Irvuz

Компетентностный подход

Компетентностный подход к построению педагогического процесса

Компетентностный подход

Всегда основой педагогического процесса были знания. Знания в свою очередь являются главной ценностью образования. Показатель результативности обучения – это, прежде всего, степень овладения знаниями. Практическая деятельность – это, по сути, усвоение опыта реализации знаний на практике. Такой подход к построению педагогического процесса носит название знаниевого.

Но во второй половине двадцатого века знания, которые приобретались в результате школьного образования, начинают терять свою актуальность и ценность. Это стало происходить по причине доступности различной информации. Сегодня это проявляется особенно отчетливо на фоне массовой информатизации и активного развития средств массовой коммуникации.

В современном мире наблюдается своеобразное противоречие, когда знания, играющие важную роль в научно-техническом и общественном прогрессе, параллельно перестали быть безусловной ценностью образования.

Место знаний, как результата образования, заняла саморазвивающаяся личность, которая способна к поиску знаний, их обработке и применению на практике.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Изменение ценностного базиса образования сделало необходимым введение нового понятия, которое бы отражало способность индивида решать стоящие перед ним задачи, впитывающего в себя знания, опыт и трансформирующего их в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Это понятие – компетентность, то есть способность личности решать возникающие задачи, которые обусловлены спецификой практической деятельности. Компетентностным подходом называется подход к построению педагогического процесса как процесса формирования компетентности.

Компетентность является общим понятием, которое охватывает всю деятельность и все решаемые в ней задачи.

Выделяются следующие важные характеристики компетенции:

  • компетенция часть области умений, а не знаний, это способность, которая основана на знаниях, опыте, ценностях, приобретенных благодаря обучению;
  • компетенция – это результат осознанной деятельности;
  • природа компетенций зависит от контекста деятельности, от конкретных обстоятельств;
  • компетенция развивается, отталкиваясь от начального уровня;
  • компетенция обладает многосторонним, разноплановым и системным характером, это результат слияния знаний, умений и навыков.

Компетентность и компетенции

Следует разобраться в понятиях компетентность и компетенция. Компетентность – это результат овладения компетенциями. Компетенция – это элемент компетентности, который связан с решением конкретной задачи или группы задач. Классифицировать компетенции можно следующим образом:

  • ключевые:
    • ценностно-смысловые,
    • общекультурные,
    • учебно-познавательные,
    • информационные,
    • коммуникативные,
    • социально-трудовые,
    • личностного самосовершенствования;
  • базовые:
    • эмоционально-психологические (любознательность, доверие),
    • регулятивные компетенции (ответственность, умение определять цели, концентрация, обобщение),
    • социальные (терпимость, сотрудничество, взаимопомощь),
    • учебно-познавательные (умение учиться, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельность),
    • творческие (принятие решений, самостоятельный поиск информации, способность формировать и отстаивать свое мнение),
    • компетенции самосовершенствования (практическое применение знаний, самоконтроль, саморазвитие);
    • предметные.

Компетентность представляет собой специфическую способность, которая требуется для эффективной реализации определенного действия в конкретной области. Компетентность включает в себя узкоспециализированные знания, предметные навыки и способы мышления. Компетентный педагог – педагог обладающий набором специальных компетентностей различного уровня.

Существуют ключевые компетентности, предполагающие обладание человеком высоким уровнем инициативы, организаторскими способностями, готовностью давать объективную оценку и анализировать свои действия. Ключевые компетентности надпрофессиональны и актуальны в любой сфере деятельности. Компетентности актуальные в современном обществе:

  • способность к самостоятельной работе;
  • способность брать на себя ответственность самостоятельно;
  • способность к проявлению инициативы;
  • готовность фиксировать проблемы и находить пути их решения;
  • умения анализировать;
  • способность к коллективному взаимодействию;
  • способность к самообразованию;
  • умение принимать решения.

Стратегия развития образования в России предполагает, что основой нового содержания образования станут именно ключевые компетентности. Основным результатом образования должна стать не столько система знаний, умений и навыков, а основных компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, информационной и других сферах.

Профессиональными компетентностями оперируют при анализе педагогических профессий, в частности:

  • предметной,
  • технологической,
  • психологической.
  • Профессионально-педагогическая компетентность включает пять элементов:

  • специальная и профессиональная компетентность;
  • методическая компетентность;
  • социально-психологическая компетентность;
  • дифференциально-психологическая компетентность;
  • ауто-психологическая компетентность.
  • Компетентностный подход в современном образовании

    Компетентностный подход для формулировки целей и содержания образования не нов для российской школы. Этого подхода придерживались многие педагоги и психологи, например: В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, М.Н. Скаткин и другие. Компетентностный подход рассматривается ими как ответ на новые требования общества к качеству и умениям профессионала.

