Irvuz

Классификация запасов

Классификация запасов

Классификация запасов

Классификация запасов необходима длярешения минимум двух задач:

  1. конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока;

  2. управления запасами в рамках заданной логистической системы (хоз. субъекта).

Классификация по месту нахождения:

– у поставщиков;

– у потребителей;

– у торговых посредников;

– в производстве.

Классификация по отношению клогистическим функциям:

– складские;

– транспортные(в пути, транзитные);

– грузопереработки.

Классификация по функциональномупредназначению:

– текущие – обеспечивают непрерывностьобеспечения между двумя поставками;

– подготовительные (технологические) –выделяются из производственных запасовпри необходимости дополнительной ихподготовки перед использованием впроизводстве (сушка леса и т.п.);

– гарантийные (страховые) – для непрерывногообеспечения потребителя в случаенепредвиденных обстоятельств (отклоненияв периодичности и величине партийпоставок от запланированных, измененияинтенсивности потребления, задержкипоставок в пути). В отличии от текущих,размер гарантированных запасов величинапостоянная (на подобие неприкосновенногозапаса).

– сезонные – образуются при сезонномхарактере производства, потребленияили транспортировки. Должны обеспечитьнормальную работу во время сезонногоперерыва в производстве, потребленииили транспортировке.

– спекулятивные – создаются на фирмахв целях защиты от возможного повышенияцен или введения квот, тарифов на ввоз.

-устаревшие (неликвидные) запасы –образуются в случае ухудшения качестватовара и морального износа (т.е. когдалогистический цикл производства идистрибуции не совпадают с жизненнымциклом товара).

Видызапасов по времени учета

Максимально желательный – уровень запасаэкономически целесообразный в даннойсистеме управления запасами. Используетсякак ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень – используется дляопределения момента времени осуществленияочередного заказа.

Текущий запас – соответствует уровнюзапаса в любой момент времени. Можетсовпадать с максимально желательным,пороговым и гарантийным.

Гарантийный (страховой) запас –используется для определения моментавремени принятия экстренных мер дляпополнения запасов.

Вопрос 2. Основные задачи, условия и издержки формирования и поддержания запасов

Задачи формирования и поддержаниязапасов можно разбить на две большиегруппы:

    1. задачи создания и поддержания запасов МР в логистических каналах снабжения и производства.

    2. Задачи создания и поддержания запасов ГП в дистрибутивных каналах.

Первая группа задач

К ней относятся задачи:

– экономия на закупках;

– сокращение затрат на транспортировку;

– обеспечение гарантий снабжения ипроизводства (повышение надежностиснабжения)

– защита против возможного повышенияцен на МР;

– учет сезонных колебаний спроса(производственной программы);

– поддержка производственного расписания.

Рассмотрим их подробно. Экономия назакупках.При закупках в большихобъемах поставщики МР обычно делаютскидки.

Хотя создаваемые в этом случаезапасы МР (в логистических каналах отпоставщиков до фирмы производителя)могут поддерживаться достаточно долго,затраты хранения могут быть меньше, чемвыигрыш на скидках с цены.

Закупки МРсо значительными скидками делаются воффшорных зонах для достижениядополнительной экономии на налогах.Запасы такого рода поддерживаются втечение всего времени, пока экономияна скидках превышает затраты на хранениеМР.

Сокращение затрат на транспортировку.Эта задача во многом аналогична задачеэкономии на закупках МР.

Закупка большихколичеств МР и отправка их большимиэкономическими партиями (например,ж/д), как правило, приводит к снижениютранспортных тарифов и уменьшениюзатрат на транспортировку. Однако вэтом случае создание складских запасовнеизбежно.

Закупка же небольшими партиямии транспортировка МР непосредственнона производственные подразделениямифирмы связана с большими транспортнымииздержками. Т.к.

значительную частьсебестоимости продукции составляюттранспортные издержки, уменьшение ихдаже на небольшой процент за счетрационального создания складскихзапасов может дать фирм экономию.Особенно это важно для сырьевых ресурсов,когда их складское хозяйство и хранение(открытые площадки) не требуют большихинвестиций.

Оптимизация рассматриваемых задач(закупка и транспортировка) связана сопределением оптимальной (по критериюсуммарных затрат на хранение итранспортировку) партии поставки МР иявляется одной из основных в теорииуправления запасами.

