекращается, если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем;

4) поручительство прекращается с окончанием указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано.

Если такой срок не установлен, то поручительство прекращается при непредъявлении кредитором иска к поручителю в течение года со дня наступления исполнения обязательства.

Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен момент востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.

В качестве уполномоченных банков могут выступать платежеспособные коммерческие банки, в которых у налогоплательщика открыт расчетный и (или) валютный счет. При заключении договора следует обращать внимание на отсутствие у банков следующих критериев неплатежеспособности:

– кредитная организация на протяжении последних шести месяцев неоднократно не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

– кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

– кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

– кредитная организация нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

– кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов.

Банк-поручитель может быть зарегистрирован в одном субъекте Российской Федерации, а организация состоять на учете в качестве налогоплательщика в другом регионе. Тогда налоговый орган принимает решение о заключении договора поручительства с банком на основе информации, представленной налоговым органом по месту регистрации банка и самим банком-поручителем.

Банковскую гарантию, как и поручительство банка, следует рассматривать в качестве обеспечения обязательств налогоплательщика перед налоговым органом, руководствуясь при этом установленным ГК РФ понятием банковской гарантии.

Согласно статье 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая компания (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Статьей 369 ГК РФ установлено, что банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).

Банковская гарантия оформляется во исполнение соглашения гаранта с принципалом.

Третий участник правоотношений – бенефициар, которым может быть налоговый орган, реализует свое право путем предъявления письменного требования об уплате налога и сбора гаранту.

Обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается в следующих случаях:

– после уплаты бенефициаром суммы, на которую выдана гарантия;

– с окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана;

– при отказе бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;

– вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии, путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации:

– в день отгрузки товаров (в момент оприходования нефтепродуктов),вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации начислить по ним сумму акциза по установленным налоговым ставкам (если на данную дату с налоговым органом не заключен договор поручительства);

– уплатить начисленную сумму в бюджет (если договор поручительства не заключен до истечения установленного законодательством срока уплаты).

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Таким образом, операции по реализации подакцизных товаров на экспорт в случае отсутствия поручительства банка или банковской гарантии до представления документов, подтверждающих факт этого экспорта, рассматриваются как объект налогообложения акцизами. Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиками по не подлежащим освобождению от налогообложения операциям по вывозу за пределы территории Российской Федерации подакцизных товаров, подлежат возврату.

2. Налоговые вычеты

Как и по НДС, по акцизам предоставляются налоговые вычеты. Они прописаны в статье 200 НК РФ.

Источник: https://mirznanii.com/a/234977/lgoty-pri-nalogooblozhenii-aktsizami

Налоговые вычеты по акцизам: общие условия, КБК, возмещение, льготы

Льготы по акцизам

Плательщики акцизов, как и все налогоплательщики, имеют право при определённых условиях снизить размер налога на подакцизные товары на суммы налоговых вычетов, установленных законом (статья 200 НК РФ).

Суммы

Налоговый вычет предусматривается на совокупный размер акцизов, выплаченных при совершении следующих действий:

  1. Предприятие приобретает или ввозит на таможенную зону страны, а затем выпускает в свободное обращение подакцизные продукты для использования их в виде сырья для производства подакцизной продукции.
  2. Организация приобретает, производит или ввозит в таможенную зону давальческое сырьё или передаёт подакцизные товары, полученные из такого сырья.
  3. Предприятие использует полученный из пищевого сырья этиловый спирт для изготовления винной продукции, предназначенной для производства алкогольной продукции.
  4. Покупатель возвратил или отказался от подакцизной продукции.
  5. Предстоящие поставки подакцизной продукции были предварительно оплачены получателем.
  6. Предприятие, имеющее разрешение на операции с этиловым спиртом, получает спирт и использует его для получения продукции без содержания спирта.
  7. Предприятие реализует спирт организации, обладающей разрешением на производство продукции без спирта, для производства такой продукции.
  8. Предприятие, имеющее лицензию на производство бензина прямой гонки, реализует этот бензин лицу, обладающему правом на переработку такого бензина.
  9. Производит операции с прямогонным бензином путём передачи подакцизных товаров собственного производства на переработку на давальческой основе и по передаче полученных из этого сырья продуктов собственнику данного сырья.
  10. Получает и использует прямогонный бензин при изготовлении нефтехимической продукции и (или) передаёт такой бензин в качестве давальческого сырья для изготовления нефтехимии.

