Irvuz

Краткая история развития психологии

Краткая история развития психологии

Краткая история развития психологии

В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим наиболее важные моменты в истории развития психологии.

Античная психология

Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.

Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения.

Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения.

Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.

Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура.

Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля.

Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.

В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти.

  Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков.

  В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.

В период эллинизма важнейшими для психологии являлись вопросы этики и нравственности, взаимоотношений между личностью и обществом. В обсуждении принимали участие школы эпикурейцев, стоиков, киников, платоников.

В философии и литературе (пример – «Медея» Еврипида) внимание фокусировалось на ценности отдельного человека и его праве на собственные этические нормы.

Проблему свободы рассматривали киники, пришедшие к выводу, что для ее обретения человек должен стать самодостаточным и освободиться от стыда.

Психология в Средние века

Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось  уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир.

Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать.  В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв.

возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.

Лишь в XII–XIII вв. средневековая психология получила предмет исследования – «телесную душу», отличающуюся от «духовной», изучаемой богословием (так называемый деизм). К XIV–XVI вв. античные труды стали доступны для изучения, их авторы превратились в непререкаемые авторитеты.

Средневековая психология изучала процессы мышления, в частности, вопрос универсалий (общих понятий). Реалисты полагали, что общие понятия существовали в уме Бога до сотворения вещей, номиналисты отрицали существование общих понятий в реальности, а концептуалисты доказывали существование универсалий в уме человека.

Связь психических и соматических болезней изучал средневековый арабский мыслитель Ибн Сина, заложивший основы психофизиологии и исследования стрессов.

Психология в Новое время

В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения.

Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В.

 Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.

Р. Декарт обосновал теорию рефлекса (употреблял термин «ассоциации»), объясняя поведение животных и непроизвольные движения человека. Он выделял также пассивные эмоции (страсти), связанные с мышлением и являющиеся одной из составляющих человеческих понятий.

Эта концепция послужила основанием для развития когнитивной теории эмоций. Психику Декарт отождествлял с сознанием, допускал самопознание психики (интроспекцию).

  Он также ввел понятие рациональной интуиции («света разума»), надличностного процесса, необходимого для познания врожденных идей (например, идеи Бога).

Лейбниц ввел принцип активности, опровергая мнение о познании как независимом от человеческих эмоций и мотивов процессе. Его концепция души-монады положила начало изучению области бессознательного (Лейбниц называл бессознательное перцепцией, а сознательное – апперцепцией). Б.

Спиноза, изучая проблемы свободы воли и природы человеческих чувств, сформулировал понятие аффектов – желания (влечения), удовольствия (радости) и неудовольствия (печали). Т. Гоббс распространил принцип механистического детерминизма на психическую жизнь человека.  В 1590 г. Н.

Гоклениус предложил термин «психология».

Психология в XVIII веке

В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш.

Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон.  Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями.

Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).

Х. Вольф разработал терминологию немецкой психологии, опубликовал книги «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Появляются концепции, связывающие психику с культурным окружением, географической средой (Д. Вико, Ш. Монтескье, И.

 Гердер), закладываются основы социальной, дифференциальной и этнопсихологии. Ж. Ламетри ввел в научный оборот понятие «потребности», начал изучать внимание.  Сенсуалистический подход развивал Э. Кондильяк в «Трактате об ощущениях» (1754 г.

), утверждая, что психическая деятельность представляет собой преобразованные ощущения.

К. Гельвеций объяснял различия людей разным социальным положением и воспитанием, считал, что способности приобретаются в процессе обучения. Ж.-Ж.

Руссо, напротив, придерживался концепции «естественного человека», согласно которой общество прививает отрицательные качества доброму и честному от природы человеку. Руссо также создал развернутую периодизацию психического развития. П. Ж.

Кабанис выдвинул гипотезу о трех уровнях психической регуляции поведения – сознательном, полусознательном и рефлекторном.

Х. Вольф разработал теорию «психологии способностей», пытаясь найти разумное обоснование психических процессов. Его идею о спонтанной активности души развивали И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, придя в итоге к формированию представлений о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

Психология в ХIХ – начале ХХ вв

Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой.

Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной.

Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).

Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.

Открытия Г. Гельмгольца положили начало развитию психофизиологии. Тупиковой ветвью физиологии оказалась френология –  теория (ее сформулировал Ф. Галль) о том, что развитие отдельных участков коры мозга влияет на форму черепа, вызывая появление «шишек». Однако проверка и опровержение этой теории стимулировали развитие экспериментальной психологии.

Развивались также психофизика (основатель – Г. Фехнер), служащая измерению ощущений (появляется понятие «порог ощущения») и психометрия (основатель – Ф. Дондерс), измеряющая скорость психических процессов. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальным изучением памяти на рубеже XIX – XX вв. занимался Г.

Эббингауз.

В конце XIX –  начале XX вв. психология насчитывала уже ряд школ, представители которой по-разному трактовали ее предмет и задачи, методы. Это были структурализм (Э. Титченер), функционализм (Ф. Брентано, К. Штумпф), Вюрцбургская  (О. Кюльпе, Н. Ах) и французская (Т. Рибо, Э. Дюркгейм) школы, описательная психология (В.

Дильтей, Э. Штранглер). В частности, работы функционалистов доказывали, что психика – это динамичный поток сознания. Ученые Вюрцбургской школы первыми начали экспериментальное изучение мышления. В. Дильтей разработал подход, получивший позднее название «психологизм». Он предложил не объяснять психику, а понимать, постигать ее.

Психология в ХХ – начале ХХІ вв

В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:

  •  бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour –  поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
  •  гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
  •  психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
  •  аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
  •  социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель)  – утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.

Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
  • когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
  • логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.

На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.

В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований,  направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма.  Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов).

  Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию  – А.

Лурия.

Сегодняшнее состояние психологической науки  Дж. Миллер назвал «интеллектуальным зоопарком», подразумевая разнообразие областей психологии, слабо связанных друг с другом. Среди самих ученых нет единого мнения о возможности существования некой объединяющей теории, так как накопленный объем знаний, вероятно, делает ее не только невозможной, но и ненужной.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://moy-karapuzik.ru/kratkaya-istoriya-razvitiya-psixologii/

История психологии – Психологос

Краткая история развития психологии

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума.

До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век

2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах.

Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

XIX век

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений.

С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).

В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры.

Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания.

В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей».

В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии.

Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия.

Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология.

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология.

Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику.

И по сей день марксистско-ленинские теории так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм.

Когнитивная психология шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью.

В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Современное положение

В настоящее время психология стала не только полноправной наукой, но и частью обыденной жизни (так, консультации психологов помогают людям справляться с личными проблемами). Особенно этот процесс заметен в странах Западной Европы и в США.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/istoriya-psihologii

ovdmitjb

Add comment