Irvuz

Культура речевого поведения

Культура речевого поведения, Русский язык и культура речи – Реферат

Культура речевого поведения

1. Понятие речевого поведения

2. Специфика культуры речевого поведения

Заключение

Список литературы

Выдержка из текста

Речевое поведение как аспект культуры речи… Глава 2 Работа по совершенствованию речевой культуры первоклассников (опытно — педагогическая работа)… работы по совершенствованию речевой культуры первоклассников (формирующий эксперимент)… 48

ʙ опросам «умения го ʙ орить» пос ʙ я щаются статьи ʙ журналах и газетах, так как ʙ последние годы не ʙ нимание к культуре речи при ʙ ело к тому, что большая часть нашего общест ʙ а не умеет пра ʙ ильно и краси ʙ о го ʙ орить.

Проблема исследо ʙ ания: како ʙ ы усло ʙ ия обучения пер ʙ окласснико ʙ пра ʙ илам рече ʙ ого по ʙ едения Проблема культуры речи ʙ олно ʙ ала и продолжает ʙ олно ʙ ать многих уч е ных.

Исходя из определенной нами проблемы исследования вытекает цель и с следования: определить условия обучения первоклассников правилам речевого поведения Объект исследования: процесс обучения первоклассников речевому поведению.

Методы исследования — метод сплошной выборки (для выборки материала), семантический анализ (для анализа значения той или иной лексической единицы — маркера конфликтной речевой ситуации), контекстуальный анализ.

Методы исследования — метод сплошной выборки (для выборки материала), семантический анализ (для анализа значения той или иной лексической единицы — маркера конфликтной речевой ситуации), контекстуальный анализ.

Помимо этого, речевой этикет имеетнациональную специфику.

Любой народ создает свою систему правил речевого поведения. К примеру, особенностью русского языка является присутствие в нем двух местоимений — «ты» и «вы», воспринимаемые, как формы второго единственного числа. Выбор той или другой формы зависит от социального положения собеседников, официальной/неофициальной обстановки, характера их отношений.

По мнению А. А. Леонтьева, смысл воздействия на реципиента сводится к тому, чтобы подтолкнуть и направить его поведение в нужное нам направление.

Осуществить это возможно найдя в системе его деятельности «слабые точки», определить факторы, управляющие мотивами его поведения, и грамотно воздействовав на них.

Таким образом, целью любого речевого воздействия является направление и управление организацией деятельности собеседника.

Они направлены на осознание важности норм поведения и последовательное следование им, они формируют сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям. Культура речевого поведения основывается на речевом этикете.

Д. Богоявленский, А. Гвоздев, Д. Эльконин, А. Леонтьев, А. Ревуцкая, Е. Соботович, А. Шахнарович, М.

Шеремет и другие отмечают, что основной движущей силой развития речи ребенка является семантика языка, и придают большое значение расширению границ смысловой стороны слова, словосочетания, фразы.

Это предполагает уделение большего внимания развитию семантики языковых единиц, семантических отношений между ними средствами литературного творчества.

Современные исследования показывают, что основным направлением словарной работы должно быть обеспечение речевого развития детей, создание условий для усвоения языковых средств и речевых навыков в системе дальнейшей подготовки ребенка к школе.

Все мы знаем, насколько важна культура речевого поведения для хорошего востребованного специалиста.

Без сомнения, формирование грамотной речи зависит от многих факторов: семьи, культуры воспитания, окружения и, конечно же, образования, желания личности самосовершенствоваться.

Однако, несмотря на вполне благополучную обстановку, в последнее время наблюдается резкое падение общей речевой культуры, что вызывает беспокойство не у одних специалистов.

Допустим частное лицо, посетитель, проситель, клиент совсем не обязательно находится на работе и получает за свое участие в официально-деловых отношениях заработную плату, то сотрудник фирмы, компании, разного рода учреждений и предприятий находится на службе, является официальным лицом, а значит, обязан вести себя соответственно, и обеспечение официально-деловой ситуации — его служебный долг.

Список источников информации

1.Виноградов С. И., Платонова О. В. Культура русской речи. — М.: Инфра-М, 1999.

2.Данилова Т. А. Культура речевого поведения как структурная составляющая вербальной культуры личности. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. — 2007. — № 5.

3.Зимняя И. А. Лингво-психология речевой деятельности. — М. — Вильнюс, 2001.

4.Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2001.

5.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.; 2003.

6.Муравьев Н. В. Язык конфликта. — М.: Термика, 2004.

7.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. Научно-популярное издание. — М.: Высшая школа, 1989.

