Irvuz

Концепция личности Фрейда

Теория личности по Фрейду

Концепция личности Фрейда

  • Что такое психоанализ.
  • Основные концепции.
  • Структура личности.

Психоанализ — направление в психологии, включающее психологическую концепцию личности человека и систему методов по лечению расстройств психики был разработан на рубеже 19 и 20 веков австрийским ученым — неврологом Зигмундом Фрейдом.

В настоящее время система методов психоанализа значительно расширена усилиями многочисленных ученых, последователей теории Фрейда, например такими, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, а также, так называемыми неофрейдистами, такими как Эрик Фромм, Гарри Салливан и др.

Различные методы и системы основанные на теории психоанализа, в наше время широко используются в психологическом консультировании и психотерапии.

Несмотря на то, что на сегодняшний день эти методы используют множество существенно отличных друг от друга методов и базируются на совершенно различных подходах к личности человека, ее структуре и развитию, все они используют в качестве базовой идеи одни и те же концепции, разработанные Фрейдом.

Основные концепции психоанализа

Вот несколько фундаментальных основ психоанализа в той или иной мере присущих большинству психоаналитических методов.

— поведение человека, состояние его психики (сознания) в значительной степени зависят от внутренних бессознательных мотивов, которые определяются либидо или сексуальным влечением (в процессе развития это положение было неоднократно скорректировано или оспорено последователями Фрейда).

— Основная причина психологических проблем личности (неврозы, депрессии, страхи, комплексы) — почти неизбежный конфликт между бессознательными импульсами (желаниями) и сознательной частью личности.

— Ослабления этого конфликта или даже избавления от него можно добиться через осознание личностью травмирующих воспоминаний вызывающих конфликт, путем высвобождения этого материала из сферы бессознательного и последующей работы с ним при посредстве (помощи) психоаналитика.

— Психика человека обладает защитными механизмами, препятствующими осознанию содержимого бессознательного.

Структура личности (психики) по Фрейду

Согласно теории Зигмунда Фрейда существует три различных уровня сознания человека.

1. СОЗНАНИЕ. Это собственно часть нашего сознания, которая нами осознается в каждый момент времени. Здесь находится наш мыслительный процесс, эмоции сопровождающие этот процесс, восприятие при помощи органов чувств, рациональный опыт познания мира. Сознание — единственная часть нашей психики (и по Фрейду очень незначительная), которая подлежит реальному осознанию.

2. ПРЕДСОЗНАНИЕ (подсознание). Говоря компьютерным языком, это часть психики представляет из себя некое подобие оперативной памяти. Эта часть не осознается нами в каждый момент времени, однако при необходимости, мы имеем доступ к его содержимому. Здесь содержатся воспоминания, наши знания, это наша память.

3. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Это недоступная для рационального осознания часть нашей психики. Здесь находится материал, по тем или иным причинам вытесненный из сознания и предсознания.
Это страхи, неприемлемые устремления (сексуальные и агрессивные), вытесненный опыт, иррациональные устремления.

При этом сама личность, включающая в себя все три уровня сознания (психики) структурно состоит также из трех частей. Это ИД (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).

— ИД (ОНО) это изначальная (базовая) часть психики с которой и рождается человеческое существо. Именно оно отвечает за выживание в реальном мире, отвечает за обеспечение базовых потребностей.

По Фрейду ИД руководствуется принципом максимального удовольствия (наслаждения), и по природе своей несет в себе принцип Абсолютного Эгоизма и удовлетворения потребности.Согласно устремлениям ИД единственное благо — это удовлетворение этих потребностей причем немедленно и любой ценой.

Так младенец, структура личности которого еще не сформировалось, руководствуется именно этим принципом.

Считается, что эта часть психики находится полностью в бессознательном.

— ЭГО (Я). Фрейд считал, что эта часть личности развивается в первые три года жизни младенца. Причина ее развития — необходимость во взаимодействии с внешним миром и развивается оно руководствуясь рациональным принципом реальности.

Что это означает? Это значит то, что ребенок начинает понимать, что немедленное и безусловное удовлетворение желаний ИД сопряжено и известными трудностями и его исполнение приходится увязывать с некоторыми реалиями окружающего мира.

Эти реалии — наличие других людей у каждого из которых также есть свои желания и потребности. На основе опыта происходит осознание того, что безусловное эгоистичное поведение (того что требует ИД) может принести определенные проблемы.