Общие условия для принятия

Предприятие обладает правом на получение вычетов по акцизному налогу при соблюдении некоторых условий:

  1. Для произведения вычета необходимо предоставить один из следующих документов, доказывающих ввоз подакцизной продукции или уплату акцизного налога: расчётный документ, счёт-фактура, таможенные декларации или любые иные документы.
  2. Вычет полагается только на сумму, фактически уплаченную продавцом, или предъявленную плательщиком налога и уплаченную владельцем давальческого сырья.
  3. Вычет возможен только на ту сумму, которую уплачивает продавец товара или плательщик налога предъявляет владельцу давальческого сырья, а тот уплачивает её в бюджет.
  4. Вычетом облагается общая стоимость подакцизной продукции, используемой в виде исходного продукта, которая входит в расходы при изготовлении другой подакцизной продукции, принимаемой к вычету при расчёте налога на прибыль конкретного предприятия.

Важно:

  • В случае оплаты налога по подакцизному сырью для получения других подакцизных товаров, в документы необходимо вписать наименование организации, за которую производится данный платёж, иначе получить вычет будет невозможно.
  • Если в качестве давальческого сырья используется подакцизная продукция, за которую уже был выплачен налог на территории РФ, для получения вычета следует предоставить платёжные документы с подтверждением оплаты налога давальцем сырья.
  • Для получения вычета на этиловый спирт, используемый для изготовления неспиртосодержащей продукции, необходимо предоставить:
    • лицензию на право изготовления этилового спирта (неспиртосодержащей продукции);
    • договор с изготовителем спирта (или с налогоплательщиком, обладающим разрешением на изготовление неспиртосодержащих товаров);
    • акты приёма-передачи спирта;
    • реестровые номера счёт-фактур производителей спирта;
    • накладные документы на отпуск спирта.

Что надо для возмещения

По окончании налогового периода может случиться так, что общий размер вычетов окажется больше общего размера исчисленного налога. Разница в этом случае должна быть возмещена (зачтена или возвращена) в порядке, установленном ФЗ № 366 от 24 ноября 2014 года.

Правом на такое возмещение пользуются предприятия:

  • имеющие право на обработку или другие операции, связанные со следующими продуктами: бензин прямой гонки; бензол, параксилол, ортоксилол;
  • обладающие свидетельством согласно ст. 179.5 НК;
  • вписанные в реестр эксплуатантов Гражданской авиации и получившие документ об этом;
  • указанные в ст. 182, п.1, пп.30 и 31.

Его порядок

Для возмещения налога необходимо написать в налоговую инспекцию заявление о возмещении не позже 5 суток после сдачи налоговой декларации.

 В заявлении его податель обязуется уплатить все издержки или возвратить разницу при принятии отрицательного решения или если заявление будет удовлетворено частично.

Эти обязательства должны быть подтверждены банковской гарантией. Прилагаются реквизиты счёта для перечисления средств.

На обработку заявления отводится 5 дней. Проверяются следующие критерии:

  • соответствие пп.2 и 3 ст.182 НК;
  • наличие недоимок по платежам;
  • наличие неоплаченных штрафов и пеней.

Решение о возмещении налога или отказе в возмещении сообщается в письменном виде в течение 5 суток после его вынесения. Решение должно сопровождаться разъяснениями с соответствующими статьями законов. Государство обязывает налоговые органы возвратить всю сумму налога не позднее 5 суток после оповещения налогоплательщика о своём решении.

Льготы и налоговая оптимизация акцизов

Для того, чтобы уменьшить налоговое бремя, предприятия и предприниматели могут использовать два пути: пользоваться льготами, представленными государственными законами, и находить собственные пути законного снижения суммы налогов.

