Irvuz

Когнитивная модель тревожных расстройств

Содержание

Электронная книга: Коллектив авторов. Психотерапия. Учебное пособие

Когнитивная модель тревожных расстройств

Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Санкт-Петербургской медицинской академии последипломногообразования.Данное пособие предназначено для слушателей факультета послевузовского и дополнительного образования, а также для врачей, аспирантов, ординаторов, интернов по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия» и по смежным дисциплинам (наркология, психофизиология, суицидология, медицинская психология и др.).Издательство: “СпецЛит” (2011)

Другие книги схожей тематики:

АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Коллектив авторов Психотерапия. Учебное пособие Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и… — СпецЛит, Подробнее… 2011 300 электронная книга
Шамрей Владислав Казимирович, Курпатов Владимир Иванович, Абриталин Евгений Юрьевич Психотерапия. Учебное пособие Учебное пособие “Психотерапия” подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и… — СпецЛит, (формат: 60×90/16, 196 стр.) Подробнее… 2017 1491 бумажная книга
Психотерапия. Учебное пособие Учебное пособие&171;Психотерапия&187;подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и… — СпецЛит, (формат: 60×88/16, 504 стр.) Подробнее… 2017 1601 бумажная книга
Барке Ульрих Кататимно-имагинативная психотерапия. Учебное пособие по работе с имагинациями в психодинамической психотерапии Кататимно-имагинативная психотерапия оформилась как самостоятельное направление психодинамической… — Когито-Центр, (формат: 70×100/16мм, 192 стр.) Современная психотерапия Подробнее… 2019 487 бумажная книга
Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. Учебное пособие для вузов Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно мо-лодых методов психотерапии, но с момента… — Юрайт, (формат: 60×88/16, 504 стр.) Специалист Подробнее… 2018 756 бумажная книга
Ромек В.Г. Поведенческая психотерапия. Учебное пособие для вузов Поведенческая психотерапия принадлежит к числу относительно мо-лодых методов психотерапии, но с момента… — ЮРАЙТ, (формат: 70×100/16мм, 192 стр.) Специалист Подробнее… 2018 978 бумажная книга
Барке Ульрих Кататимно-имагинативная психотерапия. Учебное пособие по работе с имагинациями в психодинамической психотерапии Кататимно-имагинативная психотерапия оформилась как самостоятельное направление психодинамической… — Когито-Центр, (формат: 70×100/16мм, 192 стр.) Современная психотерапия Подробнее… 2019 977 бумажная книга
Барке Ульрих, Нор Карин Кататимно-имагинативная психотерапия. Учебное пособие по работе с имагинациями Кататимно-имагинативная психотерапия оформилась как самостоятельное направление психодинамической… — Когито-Центр, (формат: 70×100/16мм, 192 стр.) Современная психотерапия Подробнее… 2019 1381 бумажная книга
Кочюнас Римантас Групповая психотерапия. Учебное пособие для вузов Книга Римантаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по психотерапии. Она знакомит с… — Академический проект, Gaudeamus Подробнее… 2018 618 бумажная книга
В. Б. Шумский Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие В учебном пособии воссоздается целостная картина экзистенциальной психологии и психотерапии: ее история и… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 198 стр.) Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее… 2016 571 бумажная книга
Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издание описывает основные понятия экзистенциальной философии, психологии и психотерапии. На основе… — Юрайт, (формат: 60×90/16, 198 стр.) Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее… 2016 638 бумажная книга
Римантас Кочюнас Групповая психотерапия. Учебное пособие Книга Римантаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по психотерапии. Она знакомит с… — Академический Проект, Трикста, (формат: 84×108/32, 224 стр.) Gaudeamus Подробнее… 2014 313 бумажная книга
В. Б. Шумский Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры В учебном пособии воссоздается целостная картина экзистенциальной психологии и психотерапии: ее история и… — ЮРАЙТ, (формат: 60×90/16, 196 стр.) Подробнее… 2017 466 бумажная книга
Владимир Шумский Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие В учебном пособии воссоздается целостная картина экзистенциальной психологии и психотерапии: ее история и… — (формат: 145х215 мм, 198 стр.) Бакалавр и магистр. Академический курс Подробнее… 2016 297 бумажная книга
Кочюнас Римантас Групповая психотерапия. Учебное пособие для вузов Книга Римантаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по психотерапии. Она знакомит с… — Академический проект, (формат: 70×100/16мм, 192 стр.) Gaudeamus Подробнее… 2018 418 бумажная книга

Другие книги по запросу «Психотерапия. Учебное пособие» >>

См. также в других словарях:

  • Психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи …   Википедия
  • Консультативная психология и психотерапия (журнал) — Консультативная психология и психотерапия …   Википедия
  • Бек, Аарон Тёмкин — Аарон Тёмкин Бек Aaron Temkin Beck Дата рождения: 18 июля 1921(1921 07 18) (91 год) Место рождения: Провиденс, США Страна …   Википедия
  • Мясищев, Владимир Николаевич — Владимир Николаевич Мясищев …   Википедия
  • Музыкотерапия — Музыкотерапия  психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства[1]. 1 Определения 2 История развития …   Википедия
  • Заикание — МКБ 10 F98.598.5 МКБ 9 307.0307.0 OMIM 184450 …   Википедия
  • Скумин, Виктор Андреевич — Виктор Андреевич Скумин Скумин В. А., 1994 год Дата рождения: 30 августа …   Википедия
  • Линде, Николай Дмитриевич — Николай Дмитриевич Линде Род деятельности: психолог, автор современного направления (модальности) психотерапии Эмоционально образная терапия Линде Н.Д. Дата рождения: 21 мая 1951(1951 05 21) (61 год) …   Википедия
  • Козлов, Владимир Васильевич (психолог) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козлов …   Википедия
  • Психогенетика — Психогенетика (греч. psychе  душа и греч. genesis  происхождение) наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики[1][2]. В западной литера …   Википедия
  • Психиатрия — Сюда перенаправляется запрос «Психиатр». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/book.nsf/63010936/text/idm1407/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C+%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2

Когнитивно-поведенческая психотерапия тревожного расстройства

Когнитивная модель тревожных расстройств

Ещё в 60-х годах прошлого столетия основатель когнитивно-поведенческой психотерапии Аарон Бек в своих работах про лечение депрессии отметил, что этот же метод работает и для чрезмерной тревоги и тревожных расстройств. Впоследствии, в 80-х годах, Бек успешно применял свой принцип в работе с клиентами.

Можно применять глобальный подход Бека и сегодня. Многие психотерапевты, знакомые с работами Бека, до сих пор так и делают. Однако, после А.

Бека в модель тревожных расстройств были внесены значительные доработки и уточнения, и сейчас мы имеем в наличии гораздо более эффективный и тонко настроенный подход, который позволяет справляться с проблемами клиентов за более короткий срок.

Немного истории

Существенную роль в разработке этого подхода сыграли работы Clark, Salkovskis, Wells, Butler, Borkovec, Barlow и т.д.

Ещё спустя некоторое время в университете Лаваля в Канаде и в работах Adrian Wells был создан протокол психотерапии тревоги (протокол — это последовательность психотерапевтического лечения). На нем-то и хотелось бы остановиться подробнее в этой статье.

В адаптированном виде этот подход может применяться также и к любым другим тревожным расстройствам, таким как социофобия, паническое расстройство, пост-травматическое стрессовое расстройство, навязчивые мысли и действия, простые фобии. А также может быть использован во время психотерапии обычных случаев, без каких-либо расстройств, но сопровождающихся чувством тревоги.

Итак, когнитивные психологи установили, что людям с чрезмерной тревогой и тревожными расстройствами свойственны следующие особенности:

  • Непереносимость неопределенности
  • Позитивные убеждения относительно тревоги
  • Негативная ориентация на проблемы
  • Когнитивное избегание

Буквально несколько слов подробнее об этих характеристиках чуть ниже, а пока скажу, что психотерапия по протоколу на основе Лаваля должна затрагивать все эти характеристики по очереди.

Более детально про эту особенность всех тревожных людей я уже писала в статье «Непереносимость неопределенности: а что если я — исключение из правил».

Тревожные люди не выносят неопределенность в любом виде. Они, как аллергики, чрезмерно чувствительны и чрезмерно бдительны к неопределенности, и реагируют даже на малейший намек на неопределенность. «Да, — думают они, — шансы 99,5%, что ничего не произойдет, но а вдруг! Ведь не 100% точно.» И их тревога сохраняется.

Также тревожные люди реагируют чрезмерной тревогой на небольшие события в жизни — то есть сила чувства тревоги не соотносится с «масштабом катастрофы».

Для того, чтобы справиться с непереносимостью неопределенности, люди используют следующую стратегию: они пытаются продумать и спроектировать наперёд все возможные последствия неприятной ситуации.

Пытаются «просчитать» и учесть всевозможныенегативные исходы.

Поскольку жизнь — это многомерные события, ежеминутно может все поменяться, подобная затея — пытаться учесть все исходы — заведомо обречена на провал. Как результат — тревога.

Подобная стратегия сопровождается мыслями типа «что если, потому что клиенту кажется, что это якобы проясняет ситуацию дя него и уменьшает количество неопределенности. Однако же, все происходит ровно наоборот — размышления на тему «что если?» только увеличивают количество возможных исходов, и поэтому увеличивается и неопределенность. Результат — тревога.

Итак, на первом этапе КПТ тревожных расстройств, необходимо проработать непереносимость неопределенности у клиента. В помощь терапевту могут быть использованы тесты типа Непереносимость неопределенности или ему подобные. Проработка ведётся путём прохождения теста, обсуждения результатов теста, с помощью сократовского диалога и прочих стандартных методов работы в КПТ.