Так происходит постепенное формирование стратегий поведения с учетом внешних обстоятельств. Эта часть психики находится и в сознании, и в предсознании, и в бессознательном.

— СУПЕР ЭГО. Согласно Фрейду эта часть сознания формируется примерно к 5 годам и содержит нравственные принципы, которые формируются в сознании к этому времени, благодаря влиянию родителей, других людей, а также описанных ранее внешних обстоятельств жизни ребенка.

Именно эта часть личности ответственна за формирование оценок плохо — хорошо, приемлемо-неприемлемо. Фрейд разделял эту часть личности на две оставляющие — совесть и Я — идеал.

Супер Эго, как и эго находится во всех трех «стихиях», в сознании, в предсознании и в бессознательном.

По мнению Фрейда показателем полностью психически здорового человека является контроль Эго над Супер Эго и Ид.

Иначе говоря Эго должно быть сильнее других частей личности.По сути, исходя из логики структуры личности, роль Эго сводится к рациональной деятельности по достижению компромисса между Ид и Супер Эго. Тем не менее надо понимать, что роль Я в любом случае сводится к удовлетворению ИД максимально быстрым и при этом безопасным для личности способом.

Полностью же удовлетворить и то и другое в реальных обстоятельствах жизни в социуме практически невозможно.

В случае если в человеке доминантным является Супер Эго, то мы имеем в итоге пуританина, неукоснительно следующего моральным принципам и (или) высоким идеям, которые стоят во главе угла и подавленные устремления Ид, постоянно стремящиеся выйти наружу.Если же доминантным является Ид, то данная личность будет естественно стремится к наслаждению, невзирая на других людей и общественные установки.

Как нетрудно предположить, именно два последние варианта являются проблемными, первый обычно для самой личности, второй же для общества.

Продолжение статьи…

Page 3

Сохраните себе этот полезный список, и вы всегда будете знать, где законно брать книги для чтения. 1. Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) — одна из первых и самых популярных русскоязычных электронных библиотек, она открылась в 1994 Читать далее …

«Английские ученые» недавно провели социологическое исследование, которое показало, что около 70% населения крупных городов живет в состоянии скрытой фоновой депрессии.   Возможно эта цифра слегка завышена, но можно поверить социологам в том, что количество людей, Читать далее …

Метод расстановки довольно часто подвергается жесткой критике, причем в гораздо большей степени со стороны психологов, при этом, многим клиентам метод нравится. Поэтому решил написать этот пост, чтобы разобраться с сутью претензий, а заодно и сказать Читать далее …

приведенные в статье упражнения выполняются с инструктором и, если вы ранее не практиковали йогу — не пытайтесь их делать самостоятельно! Йога как практический инструмент. Йога, как никакое другое восточное учение, обросла мифами, легендами, верованиями! Возможно, Читать далее …

Хочу поделиться одной историей. Сижу в поликлинике Литфонда, жду приема врача. Рядом кабинет над которым горит жёлтым огнем предупреждающая надпись » Не входить, идёт прием». Тут молодой парень, не замечая горящей таблички, стучится в дверь, Читать далее …

Намедни вышел на балкон. Осень, листья пожелтели, воздух по-летнему теплый. На нижнем от меня балконе сосед оседлал табуреточку, курит. Спокойно и тихо. Но не тут то было. Соседка сверху — активная мамаша из нашего подъезда Читать далее …

Редкий Ч/Б фильм про Непал 1954 года Улицы Катманду в 1970 году Троллейбусы на пустых улицах Катманду 1979 год Старое видео — как на руках доставляли автомобили в Катманду Визит королевы Елизаветы в Непал в Читать далее …

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов.

Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Фильм был запрещен к показу в СССР.  Почему? Порой трудно понять логику чиновников от идеологии.

Впрочем, посмотрите его сами. Может поймете.  Читать далее …

Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь.Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагнози предлагаю лечение».

И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывносвязана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, аВы позвали «клиента» для помощи самому себе.