Обеспечение гарантий снабжения ипроизводства (повышение надежностиснабжения). В этом случае запас МРпредставляет собой некоторую гарантийнуючасть общего производственного запаса,предназначенную для страхованиялогистических рисков (сбоев) в каналахснабжения. Причины сбоев:

– природные,

– климатические,

– нарушения в транспортных процессах икоммуникациях,

– сбои в информационных каналах примаи обработки заказов на поставку МР,

– отклонения от условий договоровпоставки по финансированию, срокам,качеству и т.д.

Количество (объемы) поддерживаемых встраховых запасах МР обычно прямопропорционально вероятности появлениясбоев в снабжении.

Защита против возможного повышенияцен.Эта задача решается созданием иподдержанием складских и спекулятивныхзапасов МР, предназначенных длястрахования рисков, т.е. с возможнымповышением цен на исходные МРнепосредственно: 1) поставщиками, 2)изменениями тарифов, 3) налогов, 4)таможенных пошлин, 5) процентных ставок,6) колебаниями курсов валют и т.п.

Часто западные и российские фирмы,которые закупают большие объемы биржевыхсырьевых товаров (нефтепродукты, металл,зерно, древесина и т.п.), прибегают кстрахованию биржевых сделок путемхеджирования закупок на фьючерсныхтоварных биржах.

Учет сезонных колебаний спроса.Причины сезонных колебаний:

– изменения природных, климатических идорожных условий,

– сезонность производства отдельныхвдов продукции,

– условия работы различных видовтранспорта и др.

Альтернативой сезонных запасов внекоторых случаях может быть переключениедоставки МР с одного вида транспортана другой (автомобиль -> воздушный).

Поддержка производственного расписания.Запасы МР в каналах «снабжение-производство»и внутри производственно-технологическогоцикла является необходимым элементоморганизации производства.

Даже прииспользовании таких логистическихконцепций какJIT,«leanproduction»,не удается полностью исключить складскиезапасы МР и НП из технологическогоцикла.

В ряде случаев запасы МР создаютсякрупными промышленными корпорациямидля поддержки своих основных поставщиков,ели они являются постоянными и надежнымипартнерами в логистических каналахснабжения.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2892139/page:2/

По месту продукции в логистическом канале (цепи)

можно выделить следующие группы запасов: запасы материальных ресурсов; незавершенного производства; готовой продукции; тары и возвратных отходов.

Таблица

Классификация запасов

№ п/п Признаки Классификация
1 По месту продукции в логистическом канале (цепи) •Запасы материальных ресурсов• Запасы незавершенного производства• Запасы готовой продукции• Запасы тары и возвратных отходов
2 По отношению к логистическим операциям • Запасы в снабжении• Производственные запасы• Сбытовые (товарные) запасы• Совокупные запасы• Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы)• Запасы грузопереработки
3 По функциональному назначению • Текущие запасы• Страховые (гарантийные или буферные) запасы• Подготовительные запасы• Сезонные запасы• Запасы продвижения готовой продукции . Спекулятивные запасы• Устаревшие (неликвидные) запасы
4 По отношению к логистической системе или логистическим посредникам • Запасы поставщиков• Запасы потребителей• Запасы торговых посредников

По отношению к логистическим операциям:

Запасы в снабжении- это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.

Производственные запасы- это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т.п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Производственные запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, устаревшие (неликвидные). Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единицах измерения.

На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка, сезонность производства и потребления.

Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы-производителя, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в процессе розничной или оптовой продажи.

Сбытовые запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные и устаревшие (неликвидные).

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях (в днях товарооборота) и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.

Совокупные запасы – это сумма товарных, производственных транспортных запасов и запасов незавершенного производства.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы)-это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логической системы (РКС) к другому.

Размеры транспортных запасов определяются расстоянием, на которое перевозятся грузы, коэффициентом звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевой и региональной специализацией, временем пребывания запасов в пути (время транспортировки, определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а также нормативами сроков доставки грузов (в днях).

Грузопереработка- это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.

По функциональному назначению запасы подразделяют на следующие виды.

Текущие запасы – это основная часть производственных или товарных запасов, предназначенных для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками. Рассчитываются, как правило, из интервала поставки.