Как ни странно это не звучало бы, но все тревожные люди убеждены, что их тревога им чем-то обязательно полезна, нужна или выгодна, что у тревоги есть какая-то положительная функция.

При этом многие даже не отдают себе в этом отчета, и, если их спросить напрямую «Чем вам может быть выгодна ваша тревога?«, они не найдут что ответить, или будут даже убеждать вас, что тревога совершенно не выгодна, не нужна и даже опасна для здоровья. Однако, есть один момент.

Никто в здравом уме никогда не будет делать что-нибудь, будучи уверенным в бесполезности, во вреде, в отсутствии выгоды от этого делаемого. Что бы кто ни делал, всегда будет объяснение «Я сделал это из лучших побуждений, я хотел как лучше» — и ведь это действительно так!

Поэтому еще раз повторюсь — у всех клиентов с тревожным расстройством есть позитивные убеждения относительно своей тревоги. Кому-то она якобы помогает повысить мотивацию. Кому-то другому кажется, что тревожась сегодня, ты подготавливаешься к неприятностям завтра и будешь меньше психовать.

Кто-то третий скажет, что беспокойство помогает найти наилучшее решение и позволяет не выглядеть беспечным и с наплевательским отношением. Это все необходимо проработать с помощью сократовского диалога, потому что подобные убеждения иррациональны и не помогают улучшить качество жизни.

Задача на этом этапе — сделать из скрытых и безусловных иррациональных убеждений явные, условные и рациональные 🙂

Если клиенту не очевидно, какую конкретно выгоду он находит в своей тревоге, можно использовать тест типа Why Worry, в котором ответы клиента могут быть отсортированы по типу выгоды.

У всех тревожных людей есть своеобразное отношение к возникающим проблемам: проблемы кажутся им гипертрофированными, похожими на катастрофу и с очень высокой вероятностью. Практически с гарантией, что самый ужасный исход обязательно случится.

Кроме того, людям с тревожным расстройством свойственно беспокоиться по поводу скорее не реальных проблем, а гипотетических.

Их волнуют проблемы, которые могут случиться, а не те, которые, возможно, есть сейчас. В результате люди тратят на будущее время гораздо больше сил, чем на настоящее.

При сильной выраженности тревожного расстройства может даже казаться, что ты постоянно «живёшь» в будущем времени.

Проблемы также кажутся нерешаемыми. Они возникают по вине самого человека, «сваливаются на голову» по причине «несчастливости», их чересчур много по сравнению с другими людьми, проблемы выглядят несправедливыми и пугающими.

Ключевым аспектом такого негативного отношения к проблемам является убежденность клиента, что он не в силах справиться с проблемами: не умеет, не в состоянии, слишком слаб, недостаточно умён, не вполне здоров и т.

д.

Такие клиенты плохо оценивают свои способности решать проблемы.

С другой стороны, у них сильное чувство личной ответственности за все происходящее, поэтому, немудрено, что попав в подобные «тиски» — с одной стороны неспособность решать проблемы, а с другой — сильное чувство ответственности — клиенты начинают испытывать сильнейший дискомфорт и напряжение, и, как следствие, ещё большую тревогу.

Соответственно, все эти убеждения необходимо «вытаскивать», делать явными и обсуждать их с помощью сократовского диалога или других техник. Что касается навыков решения проблем, то необходимо научить клиента компонентам этого навыка:

  • Определение проблемы
  • Формулировка целей для ее решения
  • Выработка альтернативных решений
  • Выбор и применение решений
  • Оценка эффективности примененного решения

При генерализованном тревожном расстройстве негативная ориентация на проблемы может попросту прерывать процесс её решения, не позволяя человеку даже начать что-то делать.

В процессе обучения навыкам решения проблем, нужно обращать внимание на свойственные клиенту способы принятия решения: либо они принимают решение слишком быстро, наобум, как бы пытаясь быстрее скинуть проблему с плеч долой, при этом не обращая внимание на разные обстоятельства.

Зачастую такие решения оказываются опрометчивыми.

Либо они принимают решения слишком долго (если вообще принимают): они изучают ситуацию со всех возможных сторон, раздумывают над обстоятельствами, советуются с огромным количеством людей — и, в итоге, так и не могут принять никакое решение.

После того, как установлен предпочтительный способ, нужно учить клиента делать наоборот: тем, кто принимает решения быстро, нужно учиться делать это медленнее, а тем, кто склонен подолгу тянуть с принятием решения, необходимо учиться принимать решения быстро, «как в воду прыгнуть».

Самый главный аспект психотерапии тревожных расстройств заключается в следующем: стараться не рассматривать содержимое тревоги клиента.

