Irvuz

Когнитивный подход

Когнитивный подход к управлению изменениями

Когнитивный подход

Когнитивный (познавательный) подход рассматривает изменения с познавательной точки зрения.  Идея состоит в том, что:

  • Изменив свой процесс мышления [1] можно изменить своюреакцию;
  • Развитие позитивного мышления и постановка целей, а также подробное изучение ограничивающих убеждений, приводящих к поведению, обреченному на провал.

Основной недостаток подхода:

  • Не учитывается эмоциональный внутренний мир человека, его позитивное и негативное влияние [2].

Последовательность детерминант на поведение человека и их особенности в условиях организации:

  • Личное мировоззрение и ценности [3]: каковы основные ценности и как они согласуются с ценностями организации?
  • Убеждения и отношения [4]: каковы ограничивающие убеждения и отношения и чем их можно заменить?
  • Чувства: в каком состоянии действую лучше всего и как этого состояния достичь?
  • Поведение: что конкретно я должен делать, чтобы достичь своих целей, и с чего начать?
  • Результаты: каких конкретно результатов я желаю достичь и какие могут возникнуть препятствия?

Положительный список

Изложите на бумаге все свои положительные качества, например добрые чувства, полезный опыт, хорошие результаты, навыки, знания и квалификацию. Приняв их как неотъемлемую часть своей личности, вы усилите свое позитивное мышление, чувства и восприятие, которые затем приведут к формированию новых убеждений.

УТВЕРЖДЕНИЯ

Утверждение — это положительное описание себя в будущем. Оно должно быть:

  • Личным: Я всегда с энтузиазмом подхожу к работе! Речь идет именно о вас и ни о ком другом.
  • В настоящем времени: Я всегда с энтузиазмом подхожу к работе! Мы говорим не о будущем, а о том, что есть сейчас.
  • Положительным: Я всегда с энтузиазмом подхожу к работе! Вы указываете положительное качество, а не отсутствие отрицательного.
  • Убедительным: Я всегда с энтузиазмом подхожу к работе! Употребляйте значимые для вас слова.Попробуйте придумать свои утверждения. Запишите их на карточку и читайте по десять раз в день. В процессе чтения представляйте, что бы вы чувствовали, видели и слышали, если бы это была правда.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Визуализация похожа на утверждения, но в ее основе — положительные, настоящие мысленные образы. Для эффективности метода необходимо расслабиться и представить, кем конкретно вы хотите стать. Представляйте, что именно видите, слышите и чувствуете вы и окружающие. Представляйте достижение своих целей, используя все органы чувств. Визуализацию следует применять регулярно.

Изменение формы

При помощи данной техники устраняются чувства и мысли, негативно воздействующие на человека.

Вы приходите в ужас от предстоящей встречи с командой топ-менеджеров? Вы представляете вплоть до малейших деталей их угрожающее присутствие? Представьте их в зале совещаний, но на сей раз в серых тонах.

Уменьшите их в размере, как картинку в редактируемом документе. Приглушите громкость, чтобы они говорили очень тихо. Проделайте это несколько раз и посмотрите, что станется с вашим страхом.

Ломка шаблонов

Это техника физического и символического перемещения акцента с негативного на позитивное состояние.

Возьмем предыдущий пример: вы заходите в зал совещаний на встречу с командой топ-менеджеров (или сами в качестве топ-менеджера выходите к персоналу и чувствуете некоторую неловкость). Вы ловите себя на том, что начинаете нервничать.

Откашляйтесь в кулак или в подходящий момент хлопните в ладоши и скажите: «Так, я подумал вот о чем…». Как только вы отвлеклись, можете сказать себе: «Тогда это был не я. Сейчас я стал самим собой».

ОТСТРАНЕНИЕ

Похожая техника с той же целью. Вспомните момент, когда вы сами себе не понравились. Возможно, вас захватили негативные эмоции.

Переживите это состояние заново, потом представьте, будто выходите из своего тела, оставляя в нем все негативное, и вы станете совершенно спокойным, отстраненным и более рациональным.

В следующий раз, когда поймаете себя на подобном настроении, попробуйте снова «выйти из тела».

