Irvuz

Краткая характеристика психологической структуры личности

Структура личности в психологии. Социальная и психологическая структура личности

Краткая характеристика психологической структуры личности

Структура личности – основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности – то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

В зависимости от того, как мы представляем структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею.

Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

Мировосприятие личности

Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция – важный элемент мировосприятия личности.

Направленность личности

Направленность личности – это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности – способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Опыт личности

Опыт – отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.

Способности личности

Способности – важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека – это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей – множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Характер, или психотип личности

Характер, или психотип – совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры – вариантов не счесть.

Темперамент личности

Темперамент – энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек – реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

Рисунок тела личности

Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует “Я”: хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.

Психологическая структура личности

Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, «фундаментальное значение имеет сознание…

Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности». Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности. К.К.

Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур:

  • биологически обусловленных особенностей;
  • особенностей отдельных психических процессов;
  • опыта личности;социально-обусловленных качеств.

Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами. Структура личности, полагает другой психолог А.Г.

Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.

В. Петровского основными структурными компонентами признается также темперамент, характер и способности.

Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологическую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности. Темперамент характеризует тип нервной системы человека.

Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово “темперамент” произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четырех жидкостей в теле человека.

Отсюда и происходит название темпераментов:

  • кровь (сангвие) — сангвиник;
  • слизь (флегма) — флегматик;
  • желтая желчь (холе) — холерик;
  • черная желчь (мелано холе) – меланхолик.

Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.

Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым.

«Темперамент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума».

Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки.

  • Обычно сангвинику свойственна общительность;
  • флегматику выдержка и самообладание;
  • холерику — страстность, активность, увлеченность в работе;
  • меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность.

К негативным сторонам темперамента относятся:

  • у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность;
  • у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость;
  • у холерика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий;
  • у меланхолика — замкнутость и застенчивость.

Характер можно представить в виде общего качества личности, проявляющегося через отношения к людям, к делу, к вещам и себе. В характере отражаются все основные особенности личности. Слово “характер” в переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты, вторичные черты и доминирующие черты.

Вторичные черты описывают человека в общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой, общительный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокупности вторичных черт выбирают основу для первичных черт.

Синтез первичных черт дает по отношению к конкретному лицу одну-две доминирующие черты личности: общительный, замкнутый, эмоциональный, инертный и т. д.

Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные качества. Все три составляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Способности — это психические свойства личности, обеспечивающие успешное овладение какой-либо деятельностью. Изучение способностей необходимо для познания интеллекта человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду деятельности.

Обычно выделяют общие и специальные способности.

К общим способностям относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство воображения, легкость запоминания. Сюда же включают широту, глубину, логичность и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в любой деятельности.

Специальные способности нужны для успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует выделить педагогические, управленческие, лингвистические, организаторские способности и т. д. К специальным способностям относятся также познавательные, творческие, диагностические способности.

При оценке людей важно определить наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития способностей называется талантом.

Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики.

К числу таких проблем относится социальная структура личности. Структурный анализ личности представляет собой одну из главных задач как социологии, так и социальной психологии.

В рамках последней проделана большая работа по изучению социально-психологической структуры личности, основанная на значительном эмпирическом материале.

Структура сложных явлений, а к ним безусловно относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов.

Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции.

Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения (о нем пойдет речь в другом разделе пособия).

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией.

Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми.

Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек.

Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д.

Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне.

Ведь главное в личности – ее социальное качество.

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит.

Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием “субъект деятельности”. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Элементы социальной структуры личности.

На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:

1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;

2) объективные социальные потребности личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности.

Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека как общественного существа.

Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;

3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности (некоторые остаются на этой стадии всю свою жизнь).

Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество – основная отличительная черта человека как личности;

4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности – превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: “…широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру”.

5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется.

Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение (“ближнее” – родственники, друзья, знакомые и т.д. и “дальние” – общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения.

В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3613

Структура личности – психология

Краткая характеристика психологической структуры личности

Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности.

Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры.

Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо.

Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия.

Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении.

Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка.

Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности.

Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности.

Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми.

С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом.

Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне.

С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения.

Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей.

Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания.

Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу.

Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую.

Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я.

Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин.

Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность.

Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-1084.html

Психологическая структура личности (коротко)

Краткая характеристика психологической структуры личности

Гуманистическая психология подчеркивает, что люди имеют свободную волю и что это играет активную роль в определении того, как они себя ведут. Соответственно, гуманистическая психология фокусируется на субъективном опыте людей, а не на принудительных, окончательных факторах, определяющих поведение.

  Авраам Маслоу и Карл Роджерс были сторонниками этой точки зрения, основанной на «феноменальной области» теории Комбса и Сныгга (1949).

 Роджерс и Маслоу были среди группы психологов, которые десятилетиями работали вместе над созданием « Журнала гуманистической психологии», Этот журнал был в основном ориентирован на просмотр людей в целом, а не на то, чтобы сосредоточиться исключительно на отдельных чертах и ​​процессах внутри человека.

Роберт У. Уайт написал книгу «Аномальная личность», которая стала стандартным текстом о ненормальной психологии . Он также исследовал человеческую потребность стремиться к достижению позитивных целей, таких как компетентность и влияние, чтобы уравновесить акцент Фрейда на патологических элементах развития личности.

Маслоу проводил большую часть своего времени, изучая то, что он называл «самоактуализирующими людьми», теми, кто «выполняет себя и делает все возможное, чтобы сделать».

 Маслоу считает, что все, кто интересуется ростом, стремятся к самореализации (рост, счастье, удовлетворение). Многие из этих людей демонстрируют тенденцию в размерах своих личностей.

 Характеристики самоактуализаторов в соответствии с Маслоу включают четыре ключевых измерения:

  1. Осведомленность – постоянное наслаждение и страх жизни. Эти люди часто испытывали «пиковый опыт». Он определил пиковый опыт как «усиление любого опыта до такой степени, что есть потеря или трансцендентность самого себя». Пиковый опыт – это тот, в котором индивид воспринимает расширение себя и обнаруживает единство и значимость в жизни. Интенсивная концентрация на активности, в которой участвует, например, запуск марафона, может вызвать пиковый опыт.
  2. Реальность и проблема сосредоточены – имеют тенденцию касаться «проблем» в окружении.
  3. Принятие / Спонтанность – принятие окружения и то, что нельзя изменить.
  4. Невосприимчивое чувство юмора / демократия – не любезно шутите о других, что можно рассматривать как оскорбительное. У них есть друзья всех слоев общества и религий и очень близкие друзья

Биопсихологические теории

Биология играет очень важную роль в развитии личности. Изучение биологического уровня в психологии личности фокусируется прежде всего на определении роли генетических детерминант и способах формирования отдельных личностей.

 Некоторые из самых ранних размышлений о возможных биологических основах личности выросли из случая Финеаса Гейджа .

 В 1848 году аварии, большой железный стержень был изгнан через голову Gage, и его личность , по- видимому изменилось в результате, хотя описания этих психологических изменений, как правило , преувеличены.

В целом, пациентов с повреждением головного мозга трудно найти и изучить.

 В 1990-х годах исследователи начали использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и более позднюю функциональную магнитно-резонансную томографию (МРМ), которая в настоящее время является наиболее широко используемым методом визуализации, чтобы помочь локализовать личностные черты мозга.

Генетическая основа личности

С тех пор, как проект « Геном человека» позволил значительно глубже понять генетику, продолжаются споры, связанные с наследуемостью, личностными качествами и экологическим и генетическим влиянием на личность. Известно, что человеческий геном играет определенную роль в развитии личности.

Раньше исследования генетической личности фокусировались на определенных генах, соответствующих специфическим чертам личности.

 Сегодняшний взгляд на отношения ген-личность фокусируется прежде всего на активации и экспрессии генов, связанных с личностью, и является частью того, что называется поведенческой генетикой, Гены предоставляют множество вариантов изменения различных клеток; однако среда определяет, какие из них активированы.

 Многие исследования отметили эту взаимосвязь различными способами, в которых могут развиваться наши тела, но взаимодействие между генами и формирование наших умов и личности также имеет отношение к этим биологическим отношениям.

https://www.youtube.com/watch?v=_qjgeeBCuM4

Взаимодействие ДНК-окружающей среды играет важную роль в развитии личности, поскольку эта взаимосвязь определяет, какая часть кода ДНК фактически превращается в белки, которые станут частью индивидуума.