Потому что в этом случае есть опасность «захлебнуться» в потоке разнообразнейших тревог, каждая из которых представляется нерешаемой. Каждый новый день будет приносить новый поток тревоги.

Стоит, казалось бы, успешно обсудить с клиентом партию беспокойных мыслей о его здоровье, как в следующий раз клиент предъявит новую партию беспокойств о финансах или об отношениях.

Объектом для обсуждения, рассмотрения и в конце концов психотерапии является сам процесс мышления и реагирования, а не его содержимое. Это нужно обговорить с клиентом в самом начале, чтобы не было недопонимания.

Любые «утекания» во время сессии в содержимое нужно мягко, но настойчиво останавливать и обращать внимание клиента на процесс, которые происходит у него в голове в этот момент.

Такой взгляд «сверху» на тревожное расстройство позволяет существенно облегчить состояние клиента уже с первых встреч.

Под этим термином понимается особенность клиентов с чрезмерной тревогой применять разные штуки, чтобы быстро избавиться от тревоги. Чаще всего, они используют следующее:

  • Переключение с образов на слова (потому что слова внушают меньше страха, чем образы)
  • Подавление беспокоящих мыслей
  • Замена тревожных мыслей на нейтральные или позитивные
  • Использование отвлечения для прерывания тревоги
  • Избегание ситуаций, которые могут спровоцировать тревожные мысли

Поскольку в результате применения этих техник все-таки удается временно снизить тревогу, то получается, что применение как бы положительно подкрепляется. В следующий раз клиент вспомнит, что уже «успешно» справлялся со своей тревогой, к примеру, переключаясь на что-то другое.

Однако, в долгосрочной перспективе эти техники вызывают только ухудшение состояния, потому что они не уменьшают частоту возникновения тревоги и её силу.

Только наоборот, поскольку клиент так и не получил возможность проверить, чем закончится его тревога, в следующий раз ему только станет хуже.

Деморализация и бессилие, депрессия, потеря интереса к жизни, потеря удовольствия в жизни — вот типичные ощущения при генерализованном тревожном расстройстве. Поэтому лечиться нужно обязательно! Чем раньше начать, тем быстрее и легче всё получится. Успехов!

Источник: https://www.nmikhaylova.ru/kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya-trevozhnogo-rasstroystva/

Когнитивные модели эмоциональных и личностных расстройств

Когнитивная модель тревожных расстройств

Отталкиваясь от основных положений, теоретических концепций и эмпирических данных когнитивной психотерапии известные когнитивисты достаточно глубоко проработали модели различных психических расстройств. Более того, наибольшее внимание в многочисленных работах исследователей отдается когнитивным моделям депрессии и разновидностям тревожных расстройств.

Когнитивная модель депрессии

А. Бек описывает когнитивную триаду при депрессии следующим образом:

I. Негативное представление о себе (депрессивный индивид воспринимает себя как неприспособленного, никчемного, отверженного).

II. Негативный взгляд на мир (депрессивный индивид убежден в том, что мир предъявляет чрезмерные требования к человеку и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей; мир лишен удовольствия и удовлетворения).

III. Нигилистический взгляд на будущее (депрессивный индивид убежден в том, что переживаемые им трудности непреодолимы и эта безнадежность нередко приводит его к суицидным мыслям).

Таким образом, у пациентов, склонных к депрессии имеются следующие условные предположения: «Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня»; «Если человек не любит меня, значит, я недостоин любви».

Такие люди могут функционировать относительно хорошо до тех пор, пока не испытают поражения или отвержения. После этого они начинают считать, что никто не уважает их или что они недостойны любви.

В большинстве случаев такие убеждения можно рассеять в краткосрочной когнитивной терапии, однако если они составляют ядро убеждений, то требуется более длительное лечение.

Когнитивная модель тревожных расстройств

Наиболее важной отличительной чертой мышления тревожного пациента является доминирование темы опасности. Такой человек постоянно предполагает события, которые окажутся пагубными для него, для его семьи или для его имущества и других ценностей.

Чтобы избежать неожиданного удара, он пытается предсказать непредвиденные негативные события и с большим усердием ищет новые знаки опасности.

В результате, невольно читая такие знаки во вполне обычных ситуациях, раб собственной тревоги еще больше тревожится и попадает в замкнутый круг.

Второй важной чертой является совершенная нечувствительность к сигналам, свидетельствующим о снижении угрозы. Если нормальные индивиды могут контролировать свое неправильное восприятие, используя логику и очевидность, то тревожные индивиды испытывают трудность в распознавании сигналов безопасности и других признаков стабилизации.

По мнению когнитивистов, восприятие опасности тревожным пациентом основано на определенном наборе ложных предположений. К наиболее частым базовым иррациональным убеждениям людей с ТР Альберт Эллис относит следующее:

-«Для взрослого человека совершенно необходимо иметь любовь или одобрение практически каждого значительного человека в его окружении».

