Irvuz

Кризисная интервенция

Кризисная интервенция

Кризисная интервенция

Кризисная интервенция – это экстренная психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Она базируется на принципах краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности профессионала или добровольца кризисной помощи и симптомо-центрированного контроля.

Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия.

Кризисная психотерапия показана при так называемых осложненных кризисах, то есть при развитии или высоком риске развития болезненных состояний у человека, переживающего кризис.

Конечно, любая угрожающая или ранящая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека.

Если эти трансформации подконтрольны человеку и он в силах самостоятельно справиться с ними, то вмешательства психотерапевта не требуется.

Если же негативные изменения приобретают длительный характер и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психологической и психотерапевтической помощи.

Основные принципы кризисной интервенции

1. Эмпатический контакт. Это важнейшее условие кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека – это самое простое и самое сложное. С установления эмпатического контакта начинается кризисное вмешательство.

2. Безотлагательность. Кризисное вмешательство характеризуется безотлагательностью, предельной срочностью.

3. Высокий уровень активности консультанта. Консультант должен проявлять максимальную активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис, и в сборе информации, чтобы как можно скорее оценить ситуацию и наметить план действий.

4. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной интервенции – предотвращение катастрофических последствий. Основная цель – обучение пользоваться адаптивными способами преодоления кризиса и восстановление психологического равновесия.

5. Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (доброволец, психолог, психотерапевт) в первую очередь обеспечивает пациенту поддержку.

6. Фокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть достаточно структурированным, чтобы помочь сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.

7. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор. Кризисная помощь должна быть реалистичной и целенаправленной, поэтому ее общая стратегия может быть построена по типу обучения стратегии решения проблем.

Программа кризисной помощи как модели решения проблем

1. Выявление проблемы. Задача кризисного консультанта – помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Развитие проблемы предполагает изменения в жизни и в способности человека справиться с новыми обстоятельствами.

Поэтому полезно задавать следующие вопросы: «Что сегодня изменилось по сравнению со вчерашним днем?», или: «Что нового произошло в последние дни (недели)?». Важно выяснить все обстоятельства кризисной проблемы, а также роль значимых людей в ее развитии, поскольку они могут помогать либо являться причиной кризиса [13].

Если кризис вызван травматическим событием, крайне необходимо восстановить картину произошедшего и помочь пострадавшему объяснить травматические события.

2. Выяснение действий человека, переживающего кризис. Важно узнать, что уже делалось для разрешения проблемы. Вопрос «Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)?» и подобные ему отражают уверенность консультанта в том, что человек может восстановить контроль над событиями и найти выход из кризиса.

Это помогает также переосмыслить произошедшее. Человек, переживающий кризис, захвачен сильными эмоциями, он может испытывать страх, отчаяние, растерянность. Его способность ясно мыслить блокирована.

Одна из целей прояснения событий и действий -уменьшение эмоционального напряжения пациента и помощь в восстановлении способности к рациональному мышлению.

3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса. Иногда следует начать с очень маленькой цели, главное, чтобы она была реальной, достижимой. На первых порах очень важно просто изменить эмоциональное состояние переживающего кризис, повысить активность или, наоборот, успокоить его.

Последовательно обсуждаются все возможные варианты поведения человека в ближайшие дни: «Что вы будете делать через час, сегодня вечером?» и т. п.

Очень полезно составить конкретный план действий на период до следующей встречи («антикризисный план»), но, если этого не получится, не следует форсировать события, принуждая человека сделать больше, чем он может в данный момент. Любые чрезмерные интервенции могут привести к усугублению чувства беспомощности и тупика.

Важно помнить, что самооценка человека, переживающего кризис, зачастую резко снижается. Поэтому следует позаботиться о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие-либо образцы весьма эффективного поведения в качестве примера, так как это может усилить тревогу и ощущение слабости пациента.

Совместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных действий, выбираются наиболее практичные варианты.

В итоге кризисного вмешательства человек должен осознать, что он самостоятельно решил свои проблемы, а не получил готовые «рецепты» поведения от специалистов; только в этом случае психотерапевтическая помощь не будет ограничена выведением клиента из данного кризиса, а усилит адаптационные возможности личности, послужит профилактике кризисных состояний в будущем. Таким образом, на этапе кризисной интервенции позиция психотерапевта должна быть скорее партнерской, нежели директивной, а методы воздействия – косвенными и мягкими.

Итак, общим смыслом описанной стратегии действий является помощь (1) в понимании смысла происшедшего, то есть в «построении» субъективной теории кризисного события, (2) в восстановлении чувства контроля над своей жизнью, (3) в восстановлении реалистичной самооценки.

Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях.

Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие как на психические, так и на соматические функции человека.

1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 174 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 916 с.

3. Мюлленайзен Б. Синдром стресса. – Казань: Изд-во КГУ, 1993. – 134 с.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

5. Карварсарский Б.Д. Психотерапия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.

6. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.

7. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб: “Речь”, 2004.

8. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с.

9. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

10. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб: “Речь”, 2004.

11. С.Л. Психология экстремальных ситуаций / С.Л. Соловьева. – СПб: ЭЛБИ, 2003 г. – 128 с.

12. http://romek.name

13. «Кризисные события и психологические проблемы человека» под ред. Л. А. Пергаменщика. С. 183-188.

Источник: https://studbooks.net/1418270/psihologiya/krizisnaya_interventsiya

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

Понимание кризиса в практике социальной работы приводит к тому, что существует достаточно большое количество моделей работы с клиентом.Джеймс и Джилиланд выделяют следующие модели кризисной интервенции.