 Было отмечено, что, хотя в геноме доступны различные варианты, в конце концов, среда является конечной определяющей способностью активизации.

 Небольшие изменения в ДНК у индивидуумов приводят к уникальности каждого человека, а также различиям в внешности, способностях, функционированию мозга и всем факторам, которые достигают высшей точки, чтобы развить сплоченную личность.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/psihologicheskaja-struktura-lichnosti/

Психологическая характеристика личности

Краткая характеристика психологической структуры личности

Человек уже рождается человеком, у него в генах заложены природой предпосылки для развития человеческих качеств и признаков. Строение человеческого тела предполагает прямохождение, структура мозга дает возможность развития интеллекта, строение рук перспективы для использования орудий труда и так далее.

Этим человеческий младенец отличается от детеныша животных. Факт принадлежности младенца к роду человеческому фиксируется в понятии индивид. В данном термине воплощается родовая принадлежность человека. Индивид – это и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны.

Человек является биологическим существом, животным, которое наделено сознанием, речью, обладающее способностью трудиться, а также познавать окружающую действительность и изменять, преобразовывать ее.

Вместе с тем, человек – общественное существо.

Это важный признак, потому что общественные отношения и общественная жизнь, коллективный труд подчинили себе и изменили телесную, биологическую организацию человека.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В психологии широко употребляется также понятие «личность».

Определение 1

Личность – социально-психологическая сущность человека, которая является результатом усвоения человеком общественных форм поведения и сознания.

Личность способна осуществлять выбор и оценивать последствия принятых решений, иметь активную жизненную позицию.

Природные особенности являются важными предпосылками, необходимым условием психического развития, но при этом они не определяют характер, способности, интересы, идеалы, убеждения человека.

Мозг, являясь биологическим образованием, служит предпосылкой для проявлений личности, но сами они – это продукт общественного человеческого бытия.

Существо, которое обладает человеческим мозгом, развиваясь вне рамок человеческого общества, не станет никогда даже подобием личности.

В психологии вместе с понятиями «личность» и «человек» употребляют также понятие «индивидуальность».

Определение 2

Индивидуальность – это личность определенного человека, в ее конкретном варианте, как неповторимый симбиоз своеобразных психологических особенностей.

Структура личности

Личность представляет собой сложное целое. Одновременно в этом сложном целом выделяется структура личности. Это три основных блока:

  • направленность личности, то есть система отношений к окружающему миру, которая включает потребности, интересы, мотивы поведения, идеалы, убеждения, склонности, мировоззрение;
  • возможности личности, так называемые способности и задатки;
  • психологические особенности поведения, включающие темперамент и характер.

Психологические характеристики личности

Существует три самые важные психологические характеристики личности:

  • устойчивость,
  • единство,
  • активность.

Не смотря на изменчивость и пластичность психических проявлений личности, отчетливо проявляется относительное постоянство ее психического склада, что дает возможность предвидеть поведение определенной личности в разных ситуациях.

Замечание 1

Личность является единым целым, где все черты неразрывно связаны между собой. При этом каждая черта личности обретает свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Именно поэтому личность формируется и воспитывается в целом, а не по частям.

Активность личности выражается в многосторонней и многообразной деятельности, которая направлена на познание и преобразование окружающего нас мира, на трансформацию собственной природы и психического склада.

Для эмпирической психологической характеристики личности необходимо определить направление анализа. Это обусловлено сложностью и противоречивостью объекта.

Для правильного понимания личности требуется анализ социальной ситуации, в которой развивается личность, ее социальной позиции и статуса.

Изучая динамические тенденции личности, в частности, ее потребности, интересы, мотивы, желания, ценностные ориентации, установки, идеалы, ее направленность, можно понять и интерпретировать содержание выполняемых личностью социальных ролей, ее статус и позицию.

Следует отметить, что качество исполняемых ролей, статус, позиция обусловлены как динамическими тенденциями личности, так и потенциалом индивидуально-психического развития, задатками, способностями и одаренностью.

Реализованные социальные роли, личностный статус, мотивы и потребности, ценностные ориентации и установки, динамика и структура отношений личности, преобразуются в систему устойчивых свойств личности – черты характера, которые выражают отношение человека к людям, среде и самому себе.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/metodicheskie_voprosy_prepodavaniya_psihologii/psihologicheskaya_harakteristika_lichnosti/

ovdmitjb

Add comment