    Существует три наиболее важные причины применения компетентностного подхода в российском образовании. Во-первых, это общеевропейские и мировые тенденции к интеграции и глобализации мировой экономики. Во-вторых, постепенная смена образовательной парадигмы, в которой акценты с принципа адаптивности смещаются на принцип компетентности обучаемых.

    В-третьих, требования нормативно-правовых документов.

    Использование компетентностного подхода в организации педагогического процесса исходит из понимания того, что прогресс человечества зависит по большей части от уровня развития отдельной личности. Компетентностный подход сосредотачивается на результате образования, в качестве которого принимается способность человека действовать в различных сложных ситуациях.

    Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/kompetentnostnyy_podhod_k_postroeniyu_pedagogicheskogo_processa/

    Компетентностный подход в образовании – особенности, проблемы и интересные факты

    Компетентностный подход

    Компетентностный подход в образовании предполагает использование определенных методик и педагогических подходов. Термин стал использоваться только после существенной модернизации отечественной науки.

    В настоящее время появились серьезные научно-методические и теоретические работы, анализирующие проблемы формирования ключевых компетенций. К примеру, в качестве такого пособия можно рассматривать монографию А. В. Хуторского «Дидактическая эврика», а также авторскую методику Л. Ф.

    Ивановой, направленную на модернизацию образования в начальной, основной, старшей школе.

    Отличительные черты

    Компетентностный подход в образовании является совокупностью принципов определения цели, отбора содержания, организации учебного процесса, оценки универсальных результатов. Среди них выделяют:

    • развитие у школьников самостоятельного решения поставленной проблемы в разных сферах и вариантах деятельности на базе применения собственного социального опыта;
    • адаптацию дидактического и социального опыта решения мировоззренческих, политических, нравственных, познавательных проблем.

    Компетентностный подход в образовании предполагает оценку образовательных навыков путем анализа уровня образованности, достигнутого учащимися на конкретном этапе обучения.

    Инновации в образовании

    Для рассмотрения подобного подхода важно затронуть вопросы, касающиеся модернизации российского образования.

    Проблема компетентностного подхода в образовании рассматривалась еще в 20 веке, но в практику эта инновационная концепция вошла только в 21 веке.

    Из-за ускоренных темпов развития общества детские сады и школы вынуждены были изменить специфику своей деятельности.

    В образовательных учреждениях стали развивать в подрастающем поколении россиян мобильность, конструктивность, динамизм.

    Структура работы школ и ДОУ существенно изменилась после введения ФГОС.

    Специфика рынка труда

    Компетентностный подход в образовании появился после детального изучения ситуации, сложившейся на современном рынке по отношению к работнику.

    В понятие «хорошего сотрудника» включают не только профессиональную подготовку, но и способность принятия самостоятельных решений, инициативность.

    Сотрудник должен обладать психологической устойчивостью, готовностью к стрессам, перегрузкам, умением выходить из сложных жизненных ситуаций.

    Цель инноваций

    Для того чтобы удовлетворить запросы общества, подготовка к полноценной социализации должна начинаться с дошкольного учреждения, продолжаться в школе на всех ступенях обучения.

    Подобный процесс не должен ограничиваться усвоением детьми нужного количества политических и экономических понятий.

    Целью компетентностного подхода в дошкольном образовании является выработка умений эффективного применения навыков, мобильности в современных реалиях.

    В последнее время среди изменений, которые оказали влияние на школы, выделим и информатизацию.

    Реализация компетентностного подхода в образовании предполагает создание некоторых условий для беспрепятственного доступа к информации. Это приводит к утрате школой позиций монополиста в области образовательных знаний.

    При неограниченном доступе к различной информации в выигрыше будут те ребята, которые могут в минимальные сроки отыскивать требуемую информацию, применять ее для решения поставленной перед ними задачи.

    Школа всегда пыталась реагировать на те изменения, которые происходят в обществе. Подобная реакция выражалась во внесении изменений в учебный план, в совершенствовании учебного плана.

    Например, в программу вводилась производственная практика, курс «Этика и психология семейной жизни», начальная военная подготовка, дополнительный час физической культуры, информатика, ОБЖ.

    Подобный подход направлен на экстенсивный путь развития образовательного учреждения, который является тупиковым, так как те ресурсы времени, что выделяются на учебные занятия, являются весьма ограниченными.

    Нельзя достичь новых образовательных результатов, которые соответствуют потребностям развития общества, только увеличивая объем знаний, меняя содержание отдельных предметов.