Модель равновесия Когнитивная модель Психосоциальная модель переходных стадий
В соответствии с этим подходом, кризис выводит индивида из состояния психологического равновесия, при оказании помощи, клиент, обучаясь справляться с кризисом, возвращается в исходное состояние Основана на предположениях, в соответствии с которыми, в основе кризиса лежат ложные представления о ситуации у клиента, сложившиеся в результате взаимодействия личности со средой, работа над прояснением ситуации привод к разрешению кризиса Связана с концепцией о кризисах развития, возникающих на протяжении жизни, они являются составной частью жизнедеятельности человека, поэтому поддержка осуществляется в целях более эффективного поиска новой идентичности

Особенность интервенций связано прежде всего с учетом эмоционального состояния клиента.

В одних случаях реакции клиента и работа с ними является центральным звеном работы в кризисной ситуации.

В других случаях работа сфокусирована на оценке потребностей клиента, исходя из общего понимания социальным работником и клиентом кризиса и тех ситуаций, которые предопределили этот кризис.

В третьих случаях работа направлена на снижения уровня тревожности клиента, при этом работа с эмоциональными проявлениями в центре внимания практиков социальной работы.

  Посмотреть оригинал

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://bstudy.net/658619/psihologiya/krizisnaya_interventsiya

Интервенция

Кризисная интервенция относительно зависимого человека является методом, который разработал V. Johnson.

Как показывает практика РЦ «Двенадцатый регион», применение метода интервенции является эффективной формой помощи зависимому человеку, которая успешно используется, прежде чем будут применены принудительные формы воздействия (например, лечебно-трудовой профилакторий, лишение родительских прав и пр.).

Хорошо подготовленная и проведенная интервенция приводит к тому, что 9 из 10 человек принимают решение поддаться терапии.

Происходящее во время интервенционной встречи несет в себе огромную силу, и, если такая встреча будет подробно и правильно организована, все участники достигают общей цели: мотивации своего близкого зависимого человека начать собственное лечение.

Почему кризисная интервенция всегда эффективна?

Во-первых, даже если зависимый не принимает решения обратиться за лечением, своего рода конфронтация с близкими и родными людьми, которая состоится в атмосфере уважения и принятия, отныне «забирает» у зависимого состояние комфорта от употребления.
Во-вторых, кризисная интервенция полезна также и ее участникам (не только зависимому), так как чаще всего они впервые выходят из позиции «полного молчания» и стыда за своего зависимого родственника.

Ниже (в большом сокращении) описана поэтапная реализация кризисной интервенции. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ самостоятельно проводить этот метод воздействия (убеждения), потому что в ходе реализации интервенции участники проявляют сильные и чаще смешанные эмоции. Специально обученный психотерапевт предвидит все возможные сценарии развития событий и подготовит к ним всех участников.

Реализация интервенции

Подготовка группы участников (3-6 человек)
Участники интервенции – это те люди, которым сам зависимый небезразличен: супруга, братья и сестры, родители, дети, друзья, коллеги по работе и др. Это должны быть значимые для зависимого люди, не состоящие с ним в конфликте.

Сбор необходимой информации (3-5 примеров) Здесь каждый из участников должен вспомнить конкретные ситуации, связанные с употреблением зависимого, лучше всего за период последнего месяца, но не более, чем за полгода. Затем, каждый описывает ситуацию, которая напрямую относилась к нему. Например:

«В пятницу мы договорились с тобой о совместном походе вместе с детьми в кино. Ты с самого утра пил. Когда мы с детьми вернулись домой, чтобы собраться в кино, то увидели, что на кухне валялись две бутылки от спиртного, а ты пьяный спал возле дивана. Мы пошли без тебя».

Очень важно, чтобы ситуации употребления были описаны как бы из метапозиции, без оценивания, обвинений и каких-либо выводов. Важно знать, что помощь профессионала здесь будет бесценной, так как именно он зачитает список происшествий и поможет дать им правильную формулировку.

Сбор информации о местах получения помощи, где зависимому окажут эффективную помощь и лечение, например, реабилитационный центр.

Подготовка и репетиция душевной преамбулы (вступления)

Здесь участники-итервенторы записывают, почему они это делают, формулируют – насколько важен и ценен для них зависимый, что любят его, ценят, хотят ему помочь. Также, каждый из участников в завершение должен огласить ультиматум: какие меры будут им предприниматься, если зависимый не обратится за лечением в реабилитационный центр.

Вся эта информация подготавливается в письменной форме, ведь если вдруг участника захлестнут эмоции, то он всегда может восстановить контроль над собой, обратившись к записям.

Выбор лидера

Лидер – это участник интервенционной процедуры, который контролирует ее ход, окончание и оглашает ультиматум. Очень важно, чтобы это был значимый для зависимого человек.

И здесь вновь очень важно, чтобы терапевт помог в выборе лидера и подготовил его для этой роли.

Лидер заканчивает встречу, еще раз подчеркивая, что всем присутствующим зависимый (алкоголик или наркоман) небезразличен, обобщает ультиматумы и дает информацию об учреждениях, где зависимый может получить помощь.

Генеральная репетиция, которой руководит профессионал (психолог, психотерапевт).

Определение места для проведения интервенции. Очень важно, чтобы зависимый во время проведения интервенции был трезв. Это обязательное условие.

После интервенции очень важно, чтобы участники встретились с терапевтом, который поможет закрыть возможные эмоциональные эффекты после процедуры.

Реабилитационно-адаптационный центр «Двенадцатый регион». Помогаем избавиться от зависимостей.Звоните +375 (29) 631-29-99

Источник: http://12region.by/krizisnaya-interventsiya/

ovdmitjb

Add comment