Поэтому кто кому оказывает помощь,

надо бы еще разобраться. Читать далее …

Переводчик с японского — о поэзии трехстиший хайку, ее истории, переводах и о том, почему это красиво Читать далее …

«Это случилось. Твой дом разрушен, земля сожжена, оружие унесла река, скот погиб. Всё, что ты строил и растил много лет, больше не существует.  ПОДОЙДИ СЮДА Здесь горит мой костёр и здесь ждёт тебя моя песня. Читать далее …

Как бы выглядел семейный диалог если бы все его участники были честными на все 100 процентов

Чувство беспомощности Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если Читать далее …

Автор — Андрей Ракин ПЕРВАЯ Было это давным-давно, лет, наверное, сорок назад. Командировка в Одессу, а, поскольку с почтой тогда было еще хуже, чем сейчас, я прихватил, выступив как бы «оказией», передачку, письмецо и гостинчик Читать далее …

В практике дзэн, чтобы достичь полного пробуждения, нужно пробудить и развить три великих составляющих — Великий Корень Веры (яп. дайсинкон 大信根), Великий Шар Сомнения (яп. дайгидан 大疑団) и Великую Всепревосходящую Волю (яп. дайфунси 大憤志).

Эти термины наиболее сильно ассоциируются с именем Хакуина Экаку дзэндзи, но впервые в этой совокупности появляются еще в 1599 году, в тексте Кохо Осё дзэнъё, почти за сто лет до рождения Хакуина дзэндзи.

А связь между Великим Сомнением и пробуждением акцентировалась еще китайские наставником Тахуэй Цункао (1089-1163): “Под Великим Сомнением всегда есть Великое Пробуждение”. Читать далее …

Для меня суть психосоматики – самонасилие.

И степень ее злокачественности

и разрушительности коррелируют

со степенью насилия над собой.  Читать далее …

Ругать Фрейда и пренебрежительно относиться к психоанализу среди отечественных интеллектуалов стало чем-то вроде моды. Якобы Фрейд был мошенником, а сам психоанализ – чуть ли не псевдонаучная религиозная секта.

В эфире популярной радиостанции один доселе неизвестный мне господин даже пообещал посвятить разоблачению психоанализа ближайший меморандум Комиссии по борьбе с лженаукой РАН[1], членом которой он является. О ничтожестве Фрейда любит рассуждать и Александр Невзоров. Способствует такому отношению и издаваемая на русском языке литература.

Так, например, относительно недавно вышел перевод хорошо известной работы Дэвида Уэбстера «Почему Фрейд был не прав»[2], в которой автор почти на семистах страницах детально разъясняет все ничтожество основателя психоанализа. Читать далее …

“Liber Novus” – так назвал книгу автор – несколько десятилетий хранилась в швейцарском банке и не была доступна даже биографам Юнга.

Хотя Юнг не запрещал публикацию своего труда, нежелание наследников выносить его на суд публики вполне понятно.

“Красная книга” – описание опытов самопостижения, погружения в бессознательное и диалогов с ним – не придется по вкусу тем, кто требует от психиатрии “научности”. Читать далее …

Очень короткая, при этом четкая и вменяемая статья, где автор буквально в двух словах объясняет суть провала либеральной альтернативы в России. Читать далее …

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/freud-personality-theory/

Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда

Концепция личности Фрейда

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 в городе Фрайберг, это территория современной Чехии.  Врач-психиатр, невропатолог, основатель психодинамического направления в психологии и психоаналитического подхода в психотерапии.

Во второй половине 19 века психология начала отделятся от философии. Первая психологическая лаборатория, возглавляемая Вильгельмом Вундтом, изучала исключительно сознательные процессы, поэтому психологи были в недоумении когда Зигмунд Фрейд предложил радикально новый подход.Зигмунд Фрейд заговорил о бессознательном и сравнил психику с айсбергом, по его мнению большая часть психических процессов находится в области неосознаваемого.

Методы исследования, используемые Фрейдом в его работах, это наблюдение и анализ. Теории, описанные Фрейдом, стали фундаментальной основой знаний, вызвали огромный интерес у современников.

Уже лишь тот факт, что Доктор Фрейд появился в переломеый момент психологии, дает ему славу. Колоссальная популярность Фрейда подкреплена значительным числом ассоциаций с его трудами, такими как: «бессознательное», «психологические защиты», «проекции» и др. Теория Зигмунда Фрейда очень авторитетна и в наши дни.  Фрейду даже приписывают то, к чему он имел косвенное отношение.

В то время как Фрейд со своей теорией набирал популярность во всем мире к нему стали примыкать другие специалисты, изучающие проблемы души человека. Часть из них модернизировали представления Фрейда, дополнив их своим пониманием, уже позднее создавали свои школы.