список литературы

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/referat/kultura-rechevogo-povedeniya/

Культура речевого поведения

Культура речевого поведения

Введение

1.Особенности речевого поведения

2.Значение культуры речи в воспитании

3.Речь как средство утверждения социальногостатуса

4.Закономерности речевого поведения вмассовой коммуникации

Заключение

Списоклитературы

Введение

Два жизненных проявления человека— деятельность и поведение— различаются тем, чтов деятельности поступки определяютсясознательными целями и мотивами, аповедение нередко глубоко в подсознание.

В соответствии с этим специалисты потеории речевой деятельности, психолингвисты,определяют речевую деятельность какмотивированное, определяемое целямисознательное речевое проявление, аречевое поведение —как лишенное осознанной мотивировкиавтоматизированное, стерео­типноеречевое проявление (в силу типичнойприкрепленности такого проявления ктипичной, часто повторяющейся ситуацииобщения).

Речевое поведение человека- сложное явление, оносвязано с особенностями его воспитания,местом рождения и обучения, со средой,в которой он привычно общается, со всемисвойственными ему как личности и какпредставителю социальной группы, атакже и национальной общностиособенностями.

Анализ особенностей речевогообщения в социальном взаимодействиисвязан с различением следующих уровнейсоциальной коммуникации:

  • общение людей как представителей тех или иных групп (наци­ональных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель — подчиненный, консультант — клиент, преподаватель — студент и т.д.);

  • передача информации множеству лиц: прямая в случае публич­ной речи или опосредованная в случае средств массовой ин­формации.

1.Особенности речевого поведения

Речевое поведение людей всоциально ориентированном общенииимеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить,что в социальном взаимодействии отчетливовыражен обслуживающий характер речевойдеятельности; здесь речь всегда подчиненавнеречевой цели, направлена на организациюсовместной деятельности людей.

Этаособенность предопределяет значительноболее строгую (в сравнении с межличностнымвзаимодействием) регламентацию речевогоповедения.

Хотя нормы речевого поведенияотносятся к сфере молчаливых соглашениймежду членами общества, именно в сфересоциально ориентированного общения ихсоблюдение сопровождается значительноболее строгим контролем.

В прагматическом изучении языкасформулирован ряд конкретных правил,выполнение которых позволяет людямдействовать совместно. Исходнымиусловиями являются:

  • наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

  • ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который со­ответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Отметим основныеправила речевой коммуникации,обусловленные этим принципом:

1) высказываниедолжно содержать ровно столько информации,сколько требуется для выполнения текущихцелей общения; излишняя информацияиногда вводит в заблуждение, вызываяне относящиеся к делу вопросы исоображения, слушающий может быть сбитс толку из-за того, что предположилналичие какой-то особой цели, особогосмысла в передаче этой лишней информации;

2) высказываниедолжно по возможности быть правдивым;старайтесь не говорить того, что считаетеложным; не говорите того, для чего у васнет достаточных оснований;

3) высказываниедолжно быть релевантным, т.е. соответствоватьпредмету разговора: старайтесь неотклоняться от темы;

4) высказываниедолжно быть ясным: избегайте непонятныхвы­ражений, избегайте неоднозначности;избегайте ненужного многословия.

Реальная речь грешит отступлениямиили нарушениями тех или иных правилкоммуникации: люди бывают многословны,не всегда говорят то, что думают, их речьбывает отрывочной, неясной.

Однако еслипри этом нарушение не касается базовогопринципа кооперации, взаимодействиепродолжается и достигается тот или инойуровень взаимопонимания.

В противномслучае отступление от правил можетобернуться разрушением коммуникациии деградацией речи.

Наряду с принципом кооперацииважное значение для регулированиясоциальных взаимодействий имеет принципвежливости. Последнийвсецело принадлежит речевому этикету(о котором речь пойдет дальше).

Отметим,что такие ключевые максимы принципавежливости, как тактичность, великодушие,одобрение, скромность, согласие,благожелательность, выраженные (или невыраженные) в речи, самым непосредственнымобразом определяют характер социальныхвзаимоотношений.

Отчетливо осознаваемая отправителемсообщения цель требует продуманнойформы сообщения и прогнозируемой реакцииаудитории.

Отличительная особенностьречевой коммуникации в социальномвзаимодействии связана с достаточноопределенными ожиданиями со стороныполучателей сообщения.

Причем этиожидания обусловлены более или менееустойчивыми ролевымистереотипами, существующимив представлении адресатов, а именно:как должен говорить представитель тойили иной социальной группы, какая речьвызывает или не вызывает доверие, владеетили не владеет выступающий темой и т.п.Чем более официальной является речеваяситуация, тем более формализованыожидания слушателей.