Страховые (гарантийные или буферные) запасы предназначены для сокращения финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов, сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях -неприкосновенной. Нормы страхового запаса определяются на основе среднесуточного потребления каждого из вида материальных ресурсов или готовой продукции.

Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, которая образуется в процессе приемки, оформления товара, погрузочно-разгрузочных работ, дополнительной подготовки к потреблению (растаривании, чистке, сушке). Величина подготовительных запасов зависит от количества времени, необходимого на осуществление логистических операций по подготовке материальных ресурсов (готовой продукции) к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления.

Сезонные запасы – это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки.

Сезонные запасы обеспечивают нормальную работу предприятий на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке.

Величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребления данного вида материального ресурса или готовой продукции на время перерыва в поступлении или потреблении.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибьютивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок. Эти запасы, чаще всего товары широкого потребления, должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.

Спекулятивные запасы обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен.

Устаревшие (неликвидные) запасы -это не реализуемые в течение длительного периода времени товары. Могут возникать из-за ухудшения качества товара во время хранения, его морального устаревания, истечения гарантийного срока хранения и т.д.

По отношению к логистической системе или логистическим посредникам запасы можно классифицировать как находящиеся у поставщиков, потребителей или торговых посредников.

Основной проблемой логистического управления запасами является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы: маркетинга, производства и финансов по отношению к запасам.

Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребностей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.

С позиций производственного менеджмента запасы должны, прежде всего, обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершенного производства и в то же время минимизировать затраты, связанные со снабжением.

Финансовый менеджмент заинтересован в как можно меньшем уровне запасов в логистической сети фирмы с точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами, и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.

В связи с разным целевым назначением и подходом к запасам указанных сфер управления между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического управления.

Эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в логистической системе.

Понятие запаса неразрывно связано с понятием дефицита. В ходе производственного процесса по различным причинам может возникать дефицит материальных ресурсов. Различают следующие виды дефицита:

1)   естественный (отсутствие ресурсов);

2)   технологический (несоответствие предпринимаемых действий технологическому процессу);

3)   искусственный (возникающий искусственным путем). При появлении возможности образования дефицита необходимо делать запасы, способные поддержать необходимый уровень производства независимо от сложившихся обстоятельств.

Простые запасы — различные виды материальных ресурсов, предназначенных для производственного потребления.

Основными причинами образования простых запасов являются:

1)   несоответствие объемов поставки объему разового потребления;

2)   разрыв во времени между моментами поступления материалов и его потреблением;

3)   климатические условия местности;

4)   снижение транспортных расходов. Производственный запас включает:

1)   текущий запас (необходимый для производства между двумя очередными поставками);

2)   подготовительный запас (служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия);

3)   страховой, или гарантийный, запас (необходим на случай перебоев в процессе снабжения);

4)   товарные запасы (запасы готовой продукции и запасы в каналах сферы обращения).

Каждый из видов запаса может быть измерен:

1)   в натуральном выражении (в штуках, м ) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции;

2)   в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене необходимо для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями);

3)   в днях обеспеченности (необходимый объем запасов в натуральном выражении разделить на среднесуточный расход).

Запасы являются одним из основных факторов, влияющих на логистические издержки и уровень логистического обслуживания в целом. Существует три основных вида товарно-материальных запасов:

1)   сырьевые материалы;

2)   товары, находящиеся на стадии изготовления;

3)   готовая продукция.

В зависимости от целевого назначения различают:

1)   технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;

2)   текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

3)   производственные запасы, предназначенные для производственного потребления, поступившие на производство, но еще не использованные и не переработанные;

4)   гарантийные (страховые), имеющие постоянное значение запасы, или «запасы для компенсации случайных колебаний спроса»;

5)   товарные запасы, находящиеся в каналах распределения предназначенные для бесперебойного обеспечения потребителей;

6)   «виртуальные» запасы, товарные запасы, виртуально находящиеся в точках сбыта (магазинах), фактически находящиеся на основном складе;

7)   подготовительные («буферные») запасы, требующие дополнительной подготовки перед перевозкой и использованием в производстве;

8)   сезонные запасы, образующиеся при сезонном характере производства;

9)   переходящие запасы, возникшие остатки на конец отчетного периода;

10) рекламные запасы, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в сезон высоких продаж и во время проведения рекламных акций;

11) неликвидные запасы, длительно не используемые производственные и товарные запасы либо запасы, возникшие вследствие возникновения брака или повреждений во время перевозки.