Отметим, что особого ажиотажа по поводу психоанализа среди русскоязычных специалистов не существует. Теорию Фрейда чаще используют в историческом ключе, в обучении студентов психологов, «для общего развития».

Во всей этой картине ясно одно – психоанализ был «местом толчка» для всех. Равнодушных к направлению не существовало.

За сто лет существования психоанализ собрал огромный багаж научных трудов, и заслужил звание эмпирически обоснованного направления. Регулярно на международных конгрессах специалисты со всего мира обсуждают проблемы психоанализа, выпускаются рецензируемые издания.

Биография

Как и у любого другого известного человека у Зигмунда Фрейда был очень сложный жизненный путь. Родился в Австрии в еврейской семье. Около восьмидесяти лет своей сознательной жизни он прожил в Вене. Рос в многодетной семье. С детства отличался наблюдательностью и желанием к познанию, много читал.

В детстве Зигмунд мечтал быть министром, но в связи с антисемитскими настроениями в обществе, дорога еврейскому мальчику была ограничена, он выбрал медицину.

Теория личности Зигмунда Фрейда

Ключевым моментом в теории Фрейда является ПСИХОАНАЛИЗ. Психоанализ рассматривается как:

  • теория личности и психопатологии;
  • метод изучения неосознаваемых мыслей и чувств;
  • метод терапии личностных расстройств. 

Не смотря на всю сложность понятия «психоанализ» в его основе лежит небольшое число исходных концепций и принципов.

Организация психики по принципу «топографической модели»

Согласно топографической модели психики, Фрейд выделял три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Сознательное (conscious) – это ощущения и переживания, осознаваемые на текущей момент. Определенная информация обычно осознается в течении короткого времени, далее по мере перехода внимания на другой объект, информация погружается в предсознательное или вытесняется в бессознательное.

Предсознательное (preconscious) – это доступная память, включает в себя опыт, которые не осознается в настоящий момент, но легко может вернуться в фокус сознания.

Бессознательное (unconscious) – это самая значительная и глубокая часть психики человека. Бессознательное хранит в себе примитивные инстинкты, также воспоминания и эмоциональные переживания, угрожающие сознанию, по этой причине вытесненные в бессознательное. В бессознательном могут находить покой подавленные желания, в том числе и сексуального характера.

Доктор Фрейд верил что поведение любого взрослого человека направляется некими импульсами, находящимися вне пределов осознания. В этой связи он утверждал, что неосознаваемые импульсы могут маскироваться в символической форме, или в виде фантазий, снов, игр и тд.

Чуть позднее Фрейд представил миру новый взгляд на структуру личности и к пониманию осознаваемого и бессознательного добавил следующие компоненты: Ид, Эго и СуперЭго.

Ид (лат. “Id” – «Оно») – инстинктивные, врожденные импульсы, лишенные способности различать реальное и нереальное, «себя» и «не себя». Ид не ведает страха и тревоги, поэтому может быть опасно.

Импульсы Ид задают поведению лишь энергию, но не подчиняются каким-либо законам, не следуют установленным правилам, они хаотичны.

В раннем детстве эти импульсы свободны ото всяких ограничений, а по мере социализации и развития функций Эго и Суперэго все больше поддаются контролю.

Фрейд представлял Ид как элемент взаимодействующий с соматической составляющей. Нервно-гуморальные процессы в организме, по мнению доктора Фрейда, оказывают сильное энергетическое воздействие, стимулируют импульсы Ид, заставляют их аккумулироваться и вырваться с под контроля.

Таким образом в теории Фрейда появляется представление о некоей психической энергии, и каналах ее реализации.

Эго (лат. “ego” – «Я») – структурный элемент психики ответственный за принятие решений. Питается энергией ИД и смотрит, чтобы побуждения ИД соответствовали текущим социальным нормам.

ЭГО строго следует принципу реальности, направляет импульсы ИД к реализации таким образом, чтобы не нарушить целостность организма.

Задача сохранения целостности достигается путем приостановки, перенаправления грубой энергии ИД в рамках существующих социальных норм.

Эго способно отличить фантазию от реальности, и меняется в зависимости от нового опыта. ЭГО формирует поведение человека, направляет его в нужное русло, является исполнителем личности.
Внутри ЭГО протекают все интеллектуальные процессы идет анализ проблемной ситуации и поиск путей выхода из нее.

Суперэго (лат. “super” – «сверх» и “ego” – «Я») – компонент психики, осуществляющий контроль за поведением.