Закрепление и исходные состояния

В этих двух техниках используется положительный опыт из прошлого, в котором заключены предпосылки успеха. Например, вспомните свое состояние, когда вы сделали отличную презентацию.

Что вы видели? Что слышали? Что чувствовали? Верните прошлое, ущипните себя и произнесите то, что придет вам на ум. Теперь попробуем наоборот: ущипните себя, произнесите эту же фразу — и опыт вернется.

Перед следующей презентацией подключитесь к положительному опыту, ущипнув себя и произнеся соответствующие «волшебные слова». Сработало? Если нет, попробуйте что-нибудь еще.

Рациональный анализ

Рациональный анализ — когнитивная техника parexcellence. В его основе — понятие, что не все наши убеждения рациональны: «Мне это никогда не удастся» или «Я останусь таким навсегда». Вы выписываете все свои неверные посылы.

Придерживайтесь строгой точности (например, «Я всегда так поступаю» — всегда ли?). Необходимо установить измеряемый объективный критерий и использовать логические рассуждения.

Постоянно доказывая себе ошибочность суждения, вы в конце концов от него избавитесь.

Ссылки

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Источник: http://ibcm.biz/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4-%D0%BA-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5/

Когнитивное направление в психологии — что это такое?

Когнитивный подход

В системе психологических знаний особое место занимает такое ответвление, как когнитивная психология.

Данное направление можно назвать достаточно современным, обладающим интересными методами и теориями. Когнитивная психология — что это такое?

Что такое когнитивистика? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.

Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.

Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.

Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

История возникновения

Зародилось это направление не так давно, в середине 20 века. Исследователи стали интересоваться познавательными способностями индивида и тем, как они функционировали.

В качестве фундаментального акта основы психики человека выделили восприятие. Ученые проводили различные эксперименты для выявления границ способностей разума, внимания, памяти.

Основоположниками когнитивной психологии выступают психологи Ф. Хайдер и Л. Фестингер.

Но дальнейшему развитию направления помогла встреча, состоявшаяся в технологическом институте Массачусетса в 1956г.

На ней были рассмотрены вопросы функционирования памяти и формирования языка. Чуть позже был создан Центр когнитивной психологии, который занимался изучением процессов мышления и познания.

Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт? Узнайте из видео:

Разделы

В состав современной когнитивно-поведенческой психологии включают следующие разделы:

  • мышление, принятие решения;
  • восприятие;
  • развитие;
  • распознавание образов;
  • речь;
  • внимание;
  • воображение;
  • память;
  • интеллект (причем сюда относят естественный и, в некоторой степени, искусственный).

О том, что такое когнитивный диссонанс, читайте здесь.

Основные положения и методы

В качестве основного положения когнитивной психологии можно выделить протест против идей бихевиоризма, заявление, что поведение человека исходит от мыслительных способностей индивида.

В качестве главных понятий этого направления выступает процессы когнитивизма, к которым относится воображение, память, мышление. Они формируют некие понятийные схемы, с помощью которых и строится поведение.

Основным методом когнитивной психологии выступает замена личностного конструкта.

Иными словами, это сравнительный анализ того, как различные индивиды воспринимают информацию, поступающую из внешней среды, и впоследствии интерпретируют ее. Данный метод состоит из следующих этапов:

  1. Вводный этап: индивид получает некие инструменты (к примеру, дневник), благодаря которым становится возможным выявить ошибочные суждения и их причины.
  2. Эмпирический этап, когда индивид с помощью психотерапевта прорабатывает приемы корректного соотношения различных явлений. То есть формулируются аргументы за и против, рассматриваются преимущества и недостатки моделей поведения.
  3. Прагматичный этап, итогом которого становится осознание индивидом собственных ответных действий.

Существуют и другие методы, выбор которых должен основываться на типе психического расстройства поведения человека. Например, методы целенаправленного повторения, децентрации, смены ролей или замены эмоций.

Какие идеи изучает и рассматривает?

Как было отмечено ранее, в качестве объектов изучения в когнитивной психологии выступают различные познавательные процессы. Она также рассматривает эмоциональную сферу личности, психологию развития и распознавание образов.

Основная идея заключается в изучении познавательных процессов человеческой психики по аналогии с функциями вычислительного устройства.