Источник: https://znaytovar.ru/s/Klassifikaciya_zapasov.html

Классификация запасов по структуре и по функциональному назначению

Классификация запасов

В том или ином виде запасы обязательно будут существовать на всем пути движения продукции из области производства в сферу обращения.

Главных причин их (запасов) создания несколько: экономия средств на закупках, сокращение расходов на транспортировку товаров, обеспечение различных гарантий снабжения и изготовления, защита от возможного увеличения цен на различные материальные ресурсы, учитывание сезонных колебаний в производстве и реализации товаров, поддержка различных производственных циклов и проч.

Суть классификаций

Но в логистике предметом изучения все-таки являются не сами материальные запасы, а движение этих ресурсов во времени и пространстве. Поэтому классификация запасов дается в рамках их рассмотрения как материальных потоков на конкретных временных интервалах в процессе дальнейшего приложения к ним разнообразных логистических операций.

Таких градаций – несколько. Их мы рассмотрим и охарактеризуем в статье.

Простые запасы

Под простыми запасами подразумеваются самые различные типы материальных ресурсов, предназначенные для производственного потребления.

Главными причинами их образования называют следующее:

  • Несоответствие объема однократной поставки объему разового использования, потребления данного сырья или готового товара.
  • Большая разница во времени между изготовлением продукции и ее потреблением.
  • Климатические условия той или иной местности.
  • Желание уменьшить транспортные расходы.

Производственные запасы

Производственными запасами считается следующее:

  • Текущие запасы. Они необходимы для обеспечения производства в промежуток между поступлениями сырья, материалов для изготовления.
  • Подготовительные запасы. Необходимы для гарантии бесперебойной деятельности предприятия.
  • Гарантийные, страховые запасы. Накапливаются на случай возникновения перебоев в системе снабжения.
  • Товарные запасы. Это уже полностью готовая продукция в каналах различных областей обращения.

Все материальные и товарные запасы допустимо разделить на три больших класса:

  • Сырьевой материал.
  • Изделия, пока что находящиеся на стадии производства.
  • Готовые продукты.

Разделение по целевому назначению

Здесь различается следующее:

  • Переходные (или технологические запасы). Движутся от одного пункта логистической системы к другому, из одной ее отрасли в иную.
  • Циклические (или текущие запасы). Создаются в продолжение производственного среднестатистического периода. Так называются запасы величиной в одну партию товара.
  • Производственные запасы. Их предназначение, соответственно, – производственное потребление. Они уже поступили на производство, но пока что не переработаны, не использованы.
  • Страховые (или гарантийные) запасы. Как правило, имеют постоянное значение. Они необходимы на случай внезапных сильных колебаний спроса на продукцию.
  • Товарные запасы. Они находятся в каналах распределения. Предназначены для бесперебойного обеспечения товарами его потребителей.
  • “Виртуальные” запасы. В эту группу относятся те, что виртуально находятся на точках сбыта (например, в магазинах), но фактически еще остаются на складах.
  • Подготовительные (по-иному – буферные) запасы. Они обязательно требуют допподготовки перед перевозкой и дальнейшим применением в производстве.
  • Сезонные запасы. Характерны для производства, реализации, носящей сезонный характер.
  • Переходящие запасы. Так называются остатки на начало нового отчетного периода с прошлого года.
  • Рекламные запасы. Их главное предназначение – удовлетворение спроса потребителей во время проведения рекламных кампаний, в сезоны повышения уровня продаж.
  • Неликвидные запасы. В эту категорию входят не используемые в течение длительного времени как товарные, так и производственные запасы. В каких-то случаях причиной этого оказывается брак, получение повреждений во время перевозки.
  • Госрезервы. Такие запасы, соответственно, создаются государствами на случай стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, техногенных катастроф и прочих ЧС.

По месту в логистических цепях

Классификация запасов по их месту в логистическом канале (или цепи) выглядит следующим образом:

  • Запасы разнообразных материальных ресурсов.
  • Запасы незавершенных производств.
  • Запасы готовых изделий и продуктов.
  • Запасы упаковки тары и возвратного рода отходов.

