Irvuz

Классификация воображения

Содержание

Классификация воображения в психологии по видам и свойствам

Классификация воображения

Человек может не только представить то, что ранее с ним случалось, что он видел или слышал, с чем имел непосредственный опыт, но и привнести в представленный образ совершенно новые детали, предметы и явления, с которыми он никогда не встречался — это возможно благодаря воображению.

Что такое воображение, каким оно бывает и для чего нужно человеку?

Что такое мнемоника и как она работает? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.

Так же, как память, мышление и восприятие, воображение необходимо для продуктивной деятельности — прежде, чем совершить какой-либо поступок, спланировать тот или иной шаг, человек заранее мысленно представляет свои действия в различных вариациях, выбирая наиболее приемлемый способ реализовать свою цель.

Практически все научные и культурные достижения человечества возникли в результате работы воображения — чтобы придумать принципиально новую идею, необходимо не только обобщить весь имеющийся опыт, но и добавить в него не существовавшие ранее элементы.

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

Какое оно бывает?

Воображение — достаточно сложный психический процесс, который по определенным свойствам можно классифицировать на множество групп, однако все группы можно отнести к двум основным.

Основные виды воображения:

  1. Непроизвольное воображение (пассивное). Данный вид воображения характеризуется тем, что при возникновении образов человек не использует усилие воли, то есть они возникают непроизвольно. В качестве примера пассивного воображения лучше всего подходит сновидение.

    Во сне мы можем видеть такие ситуации, которые никогда не переживали в жизни, при этом мы не прикладываем никаких волевых усилий для появления этих образов.

  2. Произвольное воображение (активное). При активном воображении мы сознательно вызываем те или иные мысленные образы, то есть контролируем их появление. Как пример, можно привести написание книги писателем — сюжет может значительно отличаться от вошедшего в его основу события, являясь работой воображения литературного деятеля.
  3. Антиципирующее воображение. Одна из самых важнейших и необходимых для жизни психологических функций — это предвосхищение будущего, предвидение результатов собственных действий или поступков. Данная функция связана практически с любой деятельностью человека, а ее корни уходят к приспособленческим механизмам мозга. Напрямую прослеживается ее связь с инстинктом самосохранения, также подобные задатки имеются и у животных.

Например, человеку не обязательно иметь опыт падения с 10 этажа, чтобы понять, что это опасно для жизни — путем предвосхищения последующей за этим действием ситуации, представляемая картина полученных травм и увечий вызывает чувство страха, которое уберегает от подобного неосмотрительного шага.

Нарушенное, больное воображение. Существуют следующие его нарушения:

  1. Онейроид. Помрачение сознания, вызванное физиологическим нарушением головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний, интоксикации.
  2. Ониризм. Отсутствие различия сновидения и реальности.

    При этом возможно возникновение ярких образов в дневное время при кратковременно закрытых глазах.

  3. Патология активного воображения — отсутствие критичности к продуктам его деятельности.
  4. Сновидные эпилептические приступы — стереотипные, однообразные сновидения пугающего характера, в которых, как правило, преобладает красный цвет.

Классификация воображения в психологии

В психологии существует несколько подходов к классификации воображения:

Виды воображения по предмету:

  • образное. Воссоздание зрительных образов;
  • эмоциональное. Представление эмоционального состояния;
  • концептуальное. Также называется словесно-логическим — представление логических цепочек.

Виды воображения по результатам:

  1. Продуктивное воображение — создание принципиально новых образов или идей, не встречающихся в реальной жизни, не повторяющих реальный опыт человека. Также называется творческим. Например, создание мультипликационного персонажа.
  2. Репродуктивное воображение — создание образов, исходя из предоставленной информации. Также называется воссоздающим.

    Например, возникновение образов у человека, которому подсказывают правильный путь по незнакомой местности.

В зависимости от характера образа:

  • конкретное — создаваемые образы отражают существующие реально предметы либо явления. Например — воображаемый в мельчайших деталях стул;
  • абстрактное — создаваемые образы носят условный, обобщенный характер. С его помощью создаются символы, схематические решения.

В зависимости от формы проявления:

  1. Фантазия. Создание нереальных образов с акцентом на то, что они далеки от действительности.
  2. Реалистическое. Форма, обратная фантазии — образы наиболее точно отражают реальность.
  3. Мечта. Образы, которые отображают желаемое для человека будущее.
  4. Грезы. Возникновение картин, отражающих желаемую в будущем действительность и имеющих позитивную эмоциональную окраску.

Также различают следующие формы воображения:

  1. Агглютинация. При такой форме мысленно совмещаются такие явления, предметы и объекты, которые в реальной жизни не могут соединены.
  2. Гиперболизация. В ее основе лежит намеренное преуменьшение или преувеличение характерных свойств, признаков объекта, количественное изменение частей, составляющих объект.
  3. Акцентирование. Выделение отдельных свойств объекта, характерных только лишь для него.
  4. Схематизация. Выделение сходных свойств нескольких объектов, их обобщение по общим чертам.
  5. Литола. Преуменьшение тех или иных объективных характеристик объекта.

По типам воображение делится на следующие:

  • Зрительный тип. Создание зрительных, визуальных образов. Данный тип свойствен художникам.
  • Аудиальный тип. Звуковые представления. Чаще всего его задействуют музыканты и певцы.
  • Кинестетический тип. Также называется моторным. Отражает двигательные представления. Свойственен танцорам.

О целях и функциях сказкотерапии для детей читайте здесь.

Мечта, как особый вид

Особым видом воображения является мечта — представления о желаемом будущем.