-«Это ужасно и катастрофично, когда что-то идет не так, как очень бы хотелось».

-«Если есть что-то опасное или страшное (или может стать таковым), человек должен быть очень этим обеспокоен и обязан концентрировать внимание на возможности его появления».

-«Если человек хочет считать себя стоящим, он должен быть абсолютно компетентным, адекватным и успешным во всех отношениях».

Когда люди с подобными базовыми установками сталкиваются со стрессовым событием, таким как экзамен или встреча с незнакомым человеком, они склонны считать его опасным и угрожающим, принимать близко к сердцу и чувствовать страх. Если влияние этих посылок распространяется на все большее количество событий в жизни, у человека может развиться генерализованное тревожное расстройство.

Подобным образом и Аарон Бек считает, что люди с генерализованным тревожным расстройством постоянно основываются на нереальных неосознаваемых посылках, которые предполагают постоянное нахождение этих людей в непосредственной опасности:

-«Любая странная ситуация должна считаться опасной».

-«Ситуация или человек являются опасными, пока не доказано обратное».

-«Лучше всегда предполагать худшее».

-«Моя сохранность и безопасность зависят от моего предвидения и моей ежеминутной готовности к любой возможной опасности».

Таким образом, при тревожных расстройствах нормальный эволюционный механизм выживания, связанный с тревогой, становится преувеличенным и начинает работать со сбоями. Нельсон-Джоунс Р. В своей книге «Теория и практика консультирования» конспективно приводит вышеперечисленные когнитивные ошибки, отражающие дисфункциональную схему:

– переоценка вероятности и серьезности угрозы

– преувеличение значения отрицательных последствий (предсказание катастрофы)

– недооценку ресурсов, необходимых для того, чтобы справиться с угрозой

– недостаточное внимание к факторам поддержки

– преуменьшение своей способности справляться с трудностями

Профессор кафедры психологии Принстонского университета Рональд Дж. Комер в книге «Нарушения и патология психики» ссылается на многочисленные исследования доказавшие, что:

– пациенты с ТР действительно имеют неадекватные убеждения, как утверждают Эллис и Бек

– человек с симптомами генерализованного тревожного расстройства уделяют большую часть своего внимания беспокоящим сигналам

– ТР более свойственны индивидам с различными психологическими проблемами

– группу риска составляют люди, в жизни которых часто происходили непредсказуемые негативные события

Завершая характеристику когнитивной модели тревожного расстройства, хочется особо выделить склонность пациента преувеличивать вероятность вреда и уменьшать свою способность к совладанию.

Пациенты с паническим расстройством склонны рассматривать любой необъяснимый симптом или ощущение как признак неминуемой катастрофы.

Главной чертой людей с паническими реакциями является наличие убеждения в том, что их витальные системы – кардиоваскулярная, респираторная, центральная нервная – потерпят крах.

Из-за своего страха они постоянно прислушиваются к внутренним ощущениям и поэтому замечают и преувеличивают ощущения, которые проходят незамеченными у других людей.

Пациенты с паническими расстройствами имеют специфический когнитивный дефицит: они не способны реалистически воспринимать свои ощущения и катастрофически их интерпретируют.

Пациенты, у которых был один или несколько приступов паники в конкретной ситуации, начинают избегать этих ситуаций.

Предчувствие такого приступа запускает множество вегетативных симптомов, которые затем неправильно интерпретируются как признаки неминуемого несчастья (сердечного приступа, потери сознания, удушья), что может привести к полному разворачиванию панического приступа.

Благодаря искаженным когнитивным схемам пациенты так ограничивают свою деятельность, что не могут отходить далеко от дома и нуждаются в сопровождающем.

Когнитивная модель фобии.

При фобиях имеется предчувствие физического или психологического ущерба в специфических ситуациях. Если пациент в состоянии избежать подобной ситуации, он не ощутит угрозы и сохранит спокойствие. Если же он попадет в такую ситуацию, то почувствует субъективные и физиологические симптомы тревоги.

Страх перед отдельными ситуациями основан на преувеличенном представлении пациента об особых пагубных свойствах этих ситуаций.

Так, пациент с фобией тоннелей испытывает страх перед крушением в тоннеле и собственной смертью от удушья; другого пациента будет ужасать возможность наступления острого, смертельно опасного заболевания, если ему вовремя не окажут помощь. При оценочных фобиях имеется страх неудачи в социальных ситуациях.

Интересно, что поведенческие и физиологические реакции на потенциальную «опасность» (отвержение, недооценка, неудача) могут мешать функционированию пациента до такой степени, что способны вызывать как раз то, чего боится пациент.

Когнитивная модель обсессий и компульсий.

Пациенты с обсессиями подвергают сомнению ситуации, которые большинством людей считаются безопасными. Сомнение обычно касается ситуаций, которые являются лишь потенциально опасными.