Классификация запасов в этом случае представлена их разделением на следующие категории:

  • Запасы снабжения.
  • Род производственных запасов.
  • Товарные (иное название – сбытовые) запасы.
  • Совокупный род запасов.
  • Транспортные запасы. Еще они называются транзитными. Или запасами в пути.
  • Запасы, относящиеся к грузопереработке.

Характеристика категорий

Разберем некоторые составляющие классификации товарных запасов по отношению к операциям логистики.

Запасами в снабжении называются те материальные ресурсы, что имеются в логистических цепях от поставщиков до изготовителей, производителей. Соответственно, они предназначены для обеспечения всевозможных производственных процессов.

Производственными называются запасы сырья, тары, упаковки, комплектующих или иных материалов, на момент учета не поступивших в процессы производственного потребления. Именно они позволяют обеспечить бесперебойность всего процесса изготовления.

В свою очередь производственные товарно-материальные запасы делятся на следующие категории:

  • Регулярные (или текущие).
  • Гарантийные (или страховые).
  • Подготовительная группа.
  • Неликвидные, устаревшие (разделение на неликвиды и складские запасы).
  • Сезонные.

Производственная категория тут учитывается в стоимостных и натуральных единицах измерения. На ее величину влияет следующее:

  • Потребность организаций-потребителей в данных материальных ресурсах.
  • Периодичность пуска материалов в производство/непрерывность расходований.
  • Транспортировка.
  • Складские характеристики.
  • Сезонность изготовления и потребления.

Товарными (сбытовыми) запасами называются:

  • Запасы уже готовых изделий и продуктов.
  • Транспортные запасы, что хранятся в готовом виде на складах предприятия-производителя.
  • Накопленные для удовлетворения спроса покупателей в процессе оптовой или розничной реализации.

В свою очередь, сбытовые торговые запасы представлены такими подкатегориями:

  • Регулярные (текущие).
  • Гарантийные (страховые).
  • Сезонные.
  • Подготовительные.
  • Устаревшие (опять же разделение на неликвиды и складские запасы).

Товарную категорию учитывают, анализируют, планируют в стоимостных (абсолютных) и относительных (в днях товарооборота) показателях. Они могут учитываться как на старт, так и на завершение периода.

Транспортные, транзитные – это название запасов в пути. Материальные ресурсы (как незавершенного процесса производства, так и уже готовых изделий), что находятся в процессе транспортировки между звеньями логистических систем.

Размеры таких запасов будут определены расстоянием, на которое в пространстве перемещаются грузы, коэффициентами звенности движения товаров в их обращении.

Также они определяются региональной или отраслевой специализацией, продолжительностью пребывания товаров в пути, нормативами периодов доставки грузов (измеряются во днях).

Грузопереработкой же называется специфический вид складского запаса, который формируется без логистических операций хранения.

По функциональному назначению

В этой классификации запасов мы выделим следующие категории:

  • Текущие запасы.
  • Буферные (иные названия – страховые, гарантийные) запасы.
  • Сезонные запасы.
  • Подготовительные запасы.
  • Запасы-продвижение готовой продукции.
  • Спекулятивная группа запасов.
  • Неликвидные (или же устаревшие запасы).

По отношению к логистической системе

Классификация товарных запасов представляется тут определенными категориями:

  • Запасы покупателей, потребителей.
  • Запасы реализаторов, продавцов.
  • Запасы, принадлежащие торговым посредникам.

По времени

В этой классификации выделяются следующие категории:

  • Максимальные желательные запасы. Экономически целесообразный наибольший уровень запаса в данной логистической системе.
  • Текущий запаса. Уровень любого запаса в любое время.
  • Гарантийный запас. Страховая категория необходима на случай срыва поставок.

Запасы – это одна из основополагающих категорий в логистике. Так как понятие весьма широкое, все, что называется запасами, может иметь несколько характеристик – в зависимости от используемой классификации. Каждая из них раскрывает важные описания запасов в определенной области производства, реализации и проч.

Источник: https://FB.ru/article/461539/klassifikatsiya-zapasov-po-strukture-i-po-funktsionalnomu-naznacheniyu

ovdmitjb

Add comment