Человек может мечтать о собственном успехе — успешной карьере, внезапном богатстве, тотальном везении, непререкаемой власти, социальном превосходстве, создании замечательных произведений искусства, о достижениях всего человечества — покорении звезд, вечном двигателе.

Все возникающие в процессе мечтаний образы имеют следующие особенности:

  1. Они детализированы, носят конкретный характер.
  2. Имеют ярко выраженную положительную эмоциональную окраску.
  3. Вызывают стремление к их достижению, уверенность в том, что такое будущее осуществимо.
  4. Отсутствует представление о последовательных шагах к их достижению и воплощению в действительности.

Несмотря на то, что мечтающий не имеет четкого плана для достижения своих целей, сама по себе мечта является важным стимулом для деятельности человека, поддерживает мотивацию в сложных и бесперспективных ситуациях, дает силы для преодоления сложностей.

Для детей часто мечта носит не столько вид стратегической направленности, сколько создает ее. В этом заключается формирующая функция мечты.

У детей

Виды воображения у детей:

  1. Непроизвольное. Образы, созданные детьми младшего возраста, крайне неустойчивы. Под воздействием внешних раздражителей они часто меняются. Как следствие — в течение непродолжительного времени ребенок легко меняет множество игр. Также таким детям свойственно накладывать качества одного предмета на другой — они представляют карандаш в виде ракеты и т. п. С каждым годом устойчивость образов растет, малыши могут дольше играть в игры с определенным сюжетом, возвращаются к предыдущему сюжету после перерыва.
  2. Произвольное. Возникновение произвольных образов у дошкольников, как правило, происходит в процессе сюжетно-ролевых игр со взрослыми.

    Дети в возрасте до 3-4 лет могут устойчиво действовать в рамках сюжета не более 10-15 минут, тогда как к 5 годам возможно удержать игру с определенным сюжетом уже на несколько часов и даже продлить ее в следующие дни.

    Развитие произвольного воображения происходит сначала под воздействием взрослых, однако старшие дошкольники могут самостоятельно спланировать свои действия, у них более устойчива мотивация к завершению игрового замысла.

  3. Репродуктивное. Проявляется чаще всего в представлении образов героев сказок. Ребенок рисует живые образы из прочитанных ему сказок. Со временем он начинает отличать явно сказочных персонажей от реально возможных.
  4. Продуктивное. В среднем и старшем дошкольном возрасте проявляется в придумывании собственных сюжетов сказок, добавлении их героям несуществующих в классическом варианте произведений характеристик. При рисовании в старшем дошкольном возрасте рисунки становятся более детализированными. В игры могут добавляться новые сюжетные линии, причем распределение ролей, как правило, происходит до начала игры.

На протяжении всей жизни воображение помогает человеку не только определить стратегические цели в далеком и ближайшем будущем, но и помочь выйти из затруднительного положения, сохранять ровный эмоциональный фон, генерировать новые идеи.

Понятие виды и способы развития воображения:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/vidy-voobrazheniya-v-psihologii.html

Воображение: классификация, основная характеристика видов воображений, особенности формирования воображения у детей и взрослых

Классификация воображения

ДокладпопредметуУправленческаяпсихологиянатему : «Воображение: классификация, основная характеристика видов воображений, особенности формирования воображения у детей и взрослых».              

Выполнила: студентка 3 курса

Группы 3гс

Каширина Юлия.

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет.

Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением.

Воображение – психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

 Воображение выражается в:

– построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

– создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 

– продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

– создании образов, соответствующих описанию объекта. 

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Классификация воображения.

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого выделяют пассивное и активное воображение.

В пассивномвыделяют сон, грезы и мечты, в активном— репродуктивное и творческое воображение. В этой последовательности каждый следующий вид воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация– это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности.

У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего.

Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

Мечта – создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. По оригинальности активное воображение разделяется на репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение,как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий

Творческое воображение -это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; (классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица).
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;(Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-С-Пальчик).
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;( любой схематический рисунок).
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях. (Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.)

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и обучения
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

  

  Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения.

  Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

  С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения.

Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть.

Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности.

Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность.

Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

  Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

  Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше.

Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его.

Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д.

Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

  Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

  В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.

Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью.

Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.

  Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

  Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка).

Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении.

Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

Источник: http://stud24.ru/psychology/voobrazhenie-klassifikaciya-osnovnaya-harakteristika-vidov/84317-260555-page1.html

Воображение

Классификация воображения

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.

Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А.

 Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д.

 Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию.  — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса

  • Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • точность

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и обучения
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание.

На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С.

 Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение.

В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.

Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов.

Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте.

Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства».

Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции.

Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом.

Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения.

Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Источник: https://www.braintools.ru/imagination

Виды воображения в психологии: особенности и краткая характеристика

Классификация воображения

Когда речь заходит о воображении, то в голову приходят яркие фантазии писателей, художников, гениальные изобретения конструкторов и открытия ученых.

На самом деле сфер использования воображения намного больше, о некоторых из них мы даже не подозреваем. Этот психический процесс создания образов активно участвует во всех видах деятельности человека, не только сознательной, но и неосознанной.

Воображение так многообразно, что в психологии существует даже классификация его видов.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний.

Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации.

Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая.

Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные.

Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере.

Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза.

А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем.

Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ.

Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения.

Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области.

Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Именно творческое воображение позволяет нам увидеть ситуацию с необычного ракурса, найти неожиданные, нестандартные решения проблемы, отыскать новые пути и увидеть скрытое от обычного взгляда.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Источник: https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html

ovdmitjb

Add comment