    Для достижения желаемых результатов важно найти иной способ – изменить характер отношений и связей между разными учебными дисциплинами.

    Отличительные характеристики

    Компетентностный подход в современном образовании – способ акцентирования внимания на способности применять полученные знания. Цели образования описываются в специальных терминах, которые отражают новые возможности школьников, отражают их личностный рост. В качестве «конечных результатов» образования рассматриваются сформированные ключевые компетенции.

    Значение термина

    В переводе с латинского языка «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек имеет определенный опыт, познания.

    Компетентностный подход в образовании – это способность человека действовать четко и оперативно в неопределенной ситуации. Выделим основные его характеристики:

    • сферу деятельности;
    • степень неопределенности ситуации;
    • вариант выбора способа действия;
    • обоснование взятого способа.

    Об уровне образованности можно судить по сфере деятельности, количестве ситуаций, в которых у школьника будет возможность проявить свою самостоятельность.

    Ключевые компетенции

    Целью школы стало формирование ключевых компетентностей, которые позволят школьнику реагировать на малейшие изменения, происходящие в современном мире. Приведем некоторые из них:

    • речь идет о возможности действовать эффективно не только в учебной, но и в иных сферах деятельности;
    • поведение в ситуациях, где необходимо проявление самостоятельности;
    • решение вопросов, которые актуальны для школьников.

    Компетентностный подход в высшем образовании позволяет согласовывать ожидания обучаемых и учителей. Определение целей обучения с позиций данного метода предполагает описание таких возможностей, благодаря которым ребята овладевают навыками в рамках образовательной деятельности.

    Педагогическая задача

    Компетентностный подход как основа образования – это способ выделения цели познавательной деятельности. Он позволяет педагогу выбирать нужные источники информации, определять способы достижения поставленной цели, оценки полученных результатов, организации своей деятельности, сотрудничества с иными школьниками.

    Цели компетентностного подхода в образовании в полной мере удовлетворяют требованиям ФГОС второго поколения. Он успел показать свою результативность и эффективность на разных ступенях обучения.

    Задачи подхода

    Модернизация российской науки поставила перед педагогами новые задачи, решать которые помогает компетентностный подход. В профессиональном образовании идеи такого подхода способствуют успешному решению следующих задач:

    • рассматривать познавательные проблемы;
    • ориентировать подрастающее поколение в основных проблемах современной жизни: политических, экологических, аналитических;
    • ориентироваться в мире духовных ценностей;
    • решать проблемы, которые касаются реализации социальных ролей: потребителя, гражданина, организатора, избирателя;
    • развивать коммуникативные навыки.

    Под ключевыми компетентностями понимают универсальные варианты деятельности, освоение которых дает человеку возможность воспринимать ситуацию и достигать конкретных результатов в профессиональной и личной жизни в рамках отдельного общества.

    Дошкольное образование

    Основной целью компетентностного подхода в дошкольном образовании является привитие малышам первоначальных коммуникативных навыков. Конечным результатом подобной развивающей деятельности станет не только способность решать стандартные задачи, действовать по определенному алгоритму, но и овладение ключевыми компетентностями.

    Цель компетентностного подхода в дошкольном образовании состоит в развитии творческой, активной личности, способной принимать серьезные и своевременные решения.

    Среди особенностей современной системы образования выделим:

    • открытость, способность к количественному и качественному обогащению и преобразованию;
    • формирование вариативных форм дошкольного образования как условие увеличения доступности и качества;
    • предпочтение отдается индивидуальной работе и групповым занятиям;
    • взаимоотношения между детьми и учителями партнерские, педагог учитывает возрастные и индивидуальные особенности малышей;
    • применение современных информационных и компьютерных технологий как средства модернизации развивающего процесса.

    Для работы с родителями учитель использует различные формы работы: семинары, конференции, клубы по интересам. Для широкого общения детей со сверстниками и взрослыми в дошкольном образовании появилась новая образовательная парадигма.

    Актуальность данного подхода при формировании у детей дошкольного возраста ключевых компетенций состоит не только в усвоении ими определенных навыков, умений, знаний, но и в их личностном развитии.

    ФГОС нового поколения предусматривает пять различных образовательных областей развития:

    • речевую;
    • познавательную;
    • социально-коммуникативную;
    • художественно-эстетическую;
    • физическую.

    Для приобретения детьми дошкольного возраста необходимых компетенций педагоги систематически должны повышать свою профессиональную подготовку:

    • посещать различные тренинги;
    • осуществлять методическую деятельность;
    • принимать активное участие в семинарах, мастер-классах;
    • пройти курсы компьютерной грамотности.