Иными словами, компьютер выполняет разнообразные операции по получению, обработке, сохранению и выдаче информации.

Приверженцы когнитивизма считают, что человеческий разум работает по схожей концепции и познавательные функции психики работают по схожей схеме.

Еще одна идея состоит в поэтапной обработке информации в человеческой психике. То есть все стимулы, поступающие извне проходят по некой цепочке превращений.

Существует еще идея предельного объема систем обработки информации. Отсюда вытекает и основное направление деятельности когнитивных психологов, которое состоит в поиске естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, которая поступает в психику индивида.

Известные представители

Возникновению данного направлению способствовала деятельность У. Найссера, который изложил его главные положения, и Дж. Миллера, который является основателем Центра когнитивной психологии.

Также среди наиболее известных представителей когнитивной психологии называют следующих: Дж. Сперлинг, Дж. Брунер, Р. Солсо, С. Герберт, К. Прибрам, А. Ньюэлл.

Они внесли значительный вклад в изучение закономерностей познавательных процессов и познания в целом.

Модели внимания

Проблемы внимания часто исследуются именно в области когнитивной психологии.

Именно представители данной отрасли разработали наиболее интересные модели внимания. К основным из них относят:

  • селективные модели внимания;
  • внимание в качестве перцептивного действия;
  • внимание в качестве умственного усилия.

Селективные

Селективные модели внимания связаны с именами Д. Бродбента, К. Черри.

идея данной теории заключается в том, что структура обработки информации имеет некое узкое место или фильтр, воронку.

Основной предмет обсуждения селективных моделей внимания состоит в выявлении местонахождения данного фильтра (на каком именно этапе обработки информации) и по каким принципам происходит отбор информации, то есть ее селекция.

Перцептивное действие

Внимание в качестве перцептивного действия рассматривал У. Найссер, который критиковал селективную модель.

Он считал, что внимание представляет собой направленность основного потока деятельности, связанной с обработкой информации, на ограниченную часть наличного входа. То есть он определял его в виде процесса активного выбора.

Умственное усилие

Внимание в качестве умственного усилия также называют емкостной моделью Д. Канемана.

Он отмечал наличие ограничения в способности индивида выполнять умственную работу.

Под вниманием Д. Канеман понимал некое внутреннее усилие, на выполнение которого требуются ресурсы. Таким образом, акт внимания зависит в большей степени ни от желаний индивида, а от объективной сложности поставленной перед ним задачи.

О метафорах и моделях внимания в когнитивной психологии этот ролик:

Когнитивизм в социальной психологии: плюсы и минусы

Когнитивизм занимает значительное место в сфере социальной психологии.

Его основной принцип состоит в рассмотрении социального поведения индивида на основе познавательных процессов человека.

Направление изучения заключается во взаимодействии между различными когнитивными структурами, существования между ними соответствий и несоответствий.

В соответствии с теориями когнитивного соответствия, основной мотивирующий фактор поведения человека состоит в потребности формирования сбалансированности и соответствия когнитивных структур индивида.

Все перечисленные теории пытаются объяснить социальное поведение индивида через призму познавательных способностей.

К их минусам можно отнести то, что идея, согласно которой все действия и поступки совершаются для формирования связанной картины мира в сознании индивида, делают теории методологически уязвимыми, так как данное формирование не связано с реальным миром.

Несмотря на это, когнитивизм в социальной психологии получил довольно широкое распространение. Это можно объяснить тем, что он подчеркивает особую роль познавательных образований в объяснении социального поведения индивида.

Необходимо отметить некую непоследовательность данной позиции и сложный круг противоречий, в который попадает когнитивистский подход.

Тем не менее, внимание к вопросам рационального поведения индивида, роли мышления и разума для объяснения окружающего мира делают этот подход довольно значимым в сфере социальной психологии.

Итак, когнитивная психология занимает важное место в системе психологических наук.

Ее основные положения часто используют в других направлениях, например, социальной психологии, психологии образования, психологии личности.

Кратко о когнитивном направлении в социальной психологии:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/kognitivnaya-psihologiya-eto.html

ovdmitjb

Add comment