Обсессивные пациенты постоянно сомневаются, совершили ли они действие, необходимое для безопасности (например, выключили ли газовую плиту, заперли ли на ночь дверь, они могут бояться микробов). Никакое разубеждение не устраняет страха. их черта – чувство ответственности и убеждение, что они ответственны за совершение действия, которое может повредить им и их близким.

Компульсивные пациенты предпринимают попытки уменьшить чрезмерные сомнения, выполняя своеобразные ритуалы, предназначенные для нейтрализации и предупреждения несчастья. Так компульсивное мытье рук основывается на убеждении пациента, что он не устранил всю грязь со своего тела.

Рассмотрев более подробно когнитивные модели ряда психопатологических расстройств, хочется подчеркнуть, что когнитивные профили тревоги, депрессии и других расстройств весьма различны, а потому требуют совершенно разных терапевтических подходов.

Page 3

В заключение своей работы, хочу изложить ряд выводов, возникших у меня в процессе изучения материала по избранной теме:

1. Несмотря на множество особенностей, когнитивные модели различных видов тревожных расстройств объединены одним общим признаком – высоким уровнем тревоги.

2. Тревожные расстройства имеют сложную биопсихосоциальную детерминацию. Однако в системе психологических факторов когнитивная модель психических расстройств отводит центральную роль процессам переработки информации: то, как люди думают, определяет, что они чувствуют и как они действуют [2, с. 104].

3. По принципам когнитивная терапия наиболее близка бихевиоральной и их общими чертами являются эмпиричность, центрированность на настоящем, ориентация на проблему. В отличие от психоаналитиков когнитивные терапевты работают с сознательным содержанием, а не с подсознанием.

4. Максимальной эффективности в работе с тревожными пациентами можно достичь благодаря комплексному подходу, сочетающему когнитивную психотерапию, психофармакотерапию и социально-средовое воздействие.

Учитывая повсеместный рост психических расстройств в современном обществе и социальный аспект данной патологии, мне представляется важным повышение информированности специалистов широкого профиля (социальных работников, педагогов, психологов работников поликлинических учреждений) об особенностях диагностики и терапии тревожных расстройств и когнитивного подхода к проблемам клиента.

В силу различных причин когнитивная психотерапия не способна в одно мгновение в корне изменить основную структуру личности, тем не менее, она достаточно эффективно помогает пациентам становиться более гибкими в удовлетворении своих потребностей и использовании способностей, а значит, налаживает их социальное функционирование.

1. Бек, А. Техники когнитивной психотерапии / Московский психиатрич. журнал. Спецвыпуск по когнитивной терапии. – 1996. – №3, с.40 – 49.

2. Боковикова, А.М., Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. // Основные направления современной психотерапии. М.: «Когито-центр», 2000. – 379 с.

3. Будик, А.М., Корабельникова Е.А. Тревога как клинико-психофизиологический феномен // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2009, № 4, с. 73-75.

4. Бурлачук, Л., Кочарян А., Жидко М,. // Психотерапия. Учебник для ВУЗов. – Издательство «СамИздат» – 2003. – 324 с.

5. Доморацкий, В.А. Современная психотерапия (краткосрочные подходы): пособие для студентов. – Минск: БГУ, 2008. – 219 с.

6. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2011 г. – Минск: ГУ РНМБ, 2012. – 304 с.: табл.

7. Комер, Р. / Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. 4-е изд. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 608 с.

8. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. – ВОЗ, Россия, Санкт-Петербург. – АДИС, 1994.

9. Мэй, Р. Смысл тревоги. / Пер. М.И. Завалова и А.Ю. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

10. Нельсон-Джоунс, Р. / Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.

Источник: https://studbooks.net/2472454/meditsina/kognitivnye_modeli_emotsionalnyh_lichnostnyh_rasstroystv

Презентация: Когнитивная модель тревожных расстройств (на примере ПП)

Когнитивная модель тревожных расстройств

ОБЩАЯ СХЕМА:Sмикро-стрессогенное событиеRэмоции, поведение, физиологияАМПанический сценарий (часть 1):Триггерная ситуацияИзменение привычного хода физиологии организмаАМЭМОЦИЯ

2

Слайд 2: Когнитивная модель тревожных расстройств (на примере ПП)

Панический сценарий (часть 2):ТРЕВОГАТелесные реакцииФиксация на ощущенияхУсиление ощущенийОшибочнаякатастрофическаяинтерпретацияощущенийПАНИКА

3

Слайд 3: Бихевиоральная модель тревожно-фобических расстройств

Простые фобии.Механизм классического обуславливания: нейтральные стимулы сочетаются с травмирующим событием → генерализация на схожие объектыЗаместительное обуславливание – через наблюдение.ОКР. Двухпроцессная теория Моурера (1947):Формирование патологической тревоги по механизму обуславливанияИнсайт: тревогу можно снять путем определенных действий