    Компетентностный подход в профессиональном образовании помогает ДОУ в полной мере выполнять социальный заказ, воспитывать ключевые компетенции, следить за динамикой развития ребенка.

    Исследования свидетельствуют о том, что педагоги, использующие в своей профессиональной деятельности компетентностный подход, более успешны, достигают высоких результатов.

    На педагогические цели влияют различные факторы: дидактические и методические материалы, система аттестации педагогов и учащихся; квалификация педагогов.

    В качестве общих целей, которые ставятся в учебной области, помимо образовательной задачи, выдвигается развивающая, а также воспитательная функция.

    В образовательную область входит не только непосредственный учебный процесс, но и дополнительное (внеурочное) образование, направленное на внедрение теоретических навыков в практическую деятельность.

    В структуре целей учебного предмета можно отметить несколько основных компонентов:

    • усвоение знаний;
    • выработку навыков и умений;
    • формирование взаимоотношений;
    • развитие творческих способностей обучающихся.

    Данная структура в полной мере соответствует новым федеральным образовательным стандартам.

    С точки зрения компетентностного подхода для определения целей предмета сначала нужно отобрать его содержание, выяснить, для чего необходим конкретный учебный предмет, и только после этого приступать к отбору содержания, при освоении которого можно рассчитывать на получение желаемого результата.

    Первая группа целей любого предмета – это цели, которые определяют направление движения. Они связаны с формированием ценностных ориентиров, мировоззренческих установок, формированием потребностей, развитием интересов. Ученик получает возможность выстраивать для себя собственную образовательную траекторию, заниматься самообразованием.

    Вторая группа целей связана с воспитанием вне учебных занятий, предполагаются следующие группы:

    • моделируют метапредметные результаты (формирование коммуникативных, общеучебных навыков и компетенций);
    • цели, выявляемые в рамках предмета;
    • ориентируются на профессиональную ориентацию школьников;
    • способствуют формированию общекультурной компетентности учащихся.

    Заключение

    Любая образовательная программа школы не может ориентироваться только на программы по конкретным учебным дисциплинам. В рамках компетентностного подхода используется сложная структура, включающая не только учебные планы, но и серьезную внеурочную деятельность. В каждом учебном заведении создаются элективные и факультативные курсы с учетом интересов школьников, их родителей.

    Подобный подход к осознанию сути образовательной программы способствовал появлению комплексных программ, предназначенных для гармоничного развития личности.

    Специальные надпредметные программы, которые ориентируются на достижение и иных образовательных результатов. Они рассчитаны не только на ступень дошкольного либо школьного образования. Суть подхода, применяемого при их разработке, состоит в том, что каждая программа позволяет решать актуальные проблемы, формировать у школьников и дошкольников ключевые образовательные компетенции.

    В программах указывают ключевые компетентности, для которых они разработаны, учебные предметы, виды практической и познавательной деятельности.

    По таким программам педагог работает на уроках, во внеурочное время, достигает желаемого метапредметного результата.

    Их содержание должно соответствовать запросам ребят, удовлетворять запросы родителей. Разработка подобных предметных программ является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, так как содержание подобных программ учитывает специфику конкретной школы: состава учащихся, социальной среды, потенциала педагогов.

    В рамках новых федеральных образовательных стандартов именно компетентностный подход стал отличным способом формирования творческой личности, обладающей активной гражданской позицией.

    В дошкольном учреждении воспитатели в рамках компетентностного подхода разрабатывают для детей сюжетные и ролевые игры, предлагают им разнообразные виды деятельности, способствующие формированию ключевых компетенций. Такая деятельность соответствует требованиям ФГОС. Компетентностный подход в образовании – это вариант формирования гражданина и патриота.

    Источник: https://FB.ru/article/43281/kompetentnostnyiy-podhod-v-obrazovanii

    Компетентностный подход в педагогике

    Компетентностный подход

    Основой педагогического процесса считались знания. Именно они являются главной ценностью образования. Показатель результативности обучения измеряется степенью владения знаниями. Практическая деятельность рассматривается как усвоение опыта реализации знаний методом практики. Данный подход к построению педагогического процесса называют знанием.

    Основы зарождения

    Вторая половина ХХ века характеризуется приобретением знаний при помощи школьного образования, что теряет свою актуальность и ценность. Основная причина, влияющая на это, – доступность к информации.

    Массовая информатизация и активное развитие средств массовой коммуникации особенно ярко показали это проявление. Современный мир характеризуется противоречием роли знаний в научно-техническом и общественном процессе, которая начинает становиться безусловной ценностью образования.