В структуре Супер Эго хранятся и культивируются ценности, нормы, этические моменты, принятые в окружении, все что приобретается в процессе социализации личности.

Развитие этой надстройки психи происходит путем общения с родителями, учителями и другими авторитетными фигурами. Энергия Супер Эго формируется в процессе запретов.

Супер эго – это морально-этическая сила личности, вместе с тем это компонент часто подвержен включению из вне установок и принципов, способных существенным образом нарушить адаптивное функционирование организма в среде.

Включение Супер Эго происходит в момент усвоения ребенком понятий «Хорошо» и «Плохо», «Правильно» и «Неправильно». Супер Эго заканчивает свое формирование после того как родительский контроль заменяется самоконтролем.

Сфера Супер Эго прогрессивно увеличивается по мере расширения социального мира ребенка, соответственно усиливается контроль Супер «Я» над поведением человека.

Супер Эго старается сделать человека совершенным, соответствующим своей идеальной картинке.
В итоге, конфликтные ситуации между требованиями к поведению и желаниями очень часто выражаются в виде внутри личностного напряжения, и являются поводом для обращения за психотерапевтической поддержкой.

Таким образом мы видим, что доктор Фрейд, вводит представление о психической энергии, рассказывает о источнике ее возникновения, в итоге мы видим сложную энергетическую систему.

Далее, Фрейд говорит о этой энергии, как о движущей силе поведения, он постулирует:

  • у каждого индивида свое определенное количество психической энергии;
  • цель любой формы поведения – уменьшение психического напряжения, вызываемого скоплением этой энергии;

В этой связи Зигмунд Фрейд выделял две основные группы инстинктов:

Инстинкты жизни – либидо (лат. «хотеть»), инстинкты смерти – танатос. Фрейд утверждал: «Целью жизни – это смерть».

Источник: http://psy-diagnoz.com/theories/257-sigmund-freud.html

Концепции личности Фрейда

Концепция личности Фрейда

Оглавление 

     Введение 

     I. Психоанализ: основные концепции и принципы 

     II. Личность как триединство 

     III. “Логика” бессознательного конфликта 

     IV. Структура личности в зеркале психоанализа Фрейда 

     Заключение 

     Литература                   

Введение

 

     Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении начала работать первая в то время лаборатория, возглавляемая В. Вундтом.

В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Именно поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей, разработанного молодым венским врачом Зигмундом Фрейдом, вызвало ошеломляющий эффект.

Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды.

В противоположность господствовавшему в ХIХ веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях.

     Почему же теория личности З. Фрейда не теряет актуальности и в наше время?

     Среди психологов ХХ века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. С тех пор, как его первый труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 году, в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его теория.

Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Не ограничиваясь изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека.

Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология – это и есть Фрейд».

Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники не только по психологии, психотерапии, психиатрии; она также оказала влияние и на другие науки о человеке – социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

     Фрейд одним из первых представил психику человека как вечное противостояние между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода.

Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Его теория является первой развернутой теорией личности.

     Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие.

Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов.

Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.

     Цель реферата: изучить основных положений теории личности З. Фрейда.

     Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

      • Изучить основные концепции, принципы, а также предпосылки возникновения психоанализа как основы теории личности;
      • Рассмотреть  личность как триединство;
      • «Логика» бессознательного конфликта;
      • Рассмотреть структуру личности в зеркале психоанализа Фрейда.

I. Психоанализ: основные концепции и принципы

 

     Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

     В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумываются о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть.

За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов.

Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.

     Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

     Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода.

Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации.

На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.1

     Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социокультурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.

     Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом.

Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности, а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

     Необходимо различать два проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др.

Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике.

Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

     Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

     Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий.

Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики.

Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.

     Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20–30 годы на русском языке в основанной профессором Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».

     В течение нескольких десятилетий (с середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.

II. Личность как триединство

     Взгляды Фрейда можно разделить на три области — это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека. Его работы осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

     Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического.

     В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

     Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

     Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.

     Однако в начале 20-х годов прошлого века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

     Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности.

     При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

     В бессознательном слое располагается одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности.

     “Оно”, в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией.

“Оно” имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично.

Являясь исходной структурой психики, «Оно», выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.

     Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, «Оно», в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества.

      «Оно» – бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.

      Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

Источник: http://stud24.ru/philosophy/koncepcii-lichnosti-frejda/274173-817355-page1.html

Структура человеческой личности по Фрейду

Концепция личности Фрейда

Социальная природа человека обуславливает его способность жить в обществе и быть его частью. Структура личности как таковая и совокупность индивидуальных особенностей личности конкретного человека обеспечивают ему возможность быть субъектом социокультурной жизни общества.

Психологи расходятся во взглядах и представлениях о содержании понятия «личность» и о структуре личности. Однако существует немало очень интересных теорий, позволяющих лучше понять социальную природу человека и особенности функционирования его психики.

Личность и ее свойства

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода. Когда индивид начинает действовать как субъект социокультурной жизни общества, он становится личностью. Структура личности, ее черты, свойства и качества «нарастают» на данные при рождении особенности психики индивида.

Личность – совокупность устойчивых психологических свойств индивида, которые определяют его социально значимые поступки.

В содержание понятия «личность» включаются психологические свойства человека, однако, не все. Познавательные процессы и психические состояния рассматриваются как отдельные психологические явления.

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  • Воля – способность осознанно управлять эмоциями и действиями.
  • Способности – различные свойства личности, необходимые для осуществления той или иной деятельности.
  • Мотивация – совокупность свойств, определяющих и объясняющих направленность поведения.
  • Темперамент – совокупность психофизиологических свойств, связанных с динамикой психических процессов.
  • Характер – совокупность стойких свойств, которые определяют особенности отношений человека и его поведение.

Понятие «личность» употребляется в быту, когда говорят о конкретном волевом, харизматичном, уважаемом людьми человеке.

Различные теории личности

Одним из наиболее спорных вопросов научной психологии является вопрос о структуре личности.

Для того чтобы разобраться во множестве различных теорий и определений структуры личности, а также упорядочить эти знания, принята классификация теорий личности по нескольким основаниям:

  • По способу определения причин человеческого поведения:
  1. психодинамические,
  2. социодинамические,
  3. интеракционистические,
  4. гуманистические.
  • По акценту на структуру или динамику свойств и качеств:
  1. структурные,
  2. динамические.
  • По диапазону возрастов, рассматриваемых в теории:
  1. дошкольного и школьного возраста,
  2. всех возрастных периодов.

Существуют и другие основания для классификации теорий личности. Такое многообразие вызвано отсутствием согласия во взглядах разных психологических течений и школ, которые порой не имеют никаких общих точек пересечения.

Наиболее интересные и известные теории личности:

  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • теория черт личности Г. Олпорта и Р.Кеттела;
  • теория социальных ролей Э. Берна;
  • теория личности А. Маслоу;
  • теория личности Э. Эриксона.

З. Фрейд – выдающийся ученый, «отец» современной психологии, который перевернул представления людей о самих себе и собственном «Я». До него было принято считать, что психика человека это его самосознание и сознательная деятельность.

З. Фрейд ввел понятие «Бессознательное» и разработал структуру личности в виде трехкомпонентной динамической модели. Он сформулировал психодинамическую теорию, выделил этапы формирования личности и определил их как психосексуальные стадии развития.

Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Основной акцент и фундамент теории З. Фрейда это его трактовка бессознательных психических процессов и инстинктов как движущих человеком вне его воли и сознания сил.

Естественные желания и потребности, вступая в конфронтацию с моралью и нравственностью, нормами поведения, принятыми в обществе, порождают психологические и психические проблемы.

Чтобы решить подобные проблемы, З. Фрейд стал проводить психологический анализ личностных качеств и особенностей поведения своих пациентов.

В психоанализе психолог помогает клиенту осознать подавляемые желания и инстинкты при помощи повторных переживаний травмирующих событий детства или недалекого прошлого, использует методы толкования сновидений и свободные ассоциации.

Структура личности по Фрейду включает три компонента:

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОНО, Id (ИД)

Этот компонент имеется у человека с рождения, так как включает инстинктивные, примитивные формы поведения. Бессознательное – источник психической энергии, основной, определяющий компонент личности. Ид толкает человека к немедленному удовлетворению желаний и потребностей, руководствуется принципом удовольствия.

Если инстинкты не удовлетворяются, возникает нервозность, тревожность, напряжение. Если человек удовлетворяет все свои потребности без учета норм и правил, принятых в обществе, его жизнедеятельность носит деструктивный характер. Социально неприемлемо действовать инстинктивно, не задумываясь о разумности и культуре своего поведения.