4

Слайд 4: Психоаналитическая модель тревожно-фобических расстройств

Символическое значениеФобия как защитный процессОсновные виды тревоги:тревога разрушения,тревога сепарации,тревога кастрации

5

Слайд 5: Основные модели психотерапии

Тренировка навыков реалистичного мышленияПоэтапная десензибилизацияПереработка патологического конфликта

6

Слайд 6: НЕВРАСТЕНИЯ

Для достоверного диагноза требуются следующие признаки:а) постоянные жалобы на повышенную утомляемость после умственной работы или жалобы на слабость в теле и истощение после минимальных усилий;б) по крайней мере два из следующих симптомов:ощущение мускульных болей, головокружение, тензионная головная боль, нарушение сна, неспособность расслабиться, раздражительность, диспепсия;в) любые имеющиеся вегетативные или депрессивные симптомы (легкие и непродолжительные)Истинный невроз истощения vs. Психогенная неврастения

7

Слайд 7: Посттравматическое стрессовое расстройство

Распространенность: 1,2% женщин;0,5% мужчинРоль эмоциональной памяти в формировании ПТСРТравматический невроз и транспозиция тревоги в страхПроблема осмысления травмыПТСР и пограничная личностная организация

8

Слайд 8: Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами

Острая интоксикацияУпотребление с вредными последствиямиСиндром зависимостиСостояние отменыСостояние отмены с делириемПсихотическое расстройствоАмнестический синдром

9

Слайд 9: Эпидемиология

Кокаин, марихуана – 6-22% лиц от 18 до 26 летМужчины в 3 раза чаще женщинАлкоголизм- 13% взрослого населения, клинические формы -3-8%30% пьющего населения потребляет 80% производимого алкоголя

10

Слайд 10: Этиопатогенез

Биологические факторы: связь с серотонином, дофамином и ГАМКГенетические исследования: дети алкоголиков заболевают в 4 раза чаще, заболеваемость среди монозиготных близнецов в 2 раза чащеСоциокультурные факторы Психоаналитическая теория: «растворение» сурового супер-Эго, оральная фиксация, влечение к смерти, фантазматическая самореализацияТеория научения: снижение тревоги, позитивное подкреплениеАлкоголизм как медиаторная деятельность

11

Слайд 11: Тема 3. Расстройства патохарактерологического (психопатического) спектра Распространенность расстройств личности

Г. Каплан, Б. Сэдок (1988)…………………………..…. 6 – 9%G. deGiloramo, P. Dotto (2000 )…………………….…. 5,9 – 14,8%A. Jakubik (2002).…………………………………….…… 2,1 – 18%N. Andreasen, D. Black (2002) …………………………. 10 – 20% ( в среднем)

12

Слайд 12: КРИТЕРИИ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

[Ганнушкин П.Б., 1933 Кербиков О.В., 1961 ]Выраженность патологических свойств личности до степени нарушения социальной адаптации;их относительная стабильность, малая обратимость;тотальность патологических черт личности, определяющих весь психический облик.КРИТЕРИИ РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

13

Слайд 13: Природа расстройств личности

Психологические моделиКлинические моделиСоциологические модели(Концепция нравственного помешательства, анетопатия – отсутствие высших эмоций)

14

Слайд 14: Психологические концепции расстройств личности

Психоаналитические: З.Фрейд, К.Абрахам, В.Райх, Х.Кохут, О.Кернберг и др.Поведенческие (Т.Миллон): теория биосоциального обучения ( biosocial learning)Статистические : шаблоны изменений черт личности от нормальных до патологических (Р.Кеттел, Г.Айзенк и др.)Психофизиологические – расстройства личности как крайние и патологические варианты типов ВНД (И.П.Павлов)

15

Слайд 15: Клинические концепции расстройств личности

Концепция прототипов (Э.Крепелин, П.Б.Ганнушкин, Г.Е.Сухарева и др.): той или иной психопатии соответствует специфическое «большое» расстройство:Шизоидная – шизофренияЭпилептоидная – эпилепсияПараноидная – бредовое расстройствоЦиклоидная – расстройства настроенияКонцепция психэстетической пропорции (Э.Кречмер)

16

Слайд 16: Систематика расстройств личности

Кластер «А» – расстройства личности, связанные с нарушением оценки реальностиКластер «Б» – расстройства личности, связанные с нарушением самооценки и межличностной коммуникацииКластер «В» – расстройства личности, связанные с тревогой и избегающим поведением

17

Слайд 17: Параноидное расстройство

Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказамТенденция постоянно быть недовольнымПодозрительность и тенденция к искажению фактовВоинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личностиВозобновляющиеся неоправданные подозрения относительно верности партнераТенденция к переживанию своей повышенной значимостиОхваченность «законспирированными» толкованиями