Естественным следствием описанныхособенностей становится своеобразнаяобезличенность речи в социальномвзаимодействии, когда участники речевогообщения говорят как бы не от себя, не отсвоего имени, а «от имени группы», т.е.так, как принято говорить в группе,представителями которой в даннойситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействииособое значение приобретают применяемыесобеседниками речевые стратегии итактики.

Под стратегиейречевого общения понимаютпроцесс построения коммуникации,направленной на достижение долговременныхрезультатов.

Стратегия включает в себяпланирование речевого взаимодействияв зависимости от конкретных условийобщения и личностей коммуникаторов, атакже реализацию этого плана, т.е. линиюбеседы.

Целью стратегии может являтьсязавоевание авторитета, воздействие намировоззрение, призыв к поступку,сотрудничеству или воздержанию откакого-либо действия.

Тактика речевого общенияпонимается как совокупность приемовведения беседы и линия поведения наопределенном этапе в рамках отдельногоразговора. Она включает конкретныеприемы привлечения внимания, установленияи поддержания контакта с партнером ивоздействия на него, убеждение илипереубеждение адресата, приведение егов определенное эмоциональное состояниеи т.д.

Тактика может меняться взависимости от условий общения,по­лученных сведений, чувств и эмоций.Один и тот же человек при различныхобстоятельствах стремится реализоватьразличные цели или стратегическиелинии. Смена тактик в разговоре— мыслительная операция,хотя может совершаться и интуитивно.Собирая и осмысливая тактические приемы,можно научить применять их сознательнои мастерски.

Чтобы управлять течением беседы,необходимо заранее продумывать общуюкартину и возможные варианты развитияразговора, научиться распознаватьключевые точки, в которых возможна сменатемы, стремиться вычленить применяемыесобеседником приемы речевого воздействия,оценить его стратегию и тактику,вырабатывать пути гибкого реагирования- подыгрывания или оказания противодействия.Плохо, когда говорящий имеет в запасетолько один вариант разговора, а егоречь построена жестко.

  • Реферат >>Этикаречевогоповедения 2. Значение культуры речи в воспитании 3. Речь как средство утверждения социального статуса 4. Закономерности речевогоповедения … массовой ин­формации. 1.

    Особенности речевогоповеденияРечевоеповедение людей в социально ориентированном …

  • Курсовая работа >>Иностранный язык … , перед которой демонстрирует собственную культуруречевогоповедения.

    И если присутствие культуры на экране, как правило … – рассмешить телезрителя. Однако показателем низкой культурыречевогоповедения является употребление в эфире обсценной лексики …

  • Реферат >>психология, педагогика

    , что называют куль турой общения культуройречевогоповедения. Чтобы владеть ею, важно понимать … , является составной частью культурыповедения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения …

  • Реферат >>Культура и искусство … Ухова Предметом нашего исследования является речевоеповедение ведущих авторских телевизионных программ « … преимуществу). Иную модель речевогоповедения выбирает для реализации своей … М.: Изд-во «Языки русской культуры», 2000. 5.

    Толковый словарь русского …

  • Реферат >>Культура и искусство … факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культураречевогоповедения важна всем людям, чья деятельность … и третий – этический аспект культуры речи.

    Правила речевогоповедения, этические нормы речевойкультуры являются одним из …

  • Дипломная работа >>Педагогика … А. Акишина и Н.И.

    Формановская предлагают следующее: «Речевой этикет – правила речевогоповедения, определяемые взаимоотношениями говорящих. Такие … учащиеся младших классов получают представление о культуреречевогоповедения, о видах речи и ее значении в …

  • Реферат >>Культура и искусствокультуры характерна абсолютизация этикетных требований к поведению вообще и к речевомуповедению в частности. Носитель другого речевого … важный элемент всякой национальной культуры.

    В языке, речевомповедении, устойчивых формулах общения сложился …

  • Курсовая работа >>Педагогикаречевогоповедения его носителей. 3.2. Овладение формулами речевого этикета как необходимая предпосылка развития культуры общения Речевой … …).

    Из приведенных примеров видно, что культураречевогоповедения предполагает выбор не только отдельного …

  • Дипломная работа >>Педагогика … но элементарный критерий речевойкультуры.

    Подлинная высота речевойкультуры определяется разнообразием способов выражения … культура – это всякий раз и культураповедения людей, включая и культуруречевогоповедения, культуру речи. Под названием “культура

  • Реферат >>Языковедение … в себя то, что называют культурой общения, культуройречевогоповедения. Чтобы владеть ею, важно понимать … сущность русского речевого этикета. В коммуникативном общении …

Источник: https://topref.ru/referat/163762.html

ovdmitjb

Add comment