Два основных инстинкта человека по Фрейду: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Инстинкт жизни включает силы, побуждающие человека сохранить и продолжить жизнь, свой род. Общее название этих сил – Эрос.

Инстинкт смерти – группа сил проявления агрессии, жестокости, стремления к перекрещению жизни, уничтожению, смерти – Тонатос.

Главным, основным и сильнейшим З. Фрейд считал сексуальный инстинкт. Мощная сила сексуальных инстинктов – Либидо. Энергия либидо движет человеком и находит разрядку в сексе.

Эти инстинкты не осознаются, но управляют поведением индивида.

  • СВЕРХСОЗНАНИЕ ИЛИ СВЕРХ-Я, SUPER-EGO (СУПЕР-ЭГО)

Сверхсознание – это мораль, система норм и ценностей нравственности, этические принципы, которые были привиты в процессе воспитания и самовоспитания, в ходе социализации и адаптации в обществе. Сверх-Я приобретается, формируется, начинает проявляться с трехлетнего возраста, когда ребенок учится понимать что такое «Я», а также что такое «хорошо» и «плохо».

Сверхсознание – морально-этическая сила. Она включает совесть как способность воспринимать критически свои мысли и поступки и эго-идеал как правила хорошего поведения, ограничения, стандарты должного.

Родительские наставления и контроль, перерастая в самоконтроль, становятся идеалистическими представлениями о том «как должно быть». Голос родителя/учителя/наставника, который ребенок слышал в детстве, «трансформируется» в собственный внутренний голос, когда человек вырастает.

Сверх-Я стимулирует человека быть совестливым, честным, искренним, стремиться к духовным ценностям, развитию, самореализации, испытывать вину и стыд за недостойное поведение.

  • СОЗНАНИЕ ИЛИ Я, EGO (ЭГО)

Структура личности по Фрейду предполагает, что Эго человека это часть личности, ответственная за принятие решений. Сознательное Эго ищет компромисс между требованиями Оно и ограничениями Сверх-Я, которые нередко выступают как противодействующие силы.

Сознание обеспечивает безопасность и сохранность жизни, принимая решение удовлетворить инстинкты в социально приемлемой форме. Именно Сознание воспринимает, ощущает, запоминает, воображает, рассуждает. Оно задействует силу воли и разум, стремясь понять как и когда лучше и целесообразнее удовлетворить желание.

Эго руководствуется принципом реальности. Способы защиты Эго как от чрезмерного влияния Бессознательного, так и от Сверх-Я называются защитными механизмами психики. Они призваны сдерживать импульсы Бессознательного и давление со стороны Сверхсознания.

Защитные механизмы оберегают Эго от психологических травм, чрезмерного переживания, тревог, страхов и иных негативных явлений.

З. Фрейд выделил такие защитные механизмы:

  1. Вытеснение – переход травмирующих воспоминаний в сферу Бессознательного.
  2. Проекция – приписывание неприемлемых качеств, мыслей и чувств другим людям.
  3. Рационализация – попытка рационально объяснить и оправдать нежелательные поступки, мысли или поведение.
  4. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
  5. Сублимация – трансформация сексуального инстинкта в социально приемлемое поведение, чаще – творчество.
  6. Отрицание – неспособность признать очевидное, упорное отстаивание своей неправоты.
  7. Изоляция – вытеснение сильных эмоций, имевших место в травмирующей ситуации (ситуация осознается, но просто как факт).
  8. Идентификация – процесс чрезмерного вживания в роль или травмирующую ситуацию, приписывание себе несуществующих качеств.
  9. Замещение – бессознательная замена травмирующей ситуации или действия другими реальными или вымышленными событиями.
  10. Компенсация и гиперкомпенсация – стремление сделать недостатки незаметными за счет развития достоинств.

Человек с сильным, развитым Эго удачно сохраняет баланс между Оно и Сверх-Я, эффективно разрешает внутренние конфликты. Слабое Эго либо безвольное, слишком подверженное влиянию движущих сил, либо ригидное, слишком неуступчивое.

И в первом случае, и во втором происходит разбалансировка структуры личности, нарушается гармония, психологическое благополучие оказывается под угрозой.

Правильная структура личности по Фрейду предполагает баланс всех ее компонентов, гармонию между Эго, Оно и Сверх-Я.

Источник: https://HeadLife.ru/struktura-lichnosti/

ovdmitjb

Add comment