При уплате акцизного налога отдельные налогоплательщики могут воспользоваться льготами, предусмотренными государственными законами.

Целью таких льгот является стремление государства улучшать экономические показатели, например, расширить экспорт определённых товаров.

Льготы дают преимущества тем лицам, которые ими пользуются, в сравнении с другими лицами. Льготы имеют несколько форм:

  • полное освобождение от уплаты акциза;
  • применение нулевой ставки налогообложения;
  • уменьшение налога с помощью вычета;
  • возврат ранее уплаченного налога.

Отдельной статьи, определяющей условия получения льгот, в НК РФ не имеется, но описание различных послаблений при уплате акциза обнаруживается в других статьях:

  • ст.183 (виды операций, освобождённых от уплаты акциза);
  • ст.182 и некоторые другие;
  • некоторые статьи Таможенного кодекса;
  • пункты решений, принятых Коллегией Евразийской комиссии по экономике.

Собственная деятельность организации с целью снизить налоговые выплаты называется оптимизацией. Реализуется она с помощью корпоративного налогового менеджмента.

Оптимизационные схемы должны быть разумными, эффективными, надёжными, безвредными, автономными. Главным критерием должно быть удовлетворение требованиям законов.

При производстве подакцизной продукции можно применить следующие схемы оптимизации:

  1. Заниматься производством продукции с меньшим процентным содержанием спирта (до 9%), за которые ставка налога ниже;
  2. Расфасовывать лекарства с содержанием спирта в меньшие ёмкости. От ёмкости зависит категория товара, а значит, ставка налога.
  3. Выпускать товары с высоким процентом спирта в виде лекарства, а не просто алкогольного напитка (например, бальзамы). За лекарства акциз ниже.
  4. Изготовлять пиво таких сортов, в которых содержание спирта меньше 8,6%, а алкоголь – до 25%, что даёт возможность почти в 1,5 раза уменьшить размер акциза. Конечно, это не может касаться водки и коньяка.
  5. Заниматься реализацией своей продукции за границей, в странах с более льготным сбором акцизных налогов.

Множество подобных схем существуют в отношении природного газа, прямогонного бензина и иных подакцизных товаров.

КБК

Код бюджетной организации (КБК) – это классификация расходов, доходов и источников, формирующих бюджет государства. Это своеобразная форма расчётного счёта любой организации, с помощью которого можно отправить деньги по нужному адресу, в данном случае — на счёт государства, чтобы избежать пеней или штрафов при направлении выплат по некорректному адресу.

КБК указывается в любом платёжном документе на перечисление любых денежных средств. Представляет собой ряд из 20 цифр, подразделённых на 4 части, независимые друг от друга:

  • первые 3 цифры – код государственной организации;
  • следующая 1 цифра – группа, к которой относится доход;
  • следующие 2 цифры – код платежа;
  • следующие 5 цифр – статья и подстатья дохода;
  • следующие 2 цифры – уровень бюджета (бюджет региона или федеральный);
  • следующие 4 цифры – ключевые, они означают причину платежа. Таких причин всего 3: собственно налог, пеня или штраф.
  • Последние 3 цифры – виды дохода: налог, от собственности, неналоговый.
Код КБК по акцизу на полученный из исходного пищевого сырья этиловый спирт182 1 03 02011 01 1000 110;
Код пеней по нему 182 1 03 02011 01 2100 110;
Код процентов по нему 182 1 03 02011 01 2200 110;
Код штрафов по нему 182 1 03 02011 01 3000 110.

Вследствие неверного введения КБК у предприятия иногда могут возникнуть проблемы с задолженностью по одному виду выплат и переплата по другому виду. В этом случае возможен возврат излишне уплаченных сумм.

Решение об этом принимают местные налоговые службы в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика.

Так что после уплаты задолженности по определённому платежу возможно обратиться за возвратом другого платежа.

Как быстро вернуть налоговые вычеты, расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/nalogooblozhenie/aktsizy/vychety.html

ovdmitjb

Add comment