18

Слайд 18

Иосиф Сталин – параноидная структура. Параноидное общество

19

Слайд 19: Шизоидное расстройство

Мало что доставляет удовольствиеЭмоциональная холодность, уплощенная аффективностьНеспособность проявлять теплые чувства, равно как и гневСлабая ответная реакция как на похвалу, так и на критикуНезначительный интерес к сексуальным контактамПовышенная озабоченность фантазиями или интроспекциейПредпочтение уединенной деятельностиНечуткость к социальным нормамОтсутствие близких друзей и желания их иметь

20

Слайд 21

Акакий Акакиевич Башмачкин

22

Слайд 22: Шизотипическое расстройство РЛ

Идеи отношенияПовышенная тревожность, связанная с социальными ситуациямиСтранная вера в мистическое, не соответствующая культурным нормамНеобыкновенные перцептивные феноменыСтранное и/или эксцентричное поведение или внешностьОтсутствие близких друзейСтранная речьПараноидные идеи

23

Слайд 24: Истерическое расстройство

Самодраматизация, театральность, преувеличенное выражение эмоцийВнушаемостьПоверхностная и лабильная эмоциональностьПостоянное стремление к признанию со стороны окружающихНеадекватная сексуальность во внешнем виде и поведенииЧрезмерная озабоченность физической привлекательностьюИмпрессионистический стиль речи

25

Слайд 26: Нарциссическое расстройство

Реагирует на критику чувством ярости, стыда или униженияВ межличностных отношениях эксплуатирует другихСчитает себя чрезвычайно важнымПолагает, что его проблемы являются уникальнымиПоглощен фантазиями об огромных успехах, силе, идеальной любвиПриписывает себе высокое положениеТребует постоянного вниманияНеспособен сочувствовать другимОдержим чувством зависти

27

Слайд 29: Пограничное расстройство

Нестабильные и интенсивные межличностные отношенияИмпульсивность по меньшей мере в двух областях, являющихся потенциально самоповреждающимиАффективная нестабильностьОтсутствие самоконтроляВыраженное и постоянное нарушение идентификацииХроническое ощущение пустоты или скукиНеистовые попытки избежать реального или воображаемого ужаса быть покинутым

30

Слайд 31: Антисоциальное расстройство

Не может правильно вести себя на работеНезанятость на работе в течении 6 мес.

Не может выполнять социально принятые нормыЯвляется раздражительным и агрессивнымПостоянно пренебрегает финансовыми обязательствамиНе способен к планированиюНи в чем не является правдивымПроявляет беззаботность по отношению к безопасности окружающихНикогда не поддерживал моногамных связей более 1 годаОтсутствие сожаления и раскаяния

32

Слайд 32

Тед БандиСерийный убийца-психопат.Признался в 36 убийствах, точное число жертв не известно.Казнен в США в 1989 г., после 10-летнего суда.

33

Слайд 35: Избегающее расстройство

Чувство напряженности и тяжелые предчувствияПовышенная озабоченность критикойНежелание вступать во взаимоотношения без гарантии понравитьсяОграниченность жизненного укладаУклонение от социальной и профессиональной деятельности из-за страха критики или неодобрения

36

Слайд 36

«Человек в футляре» – Беликов

37

Слайд 37: Зависимое расстройство

Активное или пассивное перекладывание на других важных решений в своей жизниПодчинение своих потребностей потребностям других людейНежелание предъявлять даже разумные требования к другимЧувство беспомощности в одиночествеСтрах быть покинутымОграниченная способность самостоятельно принимать повседневные решения

38

Слайд 38: Пассивно-агрессивное расстройство

Откладывание на долгий срок того, что необходимо сделатьСтановится угрюмым или раздражительном, когда просят сделать то, что не хочетсяКажется, что работает нарочито медленно или плохоПротестует без достаточных оснований против того, что к нему предъявляют чрезмерные требованияИзбегает выполнять обязанности, ссылаясь на то, что «забыл»Полагает, что делает работу лучше, чем другие об этом думаютОтвергает полезные предложенияБез оснований критикует

39

Слайд 39

1. Параноидный – вновь загнан в угол!! 2. Нарциссический – самый большой автомобиль 3. Зависимый – использует другие а/м, чтобы чувствовать свою защищенность 4. Пассивно-агрессивный – ставит а/м по диагонали 5. Пограничный – упирается в чужую а/м 6.

Антисоциальный – запирает другие а/м 7. Гистрионный – паркуется в центре 8. Обсессивно-компульсивный – абсолютное выравнивание границ 9. Избегающий – прячется в углу 10. Шизоидный – не переносит близости с другими автомобилями 11.

Шизотипальный – межгалактическая парковка

40

Последний слайд презентации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Источник: https://slide-share.ru/kognitivnaya-model-trevozhnikh-rasstrojstv-na-primere-pp-140742

ovdmitjb

Add comment