    Саморазвивающаяся личность, способная к поиску, обработке и применению знаний на практике постепенно вытеснила их место.

    Изменение ценностной основы образования делает необходимостью введение нового понятия, которое отражало бы способность индивида решать появившиеся задачи, требующие наличия багажа знаний, опыта и их трансформации согласно умений и индивидуальных особенностей. Это понятие получило название компетентность, то есть возможность личности разбираться с появляющимися задачами, обусловленными спецификой практической деятельности.

    Определение 1

    Компетентностный подход в педагогике – это метод к построению учебного процесса в качестве хода формирования компетентности.

    Определение 2

    Компетентность считается общим понятием, охватывающим всю деятельность и все решаемые в ней задачи.

    Важные характеристики компетенции:

    • компетенция является частью области умений, но не знаний, то есть способность, основанная на опыте, ценностях, полученных в процессе обучения;
    • компетенция как результат осознанной деятельности;
    • зависимость природы компетенции от содержания деятельности, определенных обстоятельств;
    • развитие компетенции, начиная от начального уровня;
    • наличие многостороннего, разнопланового и системного характера как результат взаимодействия знаний, умений и навыков.

    Компетентность и компетенции

    Определение 3

    Компетентность и компетенция считаются разными понятиями, которые имеют различные трактовки. Компетентность является результатом овладения компетенциями, а компетенция – элемент компетентности, связанный с решением определенной задачи или группы задач.

    Классификация строится следующим образом:

    • ценностно-смысловые;
    • общекультурные;
    • учебно-познавательные;
    • информационные;
    • коммуникативные;
    • социально-трудовые;
    • личностного самосовершенствования;
    • эмоционально-психологические (любопытство и доверие);
    • регулятивные (ответственность, умение выделять цели, концентрированность, обобщение);
    • социальные (терпение, взаимопомощь, сотрудничество);
    • учебно-познавательные (умения учиться, устанавливать причинно-следственные связи, быть самостоятельным);
    • творческие (принятие решение, самостоятельный поиск информации, формирование и отстаивание своего мнения);
    • самосовершенствование (применение знаний на практике, самоконтроль и саморазвитие);
    • предметные.

    Компетентность рассматривается как определенная способность, требуемая для эффективности реализации конкретного действия из выбранной области. Она состоит из узкоспециализированных знаний, предметных навыков и способов мышления. Педагога называют компетентным в том случае, если он обладает набором компетентностей разного уровня.

    Рассматривают ключевые компетентности, которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, организаторских способностей, готовность к подаче объективной оценки и анализ своих действий. Ключевые компетентности считаются актуальными для любой сферы деятельности. Для современного общества актуальны такие компетентности:

    • способность к самостоятельному выполнению работы;
    • способность взятия ответственности на себя;
    • способность к проявлению инициативы;
    • способность к готовности фиксирования проблем и нахождения путей их решения;
    • способность к анализированию;
    • способность к групповой работе;
    • способность к умению принимать решения.

    Политика развития образования в России предусматривает в качестве основы нового содержания образования ключевые компетентности. Основной результат образования – совокупность не системы знаний, умений, навыков, а основных компетенций интеллектуальной, общественно-политической, информационной и других сфер.

    При анализе профессии педагога опираются на профессиональные компетентности:

    • предметная;
    • технологическая;
    • психологическая.

    Профессионально-педагогическая компетентность состоит из пяти элементов:

    • специальная и профессиональная компетентность;
    • методическая компетентность;
    • социально-психологическая компетентность;
    • дифференциально-психологическая компетентность;
    • аутопсихологическая компетентность.

    Компетентностный подход в образовании современности

    Российские школы давно применяют компетентностный поход для формулирования целей и содержания образования. Давыдов, Лернер, Краевский, Щедровицкий, Скаткин и многие другие следовали данному подходу. Они рассматривали его в качестве ответа на новые требования, продиктованные обществом к качеству и умениям профессионала.

    Применение данной методики обусловлено тремя причинами:

    • наличие общеевропейских и мировых тенденций к интеграции и глобализации мировой экономики;
    • поэтапная смена образовательной парадигмы, где акцент с принципа адаптивности перемещен на принцип компетентности учащихся;
    • требования нормативно-правовых документов.

    Внедрение компетентностного подхода в организацию педагогического процесса происходит посредством понимания зависимости прогресса человечества от уровня развития личности в отдельности. Такой подход сосредоточен на результате образования, когда для нахождения решения человек способен действовать в сложных ситуациях.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/kompetentnostnyj-podhod-v-pedagogike/

    ovdmitjb

    Add comment